Научная статья на тему 'Разработка планировочных решений по повышению безопасности дорожного движения на магистральных улицах крупных и крупнейших городов'

Разработка планировочных решений по повышению безопасности дорожного движения на магистральных улицах крупных и крупнейших городов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
301
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / аварийность / потери в дорожном движении / пешеходный переход / приоритет / безпека дорожнього руху / аварійність / втрати у дорожньому русі / пішохідний перехід / пріоритет / road traffic safety / break down susceptibility / road traffic losses / pedestrian crossing / priority
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Капский Д. В., Кузьменко В. Н., Коржова А. В., Полховская А. С., Костюкович Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of transport and pedestrian flows research as well as traffic conditions in Radialnaya Street are considered. The offers to increase traffic movement improvement at the investigated urban road section are given.

Текст научной работы на тему «Разработка планировочных решений по повышению безопасности дорожного движения на магистральных улицах крупных и крупнейших городов»

УДК 656.051

РАЗРАБОТКА ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ УЛИЦАХ КРУПНЫХ И КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ

Д.В. Капский, доцент, к.т.н., Белорусский национальный технический университет, В.Н. Кузьменко, научн. сотр., А.В. Коржова, мл. научн. сотр., А.С. Полховская, инженер, Е.Н. Костюкович, инженер, Д.В. Мозалевский, ст. научн. сотр., Е.Н. Кот, ст. научн. сотр., к.т.н., НИЦ ДД БНТУ, г. Минск, Беларусь

Аннотация. Рассматриваются результаты исследований транспортно-пешеходных потоков и условий движения на ул. Радиальной. Разработаны предложения по повышению качества дорожного движения на исследуемом участке улицы.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, аварийность, потери в дорожном движении, пешеходный переход, приоритет.

РОЗРОБКА ПЛАНУВАЛЬНИХ Р1ШЕНЬ З П1ДВИЩЕННЯ БЕЗПЕКИ ДОРОЖНЬОГО РУХУ НА МАГ1СТРАЛЬНИХ ВУЛИЦЯХ ВЕЛИКИХ

ТА НАЙБ1ЛЬШИХ М1СТ

Д.В. Капський, доцент, к.т.н., Бшоруський нащональний техшчний ушверситет, В.Н. Кузьменко, наук. сшвр., А.В. Коржова, мол. наук. сшвр., А.С. Полховська, шженер, С.Н. Костюкович, шженер, Д.В. Мозалевський, ст. наук. сшвр., С.Н. Кот, ст. наук. сшвр., к.т.н., НДЦ ДР БНТУ, м. Мшськ, Бшорусь

Анотаця. Розглядаються результати досл1джень транспортно-тшох1дних потоюв та умов руху на вул. Рад1альнШ. Розроблено пропозицИ' з тдвищення якост1 дорожнього руху на досл1-джуванШ дглянцг вулицг.

Ключов1 слова: безпека дорожнього руху, аварттсть, втрати у дорожньому руа, пшох^дний перех1д, пр1оритет.

DEVELOPMENT OF PLANNING DECISIONS FOR INCREASING TRAFFIC SAFETY ON ARTERIAL HIGHWAYS OF TOWNS AND CITIES

D. Kapskiy, Associate Professor, Candidate of Technical Science, Byelorussian National Technical University, V. Kuzmenko, researcher, A. Korzhova, junior researcher, А. Polkhovskaya, engineer, K. Kostyukovich, engineer, D. Mozalevskiy, senior researcher, Ye. Kot, senior researcher, Candidate of Technical Science, SRC of RT, BNTU, Minsk, Byelorussia

Abstract. The results of transport and pedestrian flows research as well as traffic conditions in Radialnaya Street are considered. The offers to increase traffic movement improvement at the investigated urban road section are given.

Key words: road traffic safety, break down susceptibility, road traffic losses, pedestrian crossing, priority.

Введение

В данной статье приводятся возможные планировочные решения для магистральных

улиц крупных и крупнейших городов на примере ул. Радиальной г. Минска. Улица Радиальная расположена в восточной части

периферийной зоны города и относится к категории магистральных улиц общегородского значения (категория А) [1]. В соответствии с генеральным планом г. Минска улица Радиальная является одним из построенных участков перспективного 4-го городского транспортного кольца и соединяет включенные в эту же кольцевую магистраль улицы Кабушкина и Филимонова.

