Научная статья на тему 'Внешнеэкономическая повестка: преодоление спада'

Внешнеэкономическая повестка: преодоление спада Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / СПАД / "АЗИАТСКИЙ РАЗВОРОТ" / ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / FOREIGN TRADE RELATIONS / RECESSION / "ASIAN REORIENTATION" / EXPORT PROMOTION / IMPORT SUBSTITUTION / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оболенский Владимир Петрович

В статье оцениваются результаты развития внешнеэкономических связей в осложнившихся условиях, складывавшихся на протяжении последних трех лет. Приводятся оценки процесса переориентации части торговых и инвестиционных потоков с европейского на азиатское направление. Отмечается, что проводимая в жизнь политика поддержки экспорта и осуществления импортозамещения может подтолкнуть экономический рост только при налаживании относительно масштабного производства продукции и услуг, сопоставимых с зарубежными аналогами по критериям цена/качество. Делается вывод, что в нынешних непростых условиях ответом на внешние вызовы может и должна стать согласованная и последовательная работа государства и бизнеса, направленная на преодоление технологического отставания России от ведущих стран, консервирующего сильнейшую зависимость страны от мировой конъюнктуры, на повышение конкурентоспособности отраслей и предприятий за пределами ТЭК и ОПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign trade agenda: overcoming recession

The article estimates the results of the development of foreign trade relations in the complicated conditions during the previous three years. It gives evaluation of the process of reorientation of parts of the trade and investment flows from the European to Asian direction. It states that the policy of export promotion and import substitution can push forward the economic growth only if a large-scale production of goods and services comparable with foreign analogues according to the criteria price/quality has been organized. The author concludes that in the present difficult conditions foreign challenges can and must be addressed through the coordinated and consistent cooperation of the state and business in order to overcome the technological gap between Russia and leading countries, which conserves a very strong dependence of Russia on the world market, and to raise competitiveness of the industries and enterprises outside the scope of the fuel and energy complex and the military-industrial complex.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическая повестка: преодоление спада»

Внешнеэкономическая повестка: преодоление спада

УДК 339.5 ББК 65.428 О-217

В.П. Оболенский,

доктор экономических наук, профессор, Институт экономики РАН - главный научный сотрудник

Аннотация

В статье оцениваются результаты развития внешнеэкономических связей в осложнившихся условиях, складывавшихся на протяжении последних трех лет. Приводятся оценки процесса переориентации части торговых и инвестиционных потоков с европейского на азиатское направление. Отмечается, что проводимая в жизнь политика поддержки экспорта и осуществления импортозамещения может подтолкнуть экономический рост только при налаживании относительно масштабного производства продукции и услуг, сопоставимых с зарубежными аналогами по критериям цена/качество. Делается вывод, что в нынешних непростых условиях ответом на внешние вызовы может и должна стать согласованная и последовательная работа государства и бизнеса, направленная на преодоление технологического отставания России от ведущих стран, консервирующего сильнейшую зависимость страны от мировой конъюнктуры, на повышение конкурентоспособности отраслей и предприятий за пределами ТЭК и ОПК.

Ключевые слова: внешнеэкономические связи, спад, «азиатский разворот», поддержка экспорта, импортозамещение, конкурентоспособность.

Foreign trade agenda: overcoming recession

V.P. Obolenskiy,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Institute of Economics RAS - Principial Researcher

The article estimates the results of the development of foreign trade relations in the complicated conditions during the previous three years. It gives evaluation of the process of reorientation of parts of the trade and investment flows from the European to Asian direction. It states that the policy of export promotion and import substitution can push forward the economic growth only if a large-scale production of goods and services comparable with foreign analogues according to the criteria price/quality has been organized. The author concludes that in the present difficult conditions foreign challenges can and must be addressed through the coordinated and consistent cooperation of the state and business in order to overcome the technological gap between Russia and leading countries, which conserves a very strong dependence of Russia on the world market, and to raise competitiveness of the industries and enterprises outside the scope of the fuel and energy complex and the military-industrial complex.

