Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ'

РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНДИКАТОР КОМПЕТЕНЦИИ / МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МУЗЕОЛОГИЯ / БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна, Меркулова Альмира Шевкетовна

Целью данной статьи является обоснование возможности разработки единой модульной образовательной программы подготовки кадров по укрупненной группе направлений подготовки (УГНП) 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты» на базе универсальных и общепрофессиональных компетенций. Авторами предложен состав модульной образовательной программы на основе модульно-компетентностного подхода, демонстрирующий взаимосвязь не только между составляющими модульной образовательной программы, но и между результатами достижения компетенций. Предложена модель модульной образовательной программы от компетенции до отдельных элементов дисциплины, которая дает возможность как сформировать образовательную программу в целом, так и определить измеряемые характеристики формирования компетенций и в целом компетентностную модель выпускника. Модульно-компетентностный подход в создании основных профессиональных программ является наиболее приемлемым переходом, дающим возможность проработать на базе конкретного вуза реперные точки последующей трансформации обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна, Меркулова Альмира Шевкетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MODULAR TRAINING PROGRAMS IN THE FIELD OF CULTURE

The paper aims to prove the possibility of a united module educational program for the fields within the group 51.00.00 «Culturology and socio-cultural projecting» based on universal and profession-specific competencies. The authors utilized the latter to analyze scientific sources and identify the main tendencies of development and practical implementation of education programs in the fields «Library management and information operations» and «Museology and cultural heritage sites preservation». The authors suggest a module education program compiled with a focus on module structure and competencies. The suggested education program model contains all the necessary information from formed competencies to elements within disciplines and allows both compile the education program and to determine variables within competencies and an overall competency profile of a graduate. The conducted research indicates that requirements for professional education change with every stage of social development. Major professional programs structured in modules and based on competencies provide an opportunity to assess the major aspects of educational innovations within a single educational facility, thus facilitating a smooth transition to their common implementation. The discussed approach will allow further implementation of individual educational trajectories within the framework of academic mobility. This, in turn, will facilitate the structural development of educational institutions and a consequent rise in their competition capacity.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ»

УДК 378.016:008

Д. Д. Родионова, А. Ш. Меркулова

Разработка модульных программ подготовки кадров в области культуры

Целью данной статьи является обоснование возможности разработки единой модульной образовательной программы подготовки кадров по укрупненной группе направлений подготовки (УГНП) 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты» на базе универсальных и общепрофессиональных компетенций. Авторами предложен состав модульной образовательной программы на основе модульно-компетентностного подхода, демонстрирующий взаимосвязь не только между составляющими модульной образовательной программы, но и между результатами достижения компетенций. Предложена модель модульной образовательной программы от компетенции до отдельных элементов дисциплины, которая дает возможность как сформировать образовательную программу в целом, так и определить измеряемые характеристики формирования компетенций и в целом компетентностную модель выпускника. Модульно-компетентностный подход в создании основных профессиональных программ является наиболее приемлемым переходом, дающим возможность проработать на базе конкретного вуза реперные точки последующей трансформации обучения студентов.

Ключевые слова: основная профессиональная образовательная программа, компетенция, индикатор компетенции, модульная программа, музеология, библиотековедение, Федеральный государственный образовательный стандарт

Daria D. Rodionova, Al'mira Sh. Merkulova Development of modular training programs in the field of culture

The paper aims to prove the possibility of a united module educational program for the fields within the group 51.00.00 «Culturology and socio-cultural projecting» based on universal and profession-specific competencies. The authors utilized the latter to analyze scientific sources and identify the main tendencies of development and practical implementation of education programs in the fields «Library management and information operations» and «Museology and cultural heritage sites preservation». The authors suggest a module education program compiled with a focus on module structure and competencies. The suggested education program model contains all the necessary information from formed competencies to elements within disciplines and allows both compile the education program and to determine variables within competencies and an overall competency profile of a graduate. The conducted research indicates that requirements for professional education change with every stage of social development. Major professional programs structured in modules and based on competencies provide an opportunity to assess the major aspects of educational innovations within a single educational facility, thus facilitating a smooth transition to their common implementation. The discussed approach will allow further implementation of individual educational trajectories within the framework of academic mobility. This, in turn, will facilitate the structural development of educational institutions and a consequent rise in their competition capacity.

