Научная статья на тему 'Разработка организационно-экономического механизма формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия: вопросы теории'

Разработка организационно-экономического механизма формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия: вопросы теории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / КОМПЛЕКСНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ / ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРИНЦИПЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОЦЕССЫ / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM / A COMPREHENSIVE DEVELOPMENT STRATEGY / AGRO-INDUSTRIAL ENTERPRISE / THEORETICAL BACKGROUND / ECONOMIC LAWS / LAWS OF THE ORGANIZATION / PRINCIPLES / STRATEGIC PLANNING PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаев Нурмагомед Алигаджиевич

В статье определены основные теоретические предпосылки разработки организационно-экономического механизма формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия. Определены базовые и прикладные теории, экономические законы и законы организации, подходы и принципы, которые позволят изучить и адекватно отразить объективные свойства процессов стратегического планирования и на этой основе сформировать методы и процедуры выбора стратегий развития агропромышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF FORMATION INTEGRATED DEVELOPMENT STRATEGY FOR AGRICULTURAL PRODUCTS: THEORY

In this article the basic theoretical background to the organizational-economic mechanism for the formation of the complex strategy of the agricultural enterprise. The base and applied theory, economic laws and the laws of the organization, approaches and principles that will explore and adequately reflect the objective properties of strategic planning processes and on this basis to form the methods and procedures for choosing strategies for development of agricultural enterprises.

Текст научной работы на тему «Разработка организационно-экономического механизма формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия: вопросы теории»

АБДУЛЛАЕВ Н.А.

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ:

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

В статье определены основные теоретические предпосылки разработки организационно-экономического механизма формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия. Определены базовые и прикладные теории, экономические законы и законы организации, подходы и принципы, которые позволят изучить и адекватно отразить объективные свойства процессов стратегического планирования и на этой основе сформировать методы и процедуры выбора стратегий развития агропромышленного предприятия.

ABDULLAEVN.A.

WORKING OUT OF THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF FORMATION OF COMPLEX STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE AGROINDUSTRIAL ENTERPRISE: THEORY QUESTIONS

In this article the basic theoretical background to the organizational-economic mechanism for the formation of the complex strategy of the agricultural enterprise. The base and applied theory, economic laws and the laws of the organization, approaches and principles that will explore and adequately reflect the objective properties of strategic planning processes and on this basis to form the methods and procedures for choosing strategies for development of agricultural enterprises.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, комплексная стратегия развития, агропромышленное предприятие, теоретические предпосылки, экономические законы, законы организации, принципы, стратегическое планирование, процессы.

Keywords: organizational-economic mechanism, a comprehensive development strategy, agro-industrial enterprise, the theoretical background, economic laws, the laws of the organization, principles, strategic planning processes.

Разработку организационно-экономического механизма формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия целесообразно начать с теоретического осмысления существующих научных подходов и методов. Теоретической базой разрабатываемого механизма должны стать базовые и прикладные теории, базовые макроэкономические законы, законы организации, методические подходы и принципы, выбор которых обусловлен требованиями к организационно-экономическому механизму формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия, совре-

менными потребностями агропромышленного предприятия, особенностями процесса стратегического планирования.

При разработке организационно-экономического механизма формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия необходимо основываться на следующих базовых и прикладных теориях:

1. Теория конкуренции [1, 2, 3, 4, 23, 25, 26, 34, 36, 48, 54, 55], в рамках которой основной движущей силой считается конкуренция - соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами, заинтересованными в достижении своей цели. Теория конкуренции охватывает такие экономические категории, как спрос, предложение, конкурентное поле (рынок), конкурентные цены, конкурентные стратегии, конкурентоспособность товаров и предприятий и др., а также законы и принципы, связанные с особенностями данных категорий.

Эффективная стратегия развития агропромышленного предприятия является инструментом конкурентной борьбы предприятия. В современных условиях необходимость диверсификации деятельности предприятия, формирования эффективной продуктовой стратегии, постоянного обновления ассортимента выпускаемой продукции и разработки принципиально новых ее видов требует больших объемов финансовых и трудовых ресурсов. В конкуренцию за них предприятия вступают на рынках капитала и труда. Следовательно, необходимо рассматривать, анализировать и прогнозировать поведение агропромышленного предприятия и его конкурентов на рынках всех видов и на основании данного анализа формировать стратегию развития агропромышленного предприятия (конкурентную стратегию) на рынке каждого вида. В итоге будут разработаны три стратегии: стратегия развития на товарном рынке, стратегия развития на рынке капиталов, стратегия развития на рынке труда, - которые затем будут объединены в единый комплекс стратегий развития (комплекс конкурентных стратегий), позволяющий агропромышленному предприятию добиваться поставленных целей не только на товарных рынках, но и на рынках капитала и труда.

