Научная статья на тему 'Разработка направлений регулирования транзитивной экономики как базис устойчивого роста'

Разработка направлений регулирования транзитивной экономики как базис устойчивого роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко И.В., Поддубная М.Н.

Решение задачи выхода национальной транзитивной экономики на устойчивые темпы экономического роста может быть успешным лишь при проведении комплексных структурных реформ экономики на основе развития новых предприятий и технологий, улучшения инвестиционного климата на уровне страны и регионов за счет внутренних возможностей экономики, а также при коренном изменении государственной финансовой политики с учетом взаимодействия с мировым сообществом, выравнивании диспропорциональных тенденций. Комплексный подход к разработке наиболее приемлемых вариантов решения задач государственного регулирования экономики России с учетом мирового опыта и специфики страны, регулирующего воздействия государства на общественный и частный секторы может стать основой разработки стратегии экономического развития и удвоения ВВП. Исходя из этого, обеспечение устойчивых темпов роста экономики является для любой страны, в том числе и для России, одной из важнейших задач ее развития. В основу экономической политики государства должно быть положено гибкое сочетание административных и экономических рычагов регулирования, способствующих эффективности рыночной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка направлений регулирования транзитивной экономики как базис устойчивого роста»

РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК БАЗИС УСТОЙЧИВОГО РОСТА

И.В. ШЕВЧЕНКО,

доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики М.Н. ПОДДУБНАЯ,

преподаватель кафедры мировой экономики Кубанский государственный университет

Решение задачи выхода национальной транзитивной экономики на устойчивые темпы экономического роста может быть успешным лишь при условии проведения комплексных структурных реформ экономики на основе развития новых предприятий и технологий, улучшения инвестиционного климата на уровне страны и регионов за счет внутренних возможностей экономики, а также при коренном изменении государственной финансовой политики с учетом взаимодействия с мировым сообществом, выравнивании диспропорциональных тенденций.

Комплексный подход к разработке наиболее приемлемых вариантов решения задач государственного регулирования экономики России с учетом мирового опыта и специфики страны, регулирующего воздействия государства на общественный и частный секторы, может стать основой разработки стратегии экономического развития и удвоения ВВП. Исходя из этого, обеспечение устойчивых темпов роста экономики является для России одной из важнейших задач ее развития. В основу экономической политики государства должно быть положено гибкое сочетание административных и экономических рычагов регулирования, способствующих эффективности рыночной экономике.

Именно этим объясняется корректировка курса реформ на создание социально ориентированной экономики с усилением регулирующей роли государства. Одним из важнейших направлений регулирующего воздействия является разработка принципиально нового финансово-кредитного механизма и системы стимулирования инвестиционных процессов в экономике. При-

20 -

оритетами государственной инвестиционной политики в этих условиях должны стать коренная модернизация производства и структурная перестройка экономики в пользу третичного сектора, ускоренное развитие «новой экономики», прежде всего — инновационных и информационных технологий, формирование нового технологического облика национального хозяйства.

Развитие экономики России в последние годы происходило под влиянием факторов, сформировавшихся в период кризиса 1998 г. или непосредственно после него и связанных прежде всего с ликвидацией ряда накопившихся в докризисный период диспропорций. Эти факторы способствовали ускоренному посткризисному восстановлению экономики.

Их действие в восстановительный период прошло три этапа, различающихся по характеру развития, силе и соотношению факторов их определяющих.

На первом этапе низкий реальный курс рубля в сочетании с умеренно низкими тарифами на услуги естественных монополий и динамикой заработной платы определили низкие издержки производства в основных отраслях и способствовали масштабному развитию импортозамещения, перераспределению финансовых ресурсов экономики от населения и государства в пользу реального сектора, росту прибыли отраслей и инвестиций.

Позитивное воздействие на стабилизацию экономики оказали также благоприятная ситуация на внешнеэкономических рынках, улучшение социально-политической ситуации в стране после президентских выборов, заметное упорядочение го-

сударственных финансов в результате обеспечения первичного профицита государственного бюджета, повышение финансовой дисциплины, вытеснение неплатежей и увеличение доли денежных расчетов, снижение налоговой нагрузки.

На втором этапе высокие темпы поддерживались ростом инвестиций и расширением экспорта, по мере роста реальных доходов возрастает потребительский спрос населения, одновременно расширяются и качественно изменяются потребительские предпочтения. Отечественная промышленность, во многом по объективным причинам, не смогла адекватно ответить на расширение конечного спроса. Рост розничного товарооборота в этот период все больше обеспечивается ресурсами импорта.

Укрепление рубля и ускоряющийся рост импорта приостанавливают импортозамещение, выявив недостаточную конкурентоспособность российской промышленности.

Отличительной чертой современной экономической ситуации (третий этап) является то, что экономическое развитие России происходит сегодня в условиях замещения внешнеэкономических источников роста внутренними.