Keywords: foreign trade relations, recession, "Asian reorientation", export promotion, import substitution, competitiveness.

5 - 2017 Российский внешнеэкономический вестник I I

Abstract

В последние три года внешнеэкономические связи (ВЭС) испытывали глубочайший спад, подобного которому не было за все время существования России как самостоятельного государства. Экспорт и импорт товаров и услуг в 2016 г. сократились по сравнению с пиковыми значениями 2013 г. на 44%, приток в Россию прямых иностранных инвестиций - на 52, российских прямых инвестиций за рубеж - на 74%. Поступление в страну прочих зарубежных инвестиций (ссуды и займы) прекратилось, начался их вывод из России. То же самое происходило с прочими российскими инвестициями за границу.1 В этих условиях чистый вывоз капитала частным сектором в 2014-2016 гг., включая погашение ранее привлеченных кредитов, составил почти 230 млрд долл.

Вклад внешнего фактора в сохранение финансовой стабильности стал отрицательным, уменьшилось его позитивное воздействие на развитие экономики. Экспорт в меньшей мере, чем ранее, позволяет поддерживать уровень производства, занятости, заработной платы, доходов предприятий и населения, импорт теряет свое значение в качестве инструмента сбалансирования спроса и предложения на внутреннем рынке и обновления технологической базы отечественных предприятий. Спад во внешнеэкономических связях сдерживает экономический рост, негативно сказывается на всех без исключения секторах экономики, всех видах экономической деятельности, включая и те из них, которые никак не участвуют во внешнеэкономических операциях.

Основная причина кризиса ВЭС - резкое ухудшение внешних условий, обусловленное падением мировых цен на нефть и другие сырьевые товары, а также «войной санкций». Запад закрыл для крупных отечественных корпораций и банков доступ к заемным «длинным» деньгам», с помощью которых они осуществляли рефинансирование задолженности, что вкупе с заметным сокращением экспортной выручки привело к серьезнейшей девальвации рубля. В ответ на это Россия ввела запрет на импорт продовольствия из стран-санкционеров.

Вместе с тем, не последнюю роль в возникновении кризиса сыграло отсутствие прогресса в трансформации отечественной модели экономического роста, отходе от абсолютного доминирования традиционной для России топливно-сырьевой внешнеэкономической специализации. Очевидно, что уроки предыдущих кризисов ВЭС, имевших место в 1998-1999 и 2009 гг., государственными органами по существу не усвоены. Задачи обеспечения ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии, наноиндустрия), а также достижения глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, АПК

1 Платежный баланс Российской Федерации за 2013-2016 гг.//Официальный сайт ЦБ России - www.cbr.ru; расчеты автора

^ 20

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2017

и сферы услуг, поставленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г., решаются неудовлетворительно. Складывается впечатление, что различные программы, ставящие целью снижение рисков возникновения подобных кризисов в будущем, включая программу повышения конкурентоспособности российской промышленности, пишутся «под копирку», выглядят зачастую как имитация реальных действий. В результате по доле готовой продукции в общем объеме товарного экспорта Россия по-прежнему заметно уступает как развитым странам-экспортерам природных ресурсов, так и ведущим развивающимся странам. На протяжении 2010-2015 гг. у России этот показатель составлял 19-21%, тогда как у Канады - 45, Великобритании - 69, Китая - 94, Мексики - 78, Индии - 62, Бразилии - 33%.2 На мировых рынках Россия продолжает выступать в качестве поставщика главным образом топлива и сырья, что предопределяет крайнюю уязвимость ее экономики к снижению мировых цен на них.

