Научная статья на тему 'Разработка научно-методических рекомендаций по организации транспортного обслуживания маломобильных групп населения в крупных городах'

Разработка научно-методических рекомендаций по организации транспортного обслуживания маломобильных групп населения в крупных городах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
422
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сафронов Кирилл Эдуардович

Рассматриваются проблемы организации транспортного обслуживания маломобильных групп населения с целью обеспечения доступности объектов социального и культурно-бытового назначения в крупных городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка научно-методических рекомендаций по организации транспортного обслуживания маломобильных групп населения в крупных городах»

обеспечивают достаточной виброзащищенности оператора при совместном вибрационном и ударном воздействиях.

Библиографический список

1. Снижение динамических воздействий на оператора автогрейдера на базе трактора ЗТМ-82: Монография /П.А. Корчагин, А.И. Степанов. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2003. - 85 с.

2. Снижение динамических воздействий на одноковшовый экскаватор: Монография / В.С. Щербаков, П.А. Корчагин. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2000. - 147 с.

3. Беляев В.В. Математическая модель поверхности грунта, обрабатываемой автогрейдером / В.В. Беляев // Строительные и дорожные маши-ны.-2006.- №8.-С.18-21.

Reduction of vibrating danger of a workplace of the operator motor grader on the basis of a tractor ЗТМ-82

P.A. Korchagin, I.A. Chakurin

In clause the design of a suspension bracket of a cabin motor grader is considered on the basis of a tractor ЗТМ-82. During researches the rational meanings of parameters of a suspension bracket of a cabin ensuring meanings, estab-

lished by sanitary norms, vibration speed on a workplace of the operator were determined. The theoretical tests which have been carried out on mathematical model have shown, that vibrating protection of system with the linear static characteristic do not provide sufficient protection of the operator at joint vibrating and shock influence.

Корчагин Павел Александрович - канд техн. наук, доцент, начальник учебно-методического управления Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - защита оператора строительных и дорожных машин от динамических воздействий. Имеет более 30 опубликованных работ. e-mail: korchagin_pa@sibadi.org

Чакурин Иван Алексеевич - канд техн. наук, помощник проректора по стратегическому развитию Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - виброзащита оператора строительных и дорожных машин. Имеет 8 опубликованных работ. e-mail: Chakurin@list.ru

Статья поступила 19.11.2008 г.

УДК 338.49, 656.1

РАЗРАБОТКА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ

К.Э. Сафронов, канд. техн. наук, доц.

Аннотация. Рассматриваются проблемы организации транспортного обслуживания маломобильных групп населения с целью обеспечения доступности объектов социального и культурно-бытового назначения в крупных городах.

Ключевые слова: безбарьерная среда, транспортное обслуживание маломобильных групп населения.

Введение

В мире, по данным ООН, люди с ограниченными возможностями составляют порядка 10% населения и их число продолжает расти. Основные причины инвалидности - старение населения, низкий уровень развития отдельных стран, невысокое качество и недоступность общественного здравоохранения, проблемы экологии, техногенные катастрофы, производственный травматизм, дорожно-транспортные происшествия. Демографические исследования показывают, что возрастной состав населения изменяется в

сторону увеличения пропорции пожилых людей в обществе.

Численность населения Омской области в

2007 г. составила 2018 тыс. человек, в т.ч. в г. Омске и в городах области проживает 1397 тыс. и в сельской местности 620 тыс. человек. Численность людей с ограниченными возможностями при этом оценивается в 109 тыс. человек всего, в т.ч. в Омске - 61,5 тыс. и в сельской местности 47 тыс. человек, это 5 %, 4 % и 8% соответственно. Проведенный в г. Омске в 2005 г. опрос инвалидов-колясочников показал,

что более 30% из них имеют среднеспециальное и высшее образование. Это говорит о высокой доле образованных людей и грамотных специалистов. Люди, находящиеся в трудоспособном возрасте и не имеющие ограничений к труду готовы работать, если им будут созданы необходимые условия.

Обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в рамках реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод предусмотрено Конституцией РФ, федеральными законами и нормативными документами, а также нормами международного права. Однако их реализация проходит медленными темпами.

Разработка рекомендаций

При организации транспортного обслуживания возникают проблемы, связанные с состоянием транспортной инфраструктуры, недостаточным финансированием, низким качеством строительства, отсутствием опыта формирования безбарьерной среды, низкой долей приспособленного для перевозки маломобильных граждан транспорта, несовершенством системы управления перевозками, отсутствием методики оценки эффективности интеграции инвалидов в общество.

В настоящее время в СибАДИ накоплен определенный теоретический, статистический и практический материал, базирующийся на проделанной научно-исследовательской работе [1]. В частности, был реализован госконтракт «Разработка схемы прохождения специализированного автобусного маршрута и приспособление остановочных пунктов для инвалидов и маломобильных групп населения в г. Омске на 2004-

2008 гг.». В настоящее время идет работа над программой развития улично-дорожной сети (УДС) г. Сургута, где проблемам доступности уделено особое внимание.

С целью распространения данного опыта на территории России в рамках федерального гранта разработаны «Научно-методические рекомендации по организации транспортного обслуживания маломобильных групп населения в крупных городах». В рекомендациях рассматриваются проблемы организации транспортного обслуживания инвалидов и маломобильных групп населения, доступности объектов социального и культурно-бытового назначения в крупных городах. Приводится обзор современной нормативно-методической и законодательной базы в области градостроительства и социальной защиты населения. Приводятся примеры организации транспортного обслуживания в г. Омске и за рубежом. Предлагается методика оценки эффективности создания доступной

транспортной инфраструктуры. Структура рекомендаций включает следующие разделы:

Нормативные ссылки.