Keywords: basic educational program, competency, module program, museology, library management, Federal state educational standard DOI 10.30725/2619-0303-2022-4-110-119

Сегодня система высшего образования претерпевает коренные изменения, связанные с процессами цифровизации всех сфер деятельности. Особо это стало проявляться в период самоизоляции и распространения коронавирусной инфекции.

Вузам пришлось внедрять в практику работы не только имеющиеся в их распоряжении электронные информационно-

образовательные системы, электронные библиотечные системы, но и онлайн-об-учение.

Данные изменения повлекли за собой и изменения в деятельности преподавателей, стало ясно, что данные технологии будут развиваться и расширяться, выходить на более высокий уровень в высшем образовании. Все это свидетельствует о смене

парадигмы в образовании и ориентации на цифровизацию.

В ближайшие годы ожидается переход на ФГОС 4-го поколения, и сегодня необходим пересмотр подходов к формированию образовательных траекторий в подготовке специалистов в области культуры. В связи с этим необходим поиск методологических подходов для сближения общепрофессиональной подготовки кадров для учреждений культуры (библиотек, музеев, клубов, домов творчества).

Особо отметим, что концепция ФГОС ВО 4-го поколения направлена на решение комплекса задач, поставленных Президентом России перед системой высшего образования - создание механизмов обновления ФГОС, в том числе с учетом приоритетов научно-технического развития Российской Федерации, возможность для студентов выбора направления подготовки, начиная с 3-го года обучения, обеспечение права самостоятельного формирования профилей образования внутри специальностей и направлений подготовки [1-3]. Кроме того, отвечать основополагающим требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [4] -развивать лучшие традиции отечественного образования в сфере культуры и искусства; учитывать мировой опыт и тенденции развития образования; поддерживаться профессиональным сообществом.

В ряде работ, в частности, в статье [5] мы уже отмечали характерные особенности процесса перехода от жесткой фиксации набора дисциплин и их трудоемкости в стандартах первого и второго поколения к современной системе государственной стандартизации высшего образования, подразумевающей как рамочную регламентацию самой структуры образовательной программы, так и условий результатов освоения образовательных стандартов. Актуализация такого перехода позволяет вузам формировать уникальные по наполнению и содержанию образовательные программы, отличающиеся высоким уровнем мобильности и актуальности - качества, необходимые для позиционирования образовательных услуг как конкурентоспособных, так и качественных.

Согласно взаимосвязи компетентност-ной модели выпускника и специалиста, представленной в статье [6], эта взаимосвязь реализуется через интеграцию индикаторов компетенций (знаний умений и

владений), приобретаемых выпускником в процессе обучения и необходимыми знаниями и умениями, закрепленными в соответствующих профессиональных стандартах.

Цель данной статьи - обосновать возможность разработки модульной образовательной программы для УГНП 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты»1 на основе модульно-компетент-ностного подхода единого для всех направлений подготовки в группе универсальных и общепрофессиональных компетенций.

Задачи:

дать характеристику понятия «модульная образовательная программа»;

определить состав и структуру модульной образовательной программы на основе модульно-компетентностного подхода;

осветить опыт внедрения модулей в практику ОПОП подготовки музейных и библиотечных специалистов в Кемеровском государственном институте культуры.

В ходе работы в качестве методологии исследования был использован комплекс взаимодополняющих подходов: системный, позволяющий раскрыть современные тенденции подготовки специалистов УГНП 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты» через содержание основных профессиональных образовательных программ; модульно-компетентностный, дающий возможность реализации состава и структуры образовательных программ на основе сопряжения универсальных и общепрофессиональных компетенций. Культурологический подход как методология исследования обеспечивает целостное системное преставление о современной культуре как единстве ее духовных, социальных и технологических сторон, заложенных в программы подготовки специалистов для конкретных учреждений культуры: музея и библиотеки.

Переход на четвертое поколение стандартов и разработка новой номенклатуры направлений подготовки ведет к необходимости поиска единых реперных точек, объединяющих основные направления подготовки в рамках действующей на сегодняшний день укрупненной группы направлений подготовки 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты».

В статьях [5; 8] нами был проведен анализ сопряжения образовательных программ подготовки бакалавров по УГНП

1 С 1 сентября 2024 г. название и шифр УГНП меняются на: 45.00.00 Культурология и социокультурные практики [7].