В течение трех последних лет в экономических отношениях с зарубежными странами реализуется триединый курс на переориентацию части торговых и инвестиционных потоков с европейского на азиатское направление, поддержку экспорта и импортозамещение. Он, однако, не приносит ожидаемых результатов. Доля азиатских стран во внешней торговле России растет, но это чисто статистический эффект: обеспечивает рост не расширение масштабов торговли с Азией, а сокращение товарооборота с другими странами, в первую очередь с ЕС, которое азиатские партнеры компенсировать не могут. Время показало, что у «азиатского разворота» есть очевидные минусы. Он может в какой-то мере восполнить потерю поставок из Европы и США некоторых продовольственных и массовых промышленных товаров, но в качестве поставщиков современного высокотехнологичного оборудования азиатские страны не способны заменить европейцев и американцев. Практика свидетельствует также, что доступ на азиатские рынки капитала оказывается существенно более сложным, а стоимость кредитов - более высокой, чем на рынках развитых стран. Привлечение с этих рынков несвязанных финансовых кредитов проблематично.3

Предполагается, что в результате ускоренного развития экспорта товаров и услуг Россия до конца третьего десятилетия войдет в первую пятерку мировых экспортеров, осуществив качественные изменения в структуре поставок за рубеж за счет опережающего роста несырьевого экспорта, в первую очередь высокотехнологичных, наукоемких товаров и услуг. В рамках очерченного временного горизонта планируется обеспечить среднегодовые темпы прироста

2 Export of manufactures of selected economies, 2000-2014. International Trade Statistics 2015. WTO/Юфициальный сайт ВТО/www.wto.org. - p. 91

3 Афонцев С.А. Выход из кризиса в условиях санкций: миссия невыполнима? // Вопросы экономики. 2015. № 4. С. 27

5 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

21 Q

несырьевого экспорта России на уровне не менее 6% для несырьевых товаров и 7% - для услуг. Основным инструментом реализации планов развития экспорта должна стать его комплексная поддержка, которая рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений экономической политики правительства.

Бесспорно, что в структуре отечественного экспорта в последнее время наметились некоторые положительные сдвиги - растут доли сельхозпродукции, машин и оборудования. Но они обусловлены в значительной мере снижением удельного веса сырья из-за его удешевления на мировых рынках. Процесс товарной диверсификации экспорта, как представляется, только начинает зарождаться. И проблемы развития отечественного несырьевого экспорта упираются не столько в несовершенство системы его поддержки, сколько в низкую конкурентоспособность продукции большинства обрабатывающих отраслей, прежде всего по критерию качества.

Цель импортозамещения весьма амбициозна - обеспечить импортозамещение в объеме 100 млрд долл. Однако импортозамещение целесообразно тогда, когда собственное производство какого-либо товара обходится дешевле, чем его закупка за рубежом. Импортозамещение любой ценой - это путь к автаркии и отказ от использования преимуществ международного разделения труда. За три прошедших года импорт товаров и услуг уменьшился более чем на 200 млрд долл., но отечественное производство смогло компенсировать его сокращение только по отдельным видам сельхозпродукции (мясо птицы и овощи), да и то в результате применения жестких протекционистских мер. Эти меры, однако, несут и негативные эффекты: сужение ассортимента продуктов питания и рост цен на них на внутреннем рынке. На рынках некоторых промышленных товаров (автотранспортных средств, комплектации для автомобилей, металлов, текстильных изделий, пищевых продуктов) в настоящее время наблюдается рост доли отечественных производителей. Но это нельзя квалифицировать как эффект импортозамещения: регулярные опросы промышленных предприятий показывают, что не менее 60% из них никак не участвуют в импортозамещении в связи с отсутствием российских аналогов оборудования и сырья любого качества.4 Падение доли импортной продукции на российском рынке промышленных товаров - во многом следствие простого вытеснения импорта из товарных ресурсов из-за его удорожания в результате серьезного, временами двукратного обесценения рубля. При дальнейшем осуществлении импортозамещения, базирующегося, как сейчас, на более полной загрузке действующих мощностей, многие из которых устарели морально и физически, возникает риск возврата экономики в недалекое прошлое с его незатейливой формулой - «пусть менее качественное, но свое». Чтобы такого не произошло,

4 Оперативный мониторинг экономической ситуации в России. М.: ИЭП, РАНХиГС, ВАВТ. 2015, № 13 (октябрь). //Официальный сайт ВАВТ - www.vavt.ru - с. 15

^ 22

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2017

импортозамещение должно иметь под собой иную основу - модернизированные и технологически обновленные производства.