Предисловие.

1. Программный подход к созданию доступной среды.

2. Законодательные документы по безба-рьерной среде.

3. Обзор нормативов доступности путей следования.

4. Организация транспортного обслуживания людей с ограниченными возможностями.

5. Эффективность организации транспортного обслуживания людей с ограниченными возможностями.

Приложения.

Особое внимание уделено программному подходу к созданию доступной среды в городах. Учитывая масштабность задач по формированию безбарьерной среды, они должны решаться с помощью системы программных мероприятий, состоящих из следующих направлений:

- совершенствование государственной системы управления процессом создания доступной городской среды;

- совершенствование законодательной и нормативной базы по созданию доступной городской среды;

- разработка нового универсального подвижного состава для перевозки маломобильных групп населения;

- совершенствование контрольнонадзорной деятельности в области создания доступной городской среды;

- НИОКР с целью более эффективного использования выделенных для этих целей ресурсов.

В приведенном обзоре нормативов доступности путей следования даны уточнения, которые появились благодаря проведенным научным исследованиям и могут со временем войти в систему строительных регламентов. Адаптирована к нашим условиям канадская методика проведения аудита доступности городской среды. После утверждения в Министерстве труда и социального развития Омской области перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в г. Омске начал осуществляться контроль за соблюдением законодательства о доступности. В 2008 г. в Омске был впервые проведен аудит 200 объектов социального обслуживания.

Организация транспортного обслуживания инвалидов требует научного обоснования. По

инициативе СибАДИ и Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) в августе 2008 г. в Омске закуплено сто низкопольных автобусов. Все они распределены на актуальные для инвалидов маршруты с помощью проведенного социологического обследования. Подготовлена к печати и издана в типографии «Карта объектов социальной инфраструктуры г. Омска, доступных для маломобильных групп населения» тиражом 540 экземпляров, которая бесплатно распространена среди членов ВОИ и размещена на сайте www.voi.omsk.su. Туда же вошел картографический и фотоматериал обследований, даны адреса и телефоны необходимых для инвалидов служб, график движения низкопольных автобусов на городских маршрутах в будние и воскресные дни. Сформирована библиотека специальной литературы из нормативных и других профильных материалов по доступной среде.

В Транспортной стратегии России до 2030 г. заложены мероприятия по обновлению и модернизации парка пассажирских автотранспортных средств, направленные на улучшение их эксплуатационных показателей, уровня безопасности, условий перевозок пассажиров и доступности для маломобильных граждан. Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных граждан, будет обеспечена к 2010 г. на 8 %, к 2015 -25%, к 2020 - 55%, а к 2030 на 90%. На эти показатели необходимо ориентироваться при развитии систем городского пассажирского транспорта (ГПТ).

Рост числа людей с ограниченными возможностями ведет к увеличению расходов бюджета, социальных фондов и системы здравоохранения с одновременным сокращением налоговых поступлений. Государство заинтересовано в снижении числа инвалидов и вовлечении их в трудовой процесс. Этого можно добиться различными путями: предотвращая инвалидность, осуществляя реабилитацию инвалидов и способствуя их социальной интеграции. Решение этих вопросов в значительной мере зависит от состояния транспортной инфраструктуры городов и ее доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных граждан. Эффективность при этом складывается из следующих факторов [2]:

- снижения расходов бюджета на социальные выплаты лицам с ограниченными воз-

можностями здоровья, получившим возможность трудиться;

- налоговых поступлений трудоустроенных граждан;

- роста валового регионального продукта;

- увеличения продолжительности и улучшения качества жизни;

- повышения БДД;

- снижения травматизма и т.д.

Заключение

Создание доступной транспортной инфраструктуры позволит поднять качество жизни в наших городах до действующих стандартов. «Научно-методические рекомендации по организации транспортного обслуживания маломобильных групп населения в крупных городах» планируется направить в региональные структуры для прохождения необходимых процедур согласования и опубликовать.

Библиографический список

1. Сафронов К.Э. Проблема современных городов - доступность транспортной инфраструктуры // Вопросы планировки и застройки городов. Материалы XV Международной науч.-практ. конф. / Под ред. проф. Ю.В. Круглова, доц. В.С. Глухова - Пенза: ПГУАС, 2008. - С. 46-49.

2. Сафронов К.Э. Оценка эффективности создания доступной транспортной инфраструктуры городов // Всероссийский экономический журнал «ЭКО». № 7. - Новосибирск. Изд-во «Наука», 2008. - С. 156-168.

Development the scientific-methodical recommendations for organization of transport service of inactive groups of the population in large cities

K. Safronov

The problems of transport service organization inactive groups of the population are considered with the purpose of objects availability maintenance for social and cultural-household purpose in large cities.

Сафронов Кирилл Эдуардович - канд. техн. наук, доцент кафедры «Городское строительство и хозяйство» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - транспортные системы городов и регионов, организация транспортного обслуживания инвалидов. Имеет 45 опубликованных работ. e-mail: transistem@rambler.ru

Статья поступила 18.11.2008 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.