Научная статья на тему 'Разработка предложений по совершенствованию организации дорожного движения на магистральной улице в г. Минске'

Разработка предложений по совершенствованию организации дорожного движения на магистральной улице в г. Минске Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
810
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / аварийность / остановочный пункт / оценка условий движения / безпека дорожнього руху / аварійність / зупинний пункт / оцінка умов руху / road traffic safety / break down susceptibility / stopping point / traffic conditions estimation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Капский Д. В., Кузьменко В. Н., Коржова А. В., Полховская А. С., Костюкович Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of transport and pedestrian flows research as well as traffic conditions in K. Tsetkin Street are considered. The offers to increase traffic movement improvement at the investigated urban road section are given.

Текст научной работы на тему «Разработка предложений по совершенствованию организации дорожного движения на магистральной улице в г. Минске»

УДК 656.051

РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА МАГИСТРАЛЬНОЙ

УЛИЦЕ В Г. МИНСКЕ

Д.В. Капский, доцент, к.т.н, Белорусский национальный технический университет, В.Н. Кузьменко, научн. сотр., А.В. Коржова, мл. научн. сотр., А.С. Полховская, инженер, Е.Н. Костюкович, инженер, Д.В. Мозалевский, ст. научн. сотр., Е.Н. Кот, ст. научн. сотр., к.т.н., НИЦ ДД БНТУ, г. Минск, Беларусь

Аннотация. Рассматриваются результаты исследований транспортно-пешеходных потоков и условий движения на ул. К. Цеткин. Разработаны предложения по повышению качества дорожного движения на исследуемом участке улицы.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, аварийность, остановочный пункт, оценка условий движения.

РОЗРОБКА ПРОПОЗИЦ1Й З ВДОСКОНАЛЕННЯ ОРГАНВАЦП ДОРОЖНЬОГО РУХУ НА МАГ1СТРАЛЬН1Й ВУЛИЦ1 В М. М1НСЬКУ

Д.В. Капський, доцент, к.т.н., Бшоруський нащональний техшчний ушверситет, В.Н. Кузьменко, наук. сшвр., А.В. Коржова, мол. наук. сшвр., А.С. Полховська, шженер, С.Н. Костюкович, шженер, Д.В. Мозалевський, ст. наук. сшвр. С.Н. Кот, ст. наук. сшвр., к.т.н., НДЦ ДР БНТУ, м. Мшськ, Бшорусь

Анотаця. Розглядаються результати досл1джень транспортно-тшох1дних потоюв i умов руху на вул. К. Цеткин. Розроблено пропозицИ' з тдвищення якостi дорожнього руху на досли джуванШ дыянщ вулищ.

Ключов1 слова: безпека дорожнього руху, аварттсть, зупинний пункт, оцтка умов руху.

WORKING OUT OF OFFERS CONCERNING IMPROVEMENT OF ROAD TRAFFIC MANAGEMENT ON ARTERIAL HIGHWAYS IN MINSK

D. Kapskiy, Associate Professor, Candidate of Technical Science, Byelorussian National Technical University, V. Kuzmenko, researcher, A. Korzhova, junior researcher, А. Polkhovskaya, engineer, K. Kostyukovich, engineer, D. Mozalevskiy, senior researcher, Ye. Kot, senior researcher, Candidate of Technical Science, SRC of RT, BNTU, Minsk, Byelorussia

Abstract. The results of transport and pedestrian flows research as well as traffic conditions in K. Tsetkin Street are considered. The offers to increase traffic movement improvement at the investigated urban road section are given.

Key words: road traffic safety, break down susceptibility, stopping point, traffic conditions estimation.

Введение

Улица К. Цеткин расположена в западном секторе центральной зоны города и относится к категории магистральных улиц общего-

родского значения (категория А) [1]. В настоящее время в связи с незавершенностью 1-го городского транспортного кольца ул. Цеткин выполняет функции западного участка этой кольцевой магистрали и соеди-

няет улицы Тимирязева и Бобруйскую, пересекает магистральные улицы юго-западного (ул. Московская, пр-т Дзержинского) и западного (ул. Кальварийская) радиальных направлений и обеспечивает транспортные связи между ними.

Анализ публикаций

Работы, выполненные в соответствии с Заданием УГАИ ГУВД Мингорисполкома, включали: исследование и анализ характеристик существующей улично-дорожной сети и схемы организации движения; исследование и анализ характеристик транспортных и пешеходных потоков [3]; исследование аварийности и оценку потенциальной опасности, угроз безопасности [4]; разработку предложений по изменению планировочного решения и схем ОДД с технико-экономическим анализом вариантов по критерию потерь в дорожном движении [5, 7, 8].