В период смены факторов роста экономика оказывается наиболее чувствительна к воздействию таких мер, влияние которых на экономику оказывает достаточно быстро.

Сочетание динамики реального курса рубля, тарифов естественных монополий, роста доходов населения и динамики бюджетных расходов оказывает определяющее влияние на темпы инфляции и экономический рост в краткосрочной перспективе. Важно определить именно оптимальное сочетание мер указанных направлений, поскольку возможности (пределы) воздействия или управления каждым из них в отдельности достаточно ограничены, а несогласованное осуществление мер может привести к нежелательным последствиям.

Меры по увеличению денежных доходов населения (тарифное регулирование заработной платы, повышение пенсий) необходимо согласовывать с прогнозируемой на этот период динамикой ряда макроэкономических параметров: рост производства, инфляция, динамика реального обменного курса рубля, рост импорта, изменение импортных цен, а также тарифов на услуги ЖКХ.

Конкретное сочетание мер экономической политики определяется условиями реализации того или иного сценария, прежде всего, динамикой мировых цен на нефть. В этих условиях необходимо оценить особенности сочетания применяемых

в том или ином варианте мер экономической политики.

В условиях высоких цен на нефть прогнозируется масштабное накопление золотовалютных резервов Центрального Банка РФ. Возможности сдерживания роста реального курса рубля в этом случае ограничены. Рост конкурирующего импорта неизбежен, и в качестве инструментов выступают ограничительные меры таможенно-тарифной политики, увеличение финансового резерва Правительства РФ в целях снижения долгового бремени Российской Федерации, сдерживание роста денежной массы и т.п.

При реализации сценария низких цен, накопление золотовалютных резервов меньше, и появляется возможность не только сдерживания, но и плавного понижения реального курса рубля, что благотворно повлияет на процессы импортоза-мещения. Однако инфляционное давление растущего доллара и недостаток одновременно доходов экспортеров и государственного бюджета приводят к необходимости реализации рационального сочетания мер по снижению экспортных пошлин, сдерживанию тарифов естественных монополий, корректировки инвестиционных программ монополий и других антиинфляционных мер.

В условиях падения мировых цен на нефть опережающая по сравнению с инфляцией динамика цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий вызывает ускоренный рост затрат в экспортоориентированных отраслях, так как прямые затраты на продукцию и услуги естественных монополий составляют в себестоимости данных отраслей от 15 до 35%.

Как и опережающий рост цен на услуги естественных монополий, рост реальной заработной платы также увеличивает издержки предприятий и снижает их финансовые возможности по развитию производства. Рост издержек уже обусловил снижение рентабельности отраслей промышленности, ориентированных на внутренний рынок, примерно в два раза по сравнению с 1999 г.

Для того чтобы рост оплаты труда стал источником стабильного промышленного подъема, необходимы два условия.

Во-первых, масштабная модернизация основного капитала, как непременное условие роста производительности труда.

Во-вторых, рост конкурентоспособности потребительских отраслей на внутреннем рынке. При этом для решения проблем импортозамещения необходим не простой рост инвестиций в целом, что подтверждается его динамикой, а прежде всего

- 21

рост инвестиций в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Это, в свою очередь, требует перелива капитала из экспортоориентированного сектора в обрабатывающую промышленность. Пока этот процесс так и не удалось активизировать. В случае его активизации потенциал возможного роста"оценивается в 10% ВВП.

В настоящее время повышение оплаты труда становится ненадежной основой для экономического подъема. Оно снижает инвестиционные возможности трудоемких отраслей, а также стимулирует расширение конкурирующего потребительского импорта.

Наряду с обеспечением макроэкономической стабильности в предстоящий периоддолжны быть активизированы среднесрочные факторы экономического роста.

Проводимые реформы оказывают положительное влияние на экономический рост, создавая, необходимые условия для формирования современных рыночных институтов. Но институциональные реформы различаются горизонтом действия. Так, наибольший временной лаг имеют реформы, направленные на инвестиции в человеческий фактор - это реформы образования, пенсионной системы, здравоохранения, социальной защиты населения. Их влияние на экономический рост нарастает постепенно, по ходу проведения преобразований. По прогнозам, существенное влияние на развитие экономики страны они будут оказывать, начиная с 2007-2009 гг.

Более быструю отдачу можно ожидать от других институциональных преобразований, направленных на модернизацию экономики (земельная реформа, реформа банковского сектора, дебюрократизация экономики, вступление в ВТО и т.д.). Реформы этого блока оказывают существенное влияние на рост экономики в 2005 г. и будут оказывать в 2006 г.

