РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Гульжан Примбетова
Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина [email protected]
Постановка проблемы
На настоящем этапе развития образования перед школой стоит задача не только вооружить учащихся определённым объёмом знаний, умений и навыков, но и научить их использовать свои теоретические знания в практической жизни, самостоятельно пополнять свои знания, свободно ориентироваться в огромном потоке научной информации. В этом состоит принципиальное отличие компе-тентностного образования от образования, осуществляемого в условиях знаниецентрической парадигмы.
В законе Республики Казахстан «Об образовании» обозначены задачи современной системы образования. Важнейшими из них считаем:
1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности, на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;
2) функционирование национальной системы оценки качества образования, отвечающей потребностям общества и экономики.
Решение этих задач возможно в условиях создания такой модели образования, в которой были бы созданы все возможности для вооружения современных школьников необходимыми в реальной жизни знаниями, умениями, навыками, компетенциями.
Понятия «компетентность», «компетенции» до сегодняшних дней употреблялись лишь в сфере профессиональной подготовки. Рассмотрение компетентности в отношении общего образования — явление новое.
Hn
измерения
В Государственном общеобязательном стандарте образования для 12-летней школы (Общие положения, 2008 г.) выделены три вида ключевых компетенций: информационная компетенция, коммуникативная компетенция, компетенция разрешения проблем. В данном документе ожидаемые результаты выражены в виде интеграции ключевых и предметных компетенций по каждой образовательной области. В соответствии с этим, перечисленные ключевые компетенции планируется формировать и развивать средствами учебных предметов.
В свою очередь, предметные компетенции являются ориентиром для определения цели и задач каждого учебного предмета. Ожидаемые результаты в рамках каждой образовательной области сформулированы в соответствии с уровнями дифференциации и представлены в 3 этапа, на 4-х уровнях усвоения.
Первый этап — приобретение новых знаний и применение их в типичной ситуации, второй — преобразование приобретённых знаний и применение их в нетипичных ситуациях, третий — самостоятельное приобретение новых знаний. Четыре уровня усвоения учебного материала: знание, понимание, применение, умение. Показателем высокого уровня усвоения учебного материала мо-
жет служить количество и качество выполненных учащимся заданий.
Оценка качества образования становится ключевой проблемой мирового сообщества. В этом направлении проводится множество исследований, и они имеют своей целью определение оптимальных путей совершенствования системы образования каждой отдельно взятой страны для повышения качества образования. Учёные объединяют свои усилия для совместного решения данной проблемы.
В связи с этим проводятся международные сравнительные исследования в области образования (PISA, TIMSS, PIRLS и т.д.). Организатором является Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development — OECD).
Руководит работой консорциума Австралийский совет педагогических исследований (Australian Council for Educational Research — ACER). В консорциум также входят следующие организаторы: Нидерландский Национальный институт педагогических измерений (Netherlands National Institute for Educational Measurement — CITO); Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS); Национальный
-e-
институт исследований в области образования (National Institute for Educational Research, NIER) в Японии; Американская организация WESTAT (США).
Исследования проводятся в два этапа. На первом этапе выявляют тенденции развития образования в мире на основе анализа состояния образования в странах-участницах, анализа программ и учебников, научно-методической литературы. На втором — осуществляют непосредственно сравнительную оценку уровня подготовленности школьников в странах-участницах и выявляют факторы, влияющие на результаты обучения.
Особый интерес вызывает содержание заданий, которые используются в международных сравнительных исследованиях в области образования. Задания в этих исследованиях направлены на проверку сформи-рованности у школьников умений и навыков широкого спектра, каковыми являются компетенции. Именно они определены как результаты обучения в контексте компетентностного образования.
Отличительной чертой заданий на международных сравнительных исследованиях в области образования является то, что они относятся к категории творческих заданий, выполнение которых прямо не связано
со школьной программой. Тогда как в школах стран постсоветского пространства долгое время использовались задания репродуктивного и продуктивного характера, выполнение которых требовало наличия конкретных знаний по школьному предмету.
На настоящем этапе развития образования перед школой стоит задача не только вооружить учащихся определённым объёмом знаний, умений и навыков, но и научить их использовать свои теоретические знания в практической жизни, самостоятельно пополнять свои знания, свободно ориентироваться в огромном потоке научной информации. В этом состоит принципиальное отличие компетентност-ного образования от образования, осуществляемого в условиях знаниецентрической парадигмы.
В связи с внедрением новой модели образования вносятся изменения в государственный общеобязательный стандарт образования, учебные программы, учебно-методические комплексы, так как меняется отношение к формируемым знаниям, умениям, навыкам учащихся. Следовательно, возникает необходимость в создании заданий для измерения учебных достижений учащихся в контексте ком-петентностного образования в школе.
измерения
Учебные достижения учащихся
Учебные достижения — это реально усвоенная учащимися совокупность знаний, умений, навыков (ЗУН) предметных областей и компетенций, содержательная и количественная характеристика которых зависит от контекста деятельности субъекта. Компетенция, как сложная деятельность, состоит из ряда действий организационного, интеллектуального характера. Эти действия, как элемент сложной деятельности, не могут быть сформированы в одночасье, в течение одного урока.
