Научная статья на тему 'Разработка направлений государственного регулирования агропромышленного комплекса'

Разработка направлений государственного регулирования агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочесокова Залина Хазраталиевна, Кочесокова Ирина Хазраталиевна

В статье проведен анализ методов государственного регулирования аграрного сектора экономики. Сформулирован вывод, что механизм государственного регулирования можно представить как систему форм, средств и инструментов государства, применяемых с целью воздействия на экономические процессы, протекающие в стране для их корректировки и направления по определенному пути развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кочесокова Залина Хазраталиевна, Кочесокова Ирина Хазраталиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIRECTIONS OF THE STATE REGULATION OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX

In the article the analysis of methods of the state regulation of the agrarian sector of the economy. A conclusion was formulated that the mechanism of state regulation can be represented as a system of forms, means and tools used with the purpose of influence on economic processes occurring in the country for correction and direction for a specific path of development

Текст научной работы на тему «Разработка направлений государственного регулирования агропромышленного комплекса»

14.8. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Кочесокова Залина Хазраталиевна, к.э.н., доцент, доцент кафедры специальных дисциплин

Место работы: Северо-Кавказский институт

повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик

nnn-nauka@yandex.ru Кочесокова Ирина Хазраталиевна, к.э.н., старший научный сотрудник

Место работы: Государственное научное учреждение Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ КБНИИСХ Россельхозакадемии), г. Нальчик

nnn-nauka@yandex.ru

Аннотация: В статье проведен анализ методов

государственного регулирования аграрного сектора экономики. Сформулирован вывод, что механизм государственного регулирования можно представить как систему форм, средств и инструментов государства, применяемых с целью воздействия на экономические процессы, протекающие в стране для их корректировки и направления по определенному пути развития

Ключевые слова: Агропромышленный комплекс,

государственное регулирование, методы воздействия, развитие

DEVELOPMENT OF DIRECTIONS OF THE STATE REGULATION OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX

Kochesokova Zalina Hazratalievna, Ph.D. associate Professor of the Department of special disciplines of North Caucasian qualification improvement Institute (branch) of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Nalchik

Place of employment: North Caucasian qualification improvement Institute (branch) of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Nalchik

nnn-nauka@yandex.ru Kochesokova Irina Hazratalievna, Ph.D. senior researcher of the State scientific institution of the Kabardino-Balkarian research Institute for agriculture of Russian Academy of agricultural Sciences (GNU RAAS), Nalchik

Place of employment: Kabardino-Balkarian research Institute for agriculture of Russian Academy of agricultural Sciences (GNU RAAS), Nalchik

nnn-nauka@yandex.ru

Annotation: In the article the analysis of methods of the state regulation of the agrarian sector of the economy. A conclusion was formulated that the mechanism of state regulation can be represented as a system of forms, means and tools used with the purpose of influence on economic processes occurring in the country for correction and direction for a specific path of development

Keywords: Agro-industrial complex state regulation,

methods of influence, development

Государственное регулирование - одна из основных форм участия государства в рыночной экономике,

состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и

косвенные формы и методы государственного

1

регулирования .

Государственное регулирование и поддержка развития АПК как единого кластера, является сложной и комплексной задачей, требующей расшивания сложившихся узких мест всего кластера, а не только сельхозпроизводителя. Поэтому проблему выбора объемов поддержки и вида их предоставления в аПк можно решить только после анализа развития всего кластера в целом. При этом задачей развития АПК является не только создание конкурентоспособного на мировых рынках высоконаучного сельскохозяйственного и перерабатывающего производства, но и сохранение в стране сельского населения и сельского образа жизни. В этом также в значительной мере проявляется особенность развития АПК как кластера2, в отличии от традиционных отраслей народного хозяйства.

