Научная статья на тему 'Разработка принципов и моделей ценообразования в газовом секторе экономики'

Разработка принципов и моделей ценообразования в газовом секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Патрушев Д.Н.

Система газоснабжения России основополагающий элемент национальной экономики, от надежного и эффективного функционирования которого непосредственно зависит ее нормальная работа и жизнеобеспечение всех граждан России. Доля газа в общем объеме производства и внутреннего потребления энергетических ресурсов составляет около 50% в структуре экспорта топлива из России 45 46%. Газовая отрасль занимает 8% в структуре ВВП, обеспечивает до 25% доходов бюджета, а также более 19% поступлений валютной выручки государства за счет экспортных поставок газа Изложена методика расчетных цен в газовом секторе экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Патрушев Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Pricing Principles and Models for Natural Gas Industry

Techniques have been described for calculated prices in the natural gas industry of Russia

Текст научной работы на тему «Разработка принципов и моделей ценообразования в газовом секторе экономики»

J

Д. Н. Патрушев,

докторант кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, кандидат экономических наук

истема газоснабжения России — основополагающий элемент национальной экономики, от надежного и эффективного функционирования которого непосредственного зависит ее нормальная работа и жизнеобеспечение всех граждан России.

Доля газа в общем объеме производства и внутреннего потребления энергетических ресурсов составляет около 50%, в структуре экспорта топлива из России — 45-46%. Газовая отрасль занимает 8% в структуре ВВП, обеспечивает до 25% доходов бюджета, а также более 19% поступлений валютной выручки государства за счет экспортных поставок газа.

Разработка принципов и моделей ценообразования в газовом секторе экономики

УДК 338.5

Динамичное развитие газового сектора способно обеспечить поступательное движение и другим отраслям экономики. В условиях наметившегося экономического подъема обеспечение газом платежеспособных российских потребителей представляется одной из основных задач по модернизации экономики и обеспечению ее дальнейшего развития.

Разработка и реализация концепции развития рынка газа в Российской Федерации является одним из важнейших условий формирования полноценного конкурентного российского рынка газа и развития его инфраструктуры, а также выполнения международных обязательств по поставкам газа.

На основе анализа состояния и функционирования рынка газа и его основных проблем Концепция определяет цели, задачи, принципы и приоритетные направления развития рынка газа, условия и этапы его реформирования.

Цены должны обеспечивать эффективное потребление газа. Цены должны создавать адекватные стимулы для разведки и разработки газовых месторождений, обеспечивая нормальный процесс воспроизводства запасов и добычи, т. е. цена должна покрывать затраты (краткосрочные и долгосрочные), связанные с деятельностью газовых компаний, и обеспечивать им прибыль. Цены должны отражать потребительские характеристики газа по сравнению с альтернативными видами топлива.

Объединение этих задач в единую систему дает основной критерий эффективного ценообразования: цены должны создавать условия для такого роста спроса и предложения газа, который обеспечивает наилучшее развитие национальной экономики.

В газовой отрасли зарубежных стран сформировались три основные модели ценообразования «затраты плюс», «нетбэк» и «межгазовой конкуренции».

1. Затратный принцип ценообразования («cost plus», т. е. «затраты плюс») состоит в том, что величина цены товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих в денежной форме расходы на производство и реализацию единицы товара.

В соответствии с этим принципом цена газа определяется по следующей формуле:

Цена =

= совокупные издержки добычи, транспортировки и сбыта газа + + налоги + приемлемая норма прибыли.

Очевидно, что для расчета цены нельзя использовать средние издержки в расчете на единицу продукции. С позиций долгосрочного развития отрасли, важное значение приобретает проблема полного возмещения издержек и обеспечения разумного уровня рентабельности. В краткосрочном плане возмещение затрат необходимо для оплаты стоимости приобретаемого газа, возмещения оборотных средств (зарплата, срочные ремонтные работы, обслуживание кредитных средств). В долгосрочном плане возмещение затрат необходимо также для замены выбывающего оборудования, проведения ремонтно-профилактических работ, модернизации и создания новых объектов и систем. В связи с этим цены должны обеспечивать не только покрытие текущих эксплуатационных издержек, но и возврат инвестиций. В рыночной среде только соответствие цен долгосрочным предельным затратам может дать правиль-

И

J

Ш <

ные ориентиры для инвестиционной политики. Под предельными затратами понимается прирост общих затрат, обусловленный увеличением производства и продажи товаров на одну единицу.

