Научная статья на тему 'Особенности технологической обработки формованного корсета из натуральной кожи'

Особенности технологической обработки формованного корсета из натуральной кожи Текст научной статьи по специальности «Моделирование и конструирование швейных изделий»

CC BY
1782
140
Поделиться
Ключевые слова
натуральная кожа / формование / корсет / технология обработки

Аннотация научной статьи по легкой промышленности, автор научной работы — Брезгина Светлана Аскольдовна, Храброва Александра Константиновна

Предложена классификация формованных корсетов из натуральной кожи. Разработаны методы обработки различных узлов корсета. Даны рекомендации по их изготовлению. Разработанные методы технологической обработки формованного корсета могут быть взяты за основу для изготовления кроеных корсетов из искусственной и натуральной кожи, а также из плотных тканей.

Похожие темы научных работ по легкой промышленности , автор научной работы — Брезгина Светлана Аскольдовна, Храброва Александра Константиновна,

We consider the classification of molded corsets made of leather. Proposed methods of handling various sites corset and types of materials used in the process of creating a corset. The developed methods of technological processing of the formed corset can be are taken for a basis for manufacturing corsets tailored from artificial and a genuine leather, and also from dense fabrics.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности технологической обработки формованного корсета из натуральной кожи»

УДК 687.01

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ФОРМОВАННОГО КОРСЕТА ИЗ НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ

1 'У

С.А.Брезгина , А.К.Храброва

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГСЭ),

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская,7

Аннотация - Предложена классификация формованных корсетов из натуральной кожи. Разработаны методы обработки различных узлов корсета. Даны рекомендации по их изготовлению. Разработанные методы технологической обработки формованного корсета могут быть взяты за основу для изготовления кроеных корсетов из искусственной и натуральной кожи, а также из плотных тканей.

Ключевые слова: натуральная кожа; формование; корсет; технология обработки.

FEATURES OF TECHNOLOGICAL PROCESSING OF MAIN UNITS MOLDED CORSET

MADE OF GENUINE LEATHER

S.A. Brezgina, A.K. Khrabrova

The St.-Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7

The summary - We consider the classification of molded corsets made of leather. Proposed methods of handling various sites corset and types of materials used in the process of creating a corset. The developed methods of technological processing of the formed corset can be are taken for a basis for manufacturing corsets tailored from artificial and a genuine leather, and also from dense fabrics.

Keywords: leather; molding leather; leather corset; processing technology.

Производство корсетов в настоящее время стало приобретать значительную популярность. Заинтересованность предприятий в производстве корсетных изделий обусловлена появлением новых, более технологичных материалов и оборудования.

Одним из наиболее интересных и перспективных материалов для производства корсетов является натуральная кожа. Это исключительно пластичный материал, позволяющий создавать практически любые объемные формы изделий с плавными линиями. Корсеты из кожи возможно создавать конструктивным методом, с большим количеством членений, или путем формования отдельных элементов или всего изделия. Производство формованного корсета из натуральной кожи является относительно новым направлением в производстве предметов одежды корсетного типа. Актуальность его связана с появлением самых разнообразных по свойствам видов натуральных кож, а также широким ассор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тиментом материалов, которые можно использовать в качестве прикладных.

Рассмотрим вначале возможные варианты формованных корсетов, как максимально подвергшихся формованию, так и комбинированных с другими материалами.

Наибольший интерес представляет максимально формованный корсет, в котором детали переда и спинки не имеют конструктивных членений верха. На рис. 1 представлены некоторые модели таких корсетов, где формованные из кожи детали корсета соединены шнуровкой.

Такие изделия наиболее подвержены деформации при эксплуатации, поэтому сохранению их формоустойчивости могут содействовать хранение корсетов на форме и правильный выбор материалов для изготовления. Такие корсеты могут утягиваться по талии и формировать фигуру по желанию хозяйки.

Корсеты с эластичными вставками (рис. 2) создают вид «второй кожи», поскольку надеваются и облегают тело по аналогии с трикотажем. Сохранению фор-

мы при носке и хранении должны содействовать дополнительные формозакрепляющие слои в пакете материалов.