Однако, опыт применения государственного регулирования в АПК России имеет значительные недостатки, основными из которых необходимо признать следующие:

- применяемые меры государственного регулирования часто не учитывают, что в случае с АПК, министерства и ведомства сталкиваются не с отдельной отраслью, а со сложнейшим взаимозависимым комплексом, где даже самые энергичные, но разрозненные меры не могут дать значительного эффекта. В результате на сегодняшний день российский АПК не в состоянии полностью обеспечить потребности внутреннего рынка и как комплекс имеет большую неустойчивость из-за несогласованного развития его элементов;

- АПК как комплекс имеет значительную сезонность, которой нет ни у одной отрасли промышленности и услуг. Кроме этого, российский рынок продуктов питания стал более подвижен и менее эластичен, но со стороны федеральных и региональных органов власти меры по его госрегулированию были приняты с большим опозданием и не всегда адекватные;

- необходимо также учитывать, что в отличии от прошлых лет, в мире происходит рост потребления продуктов питания и в первую очередь за счет повышения доходов населения развивающихся стран (Китай, Индия и т.д.), и роста спроса на зерновые и масленичные культуры для выработки биотоплива, поэтому мировой рынок продуктов питания будет более подвижен, что будет отражаться в значительных сезонных колебаниях мировых цен на продукты питания.

Главная функция государственного регулирования в экономическом механизме - найти оптимальное сочетание рыночной свободы с регулированием процессов воспроизводства материальных благ.

Вопрос о роли государства в рыночной экономике всегда был в центре внимания исследования многих

1Новоселова Н.Н., Кочесокова З.Х. Необходимость усиления государственного регулирования развития аграрной сферы// Terra economics (Экономический вестник Ростовского государственного университета). - Ростов-на-Дону: изд-во ЮФУ. - 2009. - Т.7, № 4.

2Новоселова Н.Н., Новоселов С.Н. Основные параметры

функционирования региональной экономики//Бизнес в законе. -2011. - №4. - С. 234-236.

Кочесокова З. Х., Кочесокова И. Х.

РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

ученых3. На авансцену экономической политики выходят концепции, проповедавшие усиление роли государства в экономических процессах (речь идет о кейнсианстве, господствовавшем и в экономической теории, и в практике хозяйственного регулирования на протяжении многих десятилетий XX в. примерно до конца 70-х гг.), делавшие ставку на рыночные силы в экономике, на предпринимательство и на поддержку государством именно этих сил (монетаризм, экономика предложения, неолиберализм, которые приобрели особое значение в 80-е и 90-е гг. XX в.).

Государство, регулируя различными методами (прямыми и косвенными) научно-технический и инновационный процесс, протекающий в стране, формирует условия для наращивания инновационного потенциала всей национальной экономики в целом, а также ее агропромышленного комплекса, что обеспечивает рост экономической устойчивости за счет возможностей увеличения конкурентоспособности производимой ими продукции, роста выпуска высокотехнологичной продукции.

Обеспечение агропромышленного комплекса национальной экономики необходимым объемом финансовых ресурсов для расширения своего производства, модернизации своих основных фондов и т.п. является еще одной из предпосылок к экономической устойчивости. Государство может влиять на финансовый потенциал сельского хозяйства через проводимые в государстве кредитно-денежную, налоговую, инвестиционную и амортизационную политики.

Таким образом, финансовый потенциал агропромышленного комплекса формируется не только за счет эффективной хозяйственной деятельности, продуманной финансовой политики, входящих в них экономических структур отраслей сельского хозяйства, предприятий, но и за счет государственной экономической политики (в области налогообложения, кредитования, инвестирования и амортизации).

Осуществляя налоговую, денежно-кредитную, инвестиционную амортизационную политику,

государство также влияет на возможность агропромышленного комплекса наращивать,

модернизировать и обновлять свои производственные мощности, которые также являются одним из его потенциалов.

Государство может способствовать усилению факторов устойчивого развития агропромышленного комплекса; достичь этого государство может за счет комплекса инструментов, позволяющих ему проводить в рамках всей страны инновационную, инвестиционную, денежнокредитную, налоговую, амортизационную,

промышленную, структурную политику, политику в сфере образования и пр. Для эффективного воздействия на сельское хозяйство оно должно использовать не только прямые, но и косвенные методы, обеспечивающие самостоятельный выбор поведения и деятельность хозяйствующих субъектов в требуемом для государства направлении.

