Научная статья на тему 'Разработка проекта "основы научного исследования" в программах подготовки магистров'

Разработка проекта "основы научного исследования" в программах подготовки магистров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / TEACHING ENGLISH / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / MASTER''S DEGREE PROGRAM / ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SUBJECT-LANGUAGE INTEGRATED LEARNING / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / ACADEMIC INTEGRITY / ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / THE BASICS OF SCIENTIFIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллина Е.В.

В статье рассматривается создание проекта «Основы научного исследования» на английском языке в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык в научной сфере» для магистерских программ всех направлений. Обоснованы принципы и подходы предметно-языкового интегрированного обучения. Раскрыты особенности понятия «Академическая целостность» и требования по оформлению научного исследования в международном академическом сообществе. Описаны этапы внедрения проекта «Основы научного исследования» на английском языке в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PROJECT “BASIS OF SCIENTIFIC RESEARCH” IN THE PROGRAM OF MASTER’S DEGREE STUDENTS PREPARATION

The article considers the development of the project “Fundamentals of Scientific Research” in English within the framework of the academic discipline “Foreign Language in the Scientific Area” for the master’s degree program. The principles and approaches of the subject-language integrated learning are grounded in the paper. The features of the term “Academic Integrity” and the requirements for the design of scientific research in international academic community are disclosed. The stages of the implementation of the project “Fundamentals of Scientific Research” in English are described.

Текст научной работы на тему «Разработка проекта "основы научного исследования" в программах подготовки магистров»

2. Kiselyov A.M. Sistema sovershenstvovaniya professional'noj podgotovki sotrudnikov FSIN Rossii k dejstviyam v ehkstremal'nyh situaciyah [The system of improvement of professional training of FPS officers to act in extreme situations]: the dissertation on competition of a scientific degree of the doctor of pedagogical Sciences: 13.00.08: defense of the thesis 22.04.2009 / Kiselev Aleksandr Mihajlovich. - Ryazan', 2009.- 361 p. [in Russian]

3. Belous V.G. O problemah penitenciarnoj pedagogiki [About the issues of penitentiary pedagogy] / V.G. Belous, P.V. Golodov // Na puti k grazhdanskomu obshchestvu [On the way to civil society]. - 2016. - №2 (22). - P.14-18. [in Russian]

4. Veselin V.V. Formirovanie professional'noj gotovnosti sotrudnika protivopozharnoj sluzhby k ehkstremal'nym usloviyam raboty [Formation of professional readiness of an employee of the fire service to extreme working conditions] / V.V. Veselin // Vestnik Voronezhskogo instituta GPS MCHS Rossii [Bulletin of the Voronezh Institute of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation]. - 2011. - №1(1). - P.8-9. [in Russian]

5. Zajcev G.S. EHkstremal'nye usloviya deyatel'nosti: Ponyatie, soderzhanie, klassifikaciya [Extreme conditions of professional activity: concept, content and classification] / G.S. Zajcev // Vestnik Kyrgyzsko-Rossijskogo slavyanskogo universiteta. [Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University] - 2014. - №10. - P.25-29. [in Russian]

6. Kalinin M.A. Kratkovremennye seansy fizicheskoj kul'tury kak osnova uspeshnogo osvoeniya uchebnoj discipliny kursantami vuzov FSIN Rossii [Short sessions of physical training as the basis for the successful discipline study by the cadets of high schools of the FPS of Russia] / M.A. Kalinin // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie [Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction]. - 2016. - №4(36). - P.96-100. [in Russian]

7. Kugno EH.EH. Pedagogicheskie aspekty formirovaniya gotovnosti voennosluzhashchih k deyatel'nosti v ehkstremal'nyh situaciyah [The pedagogical aspects of solders'readiness activity in extreme situations] / EH.EH. Kungo // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat State University]. - 2012. - №1-1. - P.196-199. [in Russian]

8. Ogorodnikov A.V. Osobennosti deyatel'nosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii [Features of professional activity of penitentiary system's collaborators of Russia] / A.V. Ogorodnikov // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Samara University]. - 2010. - №5(79) - P.219-223. [in Russian]

9. Sochivko D.V. Ponyatie ehkstremal'nyh uslovij zhiznedeyatel'nosti [The concept of extreme living conditions] / D.V. Sochivko // Novainfo.ru. Tom 1[Novainfo.ru. Tom 1]. - 2015. - №31. - P.284-289. [in Russian]

10. Homyakov O.V. Obuchenie sotrudnikov osobennostyam dejstvij v usloviyah nizkih temperature okruzhayushchej sredy [Training of the peculiarities of action in conditions of low ambient temperatures]/ O.V. Homyakov, M.A. Kalinin, S.V. Kon'kov and others // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal]. - 2016. - №10-3. -P.195-197. [in Russian].