Рисунок 1 - Корсеты из натуральной кожи с формованными передом и спинкой

Еще один вариант формованных корсетов - комбинированные (рис. 3), в которых используют формообразующие членения в местах наибольшей кривизны, заранее подвергнутые формованию или, наоборот, полученную конструктивным путем форму дополнительно формуют, добиваясь плавного и более естественного перехода на различных участках изделия.

Т.о., формованный корсет, в зависимости от вида должен иметь разные пакеты его образующих материалов.

Рисунок 2 - Корсеты со вставками из эластичных материалов

Рисунок 3 - Модель кроеного корсета из натуральной кожи с формованными деталями спинки и чашечками

Чаще всего формованный корсет состоит из материалов: основного (натуральной кожи), прокладочного и подкладочного. Каждый из этих материалов должен соответствовать конкретным требованиям для конкретного вида корсета и выполнять функции, нацеленные на поддержание ряда свойств. Наиболее важным для рассматриваемого ассортимента одежды свойством является сохранение приданной при изготовлении формы. Это выражается в комплексном влиянии жесткости, толщины основного материала и прикладных материалов, точности подбора пакета материалов, наличии поддерживающих форму косточек, условиях хранения готового изделия.

Для предложенных выше трех вариантов корсетов могут быть использованы следующие варианты пакетов материалов:

1) один слой - натуральная кожа;

2) натуральная кожа в качестве основного материала, натуральная кожа для подкладки, возможно использование прокладочного материала или без него;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) натуральная кожа в качестве основного материала, подкладочный материал на трикотажной основе и прокладочный материал;

4) натуральная кожа в качестве основного материала, подкладочный материал на тканевой основе, без прокладки.

Для детального рассмотрения особенностей технологической обработки формованного корсета из натуральной ко-

жи необходимо учесть наиболее важный показатель, оказывающий большое влияние на формообразование корсета и его формозакрепление - толщину кожи. Принято натуральную кожу классифицировать [1-3] по показателям толщины на:

• тонкие кожи (от 0,5 мм до 2мм)

• средние кожи (от 2мм до 4мм)

• толстые кожи (от 4мм до 7мм)

В зависимости от толщины кожи подбираются и разрабатываются методы технологической обработки корсета.

Основными узлами, необходимыми для рассмотрения технологической обработки формованного корсета, являются:

■ верх и низ изделия,

■ боковые швы,

■ застежка.

Рассмотрим ниже каждый из описанных выше пакетов материалов корсета и с учетом перечисленных свойств.

Первый пакет состоит из одного слоя - натуральной кожи. В данном варианте необходимо использовать кожи толстые. Благодаря большой толщине корсет будет обладать повышенной жесткостью после формования. В данном пакете техно-

логия обработки основных узлов максимально упрощена. На рис. 4 - 5 показаны возможные способы обработки боковых швов корсета, верхнего и нижнего краев и застежки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможны также варианты обработка низа и верха корсета с открытыми срезами.

Второй пакет материалов предполагает формование основного слоя и подкладки, а также использование прокладки, полученной разными способами:

-кроеной, при этом швы в ней могут нести формозакрепляющую нагрузку;

- формованной из текстильных волокон;

- без прокладки.

Рисунок 4 - Обработка боковых швов корсета

X. У 12

Рисунок 5 - Обработка низа и верха, застежки на шнуровку

Данный вариант позволяет минимизированные временные затраты на конструктивные расчеты корсета. Основные расчеты конструкции упрощенно сводятся к вычислению разницы величин обхвата талии и обхвата груди. Лекала корсета имеют форму прямоугольника с высотой, равной модельной длине корсета, и длиной, рассчитываемой как:

От +П,

где: От - обхват талии, см; П - прибавки на уработку материала в процессе формования, см.

На рисунках 6 - 12 показаны возможные варианты технологической обработки корсета из второго пакета материалов.