Теоретически применение методики «затраты плюс» дает минимально возможные цены на газ, поскольку в этом случае рассчитывается минимально допустимая цена, соответствующая принципу возмещения стоимости. В данной модели продавцам стабильно обеспечивается получение закрепленного дохода, потребителям — стабильность цен даже при увеличении спроса. Недостатком этой модели является игнорирование текущего спроса, покупательской оценки и конкуренции.

2. По мере развития газовых рынков и усиления конкуренции газа с другими энергоносителями, возникла модель ценообразования, которая определяет предельную цену, обеспечивающую экономические стимулы к использованию газа вместо других видов топлива. Цены на природный газ должны быть такими, чтобы у конечного потребителя он был конкурентоспособен по сравнению с альтернативными энергоносителями. Это так называемый принцип ценообразования «нетбэк» («netback pricing»), при котором цена на газ — это максимальная цена, по которой поставщик может продать газ покупателю, оставаясь при этом конкурентоспособным с поставщиками других видов топлива. При достижении ценой значения «нетбэк» потребителю становится безразлично, какой энергоноситель выбрать, и решение принимается с учетом дополнительных факторов (например, экологических качеств газа). В данной модели цены ориентируются на потребителей и фактически не существует непосредственной связи между затратами производства газа и уровнем цен. Для отдельного потребителя цена «нетбэк» определяется исходя из следующего ^отношения:

Цена «нетбэк» = цене у потребителя, замыкающего альтернативное топливо, включая все налоги, плюс премия за качество (экономия затрат у потребителя от использования более технологичного и удобного газа взамен замещаемого топлива) минус стоимость транспортировки газа до потребителя минус разница в стоимости хранения газа и замещаемого топлива для балансирования сезонных или дневных колебаний спроса минус все «газовые» налоги. Алгоритм цены «нетбэк» следующий.

1) Вычисляется общая цена, которую платит потребитель за использование альтернативного топлива (например, мазута). Она включает в себя:

♦ капитальные и текущие издержки на оборудование, необходимое потребителю для использования топлива;

♦ затраты альтернативного топлива на единицу произведенной полезной энергии с учетом эффективности его сжигания.

2) Из общих затрат на использование альтернативного топлива вычитаются капитальные и текущие затраты на оборудование, необходимое потребителю для сжигания газа. Получаются максимальные затраты, которые покупатель готов нести при использовании газа, и, учитывая эффективность использования, можно на их основе определить предельную цену газа. Эта цена формирует цену «нетбэк» на газ у потребителя.

3) Вычитая издержки на транспортировку и распределение, а также налоговые отчисления, получают цену «нетбэк» для поставщика. Использование принципа формирования цен по

отношению к альтернативным видам топлива по опре-

делению обусловливает разные уровни цен на газ, используемый для производства электроэнергии, для промышленных потребителей, в коммунально-бытовом и коммерческом секторах. Такой результат — следствие различий в использовании энергии этими потребительскими группами.

Ценообразование «нетбэк» традиционно применяется в странах континентальной Европы, где в долгосрочных контрактах широко распространены различные «формулы привязки» к ценам заменителей газа в конкретных сферах потребления — нефтепродуктов, угля, электроэнергии, — чтобы на всем протяжении контракта поддерживать цены на газ в соответствии с рыночным уровнем. Такая привязка имеет вид формулы, которая обычно составляется таким образом, чтобы пропорции в ней соответствовали долям использования разных видов топлива у конечных потребителей. Этим же принципом ценообразования руководствовались крупные покупатели в азиатско-тихоокеанском регионе, что стало главным фактором быстрого проникновения газа на энергетические рынки восточной Азии.

Следует отметить, что ценообразование «нетбэк», как правило, определяет максимально возможные цены на газ.

3. Коммерческий принцип ценообразования основан на том, что цена никем не назначается, а формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем, в итоге взаимодействия спроса и предложения. Рыночная цена включает в себя оценку товара на основе спроса, предложения, затрат, полезности, формируя ее в виде единой цены. Тем самым в рыночных ценах отражаются и себестоимость продукции, и ее обменный курс по отношению к другим товарам, и потребительские качества.

Такая система ценообразования возникла в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века в Великобритании, США и Канаде. Введение недискриминационного доступа к газотранспортной системе привело в этих странах к распространению «межгазовой» конкуренции, когда из всех поставщиков, присутствующих на рынке, покупатель выбирает того, чей газ дешевле. В результате конкуренции «газ-газ» развиваются спотовые рынки — рынки для торговли фиксированными объемами газа на краткосрочной основе по рыночным ценам, формируемым исходя из торгов, которые обычно развиваются в так называемых «хабах» — пересечениях нескольких газопроводов. Развитие спотовых рынков привело к резкому увеличению количества трансакций, развитию инструментов финансового риск-менеджмента (включая фьючерсные контракты) и, главное, к переходу к индексации цен долго- и среднесрочных контрактов по спотовым ценам.