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.64.081 Кириллина Е.В.

ORCID: 0000-0002-5583-0250, кандидат педагогических наук, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА «ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» В ПРОГРАММАХ ПОДГОТОВКИ

МАГИСТРОВ

Аннотация

В статье рассматривается создание проекта «Основы научного исследования» на английском языке в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык в научной сфере» для магистерских программ всех направлений. Обоснованы принципы и подходы предметно-языкового интегрированного обучения. Раскрыты особенности понятия «Академическая целостность» и требования по оформлению научного исследования в международном академическом сообществе. Описаны этапы внедрения проекта «Основы научного исследования» на английском языке в учебный процесс.

Ключевые слова: преподавание английского языка, магистерская программа, предметно-языковое интегрированное обучение, академическая целостность, основы научного исследования.

Kirillina E.V.

ORCID: 0000-0002-5583-0250, PhD in Pedagogy, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk DEVELOPMENT OF THE PROJECT "BASIS OF SCIENTIFIC RESEARCH" IN THE PROGRAM OF MASTER'S DEGREE STUDENTS PREPARATION

Abstract

The article considers the development of the project "Fundamentals of Scientific Research" in English within the framework of the academic discipline "Foreign Language in the Scientific Area" for the master's degree program. The principles and approaches of the subject-language integrated learning are grounded in the paper. The features of the term "Academic Integrity" and the requirements for the design of scientific research in international academic community are disclosed. The stages of the implementation of the project "Fundamentals of Scientific Research" in English are described.

Keywords: teaching English, master's degree program, subject-language integrated learning, academic integrity, the basics of scientific research.

В ответ на стремительное развитие международного сотрудничества и академической мобильности многие высшие учебные заведения сейчас предлагают программы и курсы на английском языке. Преподавание учебной дисциплины или курса на иностранном языке предполагает использование иных подходов в обучении, в

частности «предметно-языковое интегрированное обучение» (Content-Language Integrated Learning - CLIL). Предметно-языковое интегрированное обучение считается платформой для инновационного методологического подхода, который намного шире, чем просто преподавание дисциплины. Метод CLIL направлен на развитие мастерства как в неязыковом специализированном предмете, так и в языке, на котором этот предмет преподается. Более того, достижение такой цели требует формирования такого подхода к обучению, в рамках которого изучение специализированного предмета будет осуществляться не на иностранном языке, а с помощью иностранного языка и через изучение иностранного языка [4]; [7].

Д. Марш определяет предметно-языковое интегрированное обучение как «целостный образовательный подход, который состоит из ряда моделей» [8], они различаются по целям и перспективам изучения иностранного языка. В своей статье, посвященной анализу методики CLIL, Пестова Д.С. объясняет, что методика CLIL основывается на следующих принципах: содержание - коммуникация - познание мышление - культура/гражданство. Вместе с тем, как автор указывает, они отличаются степенью интенсивности внедрения иностранного языка в изучение специализированной дисциплины [5, С. 1].

Отечественные исследователи привносят свое видение в понятие CLIL. Так, А.Е. Крашенинникова рассматривает предметно-языковое интегрированное обучение как своего рода методику, которая дает возможность сформировать у обучаемых языковую и коммуникативную компетенции на иностранном языке в том же предметном контексте, в котором у них формируются и развиваются общеучебные знания и умения [3].

В работе О.Н. Бурдаковой, А.А. Джалалаловой и Н.П. Рауд обосновываются 3 модели обучения по CLIL, как многоязычное обучение, вспомогательное/интегрированное обучение предмету и языку, а также предметные курсы с включением языковой поддержки. Поэтому, данная методика дает возможность выступать как язык обучения, язык для обучения и язык через обучение [1, C. 12].

Стоит отметить, что предметно-языковое интегрированное обучение не требует дополнительных часов для изучения языка, т.к. его изучение происходит в процессе изучения специальной дисциплины.

