Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идилов И.И., Абдулвагапова А.А.

Определяющим направлением развития предприятий строительного комплекса, как драйвера экономики региона, в современных конкурентных условиях является использование инновационных технологий, что сопряжено с необходимостью привлечения дополнительных источников всех видов ресурсов (материальных, финансовых, человеческих) и в совокупности с другими особенностями функционирования отрасли строительства диктует необходимость формирования нового организационно-экономического механизма управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса, который был бы направлен на ускорение процесса развития строительных организаций как на территории Чеченской Республики, так и России в целом. Доказано, что механизмы управления строительным комплексом, основанные на методах разработки стратегических планов развития региона, постепенно уступили место методам программно-целевого управления, которые до сегодняшнего дня демонстрируют свою высокую эффективность за счет возможности концентрации всех видов ресурсов для достижения конечных программных целей развития территорий. Установлено, что в развитии строительного комплекса Чеченской Республики наблюдается ситуация стагнации, обусловленная нежеланием властных структур отказываться от жестких принципов и методов управления централизованного планирования восстановительного периода и необходимостью ускоренного перехода к методам рыночного хозяйствования, способным существенно повысить уровень эффективности. Проблема усложняется чередой экономических кризисов и цифровой трансформацией всех сфер жизнедеятельности. Доказано, что на рынке строительной индустрии при активном участии государственных органов сформировался новый институт саморегулирования строительной деятельности, который превратился в эффективный инструмент взаимодействия государства и гражданского общества, в лице профессиональных общественных организаций. Предложен новый организационно-экономический механизм управления предприятиями регионального инвестиционно-строительного комплекса, основанный на идее создания на рынке строительной индустрии Чеченской Республики лидера строительной отрасли путем объединения на договорной основе ряда средних и малых предприятий, а также учебных заведений, таких как Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова - Чеченской региональной строительной корпорации, что произведет синергический эффект на рынке строительной индустрии не только Чеченской Республики, но и всего Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AN ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR MANAGING ENTERPRISES OF THE INVESTMENT AND CONSTRUCTION COMPLEX OF THE CHECHEN REPUBLIC

The use of innovative technologies is the defining direction of development of the construction complex enterprises as a driver of the regional economy in modern competitive conditions, which is associated with the need to attract additional sources of all types of resources (material, financial, human), and in combination with other features, the functioning of the construction industry dictates the need to form a new organizational and economic mechanism for managing enterprises of the investment and construction complex, which would be aimed at accelerating the development of construction organizations both in the Chechen Republic and in Russia as a whole. It has been proved that the management mechanisms of the construction complex, based on the methods of developing strategic plans for the region development, have gradually given way to methods of program-targeted management, which to this day demonstrate their high efficiency due to the possibility of concentrating all types of resources to achieve the final program objectives for the territories development. It has been found that a stagnation situation is observed in the development of the construction complex of the Chechen Republic, due to the reluctance of the authorities to abandon the rigid principles and management methods of the recovery period centralized planning and the need for an accelerated transition to market management methods that can significantly increase the efficiency level. The problem is compounded by a series of economic crises and digital transformation of all spheres of life. It is proved that on the construction industry market, with the active participation of state bodies, a new institution of self-regulation of construction activities has been formed, which has turned into an effective tool for interaction between the state and civil society, represented by professional public organizations. A new organizational and economic mechanism for managing enterprises of the regional investment and construction complex is proposed, based on the idea of creating a leader in the construction industry on the construction industry market of the Chechen Republic by uniting a number of medium and small enterprises on a contractual basis, as well as educational institutions, such as the Grozny State Oil Technical University - the Chechen Regional Construction Corporation, which will produce a synergistic effect on the construction industry market not only in the Chechen Republic, but also in the entire North Caucasus.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2021.4(41).40-47 УДК 332.83:658(470.661) JEL E22, L52, L74, L78, R58

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

И.И. Идилов, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщи-кова, Грозный, Россия; Комплексный научно-исследовательский институт имени Х.И. Ибрагимова Российской академии наук, Грозный, Россия