Ощутимое влияние на экономику оказывает реформа налоговой системы. При этом в разные временные периоды ее воздействие на различные макроэкономические показатели меняется (повышение расходов на администрирование и снижение доходов бюджета на первом этапе, снижение налогового бремени и расходов на администрирование — на втором, рост доходов бюджета и снижение налогового бремени для предприятий — на последующих этапах). В целом же налоговые инициативы начали оказывать ощутимое влияние на экономический рост уже в 2002 г. В 2004 г. это влияние усилилось.

Вступление России в ВТО с точки зрения экономического роста открывает стране доступ

22 -

к более дешевому импортному сырью и комплектующим, финансовым, коммуникационным, транспортным и другим услугам, предоставляет защиту российским экспортерам на внешних рынках, поскольку одна из главных функций ВТО - отслеживание «одних и тех же правил игры» для всех членов организации. ВТО дает инструменты ведения торговых споров и преодоления торговых коллизий.

Этот акт не будет сопровождаться шоковым снижением импортных барьеров и массированным ростом импорта, не следует ожидать и существенного отрицательного воздействия на отдельные отрасли российской промышленности. Что касается роста производительности труда и повышения в целом уровня национальной конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, то, скорее всего, они будут одним из важнейших результатов вступления страны в ВТО.

В этой связи главный вопрос состоит в том, чтобы присоединение страны к ВТО положительно сказалось на выборе правильной долгосрочной стратегии структурных реформ. Важной составляющей внешних условий развития России на перспективу является решение вопроса формирования единой энергетической и сетевой инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, развитие международных систем передачи электроэнергии, недискриминационный транзит энергоносителей. В этот период особую значимость приобретут вопросы проведения экспансионистской экспортной политики и продвижения отечественной продукции на внешние рынки.

Одним из основных направлений формирования новой модели экономического роста является переориентация значительной части финансовых ресурсов из сырьевых отраслей в обрабатывающие секторы экономики, на развитие «новой» экономики, базирующейся на инновациях и знаниях, на формирование конкурентоспособных нематериальных активов, интеллектуального капитала. Решение этой задачи потребует создания эффективного частного финансового сектора, способного привлекать финансовые ресурсы на мировом рынке, удовлетворять спрос на заемные средства со стороны быстрорастущих секторов экономки, эффективно обслуживать финансовые транзакции на рынках капитала, резко снизить издержки компаний, связанные с выходом на финансовые рынки.

Основной проблемой современного российского финансового рынка является его неспособность обеспечить ресурсами потребности реального

сектора в инвестициях. Необходимая предпосылка формирования адекватного уровня ликвидности и конкурентности рынка - его емкость. Она характеризуется способностью рынка мобилизовать значительные объемы свободного капитала и оперировать ими. Речь идет о разнообразии механизмов финансирования и инвестирования, а также услуг, предоставляемых инвесторам профессиональными участниками рынка.

В 2000-2003 гг. в России действовали две разные модели экономического роста. Первая основывалась на замещении импортных товаров отечественными, вторая — на всемерном росте экспорта. Отчетные данные показывают, что обе эти модели свою задачу выполнили. Однако начавшаяся мировая экономическая рецессия снова ставит экономику России в непростое положение. И теперь требуется найти какую-то новую модель хозяйственного поведения, поскольку те, что применялись ранее, себя исчерпали.

Как показывает накопленный опыт, механизм действия моделей хозяйственного поведения в России, в том числе и двух предыдущих, работает не во всей экономике, а только в определенных группах отраслей, поскольку учитывает интересы отдельных, причем очень разных, частей хозяйственного организма. Поэтому основная проблема сейчас состоит как раз в выборе группы отраслей реального сектора, на которую будет воздействовать новая модель.

Реальный сектор экономики России можно условно разделить на две группы отраслей. Первая - это отрасли, производящие товары конечного потребления для поставок на внутренний рынок, а вторая — экспортно-сырьевые отрасли. Разумеется, есть и исключения из такого «разделения труда»: многие виды продукции производятся как для внешнего, так и для внутреннего рынков.

Модель импортозамещения, используемая в конце 1998-1999 гг., основывалась на стимулировании отраслей, производящих конечный продукт для внутреннего потребления. С 2000 г. экономический рост и используемая модель экономической политики относились большей частью к экспортно-сырьевому сектору.

Поскольку имевший место два последних года хозяйственный подъем был в значительной степени связан с положительной динамикой мировых рынков, то теперь, когда мировая экономика перешла в стадию рецессии и позитивная внешнеторговая конъюнктура сменилась на негативную, экономический рост не может больше продолжаться за счет наращивания производства в экспортно-

сырьевом секторе. Именно поэтому и возникла необходимость смены модели экономического роста.

Кроме того, совершенно очевидно, что в новых экономических условиях полностью потеряли актуальность следующие вопросы: что делать со слишком большой валютной выручкой, как лучше использовать большие остатки на бюджетных счетах для стерилизации денежной массы, как избежать угрозы внутреннему производству от роста реального курса рубля и др. Все это осталось в прошлом, а значит, об этом можно спокойно забыть.

