Научная статья на тему 'Разработка пакета учебных программ для студентов специализации прикладная математика и информатика по курсу «Линейное программирование»'

Разработка пакета учебных программ для студентов специализации прикладная математика и информатика по курсу «Линейное программирование» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
151
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Одегова Анна Николаевна

Анализ литературы и некоторых существующих компьютерных обучающих программ (КОП) позволяет выделить ряд требований, которым должны удовлетворять современные КОП. Принимается во внимание не столько необходимость автоматизации обучения и контроля знаний, сколько потребность в дидактически эффективных обучающих средах, позволяющих повысить качество обучения, помочь учащимся именно на стадии усвоения материала не только теоретического, но и прикладного уровня. С этих позиций описывается пакет программ по курсу «Линейное программирование», разработанный в среде Microsoft Excel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a package of training programs for students of applied mathematics and computer science specialization at the linear programming course

The analysis of the literature and some existing computer training programs (CTP) allows to propose a number of requirements with which modern CTP should satisfy. It is considered not only the importance of automation of education and the control of knowledge, but necessity of creating the effective training environments, allowing to raise quality of training, to help students at a stage of mastering of a material – not only theoretical, but also an applied level. From these positions the software package at the linear programming course developed in Microsoft Excel environment is described.

Текст научной работы на тему «Разработка пакета учебных программ для студентов специализации прикладная математика и информатика по курсу «Линейное программирование»»

УДК 681.3

А.Н. Одвгова

Разработка пакета учебных программ для студентов специализации прикладная математика и информатика по курсу «Линейное программирование»

На современном уровне компьютеризации обучениям распространения компьютеров в сфере образования возникает проблема создания эффективных компьютерных обучающих технологий и внедрения компьютерных обучающих программ (КОП) в учебный процесс [1]. Студентам и преподавателям предлагаются разнообразные электронные справочники','учебники, тренажеры, контролирующие, демонстрационные и моделирующие программы, лабораторные практикумы, предметно-ориентированные среды [1,2].

Проводя анализ существующих в сфере обучения компьютерных программ, выявлено, что в основном предлагаются КОП:

- в виде электронных учебников,справочников, нацеленные на изложение теоретических знаний, возможно, с прилагающимися контрольными заданиями [3];

- комплексы, нацеленные на автоматизацию системы контроля знаний (составления вариантов контрольных работ, просмотр протоколов выполненных работ с отмеченными ошибками, подготовки студентов к контрольным работам) [4].

Для оценки эффективности КОП выявлены различные критерии: 1) дидактический эффект (повышение качества обучения); 2) трудозатраты преподавателя; 3) трудозатраты студента;

4) стоимость обучения; 5) отрицательный эффект (физический и интеллектуальный) [1].

Таким образом, необходимо обратить внимание разработчиков КОП на внедрение технологий по повышению качества обучения, самого процесса усвоения умений и навыков, нацелить КОП на помощь учащимся на этапе применения теории к практике, а не ограничиваться участием в изложении теоретических основ или подготовке к контрольным работам.

Необходимо отметить, что при построении той или иной КОП важную роль играют:

- специфические черты и особенности описываемой предметной области, ее подверженность различным видам отображения [5];

- развитие эффективного обучения, усвоения знаний и навыков (не ограничиваться заменой преподавателя на «электронного учителя»).

Предлагаемая разработка представляет собой интегрированный в Microsoft Excel пакет учебных программ для студентов специализации прикладная математика и информатика по курсу «Линейное программирование». При проектировании комплекса учтены свойства, которыми должна обладать дидактически эффективная КОП. Задачей разработки являлось создание такого комплекса, который возможно использовать не для подготовки к контрольной работе или тестирования знаний, а для повышения уровня усвоения материала путем применения его на практике, главным образом различных методов и задач линейного программирования, хотя не исключается возможность использования программы для проверки работ студентов, составления преподавателями заготовок и шаблонов задач по данному курсу.

В настоящий момент разработан макрос, реализующий симплекс-метод для задачи линейного программирования. В дальнейшем планируется присоединить к нему компоненты и по другим темам курса (транспортная задача, сетевое планирование и управление и т.д.).

