Научная статья на тему 'Разработка проекта р еконструкции Москвы в 1930-е гг'

Разработка проекта р еконструкции Москвы в 1930-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
491
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МОСКВА / 1920-Е ГГ. / 1930-Е ГГ. / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ДЕЛА / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА / МАГИСТРАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДВОРЕЦ СОВЕТОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка проекта р еконструкции Москвы в 1930-е гг»

ВЕСТНИК 2/2009

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА РЕКОНСТРУКЦИИ МОСКВЫ В 1930-е гг.

Ю.Д. Старостенко

МАРХИ

С позиций дня сегодняшнего реконструкция Москвы 1930-х гг. предстает чередой последовательных событий, ключевым из которых является принятие Генерального плана 1935 г. Представление о том, что с этого документа началась реконструкция города, встречается во многих работах, посвященных Москве того времени. Однако к моменту утверждения Генплана уже функционировала первая очередь метрополитена, была открыта первая очередь гостиницы «Москва», шла внутренняя отделка здания Совета Труда и Обороны в Охотном ряду, была сломана китайгородская стена, частично расчищена Манежная площадь, а на месте храма Христа Спасителя зиял котлован, где начиналось возведение фундаментов будущего Дворца Советов.

Практически во всех статьях в специализированных журналах еще за 1934 г. упоминались некие грандиозные городские магистрали, которых на тот момент не существовало. Так С.Е. Чернышов в описании проекта магистрали улица Горького - Ленинградское шоссе отмечал, что «эта магистраль соединяет Пролетарский (промышленный) район и политический центр столицы с Советской площадью, с М.Б.Б. [Московским Белорусско-Балтийским] вокзалом, и далее с обширными, быстро развивающимся районом Ленинградского шоссе и его крупными предприятиями» [1]. Мельников при описании проекта застройки Котельнической и Гончарной набережных упоминал магистраль, соединяющую Таганскую площадь с центром города, Жолтовский в проекте реконструкции площади Свердлова - магистраль Петровка - Замоскворечье. Создавалось впечатление, что все эти проекты разрабатывались в соответствии с единым замыслом, который был хорошо известен специалистам, но при этом не назывался.

Речь шла о генеральном плане города, который официально начал разрабатываться после июньского Пленума ЦК ВКП(б) 1931 г. Тогда все предшествующие этапы разработки проекта перепланировки города были признаны не соответствующими задачам социалистической реконструкции. За тенденции «реставраторства», выфажавшиеся в стремлении сохранить памятники архитектуры, был раскритикован план «Новая Москва», которой в 1918-1924 гг. разрабатытался Архитектурной мастерской Моссовета под руководством И.В. Жолтовского и А.В. Щусева (в 1922 г. мастерская была преобразована в Особую ученую комиссию «Новая Москва»). За механическое распространение радиально-кольцевой планировочной структуры Москвы на ее пригороды был раскритикован план «Большая Москва», который в 1921-1924 гг. разрабатывался под руководством С.С. Шес-такова специальной комиссией в структуре Московского коммунального хозяйства (МКХ). Еще один план города, разрабатытавшийся Планировочно-земельным отделом МКХ в 1927-1929 годах, среди критикуемых не упоминался. Вероятней всего потому, что именно этот план, хотя и не официально, стал основой для следующих этапов работы над планировкой города уже после июньского Пленума 1931 г. Пока в печати бушевала градостроительная дискуссия, и Ладовский, Гинзбург, Ле Корбюзье и другие предлагали свои варианты реконструкции города, в соответствии именно с этим планом на рубеже 1920-х - 1930-х гг. в Москве велось новое строительство.

2/2009 ВЕСТНИК

В июньском постановлении 1931 г. особо указывалось, что «Пленум ЦК считает совершенно ненормальным, что Москва не имеет пятилетнего плана развития своего хозяйства, и что застройка Москвы происходила стихийно без общего плана города». Это противоречило реальному положению вещей, но отвечало чисто идеологическим задачам -после череды партийных чисток новая власть укрепляла свои позиции. В связи с этим Пленум обязывал «московские организации приступить к разработке серьезного научно обоснованного плана дальнейшего расширения и застройки Москвы» [2].