В настоящее время в связи с незавершенностью 2-го городского транспортного кольца в восточной части города (на участке от Автовокзала «Восточный» до ул. Академической) северная часть ул. Радиальной дополнительно выполняет функции участка 2-го транспортного кольца и связывает улицы Ваупша-сова и Столетова.

Анализ публикаций

Работы, выполненные в соответствии с Заданием УГАИ ГУВД Мингорисполкома, включали: исследование и анализ характеристик существующей улично-дорожной сети и схемы организации движения; исследование и анализ характеристик транспортных и пешеходных потоков [3]; исследование аварийности и оценку потенциальной опасности, угроз безопасности [4]; разработку предложений по изменению планировочного решения и схем ОДД с технико-экономическим анализом вариантов по критерию потерь в дорожном движении [5-8].

Цель и постановка задачи

Цель работы - подготовка предпроектных предложений по повышению безопасности дорожного движения и снижению потерь в дорожном движении на участке ул. Радиальной в г. Минске между кольцевыми развязками с ул. Филимонова - Столетова и ул. Ваупшасова [2].

Результаты исследования существующих

условий и пути повышения безопасности движения

На улице расположен путепровод через магистральную железнодорожную линию Минск - Орша, который является одним из пяти мест на территории города, в которых можно пересечь указанную железнодорожную линию. Это обстоятельство является дополнительным фактором, приводящим к по-

вышенной концентрации на ул. Радиальной транспортных потоков, следующих из юго-восточной части города в северо-восточную и в обратном направлении. Улица проложена в зоне промышленной застройки, что определяет состав движущегося транспортного потока с высокой долей грузовых автомобилей и автопоездов. Данная улица является «транспортной связующей артерией» и в связи с ее назначением необходимо обустройство пешеходного движения таким образом, чтобы приоритет сохранялся за транспортом, а не пешеходами при обеспечении безопасности пешеходов и иных, слабо защищенных участников дорожного движения [6].

По особенностям условий дорожного движения и схемы его организации исследованный участок ул. Радиальной разделен на 8 элементарных типовых мини-участков (линейных и конфликтных объектов УДС).

Объект 1 (конфликтный) - регулируемые пешеходные переходы через западную и восточную проезжие части ул. Радиальной на примыкании к кольцевой проезжей части узла Радиальная - Филимонова - Столетова.

Объект 2 (линейный) - перегон от регулируемых пешеходных переходов до примыканий ул. Аннаева.

Объект 3 (конфликтный) - нерегулируемые примыкания ул. Аннаева, выезда от ул. Передовой и нерегулируемый пешеходный переход через ул. Радиальную в зоне примыканий.

Объект 4 (линейный) - перегон от примыкания ул. Передовой до южного подхода к путепроводу (до конца разделительной полосы).

Объект 5 (линейный) - перегон от конца разделительной полосы до зоны примыканий выездов с площадки МТЗ и от ООО «Слодыч».

Объект 6 (конфликтный) - зона примыканий выездов с площадки МТЗ (нерегулируемое) и от ООО «Слодыч» (регулируемое) - регулируемый Т-образный перекресток.

Объект 7 (линейный) - перегон от зоны примыканий выездов с площадки МТЗ и от ООО «Слодыч» до регулируемого пешеходного перехода через проезжую часть ул. Радиальной на примыкании к кольцевой проезжей части узла Радиальная - Ваупшасова.

Объект 8 (конфликтный) - регулируемый пешеходный переход через проезжую часть ул. Радиальной на примыкании к кольцевой проезжей части узла Радиальная - Ваупша-сова.

Были исследованы параметры транспортно-пешеходной нагрузки и условия движения, по которым был проведен экономический анализ потерь в дорожном движении и сравнительные показатели условий движения на объектах УДС ул. Радиальной (см. табл. 1, рис. 1). На рис. 2 показаны результаты расчета потерь на исследуемых объектах улицы.