На рост экспорта, безусловно, рассчитывать больше не приходится. Его размеры надежно ограничены - или низкими ценами из-за рецессии мировых рынков, или картельными соглашениями, вызванными теми же низкими ценами. Более того, размер экспорта будет, по всей видимости, даже снижаться. Во всяком случае, про экспорт нефти это теперь можно сказать почти наверняка. В то же время надо иметь в виду, что ставка на рост экспортно-сырьевого сектора не приносит ничего хорошего обрабатывающему сектору. Высокие цены на исходные сырье и материалы делают производство нерентабельным, а рост импорта, пусть и небольшой, начинает затруднять сбыт. Статистические данные о производстве продукции в натуральном выражении наглядно это подтверждают. Те группы, которые идут на экспорт или относятся к сфере услуг (в том числе жилищное строительство), дают некоторый рост, но в то же время производство товаров для внутреннего потребления практически не растет.

Итак, экспортоориентированная модель экономического роста далеко не так хороша, как говорят ее апологеты — рост сырьевого экспорта хотя и приносит большие валютные доходы, но при этом блокирует развитие обрабатывающих отраслей. А рост мировых цен на сырье съедает всю прибыль отраслей, работающих на внутренний рынок, сужая их инвестиционные возможности.

Политика импортозамещения сейчас также бесперспективна, даже несмотря на благоприятные внешние условия (низкие экспортные цены, по- прежнему большой внешний валютный долг) поскольку все факторы, которые действовали с сентября 1998 г., и использование которых позволило существенно увеличить выпуск продукции, сейчас отсутствуют.

В наиболее общем плане основные обсуждаемые сегодня модели экономического роста для России можно сформулировать следующим образом.

- 23

1. Рост через девальвацию рубля. Сторонниками ее выступают экспортеры, наращивающие таким образом рублевую прибыль; предприятия, чьи товары конкурируют на внутреннем рынке с импортными; бюджет, получающий большие налоговые поступления.

2. Рост через формирование рыночных институтов и инфраструктуры, подразумевающий в т.ч. активизацию предпринимательского потенциала населения (В. May, Г. Греф).

3. Рост через наращивание инвестиций (С. Глазьев).

4. Рост через традиционную промышленную политику, селективную поддержку отраслей, протекционистские меры (частично С. Глазьев). Проанализировав опыт государственного

участия в формировании устойчивого роста экономики, авторы выявили, что основные тенденции при формировании моделей экономического роста можно свести к двум основным - модели «импор-товытеснения» и «глобальной технологической интеграции».

Дискуссия об альтернативных стратегиях денежно-кредитной политики бессодержательна вне контекста той или иной модели экономического роста. Сегодня проблема выбора такой модели вновь обострилась — поскольку резервы роста, действовавшие в 1999-2001 гг., в значительной мере исчерпаны.

Учитывая современное развитие экономики России наиболее целесообразной, сточки зрения авторов, является модель, в которой был бы представлен симбиоз моделей «импортовытеснения» и «глобальной технологической интеграции».

Новая модель должна характеризоваться формированием существенной части валового внутреннего продукта за счет научных и инновационных услуг, высокими темпами обновления активной части основных производственных фондов на базе прогрессивных типов машин и оборудования, включая передовые технологии

производства, распределения, хранения и преобразования топливно-энергетических и других видов природных ресурсов. Это должна быть внешнеориентированная модель осуществления структурных сдвигов на основе импортозамещения. Точками роста экономики в новой модели должны быть определены, во-первых, повышение инновационной составляющей; во-вторых, активизация инвестиционной деятельности; в-третьих развитие человеческого потенциала.

Ключевыми направлениями государственного воздействия при этом предлагается сделать:

1) активизацию инновационной деятельности;

2) структурные трансформации;

3) стимулирование инвестиций;

4) развитие инфраструктуры;

5) стимулирование малого предпринимательства;

6) налоговую реформу и совершенствование межбюджетных отношений.

Динамичное наращивание экспорта, ослабив зависимость производства от динамики внутреннего потребления, позволило существенно увеличить сбережения и, соответственно, инвестиции. Кроме того, форсированное развитие экспорта на основе его перманентного облагораживания, подтолкнув рост сбережений и расширив доступ к новым технологиям, вмонтированным в импортируемые средства производства, позволило существенно повысить не только норму, но и эффективность капиталовложений, увеличить темпы экономического роста.

В русле устойчивого роста должна реализовы-ваться стратегическая цель развития страны на современном этапе — сделать Россию демократическим, сильным, экономически развитым, конкурентоспособным государством. Только такое государство в условиях глобализации способно обеспечить национальные интересы России в процессе интеграции в мировую экономику, создать достойные условия для жизни людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.