Рассчитывать на сколько-нибудь масштабный рост экспорта обработанной продукции и реальное импортозамещение при устаревших в значительной мере производственных мощностях - значит заниматься самообманом. Конечно, поддержка экспорта и импортозамещение могут способствовать экономическому росту в краткосрочной перспективе. Однако в нынешних непростых условиях наиболее оптимальным ответом на внешние вызовы может и должна стать, причем не на словах, а на деле, согласованная и последовательная работа государства и бизнеса, направленная на преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира и повышение на этой основе конкурентоспособности обрабатывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства. России жизненно необходимо перейти от стадии конкуренции на основе факторов производства (природных ресурсов, земли, рабочей силы) к стадиям конкуренции, опирающимся на инвестиции и инновации.5 Разумеется, такой переход может рассматриваться лишь как стратегическая цель, но только это может стать фундаментом для продуктовой диверсификации отечественного экспорта за счет готовых изделий, способных конкурировать с лучшими мировыми образцами, для ослабления потребительской ориентации импорта, укрепления позиций отечественных производителей на внутреннем рынке.

Одним из важнейших приоритетов экономической политики должно стать стимулирование вложений в модернизацию действующих и создание новых производств за пределами ТЭК и ОПК. Сегодня же российская экономика остается хронически недоинвестированной, объем инвестиций в основной капитал составляет чуть более 60% от уровня 1990 г. По расчетам ЕБРР, ежегодный дефицит инвестиций в России (разрыв между необходимым и фактическим объемом вложений) составляет 1,1% ВВП, или 13,2 млрд долл., что превышает аналогичный показатель сопоставимых по уровню развития стран - 8,2 млрд долл.6 При этом императивом инвестиционной политики должно стать создание условий для более широкого, чем теперь, использования иностранных технологий в овеществленном и неове-ществленном виде. Игнорирование данного императива не позволит ликвидировать накопившееся технологическое отставание от ведущих стран мира и закрепит за Россией незавидный статус «кладовой сырьевых ресурсов». Наметившийся в 2016 г. рост импорта инвестиционных товаров (около 13%) важно было бы сохранить, в том числе путем обнуления пошлин на не производящееся в России оборудование, даже если это не предусмотрено обязательствами в ВТО.

5 Об указанных стадиях конкуренции подробнее см. Портер. М. Международная конкуренция - с. 585-608

6 Шаповалов А. России ежегодно не хватает $ 13 млрд инвестиций//Коммер-сантъ, 2015, 12 мая

5 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

23 Q

Большинством экспертов задача формирования благоприятного инвестиционного климата сводится преимущественно к институциональным изменениям: обеспечению надлежащей защиты прав собственности, независимости судебной системы, серьезному сокращению масштабов коррупции, уменьшению административного давления на бизнес. Но этого явно недостаточно. Требуется также обеспечить предсказуемость экономической политики, сформировать благоприятную деловую среду, усилить противодействие монополизму, наращивание капитализации банковской системы и уменьшение стоимости заимствований, дальнейшее снижение темпов инфляции, сокращение нелегальной утечки капитала за рубеж и налаживание более продуктивной работы национальной инновационной системы. Было бы также весьма важным расширять практику применения специальных инвестиционных контрактов, возродить уничтоженную в предыдущие годы прикладную науку с помощью государственного субсидирования отраслевых и межотраслевых ИР, не запрещаемого правилами многосторонней торговой системы. Всего этого нельзя добиться в короткие сроки, но начинать продвижение по указанным направлениям необходимо уже сейчас.