Цель и постановка задачи

Цель работы - подготовка предпроектных предложений по повышению безопасности дорожного движения и снижению потерь в дорожном движении на участке ул. Клары Цеткин от пл. Богушевича до ул. Кальварий-ской [2].

Основные положения проведенного исследования

В рамках настоящей работы была исследована часть ул. Цеткин от кольцевой развязки улицы Немига и проспекта Дзержинского до перекрестка с магистральными улицами Кальварийская и Тимирязева. Улица проложена в зоне административно-производственной застройки с элементами складской и парковой зон, что определяет состав движущих транспортных потоков с высокой долей маршрутных транспортных средств и грузовых автомобилей (в том числе специальной техники). По параметрам поперечного профиля улица относится к категории А6 [1]. Ширина проезжей части составляет 24 м. Конструктивно выделенная разделительная полоса отсутствует (была разобрана в 80-е годы ХХ века). На подходе к пл. Богушевича направляющий островок выделен дорожной разметкой. На перекрестке улиц Цеткин и Либкнехта устроен конструктивно выделенный островок безопасности на пешеходном

переходе через ул. Цеткин. Продольный профиль исследуемого участка характеризуется как «спокойный» (продольные уклоны не превышают - 0,5 %).

В связи со «стратегическим» положением ул. К. Цеткин в УДС города по ней организовано движение большого числа маршрутных транспортных средств (МТС): троллейбусы маршрутов №№ 4, 7, 44, 58; автобусы маршрутов №№ 78, 46, 555; автобусы-экспрессы малой вместимости (маршрутные такси) по двум маршрутам.

На исследованном участке ул. К. Цеткин размещены 4 остановочных пункта (ОП) для МТС: ОП «Бел. гос. муз. театр» на выезде с кольцевой развязки ул. Цеткин - ул. Немига - пр. Дзержинского (пл. Богушевича); ОП «Галантерейная» в зоне регулируемого пешеходного перехода (ПВУ) в направлении ул. Немига (после проезда перехода); ОП «Галантерейная» в зоне нерегулируемого пешеходного перехода возле УП «Горремав-тодор» в направлении ул. Кальварийской (после проезда перехода); ОП «Максима Танка» в зоне перекрестка с ул. Кальварий-ской, после проезда перекрестка в направлении ул. Короля (до пересечения с этой улицей). Все ОП используются троллейбусами, автобусами и маршрутными такси. Все остановочные пункты, кроме № 3, оборудованы открытыми заездными карманами. Отсутствие кармана на ОП № 3 оказывает существенное отрицательное влияние на условия движения на прилегающем участке. Данное обстоятельство связано с тем, что этот ОП перенесен из существующего кармана на данный участок из-за производимых ранее строительных работ в районе существующего заездного кармана. Таким образом, два остановочных пункта оказались разнесенными друг от друга - ОП № 2 и № 3 на расстояние более 100 м. Для обслуживания ОП № 3 пришлось организовывать дополнительный нерегулируемый пешеходный переход, в настоящее время приводящий к существенному ухудшению условий движения. ОП №№ 1 и 4 выполняют функции пересадочных узлов между маршрутами направлений Притыцко-го - Независимости и Тимирязева - ж/д вокзал. На ОП №1 периодически фиксируются перегрузки, вынуждающие водителей троллейбусов ожидать возможности въезда на ОП на правой полосе кольцевой проезжей части пл. Богушевича.

Анализ аварийности выполнен по данным, предоставленным УГАИ ГУВД Мингорисполкома (сведения о ДТП с пострадавшими) и ОГАИ Партизанского РУВД (ДТП с материальным ущербом). Следует отметить, что качество исходных данных является низким. Наличие более качественных данных, получаемых по результатам расследований аварий с указанием всех сопутствующих факторов, безусловно, позволило бы сделать анализ причин аварий более точным и расширить перечень возможных мероприятий, способствующих снижению аварийности на исследуемом участке и на других улицах города. Необходимо совершенствовать систему мониторинга дорожного движения и проведения очагового анализа аварийности в районном отделе ГАИ. В результате анализ аварийности должен стать более полным и включать элементы аудита дорожной безопасности.

По особенностям условий дорожного движения и схемы его организации движения исследованный участок ул. К. Цеткин разделен на 12 элементарных типовых мини-участков (линейных и конфликтных объектов УДС).

Объект 1 (конфликтный) - регулируемый пешеходный переход через проезжую часть ул. Цеткин на примыкании к кольцевой проезжей части узла ул. Немига - проспект Дзержинского - ул. Цеткин (площадь Богу-шевича).

Объект 2 (линейный) - перегон от регулируемого пешеходного перехода до регулируемого Г-образного перекрестка с ул. К. Либкнехта.