В краткосрочном периоде цены на газ на конкурентном рынке с недискриминационным доступом к газотранспортной системе определяются соотношением спроса и предложения. В любой конкретный момент рыночная цена газа (если это спотовая цена, или базисная цена в долгосрочном контракте), определяется замыкающим потребителем и замыкающим производителем.

Главное следствие свободного рыночного ценообразования состоит в том, что в принципе существует только одна преобладающая рыночная цена на товар в данной точке. Это контрастирует с монополией, которая может устанавливать цену на газ для каждого конечного потребителя на дискриминационной основе.

В краткосрочном периоде кривая спроса на газ на рынке определяется следующими факторами:

• сезонной отопительной нагрузкой, которая зависит от спроса бытовых и мелких коммерческих потребителей; положение кривой спроса в целом определяется погодой;

• сезонностью спроса на газ в электроэнергетике;

• спросом на газ со стороны поставщиков для закачки в ПХГ (зависит от мощности хранилищ, их загрузки, текущего уровня цен и ожидания относительно будущих цен);

• способностью конечных потребителей к быстрому переключению между различными видами топлива и ценами на альтернативные виды топлива.

В долгосрочной перспективе оптовые цены на газ на конкурентных рынках должны стремиться к долгосрочным предельным издержкам производства и поставки для данного уровня спроса вне зависимости от цен конкурирующих видов топлива (хотя динамика рынка такова, что эти цены в каждый определенный момент вряд ли будут соответствовать долгосрочным предельным издержкам). Долгосрочные предельные издержки определяются ресурсной базой, уровнем развития технологии, организационной эффективностью, а также тем, добывается ли газ вместе с нефтью, доходы от которой сами по себе покрывают затраты на разработку месторождений. А спрос в долгосрочной перспективе зависит от таких факторов, как темпы экономического роста, цены альтернативных видов топлива, технологии у конечных потребителей, экологические ограничения, которые могут стимулировать или не стимулировать использование газа.

Важно отметить, что эффективная спотовая торговля может возникнуть только при выполнении целого ряда условий, первым и важнейшим из которых является избыток как самого товара — газа, так и транспортных мощностей системы. К числу других условий относятся:

• зрелость и разветвленность газотранспортной инфраструктуры;

• особенности газодобычи — она должна иметь возможность достаточно быстро реагировать на увеличение или снижение спроса, что характерно для газовой отрасли, работающей в условиях небольших месторождений;

• обеспечение прозрачных правил транспортировки торгуемого газа с жесткой регламентацией последовательности действий участников рынка и установлением четких временных ограничений, что обусловлено технологическими особенностями газоснабжения;

• наличие регулирующего органа для разработки этих правил, контроля за их выполнением с отслеживанием ситуации и внесением изменений и дополнений;

• участие достаточно большого числа продавцов и покупателей, вследствие чего рынок может служить реальным ценовым ориентиром;

• использование контрактов, стандартизованных по наиболее существенным контрактным условиям, с тем чтобы мог возникнуть единый эффективный механизм ценообразования на них;

• относительная легкость входа на рынок и выхода из него;

• доступ к информации — необходима прозрачность рынка через публично доступные информационные источники;

• наличие значительных мощностей ПХГ (подземных хранений газа).

На практике для заданного периода времени не существует оптимальной цены на газ, определяемой теоретически, а имеется некоторый диапазон цен, каждое значение которых соответствует определенной системе отношений, возникающих между производителями, поставщиками и потребителями газа, а также государственными регулирующими органами. Механизм формирования контрактной цены — это попытка согласовать различные интересы этих сторон на длительный срок и установить цену, позволяющую справедливым образом разделить возникающие риски.

В настоящее время при формировании цен долгосрочных контрактов, которые по-прежнему составляют основу газового бизнеса во всех странах, стороны принимают во внимание все три вышеописанные модели ценообразования, формируя на их основе некую «комплексную» цену, которая устанавливается в результате переговоров и отражает состояние спроса и предложения на газ, а также другие факторы, специфичные для каждого отдельного договора (коэффициент нагрузки, пункт доставки, качество газа и т. д.). Верхним пределом при этом служит цена «нетбэк», которая определяется через стоимость конкурирующих видов топлива. Если цена газа окажется выше этого значения, то он будет неконкурентоспособен по сравнению с другими видами топлива и продавец быстро потеряет рынок, поскольку потребители перейдут на более дешевые виды. Нижний предел цен на газ определяется затратами производителя (включая приемлемую норму прибыли). Если цена газа будет ниже этого уровня, то финансирование производства станет нецелесообразным. В этом диапазоне и ведутся переговоры о цене, при этом через механизмы индексации учитываются спотовые цены на газ.