Учитывая необходимость постепенного, поэтапного развития отдельных действий сложной деятельности, в планируемых результатах обучения фиксируется последовательность этого процесса. При этом должны быть продуманы возможности конкретного раздела в развитии отдельных действий (элементов) компетенций после усвоения учащимися предметных ЗУНов. Показателем усвоения учебного материала может служить количество и качество выполненных учащимся заданий.
Классификация заданий
В современной науке существует множество подходов к опре-
делению понятия «задание». Учитывая то, что в настоящее время всё мировое сообщество ставит перед собой цели повышения качества образования, а через него и повышения качества жизни граждан, обобщив рассмотренные определения, предлагается следующее определение понятия «задание»: задание — это инструмент педагогической диагностики, используемый для измерения знаний, умений, навыков, компетенций учащихся.
В контексте компетентно-стного образования предлагается классифицировать задания в соответствии с видами деятельности на: задания репродуктивного, продуктивного и творческого характера. В нашей работе выделены следующие формы заданий: вопросы, упражнения, задачи, задания в тестовой форме. Задания выступают как общее понятие по отношению к задачам, вопросам, упражнениям и заданиям в тестовой форме. Они обладают разными возможностями и приводят к различным дидактическим результатам, но вместе образуют систему и взаимно дополняют друг друга.
Данная статья посвящается развивающим заданиям, которые рекомендуется использовать в учебном процессе для проверки сформированности у школьников умений и навыков широкого спектра по математи-
ке. Особенность этих заданий заключается в том, что при их выполнении учащиеся осуществляют такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сопоставление, обобщение и т.д. При знаниецентрической парадигме в учебном процессе школы преимущественно использовали задания репродук-
тивного и продуктивного характера.
В контексте компетентност-ного образования акцент перемещён на использование текстов и заданий творческого характера. По этой причине актуальной на сегодняшний день является разработка развивающих заданий.
Примеры текстов и развивающих заданий в тестовой форме.
№ 1.
Ромб — это параллелограмм, у которого все стороны равны.
Ромб разбивается диагоналями на четыре треугольника. Эти треугольники прямоугольные и равны. Диагонали ромба точкой пересечения делятся пополам. Противолежащие стороны ромба равны между собой. Противолежащие углы ромба равны. Диагонали ромба пересекаются под прямым углом и являются биссектрисами его углов.
Дельтоид — это четырёхугольник, у которого две пары сторон одинаковой длины. В отличие от параллелограмма, равными являются не противоположные, а две пары смежных сторон. Диагонали дельтоида пересекаются под прямым углом.
В данном задании могут быть один, два и большее число правильных ответов.
Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов: СРАВНИТЬ РОМБ И ДЕЛЬТОИД
1) у ромба и дельтоида углы попарно равны;
2) дельтоид является частным случаем ромба;
3) стороны у ромба и дельтоида попарно равны;
4) ромб является частным случаем параллелограмма;
г"п
измерения
5) углы между неравными сторонами дельтоида равны между собой;
6) дельтоид и ромб симметричны относительно одной из диагоналей;
7) диагонали у ромба и дельтоида взаимно перпендикулярны и равны.
Данное задание можно использовать после изучения раздела «Четырёхугольники». Умения и навыки, проверяемые при помощи данного задания:
• умение работать с текстом;
• работа с новой информацией;
• умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать;
• умение выделять общее и частное.
Особенность данного задания состоит в том, что по ходу его выполнения учащиеся знакомятся с новой геометрической фигурой, её свойствами. Используя полученную инфор-
мацию и знания по пройденным темам, школьники осуществляют такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
У предложенных четырёхугольников есть общие свойства и отличительные черты, которые учащимся нужно будет выделить и отметить. Момент угадывания при выполнении такого рода заданий исключается примерно на 80%, поскольку определить и выявить общие и частные свойства фигур, не обладая необходимыми для этого навыками, невозможно.
Текст и задание в тестовой форме № 2.
Вашему вниманию будет предложено задание, в котором могут быть один, два и большее число правильных ответов. Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов:
Середины сторон произвольного четырёхугольника являются вершинами параллелограмма Вариньона. Площадь параллелограмма Вариньона равна половине площади исходного четырёхугольника. Все свойства параллелограмма выполняются для параллелограмма Вариньона.
Установить соответствие: с параллелограммом Вариньона,
Название исходного четырёхугольника 1) Прямоугольник
Параллелограмм Вариньона, получаемым соединением середины сторон этого четырёхугольника А) Прямоугольник
2) Равнобокая трапеция
3) Ромб
B) Параллелограмм
C)Ромб
D) Квадрат
Ответы: 1_2)--3)
Задания в тестовой форме № 1 и № 2 могут быть использованы в учебном процессе, как при любом виде контроля, так и при объяснении новой темы. Разница будет состоять во времени их выполнения. Если задание будет использоваться при объяснении новой темы, то на его выполнение отводится больше времени, чем во время контроля.
Подводя итоги к вышесказанному, можно отметить, что изначальное планирование результатов обучения по учебным предметам в виде знаний, умений, навыков и компетенций является залогом эффективного проектирования показателей учебных достижений учащихся, а также эффективной организации их учебной деятельности.