Научная статья на тему 'Психологический анализ профессиональной деятельности врача'

Психологический анализ профессиональной деятельности врача Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1310
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карачарова Ю. А.

В статье рассматриваются теоретические основы проведения психологического анализа трудовой деятельности. Приводиться теоретический анализ исследований, посвященных изучению профессиональной деятельности врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ профессиональной деятельности врача»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА

© Карачарова Ю.А.1

Тверской государственный университет, г. Тверь

В статье рассматриваются теоретические основы проведения психологического анализа трудовой деятельности. Приводиться теоретический анализ исследований, посвященных изучению профессиональной деятельности врача.

Теоретические основы психологического анализа профессиональной деятельности

Изучению проблемы описания профессиональной деятельности в психологии труда посвящено большое количество работ отечественных ученых К.К. Платонова, Э.Ф. Зеера, В. А. Бодрова, Е.М. Ивановой и др. Наиболее полным методом анализа и описания профессиональной деятельности является метод профессиографического изучения деятельности.

В самом общем виде с точки зрения Е.М. Ивановой, под профессио-граммой понимают сводку знания о профессии и организации труда, а также «психологический» портрет профессии (психограмму), отражающий требования к особенностям личности специалиста, его психофизиологическим свойствам, психологическим качествам и способностям, необходимым специалисту для успешной деятельности в данной профессии [3]. Зеер Э.Ф. полагает, что профессиограмма должна отражать условия труда, права и обязанности работника, необходимые знания, умения и навыки, профессионально важные качества, а также противопоказания по состоянию здоровья [2]. С точки зрения Н.С. Пряжникова, профессиограмма - это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Составной частью профессиограммы является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности [11]. Маркова А.К. определяет профессиограмму как обобщенную модель успешного специалиста в данной области; как научно обоснованные нормы и требования профессии к качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно их выполнять [8].

В основе проведения профессиографического анализа деятельности должны лежать определенные принципы. Ивановой Е.М. разработала следующие: 1) принцип поэтапности изучения профессиональной деятельно-

1 Ассистент кафедры Социальной психологии

сти; 2) принцип целенаправленности, согласно которому исследование профессиональной деятельности должно строиться, исходя из его целей, задач, а также специфических условий трудового процесса; 3) принцип селективности - заключается в направленности исследования на те особенности трудового процесса, где наиболее ярко проявляется специфика субъект-объектных взаимосвязей; 4) принцип структурированности, согласно которому изучение объекта необходимо осуществлять на трех его уровнях: параметрическом (выделение нормативных признаков объекта, его свойств, характеристик), морфологическом (изучение поэлементного строения объекта, взаимосвязи между его признаками, свойствами, характеристиками); функциональном (объяснение принципов организации, функционирования, развития объекта); 5) принцип многоуровневости -рассмотрение объекта и субъекта труда необходимо осуществлять с точки зрения их горизонтальных и вертикальных взаимосвязей; 6) принцип иерархичности познания деятельности - позволяет изучать субъект-объект-ные отношения в динамической форме, рассматривая их в процессе становления человека как субъекта трудовой деятельности. Исходным тезисом здесь является то, что каждая деятельность иерархична по своей структуры: система деятельности более низкого порядка встроена в систему деятельности более высокого порядка - что позволяет этапы профессионального становления личности рассматривать как единую, динамическую систему [3, 4].

Кулагин Б.В. выделяет три основных этапа анализа профессиональной деятельности в рамках профессиографического исследования: 1) сбор информации о профессиональной деятельности; 2) обработка и обобщение полученной информации, собственно оставление профессиограммы; 3) применение профессиограммы в практических и теоретических целях. Первый этап осуществляется при помощи методов наблюдения, структурного интервью, анализа документальных источников, изучения продуктов деятельности, эмпирического исследования и др. На втором этапе полученная информация анализируется, обобщается и интерпретируется при помощи методов психологического и статистического анализа [7].

Существует целый ряд классификаций видов профессиографического исследования. Специфика профессиографического исследования зависит от целей, для которых оно проводиться. Иванова Е.М. предложила рассматривать четыре типа профессиографии: информационный, диагностический, прогностический и методический. Информационное профессио-графирования предназначено для профконсультационной работы с оптантами. При составлении профессиограммы следует учесть, что главное назначение - это первичное информирование о профессии, её распространенности, уровне образования, квалификации, перспективах роста, психофизиологический и психологических требованиях к человеку. Диагностическое профессиографирование проводиться в случаях выяснения

причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма и др. Этот тип является поисковым, главное - установление причин, обуславливающих наличие названных фактов. Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектированию профессионального роста и карьеры работников. Методическое профессиографирование позволяет психологу подобрать и разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств. Как отдельный вид методического профессиографирования Е.М. Ивановой была разработана аналитическая профессиография. Автор определяет аналитическую профессио-грамму как «построение операторной структуры деятельности субъекта труда через анализ основных обобщенных нормативных показателей операционально-технологической структуры труда, изучаемых как система операционально-технологических признаков, организующих исполнение операционально-технологических действий субъекта труда. Аналитическое профессиографирование включает в себя два основных этапа: 1) анализ операционально-технологической структуры труда; 2) анализ собственно психологической структуры деятельности субъекта труда [3, 4]. Дополняя классификацию Е.М. Ивановой Э.Ф. Зеер выделяет еще про-спектированное профессиографирование. Сущностная особенность данного подхода заключается в проектировании профессиограммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профессионального становления [2]. Маркова А.К. в свою очередь предложила задачно-личностный модульный подход к профес-сиографированию. В состав модуля входят «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля) [8].

Дмитриева М.А. указывает, что профессиограмма, составленная в целях профотбора, должна включать двоякого рода требования к личности: во-первых, те, которые определяют необходимые и некомпенсируемые способности и должны предъявляться к любому среднему работнику данной профессии; во-вторых, указания на качества личности только желательные, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Профессиограмма, составленная в целях профориентации и профконсультации, отличается большой широтой содержания. В ней необходимо отразить всесторонние знания о профессии. Спецификой профессиограммы для целей профессионального обучения является установка на выявление в первую очередь тех психофизиологических функций, которые будучи важными для работы, подвержены зна-

чительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессиональным мастерством. При этом основные классические разделы про-фессиограммы следующие: 1) общая характеристика профессии; 2) основные производственные операции и условия труда; 3) психограмма [10].

Как правило, большинство исследований ориентировано на решение задач как методологического, так и прикладного плана, поэтому представляется целесообразным проведение комплексных профессиографиче-ских исследований профессиональной деятельности, в которых будет наиболее полно описана специфика деятельности и психологические характеристики специалиста.

Анализ психологических исследований профессиональной деятельности врача

Социальное и экономическое благополучие общества, качество жизни населения во многом зависят от состояния здоровья граждан, их трудовой активности и возможности создания устойчивой финансово-экономической базы государства. Поэтому сохранение и укрепление здоровья населения является одним из главных приоритетов государственной политики. В современных условиях здоровье общества во многом определяется деятельностью учреждений здравоохранения.

Исследователи давно пришли к выводу, что невозможно повышать качество медицинских услуг, не изучая специфику труда, психологические характеристики субъекта труда. Однако стоит отметить не достаточную разработанность подробных профессиограмм отдельных направлений врачебного труда. При этом можно зафиксировать тенденцию преобладания нормативных профессиограмм над экспертными и эмпирическими. Имеющиеся модели, очень часто, не подчиняются принципу системности в изучении, отражают либо отдельные стороны познавательных процессов врача, либо некоторые личностные свойства.

Психологический анализ врачебной деятельности, проведенный В.П. Андроновым, А.С. Поповым, А.А. Чазовой, Б.А. Ясько, Б.Д. Карва-сарским и др. позволяют обнаружить некоторые данные об особенностях профессиональной подготовки врачей разных направлений, об основных видах врачебной деятельности, о значимости в структуре психологических детерминант когнитивных, мотивационных, характерологических, темпераментальных составляющих. Так, например, Б.А. Ясько выделила и подробно описала основные направления деятельности врача в рамках специальности «Лечебное дело»: профилактическое, диагностическое, лечебное, воспитательно-образовательное, организационно-управленческое, научно-исследовательское и описала основные действия, осуществляемые в данных направлениях [13].

Отдельно разрабатывается направление, изучающее психологические характеристики успешного врача. Важнейшим когнитивным компонентом, имеющим свою специфику во врачебной деятельности, является мышление. В исследованиях можно обнаружить различные понятия, ха-растеризующие данную сферу. Андронов В.П. определяет профессиональное медицинское мышление как «рефлексивную умственную деятельность врача, обеспечивающую постановку и решение диагностических, лечебных, профилактических задач через анализ генезиса и развития патологических процессов и их этиологических факторов». Опираясь на экспериментальные данные, В.П.Андронов утверждает, что существует зависимость между уровнем профессионализма и особенностями мышления врача [1]. Исследователи А.С. Попов и В.Г. Кондратьев пришли к выводу, что для эффективной деятельности врачу необходимо обладать способностью к умственному построению синтетической картины болезни, к переходу от восприятия внешний проявлений заболевания к воссозданию её внутренних связей и отношений. Для обозначения данной составляющей психики авторы используют понятие клиническое мышление [9]. Ясько Б.А. предлагает различать «профессиональное мышление» и «клиническое мышление». Профессиональное мышление, с точки зрения исследователя это более широкое понятие, интегрирующее два компонента: клиническое мышление (осмысление и преобразование объекта) и рефлексию субъекта (осмысление своей деятельности, себя) [13]. Авторы приводят основные характеристики клинического мышления: нестандартность, целенаправленность, гибкость, рефлексивность и др.