В отечественной системе высшего образования курс по основам научного исследования не является новой. Традиционно, такой курс дает представление о структуре научно-исследовательской работы, методологии, этапах работы и требованиях к выпускным квалификационным работам. Вместе с тем, в международном академическом пространстве к исследованиям предъявляются несколько отличительные требования. В связи с этим, возникает необходимость в подготовке выпускников магистерских программ, владеющих навыками профессиональной коммуникации на английском языке, которые могут проводить исследования в зарубежных вузах, стать частью международной исследовательской группы, публиковать результаты своих исследований в международных изданиях.

В зарубежных образовательных и академических сообществах придерживаются понятия «академическая целостность», «академическая честность» («Academic Integrity»). Для студентов читают лекции, проводят курсы и семинары как ознакомление с основами учебно-научной работы в университете или колледже. Принципы и основы Академической целостности, прежде всего, входят в «Кодекс чести» (Code of Honor) учебного заведения. Термин «целостность» подразумевает соблюдение этических принципов и устойчивость моральных основ [2; 10]. Международный Центр Академической Целостности (МЦАЦ) в США организован для сохранения авторских прав и борьбы с плагиатом [9]. Центром Академической целостности были определены 6 ключевых академических ценностей: честность, доверие, справедливость, уважение, ответственность и храбрость. В официальном сайте Центра размещена вся информация о его деятельности, а также ресурсы, как для студентов, так и сотрудников учебных заведений, включая средние школы [9]. В настоящее время зарубежные образовательные учреждения часто в своих уставах раскрывают ее сущность и принципы соблюдения в своей образовательной среде. С глобализацией академического сообщества эта тенденция прослеживается и в отечественной науке.

Дисциплина «Иностранный язык в научной сфере» согласно учебным планам подготовки магистров по техническим специальностям в Северо-Восточном федеральном университете включена в базовую часть и рассчитана на 216 академических часов. Принципы предметно-языкового интегрированного обучения и Академической целостности могут быть успешно реализованы в преподавании дисциплины.

Освоение программы дисциплины «Иностранный язык в научной сфере» направлено на формирование следующей компетенции: готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности, по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования уровня магистратуры [6, C. 3]. Реализация проекта приводит к практическим результатам в качестве подготовки рукописи статьи и/ли подготовки доклада для конференции на английском языке.

Проект состоит из двух частей: вводной и практической. Для введения в содержание проекта разработаны материалы по темам: Что такое Академическая целостность?; Основополагающие ценности Академической целостности, отличия и сходства с общепринятыми ценностями в обществе; Академическая целостность в университете; Что такое академическая нечестность и как ее избежать?; Почему важно «хранить записи»?; Формы и способы хранения информации; Планирование времени в целях академической успеваемости и своевременного проведения научного исследования; Новые академические навыки для учебы в университете (конспектирование на лекции, запись информации и идей в командной работе); Этапы написания академического эссе; Что такое плагиат; Стандарты оформления ссылок и библиографических данных; Типы исследования: первичный и вторичный; Структура научно-исследовательской работы; Постановка проблемы, гипотезы, подходы к формулировке темы исследования; Методы исследования. В процессе ознакомления с основами научного исследования магистранты изучают научный стиль английского языка: академическую лексику, грамматические структуры, устойчивые обороты, принятые этические нормы.

После ознакомительного этапа магистранты приступают к практической части: подбирают научные статьи зарубежных авторов на английском языке и проводят вторичное исследование, а именно обзор зарубежных научных

работ по своей исследовательской теме. Для подбора научных статей предварительно анализируется название темы научного исследования по ключевым словам и терминам, принятых на английском языке в зарубежном научном сообществе. Следует отметить, что данный этап работы крайне важен, так как точное и четкое определение темы на английском языке с точки зрения терминологии и содержания позволяет магистранту найти соответствующие научные работы по своей теме. Далее следует лексический и грамматический анализ отобранных статей: магистранты составляют лексические словари и выделяют лексико-грамматические обороты, характерные для определенного этапа научного исследования. После языкового и содержательного анализа научной статьи магистранты приступают к написанию статьи на английском языке, полностью основываясь на тех материалах, которые были представлены во вводной части проекта «Основы научно-исследовательской работы». Завершающим этапом проекта является редактирование рукописи статьи и/или текста доклада преподавателем и утверждением для опубликования и/или выступления с докладом на конференции.

Реализация проекта предполагает использование университетской платформы MOODLE, где размещаются справочные и аудио-, видеоматериалы проекта, а также материалы лекционных и практических занятий для повторения. В данной платформе общение преподавателя и магистрантов носит характер контроля знаний и компетенций в форме тестов, эссе, обсуждений вопросов в форуме, изложение проблемы исследования, взаимопроверка работ и т.д.