А.А. Абдулвагапова, Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова, Королев, Россия

Аннотация. Определяющим направлением развития предприятий строительного комплекса, как драйвера экономики региона, в современных конкурентных условиях является использование инновационных технологий, что сопряжено с необходимостью привлечения дополнительных источников всех видов ресурсов (материальных, финансовых, человеческих) и в совокупности с другими особенностями функционирования отрасли строительства диктует необходимость формирования нового организационно-экономического механизма управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса, который был бы направлен на ускорение процесса развития строительных организаций как на территории Чеченской Республики, так и России в целом. Доказано, что механизмы управления строительным комплексом, основанные на методах разработки стратегических планов развития региона, постепенно уступили место методам программно-целевого управления, которые до сегодняшнего дня демонстрируют свою высокую эффективность за счет возможности концентрации всех видов ресурсов для достижения конечных программных целей развития территорий. Установлено, что в развитии строительного комплекса Чеченской Республики наблюдается ситуация стагнации, обусловленная нежеланием властных структур отказываться от жестких принципов и методов управления централизованного планирования восстановительного периода и необходимостью ускоренного перехода к методам рыночного хозяйствования, способным существенно повысить уровень эффективности. Проблема усложняется чередой экономических кризисов и цифровой трансформацией всех сфер жизнедеятельности. Доказано, что на рынке строительной индустрии при активном участии государственных органов сформировался новый институт саморегулирования строительной деятельности, который превратился в эффективный инструмент взаимодействия государства и гражданского общества, в лице профессиональных общественных организаций. Предложен новый организационно-экономический механизм управления предприятиями регионального инвестиционно-строительного комплекса, основанный на идее создания на рынке строительной индустрии Чеченской Республики лидера строительной отрасли путем объединения на договорной основе ряда средних и малых предприятий, а также учебных заведений, таких как Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова - Чеченской региональной строительной корпорации, что произведет синергический эффект на рынке строительной индустрии не только Чеченской Республики, но и всего Северного Кавказа. Ключевые слова: инвестиционно-строительный комплекс, организационно-экономический механизм управления, региональная экономика, саморегулируемые организации в строительстве, строительные организации, Чеченская Республика

Для цитирования: Идилов И.И., Абдулвагапова А.А. Разработка организационно-экономического механизма управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса Чеченской Республики // BENEFICIUM. 2021. № 4(41). С. 40-47. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2021.4(41).40-47

ORIGINAL PAPER

DEVELOPMENT OF AN ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR MANAGING ENTERPRISES OF THE INVESTMENT AND CONSTRUCTION COMPLEX OF THE CHECHEN REPUBLIC

I.I. Idilov, Grozny State Oil Technical University, Grozny, Russia; Kh. Ibragimov Complex Institute of the Russian Academy of Sciences, Grozny, Russia

A.A. Abdulvagapova, LEONOV Moscow Region University of Technology, Korolev, Russia

Abstract. The use of innovative technologies is the defining direction of development of the construction complex enterprises as a driver of the regional economy in modern competitive condi-

tions, which is associated with the need to attract additional sources of all types of resources (material, financial, human), and in combination with other features, the functioning of the construction industry dictates the need to form a new organizational and economic mechanism for managing enterprises of the investment and construction complex, which would be aimed at accelerating the development of construction organizations both in the Chechen Republic and in Russia as a whole. It has been proved that the management mechanisms of the construction complex, based on the methods of developing strategic plans for the region development, have gradually given way to methods of program-targeted management, which to this day demonstrate their high efficiency due to the possibility of concentrating all types of resources to achieve the final program objectives for the territories development. It has been found that a stagnation situation is observed in the development of the construction complex of the Chechen Republic, due to the reluctance of the authorities to abandon the rigid principles and management methods of the recovery period centralized planning and the need for an accelerated transition to market management methods that can significantly increase the efficiency level. The problem is compounded by a series of economic crises and digital transformation of all spheres of life. It is proved that on the construction industry market, with the active participation of state bodies, a new institution of self-regulation of construction activities has been formed, which has turned into an effective tool for interaction between the state and civil society, represented by professional public organizations. A new organizational and economic mechanism for managing enterprises of the regional investment and construction complex is proposed, based on the idea of creating a leader in the construction industry on the construction industry market of the Chechen Republic by uniting a number of medium and small enterprises on a contractual basis, as well as educational institutions, such as the Grozny State Oil Technical University - the Chechen Regional Construction Corporation, which will produce a synergistic effect on the construction industry market not only in the Chechen Republic, but also in the entire North Caucasus.

