Научная статья на тему 'Эффективность использования цикла лабораторных работ "Технология работы с прикладными офисными программами" при изучении информационных технологий'

Эффективность использования цикла лабораторных работ "Технология работы с прикладными офисными программами" при изучении информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ / ОФИСНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамкина В. Н., Сорокина Н. В.

В данной статье рассмотрены вопросы эффективности использования цикла лабораторных работ «Технология работы с прикладными офисными программами» при изучении информационных технологий. Изучена роль лабораторных работ в учебной деятельности, в частности при изучении информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамкина В. Н., Сорокина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования цикла лабораторных работ "Технология работы с прикладными офисными программами" при изучении информационных технологий»

компетенции, мотивирует учеников на ведение аргументированных дискуссий и способствует самостоятельному изучению различных тем. Список использованной литературы:

1 Арчегова С. З. Обучение устной речи на уроках иностранного языка // Молодой ученый. - 2015. - №1. -С. 429-431. - URL

https://moluch.ru/archive/81/14611/ (дата обращения: 10.04.2018).

2 Ильина Т. С. Обучение чтению газет и журналов на уроке иностранного языка в средней школе // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 715-718. - URL https://moluch.ru/archive/65/10753/ (дата обращения: 01.04.2018).

3 Смирнова, А.К. Как учить английский по газетам и журналам? [Электронный ресурс] / А.К. Смирнова. -Режим доступа:

http://nikitindima.name/2009/06/23/kak-uchit-anglijskij-po-gazetam-i-zhurnalam/.

4 Синева Ю.О. Обучение аудированию на начальных этапах обучения иностранному языку // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2015. - №10. - С. 245-249. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7obuchenie-audirovaniyu-na-nachalnyh-etapah-obucheniya-inostrannomu-yazyku/

© Хабибуллина Д.И., Бодулева А.Р. 2018

УДК 1082

В.Н. Хамкина

студентка, ТПГУ им.Л.Н.Толстого, Тула, Россия E-mail: valushka39@rambler.ru Н.В. Сорокина доц. ,канд.пед.наук., доц.кафедры информатики и информационных технологий, ТПГУ им.Л.Н.Толстого, Тула, Россия

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИКЛА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ «ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПРИКЛАДНЫМИ ОФИСНЫМИ ПРОГРАММАМИ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы эффективности использования цикла лабораторных работ «Технология работы с прикладными офисными программами» при изучении информационных технологий. Изучена роль лабораторных работ в учебной деятельности, в частности при изучении информационных технологий.

Ключевые слова:

Информационные технологии, технологии, офисные программы, лабораторная работа,

эффективность, учебный процесс.

Изучение информационных технологий заметно отличается от занятий по любым другим учебным дисциплинам. Работа учащихся за компьютером - самый очевидный тому аргумент. При изучении информационных технологий возможен только треугольник: преподаватель - персональный компьютер -учащийся. Дисциплина «Информационные технологии» имеет прикладной характер, и персональный компьютер на занятиях является, в первую очередь, инструментом и только отчасти объектом изучения. Именно поэтому лабораторная работа выступает основной формой организации учебной деятельности учащихся в компьютерном классе [1].

Как форма организации учебного занятия лабораторная работа может быть подчинена различным дидактическим целям. Чаще всего на таких занятиях учащиеся экспериментально апробируют изученные теоретические положения, овладевают практическими умениями и навыками. Лабораторные работы применяются, как для изучения нового материала, для усвоения и формирования новых умений, так и для повторения изученного, развитие у учащихся умений сравнивать, анализировать и обобщать; могут служить средством текущего контроля [2].

Сегодня информационные технологии охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации, не ограничиваясь только компьютерными технологиями. Из этого следует, что информационные технологии используются во всех сферах деятельности человека: в производственном цехе, в офисе, в учебном заведении, в домашних условиях и так далее.

Одним из средств создания, передачи, хранения и восприятия информации являются прикладные офисные программы. По данным аналитиков за 2017 год, 74% российского рынка офисного программного обеспечения занимает Microsoft Office. Далее с большим отрывом следуют OpenOffice с долей в 12%, 6,7% у LibreOffice, 3,5% - Apple iWork [5].

Программный пакет Microsoft Office уже давно завоевал популярность у пользователей всех уровней, которые в работе используют офисные документы. Неудивительно, ведь каждая программа, входящая в стандартный набор, не только обладает уникальными, присущими только ей возможностями. Приложения этого типа совместимы и между собой, и с другими альтернативными программными продуктами [3]. По этой причине прикладные офисные программы Microsoft Office по-прежнему входят в программу изучения курса информационных технологий [4].

Анализ рабочих программ по дисциплине «Информационные технологии» показал, что объем часов на лабораторные работы составляет 27,08% от общего количества часов максимальной учебной нагрузки, из них - 75,23% составляют лабораторные работы по технологии работы с офисными приложениями Microsoft Office. Стоит отметить, что из всего программного пакета изучаются, как правило, такие программы, как Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Access.

