Научная статья на тему 'Профессиография как область научных знаний и актуальное направление изучения профессий'

Профессиография как область научных знаний и актуальное направление изучения профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1655
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАФИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОГРАФИИ / PRINCIPLES OF JOB SPECIFICATION / JOB SPECIFICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вишневский Владимир Анатольевич

Статья посвящена рассмотрению специфики профессиографии как области научных знаний в контексте развития современной профориентационной работы. Проанализированы основные принципы профессиографии и охарактеризованы актуальные направления изучения профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professiography as an Area of Scientific Knowledge and the Actual Direction of the Study of Professions

The article deals with the specifics of job specification as an area of scientific knowledge in the context of the development of modern career guidance. The basic principles of job specification are analyzed and actual directions of profession study are described.

Текст научной работы на тему «Профессиография как область научных знаний и актуальное направление изучения профессий»

20/6/2

В. А. Вишневский

УДК 82-9:331

ПРОФЕССИОГРАФИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЙ

современном обществе особенно актуальными являются вопросы, связанные с организацией профессиональной ориентации молодежи. От ее качества и системности во многом зависит будущий карьерный рост специалистов и даже степень удовлетворенности своим рабочим местом. Профессиография как наука о профессиях служит одним из основных информационных источников для организации профориентационной работы, поэтому ее развитие является одним из необходимых условий результативного функционирования рынка труда.

Цель статьи - теоретическое обоснование специфики и важности профессиографии как области научных знаний и описание современных направлений в изучении профессий.

В толковом словаре под редакцией С. Кузнецова профориентация рассматривается в двух значениях: «1. Ознакомление с группой профессий с целью помощи в выборе специальности. 2. Обучение основам какой-л. профессии с целью получения более полных представлений о данной специальности» [2, с. 1036]. В научных исследованиях под профессиональной ориентацией понимают комплексную научно обоснованную систему форм, методов и средств воздействия на человека с целью оптимизации его профессионального самоопределения на основе учета личностных характеристик каждого индивидуума и потребностей рынка труда. Она направлена на достижение сбалансированности между профессиональными интересами, возможно-

стями человека и потребностями общества в конкретных видах профессиональной деятельности.

Профориентационная работа способствует целенаправленному развитию способностей и талантов личности, росту ее профессионализма, работоспособности, сохранению здоровья и выступает одним из важнейших элементов государственной политики в сфере социальной защиты и занятости населения. Такая деятельность обеспечивает эффективное использование трудового потенциала социума, способствует повышению социальной и профессиональной мобильности человека, играет значительную роль в профилактике безработицы. Профориентационные мероприятия стимулируют поиск человеком эффективных средств повышения своего профессионально-квалификационного уровня, развитие социально-экономической инициативы, интеллектуальной и трудовой независимости.

Как известно, в обществе существует разделение труда, то есть отдельные относительно постоянные сферы труда и обособленные области трудовой деятельности, называются профессиям и специальностям. Необходимо дифференцировать понятия «профессия» и «специальность». Понятие «профессия» шире понятия «специальность». На основании изучения справочной и научной литературы можно утверждать, что профессия - это определенный вид трудовой деятельности, возникший в результате общественного разделения труда, и требует для ее выполнения способностей, теоретических знаний и практических навыков. Она определяется характером создаваемого продукта, используемыми орудиями труда и специфическими условиями производства. Профессия, в свою очередь, выступает группой родственных специальностей. Специальность в таком случае -это подтип профессии, который определяется дальнейшим разделением труда в ее пределах (например, профессия - строитель, а уже в ее рамках можем выделить специальности: маляр, бетонщик, монтажник, плотник, штукатур). При выборе профессии желательно кон-

кретизировать вид будущей деятельности в определенной специальности.

Необходимо признать отсутствие общепринятых критериев идентификации и распознавания профессий и специальностей. Часто эти понятия используются как синонимы. В обиходе иногда не различают даже понятия «профессия» и «должность».