Keywords: investment-construction complex, organizational and economic management mechanism, regional economy, self-regulating organizations in construction, construction organizations, the Chechen Republic

For citation: Idilov I.I., and Abdulvagapova A.A. Development of an Organizational and Economic Mechanism for Managing

Enterprises of the Investment and Construction Complex of the Chechen Republic // BENEFICIUM. 2021. Vol. 4(41). Pp. 4047. (In Russ.). DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2021.4(41).40-47

Одной из важнейших отраслей экономики современной России, выступающей в качестве ее драйвера, является строительство. По состоянию на начало 2021 г. в национальной строительной отрасли было занято более 6 млн. человек, что превышает 8% экономически активного населения страны. При этом известно, что при создании в сфере строительства одного рабочего места в смежных отраслях обеспечивается занятость для десяти человек.

Конечным продуктом деятельности отрасли строительства выступают объекты недвижимости, возведение которых имеет свои особенности. Во-первых, жесткий уровень конкуренции между строительными организациями обуславливает необходимость использования инновационных технологий, что сопряжено с необходимостью привлечения дополнительных источников всех видов ресурсов (материальных, финансовых, человеческих). Во-вторых, недвижимость предназначена для эксплуатации в течение многих десятков лет, что предполагает в будущем осуществление дополнительных затрат, связанных с капитальным ремонтом зданий и сооружений. В-третьих, строительство предполагает неукоснительное соблюдение строительных стандартов и осуществление проектной деятельности, использующей специфические методы управления, которые должны быть адаптированы не только к особенностям современных строительных техно-

логий, но и к местным условиям, часто подверженным опасностям и высокому уровню рисков [1]. Наличие указанного комплекса проблем диктует необходимость учета региональных особенностей при формировании организационно-экономического механизма управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса на территории Чеченской Республики.

Цель данного исследования состоит в формировании нового организационно-экономического механизма управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса, который был бы направлен на ускорение процесса развития строительных организаций как на территории Чеченской Республики, так и России в целом.

Сформировавшаяся региональная система управления строительными организациями демонстрирует низкий уровень эффективности в связи с тем, что в восстановительный период основной акцент был сделан на создание в строительной отрасли государственных унитарных предприятий.

В условиях существования в России многообразных форм собственности, включая механизмы государственно-частного партнерства, функции централизованного планирования, которые применялись в управлении строительным комплексом Чеченской Республики на начальном этапе восстановительного периода исчерпали свои возможности и стали препятствием в процессе

дальнейшего развития экономики региона. Механизмы управления строительным комплексом, основанные на методах разработки стратегических планов развития региона, постепенно уступили место методам программно-целевого управления, которые до сегодняшнего дня демонстрируют свою высокую эффективность. Эффективность применения этих методов обусловлена возможностью государственных и муниципальных органов осуществлять процесс концентрации всех видов ресурсов для достижения конечных программных целей развития территорий [2, 3].

Необходимость проведения программных мероприятий на территории Чеченской Республики была обусловлена проблемой восстановления разрушенного военными действиями экономического потенциала региона. При этом, выбор проблемных зон реализации целевых программ определялся совместно Правительством Российской Федерации, Правительством и муниципалитетами Чеченской Республики, с широким привлечением общественных экспертных сообществ и населения региона. Данный опыт проведения восстановительных работ на территории республики может считаться уникальным, в определенной мере он не имеет аналогов в мировой истории. Полагаем, что принципы и методы его применения станут предметом специальных исследований и внесут существенный вклад в методологию теории менеджмента.

