Научная статья на тему 'Разработка модельных характеристик психофизической подготовленности спортсменов по практической стрельбе'

Разработка модельных характеристик психофизической подготовленности спортсменов по практической стрельбе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕН / ПРАКТИЧЕСКАЯ СТРЕЛЬБА / ТОЧНОСТЬ / СКОРОСТЬ / ДВИЖЕНИЕ / ТРЕНИРОВКА / ATHLETE / PRACTICAL SHOOTING / ACCURACY / SPEED / MOVEMENT / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афиногенов Тимофей Петрович

В статье рассматривается значимость показа-телей двигательной деятельности спортсменов по практической стрельбе на различных этапах подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афиногенов Тимофей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MODELING CHARACTERISTICS OF PSYCHOPHYSICAL COMPETENCE FOR PRACTICAL SHOOTING ATHLETES

The article emphasizes the importance of motion activity indicators for practical shooting athletes during different stages of their training.

Текст научной работы на тему «Разработка модельных характеристик психофизической подготовленности спортсменов по практической стрельбе»

УДК 75.723

Афиногенов Тимофей Петрович

старший преподаватель кафедры тактикоспециальной огневой и физической подготовки Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России тел.: (4232) 20-00-85

РАЗРАБОТКА

МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛ ЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЕ

Afinogenov Timofey Petrovich

Senior Lecturer of the Tactical and Special Fire and Physical Training Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia tel.: (4232) 20-00-85

DEVELOPMENT OF MODELING CHARACTERISTICS OF PSYCHOPHYSICAL COMPETENCE FOR PRACTICAL SHOOTING ATHLETES

Аннотация:

В статье рассматривается значимость показателей двигательной деятельности спортсменов по практической стрельбе на различных этапах подготовки.

Ключевые слова:

спортсмен, практическая стрельба, точность, скорость, движение, тренировка.

Summary:

The article emphasizes the importance of motion activity indicators for practical shooting athletes during different stages of their training.

Keywords:

athlete, practical shooting, accuracy, speed, movement, training.

В сфере физической культуры и спорта моделирование позволяет проводить исследования, где объектом изучения всегда является спортсмен и особенности его спортивной деятельности, а параметрами модели служат так называемые модельные характеристики, то есть свойства спортсмена, при которых он способен показать значительные спортивные достижения.

По определению В.А. Штоффа, под моделью, «понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об объекте» [1, с. 12].

Мы полагаем, что разработка и апробация научно обоснованных рекомендаций по моделированию характеристик психофизической подготовленности стрелков позволит повысить качество построения тренировочного процесса, эффективность и надежность деятельности спортсменов.

Целью создания модели в нашем случае является разработка модельных характеристик спортсмена - стрелка, то есть степень сформированности психофизических и развития личностных качеств, определяющих его способность достичь высокого уровня спортивного мастерства.

Модель спортсмена с уровнем подготовки спортивного мастерства «мастер спорта и кандидат в мастера спорта» это своеобразный эталон (идеал), который должен быть реализован в процессе тренировочной деятельности.

Для построения модельных характеристик мы использовали компьютерную программу Deductor, предназначенную для быстрого и эффективного анализа информации. Применение Deductor позволяет сделать доступным моделирование, прогнозирование, поиск закономерностей и многие другие технологии обнаружения знаний (Knowledge Discovery in Databases) и поиска данных (Data Mining).

После сбора экспериментальных данных мы с помощью нейросети, которая самостоятельно устанавливает закономерности между исходными данными и заранее известными ответами и формирует внутренний алгоритм решения задачи, произвели систематизацию данных. После обучения нейросеть способна решать поставленные задачи и в том случае, когда ответ неизвестен. Задачи, решаемые на базе опыта, всегда имеют вероятностный характер ответа, поэтому нейросеть вместе с ответом выдает степень своей уверенности в нем, что позволяет, во-первых, критически оценивать ответ системы, во-вторых, проводить простое моделирование исследуемых ситуаций. Нейросети могут доучиваться в процессе эксплуатации системы, постоянно накапливая новый опыт. При этом мы движемся от грубой модели к более точным представлениям об анализируемом процессе.

Нами предлагается создание нескольких моделей: стрелка низкого уровня подготовки; среднего уровня подготовки; высокого уровня подготовки.

На основе психолого-педагогической литературы, а также опираясь на результаты опроса и тестирования спортсменов, которые имеют высокий уровень мастерства и поэтому способны реально оценить необходимые качества для его достижения, мы разработали ряд модельных характеристик.

Используя метод конструирования экспертных систем, базирующийся на самообучающихся нейронных сетях, мы имеем возможность конструирования экспертных систем самим предметным специалистом, который может передать нейронной сети свой индивидуальный опыт, опыт своих коллег, или обучать сеть на реальных данных, полученных путем наблюдений. Нейросеть способна имитировать какой-либо процесс. Любое изменение входов нейросети ведет к изменению ее выходов. Причем выходы нейросети однозначно зависят от ее входов [2].

Но перед тем, как использовать нейросеть, ее необходимо обучить.