Для удобства прочтения технологических узлов используем следующие условные обозначения:

Рисунок 6 - Обработка верхнего и нижнего краев корсета

Рисунок 7 - Обработка бокового шва с одной косточкой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 8 - Обработка бокового шва с двумя косточками и зигзагообразной строчкой на стыке деталей

Рисунок 9 - Обработка бокового шва с двумя косточками

Рисунок 10 - Обработка бокового шва с использованием цепной строчки для стачивания деталей верха с их последующим раско-лачиванием

Рисунок 11 - Обработка бокового шва с использованием цепной строчки для стачивания деталей верха с их последующим раско-лачиванием (для толстых кож возможно отсутствие косточек)

Рисунок 12 - Обработка застежки на шнуровку для формованного корсета из кожи с подкладкой из кожи

На рис. 6 - 12 представлены методы обработки основных узлов формованного корсета для второго пакете материалов (с основным и подкладочным материалом из натуральной кожи). Обработка узлов корсета с использованием толстых кож характеризуется отсутствием прокладочного материала и минимальным числом изгибов (рисунок 7-9). На рисунке 12 представлены методы обработки застежки на шнуровку

для всех толщин кож с подкладкой из натуральной кожи.

Третий пакет предполагает использование в качестве подкладки трикотаж, который, благодаря высоким эластическим характеристикам, может быть получен с минимальным количеством членений. Если подобрать трикотаж плотный и упругий, возможно сделать ношение корсета более комфортным - плотная оболочка, «вторая кожа» к телу, а основной слой из натуральной кожи - уже «третья кожа». Подобный пакет материалов имеет таким образом ряд преимуществ перед остальными: помимо комфортного и гигиеничного ношения, корсет с подкладкой из трикотажа может при правильной конструкции его и при правильном хранении способствовать наилучшей формоустойчивости изделия в эксплуатации.

Использование прокладочных материалов в этом случае обязательно. Если трикотаж мягкий и пластичный, легко деформирующийся под нужную форму, кожа также в процессе эксплуатации склонна к деформации, то прокладка должна иметь более устойчивую форму. Несомненно вопрос конструкции прокладки требует отдельного рассмотрения.Предложим в данной статье лишь некоторые рекомендации. Например, возможен вариант частичного или полного дублирования кожи прокладочным материалом, очень перспективен вариант получения формоустойчивой прокладки путем формования из термопластичных текстильных волокон, а также возможно использование традиционного способа получения прокладки конструктивным способом с большим количеством членений.

В четвертом пакете материалов формозакрепляющую функцию несет в основном подкладка из ткани. Ее получают конструктивным способом, при этом на подкладке могут быть закреплены поддерживающие форму косточки, полоски реги-лина. Наиболее наглядно варианты таких корсетов показаны на на рисунках 2 и 13, где пунктиром показаны формообразующие элементы. Корсет может быть комбинирован с эластичными вставками, кото-

рые должны быть расположены в местах наибольших перегибов фигуры и деформации в носке.

Рисунок 13 - Формованный корсет с эластичными вставками и кроеной подкладкой

В случае проектирования корсета лишь с формованными частями, например, чашечек, необходимо отдельно получить кроеные элементы и формованные, а затем уже соединить их в единое целое (рисунок

3).

Ниже, на рис. 14 - 22 показаны схемы унифицированной технологической обработки основных узлов формованного корсета для третьего и четвертого вариантов пакетов материалов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 14 - Обработка бокового шва корсета с уселением прочности шва

Рисунок 15 - Обработка бокового шва корсета с одной косточкой

Рисунок 16 - Обработка бокового шва корсета с двумя косточками. Стачивание деталей верха с использованием цепной строчки с их последующим расколачивани-ем

Рисунок 17 - Обработка бокового шва корсета с уселением прочности шва. Стачивание деталей верха с использованием цепной строчки для стачивания деталей верха с их последующим расколачиванием

1 3 5 4

Рисунок 18 - Обработка бокового шва корсета с одной косточкой. Детали подкладки дублируются

Рисунок 19 - Обработка бокового шва корсета с одной косточкой. Необходимо обметывание срезов деталей подкладки

Рисунок 20 - Обработка верхнего и нижнего краев корсета

шнуровку

шнуровку

При использовании трикотажной подкладки необходимо обметывать срезы деталей. При создании корсета из кож тонких используется подкладка на тканой основе, которая должна быть продублирована прокладочным материалом для придания формоустойчивости.

