Научная статья на тему 'Разработка подсистемы учета и управления продажами в системе1С: Предприятие'

Разработка подсистемы учета и управления продажами в системе1С: Предприятие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
624
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка подсистемы учета и управления продажами в системе1С: Предприятие»

Таблица 3

Качество обучения нейросети и прогноз У (8 независимых переменных)

Набор входных переменных S.D. Ratio (на обучающем множестве S.D. Ratio (на контрольном множестве MAPE, %

к00 0.240844 0.184005 2.78

X1(t), X2(t), X3(t-1), X4(t), X5(t-3), X6(t), X7(t-2), Xs(t) 0.09965 0.199094 1.37

Список использованных источников

1. Кравец О.Я. Гибридные алгоритмы оптимизации моделей множественной регрессии на основе кросскорреляции. - Информационные технологии моделирования и управления, №4(22), 2005.

2. Крючкова И.Н., Кравец О.Я. Исследование особенностей нейросетевого моделирования социально-экономических процессов на смещенных временных рядах. - Информационные технологии моделирования и управления, №4(22), 2005.

3. Давыдов А. Социальное неблагополучие: зависимость объективных и субъективных оценок, НСН. - http://www.nns.ru/analit/pol/table.html.

4. Родионов П.Е. Методика извлечения знаний в задачах анализа рядов динамики с использованием нейронных сетей. - Автореф. дисс. ... канд. техн. наук. - М., 2003.

5. Восьмирко С.О. Разработка математического и программного обеспечения среды моделирования нейронных сетей для решения задач прогнозирования. - Автореф. дисс. ... канд. техн. наук. - М., 2005.

6. Уоссерман Ф. Нейрокомпьютерная техника: теория и практика. - М.: Мир, 1992.

7. Осовский С. Нейронные сети для обработки информации. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 344 с.

Шаповалова М.С., Кравец О.Я.

РАЗРАБОТКА ПОДСИСТЕМЫ УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ ПРОДАЖАМИ В СИСТЕМЕ 1С-ПРЕДПРИЯТИЕ

Воронежский экономико-правовой институт Воронежский государственный технический университет

Современное торговое предприятие в условиях жесткой конкуренции должно представлять собой хорошо отлаженную логистическую систему. Рассмотрим основные логистические задачи, возникающие в процессе работы оптового торгово-закупочного предприятия.

Оптовое торгово-закупочное предприятие осуществляет

1. закупку товаров;

2. реализацию товаров;

3. проведение расчетов с потребителями и поставщиками.

При этом деятельность торгового предприятия должна быть направлена на увеличение прибыли от торговых операций и снижение издержек на их осуществление.

Закупка товаров торговым предприятием может осуществляться

- для непосредственного выполнения заказа покупателя;

- для пополнения запасов на складах.

Чрезмерно большой запас товаров на складе связан с омертвлением капиталов, требует значительных затрат на хранение. С другой стороны, недостаточный запас может привести к падению объемов продаж, потере покупателей, и как следствие этого - к уменьшению прибыли. Поэтому, в соответствии с логистическим подходом к организации закупки товаров, в первую очередь необходимо определить оптимальные структуру, объем и порядок пополнения запасов.

При определении оптимальной структуры запасов необходимо учитывать и анализировать такие факторы как спрос на товары и их прибыльность. Для учета спроса на товары целесообразно использовать ХУЪ-анализ, позволяющий классифицировать их в зависимости от характера потребления. В соответствии с этим методом, к группе Х относятся товары, которые характеризуются стабильным спросом, к группе У - товары, потребность в которых характеризуется известными тенденциями (например, сезонными колебаниями), к категории Ъ - товары, которые потребляются нерегулярно и нестабильно. Для учета прибыльности товаров предлагается использовать метод АВС-анализа, позволяющий провести классификацию товаров в зависимости от прибыли, которую они приносят предприятию. В результате совместного применения этих методов товары могут быть разбиты на группы, к каждой из которых будет применяться своя стратегия закупок. Например, категории товаров АХ-ВУ должны составлять основу складских запасов предприятия, а категории АЪ-ВЪ-будут закупаться предприятием только по заказу покупателя. Такой подход позволит определить оптимальную структуру запасов предприятия.

