Научная статья на тему 'Разработка обобщённого метода расчёта короткого гидродинамического демпфера с учётом шероховатости рабочих поверхностей'

Разработка обобщённого метода расчёта короткого гидродинамического демпфера с учётом шероховатости рабочих поверхностей Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
96
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — В.Б. Балякин, И.С. Барманов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка обобщённого метода расчёта короткого гидродинамического демпфера с учётом шероховатости рабочих поверхностей»

Механика и машиностроение

УДК 534.282

РАЗРАБОТКА ОБОБЩЁННОГО МЕТОДА РАСЧЁТА КОРОТКОГО ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ДЕМПФЕРА С УЧЁТОМ ШЕРОХОВАТОСТИ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

© 2011 В.Б. Балякин, И.С. Барманов

Самарский государственный аэрокосмический университет

Поступила в редакцию 10.11.2011

Наибольшее распространение в отечественных и зарубежных двигателях летательных аппаратов получили гидродинамические демпферы (ГДД). Они образуются (рис.1) путем установки наружной обоймы подшипника или втулки, с ней связанной (втулки вибратора 1) во втулку статора 2 с зазором 3 величиной 0,1...0,3мм, в который подается смазка через канал 4.. Вибратор фиксируют от вращения с помощью штифта 5, оставляя, однако, свободу колебательного движения. Для этого штифт 5 устанавливают в корпус с зазором большим радиального зазора 3.

При колебаниях вибратора жидкость перетекает по демпферному зазору в двух направлениях (рис.1) - вдоль оси Z (продольная ось двигателя) и вдоль оси X (по окружности, в плоскости, перпендикулярной оси вращения). Если при колебаниях преобладают потоки в осевом направлении, то демпфер считается коротким, если в окружном - то длинным. В коротком ГДД для улучшения снабжения демпфера маслом питающие отверстия обычно объединяются питающей канавкой 6. В опорах ДЛА длинный ГДД обычно реализуется постановкой концевых уплотнений 7 различного типа (рис.1,г).

Для снижения расхода смазки через демпфер в коротких ГДД также часто используют уплотнения (рис.1,в). В таких демпферах при колебаниях масло в основном вытесняется назад в канавку.

При работе вибратор совершает сложное движение, которое можно представить как сумму двух движений (рис. 1): прецессии линии центров О1О2, соединяющей геометрические центры Оi корпуса и

О2 вибратора, с частотой Q= Ф, и движение вдоль линии центров со скоростью e . Для описания течения жидкости в зазоре введем декартову систему координат xOy, жестко связанную с вибратором. Начало координат - произвольная точка O на поверхности вибратора. Ее угловое положение относительно линии центров определяется углом q>. Положение линии центров OiO2 определяется углом Ф, отсчитываемым от неподвижной горизонтальной оси О2х. Так как вибратор совершает прецессионное движение, то все его точки будут в данный момент иметь линейную скорость прецессии V = e Q, в том числе и точка O начала декартовой системы координат xOy. Течение жидкости в демпферном зазоре описывается системой уравнений сохранения массы (уравнение неразрывности) и второго закона Нью-

тона (уравнения Навье-Стокса). В описанной системе координат эти уравнения имеют вид

div V=0,

— + (V • v) V=F -1 grad P+ ^ V 2 V,

dt y ’ p p

\ C1)

где V, F - векторы скорости и массовой силы элементарной частички жидкости; V- оператор Лапласа; P - давление; р, р -динамическая вязкость и плотность смазки соответственно; t - время.

Эти уравнения выводятся в предположении изо-термичности и ламинарности течения. За один цикл колебаний температура демпферной жидкости поднимается не больше, чем на 0,03 °С, поэтому, обеспечив небольшой проток, течение можно считать изотермическим.

Общего метода решения системы дифференциальных уравнений (1) не существует, поэтому необходимы некоторые упрощения. В частности, можно использовать обычные в теории смазки допущения о малости массовых сил и коэффициента ц=28Ю = SIR = 0,001...0,003, где 8 - радиальный зазор в демпфере при концентричном положении вибратора; D и R - диаметр и радиус вибратора.

Рис. 1. Схема демпфера: а - поперечный разрез; б - короткий проточный; в- длинный; г- короткий непроточный.