2. Теория полезности (теория предельной полезности) [3, 4, 23, 25, 26, 34, 52], согласно которой все явления и категории, в том числе полезность блага, считаются измеримыми и исследуются в основном с количественной стороны. При этом основным определяющим признаком экономических явлений и процессов считается психология хозяйствующих субъектов, мотивы, которыми они руководствуются в своей деятельности, их субъективные оценки. При разработке теории предельной полезности использовались различные подходы, при которых стоимость объекта определялась его полезностью (потребительной стоимостью) для хозяйствующих субъектов. Это означает, что для определения величины стоимости объекта необходимо в первую очередь учитывать полезность, характеризующую данный объект. Для этого необходимо анализировать потребности всех контрагентов, заинтересованных в результатах функционирования объекта. В настоящей диссертационной работе полезность и связанная с ней фундаментальная стоимость бизнеса агропромышленного предприятия

рассматриваются как основные системообразующие критерии при разработке системы стратегических целей агропромышленного предприятия в рамках формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия. Таким образом, при формировании комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия полезность предприятия как объекта анализа и оценки будет рассматриваться с точки зрения всех экономических субъектов, заинтересованных в деятельности предпри-

32

ятия .

3. Теория стратегического управления рассматривает процесс управления агропромышленного предприятия на стратегическом уровне во взаимосвязи с другими уровнями управления агропромышленным предприятием. В настоящее время не существует единого понимания понятия стратегии, единой классификации стратегий, общепринятого подхода к формированию стратегии развития предприятия, что существенно осложняет процесс планирования и принятия стратегических решений на агропромышленном предприятии. В то же время существующие методические подходы, методы и процедуры стратегического планирования [6, 7, 10, 16, 17, 21, 22, 27, 36, 37, 39, 42, 43, 44, 46, 47] могут и должны стать теоретической базой разрабатываемого механизма формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия. Так, предлагаемый организационно-экономический механизм должен основываться на таких методах стратегического анализа и планирования, как метод дерева целей, метод

33

построения BSC, методы анализа внешней и внутренней среды_, формализованные модели выбора стратегии34.

4. Теория принятия решений [3, 4, 11, 13, 28, 38, 53], основные понятия которой - альтернатива, решения, выбор, полезность, оптимизация и др. - являются общими для ряда областей и разделов экономико-математических методов и широко используются в процессе разработки стратегии. Выбор конкурентной стратегии из множества возможных вариантов поведения на

-35

рынке относится к разряду индивидуальных задач принятия решении . При этом необходимо учесть интересы и предпочтения отдельных заинтересованных групп, чтобы выбранная альтернатива удовлетворяла бы максимум потребностей. Когда возможных альтернатив много, внимание лица, принимающего решение (ЛПР), не может сосредоточиться на каждой из них. В таких ситуациях возрастает необходимость в четких правилах и процедурах выбора, привлечения экспертов, оценки принятых решений. Таким образом, использование теории и методов принятия решений в процессе формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия является необходимым, особенно на этапе выбора стратегий развития на рынке каждого вида и их композиции в единый

32 собственников, поставщиков, потребителей, государства, сотрудников, менеджеров и т.д.

33 SWOT-анализ, STEP-анализ, анализ на основе матрицы BSG, SPACE-анализ и др.

34 матрица Томпсона-Стрикленда, матрица «Привлекательность отрасли - Конкурентная позиция» и др.

35

несмотря на существующий в практике стратегического управления коллегиальный характер принятия решений

комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия.

Кроме базовых и прикладных теорий теоретической базой, используемой при разработке организационно-экономического механизма формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия, являются следующие экономические законы и законы организации [3, 4, 26, 30, 48-50]:

1. Закон конкуренции - это закон, в соответствии с которым в мире происходит постоянное повышение качества удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов36. Закон конкуренции способствует объективному

— 37

процессу «вымывания» с рынка продукта, не удовлетворяющего потребности участников данного рынка. Учет закона конкуренции при разработке механизма формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия означает, что стратегии развития на рынках товаров, капиталов и труда должны обеспечивать агропромышленному предприятию конкурентные преимущества за счет более полного, по сравнению с конкурентами, удовлетворения потребностей контрагентов, действующих на рынке каждого вида.

