Научная статья на тему 'Разработка новой магистерской программы «Формирование и развитие персонала»'

Разработка новой магистерской программы «Формирование и развитие персонала» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММА MS PROJECT / MASTER PROGRAM / MS PROJECT SOFTWARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшкова Елена Викторовна

В статье освещается практический опыт по проектированию новой магистерской образовательной программы в соответствии со стандартами третьего поколения с использованием инструмента управления проектами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MS Project.The article deals with designing a new master program subject to 3rd generation standards and using the MS Project instrument.

Текст научной работы на тему «Разработка новой магистерской программы «Формирование и развитие персонала»»

новое в образовании

Канд. экон. наук Е. В. Горшкова

РАЗРАБОТКА НОВОЙ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА»

В статье освещается практический опыт по проектированию новой магистерской образовательной программы в соответствии со стандартами третьего поколения с использованием инструмента управления проектами MS Project.

Ключевые слова и словосочетания: Болонский процесс, система образования, магистерская программа, программа MS Project.

Инновационное и социально ориентированное развитие экономики России невозможно без развития системы образования, способствующей повышению качества трудового потенциала, развитию его квалификационных характеристик, формированию необходимых работодателю компетенций.

Реформирование образовательной системы России началось еще в 90-е гг. ХХ в. в связи с переходом к рыночным отношениям. С 2011 г. высшая школа Российской Федерации перешла на использование федеральных государственных стандартов третьего поколения по схеме «бакалавр - специалист - магистр», выдвигающих комплексные требования к структуре образовательных программ, к условиям их реализации (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.) и к результатам освоения1.

Федеральные государственные стандарты третьего поколения устанавливают единые требования к содержанию образовательной деятельности, гарантируют высокое качество обучения, повышают конкурентоспособность российских специалистов, способствуют мобильности кадров на европейском рынке труда. Так, для бакалавров предусмотрено 50% федерального компонента, для магистров - 30%, при этом не установлен минимум содержания обязательных дисциплин, но сделан акцент на более жесткую регламентацию компетенций как результатов обучения. Образование строится на единых стандартах, принципах системности и фундаментальности.

В России после присоединения к участникам Болонского процесса началось развитие уровневой системы подготовки выпускников: специалист - бакалавр - магистр. В образовательных системах разных стран нет полного единства в соответствии степеней «бакалавр» и «магистр» - бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой ученой степени, и выпускник средней школы, а магистр - это уже ученая степень. В нашей стране работодатели настороженно относятся к новым степеням выпускников. К бакалаврам относятся как к студентам, получившим незаконченное высшее образование. Считается, что брать их на работу не престижно, так как это недо-

1 См.: Федеральный закон от 24 октября 2007 г. № 232-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».

учившиеся специалисты, программы бакалавриата - широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, так как учился только 4 года. Чем лучше магистры - неизвестно, более привычна степень «специалист». Тем не менее проблемы нострификации дипломов, объединение образовательных пространств европейских государств требуют единых стандартов в образовательных системах.

Существенная разница в подготовке специалистов и магистров состоит в том, что специалистов готовят для профессиональной деятельности в отдельной отрасли, а магистров - для научной работы. Предполагается, что для квалифицированной работы на государственной службе, аналитической работы в коммерческом секторе экономики, в научно-исследовательской и преподавательской деятельности магистры будут крайне необходимы, поэтому крупные университетские комплексы разрабатывают магистерские программы обучения выпускников по различным специальностям.

Проект создания нового продукта - это сложная разработка, включающая совокупность документации, ограничения по времени, стоимости, человеческим ресурсам, регламентацию качества результатов. Реализация проекта - эффективный способ достижения инноваций в системе образования, повышение качества обучения, рост активности научно-педагогических работников. Управление проектом представляет собой единство управленческих задач, организации, материально-технических ресурсов и различных средств для реализации проекта. Необходимость в проектировании учебных программ как способе инновационного развития возникла в связи с необходимостью модернизации системы образования, переходом к опережающему типу обучения.

Структура проекта учебной программы направлена на установление четких взаимосвязей между исполнителями. В проекте четко прописываются необходимые ресурсы, количество участников, их роли и взаимосвязи, делегированный объем работы, сроки ее выполнения, иерархия отдельных исполнителей и подразделений. Экспериментальное тому подтверждение - разработка конкретного проекта создания новой магистерской программы «Формирование и развитие персонала» для кафедры экономики труда и управления персоналом Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Теоретико-методологические основания и способы осуществления проекта разработаны Н. М. Абдикеевым, О. В. Китовой и Т. П. Ермаковой1.

Цель данного проекта - создание новой магистерской программы, отвечающей требованиям ФГОС третьего поколения. В соответствии с выбранной целью поставлены для решения следующие задачи: создание программы; составление учебного плана; подбор преподавателей для написания программы и чтения лекций; реализация программы - набор и обучение группы студентов.