Для определения необходимого объема складских запасов необходимо на основе статистического анализа спроса на товары за предыдущие периоды спрогнозировать ожидаемый объем продаж в будущем периоде. Результаты такого прогноза по каждому товару позволят определить необходимые запасы его на складе. Оптимальный порядок их пополнения на складе, который определяет как часто и в каком объеме необходимо закупать тот или иной товар, может быть рассчитан на основе необходимого объема товара, времени выполнения заказов поставщиками, имеющихся финансовых средств на закупку товаров, затрат на перевозку товаров и на содержание запасов на складах.

Реализация товара потребителю осуществляется на основе собственных складских запасов торгового предприятия и на основе заказа необходимого товара поставщикам. Управление продажами товара в соответствии с логистическим подходом должно обеспечивать доведение товара до потребителя с минимальными издержками и в требуемый срок. Организация отгрузки товара из собственных складских запасов состоит из следующих этапов: предпродажная подготовка, погрузка и доставка товара потребителю. При отгрузке товара на основе заказа поставщику к этим этапам добавляется организация закупки и доставки товара от поставщика. Очевидно, что издержки и время организации отгрузки товара из собственных складских запасов значи-

тельно меньше, чем товара, который надо сначала заказать поставщику и доставить на склад. Однако, как было сказано выше, товар категории АЪ-ВЪ нецелесообразно хранить на складе. Поэтому управление продажами должно обеспечивать сокращение времени и издержек доставки товара от поставщика на склад и со склада - к потребителю. В общем случае в заказе покупателя могут присутствовать разные товары: как имеющиеся на складе, так и требующие заказа у поставщиков, причем - заказа у разных поставщиков. Это делает выполнение заказа покупателя многоэтапным, требующим планирования соответствующих этапов и организации контроля их выполнения.

Проведение расчетов с потребителями и поставщиками

Движение материальных потоков на торговом предприятии сопровождается встречным движением денежных средств: выплатами поставщикам и поступлением денег от покупателей. Движение денежных средств на предприятии также нуждается в управлении: несвоевременное поступление денег, их нехватка в нужный момент может сделать невозможной тщательно спланированную закупку товаров, выполнение заказа покупателя, или потребует привлечения финансовых средств из внешнего источника на невыгодных для предприятия условиях. Управление движением денежных средств включает в себя планирование рациональной организации оперативной финансовой деятельности компании и контроль, охватывающие все движение денежных средств предприятия. План движения денежных средств должен увязывать все сроки и источники поступлений денежных средств (выручки от реализации товара, кредитов, займов, прочих поступлений) с расходами на осуществление финансово-коммерческой деятельности и их сроками.

Решение основных логистических задач, рассмотренных в разделе 1.1, невозможно без применения компьютерной обработки данных и требует разработки соответствующего программного обеспечения. Разрабатываемое программное обеспечение должно входить в состав информационной системы (ИС) торгового предприятия. Такая интеграция необходима по следующим причинам:

- в качестве исходных данных должны использоваться данные оперативного и бухгалтерского учета, хранящиеся в базе данных ИС

- результаты решения логистических задач должны найти свое отражение в базе данных ИС торгового предприятия;

- решение логистических задач должно осуществляться в реальном масштабе времени работы торгового предприятия.

Рассмотрим состав и структуру такой ИС торгового предприятия (рис. 1). В состав ИС кроме системы оперативного и бухгалтерского учета должны входить следующие подсистемы:

- подсистема управления закупками товара;

- подсистема управления продажами;

- подсистема оперативного планирования движения денежных средств предприятия.