Таблица 1 Относительные показатели аварийности по объектам УДС

Номер участка УДС Суточная интенсивность движения на объекте, тыс. авт./сут. Годовая интенсивность движения на объекте, млн. авт./год Относительная аварийность, аварий/ (годмлн авт.)

общее число с пострадавшими

1 78,5 23,6 0,45 0,02

2 78,5 23,6 0,17 0

3 98,4 29,5 0,19 0,02

4 55,2 16,6 0 0

5 55,2 16,6 0,06 0

6 68,9 20,7 0,9 0,08

7 55,2 16,6 0,39 0,03

8 55,2 16,6 0,14 0,02

После проведения соответствующих исследований были разработаны предложения по устранению выявленных недостатков. Предложения разработаны с целью сокращения потерь в дорожном движении. Ниже приведены задачи, которые необходимо было решить, и пути их решения:

1. Устранение нерегулируемых конфликтов «транспорт - пешеход», отличающихся повышенной аварийностью и недопустимых на улице категории А6 [1, 8, 9]; решается путем ликвидации существующего нерегулируемого пешеходного перехода (вариант - введение на нем светофорного регулирования), а также устройством (восстановлением) центральной разделительной полосы на участках, где она отсутствует, с установкой на разделительной полосе дорожных ограждений второй группы.

Рис. 1. Относительные показатели аварийности на объектах УДС ул. Радиальной

Рис. 2. Соотношение уровня опасности и потерь в дорожном движении на исследуемых объектах по протяженности улицы

2. Устранение нерегулируемых левых поворотов с ул. Радиальной, освобождение левой (самой быстроходной) полосы от остановившихся транспортных средств, ожидающих возможности выполнить левый поворот (или разворот); решается путем восстановления центральной разделительной полосы, конфигурация которой в зоне перекрестков позволяет устроить дополнительные полосы для левоповоротного движения, а также путем организации отнесенных левых поворотов в местах, где такой вариант возможен по планировочным условиям.

3. Минимизация числа нерегулируемых выездов на ул. Радиальную, ликвидация выездов с левыми поворотами в нерегулируемом режиме; решается путем восстановления центральной разделительной полосы, разрывы в которой предусмотрены только на уча-

стках со светофорным регулированием, а также объединением нескольких выездов, расположенных на небольшом расстоянии, в один.

4. Минимизация помех, создаваемых маршрутными транспортными средствами основному потоку; решается путем устройства остановочных пунктов маршрутных транспортных средств в заездных карманах.

5. Улучшение информативности дорожных светофоров за счет размещения дублирующих светофоров в зоне наилучшей видимости и применения современных технических решений; решается путем размещения дублирующих светофоров на восстановленных участках центральной разделительной полосы, а также применения на въездах в узлы кольцевого типа светофоров Т.1.п с многофункциональными дополнительными секциями и корректировкой направления стрелки в правых дополнительных секциях.

6. Улучшение условий движения пешеходов на регулируемых участках путем применения современных технических средств и корректировки режимов работы пешеходных светофоров (ТВП, светодиодных светофоров с таймером и т.д.); решается путем применения на пешеходных переходах светофоров П.2 (с индикаторами обратного отсчета времени) и корректировки режимов работы пешеходных светофоров для обеспечения переходного интервала для пешеходов в межфазном конфликте «пешеход-транспорт».

7. Размещение регулируемых участков в местах, обеспечивающих возможность организации координированного регулирования на исследуемом участке ул. Радиальной; решается путем размещения регулируемых участков на расстояниях, позволяющих организовать согласованную работу соседних светофорных объектов.

8. Определение разрешенных направлений движения из каждой полосы в местах въездов на кольцевые узлы (на границах исследуемого участка); решается путем установки дорожных знаков 5.8.1 и нанесения горизонтальной разметки 1.18 на подходах к узлам кольцевого типа (а не в зонах переплетения, как при существующей схеме ОДД).

9. Создание «безбарьерной» среды на пешеходных переходах, а также улучшение движения пешеходов по тротуарам и пешеходным дорожкам на подходах к пешеходным переходам и вне их. Организация велосипедного движения; решается путем устройства бордюров уменьшенной высоты на подходах к пешеходным переходам с тротуаров и островках безопасности, а также устройством околотротуарных парковок, которые уберут с тротуаров и пешеходных дорожек припаркованные автомобили.