«Культуроведение и социокультурные проекты», в ходе которого было выявлено, что в большинстве образовательных программ совпадают универсальные, частично общепрофессиональные компетенции, есть единство мнений при формировании индикаторов, а также ряда общенаучных и общепрофессиональных дисциплин. Исходя из данного анализа можно предположить, что перечень дисциплин для нового ФГОС может быть сформирован лишь при сотрудничестве разработчиков направлений внутри данной УГНП.

Одним из возможных путей сопряжения при разработке образовательных программ может стать модульно-компетент-ностный подход в их разработке.

На основании Федерального закона «Об образовании» в рамках реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий [4].

Согласно статье [9] модульно-компе-тентностный подход при организации учебного процесса направлен на формирование компетенций обучаемого, а по своей сути структурирован на основе разработанных моделей.

Разработка модульных образовательных программ достаточно широко отражена в публикациях педагогического профиля, где рассматривается и по отношению к отдельным элементам дисциплины, и к дисциплине в целом, а также к модулю,

Так, если отдельная дисциплина направлена на формирование знаний, умений и владений, то модуль в целом должен

включающему несколько дисциплин. Под модульной образовательной программой понимается «образовательная программа, построенная на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающая в себя относительно самостоятельные дидактические единицы (части образовательной программы) - модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность» [10].

Согласно модульно-компетентностно-му подходу, образовательная программа строится из отдельных модулей, включающих дисциплины, выделенные на основе универсальных и профессиональных компетенций, а также структурированного дидактического контента, сопровождающего каждый модуль и дисциплины, входящие в него.

Стоит отметить, что традиционно компетенция рассматривается как достижение результатов через знания, умения и навыки, и лишь последние годы в эту цепочку встроилось понятие индикатор как измеряемая характеристика достижения компетенции и не соответствующая знаниям, умения и навыкам. Впервые понятие «индикатор достижения компетенции» появляется в 2016 г., в период введения ФГОС ВО 3++ [11 ]. Данное понятие внесло еще больше путаницы в компетентностную модель подготовки специалиста, сложившуюся за последнее десятилетие.

На рисунке 1 предложен состав модульной образовательной программы на основе модульно-компетентностного подхода, который, на наш взгляд, показывает взаимосвязь не только между составляющими модульной образовательной программы, но и между результатами достижения

Знашн. умения,

ШЕШЕН

быть направлен на формирование отдельных индикаторов достижения компетенции, включающих в себя качественные ре-

Рис. 1. Состав модульной образовательной программы компетенций.

зультаты сформированных знаний, умений и навыков. В целом же каждая компетенция формируется из совокупности сформированных индикаторов.

Формирование структуры модульной программы и отдельных модулей основывается на дидактических целях, представленных на рисунке (рис. 2).

Т

Рис. 2. Структура построения модульной образовательной программы [12, с. 190].

Анализ публикаций по подготовке специалистов в области культуры в научных электронных библиотеках eLibrary.ru и «Ки-берЛенинка» показал, что разработка образовательных программ в вузах культуры с позиции модульного подхода практически не рассматривается.

В ходе исследования нами был осуществлен анализ учебных планов на 12 сайтах вузов культуры, который показал, что в учебных планах по направлениям подготовки в области культуроведения в большинстве вузов отсутствуют модули, лишь в Алтайском, Казанском, Кемеровском, Орловском и Пермском государственных институтах культуры встречаются отдельные модули по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»: «История искусств», «Библиотековедение», «Отраслевые информационные ресурсы», «Аналитико-синтетическая переработка информации». Исключением из этого правила можно назвать образовательные программы Чувашского государственного института культуры и искусств, в которых выделены модули как в обязательной, так и в части, формируемой образова-

тельной организацией, хотя их компоновка также вызывает вопросы.

Свобода в формировании образовательных программ дает большие возможности в создании модульных программ и организации модульного обучения в вузе. Странным кажется отказ вузов культуры от разработки таких программ, ведь многие профессиональные дисциплины могут быть объединены в отдельные модули.