Даже самое поверхностное рассмотрение задач показывает, что их решение невозможно без применения современных методов анализа, планирования и контроля. Требуемый анализ носит, как правило, комплексный и многофакторный характер, опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, и результаты такого анализа используются при решении различных задач. Поэтому, основные инструменты анализа, используемого в интересах нескольких подсистем, целесообразно объединить в отдельную подсистему многофакторного анализа данных.

Рис. 1. Состав и структура ИС торгового предприятия

Основными целями планирования на торговом предприятии является координация действий его структурных подразделений и рациональное распределение его ресурсов на основе разработки общего плана мероприятий предприятия, интегрирующего оптимальным образом планы продаж, планы закупок товаров и планы движения денежных средств. Поэтому в состав ИС необходимо включить подсистему текущего планирования деятельности предприятия, тесно взаимодействующую с остальными подсистемами.

Выполнение плана мероприятий предприятия должно постоянно контролироваться. Контроль на торговом предприятии предполагает проверку выполнения плана мероприятий, выявление отклонений, их анализ, оценку их последствий, и внесение необходимых корректировок в план мероприятий. Контроль должен быть оперативным (осуществляемым в реальном масштабе времени работы предприятия), всесторонним и непрерывным. Поэтому в состав ИС включена подсистема оперативного контроля деятельности предприятия.

Таким образом, ИС представляет комплекс подсистем (рис. 1), который позволяет обеспечить четкое информационное взаимодействие всех под-

разделений предприятия, производить комплексный анализ, планирование и контроль деятельности предприятия. В таком комплексе каждая подсистема, решая свои конкретные задачи, должна способствовать достижению общей цели: увеличению прибыли от торговых операций и снижению издержек на их осуществление.

В качестве базовой ИС торгового предприятия, в составе которой разработаны приведенные выше подсистемы, использована среда 1С-Предприятия.

Для реализации задач, поставленных перед подсистемой управления продажами, реализованы следующие элементы:

1. Формирование заказа покупателя.

2. Анализ заказа и определение необходимых мероприятий для его выполнения (отгрузка со склада, заказ поставщику, предпродажная подготовка, погрузка, доставка покупателю).

3. Расчет себестоимости заказа, его прибыльности, суммы оплаты покупателем.

4. Предварительна оценку сроков выполнения заказов поставщиками.

5. Определение основных этапов выполнения заказа покупателя.

6. Определение с помощью подсистемы текущего планирования сроков выполнения каждого этапа.

7. Определение общего порядка оплаты заказа покупателем.

8. Составление с помощью подсистемы планирования движения денежных средств календарного плана оплаты заказа.

9. Подготовка необходимых данных для формирования заказов поставщикам и передачу их подсистеме управления закупками.

10. Резервирование имеющихся на складе товаров, необходимых для выполнения заказа.

11. Запись заказа в базу данных и постановку его на контроль.

Для решения задачи разработан алгоритм (рис. 2) работы подсистемы управления продажами с другими подсистемами ИС: подсистемой управления закупками товара, планирования деятельности предприятия, оперативного планирования движения денежных средств предприятия. Исходные данные, необходимые для работы подсистемы, поступают из следующих источников:

• из взаимодействующих с ней подсистем,

• из системы оперативного учета (из справочников, документов, регистров учета),

• вводятся пользователем подсистемы с помощью диалоговых форм документа “Заказ покупателя”.

Результаты работы подсистемы управления продажами записываются в базу данных ИС для контроля их выполнения.

Формирование заказа покупат еля

Определение необходимых мероприятий для его выполнения

Расчет себестоимости заказа, его прибыльности, суммы оплаты покупателем

Оценка сроков выполнения заказов поставщиками

Определение основных этапов выполнения заказа покупателя

Подготовка данных для формирования заказов поставщикам

Резервирование на складе нео бхо димых т оваров

Подсистема

управления

закупками

Запись заказа в базу данных

Подсистема

контроля

Рис. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.