2. Закон композиции, отражающий необходимость согласования целей агропромышленного предприятия при формировании комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия. При этом средне- и краткосрочные цели должны быть направлены на достижение стратегических целей развития агропромышленного предприятия. При этом возникают проблема определения единой (главной) стратегической цели и проблема согласованности целей. В рамках механизма формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия предполагается, что для рынка каждого вида агропромышленного предприятия будет формировать отдельное дерево целей, направленных на поддержание основной цели более общего характера. При объединении стратегий развития на рынке каждого вида в комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия будет также учитываться стратегическая цель верхнего

38

уровня , что обеспечит сбалансированность построенной системы целей.

Следует отметить, что при подобной структуризации целей агропромышленного предприятия необходимо также использовать системный, функциональный и структурный подходы, а также методы анализа и синтеза.

3. Закон пропорциональности характеризует необходимость определенного соотношения между частями целого, их соразмерность и соответствие. Достижение необходимых пропорций (соразмерности, соответствия) равнозначно повышению жизнеспособности системы и эффективности ее функционирования. В рамках организационно-экономического механизма формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия использование закона пропорциональности означает равные

36 в частности, повышение качества продукции и услуг,

37

или в недостаточной степени удовлетворяющего

38 единая для рынков товаров, капиталов и труда

снижение их предельной цены

приоритеты (пропорции) между стратегиями развития агропромышленного предприятия на рынках товаров, капиталов и труда. Иными словами, стратегии развития не связаны иерархической зависимостью, а соответствуют друг другу по значимости для агропромышленного предприятия и уровню управления, на котором они формируются и реализуются.

4. Закон онтогенеза, сущность которого заключается в том, что каждая система проходит все стадии жизненного цикла от рождения до упадка и разрушения. Применительно к продукции агропромышленного предприятия, а также к рынкам, на которых оно функционирует, можно выделить следующие стадии (этапы) жизненного цикла [18, 30]: рождение, рост, зрелость, упадок. Таким образом, при формировании комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия необходимо учитывать этап жизненного цикла рынка (по рынку каждого вида) со всеми связанными с данным этапом особенностями, взаимосвязями и интеграционными процессами.

5. Закон синергии означает, что сумма свойств системы не равна сумме свойств ее компонентов. Под свойством компонента понимается состав параметров, их взаимозависимость и динамика, характеризующие компонент. При высокой организованности системы сумма свойств системы будет выше суммы свойств ее компонентов (положительный синергетиче-ский эффект) и наоборот (отрицательный синергетический эффект). При этом уровень организованности агропромышленного предприятия как системы зависит от соблюдения принципов рационализации его структур, означающих, что при проектировании системы необходимо изучить и применить рассматриваемые теории, законы и подходы.

В рамках процесса формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия использование закона синергии означает, что экономический эффект от реализации комплекса стратегий развития должен быть больше, чем от реализации отдельных (даже иерархически упорядоченных) стратегий развития на рынках товаров, капитала и труда.

6. Закон единства анализа и синтеза предполагает рассмотрение в диалектическом единстве процессов структуризации, детализации, специализации (т.е. анализа) и процессов соединения, укрупнения, интеграции (т.е. синтеза). Цель анализа системы - более полное познание особенностей ее функционирования при заданной структуре. Синтез акцентирует внимание на едином функционировании системы. Применительно к процессу формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия анализ означает рассмотрение агропромышленного предприятия и его системы управления как совокупности подсистем во всем многообразии внешних и внутренних связей, а функции стратегического планирования агропромышленного предприятия как совокупность функций формирования стратегий развития на рынках различных видов; синтез предполагает композицию выбранных стратегий развития агропромышленного предприятия на рынках товаров, капиталов и труда в единый комплекс

стратегий.

Кроме вышеперечисленных теоретических предпосылок, в основу разрабатываемого организационно-экономического механизма формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия положены следующие подходы и принципы:

1. Системный подход, в рамках которого все объекты управления, в том числе и агропромышленного предприятия, рассматриваются как система, состоящая из следующих групп элементов:

❖ внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь;

❖ внутренняя структура - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы.

Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием. Сложность управления зависит, прежде всего, от количества изменений в системе и ее окружении.