Можно выделить следующие черты разработанного макроса:

1) написан средствами Visual Basic for Application for Excel, осуществляет пошаговое решение задачи линейного программирования;

2) при каждом запуске макроса реализуется одна итерация симплекс-метода, результаты которой выводятся на отдельном листе книги Excel, что позволяет поэтапно проследить ход решения задачи линейного программирования;

3) задание начальных данных представлено в наиболее простой форме и не требует от пользователя больших усилий;

4) до начала вычисления производится проверка данных, пустые ячейки заполняются нулями и выделяются цветом, и в случае согласия пользователя с исправлениями запускается макрос либо предлагается заполнить пропущенные ячейки;

5) после каждой итерации выводится сообщение о текущем решении, а в случае нахождения оптимального решения и число итераций, за которое оно было достигнуто;

МАТЕМАТИКА

6) программа обладает также необходимой защитой от ввода некорректных данных, позволяет варьировать число переменных и ограничений, типы ограничений и тип экстремума;

7) использование такой распространенной среды, как Microsoft Excel, позволяет легко и без предварительного обучения приступить к работе непосредственно с методом и не тратить время на освоение интерфейса обучающей программы. С Microsoft Office студенты знакомятся на 12 курсах, и к моменту появления в учебном плане курса «Линейное программирование» азы работы с приложением уже освоены, и им не составляет труда приступить к работе с макросом как органически встроенной подпрограммой Excel.

В дальнейшем планируется наделить макрос возможностью участия пользователя в процессе решения - возможность принятия решений (осуществляется диалог пользователя с программой, дается возможность непосредственно поучаствовать в решении, после каждой итерации предлагается дать свой путь дальнейших действий, и в случае неверного решения сообщается об ошибке и ее причинах).

Средством для реализации алгоритма был выбран VBA for Excel ввиду следующих возможностей:

- представление данных в виде электронных таблиц (основной способ представления данных в задачах ЛП);

- возможность производить предварительные вычисления над большими массивами данных и сводить их к нужной форме в той среде, в которой будет происходить их обработка;

- простота, удобство и автоматизация работы со статистическими групповыми данными;

- Excel является мощной библиотекой, содержащей более сотни объектов для сложного анализа данных;

- интегрированный редактор Visual Basic for Applications позволяет использовать одновременно преимущества программирования и электронной таблицы, построить информационную систему любой степени сложности, которой

можно придать необходимую гибкость благодаря широкому диапазону применения объекта Excel;

- объекты Excel легко можно интегрировать в приложения, созданные средствами другиз программ [6].

Таким образом, среда и сценарий разработю позволяют наделить ее рядом важных для КОГ свойств и качеств [2]:

- открытость - возможность подключения других ресурсов, доступа к КОП извне;

- интегрируемость - наличие средств объе> динения с другими программными и информа ционными компонентами;

- средоориентированность - создание самодостаточной, функционально полной среды в которой поставленная задача может быть выполнена до конца;

- инструментальность - наличие специаль' ных средств оперативной интеграции дополни тельных программных компонент, а также редактирования и представления материала;

- дружественность по отношению к главным действующим лицам обучающего процесса -дружественный интерфейс.

Необходимо отметить, что целью внедрения КОП является не сплошная компьютеризация обучения, а создание и использование дидакти' чески эффективных человеко-машинных технологий, оптимальное распределение функци< между педагогом, компьютером и другими средствами обучения. Задача внедрения компьютерных технологий в учебный процесс заключаете! не в том, чтобы сделать обучение компьютер ным, а в том, чтобы сделать его эффективным [1]

Исходя из этого можно отметить, что предложенная разработка является попыткой создания КОП нового уровня - не столько «компьютерного», а скорее, «эффективного» обучения. Распространение таких «эффективно обучающих» КОГ необходимо сегодня для перехода компьютера зации обучения на новый уровень - от автома' тизирующих компьютерных программ к перс пективным информационным технологиям и интеллектуальным системам обучения.

Литература

1. Никитин В.А., Салмин И.Д. Новые направления развития компьютерных технологий обучения и контроля знаний // Университетская книга. 2004. №3 (88) // Ьир://иЬЛпГоЬоБ1.ги/?р=218

2. Нужное Е.В. Возможности построения эффективных средств получения и контроля знаний в средах компьютерного обучения // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы // http://pitis.tsure.ru/files3/s30.pdf

3. Воронов Ю.В., Советов Б.Я., Цехановский В.В. Ком' пьютерные обучающие системы и непрерывное обра зование // Информационные технологии в непрерыв ном образовании: Пленарные докл. Междунар. конф-выставки-1995 // Ьир://\*™г\у.кагеНал\\Гр5и/ Сепега1/СопГегепсе5/Оа1а/19950605/АЬв^а I/ весиопР doc05.html

4. Садчиков С.М, Салмин И.Д., Фетисов И.А. Мето дологические аспекты компьютерных контролирую-

щих программ // Информационные технологии в образовании: Сб. трудов IX Междунар. конф.// http / /ito.edu.ru/1999/II/l/126.html

5. Нужнов Е.В. Эволюция и проблемы повышения эффективности средств компьютерного обучения //

Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы // http://pitis.tsure.ru/files 18/р 14.pdf

6. Уэллс Э., Харшбаргер С. Microsoft Excel 97. Библиотека разработчика. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.