Как известно, в силу исторических причин рынку энергоносителей в России свойственна несбалансированность ценовых индикаторов. Цены на продукцию нефтяного сектора, наиболее интегрированного с внешним рынком, были практически свободны от прямого воздействия государства. В угольной отрасли также преобладало рыночное ценообразование. В отличие от этого цены на газ до сих пор регулируются государством, причем для поддержания платежеспособности потребителей в течение многих лет проводилась политика ограничения роста цен на газ.

Из-за удаленности месторождений газа от потребителей в поставках газа важнейшую роль играют подсистемы транспортировки и распределения. По законодательству деятельность по транспортировке газа по магистралям и распределительным сетям, как естественная монополия, подлежит специальному государственному регулированию. Среди поставщиков газа на оптовый рынок доминирующее положение занимает ОАО «Газпром», добывающее до 90% газа в стране и владеющее системой магистральных газопроводов. Аналогичная ситуация существует и на розничных рынках, где доминируют ГРО, владеющие сетью распределительных газопроводов на обслуживаемой ими территории. В этих условиях государство пытается обеспечивать баланс экономических интересов всех субъектов газового рынка. Оно не только формирует юридическую основу функционирования рынка, но и осуществляет прямое воздействие через регулирование

• тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным и распределительным газопроводам;

И

J

Рис. 1. Динамика средневзвешенных оптовых цен на газ на внутреннем рынке России (без НДС и надбавки

газораспределительных организаций)

Источник: данные ОАО «Газпром».

• оптовых цен на газ для промышленных потребителей и последующей реализации населению;

• розничных цен для промышленных потребителей и бытовых нужд населения.

Функции по нормативному и тарифному регулированию рынка были возложены на Федеральную (ФЭК) и региональные (РЭК) энергетические комиссии, а также на исполнительные органы субъектов РФ (в части розничных цен). В настоящее время они перешли к Федеральной службе по тарифам (ФСТ).

Базовые оптовые цены на газ формировались исходя из затрат газодобывающих компаний на добычу и транспортировку газа. Постановлением правительства РФ от 13 июля 1993 г. «О государственном регулировании цен на природный газ и другие виды энергоресурсов» с 20 июля 1993 г. устанавливалась оптовая цена газа в среднем по отрасли 7900 руб. (неденоминированных) за 1000 м3 газа и надбавка газосбытовых организаций 1100 руб. за 1000 м3. Эта цена ежемесячно индексировалась, исходя из среднего за предыдущий месяц индекса цен на промышленную продукцию. При этом, в соответствии с постановлением правительства РФ от 13 октября 1995 г., оптовые цены на газ не подлежали повышению вплоть до конца 2000 г. Правительством РФ была поставлена задача сдерживать инфляцию.

В результате на российском рынке газа сложились искусственно заниженные цены, которые не обеспечивали самофинансирования газовой отрасли с учетом необходимых инвестиций. Ретроспективная динамика и утвержденное правительством изменение средних регулируемых цен ОАО «Газпром» в валютном эквиваленте приведены на рис. 1.

В настоящее время наблюдается серьезное искажение внутренних цен на газ как по отношению к цене на нефть, так и к ценам на взаимозаменяемые виды топлива, мазут и уголь. В нарушение всех экономических принципов, цены на сетевой газ, обеспечивающий до 70% потребности внутреннего рынка в котельно-печном топливе, находятся на самом

низком уровне, причем цены на сетевой газ для населения, как правило, ниже уровня цен для промышленных потребителей. Слабо учитывается потребительская ценность газа, что дает неоправданные преимущества углю и мазуту. Сложившаяся ценовая политика привела к заинтересованности потребителей в максимальном использовании газа и к низкой эффективности газосбережения.

Последние три года, после длительного периода сдерживания, цены на газ ежегодно увеличиваются. Проведенный в два приема рост цен на газ в 2002 г составил 38%. С 2003 г был установлен порядок, при котором федеральная энергетическая комиссия (ныне ФСТ) разрабатывала, а правительство утверждало границы роста цен естественных монополий. Для 2003 и 2004 гг. этот ежегодный предел устанавливался на уровне 20%. Тем самым в последние годы сменилась методология государственного регулирования цен на газ. Вместо определенного законом «О естественных монополиях» установления цен по принципу «затраты плюс» явочным порядком стал применяться принцип «предельной цены» («cap price»), устанавливаемой по макроэкономическим соображениям (сдерживание инфляции и т. д.) с явно недостаточным учетом как нужд развития отрасли, так и требований повышения эффективности энергоиспользования.