Данный проект «Основы научно-исследовательской работы» на английском языке в рамках дисциплины «Иностранный язык в научной сфере» полностью реализует принципы и подходы предметно-языкового интегрированного обучения и академической целостности, и в то же время является практико-ориентированным. В результате, магистранты могут опубликовать научную статью или выступить с докладом по своей исследовательской теме на английском языке.

Список литературы / References

1. Бурдакова О.Н. Методика интегрированного обучения предмету и языку в учебном процессе Нарвского колледжа Ту [Электронный ресурс] / О.Н. Бурдакова, А.А. Джалалалова, Н.П. Рауд. - URL: http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/narva_files/NK%20LAK%20uuringu%20raport%20vene%20k%202011%20_2_.pdf (дата обращения: 10.03.2017)

2. Еременко, Т. В. Академические ценности современного вузовского сообщества: сравнительный анализ зарубежного и российского опыта Т.В. Еременко // Модернизация образования: прошлое, настоящее, будущее: XIX Рязанские педагогические чтения. - Рязань Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2012. - С. 117.

3. Крашенинникова А. Е. К вопросу об использовании предметно-языкового интегрированного обучения CLIL [Электронный ресурс] / А.Е. Крашенникова. - URL:

http://www.rusnauka.com/3_ANR_2013/Pedagogica/5_126661.doc.html (дата обращения: 15.02.2017)

4. Литвишко О.М. Компетентностно-ориентированная модель обучения: преимущества и методики CLIL в преподавании профессионально-ориентированного английского языка / О.М. Литвишко, Ю.А. Черноусова // Материалы научно-методических чтений ПГЛУ «Университетские чтения - 2015». - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2015. -С. 37-40.

5. Пестова Д.С. Анализ методики «Предметно-языковое интегрированное обучение» [Электронный ресурс] / Д.С. Пестова. - URL: https://infourok.ru/analiz-metodiki-predmetnoyazikovoe-integrirovannoe-obuchenie-2101584.html

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования МАГИСТРАТУРА. Направление подготовки 03.04.03 Радиофизика. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №1417 от 30.10.14г. - 9с.

7. Content and Language Integrated Learning (CLIL) at School in Europe. Eurydice. The Information Network on Education in Europe. Brussels: Eurydice, 2005. - 80p. (4).

8. CLIL: An interview with Professor David Marsh/ International House Journal of Higher Education, Issue 26: Spring 2009 (22) [Электронный ресурс] - URL: http://www.ihjournal.com/content-and-language-integrated-learning (дата обращения: 15.03.2017)

9. International center for academic integrity [Электронный ресурс] - URL: http://www.academicintegrity.org (дата обращения: 20.02.2017)

10. Academic integrity [Электронный ресурс] - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Academic_integrity (дата обращения: 25.04.2017)

Список литературы на английском языке / References in English

1. Burdakova O.N. Metodika integrirovannogo obuchenija predmetu i jazyku v uchebnom processe Narvskogo kolledzha Tu [Integrated teaching techniques for subject and language at Narvsk college of Tu] [Electronic resource] / O.N. Burdakova, A.A. Dzhalalalova, N.P. Raud. -URL: http://www. narva.ut. ee/sites/default/files/narva_files/NK%20LAK%20uuringu%20raport%20vene%20k%202011%20_2 _.pdf (accessed 10.03.2017)

2. Eremenko T. V. Akademicheskie cennosti sovremennogo vuzovskogo soobshhestva: sravnitel'nyj analiz zarubezhnogo i rossijskogo opyta [Academic values of modern university community: comparative analysis of foreign and Russian experiences] // Modernizacija obrazovanija: proshloe, nastojashhee, budushhee: XIX Rjazanskie pedagogicheskie chtenija [Modernization of education: the past, present, future: the XIXth Ryazyan pedagogical reasings ] / Rjaz. gos. un-t im. S. A. Esenina. Rjazan', 2012. - P. 117. [in Russian]

3. Krasheninnikova A. E. K voprosu ob ispol'zovanii predmetno-jazykovogo integrirovannogo obuchenija CLIL [Issues of using content-language integrated learning] [Electronic resource] / A. E. Krasheninnikova. - URL: http://www.rusnauka.com/3_ANR_2013/Pedagogica/5_126661.doc.html (accessed: 15.02.2017) [in Russian]