Малая величина позволяет пренебречь градиентом давления по толщине смазочного слоя (оси у). В случае медленных течений можно пренебречь также и силами инерции смазочного слоя. При таких

957

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №4(3), 2011

предположениях уравнения Навье-Стокса и неразрывности преобразуются в уравнение Рейнольдса

д h 3 д P ] + f R л

др 1 д ру 1L У

h3 дP

д z"

12^

гял 2

J У

(2)

{еФsin р+scos р)

где z = z/L - безразмерная осевая координата; L -

длина вибратора; h =8(1+е cosp) - величина демпферного зазора на углер; е = е 18 - относительный

эксцентриситет или амплитуда колебаний; е -относительная скорость вибратора вдоль линии центров.

Важным технологическим фактором является качество обработки поверхностей, образующих рабочие зазоры. Влиянию шероховатости на работоспособность подшипников уделялось большое внимание в течение последних 30 лет. Известны работы [1..3], посвященные анализу влияния шероховатости поверхности на среднее давление и несущую способность подшипников в условиях гидродинамической смазки.

Наиболее общую модель трехмерной шероховатости применили Патир и Чжен [1]. Они предложили метод получения усредненного уравнения Рейнольдса с помощью средней величины расхода смазки через зазор с изотропной и направленной шероховатостью поверхностей. Согласно их методике математическое ожидание выражения толщины пленки смазки в формуле расхода заменяется произведением Нх h 3 и Нг h 3, где Нх и Нz - коэффициенты расхода, которые определяется в зависимости от вида шероховатости и значений скоростей вдоль координатных осей х и z. коэффициенты расхода, например, для поверхностей с изотропной шероховатостью хорошо аппроксимируются выражением [1]

Нг = Н х =1 - 0,9exp(-0,56 h /oj ) ,

где h - номинальная величина зазора, определяемая как расстояние между средними уровнями рабочих

поверхностей;

oi = у1о1 + o

среднеквадра-

тичное отклонение совместной шероховатости поверхностей. Сложность данного метода заключается в определении коэффициентов расхода. Аналитически удобно определять номинальную толщину смазочного слоя как расстояние между средними уровнями каждой поверхности. Первыми использовали стохастический подход для решения уравнения Рейнольдса в радиальных под-шипниках Кристенсен и Тондер [2], представив толщину смазочного слоя в виде h =h(p,z)+hs(8), где hs(8) стохастическая составляющая, измеренная от номинального положения поверхности, а % - случайная переменная, характеризующая шероховатую поверхность. В случае

предположения о Гауссовском (нормальном) распределении шероховатости поверхностей, что справедливо при обработке рабочих поверхностей шлифованием или тонким точением, номинальное значение зазора определяется в виде 8=8+3 oj, где 80 -величина демпферного зазора в концентричном положении, измеренная между вершинами микронеровностей. Можно доказать, что среднее абсолютное отклонение Raj=oi 421л =0,798 о [4], следова-

тельно, о =1,25Яаг-. Влияние шероховатости поверхностей будем рассматривать в области малых величин демпферного зазора, поэтому при использовании таких допущений гидродинамическая задача для ГДД, в выбранных координатах (рис.1), сводится к решению усредненного уравнения Рейнольдса в виде

— (Hxh3 —) + R2 Hzh3

др др

д2 P dz2

12^R 2(eQ sinp + e cosp),

где h =80 + 3o j + e cosp - величина номинального демпферного зазора на угловой координате р

Повышение частоты вращения и температуры в авиационных ГТД приводит к росту инерционных сил, появлению турбулентных зон и кавитации в демпфирующем слое смазки гидродинамических демпферов. О важности учета сил инерции, турбу-лизации и кавитации смазки при решении задач гидродинамики в тонких кольцевых щелях неоднократно отмечалось в работах, как отечественных, так и зарубежных авторов [5,6,7 и др.]. Совместный учет этих явлений рассмотрим на примере обобщенной методики расчета короткого непроточного ГДД (см. рис.1,в).

Течение смазки в кольцевом зазоре описывается уравнением Рейнольдса, а для учета местных пульсаций скоростей при турбулентном течении воспользуемся методом В.Н. Константинеску [6] в модификации А.И. Поддубного [7], ограничившись случаем прямой синхронной прецессии с круговой орбитой (е = 0).

Дифференциальное уравнение, опи-сывающее выбранную расчетную модель короткого ГДД, при смешанном режиме течения смазки имеет следующий вид [7]:

_d_ f Hzh3 dPЛ dz ^ Kz dz у

где dP/dz - градиент давления в демпферном зазоре, K -коэффициент степени турбулентности, кото-

12^eQ sinp, (3)

рый согласно [7] принимает значения

1 -при ламинарном

, W4 течении (4) {Re JRe * ) - при турбулентном.