Очевидно, что государственное регулирование части газового рынка сохранится еще определенное время, однако в соответствии с «Энергетической стратегией России» и договоренностями, достигнутыми с ЕС относительно вступления России в ВТО, в ближайшие годы цена газа на внутреннем рынке должна прийти к уровню, полностью покрывающему все издержки газодобывающих компаний, включая инвестиционную составляющую.

Энергетическая стратегия России ставит ряд задач ценовой политики.

1. Главной задачей является поэтапное повышение внутренних цен с учетом требований конкурентоспо-

J

Прогнозы мировых цен на топливо

2006 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.

Нефть Urals, долл./бар. 31-33 28,5-34 31,5-35 32-36

Природный газ в ЕС, долл./тыс. м3 146-149 137-150 142-154 145-158

Источники: World Energy Outlook, IEA, 2003; USA Department of Energy, 2003.

собности эффективных отечественных товаропроизводителей, но при безусловном обеспечении финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности российских топливно-энергетических компаний.

2. Скорейшая ликвидация диспропорций между ценами разных видов энергоносителей, прежде всего отражение в ценах на газ его высоких потребительских свойств. Для этого цены на энергоносители, конкурирующие между собой на данном энергетическом рынке, должны различаться в зависимости от потребительского эффекта, учитывающего соотношение коэффициентов полезного действия энергоустановок, дополнительные затраты и ущерб от загрязнения окружающей среды при использовании потребителем того или иного энергоносителя.

3. Правильная дифференциация цен по территории страны так, чтобы их разница по регионам для каждого вида топлива приближалась к затратам на его транспортировку в направлении межрайонных потоков, складывающихся в рациональном топливно-энергетическом балансе страны. Необходима ликвидация регионального перекрестного субсидирования одних потребителей газа за счет других и дальнейшая дифференциация оптовых цен с увеличением числа ценовых поясов. Кроме того, необходимо провести дифференциацию цен на газ с учетом сезонной неравномерности газопотребления и различных доплат (за бесперебойность поставок, за гибкость газоснабжения и т.д.).

Способом достижения этих целей должен стать постепенный переход к формированию рыночных механизмов ценообразования на газ вместо директивных. При этом от государственного регулирования цен на газ предполагается перейти к государствен-

ному регулированию тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам.

Существует целый ряд предложений, касающихся методов определения цен на газ. Для начала рассмотрим наиболее радикальные варианты.

Довольно часто (особенно представители ЕС) говорят о необходимости повышения внутри-российских цен на газ до мирового уровня. Прогнозный уровень этих цен по данным ведущих мировых аналитических организаций (Европейская комиссия, Министерство энергетики США, Мировое энергетическое агентство) представлен в табл. 1.

Повышение внутрироссийских цен на газ до уровня мировых представляется совершенно неоправданным. Понятие «мировые цены» для газового рынка весьма условно — в реальности существуют только отдельные региональные цены. Как видно из рис. 2, страны, обладавшие собственными запасами газа (например, США) достаточно долго сохраняли более низкие цены, чем на других региональных рынках. Для России, обладающей крупнейшими в мире запасами газа и крупнейшего экспортера этого ресурса, внутренние цены, несомненно, должны быть ниже, чем в странах-импортерах, на величину транспортных затрат. Даже столь либерально настроенная организация, как Всемирный банк, признает, что потери России от отмены так называемого «двойного ценообразования» (раздельного для внутренних и внешних потребителей) могут достигать 22 млрд долл. в год — около 6% ВВП. В соответствующем докладе Всемирного банка утверждается, что повышение внутренних цен на газ до уровня мировых будет иметь тяжелейшие последствия как для населения (учитывая холодный климат и бедность потребителей), так

Н 180

Е-<

N

S 160 ч 140

40--

20--

о Н-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1—

1984 1986 1988 1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002

Год

— Япония** ...... — США*---— Бельгия*----— Германия* — Испания*

Рис. 2. Цены импорта газа на основных зарубежных рынках (* — трубопроводный, ** — СПГ) Источник: Key World Energy Statistics 2004. Paris: IEA, 2004.

HI

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш <

Цены самофинансирования газовых компаний*, долл./тыс. м3

Годы 2007 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.