На сегодняшний день в развитии строительного комплекса Чеченской Республики наблюдается ситуация стагнации, обусловленная нежеланием властных структур отказываться от жестких принципов и методов управления централизованного планирования восстановительного периода и необходимостью ускоренного перехода к методам рыночного хозяйствования, способным существенно повысить уровень эффективности. Проблема усложняется наличием череды экономических кризисов и необходимостью перехода от информационного общества к цифровому, что, несомненно, приведет к кардинальным изменениям в методологических подходах развития не только строительной отрасли, но и всех остальных хозяйственных комплексов.

Методика данного исследования основывается на комплексном подходе к анализу проблем организационно-экономического механизма управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса Чеченской Республики. В методику исследования вошли такие методы как абстрактно-логический, метод графического и иллюстративного представления данных, метод сравнительного анализа. Применяемая методика позволяет решить следующие задачи исследования:

- установить, что важной проблемой развития строительных организаций является необхо-

димость использования новых инновационных технологий;

- доказать, что механизмы управления строительным комплексом, основанные на методах разработки стратегических планов развития региона, постепенно уступили место методам программно-целевого управления;

- установить, что в развитии регионального строительного комплекса Чеченской Республики наблюдается стагнация;

- доказать, что на рынке услуг строительной индустрии при активном участии государственных органов сформировался новый Институт саморегулирования строительной деятельности, который превратился в эффективный инструмент взаимодействия государства и гражданского общества, в лице профессиональных общественных организаций;

- предложить новый организационно-экономический механизм управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса региона, основанный на идее создания на рынке строительной индустрии Чеченской Республики лидера строительной отрасли путем объединения на договорной основе ряда средних и малых предприятий, а также учебных заведений, таких как Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова.

Для обеспечения достижения целевых установок по восстановлению жилищной и социальной инфраструктуры Чеченской Республики актуальной становится задача по разработке новых механизмов, которые позволят использовать современные инструменты управления развитием строительных организаций и предприятий.

Необходимо отметить, что произошедшие в Чеченской Республике за последнее двадцатилетие структурные сдвиги вызвали необратимые изменения пропорций между отдельными секторами отраслей экономики. Источниками структурных изменений, которые оказали значительное влияние на экономику Чеченской Республики и, прежде всего, на ее строительный комплекс, явились следующие:

1) системный кризис в экономике, вызванный военными действиями на территории Чеченской Республики в период 1994-1995 гг., 1999-2000-х гг., и практически полное уничтожение производственной и социальной инфраструктуры;

2) объявление странами Запада экономических санкций в отношении России;

3) пандемия СОУЮ-19;

4) цифровая трансформация экономики.

Структурные сдвиги в экономике Чеченской

Республики, в первую очередь, затронули отношения собственности, что привело к необходимости формирования новых механизмов государственного регулирования экономики с учетом инновационной составляющей. Кроме того, в по-

следнее десятилетие в России наметилась тенденция передачи государством части своих функций по регулированию строительной деятельностью на уровень общественных профессиональных сообществ, что сопровождается созданием в регионах саморегулируемых организаций. Чеченская Республика активно включилась в указанный процесс.

В масштабах страны была создана Система стандартизации Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство» (НОСТРОЙ), которая осуществляет разработку и контроль основных правил и требований в сфере строительства. Указанный стандарт учитывает основополагающие принципы межгосударственных и национальных стандартов в области применения систем стандартизации.

Основа функционирования саморегулируемых организаций в Российской Федерации была заложена положениями Федерального Закона «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 1 декабря 2007 г. [4], а также нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (глава 6.1) [5]. Приказом Министерства строительства и жилищного хозяйства Российской Федерации от 14 апреля 2016 г. № 237/пр в градостроительстве в целях развития института саморегулирования был сформирован Координационный Совет по взаимодействию с Национальными объединениями саморегулируемых организаций в сфере строительства, на который возложены, в том числе, функции по совершенствованию отраслевого законодательства [6].