На качественное изготовление формованных из натуральных кож корсетов влияет большое количество факторов, которые подбираются индивидуально для каждого предмета. Изготовление одежды из кожи должно выполняться с использованием следующих материалов и приспособлений:

- соединение деталей верха и подкладки из кожи для снижения трения при продвижении материала во время шитья

используют тефлоновую лапку. Может быть дополнительно применены «подручные» материалы, как папирусная бумага, технические масла, силиконовые эмульсии или мыльный раствор;

- возможно для кож разной толщины дублирование деталей прокладочными низкоплавкими клеевыми материалами на тканой основе. Для тонких кож рекомендуется использовать тефлонновую насадку на утюг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- использование специальных ножниц, гелевых ручек, ленты-трансфер значительно облегчает изготовление кожаных изделий;

- нитки можно использовать следующие: капроновые № 50К, армированные № 45ЛХ, лавсановые № 33Л, 55Л, 90Л [1];

- одной из особенностей выполнения швов в кожаных изделиях является использование клея для закрепления припусков (клей БФ-6 ОК-2 УР-1 резиновый клей №81, клей «НИТХИ», «Крокус», специальный клей марок Rudolfix, Gutermann Klebenacht HT2 или клеевой карандаш марок Pritt и Tesa (Германия)[1]).

Необходимо также учесть, что при соединении деталей из кожи большое влияние оказывает длина стежка в строчке: маленькая длина стежка значительно снижает прочность шва и его растяжимость. Рекомендуется увеличивать длину стежка: стачивающая 3 - 4 мм, зигзагообразная 7 - 10 мм.

Рекомендуется использовать дублирующие клеевые или неклеевые кромки для мягких и тонких видов кожи. Их применяют при обработке низа и верха корсета с целью повышения технологичности процесса сборки изделия. При использова-

нии неклеевых кромок производится растрачивание припусков на шов машинами зигзагообразного стежка. Боковые швы выполняют машинным методом для усиления прочности процессе эксплуатации.

В данной статье представлены разработанные методы технологической обработки формованного корсета из кожи, которые могут быть взяты за основу для изготовления кроеных корсетов из искусственной и натуральной кожи, плотных тканей.

Таким образом, создание корсета из определенного вида натуральной кожи требует тщательной предварительной проработки технологии изготовления, подбора прикладных материалов. Комплексный подход обеспечит создание изделия, отвечающего ожидаемым требованиям к нему.

Литература

1.Конопальцева Н.М., Рогов П.И., Крюкова Н.А. Учебное пособие для вузов «Конструирование и технология изготовления одежды из различных материалов», вып.2ч.Ч.2/ - М.: издательский центр «Академия», 2007. - 288с.

2.Быстрова С.В. Автореферат диссертации «Разработка метода проектирования технологии верхней одежды из кожи с учетом свойств пакетов материалов»/ - М.: Информационно-издательский центр МГУДТ, 2008. - 24с.

3. Савостицкий А.В., Меликов Е.Х., Куликова И.А. «Технология швейных изделий»/ - М.: Легкая индустрия, 1971. - 600с.

4. Брезгина С.А. Храброва А.К. Основы проектирования формованной одежды из натуральной кожи Международная научно-практическая конференция «Теория и практика инновационного развития экономики в сфере сервиса и туризма». Сборник научных трудов.- Калининград: Изд-во "Страж Балтики", 2010. с.68-71.

Брезгина Светлана Аскольдовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Технология

и конструирование швейных изделий» СПбГУСЭ, тел.: +79052234690, e-mail: sbrezgina@mail.ru;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

Храброва Александра Константиновна, аспирантка СПбГУСЭ, тел.: +79210904411, e-mail: Alex-apiter3008@mail. ru.