Kz =

Здесь Rc z — локальное число Рейнольдса, ха-

рактеризующее режим течения смазки ( Rc z <2000 -

958

Механика и машиностроение

ламинарный, Rez >2000 - турбулентный) и определяемое выражением

Rez = 2hpVz / Ц, (5)

где Vz - среднерасходная скорость смазки вдоль оси z:

Vz = qjh. (6)

Здесь qz - расход смазки через демпферный зазор

единичной ширины вдоль оси z, определяется зависимостью [7]

qz

Hzh3 dP_ \2цК2 dz

(7)

Проинтегрируем уравнение (3) при следующих граничных условиях (рассматривается одна половина демпфера по оси z, рис.2):

z = 0 Т = 0; z = zгР Я dz dz

P = P ■ z = L P = P

ГТ!Р ГЛ!Р; z 2 P Pn ,

dPT dP j,

Т гр Л гр

dz

(8)

VIII

VI r VII

V

IV

II

Рис. 2. Распределение режимов течения в демпферном зазоре.

где P и P - давление в ламинарной и турбулентной зонах; P и P - давление на границе

Лгр Тгр

этих зон с координатой zzp ; - давление пода-

чи смазки. Тогда получим

dP K ^ .

= 12-----pzeQ s in (р . (9)

dz

Hz h

Проведя подстановки уравнений (6) и (7) в уравнение (5), получим выражение для числа Рейнольдса в виде

Rez = 2peO^ sin р / ц . (10)

Модуль функции sin р в уравнении (10) принимается для того, чтобы иметь всегда положительное число Рейнольдса.

Для решения задачи в аналитическом виде заменим нелинейное уравнение (4) в области с турбулентным течением эквивалентным линейным

Kz = aRez + b. (11)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

z3K6 z

Постоянные линеаризации а=3-10-4 и b=0,39 позволяют вычислить значения коэффициента степени турбулентности в интервале чисел Рейнольдса 2000<Re<10000 c погрешностью, не превышающей 5%. Для смешанного течения потока найдем границы перехода режима течения от ламинарного к турбулентному (рис.2), приняв в уравнении (11)

K =1. Для снижения числа переменных в задаче

z3K6

и упрощения анализа перейдем к безразмерным параметрам. Тогда координаты границ в безразмерных параметрах будут

= С1 - ь)т , (12)

р 2asia sin р

где i=L/R; iR=S/R; a= S1 рЮ/ц .

Р1Т ,2Т

<

Р3Т ,4Т

=----+ arccos

2

3 _

= — я + arccos 2

(1 - Ъ)Р

2asiaz (1 - Ъ)Р 2asiaz

(13)

При оценке влияния сил инерции на динамические характеристики при смешанном режиме течения смазки, учет конвективных и локальных сил инерции осуществляется добавкой инерционного слагаемого в уравнение (9) для производной давления. В данном случае согласно [8] после определения постоянной интегрирования из граничных условий (8) уравнение примет вид

dP Р ъ2,

— +------ze И (cosp +

dz H^S

+ 2e

а

Н z/3s

sin2

Р) = 12

Kz

Н zS3

pzeQ, sin р,

(14)

где а=1,2- коэффициент профиля скорости смазки.

Интегрируя уравнение (14) с учетом граничных условий (8), получаем следующие выражения для распределения давления в безразмерных параметрах в демпферном зазоре короткого непроточного ГДД при ламинарном режиме течения (зоны I, IV, V, VII на рис.2):

Рл = Рп - Рв + Ри; (15)

рв =

si (о,25 - z 2 )sinp

2Н z h

3

— s ai2(о,25 -z2 )assin2 р cosp4 П(Л

pU =i/o ( тгз 1 ~ ), (16)

12H 1/3h H ^ 3h 2

S2 Р„

S2 P„

где Pe = -

12pQR

2 и Pu =

12ц QRZ

959

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №4(3), 2011

вязкостная и инерционная безразмерные составляющие давления.