3Новоселова Н.Н., Аванесова А.Э. Разработка направлений совершенствования механизма государственного регулирования экономической устойчивости агропромышленного комплекса региона (глава в монографии «Модернизация аграрной экономики: проблемы и инструменты реализации». - Ставрополь: СГАУ, 2012.

Важнейшим элементом современной экономики является механизм государственного регулирования агропромышленного сектора, представляющий собой определенные, выработанные органами

государственной власти и используемые для достижения конкретных результатов формы и инструменты4.

Механизм государственного регулирования агропромышленного комплекса нами предлагается понимать как совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, которые способны оказывать воздействие на все сферы социально-экономической жизни страны, в том числе и на производство, обмен, распределение, а также потребление сельхозпродукции.

Таким образом, механизм государственного регулирования можно представить как систему (совокупность) форм, средств и инструментов государства, применяемых с целью воздействия на экономические процессы, протекающие в стране для их корректировки и направления по определенному пути развития.

В связи с вышеизложенным следует отметить необходимость определения факторов устойчивого развития агропромышленного комплекса, что должно позволить сельскому хозяйству не только нормально развиваться, но и обеспечит условия для возможного роста экономической эффективности его функционирования.

Эффективными каналами сбыта сельскохозяйственной продукции являются те из них, которые обеспечивают сельским товаропроизводителям более высокую прибыль, надежны и перспективны, в связи с чем для успешной реализации своей продукции в современных условиях сельские товаропроизводители должны хорошо знать рынок, его конъюнктуру и надежные каналы реализации. Все это требует активизации маркетинговой деятельности в сельском хозяйстве, организации службы маркетинга в регионах, районах и в крупных рыночных структурах. Руководители, экономисты и сбытовики сельскохозяйственных предприятий, фермеры и владельцы крестьянских подворий должны иметь возможность за определенную плату или бесплатно получить необходимую информацию о рыночном спросе и ценах на сельскохозяйственную продукцию, о потенциальных покупателях, об условиях транспортировки и реализации продукции.

Обеспечение устойчивого развития в сельском хозяйстве займет много времени и потребует значительных средств на создание материальнотехнической базы и других условий, способствующих развитию агропромышленного комплекса. Во многом решение этой проблемы определяется государственным регулированием агропромышленного комплекса. Оно должно взять на себя разработку и осуществление налоговой и ценовой политики, контроль за соблюдением правил торговли, организацию центров коммерческой информации, арбитражных комиссий и др.

По мнению авторов, это направление потребует от государства ряд конкретных мер:

- развитие единой государственной информационной системы, которая бы собирала, оперативно обрабатывала, накапливала данные о всех технических и

4 Новоселова Н.Н., Ахмадов М.-Э.И. Исследование формирования условий и механизмов устойчивого развития экономики регионов// Экономический вестник Ростовского Государственного Университета. 2008. - №1. - Ч. 2. - Т. 6.

технологических достижениях в сфере агропромышленного производства, полученных в научноисследовательских и опытно-конструкторских организациях, а также предоставляла бы эту информацию в установленном порядке;

- осуществление на льготных условиях передачи

результатов НИОКР, оплачиваемых из средств государственного бюджета патентов или ноу-хау предприятиям агропромышленного комплекса;

- развитие системы государственных организаций,

осуществляющих покупку необходимого для агропромышленного комплекса современного оборудования и новой техники (производителями которых являлись бы и отечественные и зарубежные организации и компании) с последующим ее предоставлением отечественным производителям агропромышленного комплекса, например, на основе лизинга;

- увеличение бюджетного финансирования

фундаментальных научных и инновационных разработок в области сельскохозяйственного производства, результаты которых способны обеспечить рост

производства высокотехнологичной сельхозпродукции;

- развитие системы финансового обеспечения

проведения научно-технических и инновационных работ, включая развитие федеральных, и местных инновационных банков, создание специальных фондов (венчурных фондов), функционирующих во всех

субъектах страны, обеспечение реальных возможностей для получения государственных гарантий предприятиями агропромышленного комплекса (к примеру, при получение ими долгосрочных кредитов для реализации инновационных работ), обеспечение эффективной работы системы страхования;

- разработка и принятие научно-технических программ, направленных на инновационный путь развития страны и ее межотраслевых комплексов, в том числе и агропромышленного;

- развитие специальных учебных учреждений, в функции которых входила бы кадровая политика;

- развитие венчурных и инжиниринговых фирм.