В целом системный подход и возможности его использования широко освещены в литературе [3, 4, 5, 21, 26, 48-50]. Применительно к разрабатываемому механизму формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия применение системного подхода означает следующее:

❖ система управления агропромышленным предприятием и само агропромышленное предприятие рассматривается как совокупность подсистем; при этом детализация системы на отдельные компоненты

39

может осуществляться на основе различных критериев ;

— 40

❖ сумма свойств системы не равна сумме свойств ее компонентов ;

❖ при установлении взаимосвязей и взаимодействия системы стратегического планирования с внешней средой следует вначале формулировать параметры «выхода» системы, затем определять воздействия внешних и внутренних факторов, требования к «входу» системы, каналы обратной связи, а уже затем проектировать параметры процесса в системе;

❖ при построении системы целей и в процессе формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия изучение иерархичности системы и процесс ее структуризации необходимо начинать с определения системы вышестоящего уровня и установления связей с этой системой;

❖ в условиях развития глобальной конкуренции и международной интеграции на рынках всех видов следует стремиться к росту степени

39 реализуемые функции управления, уровень управления и др.

проявление закона синергии

открытости системы стратегического управления при условии обеспечения ее экономической, технической, информационной и правовой безопасности;

❖ при этом следует достигать совместимости данной системы с другими системами управления агропромышленным предприятием и внешними по отношению к предприятию системами по правовому, информационному, научно-методическому и ресурсному обеспечению.

2. Логический подход [3, 4, 26, 48-50] реализуется через систему принципов диалектической и формальной логики, основными из которых являются:

❖ принцип объективности рассмотрения объекта, требующий при исследовании объекта исходить из самого объекта, а не из мнения о нем;

❖ принцип всесторонности рассмотрения объекта, т.е. требование рассматривать объект во всех его связях и взаимоотношениях;

❖ принцип историзма, требующий рассматривать объект в его развитии, изменении, изучать стадии его развития с тем, чтобы предсказать его будущее состояние.

Кроме вышеперечисленных, в рамках логического подхода при создании организационно-экономического механизма формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия будут использованы принцип тождества, принцип непротиворечия, принцип исключенного третьего, принцип достаточного основания.

3. Стоимостный подход, который в теории и практике управления появился относительно недавно, основан на том, что в качестве главного стратегического критерия успешной деятельности агропромышленного предприятия принимается рост стоимости бизнеса [5, 8, 9, 15, 18, 20, 32, 41, 45,

51].

Стоимость бизнеса агропромышленного предприятия рассматривается как расчетная величина, равная денежной сумме, за которую предполагается переход прав собственности на оцениваемый объект из рук в руки на дату оценки в результате сделки между гипотетическими добровольными покупателем и продавцом после адекватного маркетинга, когда обе стороны действуют компетентно, расчетливо и без принуждения.

Таким образом, главной стратегической целью деятельности агропромышленного предприятия и основным критерием оценки эффективности реализации комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия является величина стоимости бизнеса агропромышленного предприятия и ее динамика. В этом случае предприятие, постоянно увеличивая стоимость бизнеса, всегда сможет предотвратить утечку капитала и трудовых ресурсов, как и других основных факторов производства, в руки конкурентов. В упрощенном случае рост стоимости может быть определен как разность между стоимостью капитала, внесенного акционером (владельцем доли) при создании предприятия, и стоимостью этой же доли при ее возможной продаже. Успешно работающие предприятия создают стоимость не только для собствен-

ников, но и для поставщиков, потребителей, сотрудников, государства (через выплачиваемые налоги) и инвесторов (поставщиков капитала). Поэтому рост стоимости бизнеса предприятия автоматически способствует росту благосостояния всех субъектов рынка, а следовательно, отвечает их интересам.

Важно отметить, что стоимостный подход синтезирует в себе основные положения большинства упомянутых выше теоретических и методологиче -ских подходов.

4. Маркетинговый подход [19, 48-50] предусматривает ориентацию системы управления на внешних и внутренних потребителей (контрагентов) при решении любых задач. В рамках предлагаемого механизма формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия данный подход означает, что выбор целей и стратегий развития агропромышленного предприятия на рынке каждого вида должен осуществляться на основе анализа потребностей всех контрагентов, заинтересованных в результатах деятельности агропромышленного предприятия, анализа стадии развития рынков, на которых работает предприятие, и прогнозирования действия закона конкуренции на данных рынках.