В рамках подготовки по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» на базе вузов культуры традиционно принято выделять следующие модули: «Исторические дисциплины», включающий дисциплины по истории России, всеобщей истории, археологии, этнологии, истории музейного дела, истории материальной культуры, модуль «Основные направления музейной деятельности» традиционно состоит из курсов «Комплектование, учет и хранение музейных предметов», «Атрибуция музейных предметов», «Экспозиционно-выставочная работа музея», «Культурно-образовательная работа в музее» и др. [13]. В то же время проведенное нами исследование [5] показало, что ряд дисциплин в УГНП 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты» возможно объединить в модули для всей укрупненной группы, но при этом некоторые из них должны отдельно дополняться углубленным изучением в зависимости от выбранного направления подготовки. Так, дисциплина «История» изучается студентами всех направлений подготовки, но для будущих музеологов она имеет важное значение и требует углубленного изучения данной дисциплины. Дисциплина «Мировая литература» на базовом уровне должна изучаться всеми направлениями укрупненной группы, а для направлений «Библиотечно-информационная деятельность» и «Режиссура театрализованных представлений и праздников» необходимо ее углубленное изучение. Все эти особенности должны быть учтены при реализации компетентностного подхода в разработке модульных образовательных программ.

Все вышесказанное дает возможность разработать модульную образовательную программу для УГНП 51.00.00 «Культуро-ведение и социокультурные проекты» на основе модульно-компетентностного подхода для единых для всех направлений универсальных и общепрофессиональных компетенций.

Следуя требованиям модульно-компе-тентностного подхода, нами были проанализированы компетенции по направлениям подготовки, входящим в УГНП 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные

Цепочка формирования модуля в образовательной программе включает:

•анализ компетенций всех направлений подготовки, входящих в УГНП (ОПК-2);

•выделение индикаторов достижения компетенции (содержание ОПК-2);

•выявление сущностных характеристик из выделенных индикаторов (требования информационной безопасности);

•определение и формулировка дисциплин, формирующих ключевые характеристики («Информационная безопасность и защита информации»);

•формулирование модуля («Информа-

проекты» и индикаторы их достижений. На основе анализа компетенций и их индикаторов были сформулированы дисциплины и модули их формирующие. Результаты формирования модулей приведены в таблице 1.

ционная грамотность»). Каждый модуль образовательной программы направлен на достижение определенных индикаторов компетенций, которые реализуются внутри модулей дисциплин и являются результатом изучения всего модуля, раскрывая внутреннюю сущность формируемых компетенций. В то же время каждую дисциплину внутри модуля также можно рассматривать как отдельный модуль, в котором каждый структурный элемент реализуется в соответствующем элементе образовательной программы. Пример представлен в таблице 2.

Таблица1

Формирование модулей общепрофессиональных компетенций по УГНП «Культуроведение и социокультурные проекты» (фрагмент)

ОПК Индикаторы компетенции Наименование дисциплины Наименование модуля

ОПК-2. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности1. Знать: основные возможности, предоставляемые современными информационно-коммуникационными технологиями для решения стандартных задач профессиональной деятельности с учетом основных требований информационной безопасности; информационные процессы профессиональной деятельности; основы теории, нормативную базу, составляющие и пути формирования информационной и библиографической культуры. Уметь: применять информационно-коммуникационные технологии с учетом основных требований информационной безопасности; осуществлять самодиагностику уровня профессиональной информационной компетентности. Владеть: навыками применения информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности; методами повышения уровня информационной и библиографической культуры для решения задач профессиональной деятельности. Информационная культура личности Информационные технологии Информационная безопасность и защита информации Информационная грамотность

1 Пункт 3.3 изменен с 1 сентября 2021 г. [14] для ФГОС ВО 51.03.01, 51.03.02, 51.03.04, 51.03.05, а в ФГОС ВО «БИД» 51.03.06 эта компетенция идет как ОПК-3.

Таблица 2 Структура дисцилины как модуля

Структура модуля Элементы образовательной программы Пример

Интегрирущие, дидактические цели Рабочая программа дисциплины Цель учебного модуля

Структура и содержание модуля Рабочая программа дисциплины Рабочая программа модуля «Библиотековедение» включает РПД «История библиотек», «Библиотека как социальный институт», «Теоретические основы библиотековедения»

Обратная связь Фонд оценочных средств ФОС «Библиотековедение» (оценочные средства по всем составляющим модуля)

Учебно-методическое сопровождение модуля Нормативные документы, учебно-методические материалы (лекции, учебные издания, презентации, списки литературы, справочные издания и т.п.) Нормативные документы по организации образовательного процесса Конспект лекций. Учебно-методический комплекс дисциплины, список литературы по каждой дисциплине в модуле, учебные издания НБ КемГИК, ЭБС

На основе проведенного исследования нами была сформирована модель модульной образовательной программы (рис. 3) от компетенции до отдельных элементов дисциплины, которая позволит не только разработать программу в целом,

но и определить измеряемые характеристики формирования компетенций и в целом компетентностной модели выпускника УГНП «Культуроведение и социокультурные проекты».