Важным профессиональным качеством врача являются мнемические способности. Доказано, что врачи обнаруживают большой объем памяти. При этом особенно востребованной во врачебной деятельности является оперативная память. Так, Б.А. Ясько пишет: «Развитая оперативная память, её высокий объем, быстрота и точность воспроизведения, помехоустойчивость являются основными характеристиками оперативной памяти и значимыми условиями успешности профессиональной деятельности врача» [13].

Профессиональное внимание как одна из важнейших характеристик познавательной сферы врача, характеризуется, прежде всего, большим объемом, избирательностью и концентрацией, что многократно доказано исследованиями. Так, например, в исследовании Б. А. Ясько обнаружено, что врачи хирургического и анестезиолого-реанималогического профиля обладают преимущественно большим объемом и высокой устойчивостью внимания; анасиезиологи-реаниматологи - высокой способностью распределения внимания и наблюдательностью; поликлинические терапевты - большой переключаемостью внимания [13].

Помимо характеристик когнитивной сферы для успешности профессиональной деятельности важен мотивационный компонент. В исследовании В. А. Москалева обосновывается наличие в структуре профессионально развивающейся личности врача мотивации профессионального самосовершенствования. Москалев В. А. обнаружил положительную корреляционную связь между формированием феномена психической дезадаптации личности врача и низким уровнем выраженности мотивации профессионального самосовершенствования [13]. В исследовании Е.П. Четверговой успешные стоматологи характеризуются преобладанием мотивации стремления к успеху над мотивацией избегания неудач [12].

Можно выделить также ряд личностных качеств, которым были посвящены исследования в данной сфере. Климов Е. А. отмечает, что для представителей соционимического типа очень важны наблюдательность именно по отношению к поведению, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчивость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей, терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего образа [6]. По мнению Б.Д. Карвасарского, «успешная врачебная деятельность определяется такими психологическими особенностями, как высокий уровень коммуникативной компетентности, реализуемой в отношении пациентов, их родственников, а также медицинского персонала, его уверенность в собственных силах и устойчивость в ситуации непопулярности и отвержения, в сочетании с гибкостью и пластичностью поведения в изменяющихся, нестандартных ситуациях, высокая устойчивость к стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам, наличие развитых механизмов адаптации и компенсации с высокой значимостью экзистенциально-гуманистических ценностей, формирующих дальнюю жизненную перспективу» [5]. Исследователь Б. А. Ясько выявила следующие психологические характеристики врача: средне-высокий уровень развития коммуникативных и организаторских качеств, преобладание стратегий сотрудничества в среде клиницистов терапевтического профиля и наступательных, авторитарных в среде хирургов и анестезиолого-реаниматологов, преобладание высших нравственно-этических ценностей, высокий уровень выраженности потребности в достижении [13]. Четвергова Е.П. в своем исследовании личностных детерминант профессиональной успешности стоматологов обнаружила, то, что успешные врачи более общительны, склонны к риску, в случае невозможности использования стратегии сотрудничества в конфликтной ситуации прибегают к соперничеству и т.д. [12].

Подводя итог, обзорному анализу психологических исследований профессиональной деятельности врачей, подчеркнем, что нам не удалось обнаружить работ, посвященных подробному анализу профессиональной деятельности и психологических характеристик участковых врачей-

терапевтов. Участковый врач-терапевт это первый врач, к которому обращается человек за помощью при различных заболеваниях. Именно от действий данного специалиста зависит своевременное и эффективное лечение больного человека, а также предупреждение болезней населения. Полагаем, что профессиографическое исследование деятельности участкового врача-терапевта имеет большое практическое значение. Так, выявление психологических конструктов успешного специалиста способно обеспечить наиболее эффективный профессиональный отбор и психологическое сопровождение уже работающих специалистов.

Список литературы:

1. Андронов В.П. Профессиональное мышление врача и возможности его формирования // Психологическая наука и образование. - 1999. - № 2.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1999.

3. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987.

4. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. - М., 2003.

5. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. - СПб., 2007.

6. Климов Е.А. Психология профессионала. - М. ; Воронеж, 2003.

7. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л., 1984.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

9. Попов А.С., Кондратьев В.Г. Очерки методологии клинического мышления. - Л., 1972.

10. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В.М. Снеткова -СПб., 2001.

11. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М., 2004.

12. Четвергова Е.П. Личностные детерминанты профессиональной успешности стоматологов. Дисс. ... канд.психол.наук. - Хабаровск, 2007.

13. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. - Ростов-н/Д., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.