После июня 1931 г., на новом этапе разработки такие принципы плана, как сохранение радиально-кольцевой структуры города, ее исправление путем спрямления и расширения улиц и проложения улиц-дублеров, которые были заложены еще в плане «Новая Москва» и были основаны на представлениях теоретиков городского благоустройства начала XX в., остались неизменны. Перепланировать город, когда в развитие городского хозяйства уже были вложены значительные средства, никто не собирался. Скорее для успокоения общественности, а не ради получения какого-либо результата, осенью

1931 г. начался давно ожидавшийся конкурс на проект перепланировки Москвы.

В январе 1932 года Л.М. Каганович в докладе на II московской областной и III городской конференциях ВКП(б) заявил: «Мы объявляем борьбу на два фронта: против разукрупнения Москвы и против городской гигантомании» [3]. Судьба конкурса была предрешена. Двумя годами ранее подобный конкурс вызвал бы небывалый интерес, но в новых условиях летом 1932 года его результаты были безжалостно раскритикованы. К этому времени под руководством В.Н. Семенова в специально созданном при Моссовете Архитектурно-планировочном управлении (АПУ) в соответствии с партийными установками был разработан и новый план, и проекты основных магистралей (как показывает сопоставление проектов на основании разработок конца 1920-х гг.). Начала воплощаться еще одна установка о преимущественной застройке магистралей, провозглашенная в январе 1932 г.:. Ее целью было создание нового облика Москвы, соответствующего ее статусу столицы СССР.

В постановлении июньского Пленума об облике города фактически не говорилось. Необходимость разработки плана объяснялась прежде всего тем, что план развития городских коммуникаций не был связан с планом развития промышленности города, что в условиях шедшей индустриализации было равносильно преступлению. Однако уже в

1932 г. на первый план начали выходить совсем иные задачи. Проектировалось главное здание страны - Дворец Советов, на смену старому эстетическому идеалу приходил новый. Внешняя, парадная сторона реконструкции начинала постепенно затмевать собой утилитарные проблемы.

ВЕСТНИК 2/2009

На протяжении 1932 г. план реконструкции Москвы дорабатывался. Хотя еще не был готов окончательный проект Дворца Советов, основные положения реконструкции центра, как и всего города, были уже сформулированы. Для разгрузки проспекта Ильича (от площади Дзержинского - мимо Дворца Советов к Ленинским горам) была намечена прокладка нового полукольца через Кузнецкий мост. Как и в плане МКХ намечалось замыкание Бульварного кольца в Замоскворечье, прокладка улиц-дублеров для Мясницкой, Тверской и Арбата. Одна новая кольцевая магистраль должна была пройти по трассе Камер-Коллежского вала, другая еще дальше фактически в парковой зоне вокруг города.

Во второй половине 1932 г. к разработке проектов отдельных магистралей были привлечены ведущие архитекторы страны. АПУ все чаще критиковали за то, что оно не справляется с возложенными на него функциями. В ноябре управление было реорганизовано. В начале 1933 г. Общая группа Сектора Планировки АПУ на основе уже представленного эскизного проекта планировки составляла «окончательный» проект планировки Москвы. Экспертизу проекта сначала провел Союз советских архитекторов, а в середине 1933 г. экспертные комиссии были созданы уже самим Моссоветом.

Результатом работы комиссий стала масштабная реорганизация проектного дела Москвы. АПУ было упразднено. Вместо него при Моссовете были организованы: Отдел проектирования с 10 проектными мастерскими, Отдел планирования с 10 планировочными мастерскими и Отдел городских земель и отвода участков [4]. Все мастерские возглавили известные архитекторы, ранее привлекавшиеся АПУ в качестве консультантов. Благодаря этой реорганизации, ставшей возможной лишь после создания в июле 1932 г. Союза советских архитекторов, к делу реконструкции оказались привлечены практически все архитекторы Москвы, Ленинграда и Харькова. В соответствии с идеей магистрального строительства между планировочными мастерскими были распределены основные магистрали.

Если исходить из того, что генеральный план города (это понятие утвердилось в специализированной печати на рубеже 1932-1933 гг.) к моменту реорганизации был в общем готов, создание мастерских можно рассматривать как начало следующего этапа разработки плана, первый этап его детализации. Отчасти эту гипотезу подтверждает статья Д. Арановича «Планировка и архитектура социалистической Москвы», опубликованная осенью 1934 г. в журнале «Новый мир». Посвящена она была «генеральному проекту перепланировки Москвы», рассмотренному и в общем одобренному в июле того же года на заседании ЦК ВКП(б) и Совнаркома. Эта редакция генерального плана по основным положениям практически не отличалась от предыдущих. Новым моментом стала установка на застройку набережных Москвы-реки как одной из важнейших магистралей города.