Ныне на национальном уровне функционируют следующие саморегулируемые организации в сфере строительства:

- Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ);

- Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ).

Функции законодательного регулирования системы деятельности саморегулируемых организаций закреплены за Министерством экономического развития Российской Федерации (Приказ от 31 декабря 2013 г. № 803), Министерством регионального развития Российской Федерации (Приказ от 23 июня 2010 г. № 294) и Министерством юстиции Российской Федерации (Приказ от 29 марта 2010 г. № 72).

За деятельностью Национальных объединений саморегулируемых организаций в сфере строительства в части соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации государственный контроль осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, периодиче-

ские проверки проводит Прокуратура Российской Федерации [4].

Выполнение функций в области государственного надзора за саморегулируемыми организациями, а также вопросы ведения государственного реестра возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

В субъектах России созданы региональные саморегулируемые организации, которые входят в состав Национальных объединений. Так, в Чеченской Республике создана Ассоциация «Саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение строителей «Альянс» (далее - Альянс), в составе которой насчитывается 234 активных членов. Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств Альянса составляет около 400 млн. руб., а фонд возмещения вреда -около 120 млн. руб.

В Дагестане создана саморегулируемая организация проектировщиков - Ассоциация Саморегулируемая организация «Северо-Кавказское сообщество проектных организаций» (далее - Ассоциация), - насчитывающая в своем составе 56 активных членов. Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств Ассоциации составляет около 20 млн. руб., а фонд возмещения вреда - около 4 млн. руб.

Членами саморегулируемых организаций могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели при условии, если саморегулируемой организацией принято решение об их приеме в свой состав. В случаях их исключения из членов саморегулируемой организации на основании ст. 55.7, ч. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, они переходят в статус «лиц, прекративших членство в саморегулируемой организации» или «исключенный член саморегулируемой организации» (ч. 10 ст. 3.3 (введена [7])).

Переход к рыночным механизмам хозяйствования и необходимость обеспечения высокого уровня конкурентоспособности привели к созданию нового организационно-экономического механизма управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса, основанного на более широком участии в регламентации строительной деятельности профессионального сообщества, что нашло отражение в российском законодательстве.

На смену сложной, бюрократической системе лицензирования строительной деятельности, доставшейся в наследство от советской экономической системы, пришла новая, функционирующая на основе принципов саморегулирования и регионализации, где, как правило, обязательное членство в строительных саморегулируемых организациях стало допуском к работам в области строительства. Таким образом, на рынке услуг строительной индустрии при активном участии госу-

дарственных органов сформировался новый Институт саморегулирования строительной деятельности, который очень быстро превратился в эффективный инструмент взаимодействия государства и гражданского общества, в лице профессиональных общественных организаций. Особенность данного механизма заключается в том, что государство, по сути, осуществило передачу профессиональному сообществу не только контрольных функций, что ранее являлось абсолютной прерогативой органов власти разных уровней, но и одновременно, возложила на них надзорные функции за деятельностью строительных организаций. Строительные организации фактически получили действенный рыночный инструмент распределения ответственности между собой и повышения уровня конкурентоспособности, который вызвал существенное оживление на рынке строительной продукции.

На наш взгляд, новый механизм управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса направлен на решение первостепенного комплекса задач, которые выдвинуты перед региональными сообществами Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и предполагают создание комфортной и безопасной среды для жизни, а также обеспечение здоровья и благополучия граждан.

Таким образом, особенность новой методологии управления строительным комплексом региона должна заключаться в том, что она должна применяться не только в целях оказания воздействия на субъекты экономической деятельности для решения выдвинутых ими задач, но и учитывать передовой опыт развитых стран по участию в деятельности субъектов сферы строительства профессионального сообщества в лице саморегулируемых организаций.