5. Функциональный подход применяется в сочетании с системным, процессным и маркетинговым. Он заключается в том, что параметры потребностей контрагентов агропромышленного предприятия рассматриваются как совокупность функций, которые должны быть выполнены. После определения функций создаются несколько альтернативных способов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, для которого соотношение затрат и полезного эффекта будет оптимальным. Одним из инструментов функционального подхода является функционально-стоимостной анализ [14, 33]. Применительно к процессу формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия цепочка функционального подхода к управлению «потребности -> функции —» показатели будущего объекта -> изменение или формирование структуры системы» может быть представлена следующим образом: потребности контрагентов, заинтересованных в результатах деятельности агропромышленного предприятия —» необходимость формирования стратегий, удовлетворяющих данные потребности и обеспечивающих конкурентоспособность агропромышленного предприятия -» стратегические цели агропромышленного предприятия на рынках различных видов -> формирование комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия, позволяющего обеспечивать и поддерживать необходимый конкурентный уровень на рынках товаров, капиталов и труда.

6. Процессный подход [24, 29, 35, 40, 50, 52] рассматривает функции управления в их взаимосвязи между собой. Под процессом понимается система взаимосвязанных действий по исследованию рынка, планированию, организации деятельности, учету и контролю, анализу и регулированию, а также мотивации. В рамках процесса формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия входом процесса являются потребности контрагентов в отношении результатов деятельности arpo-

промышленного предприятия, выходом - комплекс стратегий, обеспечивающий удовлетворение данных потребностей. Задача агропромышленного предприятия - организовать процесс формирования стратегии таким образом, чтобы обеспечить сбалансированность интересов контрагентов и их максимальное удовлетворение.

7. Структурный подход [3, 4, 5, 7, 18, 30] заключается в определении приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью рационального распределения ресурсов. При реализации структурного подхода в рамках процесса формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия необходимо провести ранжирование факторов, влияющих на данный процесс, а также предварительную структуризацию объекта исследования и управления.

8. Принцип научной обоснованности означает, что все применяемые методы и подходы к управлению объектами должны быть научно обоснованы.

9. Принципы анализа, планирования и прогнозирования подразумевают использование при формировании комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия таких важнейших инструментов, как анализ, синтез, эксперимент, моделирование.

10.Принцип эффективности предполагает достижение планируемого (предполагаемого) результата в заданном временном интервале параллельно со стремлением к минимальным затратам ресурсов. К частным проявлениям данного принципа можно отнести оптимальность организации управления объектами, показатели рентабельности и др.

11. Принцип адаптации означает реализацию способности системы целенаправленно изменяться в соответствии с изменившимися условиями, приспосабливаясь к ним.

12.Принцип сбалансированности предусматривает, что система стратегического планирования агропромышленного предприятия должна быть уравновешена с точки зрения требований внешних и внутренних контрагентов агропромышленного предприятия, особенностей функционирования предприятия на товарных рынках, рынках капиталов и труда, стадии развития предприятия и его внешней среды.

Использование упомянутых выше теорий, подходов и принципов при разработке организационно-экономического механизма формирования комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия позволит изучить и адекватно отразить объективные свойства процессов стратегического планирования и на этой основе сформировать методы и процедуры выбора стратегий развития агропромышленного предприятия на рынках товаров, капиталов и труда и их композиции в единой комплексной стратегии развития агропромышленного предприятия.

_Литература_

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208с.

2. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. - 256с.

3. Большой толковый словарь русского языка/Сост. и гл.ред.С.А.Кузнецов. -СПб.: Норинт, 1998. - 986с.

4. Большой энциклопедический словарь. - М: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2002. - 1578с.

5. Верстина Н.Г. Реструктуризация предприятий инвестиционно-строительной сферы: теория, методология, механизмы реализации, эффективность. - М.: МГСУ, 2002. - 338с.

6. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2002. - 296с.

7. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. - 8-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2000.-662с.

8. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость / Пер. с англ; Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 2001. - 480с.

9. Егерев H.A. Стоимость бизнеса: Искусство управления: Учеб. пособие. -М.: Дело, 2003.-480с.

10.Иванов Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегии и тактика трансформации бизнеса. - М.: Альпина Паблишер, 2001. - 244с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов.

- М.: ЮНИТИ, 1999. - 407с.

