Научная статья на тему 'Совершенствование организации дорожного движения на пешеходных переходах'

Совершенствование организации дорожного движения на пешеходных переходах Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
1376
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и техника
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Капский Д. В.

Рассмотрены аспекты организации пешеходного движения при переходе пешеходов через проезжую часть дороги (улицы). Выявлены недостатки передачи права на движение между пешеходами и транспортными средствами. Даны рекомендации по устранению этих недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF TRAFFIC ORGANIZATION IN PEDESTRIAN CROSSINGS

The paper provides aspects of pedestrian traffic organization in the case when pedestrians cross roadway (street). Some negative points concerning pedestrian-vehicle right transfer for starting movement are revealed in the paper. The paper gives recommendations for elimination of these disadvantages.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации дорожного движения на пешеходных переходах»

УДК 656.13

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ

Канд. техн. наук, доц. КАПСКИЙ Д. В.

Белорусский национальный технический университет

Сегодня проблема роста аварийности в городах, тем более с участием наиболее незащищенных участников дорожного движения - пешеходов, характерна не только для Республики Беларусь. Снижения количества аварий и тяжести их последствий возможно достичь четким контролем и учетом скорости движения в типичных местах концентрации аварий, например в зоне нерегулируемых пешеходных переходов (НПП).

Одним из самых насущных является вопрос о приоритете на нерегулируемом пешеходном переходе. Переходной интервал - это время, в течение которого участник, получающий приоритет, не имеет права въезжать (или входить) в конфликтную зону, пока ее не освободит участник, передающий приоритет. При передаче приоритета от автомобиля, движущегося со скоростью 90 км/ч, переходной интервал должен быть около 6 с, а движущегося со скоростью 60 км/ч - около 4 с. С понижением скорости автомобиля переходной интервал уменьшается, но он не может быть менее 1,5 с, даже при скорости автомобиля 10 км/ч. Именно с такой скоростью водитель сможет относительно безопасно приближаться к нерегулируемому пешеходному переходу,

если около него будет находиться пешеход, имеющий однозначный приоритет. Из-за такой скорости в районе нерегулируемого пешеходного перехода с интенсивным движением транспорта (ИД) будут регулярно собираться очереди автомобилей, которые сопровождаются не только огромными экономическими и экологическими потерями, но и многочисленными авариями, в основном попутными столкновениями.

Таким образом, на нерегулируемых пешеходных переходах давать приоритет пешеходу нельзя. Однако, не имея приоритета, пешеход не всегда может безопасно перейти проезжую часть (ПЧ). Приоритет пешеходу давать нельзя, а без приоритета он не может безопасно перейти дорогу, во всяком случае в некоторых условиях при определенной транспортной загрузке.

На основании проведенных исследований условий движения транспортно-пешеходных потоков разработано техническое решение данной проблемы - приоритет при необходимости следует передавать пешеходу, но эта передача может осуществляться только после предоставления транспорту достаточного переходного интервала (рис. 1).

Рис. 1. Зона пешеходного перехода: 1 - дорожные знаки 1.20 «Пешеходный переход» с табличкой 7.1.1 «Расстояние до объекта»; 2 - опора характерной формы и расцветки; 3 - специальная поперечная разметка (шумовые полосы специального

цвета); 4 - дорожные знаки 5.16.2(1)

На расчетном удалении от нерегулируемого пешеходного перехода (в населенном пункте - примерно 60 м, а вне населенного пункта - примерно 100 м) на специальной опоре с характерными конфигурацией и расцветкой над каждой полосой движения данного направления устанавливаются предупреждающие дорожные знаки 1.20 «Пешеходный переход» с табличкой, указывающей расстояние до этого перехода. Здесь же на проезжей части наносится специальная поперечная разметка, хорошо видимая с пешеходного перехода. Функцию начала информирования водителя о приближении к опасному участку дороги может выполнять и шумовая полоса, вызывающая повышение уровня шума и вибрации внутри автомобиля при его движении по такому покрытию. Участок проезжей части, ограниченный дорожными

знаками 1.20 (началом специальной разметки) и дальней границей нерегулируемого пешеходного перехода - зона пешеходного перехода, позволяет организовать переходной интервал для передачи приоритета от транспорта к пешеходу. Если пешеход подошел к переходу, а автомобили (по меньшей мере, на двух первых полосах движения, с которых пешеход намерен начинать переход) находятся вне зоны

пешеходного перехода, т. е. за дорожными знаками и специальной разметкой, то дорожнотранспортная ситуация для пешехода относительно безопасная и можно начинать

переход. Если же в зоне пешеходного перехода на первых двух полосах (с которых пешеход намерен начинать переход) имеются движущиеся автомобили, то дорожно-транс-

портная ситуация для пешехода опасная и начинать переход нельзя - это будет грубым нарушением Правил. Таким образом, установленные на заданном расстоянии на характерной опоре дорожные знаки 1.20 и нанесенная специальная разметка помогают пешеходу объективно оценивать опасность дорожно-транспортных ситуаций и принимать правильные решения. В той же мере это относится и к водителям автомобилей. Если водитель въехал в зону пешеходного перехода раньше, чем вошел в нее пешеход, то он может продолжать движение, разумеется, с предосторожностью. Если же водитель въехал в зону пешеходного перехода позже (или одновременно), чем вошел в нее пешеход, то он обязан своевременно (у него для этого есть время!) предпринять необходимые действия, чтобы способствовать беспрепятственному и безопасному завершению перехода проезжей части пешеходом, т. е. уступить ему дорогу.