С учетом выдвинутых положений представляется целесообразным предложить новую трактовку понятия «организационно-экономический механизм управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса региона», под которым мы понимаем совокупность основополагающих принципов, методов и форм воздействия на субъекты экономической деятельности, реализуемое в целях обеспечения высокого уровня конкурентоспособности отрасли, создания комфортной и безопасной среды для жизни граждан определенной территории и осуществляемое при активном участии профессионального сообщества сферы строительной деятельности.

Необходимо отметить, что предлагаемый механизм должен максимально учитывать все стороны внешней и внутренней среды компаний. Функциональная деятельность каждой строительной организации должна быть максимально адаптирована к местным особенностям для обес-

печения ими конкурентных преимуществ при возникновении кризисных ситуаций, а также быть готовой к предстоящим изменениям, связанным с цифровой трансформацией мировой экономической системы [8, 9].

Задача обеспечения высокого уровня конкурентоспособности для предприятий строительного комплекса региона является сложной, т.к. она выполнима лишь для крупных организаций. В связи с этим, мы предлагаем создать на рынке строительной индустрии Чеченской Республики лидера строительной отрасли путем объединения на договорной основе ряда средних и малых предприятий, а также учебных заведений, таких как Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова. Новую организационную структуру целесообразно создать в форме корпорации, к примеру: «Чеченская региональная строительная корпорация» (ЧРСК) и обеспечить ей протекционистскую политику на уровне региональных органов власти.

Наши исследования показывают, что деятельность по развитию ЧРСК на основе объединения реально функционирующих эффективных компаний произведет синергический эффект на рынке строительной индустрии не только Чеченской Республики, но и всего Северного Кавказа. Такая структура сможет реально участвовать в строительстве крупных инфраструктурных объектов не только в нашей стране, но и за рубежом. Указанный опыт создания интегрированных альянсов в бизнесе широко применяется в развитых странах мира. Опыт их деятельности свидетельствует о том, что такие компании развиваются эволюционным путем, в течение долгого периода времени. Однако, в дальнейшем они демонстрируют устойчивость и высокий уровень эффективности, за счет доверия клиентов и завоевания большого сегмента рынка. Предлагаемую задачу можно решить в течение ближайших 3-5 лет в связи с тем, что строительный комплекс республики обладает уникальными научными кадрами, а также менеджерами, у которых имеется реальный опыт управления крупными инфраструктурными проектами.

ЧРСК, в случае ее создания, сможет участвовать одновременно в реализации многих проектов. На наш взгляд, наибольшая ее эффективность может быть достигнута на основе развития жилищного строительства. Данный сегмент рынка обладает значительным потенциалом, поскольку в Чеченской Республике наблюдается самая высокая положительная динамика численности населения региона.

Нами предлагается организационно-экономический механизм функционирования ЧРСК на основе управления интегрированными строительными организациями региона (рис. 1).

ЧЕЧЕНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ (застройщик территории)

Система управления кадровым обеспечением строительной деятельности Система управления материально-ресурсным обеспечением Система управления маркетингом

Система управления строительной деятельностью корпорации

Реализация строительного проекта

Система внедрения проекта

Система контроля со стороны саморегулируемых организаций

Система контроля со стороны государственных органов

Система обеспечения конкурентных преимуществ корпорации на рынке

Система обоснования прозрачности выбора источников ресурсной базы

Система отбора поставщиков ресурсов

Ж

Внесение из параметры менений в проекта

i к

Расчет изменений в параметрах и объемах требуемых инвестиций

t

Система критериев отбора проектов и выбора методов их реализации

хг

Анализ конъюнктуры рынка строительной продукции и формирование альтернатив

Система оценки эффективности внедрения строительного проекта

хг

Этап перехода к новому строительному проекту

Рис. 1. Организационно-экономический механизм управления региональными строительными корпорациями I Fig. 1. Organizational and Economic Mechanism of Regional Construction Corporations Management