В настоящее время даже в условиях закрытости западных рынков ссудного капитала российские предприятия располагают финансовыми ресурсами для обновления основных фондов: использование ими прибыли на финансирование инвестиций находится на уровне 15-25%, амортизации - 50-60%. На счетах российских компаний в 2016 г. скопились свободные ресурсы, сопоставимые с их годовыми инвестициями. Иными словами, предприятия имеют значительные резервы для наращивания инвестиций. Однако в условиях кризиса и порождаемой им неуверенности бизнес предпочитает направлять свободные средства на депозиты в российских и зарубежных банках, на приобретение готовых активов, а не на модернизацию или расширение производства. Ситуация вряд ли изменится к лучшему в течение текущего года, до принятия окончательного решения о налоговом маневре 21/21 (22/22).

С учетом этого государство должно усилить свое влияние на инвестиционные процессы, а не просто раздавать бюджетные деньги отраслям на поддержание производства. Оно, в частности, могло бы передать на возвратной основе в управление Внешэкономбанку или Фонду развития промышленности часть накопленных золотовалютных резервов, величина которых, по признанию ЦБ России, чрезмерна. Эти средства следовало бы использовать исключительно на цели софинанси-рования инвестиционных проектов предприятий, способствующих повышению технологического уровня производства. В ряду мер, реализация которых может привести к росту инвестиций, важное место могло бы занять восстановление налоговой инвестиционной льготы. Кроме того, государство могло бы субсидировать процентную ставку по инвестиционным кредитам и предоставлять по ним гарантии. Дополнительным источником финансирования инвестиций в технологии мог

^ 24

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2017

бы стать рынок ценных бумаг. Его развитие, включая долговой и долевой сегменты, и потенциальное переключение на него части крупных заемщиков позволило бы коммерческим банкам высвобождать кредитные ресурсы и тем самым увеличивать объем кредитования заемщиков, не имеющих выхода на фондовый рынок.

В ближайшей перспективе внешние условия для развития отечественной экономики и внешнеэкономических связей останутся сложными. Улучшения ценовой конъюнктуры на мировых рынках, по прогнозам международных экономических организаций, можно ожидать только за пределами текущего десятилетия.7 Сохранение нынешнего уровня мировых цен на нефть после мая с.г., когда истечет срок договоренности стран ОПЕК и других нефтедобывающих стран о сокращении добычи, окажется под вопросом. Возможность финансовых кризисов сохранится, даже если мировая финансовая система станет более стабильной.8 Вряд ли серьезно сократятся масштабы использования национальными правительствами ограничительных мер против иностранных экспортеров, активно применяемых ими после глобального кризиса (к примеру, только страны G20 за посткризисный период ввели почти 1,7 тыс. ограничений, охватывающих 5% всего мирового импорта).9 Пока протекционистская меры не выходят за рамки правил ВТО. Однако реализация предвыборных обещаний нового президента США способна подтолкнуть мир к скатыванию в пропасть ничем не ограниченного протекционизма, взорвать созданную за послевоенный период многостороннюю торговую систему. Уже объявленный США выход из Транстихоокеанского партнерства ломает тенденцию дальнейшей либерализации международной торговли через формирование мега-региональных торговых соглашений.

В такой ситуации снижение напряженности в отношениях со странами Запада выступает в качестве одного из наиболее важных условий поступательного развития внешнеэкономических связей и экономики в целом. Крайне необходимо прекращение «санкционной войны». По нашему мнению, в качестве первого шага и жеста доброй воли Россия могла бы отказаться от продолжения продовольственного эмбарго, принесшего очевидный выигрыш некоторым отечественным производителям и столь же очевидный проигрыш потребителям, в первую очередь домашним хозяйствам.