Структура лабораторной работы, в которой заданию предшествует пошаговая инструкция его выполнения, позволяет эффективно изучить, усвоить и сформировать необходимые практические умения и навыки [6].

Обычно лабораторные работ по технологии работы с прикладными офисными программами Microsoft Office включают в себя задания по следующим разделам:

1) В Microsoft Word:

- создание документа, ввод и редактирование текста;

- создание структуры документа (стили, заголовки, колонтитулы);

- встраивание таблицы, графики и рисунки в документы или в тексты и другое.

2) В Microsoft Power Point:

- создание презентации, редактирование и форматирование слайдов;

- применение конструктора слайдов и анимации;

- вставка в слайды диаграмм и таблиц и другое.

3) В Microsoft Excel:

- создание и использование электронных таблиц;

- редактирование и форматирование электронных таблиц;

- выполнение вычислений с помощью встроенных формул и функций;

- построение диаграмм и графиков по результатам вычислений;

- анализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах.

4) В Microsoft Access:

- научиться создавать реляционные базы данных, их объекты: запросы формы и отчеты и уметь управлять этими объектами [6].

Изучение всех перечисленных разделов позволяет овладеть только базовыми знаниями. Однако,

данного объема информации достаточно для эффективного освоения и использования на практике пакета прикладных офисных программ. Как показывает практика, 60% пользователей приложений Microsoft Office изучают их самостоятельно [5].

Автором разработаны лабораторные работы по следующим темам:

1) В Microsoft Word:

- одновременная работа с несколькими документами;

- создание слияния с документами Microsoft Excel;

- работа с таблицами (импорт таблиц, сортировка данных в таблице);

- работа с объектами WordArt и SmartArt;

- работа с гиперссылками;

- создание макросов (работа в редакторе Visual Basic, экспорт и импорт макросов, безопасность при работе с макросами);

- защита документов Microsoft Word.

2) В Microsoft Power Point:

- настройка показа слайдов (скрытие отдельных слайдов, настройка экрана с комментариями докладчика, настройка автоматического показа по времени);

- создание объектов SmartArt.

3) В Microsoft Excel:

- работа с отчетом "Сводная таблица" (фильтрация срезами и шкалой);

- основы программирования на Visual Basic Application (структура проекта, структура модуля, переменные, константы, операторы, массивы, определяемые типы данных, управление выполнением программы, процедуры и функции и другое).

4) В Microsoft Access:

- работа с формами;

- импорт и экспорт данных;

- запросы на выборку;

- изменение и анализ данных с помощью запросов;

- создание и печать отчетов.

Данные лабораторные работы были апробированы при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии» в ТГПУ им.Л.Н.Толстого.

В разработанных лабораторных работах особый уклон сделан на новые возможности пакета прикладных офисных программ. Например, появившийся в Microsoft Excel начиная с версии 2010 года фильтр "Срез" (slicers) позволяет добавлять в книгу Excel удобное кнопочное графическое представление интерактивных фильтров отчета для сводной таблицы или диаграммы. Изучение учащимися подобных инструментов значительно повышает их эффективность при анализе данных. Кроме того, большое внимание в лабораторных работах уделяется проверке знаний и закреплению навыков по созданию макросов и приложений с использованием встроенного в Microsoft Office языка программирования Visual Basic Application. Очень часто работая, в Microsoft Excel оказываешься в ситуации, когда вдруг обнаруживаешь, что в такой, вроде бы, серьезной программе банально не хватает некоторых функций. Причем именно таких, которые по факту нужны каждому второму пользователю, например, необходимо сравнить два списка (тысяч по пять строк каждый) и вывести отличия, вывести в ячейку сумму прописью для накладной или счета, в том числе на английском языке и другое. И здесь, знания Visual Basic Application легко могут решить указанные задачи.

Таким образом, использование цикла лабораторных работ «Технология работы с прикладными офисными программами» при изучении информационных технологий, наряду с самостоятельными и контрольными работами, является довольно эффективным инструментом изучения нового материала, усвоения и формирования умений и навыков по работе с офисными программами.

Список использованной литературы:

1. Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 с.

2. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник для прикладного бакалавриата / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 с.

3. Киселев, Г.М. Информационные технологии в экономике и управлении (эффективная работа в MS Office 2007): Учебное пособие / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова, В.И. Сафонов. - М.: Дашков и К, 2013. - 272 с.

4. Программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности", специальность: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений // Образовательная площадка "Мультиурок" [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/ (дата обращения: 13.03.2018)

5. Статистика использования офисных пакетов // Информационный портал "Хабрахабр" [Электронный ресурс]. URL: https://habrahabr.ru/

6. Шишлина Н.В. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине Информатика для студентов специальности "Реклама" на тему "Прикладные программы офисного назначения". Ижевск: ИжГТУ, 2017. - 48 с.

© Хамкина В.Н., Сорокина Н.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.