Источник: разработано авторами / Source:compiled by the authors

Представленный организационно-

экономический механизм управления региональными строительными корпорациями учитывает накопленный опыт саморегулирования деятельности ассоциаций (саморегулируемых организаций) России, которые реально стали связующим звеном между государством и бизнесом. Органы государственной власти делегируют им полномочиями в области допуска на рынок строительной индустрии, однако процессом непосредственного управления не занимаются. Законодательством устанавливается принцип обязательности членства строительных предприятий в саморегулируемых организациях. Вместе с тем, государство не слагает с себя контрольных функций за деятель-

ностью ассоциаций саморегулируемых организаций, что служит для последних важным стимулом добросовестного исполнения возложенных на них задач в области контроля своих членов. Считаем, что данная система саморегулирования в строительстве наиболее полно отвечает сложившейся российской практике развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса региона.

Благодарности

Статья подготовлена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 19-010-006-65 «Развитие научного инструментария и разработка стратегии инвестиционно-строительного комплекса как фактора интеграции вос-

производственных циклов экономики и природной

сферы Чеченской Республики».

Библиография

[1] Pogodina T.V., Sharipov S.A., IdiLov I.I., and Abrashkin M.S. Formation of Russian companies with competitive advantages on the basis of innovations // Revista Espacios. 2020. VoL. 41(17). P. 4. (На англ.).

[2] Abrashkin M.S., Daneykin Y.V., and IdiLov I.I. Strategic management of enterprises of rocket and space engineering / In The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, VeLiky Novgorod, December 4-5, 2019. VeLiky Novgorod: Future Academy, 2019. Pp. 511-518. (На англ.). DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.05.63

[3] IzmaiLova M.A., Abrashkin M.S., Savina M.V., and Sikyr M. The strategic approach to the innovative deveLopment of the Russian economy / In Proceedings of scientific papers from the ISC "The Impact of Industry 4.0 on Job Creation 2019", Trencianske Teplice (Slovak RepubLic), November 21, 2019. PubLishing House ALexander Dubcek University in Trencín, 2020. Pp. 176182. (На англ.).

[4] Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 (2007). Кон-сультантПлюс. URL: http://www.consuLtant.ru/document/cons_doc_LAW_7 2967/ (дата обращения: 12.09.2021).

[5] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (2004). КонсультантПлюс. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.consuLtant.ru/document/cons_doc_LAW_5 1040/ (дата обращения: 12.09.2021).

[6] Приказ Минстроя России от 14.04.2016 г. N 237/пр «О создании Координационного совета по взаимодействию с национальными объединениями саморегулируемых организаций в сфере строительства при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (2016). Гражданский кодекс Российской Федерации. URL: https://gkrfkod.ru/zakonodateLstvo/prikaz-minstroja-rossii-ot-14042016-n-237pr/ (дата обращения: 12.09.2021).

[7] Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 г. N 372-Ф3 (2016). Консуль-тантПлюс. URL: http://www.consuLtant.ru/document/cons_doc_LAW_2 00753/ (дата обращения: 12.09.2021).

[8] Abrashkin M.S., VeseLovsky M.Ya., and Safránková J. DeveLopment of High-Tech Engineering Companies in Russia / In Proceedings of 11th InternationaL Days of Statistics and Economics, Prague (Czech RepubLic), September 14-16, 2017. Pp. 1-9. (На англ.).

[9] Abrashkin M.S., VeseLovsky M.Ya., and Sikyr M. The Specifics of DeveLopment and Management of Innovative Infrastructure of Russian Industry / In Proceedings of 11th InternationaL Days of Statistics and Economics, Prague (Czech RepubLic), September 14-16, 2017. Pp. 1740-1749. (На англ.).

References

[1] Pogodina T.V., Sharipov S.A., IdiLov I.I., and Abrashkin M.S. Formation of Russian companies with competi-

tive advantages on the basis of innovations // Revista Espacios. 2020. Vol. 41(17). P. 4.