Эпоквт МОДУЛЯ 1

Эпакв! модуля 2

Кянпепенцвк 1

Комппгьс индикаторов 1 Комплекс НЩЩЕаЮрОВ 11

Модуль 1 Модуль 11

Иддишор 1 Ишщкатор п

Л¡шы-модуль ;лкшшл1ша; 1 мнен-ыодуль Г гшлттштгпгял ) 2 Мини-ыодуль (дисциплина) и

ЗУН1 ЗУН2 ЗУНп

ЭпОКВ! модуля II

Рис. 3. Фрагмент разработки модульной образовательной программы Проведенное исследование поднимает несколько существенных проблем.

Во-первых, проблема терминологии модульно-компетентностного подхода и формирования ФГОС и основных профессиональных образовательных программ. Так, до сих пор нет четкого понимания понятия «индикатор» и его отличия от ЗУН. Нами проведен анализ понятия индикатор в справочных изданиях разных отраслей науки, образования и культуры, который показал, что в универсальных и отраслевых справочных изданиях понятие индикатор чаще всего понимается как «устройство, прибор для измерения чего-либо» либо «вещество, являющееся реактивом» [15, с. 345; 16, с. 243]. Как «измеряемая характеристика, показатель отдельных свойств и состояний объекта или явления» рассматривается лишь в социологии и экономике [17, с. 102], в педагогических справочных изданиях данный термин отсутствует. Нам удалось обнаружить лишь одно справочное издание в педагогике, где определяется понятие «индикатор» [18, с. 39]. Это свидетельствует о том, что данный термин для педагогики новый, но судя по нормативным документам имеет широкое распространение в образовательной среде.

Вторая проблема связана с постоянно меняющейся нормативной базой образовательных стандартов. ФГОС 3++ внедрены в практику вузов в 2019 г., а разработчики продолжают вносить корректировки в них, что влечет за собой постоянное изменение образовательных программ, отрицательно влияет на организацию образовательного процесса и его результативность. В образовательные программы вносились не только дисциплины, «прописанные в стандарте», но и рекомендуемые профильными министерствами, например, «Основы государственной культурной политики» были включены во все ОПОП по УГНП 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты». Так, с внесением изменений в использование ОПК лишь в обязательной части образовательной программы привело к изменениям не только в учебных планах, но и рабочих программах дисциплин и фондах оценочных средств. Появление новых цифровых компетенций привело к изменению всех образовательных программ в целом.

Третья проблема, на наш взгляд, связана с отменой примерных основных образовательных программ (ПООП) с началом разработки новых ОПОП. Ориентируясь на ПООП, вузы культуры с целью сопряжения

образовательных программ создавали свои собственные ОПОП, которые позволяли обучающимся быть мобильными и участвовать в программах вузовского обмена. Сейчас в связи с отменой и полной свободой в разработке ОПОП, такой обмен может быть под вопросом, как и перевод студентов из одного учебного заведения в другое. Кроме того, новый порядок на разработку ПООП [19] ставит еще больше вопросов. Кто должен разрабатывать Примерные образовательные программы? Федеральные учебно-методические объединения считают, что ПООП должны разрабатывать вузы и направлять их на экспертизу в ФУМО, ссылаясь на фразу из данного регламента «проекты примерных программ разрабатываются участниками отношений в сфере образования». Однако Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» приводит два понятия «31) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность и 32) участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения» [4]. Исходя из представленных понятий можно утверждать, что разработкой ПООП по направлениям подготовки могут заниматься не только сами вузы, но и другие организации и даже работодатели, поэтому считаем неправомерным передавать право на разработку ПООП только вузам. Верным было бы решение разрабатывать примерные программы Учебно-методическим объединениям по каждому направлению подготовки.

Подводя итог, отметим следующее: во-первых, требования к подготовке специалистов меняются с каждым новым этапом развития общества. Происходит трансформация требований к специалисту, предъявляемых учреждениями культуры (музеями, библиотеками и др.), а также образовательной системой, и все это в совокупности направлено на совершенствование подготовки новых кадров, носящее опережающий характер на основе потребностей современного общества и изменений условий работы учреждений культуры.

