Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПРИКЛАДНЫХ СИСТЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КО ВНОВЬ СОЗДАВАЕМЫМ СИСТЕМАМ'

РАЗРАБОТКА ПРИКЛАДНЫХ СИСТЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КО ВНОВЬ СОЗДАВАЕМЫМ СИСТЕМАМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
8
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ДАННЫХ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ / КЛАССИФИКАЦИОННО-ОРИЕНТИРУЮЩИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Саакян Р.Р., Шпехт И.А.

В статье рассматривается формирование общей методологии расширения приложений систем интеллектуального анализа данных применительно к проектированию новых систем с заданными показателями и оптимизации существующих технологий их реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Саакян Р.Р., Шпехт И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПРИКЛАДНЫХ СИСТЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КО ВНОВЬ СОЗДАВАЕМЫМ СИСТЕМАМ»

При этом содержание указанного расширения относится ко всем этапам методологии:

- к обработке первоначальной информации при опоре на информационно-ориентирующую схему для малого объема требуемых прецедентов;

- к составлению аналитических представлений закономерностей (АПЗ) изменения переменных типа "эксплуатационные (потребительские) показатели системы - параметры технологической реализации системы".

Проблема проектирования новых систем с заданными показателями и оптимизации существующих технологий их реализации выдвигает на первый план решение следующих задач:

1. Исследование и моделирование существующих процессов формирования и изменения (при эксплуатации) показателей системы.

2. Обобщение и систематизация имеющихся данных (поведения системы в зависимости от изменения основных параметров и человеческого фактора, изменение структуры системы под воздействием внешних факторов) и создание на их основе классификационно-ориентирующих баз данных (КОБД).

3. Прогнозирование поведения системы в зависимости от основных структурных параметров и технологических особенностей процесса с использованием КОБД.

4. Оценка изменения характеристик системы при проектировании новых систем с заданными свойствами на основе КОБД.

Применение систем интеллектуального анализа данных для составления АПЗ при обработке полученных результатов позволяет учесть влияние разнообразных факторов, не увеличивая количества дорогостоящих экспериментов.

Методы решения. В работе для решения задач классификации, распознавания и прогнозирования свойств и характеристик исследуемых систем на основе формируемых КОБД при составлении АПЗ используется разработанный авторами расширенный метод линейных направлений -согласующих функций (ЛН-СФ,Р).

Метод ЛН-СФ,Р позволяет решать прямую задачу для функции многих переменных - составление АПЗ - связи выходных переменных с входными переменными по известным описаниям искомой функции по линейным направлениям в рассматриваемой области входных переменных.

На первом этапе в известной области описания признаков систем решается задача определения аналитических представлений закономерностей по методу ЛН-СФ[2] на основе малого объема экспериментальных данных.

На втором этапе на основе расчетных значений функции в узловых точках, которые несут в себе информацию о поведении функции также в промежуточных точках сетки, при опоре на использование ортогональных

аппроксимаций изменения основных переменных [3], определяется описание функции по границам области изменения признаков систем (метода ЛН-СФ, Р). Далее, на основе указанных описаний функции по границам, получают уточняющее описание во всей области определения признаков. Для коррекции результатов полученного описания используются описания функции по промежуточным линейным направлениям, определенные на первом этапе (проверочная выборка линейных направлений).

В работе предлагается для совершенствования АПЗ опираться на описанные в литературе ансамбли функций, из которых наиболее подходящие варианты для аппроксимируемых функций выбираются варьированием (подбором) числовых значений параметров обозначенных ансамблей. Здесь в первую очередь рекомендуется воспользоваться ансамблями ортогональных базисов (базисами Чебышева и Лагерра), при этом не исключаются и базисы полиномиального варианта.

Заключение. На основе представленной методологии решения прямой задачи можно представить решение обратной задача методом ЛН-СФ, Р, когда в результате пассивного эксперимента или математических расчетов (численный эксперимент), получены значения искомой функции (прецеденты) в промежуточных точках ячейки локальной области входных переменных, которые, в общем случае, не являются узловыми. Неизвестными в этом случае являются коэффициенты разложения по базису, которые находятся методом наименьших квадратов.

Полученные на основе использования ортогональных аппроксимаций результаты можно использовать для сглаживания описания внутри области определения выходных признаков (на стыках ячеек), а так же при расширении области прогноза поведения искомой функции.

На основе АПЗ, полученных при решении обратной задачи, можно так же осуществлять прогнозирование значений искомой функции для любого сочетания значений входных переменных.

Использованные источники:

1. Симанков В.С., Шпехт И. А. Автоматизация системных исследований на основе неклассических подходов: монография /М.: БиномПресс,2012.358 с.

2. Саакян Р.Р. Неклассические информационные технологии в управлении машинными агрегатами и производственными технологиями. Благовещенск: АмГУ, 2004.-216 с.

3. Дедус Ф.Ф., Махортых С.А., Устинин М.Н., Дедус А.Ф. Обобщенный спектрально-аналитический метод обработки информационных массивов. М.: Машиностроение, 1999. -356 с.

Сабецкий А.В.

Глушков Г.А.

Брянский Государственный Университет

филиал в г. Новозыбков

Россия, г. Новозыбков СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим качество образования. Очевидно, что использование информационных технологий повышает заинтересованность предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе. В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Effective educational process is impossible now without use of information resources access to which becomes the necessary condition providing quality of formation. It is obvious that use of information technology raises interest a training subject, promotes the best mastering of a studied material, reduces time losses at carrying out of employment and independent work. Now in the field of formation information the basic attention is focused on problems of creation of effective electronic educational resources.

Ключевые слова: модернизация образования, компетентность, информатизация, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), ИКТ-компетентность, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), образовательная модульная мультимедиа система (ОМС).

В современный период развития общества, характеризующийся коренными изменениями социально-экономической, политической и других сфер, целью высшего образования становится формирование творчески мыслящих специалистов высокого уровня, что требует создания новой модели высшей школы, сотрудничества преподавателей и студентов в учебном процессе.

Изменение условий жизни общества неизбежно вызывает совершенствование образовательных концепций. Современный этап развития образования характеризуется качественными изменениями его содержания, структуры, внедрением в образовательный процесс новых педагогических технологий. При этом важная роль в реформировании образования отводится развивающемуся процессу информатизации, который позволяет широко использовать информационные технологии.

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий. Использование информационных технологий в образовательном процессе следует считать приоритетным, поскольку именно они соответствуют логике развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.