Объект 3 (конфликтный) - регулируемый Г-образный перекресток с ул. К. Либкнехта.

Объект 4 (линейный) - перегон от регулируемого перекрестка с ул. К. Либкнехта до регулируемого пешеходного перехода (ПВУ) возле дома № 18 (возле ОАО «ГАЛАТЭЯ» и ООО «Белтрансспецавто»)

Объект 5 (конфликтный) - регулируемый пешеходный переход (ПВУ) возле дома № 18 (возле ОАО «ГАЛАТЭЯ» и ООО «Белтранс-спецавто»).

Объект 6 (линейный) - перегон от регулируемого пешеходного перехода (ПВУ) дом № 18 до нерегулируемого пешеходного перехода возле дома № 49 (напротив УП «Горремавтодор»).

Объект 7 (конфликтный) - нерегулируемый пешеходный переход возле дома № 49 (напротив УП «Горремавтодор»).

Объект 8 (линейный) - перегон от нерегулируемого пешеходного перехода возле дома № 49 (напротив УП «Горремавтодор») до примыкания выезда с площадки коммунальной техники.

Объект 9 (конфликтный) - примыкания выезда с площадки коммунальной техники (Г-образный перекресток).

Объект 10 (линейный) - перегон от примыкания выезда с площадки коммунальной техники до примыкания ул. Короля с нерегулируемым пешеходным переходом.

Объект 11 (конфликтный) - нерегулируемый Г-образный перекресток с ул. Короля и нерегулируемый пешеходный переход.

Объект 12 (линейный) - перегон от нерегулируемого Г-образного перекрестка с ул. Короля до регулируемого перекрестка с ул. Кальва-рийской.

На рис. 1 приведены показатели для сравнительной оценки условий движения на типовых объектах УДС ул. Цеткин. В качестве показателей использованы годовой объем движения на объекте и среднегодовое количество ДТП, отнесенное к 1 млн. транспортных средств, проехавших по объекту УДС.

Для увеличения пропускной способности перекрестков и улицы в целом, а также для облегчения обслуживания объектов, находящихся на ул. К. Цеткин, необходимы следующие мероприятия:

На всем протяжении ул. К. Цеткин необходимо устройство разделительной полосы и установка пешеходного ограждения для упорядочения движения транспорта (предотвращения несанкционированных съездов, заездов, разворотов) и пешеходов (несанкционированный переход проезжей части). В местах пешеходных переходов необходимо предусмотреть пониженный бортовой камень.

Разрывы в разделительной полосе необходимо устроить только на следующих участках: перекресток с улицей К. Либкнехта; перекресток с выездом с территории Горремавтодора.

_ 1,2

н ■ по общему числу аварий

га

I Ыпочислуаварий с пострадавшими

I 1-0

=[ о*

о

'1 0,8 а га а

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Номер объектаУДС

Рис. 1. Относительные показатели аварийности на объектах УДС ул. Цеткин

Остановочный пункт «Галантерейная» необходимо перенести в существующий карман (ближе к регулируемому пешеходному переходу). В связи с этим необходимо демонтировать нерегулируемый пешеходный переход, находящийся рядом с существующим остановочным пунктом.

Нерегулируемый пешеходный переход около выезда с улицы Короля является местом концентрации ДТП из-за высокой скорости движения транспорта, большой ширины проезжей части и отсутствия островка безопасности. На расстоянии 100 метров от него находится подземный пешеходный переход, куда и следует перенаправить пешеходный поток, а существующий нерегулируемый пешеходный переход закрыть.

Отсутствие или недостаток парковочных мест у объектов притяжения приводит к тому, что автомобили паркуют на проезжей части или на зеленой зоне. Это приводит к повышению задержек транспорта, ухудшению треугольников видимости и повышению аварийности. Необходимо устроить гостевые парковочные места у объектов притяжения (ГАИ Московского района, Горремавтодор, Галантерея, офисные здания по ул. Короля).

Гостевую парковку можно выполнить двумя способами:

- заезд на парковочное место осуществляется с проезжей части под углом 60 градусов между деревьев;

- сначала осуществляется заезд с основной проезжей части на обособленную проезжую часть и там производится парковка.

Гостевую парковку у ГАИ можно выполнить двумя способами, а организация гостевых парковок у Горремавтодора и офисных зданий по ул. Короля возможна только по первому способу с заездом с проезжей части под углом 60 градусов и парковкой между деревьями.