Особую роль в организации проекта играет его руководитель, менеджер проекта, которому заказчик поручает разработку проекта. В данном проекте -

1 См.: Практикум по реализации стандарта ГОСТ Р ИСО МЭК 12207 при разработке программного обеспечения (с использованием MS Project) / сост.: Н. М. Абдикеев, О. В. Китова, Т. П. Ермакова. - М. : ГОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2011.

Горшкова Е. В. Разработка магистерской программы «Формирование и развитие персонала» 37

это заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом, доктор экономических наук, профессор А. М. Асалиев. Руководитель подбирает команду, определяет статус участников, способы кооперации между ними, контролирует и направляет деятельность проектной группы. Поскольку данный проект небольшой по объему, то выбран один исполнитель - кандидат экономических наук, старший преподаватель Е. В. Горшкова.

Проект осуществляется в несколько этапов - от выбора направления подготовки до реализации проекта (таблица).

Основные этапы проекта

Этап Дата выполнения

I. Выбор направления подготовки по ФГОС и подбор команды для написания программы, распределение обязанностей 31.05.2012-01.06.2012

II. Разработка учебного плана и его согласование 06.06.2012-11.06.2012

III. Разработка учебной программы в соответствии с учебным планом 11.06.12-02.07.2012

IV. Составление сметы на группу 04.07.2012-04.07.2012

V. Реклама 03.07.2012-04.07.2012

VI. Набор слушателей 05.07.2012-01.08.2012

VII. Составление расписания 01.08.2012-02.08.2012

VIII. Подбор преподавателей для чтения лекций 03.08.2012-06.08.2012

IX. Согласование расписания с преподавателями 07.08.2012-09.08.2012

X. Запуск проекта 03.09.2012-03.09.2012

Все ресурсы проекта можно разделить на несколько групп:

- материальные - площади, оборудование;

- методические - учебно-методическая литература, программное обеспечение;

- человеческие - администрация университета, профессорско-преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал;

- финансовые - средства, выделяемые на реализацию проекта.

Проектная группа работает в здании университета, использует общие

площади, помещения, отведенные кафедре, пользуется объектами инфраструктуры. На кафедре установлено несколько персональных компьютеров с широким спектром программного обеспечения, дополнительно для выполнения проекта была установлена программа MS Project-2007. Учебная, научная и учебно-методическая литература, нормативно-правовые документы предоставлены как библиотекой университета, так и кафедральными экземплярами. Кроме непосредственных участников, в подготовке и реализации проекта задействованы администрация университета, учебно-вспомогательный персонал кафедры, рекламные службы. Бюджет проекта предусматривает поступление средств по внутреннему гранту университета - это заработная плата участников проекта (руководителя и исполнителя) в размере 47200 рублей.

Поскольку степень магистра появилась в России сравнительно недавно и студенты и работодатели еще не адаптированы к новым реалиям времени, перед началом проекта необходимо было сформировать эффективную мотивацию достижений участников проекта, несмотря на существующие риски.

Основными группами рисков в образовательных проектах являются востребованность у заказчиков, наличие конкурентов, цены на обучение, качество обучения и трудоустроенность выпускников данной программы на рынке труда. Риски проекта также связаны с качеством подготовленного продукта и продажей его потенциальным заказчикам - студентам, желающим обучаться по магистерской программе «Управление персоналом». От количества набранных студентов на первый курс зависят рентабельность проекта, возмещение средств университету, потраченных на разработку проекта, разработка других программ.

Сначала необходимо изучить потребности потенциальных заказчиков, определить их предпочтения в выборе будущей профессии, востребованность ее на рынке труда, затем составить учебный план и написать программу, подобрать профессорско-преподавательский и учебно-вспомогательный персонал, принимающий участие в реализации проекта. Второй этап - выявление возможных конкурентов, работающих в этой области, определение их сильных и слабых сторон, установление цены за обучение одного студента, оптимальное количество студентов в группе, доход от реализации проекта. Критические контрольные точки (ККТ) определяются для каждой стадии процесса в тех случаях, когда при помощи предупредительных или контрольных мер можно устранить, минимизировать или привести к допустимому уровню вероятность реализации перечисленных рисков. Для различных этапов проекта контрольные точки и ККТ могут различаться. Например, при подготовке команды участников сроки могут варьироваться в пределах 1-2 дней. Отсутствие заявок со стороны абитуриентов на программу за 2 недели до окончания проекта означает практическую невозможность его реализации.

Для каждой ККТ определяются критические пределы, т. е. время выполнения, количество набранных студентов, преподаватели, согласившиеся проводить занятия, и т. п. Иногда критический предел - это сочетание двух параметров, например, количества набранных студентов и предельной часовой ставки профессорско-преподавательского состава.

В случае, когда в течение планового мониторинга обнаруживается отклонение фактических параметров в ККТ от критических пределов, необходимо предпринять корректирующие действия в соответствии с планом. Для каждого элемента плана следует предусмотреть соответствующую процедуру регистрации и ведения документации.