4. Litvishko O.M. Kompetentnostno-orientirovannaja model' obuchenija: preimushhestva i metodiki CLIL v prepodavanii professional'no-orientirovannogo anglijskogo jazyka [Competent-oriented model of teaching: advantages of

content-language integrated learning in teaching professional Englisk language] / O.M. Litvishko, Ju.A. Chernousova / Materialy nauchno-metodicheskih chtenij PGLU «Universitetskie chtenija - 2015» [Materials of the scientific-methodical readings of PSLU "University readings - 2015"]. - Pjatigorsk: Izd-vo PGLU, 2015. - Pp. 37-40. [in Russian]

5. Pestova D.S. Analiz metodiki "Predmetno-jazykovoe integrirovannoe obuchenie" [Analysis of content-language integrated learning method] [Electronic resource] / D.S. Pestova. - URL: https://infourok.ru/analiz-metodiki-predmetnoyazikovoe-integrirovannoe-obuchenie-2101584.html [in Russian]

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija. Uroven' vysshego obrazovanija MAGISTRATURA. Napravlenie podgotovki 03.04.03 Radiofizika. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF №1417 30.10.14. [Federal state educational standard of higher education. Level of higher education Master's. Preparation direction: 03.04.03 Radiophysics. Approved by the order of Ministry of Education and Science RF №1417 from 30.10.14.] -9p. [in Russian]

7. Content and Language Integrated Learning (CLIL) at School in Europe. Eurydice. The Information Network on Education in Europe. Brussels: Eurydice, 2005. - 80p. (4).

8. CLIL: An interview with Professor David Marsh/ International House Journal of Higher Education, Issue 26: Spring 2009 (22). [Electronic resource] - URL: http://www.ihjournal.com/content-and-language-integrated-learning (accessed: 15.03.2017)

9. International center for academic integrity [Electronic resource] - URL: http://www.academicintegrity.org (accessed: 20.02.2017)

10. Academic integrity [Electronic resource] - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Academic_integrity (accessed: 25.04.2017)

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.64.015 Лукина С.А.

ORCID: 0000-0003-2800-6650, ФГАОУ В «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» ИДЕЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПРАКТИКЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Данная статья посвящена анализу учебно-методической литературы по методике преподавания естествознании и биологии, пособий для учащихся школ, студентов педагогических вузов и учителей биологии. Каждый раздел школьного курса биологии существенно влияет на формирование той или иной ценности. В статье ставится задача анализа реализации идеи формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в содержании естественнонаучного школьного образования в русских школах в разные периоды времени.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, ценностное отношение, методика обучения биологии.

Lukina S.A.

ORCID: 0000-0003-2800-6650 FSAEI of HE 'M.K. Ammosov North-Eastern Federal University' THE IDEA OF FORMING A VALUE RELATION TO HEALTHY LIFESTYLE IN THE PRACTICE OF

BIOLOGICAL EDUCATION

Abstract

This article is devoted to the analysis of educational and methodological literature on the methods of natural science and biology teaching, materials for students of schools, students ofpedagogical universities and biology teachers. Each section of the school biology course significantly affects the formation of a particular value. The article poses the task of analyzing the realization of the idea offorming a value attitude to health and a healthy lifestyle in the content of natural science school education in Russian schools at different periods of time.

Keywords: healthy lifestyle, value attitude, methodology of biology teaching.

На нынешнем этапе развития России тревогу вызывает состояние здоровья школьников от которого зависит будущее страны. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования выделяется такой личностный результат освоения образовательной программы, как «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни...» [1]. Она продиктована реальной потребностью государства и немаловажную роль в разрешении вышеуказанной ситуации играет школьный предмет биология, поскольку она может заложить зачатки ведения здорового образа жизни.

К личностнозначимым приоритетным итогам изучения раздела «Человек и его здоровье» в естественнонаучном просвещении выступают валеологическая компетентность по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих людей и претворение в жизнь установок более здорового и безопасного образа жизни.

Каждый раздел биологии в школе существенно влияет на развитие той или иной ценности. Ведь больше 30 лет назад известные методисты Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская отмечали, что «биология как учебный предмет представляет исключительную ценность для воспитания материалистического мировоззрения, так как ее материал является доступным наблюдению и требует логических выводов на основе наблюдаемых фактов и явлений» [2, C. 18].

Однако анализ литературы по методике преподавания естествознании и биологии в российских школах предоставил возможность сделать вывод о том, что в программе естественнонаучного школьного образования не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.