Цена 48 51-53 56 59-65

1 Оптовые цены в районе Москвы.

Таблица 3

Цены межтопливной конкуренции*, долл./тыс. м3

Годы 2007 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.

Цена 63 79 95 105

* Оптовые цены в районе Москвы.

и для промышленности, которой придется выбирать между переходом на менее экологичные виды топлива и увеличением платы за газ, что повлечет утрату конкурентоспособности (с соответствующим падением инвестиционных возможностей и занятости), либо просто выходить из бизнеса. Очевидно, что все эти варианты для России неприемлемы.

Другой «крайний» вариант — фиксация цен на уровне, обеспечивающем газовым компаниям возмещение их текущих затрат без учета необходимых инвестиций (цены самоокупаемости). Однако очевидно, что для газовой отрасли, отличающейся высокой капиталоемкостью, особенно в России, где газотранспортная система далека от зрелости, а производственная база нуждается в крупных инвестициях для поддержания и наращивания добычи, исключение инвестиционных затрат приведет в конечном итоге к недофинансированию инвестиционных программ и дефициту газа.

Цены, формирующиеся на основе краткосрочного соотношения спроса и предложения (биржевые цены), безусловно, являются хорошим ориентиром. Однако для развития ликвидного краткосрочного газового рынка необходимо выполнение целого ряда условий. Как показывает опыт зарубежных стран, эти процессы требуют продолжительного времени и зрелая биржевая торговля формируется долго (10-15 лет). В этой связи в России биржа на первых порах будет только нарабатывать опыт.

Итак, три рассмотренных выше варианта ценообразования представляются в силу различных причин неприемлемыми. Однако существуют и другие предложения, адаптирующие зарубежные модели ценообразования к российским условиям.

1. Модель ценообразования «затраты плюс» устанавливает цены в соответствии с долгосрочными предельными затратами. В российской практике эти цены обычно называются ценами самофинансирования, которые в отличие от цен самоокупаемости предусматривают еще и учет инвестиционных затрат газовых компаний. Эти цены определяются как сумма цены производства замыкающего ресурса газа и затрат на транспортировку газа при тарифах, обеспечивающих после уплаты налогов прибыль в сфере магистрального транспорта газа, достаточную для финансирования (с учетом амортизации) необходимых капиталовложений.

Замыкающими (последними из вовлекаемых в энергетический баланс) районами добычи газа для европейской части страны, Урала и Западной Сибири до 2010 г. будут Надым-Пуртазовский и Обско-Тазов-

ский районы Тюменской области, после 2012 г. — Штокманское месторождение в Баренцевом море, а после 2016-2018 гг. — месторождения полуострова Ямал. Газифицируемые районы Восточной Сибири и Дальнего Востока будут обеспечиваться от местных месторождений. В расчетах ИНЭИ РАН цена добычи и подготовки газа к транспортировке определена по проектным данным месторождений, вводимых в названных регионах на соответствующих временных этапах. Она учитывает нормативную прибыль (18% с учетом факторов риска).

Уже к 2010 г. маржинальные цены производства, например в Центральном районе, превысят сегодняшний уровень регулируемых цен почти в 1,41,5 раза и более чем вдвое — к 2020 г. Столь значительный рост цен вызван почти трехкратным удорожанием к 2010 г. добычи и транспортировки газа по сравнению с современным уровнем затрат. Как показали расчеты, величина транспортного тарифа уже к 2015 г. должна увеличиться в 2,3 раза, а к 2030 г. — в три раза.

2. Цены межтопливной конкуренции — это цены, при которых обеспечивается равная эффективность использования потребителями газа и других энергоресурсов, прежде всего угля и ядерной энергии, на электростанциях.

Приведенная в табл. 2 и 3 динамика этих цен определена в ИНЭИ РАН путем оптимизации топливно-энергетического баланса страны и регионов на базе прогнозируемых цен угля — с учетом дополнительных затрат на его использование взамен газа на реконструируемых действующих и новых электростанциях.

Следует отметить, что развитие межтопливной конкуренции требует времени, и рост цен в данном случае будет осуществляться поэтапно. В первую очередь начнется замещение газа углем на угольных станциях, переведенных в последние годы на газ, что в силу низких дополнительных затрат ограничит рост цен на газ. Затем будет осуществляться реконструкция действующих станций, связанная с небольшими инвестициями. И только по прошествии времени, по мере возникновения необходимости во вводе новых генерирующих мощностей, потребуется строительство новых станций, где эффективные и недорогие парогазовые установки будут конкурировать с дорогими экологически приемлемыми угольными технологиями, что, естественно, приведет к значительному увеличению газовых цен «межтопливной конкуренции».