Во-вторых, в изменившихся условиях работы учреждений культуры наиболее востребованными оказываются специалисты, получающие образование в рамках индивидуальных образовательных траекторий, что подтверждается требованиями руководителей учреждений культуры и экспертным сообществом в регионах [13]. И этому во многом способствуют учебные планы, созданные на основе модульной основной профессиональной образовательной программы.

В-третьих, с учетом того, что мы «стоим на пороге» перехода на ФГОС ВО 4-го поколения, который произойдет в ближайшие два года, модульный подход в создании основных профессиональных программ является, на наш взгляд, наиболее приемлемым переходом, дающим возможность проработать на базе конкретного вуза ре-перные точки последующей трансформации обучения студентов. Так, например, новой тенденцией образовательного стандарта 4 поколения является возможность организации в вузах единой подготовки студентов по УГНП на двух первых курсах и предоставления студентам права выбора направления подготовки после окончания второго курса, а также единые требования к условиям реализации и профессиональному «ядру» подготовки (единые общепрофессиональные компетенции и индикаторы их достижения). Модульный подход, на наш взгляд, дает возможность решения данных направлений модернизации образования уже на текущем этапе, а в дальнейшем позволит реализовывать индивидуальные траектории образования в рамках академической мобильности. Это в свою очередь повлечет за собой структурные изменения образовательных организаций, развитие электронных образовательных систем и, как следствие, возрастание конкурентоспособности образовательных организаций.

Список литературы

1. Перечень поручений по итогам совместного расширенного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/assignments/orders/63083 (дата обращения: 30.09.2022).

2. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 27 февраля 2019 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://

docs.cntd.ru/document/553820169 (дата обращения: 30.09.022).

3. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62673 (дата обращения: 30.09.2022).

4. Об образовании в Российской Федерации: федерал. закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.09.2022).

5. Меркулова А. Ш., Родионова Д. Д. Опыт разработки образовательных программ по укрупненной группе направлений подготовки «51.00.00 Культуро-ведение и социально-культурные проекты» в рамках ФГОС 3++ // Дистанционное обучение: методы и приемы / под ред. Ю. С. Юхновой. Нижний Новгород: Нижегор. гос. ун-т, 2020. С. 160-167.

6. Родионова Д. Д., Меркулова А. Ш. Дискурсивный анализ формирования базовых дисциплин укрупненной группы направлений подготовки 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты» в рамках перехода на модернизированные ФГОС ВО // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 47. С. 180-191.

7. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 1 февраля 2022 г. № 89 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специ-алитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202203030033 (дата обращения: 09.11.2022).

8. Родионова Д. Д., Меркулова А. Ш. Современные тенденции подготовки специалистов музеоло-гии и библиотечно-информационной деятельности в контексте цифровизации культуры // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4. С. 97-105.

9. Куленко Е. А., Магда В. И. Организация учебного процесса на основе модульно-компетентност-ного подхода // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4. С. 153-155.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Худолей Г. С., Стебеняева Т. В. Модульное построение образовательного процесса // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 3, ч. 1. С. 67-70.

11. Методические рекомендации по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и программ высшего образования на основе профессиональных стандартов / Нац. совет при Президенте Рос. Федерации по проф. квалификациям. URL: https://lms.spbstu.ru/pluginfile.

php/350402/mod_-resource/content/1/IV^roC_BO_ nc.pdf. (дата обращения: 30.09.2022).

12. Аулова Н. В. Модульная образовательная программа как средство реализации модульно-ком-петентностного подхода в системе высшего профессионального образования // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2013. № 6. С. 187-193.

13. Родионова Д. Д., Мастеница Е. Н., Мишако-ва О. Э. и др. Проектирование примерной образовательной программы по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»: условия, принципы, опыт // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 32. С. 155-166.

14. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 26 ноября 2020 г. № 1456 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202105270015 (дата обращения: 09.11.2022).

15. Новая российская энциклопедия. Москва: Энциклопедия, 2010. Т. 6, ч. 2. 480 с.

16. Большая российская энциклопедия. Москва, 2008. Т. 11. 767 с.

17. Социологический энциклопедический словарь. Москва: НОРМА-Инфра М, 2000. 488 с.

18. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В. И. За-гвязинского, А. Ф. Закировой. Москва: Академия, 2008. 352 с.

19. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22.09.2021 № 877 «О признании утратившим силу приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. № 138 „Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования"» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202110250026 (дата обращения: 09.11.2022).