Следует отметить и то, что необходимо осуществлять

развитие собственной национальной инновационной системы. Основными направлениями государственной политики в области развития национальной

инновационной системы может стать создание

благоприятной экономической и правовой среды для участников инновационной деятельности, включая защиту прав интеллектуальной собственности; формирование инфраструктуры инновационной системы для поддержки развития различных форм инновационнотехнологического предпринимательства, в том числе

малых инновационных предприятий, как-то совершенствовавшие системы государственной поддержки коммерциализации результатов

интеллектуальной деятельности, подготовки производства и выхода на рынок инновационной продукции (услуг), включая подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности.

Таким образом, от государства потребуется непосредственное финансовое сотрудничество с частным бизнесом, поскольку даже самые крупные российские компании, на несколько порядков уступающие мировым, лидерам по мощности и уровню прибыли, не в состоянии самостоятельно выискивать необходимые для этого средства и справиться с инвестиционными рисками.

Список литературы:

1. Новоселова Н.Н., Кочесокова З.Х. Необходимость усиления государственного регулирования развития аграрной сферы// Terra economics (Экономический вестник Ростовского государственного университета). - Ростов-на-Дону: изд-во ЮФУ. - 2009. - Т.7, № 4.

2. Новоселова Н.Н., Новоселов С.Н. Основные параметры функционирования региональной экономики//Бизнес в законе.

- 2011. - №4. - С. 234-236.

3. Новоселова Н.Н., Аванесова А.Э. Разработка направлений

совершенствования механизма государственного регулирования экономической устойчивости

агропромышленного комплекса региона (глава в монографии «Модернизация аграрной экономики: проблемы и инструменты реализации». - Ставрополь: СГАУ, 2012.

4. Новоселова Н.Н., Ахмадов М.-Э.И. Исследование формирования условий и механизмов устойчивого развития экономики регионов// Экономический вестник Ростовского Государственного Университета. 2008. - №1. - Ч. 2. - Т. 6.

5. Кочесокова И. Х., Гоова Р. Х. Исследование проблем достижения устойчивого развития агропромышленного производства на основе кластерного подхода // Бизнес в законе №5, 2012, с. 111

Reference list:

1. Novoselova N.N., Кочесокова З.Х. Need to strengthen state regulation of agrarian sector development// Terra economics (Economic Bulletin of the Rostov state University). - Rostov-na-Donu: Izd-vo SFU. - 2009. - V.7, № 4.

2. Novoselova N.N., Novoselov, S.N. The main parameters of functioning of the regional economy//Business-in-law. - 2011. -№4. - C. 234-236.

3. Novoselova N.N., Avanesova acoustic emission Development of directions of improvement of the mechanism of state regulation of economic sustainability of agriculture in the region (Chapter in the monograph «Modernization of the agricultural economy: problems and instruments of implementation». - Stavropol: SSAU, 2012.

4. Novoselova N.N., Ahmadov M-Э.И. Study of the formation of conditions and mechanisms of sustainable development of regional economy// Economic Bulletin of the Rostov State University. 2008.

- №1. - 2 hours. - 6.

ОТЗЫВ

на статью Кочесоковой И.Х., Кочесоковой З.Х. «Разработка направлений государственного регулирования агропромышленного комплекса»

Спецификой современного развития рыночной экономики является то, что акценты преобразований перенесены в регионы. Указанные особенности активно проявляются и в аграрной сфере, где осуществляются экономические связи между непосредственными сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, заготовительными организациями и торговлей, производится товарная продукция, регионы активизируют развитие торговых связей не только друг с другом, но и с другими государствами.

В системе проблем придания рыночным трансформациям характера завершенности, особое место занимает регулирование и управление развитием регионального агропромышленного комплекса, который обоснованно считается важнейшей структурной составляющей экономической системы.

По нашему мнению, статья актуальна и может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».

Зав. кафедрой Экономики и управления на предприятии филиала ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, д.э.н.

Н.Н. Новоселова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.