Рис. 3. Некоторые мероприятия по успокоению движения и организации велосипедного движения

Выводы

В результате проведенных исследований и анализа существующих условий дорожного движения на участке ул. Радиальной от ул. Филимонова до ул. Ваупшасова установлено, что реализация разработанных мероприятий позволит снизить уровень потерь в дорожном движении ориентировочно на 650 тыс. у.е./год, в том числе потерь от аварийности на 71 тыс. у.е./год с уменьшением числа аварий не менее 25 % [5].

Необходимо отметить, что общим из предложений по всей магистрали является и введение координированного регулирования на данном участке улицы Радиальной, что еще более снизит потери в дорожном движении. Введение эффективного координированного движения возможно после внедрения разработанных предложений, поскольку все помехи транзитному движению будут максимально ликвидированы. Все разработанные предложения выполнены на основе действующих ТНПА [1, 2, 9, 10-13].

Запрещать и ограничивать - значит побуждать к нарушению. Поэтому нами максимально соблюдены принципы допустимости

и приемлемости движения во всех его проявлениях.

Литература

1. Улицы и дороги городов, поселков и сельс-

ких населенных пунктов: СНБ 3.03.02-97: утв. М-вом архитектуры и строительства Республики Беларусь 31.10.97 ; введ. в действие с 01.01.98. - Минск, 1998. -32 с.

2. Об утверждении Концепции обеспечения

безопасности дорожного движения в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2006 г. № 757 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/temy/tem а27/а1ауМост0103.^т1

3. Глик Ф.Г. Обследование транспортных

потоков и прогнозирование сети городских улиц и дорог : пособие П2-99 к СНБ 3.03.02.-97 / Ф.Г. Глик, С. А. Бран-дин, И.С. Борисик. - Минск : Минарх-строй РБ, 1999. - 57 с.

4. Капский Д.В. Прогнозирование аварийно-

сти в дорожном движении / Д. В. Капский. - Минск : БНТУ, 2008. - 243 с.

5. Врубель Ю.А. Потери в дорожном движе-

нии / Ю.А. Врубель. - Минск : БНТУ, 2003. - 380 с.

6. Врубель Ю.А. Организация дорожного

движения / Ю.А. Врубель. - Минск : Фонд БДД, 1996. - 326 с.

7. Дрю Д. Теория транспортных потоков и

управление ими: пер. с англ. / Д. Дрю. -М. : Транспорт, 1972. - 424 с.

8. Исследование и разработка методики

оценки эффективности применения технических средств организации дорожного движения (шумовые полосы, искус-

ственные неровности и т.д.): отчет о НИР №х/д 8618/2008 (Промежуточный).

9. СТБ 1300-2007 Технические средства орга-

низации дорожного движения. Правила применения/РУП «БелдорНИИ» / Утвержден и введен в действие с последними изменениями с 01.01.2006 (изменение № 2). Взамен СТБ 1300-2000. - Минск : 2007. - 33 с.

10. СТБ 1140-99 (с Изменениями и дополне-

ниями) Знаки дорожные. Общие технические условия РУП «БелдорНИИ». - Введен в действие с 1 октября 1999 г. - Взамен ГОСТ 10807-78. - Минск, 1999. - 41 с.

11. СТБ 1231-2000 (с Изменениями и дополне-

ниями) Разметка дорожная. Общие технические условия РУП «БелдорНИИ». -Утвержден 23.06.2000; введен в действие с 01.09.2000, с последними изменениями, введенными с 01.01.2006 (изменение № 2). - Введен впервые. - Минск, 2006. - 36 с.

12. ГОСТ 25695-91 Светофоры дорожные. Ти-

пы. Основные параметры / Министерство внутренних дел СССР. - М., 1991. - 20 с.

13. ГОСТ 26804-86 Ограждения дорожные ме-

таллические барьерного типа. Технические условия / Государственного комитета СССР по делам строительства от 19 декабря 1985 г. № 242; срок введения установлен 01.01.87 ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС № 11 1996 г. - М. -14 с.

Рецензент: Е.М. Гецович, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 13 июля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.