Для пешеходных переходов, особенно расположенных в зоне остановочных пунктов, целесообразно устанавливать на специальной опоре светофор Т.7, работающий в режиме желтого мигания (для этих целей разработан специальный контроллер «ЖМС»), и объемные (активные) дорожные знаки и маркеры, устраиваемые по разметке полос и краям проезжей части. Дорожные маркеры сохраняют достаточную рефлектирующую способность в темное время суток, а днем не имеют слишком большой яркости и не отвлекают водителя от процесса управления.

Для успешного решения проблемы НПП необходимо четко оговорить в Правилах порядок перехода проезжей части пешеходом и поведение водителей транспортных средств в зоне пешеходного перехода с учетом возможных особенностей. Необходимо технически обустроить зону пешеходного перехода, запретить в ней остановку-стоянку автомобилей, если нужно - организовать ограждение, освещение.

Для обеспечения треугольника видимости в конфликте «транспорт - пешеход» в зоне пешеходного перехода по краю проезжей части наносится разметка 1.4, запрещающая остановку транспортных средств. При наличии пяти и более полос движения на улице или дороге должен быть оборудован защищенный островок безопасности для пешеходов, конструктивно выделенный бордюрным камнем (рефюжем).

Как представляется, начинать нужно с четкого определения области применения нерегулируемого пешеходного перехода. Например, недопустимо применять его на нагруженных многополосных магистралях, тем более с координированным движением - здесь могут быть только регулируемые пешеходные переходы (РПХ). При необходимости в зоне культовых зданий, домов инвалидов и т. д. следует применять специально оборудованные нерегулируемые переходы с приоритетом пешеходов. На улицах и дорогах с переходной - от умеренной к высокой - нагрузкой следует применять пешеходный переход типа «Выбор» с дополнительными секциями желтого сигнала. В исходном положении на объекте горит желтый мигающий сигнал, и он работает как нерегулируемый пешеходный переход. В случае необходимости перехода пешеход нажатием кнопки на табло вызова пешеходов вызывает себе зеленый, а транспорту - красный сигнал. Через некоторое время объект снова переходит в режим желтого мигания. Для предупреждения водителей о предстоящем включении красного сигна-

ла необходимо предусматривать переходной интервал в виде двойного желтого мигания с последующим подключением красного сигнала.

Начинать переоборудование существующих нерегулируемых переходов, разумеется, следует на участках с умеренной нагрузкой, особенно, на многополостных улицах и дорогах с высокой скоростью движения. Был проведен анализ условий перехода проезжей части и конфликтного движения в зоне пешеходных

переходов в районе перекрестков и на перегоне. Наземный переход проезжей части характеризуется многообразием условий движения - величиной и периодичностью транспортно-пешеходной нагрузки, составом транспортного и пешеходного потока, условиями видимости, шириной проезжей части, скоростью движения и т. д. На основании данного анализа разработана классификация мест перехода проезжей части (табл. 1).

Таблица 1

Классификация пешеходных переходов в одном уровне

Наименование объекта Участок по опасности Условия движения, особенности Приоритет ТСР Наличие ЖМС

Переход запрещен Опасный Условия опасные - высокая нагрузка или скорость, плохая видимость Преследуется сам факт перехода ПЧ Ограждения, дорожные знаки, таблички

Переход не запрещен Неопасный Низкая ИД транспорта, эпизодическая ИД пешеходов Полный приоритет транспорта Отсутствуют

Переход разрешен Неопасный Низкая ИД транспорта и пешеходов; условия нормальные Ограниченный приоритет транспорта - водитель обязан дать возможность пешеходу закончить переход Отсутствуют

НПХ с приоритетом транспорта1 Переходной (от неопасного к умеренному) Низкая ИД транспорта и пешеходов; условия -удовлетворительные Ограниченный приоритет транспорта - водитель обязан дать возможность пешеходу закончить переход Дорожные знаки, разметка

НПХ с переменным приоритетом Умеренный Умеренная ИД транспорта и пешеходов; условия - удовлетворительные Приоритет получает тот, кто первым занял пешеходную зону Дорожные знаки, разметка Допуска- ется

НПХ с приоритетом пешеходов2 Умеренный Низкая ИД транспорта и ИД транспорта в районе храмов, домов престарелых, школ и т. п. Полный приоритет пешеходов Дорожные знаки, разметка Допуска- ется

Переход типа «Выбор»3 Переходной (от умеренного к опасному) Переходная (от умеренной к высокой) ИД транспорта и пешеходов В нерегулируемом режиме приоритет переменный, в регулируемом - приоритет по зеленому сигналу Дорожные знаки, разметка, светофор Обяза- тельно

РПХ с ПВУ Опасный Высокая ИД транспорта, низкая - пешеходов Приоритет по зеленому сигналу Дорожные знаки, разметка, светофор Допуска- ется

РПХ Опасный Высокая ИД транспорта и пешеходов Приоритет по зеленому сигналу Дорожные знаки, разметка, светофор Допуска- ется

Примечания: 1 - реально существует, формально - нет; 2 - формально существует, реально - нет; 3 - один опытный образец функционирует в г. Гродно с 1990 г.

Сформулированы некоторые рекомендации по устройству переходов различного типа (например, напротив выходов из школ, дверей магазинов и т. п.), поскольку пешеходы, еще не успев адаптироваться к дорожному движению, сразу попадают на проезжую часть. В этих случаях необходимо устанавливать пешеходное ограждение, а переход относить на 20-30 м в сторону, противоположную движению.

В Ы В О Д

Таким образом, на основании проведенных исследований разработаны классификация мест наземного перехода пешеходов через проезжую часть, а также перечень типовых технических средств организации дорожного движения в зависимости от условий движения. Внедрение приведенных рекомендаций позволит повысить безопасность дорожного движения.

Поступила 15.11.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.