В зонах II и VI выражение для распределения давления имеет вид

(l - b3 )¥2

P = Р - Р + Р -1 Л РП Рв + Ри

as2Ao sin2 y 12 ¥ Hzh3 '

24a2so2Hzh3 sin y

(17)

В зонах III и VII при турбулентном режиме течения распределение давления определяется по формуле

Р = Р - ЬР + Р -

РТ РП ЬРв + Ри

as2A3o(o,125 - z3) |siny| siny . (18) 12 ¥Hzh3

Полученные зависимости (15)...(18) позволяют определить распределение давления в демпферном зазоре короткого гидродинамического демпфера с учётом шероховатости рабочих поверхностей. Составляющие реакции смазки находятся как удвоенная сумма составляющих реакции в каждой из областей с различным режимом течения смазки (зоны I-VIII на рис. 2)

_ VIII _ _ VIII _

FT= 2 £Fy- ; Fr = 2TFRj .(19)

j=1

j=1

здесь p. = — J dZ J p (y, z) sin ydy,

zj Ущ

zkj ykj

FRj = — J dZ J Pi (y, z) cos ydy ,

£2 Fd

r _j J - j

zy ун

= F,

- и F = -

12^R Rj

Где FV = ,п..гл n 2

Rj

- тангенци-

12pDR2

альная и радиальная безразмерные составляющие гидродинамической силы соответственно; P. (y, z) -

безразмерное давление в j-ой зоне; z ■; yHj - ко-

z

kk

ординаты начала, а z, ; yj - координаты конца j-ой зоны.

Подставив в формулу (19) выражения для рл , РЛ и Рт (15)...(18), получим окончательно выражения для безразмерной тангенциальной составляющей гидродинамической силы с учётом шероховатости (здесь и в дальнейшем обозначается верхним индексом i ) в виде

pi _ sA т-2,0|2я as А ° з ,0\2я

F тТ = , ~тт J 3 0 ,,, J 2 0

12H

z

72Н 2

+ 21 zэкв cosyyep +

| Ун

' n z экв c

32

, (1 - b)3 ¥ J 0.0

24a 2so2Hz 3

23

as Ao J3,0 I y2T

16¥H 3 y

(1 - b)4 ¥ 3 _!,o| y2T

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J 3 У1Т

?1T 48a 2s2Ao2H

z

(1 h)sk J 2,0 I У2Т + sA

12HZ 3 y Hz

f-

-3 Л

zэкв zэкв

4

3

г2,0 Увр J 3 \Унр

asAo r30 У1в as2A2o 2- z экв -3 У z экв J3’0 J 2

J 3 6¥H z 3 У1н 6H Z/3 4 3 У

(! -b)gA z J2.oI У2в , (1 - b)3¥2 z

4 H7 экв J 3 1У2н + 12a2 so2 H7

23

as A o - 4

3 ¥H,

(1 - b)4 ¥3

z экв J ■

3,0 У2. 3 У2

(1 - b)sA2

3H

z экв J 3

48a 3s2Ao3 H

T-1,0 У2в "J 3 У н

(1 - b)eA2

z

12H

z

T2,0 y4T

J 3 У3Т

as Ao

,__________J3,0 I У4Т , (1 b) ¥ j0,01 y

+ J 3 У7 „2 20- j 3 У

16¥H

z

^ 24a"so2H

(1 - b)4 ¥3 ^-1,0

48a 2s2Ao2Hz 3

z

sA o т-111 2я

+ 144H1/3 J1 I0 •

Зде

м

сь и далее J n интегралы вида

J n = J h ^ sin 1 y cos" y d y ,

где h = 1 + S cos y , i, j, N - целые числа. Для безразмерной радиальной составляющей гидродинамической силы с учётом шероховатости выражение будет иметь следующий вид:

F rt =

sA2

2 л2

as A o

12H

J,

1,1 2я

72H,

2,1 2я 2/3 J 2 0

J

Z

sA2o

+------тлт J02 2я + 2 рП z экв siny

144H1/3 1

Увр

Унр

23

as A o 21

+------Jp

16¥H

(1 - b)3 ¥2

У2Т + У1 b) ¥ J “I.!