Всестороннее и глубокое изучение различных видов профессиональной деятельности является необходимым условием решения и ряда других научно-практических задач, направленных на эффективную занятость населения, надежность работы специалистов, оптимизацию процесса подготовки и переподготовки кадров, рационализацию режимов и условий труда, снижение травматизма и профзаболеваний, обоснования допустимых вариантов переориентации человека с одной профессии на другую и овладение смежными специальностями.

Основная цель изучения различных видов профессиональной деятельности - создать социально-экономическую и санитарно-гигиеническую характеристику профессии, определить требования, которые она предъявляет к психофизиологическим и личностным характеристикам человека, определить совокупность его профессионально важных качеств. Изучением профессий в этом направлении занимается профессиография.

В справочной и научной литературе под профессиографией понимают науку, предметом изучения которой являются профессии и их классификация. Путем объективного исследования она призвана раскрыть всю сложность профессии, выявить ее содержание и структурные особенности, определить разнообразие взаимоотношений личности работника с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с рядом специфических и неспецифических явлений, сопровождающих процесс труда, раскрыть присущие ей требования к различным психическим функциям и на основе этого определить весь спектр требований к человеку как субъекту соответствующей профессиональной деятельности.

В силу своей внутренней глубокой наполненности выделим несколько видов про-фессиографии. Информационная профессио-графия направлена на обеспечение профори-ентационной работы, которая охватывает все разнообразные характеристики профессий, но подает их обобщенно, кратко, описательно. Кор-рекционная профессиография направлена на повышение безопасности профессионального труда, детально и аналитически описывает только те характеристики, которые являются основными источниками опасности для человека, задействованного в конкретной трудовой сфере. Диагностическая профессиогра-фия обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики, ориентированной на изучение технических, правовых, технологических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда только на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и на которых требуются высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания. Формирующую профессиографию используют в процессе профессионального обучения, так как она охватывает социально-экономические, исторические, правовые характеристики профессии в общих чертах, с подробной аналитической обработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.

Отметим, что профессиография содержит комплекс методов изучения профессиональной деятельности, а именно - методы сбора эмпирических данных (изучение документации, наблюдение, опрос, продуктов деятельности и методов биографического и трудового опыта) их анализа (метода и экспертной оценки, анализа эмпирических данных, статистического анализа), а также методы психической интерпретации (структурно-системный анализ и функционально-структурный анализ).

Научное исследование в области культурно-психологических особенностей труда, какие бы теоретические или практические задачи перед ними ни стояли, начинается с изу-

20/6/2

чения конкретной профессиональной деятельности.

Многоаспектный и многообразный процесс анализа профессии начинается со сбора основных сведений о ней, о составляющих ее частях и особенностях, исследование которых актуально для социума. Собранную информацию классифицируют, анализируют, критически оценивают и соответственно систематизируют. На основании этого составляют обзор, имеющий полную характеристику исследованного вида профессиональной деятельности.

Результатом профессиографического изучения является создание профессиограммы -документа, в котором представлено комплексное, систематизированное и всестороннее описание объективных характеристик профессии и совокупности ее требований к индивидуально-психологическим особенностям человека. Главной частью профессиограммы является психограмма, включающая полное описание конкретных психологических характеристик и профессионально важных личностных качеств специалиста.

Процесс создания профессиограмм базируется на определенных принципах, соблюдение которых обеспечивает научную обоснованность результатов исследования. Принципы профессиографии сформулировал исследователь К. Платонов [5]. Основными из них являются комплексность, целеустремленность, личностный подход, надежность (требования к эмоциональной устойчивости личности в условиях помех и шумов), дифференциация, типизация, перспективность и реальность.