12.Кемпбелл Э., Саммерс Лаче К. Стратегический синергизм, 2-е изд. / СПб.: Питер, 2004. - 416с.

13.Кини Р.Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях предпочтения и замещения. - М.: Радио и связь, 1981. - 560с.

14.Ковалев А.П. Стоимостный анализ. Учебное пособие. - М.: МГТУ «Стан-кин», 2000. - 171с.

15.Козырь Ю.В. Стоимость компании: оценка и управленческие решения. -М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2004. - 200с.

16.Коллинз Дж., Поррас Дж. Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением. - Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге

- 2004. - 350с.

17.Колобов A.A., Ермаков А.Ю., Омельченко И.Н. Формирование системы стратегического интегрированного управления промышленным предприятием // Изв. вузов. Машиностроение. - 1994. - № 4-6. - С. 137-144.

18.КоршуноваЕ.Д. Адаптивное организационное развитие промышленных предприятий. - М.: ИЦ МГТУ «Станкин», «Янус-К», 2003. - 348с.

19.Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1993. - 736с.

20.Коупленд Том, Коллер Тим, Муррин Джек. Стоимость компаний: оценка и управление / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. - 576с.

21.Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. - М.: Русская дело-ваялитература, 1998. - 768с.

22.Кэмпбелл Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. - М.: ООО «Издательство Про-

спект», 2003. - 336с.

23.Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику: Курс лекций.- М.: МП ТПО «Квадрат», 1991. -225с.

24.Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2004. -664с.

25.Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. - М.: Республика, 1995.-400с.

26.Малый экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2000. - 1088с.

27.Масленникова Н.П. Управление развитием организации. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. - 304с.

28.Математические методы в задачах моделирования, управления и обработки данных: Межвуз. сб. науч. тр. / Рязанский радиотехнический институт. - Рязань, 1992. - 92с.

29.Медынский В.Г., Ильдеменов СВ. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. проф. В.А. Ири-кова.- М.: ЮНИТИ, 1999. - 414с.

30.Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2004. - 468с.

31.Минцберг Г., Куини Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 2001. - 688с.

32.Модильяни Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма? Теорема ММ: Пер. с англ; - 2-е изд. - М.: Дело, 2001. - 272с.

33.Моисеева Н.К. Функционально-стоимостный анализ в машиностроении. -М.: Машиностроение, 1987. - 318с.

34.Общая экономическая теория (политэкономия): Под ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. - М.: ПРОМО-Медиа, 1995. - 608с.

35.Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 1997. -336с.

36.Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.-454с.

37.Пью Д., Мэйби К. Стратегии управления сложными изменениями. Курс профессионального диплома по менеджменту «Управление развитием и изменением». Книга 10. Открытый университетВеликобритании. Пер. с англ. - М.: МЦДО «ЛИНК», 1995.

38.Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. -М.: Финансы и статистика, 1989. - 206с.

39.Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. - М.: Дело, 2000. - 340с.

40.Семь нот менеджмента. /Под ред. Красновой В. и Привалова А. - М.: ЗАО Журнал Эксперт, 1997. - 376с.

41.СкоттМ. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявле-

нию рычагов создания стоимости / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. - 432с.

42.Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга: Учеб. пособие / Пер. с англ; Под ред. проф. Л.Ф. Никулина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 415с.

43.Томпсон А. А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 412с.

44.Тренев H.H. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. -М.: «Издательство ПРИОР», 2002. - 288с.

45.Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 360с.

46.Уорд М. 50 методик менеджмента: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 200с.

47.Управление современной компанией: Учебник/ Под ред проф. Б.Мильнера и проф. Ф.Лииса. - М.: ИНФРА-М, 2001. - XVIII, 586с.

48.Фатхутдинов P.A. Менеджмент конкурентоспособности товара. - М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1995. - 55с.

49.Фатхутдинов P.A. Стратегический маркетинг: Учебник. - М: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. - 640с.

50.Фатхутдинов P.A. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие / P.A. Фатхутдинов. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 554с.

51.Финансовая активность и стоимость компании: аспекты планирования. Под ред. Анискина Ю.П. - М.: Омега-L, 2005. - 240с.

52.Фишберн П. Теория полезности для принятия решений / Пер. с англ. -М.: Наука, 1978.-352с.

53.Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении. - М.: Дело, 2000. - 440с. (Серия «Наука управления»)

54.Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с нем.; Под ред. А.Г. Милейковского. - М.: Прогресс, 1982. - 454с.

55.Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: Гном-Пресс, 1998. -384с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.