В 1935 г. в передовой статье в «Известиях», посвященной утверждению Генерального плана, С.Е. Чернышов - главный архитектор Отдела планировки - упоминал о том, что план уже был в основном одобрен годом ранее [5]. Однако вскоре об этом было забыто. Генплан, бывший по сути политическим документом, стал новой точкой отсчета в деле планирования города. Его самым существенным отличием от варианта 1934 г. было расширение территории города за счет юго-запада. Причиной, вероятней всего, был конфликт планировщиков города и Наркомата путей сообщения, начавшийся еще в 1932 г. Разработчики проекта планировки настаивали на освобождении под новое жилищное строительство территорий, занимаемых сортировочными и товарными станциями московского железнодорожного узла, но НКПС не спешил с выводом станций за пределы города. В 1935 г. мероприятия по реконструкции узла лишь упоминались в Генплане, а жилищное строительство было предложено размещать на новых территориях за Ленинскими горами.

2/2009 ВЕСТНИК

О цели создания проектных и планировочных мастерских было забыто. Детальная разработка генерального плана началась заново. В конце 1935 г. вместо существовавших на тот момент планировочных мастерских было создано 6 магистральных архитектурно-планировочных, к каждому району города был прикреплен архитектор. Для общего руководства в составе отдела планировки было выделено Бюро общей планировки [6]. Летом 1936 г. было объявлено о завершении детальной разработки Генплана в масштабах 1:1000 и 1:2000, включавшей в том числе и разработку красных линий. Однако и через год Генплан продолжал дорабатываться в этих же масштабах. Летом 1937 года Отдел планировки только предполагал приступить к разработке Генплана в масштабе 1:500, но на этом этапе разработчики проекта столкнулись с низким качеством имеющихся геодезических материалов. Архитекторы часто не представляли реальный рельеф разрабатываемых ими улиц и площадей. В первом приближении эти проблемы удалось разрешить лишь к 1939 г.

Поскольку по мере детализации возникала необходимость в размещении на планах новых крупных зданий, еще одной проблемой стали расхождения между планами различных масштабов. Стремление разработать весь план раз и навсегда во всех деталях никак не согласовывалось с реальной жизнью города. Несмотря на пропаганду магистральной застройки, Москва, как и в 1920-е гг., продолжала активно реконструироваться путем строительства отдельных крупных зданий. Едва ли не единственным и самым последовательным воплощением Генерального плана 1935 года и его идей стала улица Горького. Проект реконструкции улицы разрабатывался с 1932 г., а его реализация началась после ряда переделок лишь в 1937 г. Однако именно улица Горького стала магистралью, которая в современной Москве, наряду с метро, застройкой Охотного ряда и Манежной площадью олицетворяет довоенный этап реконструкции города.

Таким образом, реконструкция города началась еще до утверждения Генплана 1935 г. Сам Генплан был лишь одним из промежуточных этапов разработки проекта реконструкции Москвы, которая велась с начала 1920-х годов и продолжилась после Великой Отечественной войны.

Литература

1. Чернышов С.Е. реконструкция улицы Горького // Строительство Москвы. 1934. № 4, с. 6

2. О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства в СССР (Резолюция по докладу т. Кагановича, принятая пленумом ЦК ВКП(б) 15 июля 1931 г.) // Сборник важнейших постановлений МК и МГК ВКП(б). 1932, с. 44

3. Цит. по: Булганин Н.А. Строительство и реконструкция Москвы // Строительство Москвы. 1932. № 8-9, с. 6

4. Об организации дела проектирования зданий, планировки города и отвода земельных участков в г. Москве (Постановление бюро МГК ВКП (б) и президиума Моссовета РК и КД от 23 сентября 1933 года) // Строительство Москвы. 1933. № 9, с. 5

5. Чернышов С.Е. Новая Москва // «Известия». 1935. № 163 (5716)

6. На новом этапе // Строительство Москвы. 1935. № 11, с. 2

7. Булушев А.И. Год работ по планировке Москвы // Строительство Москвы. 1936. № 13-14, с. 8

Ключевые слова:

Москва, 1920-е гг., 1930-е гг., Генеральный план, организация проектного дела, реконструкция, планировочная структура, магистральное проектирование, Дворец Советов

Рецензент: ректор Московского архитектурного института, доктор архитектуры, действительный член РААСН, Швидковский ОД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.