Непременное условие стабильного развития внешнеэкономических связей -поддержание открытости экономики. Для этого России как члену ВТО необходимо активно содействовать достижению взаимоприемлемых договоренностей в ходе

7 World Bank Commodities Price Indices//www.worldbank.org.

8 Глобальная система на переломе: пути к новой нормальности//Мировая экономика и международные отношения, 2016, № 8. с. 7

9 Report on G20 trade measures. 10 November 2016//Официальный сайт ВТО/ www.wto.org. - p. 2, 21

5 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

25 Q

Дохийского раунда многосторонних торговых переговоров и более активно участвовать в формировании интеграционных объединений нового поколения. Идея создания общего экономического пространства от Атлантики до Тихого океана остается наиболее предпочтительным для России вариантом интеграционного взаимодействия как с точки зрения возможного экономического эффекта, так и в плане наличия благоприятных предпосылок - географической близости, экономической взаимодополняемости, развитой транспортной инфраструктуры, налаженных отношений между отечественным и европейским бизнесом. Разрабатываемые в настоящее время Евразийской экономической комиссией соглашения интеграционного типа с Израилем, Сербией, Сингапуром и др. вряд ли сколько-нибудь расширят возможности привлечения Россией дополнительных финансовых ресурсов и современных технологий на цели модернизации экономики.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Афонцев С.А. Выход из кризиса в условиях санкций: миссия невыполнима? // Вопросы экономики. 2015. № 4. С. 20-36 (Afoncev S.A. Vyhod iz krizisa v uslovijah sankcij: missija nevypolnima?//Voprosy ekonomiki, 2015, № 4. p. 20-36)

2. Внешнеэкономические связи России: современные вызовы и возможные ответы. Под ред. В.П. Оболенского. M.: Институт экономики РАН, 2016. 296 с. (Vneshnejekonomicheskie svjazi Rossii: sovremennye vyzovy i vozmozhnye otvety. Pod. red.V.P. Obolenskogo. V.P. M.: Institut jekonomiki RAN, 2016. 296 s.)

3. Глобальная система на переломе: пути к новой нормальности//Mировая экономика и международные отношения, 2016, № 8. с. 5-25 (Global'naja sistema na perelome: puti k novoj normal'nosti//Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija, 2016, № 8. s. 5-25)

4. Оперативный мониторинг экономической ситуации в России. M.: ИЭП, РАНХиГС, ВАВТ. 2015, № 13. 26 c. (Operativnyj monitoring ekonomicheskoj cituacii v Rossii M.: IJEP RANHiGS, VAVT. 2015, № 13. 26 s.) //Официальный сайт ВАВТ - www.vavt.ru

5. Платежный баланс Российской Федерации за 2013-2016 гг.//Официальный сайт ЦБ России (Platjozhnyj balans Rossijskoj Federacii za 2013-2016 gg.) - www.cbr.ru

6. Портер M. Mеждународная конкуренция. M.: Mеждународные отношения, 1993 - 896 с. (Porter M. Mezhdunarodnaja konkurencija. M.: Mezhdunarodnye otnoshenija, 1993 - 896 s.)

7. Шаповалов А. России ежегодно не хватает $13 млрд инвестиций//Коммерсантъ, 2015, 12 мая (Shapovalov A. Rossiya ezhegodno ne hvataet $ 13 mlrd investicij//Kommersant#, 2015, 12 maja)

8. Export of manufactures of selected economies, 2000-2014. International Trade Statistics 2015. WTO/Юфициальный сайт ВТО - www.wto.org ( (Oficial'nyj sajt VTO))

9. Report on G20 trade measures. 10 November 2016. WTO/Юфициальный сайт ВТО -www.wto.org (Oficial'nyj sajt VTO)

10. World Bank Commodities Price Indices/Юфициальный сайт Всемирного банка - www. worldbank.org (Oficial'nyj sajt Vsemirnogo banka)

^ 26

Российский внешнеэкономический вестник

S - 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.