Качественный содержательный анализ особенностей любой профессии предусматривает производственную характеристику профессии и ее специальностей, включая экономическое значение, социологическую и социально-психологическую, педагогическую (перечень объема знаний и умений, необходимых для успешной профессиональной работы, срок профессиональной подготовки и т.д.) характеристики профессии, а также санитарно-гигиеническую характеристику условий

труда с акцентом на так называемые вредные для здоровья производственные процессы; перечень медицинских противопоказаний для работы в данной профессии; психограмму (перечень психологических требований профессии к специалисту). Все эти аспекты изучения профессии объединены принципом комплексности и должны учитываться, хотя и в разной степени, в зависимости от поставленной цели исследования.

В соответствии с принципом целенаправленности содержание и объем профессио-граммы определяются теми практическими задачами, ради которых осуществляется изучение профессии. В частности целью такого изучения могут выступать профконсульта-ция, профотбор, производственное обучение, рационализация производственного процесса, совершенствование условий труда и прочее.

Согласно принципу личностного подхода психограмма должна предусматривать различные психологические требования, рассчитанные на среднего работника и на работника с высоким уровнем развития профессиональных способностей.

Важным принципом, положенным в основу профессиографического исследования, является принцип надежности. Он предполагает учет осложненных условий исследуемой профессии, то есть требований профессии к эмоциональной устойчивости человека в стрессовых ситуациях или в условиях усиленных препятствий. Ведь эмоциональная устойчивость является одним из важнейших аспектов надежности человека в процессе профессиональной деятельности. Этот принцип, прежде всего, учитывается в ходе разработки про-фессиограмм профессий, связанных с опасностью, риском (профессии водителя, летчика, оператора, машиниста и т.д.).

Принцип дифференциации при разработке профессиограмм требует учитывать специфику различных специальностей, входящих в данную профессию. Например, профессия юриста разветвляется на такие специальности: следователь, судья, адвокат, консультант в юридической консультации или учреждении, юрист-теоретик в научном учреждении и т. д.

Принцип типизации, в свою очередь, предполагает объединение различных профессий в определенные группы по сходству требований к психологической структуре специалиста. Данный принцип полагается в основу психологической классификации профессий. В практической психологии чаще всего используется профориентационная классификация профессий Е. Климова [3] и профориентацион-ная классификация типов личности и типов профессиональной среды Д. Холланда [1].

Принципы перспективности и реально -сти указывают на необходимость учета в про-фессиографических исследованиях тенденций развития и изменений в психологической структуре исследуемой профессии.

Соблюдение указанных методологических принципов определяет качество профес-сиографического исследования и предотвращает ошибки при разработке профессиограмм.

Комплексность и содержательность про-фессиографии предполагает изучение профессии по нескольким направлениям, рассмотрим их более детально:

1. Производственная характеристика.

Раскрывает информационный материал о

совокупности специальностей, относящихся к структуре исследуемой профессии, а также ее основных технологических «узлов» - производственных операций. Этому направлению отвечает также описание основных производственных условий профессиональной деятельности. В этом контексте рассматриваются не все условия конкретной профессиональной деятельности, а только органически связанные с технологией труда, а также с предметом и целями этой деятельности. К этому же направлению относится исследование и описание предмета труда, всех используемых средств.

2. Экономическое значение профессии.

В исследовании по этому направлению

раскрывается роль и место профессии в системе народного хозяйства, ее взаимосвязь с другими профессиями, экономическая результативность данной профессиональной деятельности для народного хозяйства в целом и для человека, который ею занимается, в том

числе заработная плата, экономические льготы и тому подобное.

3. Социальная и социально-психологическая характеристика профессии.

Этому направлению исследования профессий имманентно раскрытие специальной информации о престиже профессии, личные перспективы специалиста, взаимодействие работников в пределах непосредственного производственного окружения (коллектив кафедры, лаборатории, бюро и т.д.); особенности отношений членов коллектива, их взаимодействие между собой и руководством.

4. Учебно-производственная характеристика профессии.

В этом аспекте раскрываются вопросы об объеме, диапазоне, глубине специальных знаний, умений и навыков, необходимых для оптимальной профессиональной деятельности. Здесь также указываются возможности получения необходимых знаний и умений, условия обучения, учебные заведения, которые готовят специалистов по данной профессии, срок обучения, учебные предметы.