Задача обучения здесь равносильна задаче аппроксимации функции, то есть восстановление функции по отдельно взятым ее точкам - таблично заданной функции. Таким образом, для обучения нужно подготовить таблицу с входными значениями и соответствующими им выходными значениями, то есть подготовить обучающую выборку. По такой таблице нейросеть сама находит зависимости выходных полей от входных. Далее эти зависимости можно использовать, подавая на вход нейросети некоторые значения. На выходе будут восстановлены зависимые от них значения. Причем на вход можно подавать значения, на которых нейросеть не обучалась. После этого на вход нейросети необходимо подавать значения из диапазона, на котором она обучалась.

Прогнозная этапная модель спортсмена-стрелка начального цикла подготовки определяется факторами, влияющими на эффективность подготовки. На данном этапе подготовки почти все факторы имеют большое значение.

Исследования, проведенные по созданию прогнозной модели спортсмена - стрелка 1 разряда, дали возможность определить, что большую значимость имеют такие факторы как: точность стрельбы, скорость перемещения, уровень развития силовой выносливости, уровень развития быстроты, интеллект, развитое воображение, нормативность поведения, высокий самоконтроль, уверенность в себе, время выполнения стрелкового упражнения. На данном этапе подготовки половина факторов имеет большое значение.

В результате создания модели стрелка-мастера мы выявили, что на эффективность подготовки мастера в большей степени влияют уровень развития скоростно-силовых качеств, уровень развития быстроты, уровень развития координационных и психомоторных качеств, интеллект, развитое воображение, уверенность в себе, точность стрельбы, время выполнения стрелкового упражнения.

На данном этапе спортивного совершенствования количество значимых факторов уменьшается, однако роль координационных и психомоторных качеств остается высокой и в подготовке мастеров спорта.

В результате пять факторов: качество выполнения технических действий, скоростносиловые качества, быстрота, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе - играли почти одинаковую роль в подготовке спортсмена-стрелка других квалификационных групп.

Анализ моделей, созданных посредством нейросети (которая обучалась по исследуемым различным положительным данным), позволяет затем определять динамику состояния спортсмена по многим критериям, делать многомерный анализ и прогноз о будущих спортивных результатах конкретного индивидуума.

Дальнейшая обработка моделей с помощью нейросети, которая является мощным инструментом поиска закономерностей, прогнозирования и качественного анализа позволила нам выбрать 17 факторов наиболее значимых при составлении модельных характеристик спортс-менов-стрелков высокого спортивного мастерства.

Для достоверности полученных данных с помощью нейронной сети анализировалось качество модели. Выявленные нами факторы были объединены следующим образом:

- факторы технико-тактического компонента подготовленности - обуславливают качество выполнения технических действий, эффективность передвижений, творческое использование базовой и индивидуальной техники, специальные знания по стрельбе;

- факторы психофизического компонента подготовленности - отражают уровень: скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты, силы, реакции на движущийся объект, концентрации внимания, быстроты принятия решения;

- факторы личностного компонента - показывают на: расслабленность, эмоциональную устойчивость, самоконтроль, целеустремленность, высокий интеллект, двигательную память и другие качества.

Выявленные факторы позволят в дальнейшем разрабатывать пути целенаправленного совершенствования учебно-тренировочного процесса для достижения спортивного мастерства.

Обращаясь к аналитической программе Deductor, мы выявили влияние вышеуказанных компонентов на достижения спортивных результатов в стрельбе.

Таким образом, анализ полученных данных позволил сделать вывод, что для достижения спортсменами - стрелками более высокого уровня спортивного мастерства вышеозначенные компоненты влияют наиболее существенно.

Следующим шагом становится определение степени очередности развития вышеуказанных компонентов в подготовке стрелков.

Задача данного шага решается с помощью нейросетей, которые самостоятельно устанавливают закономерности между исходными данными и заранее известными ответами и формируют внутренний алгоритм решения задачи. При моделировании процесса подготовки стрелков от начального цикла до цикла спортивного мастерства необходимо в первую очередь обратить внимание на развитие психофизических и личностных качеств, так как факторы данных компонентов являются более значимыми по отношению к другим, из чего следует, что развивать эти два компонента необходимо параллельно.

Следующим по значимости является развитие технико-тактического компонента.

Анализируя вышеизложенные материалы, мы приходим к выводу о том, что на различных этапах подготовки значимость показателей двигательной деятельности стрелков значительно изменяется. Если наиболее значимыми параметрами на этапе обучения является стабильность техники, уровень развития быстроты и координационных качеств, то на этапе совершенствования на первый план выходят скоростно-силовые качества, эффективность и активность деятельности. Исходя из этого, необходимо строить многолетний процесс подготовки квалифицированных стрелков с учетом преимущественной направленности и значимости факторов, обеспечивающих достижение модельных характеристик, значимость и вклад которых меняется во времени, и в зависимости от успешности спортсменов в практической стрельбе из пистолета.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Штоф В.А. Моделирование и философия. М., 1966.

2. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте: учебное пособие. М., 1984.

1. Shtof V.A. Modelirovanie i filosofiya. M., 1966.

2. Marishchuk V.L. Metodiki psikhodiagnostiki v sporte: textbook. M., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.