References

1. List of instructions following the results of the joint extended meeting of the Presidium of the State Council and the Council for Science and Education. President of Russia: offic. website. URL: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/63083 (accessed: Sept. 30.2022) (in Russ.).

2. List of instructions for the implementation of the Message of the President to the Federal Assembly of February 27, 2019. Electronic fund of legal and

regulatory documents. URL: https://docs.cntd.ru/ document/553820169 (accessed: Sept. 30.2022) (in Russ.).

3. List of instructions for the implementation of the President's Address to the Federal Assembly of January 15, 2020. President of Russia: offic. website. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62673 (accessed: Sept. 30.2022) (in Russ.).

4. On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012, N 273-FZ (last edition). ConsultantPlus. URL: URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: Sept. 30.2022) (in Russ.).

5. Merkulova A. Sh., Rodionova D. D.; Yukhnova Yu. S. (ed.). Experience in developing educational programs for an enlarged group of training areas «51.00.00 Cultural studies and socio-cultural projects» within the framework of the Federal State Educational Standard 3 ++. Distance learning: methods and techniques. Nizhny Novgorod: Nizhegorod State Univ., 2020. 160-167 (in Russ.).

6. Rodionova D. D., Merkulova A. Sh. Discursive analysis of the formation of basic disciplines of an enlarged group of areas of training 51.00.00 «Cultural studies and socio-cultural projects» in the framework of the transition to the modernized Federal State Educational Standards of Higher Education. Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2019. 47, 180-191 (in Russ.).

7. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated February 1, 2022, N 89 «On Approval of the List of Specialties and Areas of Higher Education Training for Bachelor's Programs, Specialist's Programs, Master's Programs, Residency Programs and Assistant Internship Programs». Official Internet Portal legal information. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202203030033 (accessed: Nov. 09.2022) (in Russ.).

8. Rodionova D. D., Merkulova A. Sh. Modern trends in the training of specialists in museology and library and information activities in the context of the digitalization of culture. Vocational education in Russia and abroad. 2020. 4, 97-105 (in Russ.).

9. Kulenko E. A., Magda V. I. Organization of the educational process based on the modular competence approach. International Journal of Experimental Education. 2015. 4, 153-155 (in Russ.).

10. Khudoley G. S., Stebenyaeva T. V. Modular design of the educational process. International Scientific Journal. 2017. 3 (1), 67-70 (in Russ.).

11. Methodological recommendations for updating federal state educational standards and higher education programs based on professional standards / Nat. Council for Professional Qualifications under the President of the Russ. Federation. URL: https://lms. spbstu.ru/pluginfile.php/350402/mod-_resource/

content/1/MP_0TOC_BO_nCpdf (accessed: Sept. 30.2022) (in Russ.).

12. Aulova N. V. Modular educational program as a means of implementing a modular-competence approach in the system of higher professional education. Issues in Journalism, Education, Linguistics. 2013. 6, 187-193 (in Russ.).

13. Rodionova D. D., Mastenitsa E. N., Mishakova O. E., et al. Designing an exemplary educational program in the direction of «Museology and protection of objects of cultural and natural heritage»: conditions, principles, experience. Bulletin of the Tomsk State University. Cultural studies and art history. 2018. 32, 155-166 (in Russ.).

14. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated November 26, 2020, N 1456 «On Amendments to the Federal State Educational Standards of Higher Education». Official Internet Portal of Legal Information. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202105270015 0001202203030033 (accessed: Nov. 09.2022) (in Russ.).

15. New Russian Encyclopedia. Moscow: Encyclopedia, 2010. 6 (2), 480 (in Russ.).

16. Great Russian Encyclopedia. Moscow, 2008. 11, 767 (in Russ.).

17. Sociological encyclopedic dictionary. Moscow: NORMA-Infra M, 2000. 488 (in Russ.).

18. Zagvyazinsky V. I. (ed.), Zakirova A. F. (ed.). Pedagogical dictionary: textbook for students of higher educational textbook inst. Moscow: Academy, 2008. 352 (in Russ.).

19. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of September 22, 2021 N 877 «On recognizing as invalid the order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of February 24, 2021 No. 138 „On approval of the Procedure for developing exemplary basic educational programs of higher education, conducting their expertise and maintaining a register of exemplary basic educational programs of higher education"». Official Internet portal of legal information. URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202110250026 (accessed: Nov. 09.2022) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.