3. Цены равновесия с европейским рынком. Как было показано выше, в чистом виде модель краткосрочного рыночного ценообразования в России в настоящее время применять сложно в силу специфики производственной и институциональной структуры отечественной газовой отрасли. Тем не менее существует компромиссный способ использования этой модели: путем привязки внутренних цен на газ к ценам уже либерализованного и достаточно ликвидного европейского газового рынка. Приближение вну-трироссийских цен к равновесию с ценами конкурентного европейского рынка по мере интеграции России в мировое сообщество будет обеспечивать экономически правильную оценку внутреннего спроса на газ и его предложения с отбором действительно эффективных инвестиционных проектов.

Для экспортирующей страны соответствие (но отнюдь не равенство) внутренних цен на топливо мировым ценам достигается, когда внутренние равновесные цены топлива становятся равными его экс-

портным ценам (для России — на оптовых рынках Центральной Европы) за вычетом платы за транзит газа через Украину, Словакию, Чехию, Белоруссию и Польшу, отечественных тарифов на транспортировку газа из соответствующего района до границы России и экспортного акциза.

Согласно условиям поставки российского газа в европейские страны, его цена на границах Германии отличается от данных международных организацией и формируется по показателям конкуренции газа с фиксированным набором нефтепродуктов, т. е. исходя из определенного ее соотношения с прогнозной ценой сырой нефти в Европе. Рассчитанные таким образом для нижнего и верхнего прогнозов мировых цен нефти равновесные внутренние цены природного газа приведены в табл. 4.

Следует отметить, что, как и в случае с ценами межтопливной конкуренции, выход на равновесные цены требует времени, поэтому в период 2007-2010 гг. цены, приведенные в табл. 4, находятся на уровне ниже расчетных равновесных. Кроме того, очевидно, что одномоментно повышать цены до уровня равновесных нельзя, в любом случае потребуется некий адаптационный период. Вообще, следует отметить, что наиболее важным вопросом ценообразования в России на данный момент является даже не конечный уровень цен на газ, а темп их повышения. Наиболее проработанной можно считать идею двухсек-торного рынка, которая предусматривает переходный период параллельной работы сокращающегося регулируемого и растущего конкурентного секторов внутреннего рынка газа. При этом динамика повышения цен на газ должна быть достаточно энергичной, чтобы пресекать расточительство энергоресурсов и увеличить бюджетные поступления за счет налоговых и рентных платежей энергетических компаний. С другой стороны, она не должна приводить к чрезмерной инфляции или тем более к потере конкурентоспособности отечественными (особенно энергоемких) предприятиями и к опасному снижению жизненного уровня населения.

Цены конкурентного рынка будут зависеть от платежеспособного спроса потребителей. Для его определения пока нет достаточной информации. Единственную (и очень ненадежную) оценку дают результаты торгов на электронной бирже газа ООО «Межреги-онгаз», где цены потребителей на 20-30% превышают регулируемые цены. Соответственно в первые годы переходного периода цены можно принять на 25% выше регулируемых цен.

Государство в двухсекторной модели имеет возможность влиять на цены с помощью трех инструментов:

1) определять регулируемые цены на неконкурентном секторе;

2) определять соотношение объемов (или долей) регулируемого и конкурентного секторов рынка;

3) влиять на равновесные цены путем изменения таможенной пошлины.

При двухсекторной организации внутреннего рынка средневзвешенные цены, которые в конечном счете и важны для потребителей и производителей газа, будут определяться как сумма произведений меняющихся во времени долей его регулируемого и конкурентного секторов на величину соответственно регулируемых и равновесных цен. Поскольку реформа ЖКХ предусматривает отказ к 2012 г. от перекрестного субсидирования цен на энергоносители, после 2010 г. регулируемый сектор газа должен ликвидироваться, а средневзвешенные цены на газ должны выйти на уровень равновесных цен. Прогнозы соот-

Равновесные цены на газ*

Таблица 4 долл./тыс. м3

Годы 2007-2010 г. 2015 г. 2020 г.

Цена** 56-65 68-75 80-88

* Оптовые цены в районе Москвы.

** Первое значение — для нижнего прогноза цен на нефть, второе — для верхнего.

ветствующей динамики средневзвешенных цен на газ представлены в табл. 5.