Введение светофорного регулирования на пересечении ул. К. Цеткин и выезда с территории Горремавтодора. Возможно регулирование по 2- или 3-фазной схеме, с выделенными полосами для разворотного и поворотного транспорта и без выделения, с движением пешеходов в конфликтном с поворотным транспортом или в бесконфликтном режиме. Введение светофорного объекта упростит выезд-заезд спецтехники, упростит разворот (возможен отнесенный разворот) транспортных потоков, выезжающих с парковок, а введение пешеходного перехода уменьшит количество несанкционированных переходов и повысит безопасность дорожного движения.

Реконструкция светофорного объекта на пересечении улиц К. Цеткин и К. Либкнехта. Для увеличения пропускной способности узла необходимо выделение для движения левоповоротного потока отдельной полосы и перенос пешеходного перехода на другую сторону перекрестка. Это позволит применить 3-фазную схему регулирования, где ле-воповоротный поток с ул. К. Цеткин и пешеходное движение будет осуществляться в бесконфликтном режиме.

Реконструкция остановочного пункта «Бел. гос. муз. театр» и пешеходного перехода перед пл. Богушевича. Вариант реконструкции пешеходного перехода и остановочного пункта зависит от варианта реконструкции пл. Богушевича и перекрестка ул. К. Цеткин и ул. К. Либкнехта. Возможны варианты перехода проезжей части в два этапа, строительства дополнительных полос для съезда с пл. Богушевича и дополнительного заездного кармана для остановочного пункта.

Устройство направляющего островка на пересечении с улицей Короля для упорядочения движения транспорта.

Выводы

Разработанные предложения по улучшению условий движения и повышению безопасности дорожного движения на исследуемом участке условно можно разделить на три направления: совершенствование организации дорожного движения; планировочные решения и светофорное регулирование. Все предложения выполнены в соответствии с действующими нормативными документами [1, 2, 9-13].

Литература

1. Улицы и дороги городов, поселков и сельс-

ких населенных пунктов: СНБ 3.03.02-97: утв. М-вом архитектуры и строительства Республики Беларусь 31.10.97; введ. в действие с 01.01.98. - Минск, 1998. -32 с.

2. Об утверждении Концепции обеспечения

безопасности дорожного движения в Республике Беларусь : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2006 г. №757 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/temv/tem а27/а1ауМост0103.Мт1

3. Глик Ф.Г. Обследование транспортных

потоков и прогнозирование сети городских улиц и дорог : пособие П2-99 к СНБ 3.03.02.-97 / Ф.Г. Глик, С. А. Бран-дин, И.С. Борисик. - Минск : Минархст-рой РБ, 1999. - 57 с.

4. Капский Д.В. Прогнозирование аварийно-

сти в дорожном движении / Д. В. Капский. - Минск : БНТУ, 2008. - 243 с.

5. Врубель Ю.А. Потери в дорожном движе-

нии / Ю.А. Врубель. - Минск : БНТУ, 2003. - 380 с.

6. Врубель Ю.А. Организация дорожного

движения / Ю.А. Врубель. - Минск : Фонд БДД, 1996. - 326 с.

7. Дрю Д. Теория транспортных потоков и

управление ими: пер. с англ. / Д. Дрю. -М. : Транспорт, 1972. - 424 с.

8. Исследование и разработка методики

оценки эффективности применения технических средств организации дорожного движения (шумовые полосы, искусственные неровности и т.д.): отчет о НИР №х/д 8618/2008 (Промежуточный).

9. СТБ 1300-2007 Технические средства орга-

низации дорожного движения. Правила применения/РУП «БелдорНИИ» / Утвержден и введен в действие с последними изменениями с 01.01.2006 (изменение № 2). - Взамен СТБ 1300-2000. - Минск: 2007. - 33 с.

10. СТБ 1140-99 (с Изменениями и дополне-

ниями) Знаки дорожные. Общие технические условия РУП «БелдорНИИ». Введен в действие с 1 октября 1999 г. - Взамен ГОСТ 10807-78. - Минск, 1999. - 41 с.

11. СТБ 1231-2000 (с Изменениями и дополне-

ниями) Разметка дорожная. Общие технические условия РУП «БелдорНИИ». Утвержден 23.06.2000. - Введен в действие с 01.09.2000, с последними изменениями, введенными с 01.01.2006 (изменение № 2). - Введен впервые. - Минск, 2006. - 36 с.

12. ГОСТ 25695-91 Светофоры дорожные. Ти-

пы. Основные параметры/ Министерство внутренних дел СССР. - М., 1991. - 20 с.

13. ГОСТ 26804-86 Ограждения дорожные ме-

таллические барьерного типа. Технические условия / Государственного комитета СССР по делам строительства от 19 декабря 1985 г. № 242; срок введения установлен 01.01.87 ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС № 11 1996 г. - М. -14 с.

Рецензент: Е.М. Гецович, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 13 июля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.