24a2 so2 Hz 3

(1 - b)4 ¥3 J-2,1 48a !s‘Ao3H, 3

У2Т У 7

(1 -b)sA2 jU

12H

У2Т

У-

+ ■

s2

-3 Л

zэкв zэкв J1,1 J 3

4 3

V У

Увр +

asAo

6¥HT

г2,Н У1в J 3 У1н

V

IT

У

вр

+

У

нр

+

V

4T

V

У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У

12'

нр

960

Механика и машиностроение

+

+

as2 а

(-

2/3

-3 Л

Zэкв Zэкв

4 3

2,1

<Рвр

<Рнр

(1 - b)sA2-3 i

J

Vi,

Vi,

(1 - b)sA2

z

v,p + as haj2,i

U i6^H

3

(1 - b)3 T2 12a2sa2Н

" Z экв J 3

z

23

as h Z4 J 2,11 V1,

z эквJ 3 U,

3 ТН

z

z

3

<p

Z экв J

4T

<P

3T

(1 - b)4 T3

48a 3s2Aa3 Н.

j-2,11 V2, (1 b)sh J 1,1

'J 3 V2, J

12Н

3

z

V4T

Ur

(1 - b)3 T2 24a2 sc2 Н

(1 - b)4 T

48a3 s'2 Ac3 Н,

-J.

1,1

z

43

J

4T

V3

2,1

(21)

Для оценки влияния шероховатости рабочих поверхностей на динамические характеристики ГДД, а именно на составляющие гидродинамической реакции слоя смазки выберем область изменения без-

_ а

размерного параметра шероховатости. а = — . При

h

4T

существующих на практике значениях зазоров в коротком ГДД h =40...200 мкм и шероховатости рабочих поверхностей Ла=0,63.5мкм имеем

а = 0,01...0,2.

Рассмотрим зависимости относительных составляющих гидродинамической реакции плёнки смазки fR = / FTf и fR = Ff / Ff от безразмерного

параметра шероховатости а , рис. 3. За относительную тангенциальную составляющую гидродинамической реакции смазки f принимаем отношение

тангенциальной составляющей, вычисленной с учётом шероховатости для полного охвата вибратора смазкой при смешанном ламинарно-турбулентном режиме течения с учётом сил инерции, к тангенциальной составляющей, вычисленной при тех же режимах течения и работы ГДД, но без учёта шероховатости.

В качестве относительной радиальной составляющей f R принимаем отношение для аналогично вычисленных радиальных составляющих.

Учёт качества обработки поверхностей рабочего зазора короткого ГДД повышает точность расчёта

Рис. 3. Зависимости относительных составляющих гидродинамической реакции

от безразмерной шероховатости а .

его динамических характеристик, причём погрешность в расчётах в случае пренебрежения шероховатостью может достигать 80 %.

При значении параметра а< 0,01 можно пренебречь влиянием шероховатости поверхностей, так как погрешность в расчётах динамических характеристик не будет превышать 5%.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Патир, Чжен. Модель усредненного течения для определения влияния трехмерной шероховатости на частичную гидродинамическую смазку// Проблемы трения и смазки. -1978.- № 1.- С. 10-15.

2. Кристенсен, Тондер. Гидродинамическая смазка радиальных подшипников с шероховатыми поверхностями // Проблемы трения и смазки. 1973. -№2.- С. 53-62.

3. Чжоу, Сейбл. О влиянии шероховатости при гидродинамической смазке // Проблемы трения и смазки. - 1978. -№ 2.-С.34-38.

4. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. - М.: Наука, 1973. -832с.

5. Nelson C.C. The effect of turbulence and fluid inertia on a squeeze film bearing damper. - AIAA/SAE/ASME 16th Joint Prop. Conf., 1980.

6. Константинеску В.Н. О влиянии инерционных сил в турбулентных и ламинарных самогенерирующихся пленках // Проблемы трения и смазки. -1970. - №3. - C.101-111.

7. Поддубный А.И. О совместном влиянии сдвиговых и напорных течений на характеристики несущего слоя смазки гидростатического подшипника // Исследование и проектирование гидростатических опор и уплотнений быстроходных машин: C6. науч. тр. - Харьков, 1976. - вып.3. -С.35-46.

8. Сидоренко А.В., Эскин ИД Теоретическое определение силы сопротивления короткого гидродинамического демпфера с уплотненными торцами с учетом инерции и турбулизации жидкости / Куйбыш. авиац. ин-т. - Куйбышев, 1984.- 23с.-Деп. в ВИНИТИ 1984, № 6356.

DEVELOPMENT OF GENERALIZED HYDRODYNAMIC METHOD OF CALCULATING SHORT DEMPER BASED ROUGHNESS OF WORKING SURFACES

© 2011 V.B.Baljakin, I.S.Barmanov

The Samara state aerospace university of a name of academician S.P. Korolev

961

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.