Три рассмотренные модели ценообразования определяют верхние и нижние границы цен, нарушение которых означает отказ от нормальных рыночных отношений. С одной стороны, верхняя граница цен на газ не может превышать цены межтопливной конкуренции. С другой стороны, внутренние цены топлива должны полностью компенсировать все издержки на его добычу и продвижение к потребителям, включая затраты на развитие газовой отрасли, т. е. нижняя граница цен на газ не может быть меньше цен самофинансирования.

Следует иметь в виду, что потребительские цены на газ будут выше приведенных в табл. 6 его базовых цен на величину доплат за обеспечение бесперебойности газоснабжения, его сезонное и недельное регулирование и др. Эти доплаты будут дифференцированы по потребителям и составят от 10 до 12% от базовой цены.

Подобно тому как это делается за рубежом, определение рыночной цены на газ в России, по нашему мнению, необходимо осуществлять в этом диапазоне комплексными «синтетическими» методами. Наиболее экономически эффективным представляется ориентация на цены, равновесные с европейским рынком, которые как раз находятся в этом диапазоне.

Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» предусматривает правовые основы создания и развития единого рынка газа на территории России. В этих условиях разработка и принятие Концепции развития рынка газа позволила бы определить конкретные направления, принципы и механизмы практической реализации законодательных основ развития рынка газа в стране.

Разработка концепции осуществляется на протяжении нескольких лет. ОАО «Газпром» наработал значительный аналитический материал, подготовлены и представлены федеральным органам исполнительной власти конкретные предложения и варианты текста проекта Концепции. Однако в завершенном виде этот документ федеральными органами исполнительной власти пока не подготовлен. В процессе работы стало очевидным, что первична концепция рынка газа, а затем следует определить направления реформ, тактику и стратегию их проведения. Попытки в концепции рынка газа заложить основные направления реформирования, а точнее, «расчленение» «Газпрома» привели к тому, что разработка обсуждаемого сегодня документа по предложению Минэкономразвития России опять перенесена на неопределенный срок.

Пока еще не созданы основные структурные элементы и рыночные институты, которые должны способствовать становлению и функционированию полноценного газового рынка. У потребителей отсутствует свобода выбора в приобретении газа, у независимых его производителей — свобода выбора покупателя. Не создана система биржевой торговли, функционирующая в условиях максимальной открытости информации. Отсутствует механизм повышения инвестиционной привлекательности газовой отрасли. Не

И

Средневзвешенные цены на газ*, долл./тыс. м3

ш <

2007 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.

Доля конкурентного сектора, % 25-33 80-90 100 100

Средневзвешенные цены 46-48 59-61 — —

Оптовые цены в районе Москвы.

Таблица 6

Варианты динамики цен на газ*, долл./тыс. м3

■к

Варианты цен 2007 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.

Цены самофинансирования 48 51-53 56 59-65

Регулируемые цены 42 49 — —

Равновесные цены 53-58 59-65 68-75 80-88

Средневзвешенные цены 46-48 59-61 — —

Цены межтопливной конкуренции 63 79 95 105

* Оптовые цены в районе Москвы.

разработаны правила поведения участников нерегулируемого сектора рынка газа.

Наша позиция исходит из того, что в процессе развития рынка газа ОАО «Газпром» должно быть сохранено в качестве вертикально-интегрированной компании, а Единая система газоснабжения (ЕСГ) — в качестве централизованно управляемого имущественного производственного комплекса технологически, организационно и экономически взаимосвязанных объектов по добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа, как это предусмотрено в федеральном законе «О газоснабжении в Российской Федерации». Нельзя согласиться с утверждением о том, что конкурентный рынок может быть сформирован только путем раздробления ОАО «Газпром». На наш взгляд, это приведет к резкому росту цен, оттоку капитала из отрасли и падению добычи.

Наша позиция в отношении развития рынка газа состоит в том, что необходимо:

• создать систему стимулов для независимых производителей газа (имеют лицензии на 30% разведанных запасов, добывают 10% газа), нарастить ускоренными темпами объемы добычи газа независимыми организациями, используя прямой доступ к системе оптовой торговли газом;

• создать условия для строгой экономии газа и всех видов топлива потребителями;

• постепенно ликвидировать диспаритет цен между газом, углем, мазутом и развить за счет этого конкуренцию всех видов топлива (см. рис. 3). Использование этих мер сделает возможным восстановить равновесие между спросом и предложением, сформировать реальную конкурентную среду на российском рынке.

— регулируевые цены

— цены самофинансирования

— цены межтопливной конкуренции

----- — средневзвешенные цены

— равновесные цены

Рис. 3. Динамика оптовых цен на газ для промышленности, долл./тыс. м3 Источник: ИНЭИ РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.