5. Гигиеническая характеристика профессии.

Изучается окружающая среда, определяются климатические условия профессиональной деятельности, освещенность, звуки, шумы, вибрации и т. д. Особое внимание уделяется химическому составу среды, в частности, воздуха, а также таким факторам, как запах, вкус, раздражение кожи. В гигиенической характеристике выделяются факторы, которые при определенных условиях могут оказывать негативное влияние на организм человека, ухудшая состояние его здоровья.

6. Физиологическая характеристика требований профессии к человеку.

В этом направлении исследования рассматриваются физические и нервные нагрузки, возникающие при выполнении производственных операций в профессиональной деятельности человека, в том числе физические нагрузки на отдельные анализаторы. Определяются типичная производственная рабочая поза человека и возможности ее изменения в течение рабочего дня; нервная нагрузка в те-

20/6/2

чение всего рабочего времени и в отдельные периоды работы. Под физической и нервной нагрузкой имеем в виду выявление не только их интенсивности, но и продолжительности. Наряду с этим исследуются типичные особенности темпа и ритма работы: являются ли они заданными, принудительными, неизменными в течение всего рабочего времени или намеченными, вариативными, свободными. Указываются медицинские противопоказания для работы по данной профессии.

7. Психологическая характеристика профессиональной деятельности.

Предусматривает определение требований профессии к психологической сфере личности. Существуют специальные и общие способности, от наличия которых зависит успех деятельности в данном виде профессионального труда. Определяются профессионально значимые свойства личности, ее особенности: интересы, волевые, эмоциональные и мотивационные характеристики, коммуникативные и организаторские, специальные деловые качества (например, оперативность или пунктуальность в решении определенных существенных для данной профессиональной деятельности вопросов). Определяются также существенные для данной профессии характерологические особенности личности. Раскрываются профессионально значимые особенности проявления отдельных психических функций: мышления, памяти, восприятия, воображения, а также сенсомоторики и внимания. Указываются возможности компенсации тех или иных свойств или особенностей проявления личности в процессе профессиональной деятельности. При этом проблема компенсации трансформируется в проблему формирования индивидуального стиля работы, обеспечивает оптимальную профессиональную деятельность.

Таким образом, профессиографический материал должен содержать не только анализ индивидуально-психологических особенностей человека, но и анализ важных профессиональных отношений и ценностных ориентаций, существенных для характеристики профессии. Важным здесь является информация о

возможности проявления в данной профессиональной деятельности творчества, инициативы, самостоятельности, способности к самореализации и применения новых технологий. Элементы глобальной системы характеристики профессиональной деятельности должны быть показаны не изолированно друг от друга, а как определенная совокупность, которая создает психологическую структуру профессии.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению специфики профессиографии как области научных знаний в контексте развития современной профориентационной работы. Проанализированы основные принципы профессиографии и охарактеризованы актуальные направления изучения профессий.

Ключевые слова: профессиография, профориентация, профессия, принципы профес-сиографии.

SUMMARY

The article deals with the specifics of job specification as an area of scientific knowledge in the context of the development of modern career guidance. The basic principles of job specification are analyzed and actual directions of profession study are described.

Keywords: job specification, professional orientation, profession, principles of job specification.

ЛИТЕРАТУРА

1. Holland J. L. Making vocational choices: A theory of vocational personalities and work environments. - Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. - 1985.

2. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. -СПб.: «Норинт», 2000. - 1536 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -304 с.

4. Коханова Л. А., Калмыков А. А. Основы теории журналистики: учебное пособие. -М.: ЮНИТИ-ДАНА. MEDIA-образование. 2009. - 523 с.

5. Платонов К. К. Психологическая наука и запросы практики вооруженных сил // Военная мысль. - 1957. - № 12. - С. 52-63.

Ж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.