РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОГРАММЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Касимова Ш.Н.
Касимова Шахноза Нуриддиновна — старший преподователь, кафедра менеджмента дошкольного образования, Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы разработки профессиограммы руководителя дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: образовательная программа, профессиография, профессиограмма, требования профессии, профессиональных знаний, умений, навыков, нормативно-структурный подход, деятельность руководителя.
Наиболее эффективным в проектировании образовательных программ подготовки специалистов является профессиографический подход, занимающийся описанием профессии и их классификацией по технологическим, экономическим, психолого-педагогическим и физиологическим критериям. Термин "профессиография" происходит от лат. "профессио" -постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. "графо" - пишу. Понятие "профессиография" включает профессиографическое исследование и его результат -профессиограмму. Профессиография является разделом двух наук - профессиологии и психологии труда. Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат профессиографического исследования оформляется документом - профессиограммой. В зависимости от целей исследования профессиография (и профессиограмма) содержит данные о проектируемой или о существующей профессии (либо в промежуточном варианте о существующей профессии с проектируемыми изменениями и усовершенствованиями в профессиональной деятельности) [1].
Профессиография - технология изучения требований, предъявляемых профессией к качествам личности работника (кандидата на должность), психологическим способностям, физическим возможностям и др. Она помогает в разработке информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций, как обеспечить взаимное соответствие человека и профессии [3].
Профессиограмма, с одной стороны, представляет нормативные требования профессии к разным видам профессионального труда; с другой стороны, описывает профессиональную деятельность, качества личности специалиста, необходимые для успешного выполнения труда. Составление профессиограмм необходимо для ведения научно обоснованной кадровой работы и формирования качественных трудовых ресурсов. Изучение и описание любой профессии ведётся с определённой целью и подчинено этой цели. Разнообразие профессиограмм по цели составления определяется тем, что профессиографирование является необходимым этапом любого научного и практического исследования в области психологии труда, эргономики, инженерной психологии, профессиоведения и многих других сферах деятельности, связанных с трудом. Именно цель проводимой работы диктует основные особенности профессиографического исследования и его оформления в виде профессиограммы [4].
Профессиограмма может составляться с целью обоснования учебных программ, направленных на подготовку кадров; оздоровления гигиенических условий труда; в профориентационных целях, в целях отбора и подбора. Для профориентационной работы, например, нужен банк коротких профессиограмм, учитывающих психологию многочисленных пользователей - учащихся, родителей, педагогов, руководителей образования, культуры и других подобных систем. Совсем другие требования предъявляются к профессиографическим материалам, которые разрабатываются как модель специалиста для министерств, ведомств, администраций, планирующих создание новой профессии.
Нас интересует профессиограмма как более эффективный метод проектирования содержания образования, направленный на достижение такого уровня профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, который «обеспечивает субъекту общественно приемлемое качество труда» [2, с. 7]. Для решения этой проблемы мы считаем актуальной потребностью составление профессиограммы руководителя ДОО как идеальной модели его деятельности, определяющей основные функции управления, требования к
личностным качествам, знаниям и умениям, необходимым для осуществления этих функций, с учётом специфики управления дошкольным организацием.
В теоретических источниках представлены различные подходы к составлению профессиограмм руководителя образовательного учреждения: задачно-личностный, нормативно-структурный, системно-деятельностный.
Стержнем задачно-личностной профессиограммы является иерархия профессиональных задач. К каждой профессиональной задаче подбираются виды профессиональных действий, средств, результатов, также профессионально важных качеств личности. В профессиограмме по вертикали могут быть выделены «модули», включающие перечень профессиональных задач; по горизонтали к задачам подстраиваются профессиональные действия, результаты профессиональной деятельности и необходимые для них профессионально важные качества личности.
Нормативно-структурный подход основан на изучении документов и функциональном анализе его деятельности. В деятельности старшего воспитателя учёным выделена двухуровневая иерархия функций: оперативные и целевые. Целевые функции обусловлены потребностями обшества и требованиями к дошкольному воспитанию, прогнозом его развития. В качестве оперативных функций обозначены планирование, организация, контроль, координация.
Профессиограмма состоит из трёх разделов. В первом разделе излагаются требования к руководителю детского сада, предъявляемые обществом. Во втором приводятся требования, сформулированные в Уставе ДОО и определяющие служебный статус заведующей. Третий раздел профессиограммы содержит перечень видов деятельности и необходимых знаний, умений, указываются необходимые личностные, профессионально значимые качества руководителя детского сада. При составлении профессиограммы использована должностная инструкция заведующей детским садом, тарифно-квалификационная характеристика работников учреждений образования, Устав дошкольной образовательной организации, Типовое положение о дошкольной образовательной организации.
Обобщение научных исследований, послуживших основой для составления профессиограммы руководителя дошкольного организация, и теоретическая разработка положений профессиограммы позволяют сделать некоторые выводы:
• профессиограмма может быть основой проектирования содержания обучения в процессе повышения квалификации руководителей дошкольных организаций для приведения его в соответствие с современными требованиями;
• профессиографическое описание управленческой деятельности способствует распределению основных управленческих знаний и умений по учебным дисциплинам, видам занятий, что позволяет видеть и стратегическую цель обучения и в то же время определить тактику преподавательского коллектива в её достижении;
• возможно использование профессиограммы руководителем дошкольного организация в составлении программы самообразования на основе адекватной оценки своей профессиональной подготовки по её содержанию и уровню квалификации.
Список литературы
1. Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. 196 с.
2. Зазыкин В.Г. Акмеографический поход в развитии профессионализма государственных служащих [Текст] / В.Г. Зазыкин. М.: РАГС, 1999. 88 с.
3. Управление персоналом: Словарь-справочник. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psyfactor.org/personal/personal15-14.htm/ (дата обращения: 18.01.2020).
4. Учебные материалы: Профессиограмма воспитателя. Невербальное общение. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/BvpXsXLm0js.html/ (дата обращения: 18.01.2020).