[2] Abrashkin M.S., Daneykin Y.V., and Idilov I.I. Strategic management of enterprises of rocket and space engineering / In The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, Veliky Novgorod, December 4-5, 2019. Veliky Novgorod: Future Academy, 2019. Pp. 511-518. DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.05.63

[3] IzmaiLova M.A., Abrashkin M.S., Savina M.V., and Sikyr M. The strategic approach to the innovative development of the Russian economy / In Proceedings of scientific papers from the ISC 'The Impact of Industry 4.0 on Job Creation 2019", Trencianske TepLice (Slovak Republic), November 21, 2019. Publishing House Alexander Dubcek University in Trencín, 2020. Pp. 176182.

[4] Federal Law "O samoreguLiruyemykh organizatsiyakh" ["On Self-Regulatory Organizations"] dated December 1, 2007 No. 315-FL (2007). Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7 2967/ (accessed on 12.09.2021). (In Russ.).

[5] Gradostroitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [The Town Planning Code of the Russian Federation] dated December 29, 2004 No. 190-FL (2004). Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5 1040/ (accessed on 12.09.2021). (In Russ.).

[6] Order of the Ministry of Construction of Russia dated 14.04.2016 N 237/pr "O sozdanii Koordinatsionnogo soveta po vzaimodeystviyu s natsional'nymi ob"yedineniyami samoreguliruyemykh organizatsiy v sfere stroi-tel'stva pri Ministerstve stroitel'stva i zhi-lishchno-kommunal'nogo khozyaystva Rossiyskoy Fe-deratsii" ["On the establishment of a Coordination Council for interaction with national associations of self-regulatory organizations in the field of construction under the Ministry of Construction and Housing and Utilities of the Russian Federation"] (2016). Civil Code of the Russian Federation. URL: https://gkrfkod.ru/zakonodatelstvo/pri kaz-minstroja-rossii-ot-14042016-n-237pr/ (accessed on 12.09.2021). (In Russ.).

[7] Federal Law "O vnesenii izmeneniy v Gradostroitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii i otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii" ["On Amendments to the Town Planning Code of the Russian Federation and Certain Legal Acts of the Russian Federation"] dated 03.07.2016 N 372-FL (2016). Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2 00753/ (accessed on 12.09.2021). (In Russ.).

[8] Abrashkin M.S., VeseLovsky M.Ya., and Safránková J. Development of High-Tech Engineering Companies in Russia / In Proceedings of 11th International Days of Statistics and Economics, Prague (Czech Republic), September 14-16, 2017. Pp. 1-9.

[9] Abrashkin M.S., VeseLovsky M.Ya., and Sikyr M. The Specifics of Development and Management of Innovative Infrastructure of Russian Industry / In Proceedings of 11th International Days of Statistics and Economics, Prague (Czech Republic), September 14-16, 2017. Pp. 1740-1749.

Информация об авторах / About the Authors

Ибрагим Ирагиевич Идилов - д-р экон. наук, профессор; зав. кафедрой, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, Грозный, Россия; главный научный сотрудник, Комплексный научно-исследовательский институт имени Х.И. Ибрагимова РАН, Грозный, Россия / Ibragim I. Idilov - Doctor of Economics, Professor; Head of the Department, Grozny State Oil Technical University, Grozny, Russia; Senior Researcher, Kh. Ibragimov Complex Institute of the Russian Academy of Sciences, Grozny, Russia E-mail: dr_idilov_ibrag@mail.ru SPIN РИНЦ 1274-0378

Айна Алихановна Абдулвагапова - аспирант; Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова, Королев, Россия / Ayna A. Abdulvagapova - Graduate Student; LEONOV Moscow Region University of Technology, Korolev, Russia E-mail: ayna-777777@mail.ru SPIN РИНЦ 9365-8217

Дата поступления статьи: 20 сентября 2021 Принято решение о публикации: 20 ноября 2021

Received: September 20, 2021 Accepted: November 20, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.