Всю документацию, относящуюся к выявлению ККТ и определению критических пределов, данные, использованные для определения критических пределов, а также протоколы следует собрать вместе, систематизировать и хранить у руководителя группы внедрения или у специально назначенного сотрудника. Предполагаются видоизменения проекта, в частности, расширение цели и задач, увеличение количества этапов с целью поиска и привлечения других источников финансирования (например, формирование программы под социальный заказ работодателей).

Проектом предусмотрено составление графика Ганта (рисунок), в котором происходит привязка этапов проекта, его разделов к временным интервалам, учитывается баланс сроков исполнения отдельных этапов проекта.

Ид. о Название задачи Длительность Нам ало Осоннание Предшествен Затраты

1 Разработка магистерской п рограммы "Уп равле 68 дней Чт 31.06.12 Пн 0309.12 47 20Q0Üp.

2 выб ср наг равл ения подготовки п о Ф ГОС 1 день Чт 31.05.12 Чт 31.05.12 1 600. Оф.

3 ш подбф команды для написания программы 2дней Пт 01.06.12 Пн 04.0612 3200. Оф.

4 распределение обязанностей 1 день Пт 01.06.12 Пт 01.0612 1 600. Оф.

5 разраОоткаУП 4 дней Ср 0G.0G.12 Пн 11.06.12 4 1 еоцоор.

6 написаниеУП 2дней Ср 06.06.12 Чт 07.03.12 1 600. Оф.

7 согласование 2дней Пт 08.06.12 Пн 11.0612 6 0.00р.

8 РазраВоткаунебныхгрогрвмм вооответсп 16 дней ПН 11.06.12 Пн 0207.12 1360Q00PL

9 Распределение тем меляупреподавзтеп 1 день Пн 11.06.12 Пн 11.0612 1 600. Оф.

10 а Подгогсвка слунебныхзагисок для разре 2дней Пн 11 06.12 Вт 1203.12 1 600. Оф.

11 ез Предоставл ение раб смих программ Здней Пн 18.06.12 Пн 25.0612 10 4 800. Оф.

12 а Подгогсвка внутренних и внешни* рецензи 5дней Вт 2606.12 Пн 02.07.12 11 4 000. Оф.

13 а угвервдение на заседании кафедры 1 день Пт 29.06.12 Пт 29.0612 1 600. Оф.

14 угвервд ение на Сов ere факультета 1 день Пн 02.07.12 Пн 02.07.12 13 0.00р.

15 а Составление сметы на группу 1 день Ср 04.07.12 Ср 04.07.12 800. Оф.

16 ея Реклама 2дней Вт СВ. 07 .12 Ср 04.07.12 8 1 600. Оф.

17 ез Набср слушателей 20 дней Чт 05.07.12 Ср 01.0812 16 16 000.00р.

18 а Составление расписания 2дней Ср01.08.12 Чт 02. СВ.12 5 1 600 Оф.

19 Подбф преподаваг ел ей дл я чтения 2дней Пт 03.08.12 Пн 03.08.12 18 3200. Оф.

20 Согласование расписания с преподавателя ми Здней Вт 07.08.12 Чт OS. СВ.12 19 2 400, Оф.

21 а Запуск проента 1 день Пн 03.09.12 Пн 03.09.12 0.00р.

й'12

С | Ч | П | С | В~[

Рис. График Ганта

График представляет собой изображение задач в виде отрезков на шкале времени, графическое изображение и последовательность всех видов деятельности, компонентов и зависимых переменных проекта.

На графике по горизонтали размещена шкала времени, а по вертикали -список задач в виде отрезков, при этом длина отрезков, обозначающих задачи, пропорциональна длительности задач.

График Ганта позволяет визуально оценить последовательность задач, их относительную длительность и протяженность проекта в целом, сравнить планируемый и реальный ход выполнения задач, провести анализ выполнения проекта.

Результатом проектирования является разработанный и реализованный проект, т. е. магистерская программа «Формирование и развитие персонала», подготовленная для группы студентов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, начинающих обучение в феврале 2013 г.

Результат исследования имеет практическую направленность и может быть использован в проектировании учебных программ в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения по различным дисциплинам магистратуры.

Список литературы

1. Брагин Л. А., Шубенкова Е. В. Исследовательская деятельность студентов - основа подготовки молодых ученых Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 2 (44).

2. Гультяев А. Microsoft Office Project Professional 2007. Управление проектами : практическое пособие. - СПб. : Корона-Принт, 2011.

3. Зуев В. М. Непрерывное профессиональное образование: современная концепция // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 4 (46).

4. Куперштейн В. И. Microsoft Project 2010 в управлении проектами. Самоучитель (+CD-ROM). - СПб. : БХВ-Петербург, 2011.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов». - URL: http://portal.iv-edu.ru/dep/mouofurmn/commondocs/ФГОС/normativnaya_baza/ postanovlenie_142_ot_24-02-2009.pdf

6. Текст Болонской декларации. - URL: http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ ovs/bologna.html

7. Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО третьего поколения. - URL: htt://www.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.