Научная статья на тему 'Разработка модели системы управления и защиты агропродовольственного рынка'

Разработка модели системы управления и защиты агропродовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА / ORGANISATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / AGROFOOD MARKET / STRATEGIC MANAGEMENT / GOVERNMENT REGULATION AND PROTECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышов Павел Геннадьевич

Представлена разработанная на основе исследования особенностей организационно-экономического механизма хозяйствования в АПК двухуровневая функциональная модель разделения ответственности между субъектами в системе управления и защиты агропродовольственного рынка. Ее отличительной особенностью является распределение функций не только между органами центрального управления, но и делегирование полномочий управления рынком на базовый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернышов Павел Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the two-level functional model of the division of responsibilities between the subjects in the system of management and protection of the agrofood market developed on the base of research of the organisational and economic mechanism of agribusiness management. Its distinguishing feature is the distribution of functions between the central government as well as delegation of authority to manage the market to the basic level.

Текст научной работы на тему «Разработка модели системы управления и защиты агропродовольственного рынка»

в

естник АПК

Ставрополья Экономика

-№ 3(11), 2013 -

УДК 338.26+364.2:613.2

123

Чернышов П. Г.

Chernyshov P. G.

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

DEVELOPMENT OF AGROFOOD MARKET MANAGEMENT AND PROTECTION MODEL

Представлена разработанная на основе исследования The article presents the two-level functional model of the di-

особенностей организационно-экономического механиз- vision of responsibilities between the subjects in the system of

ма хозяйствования в АПК двухуровневая функциональная management and protection of the agrofood market developed

модель разделения ответственности между субъектами в on the base of research of the organisational and economic

системе управления и защиты агропродовольственного mechanism of agribusiness management. Its distinguishing fea-

рынка. Ее отличительной особенностью является распре- ture is the distribution of functions between the central govern-

деление функций не только между органами центрального ment as well as delegation of authority to manage the market to

управления, но и делегирование полномочий управления the basic level. рынком на базовый уровень.

Ключевые слова: организационно-экономический Keywords: organisational and economic mechanism, agro-механизм, агропродовольственный рынок, стратегическое food market, strategic management, government regulation and

управление, государственное регулирование и защита. protection.

Чернышов Павел Геннадьевич -

аспирант кафедры экономики и финансов Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт Тел.: (928) 012-83-89 Е-таИ: chernyshov-pg@inbox.ru

Chernyshov Pavel Gennadyevich -

Ph.D. student of the Department of Economics and Finance

North Caucasus Humanitarian-Technical Institute

Tel.: (928) 012-83-89

Е-mail: chernyshov-pg@inbox.ru

Развитие глобализационных процессов и тенденций требует мобилизации усилий по созданию эффективных механизмов хозяйствования в АПК, способных синтезировать конкурентные преимущества и обладающих такими качествами, как системность, устойчивость функционирования, синергизм. Формируемая система управления должна обеспечивать условия рационального использования потенциала субъектов агробизнеса, отличаться гибкостью и восприимчивостью к инновационным трансформациям технологий в производстве и управлении. Результативность и устойчивость деятельности сельхозтоваропроизводителей обеспечивается максимальным учетом экономических условий, способностью к оптимизации имущественного потенциала и использованию ресурсной базы.

Роль организационно-экономического механизма управления в аграрной экономике заключается в установлении оптимальных пропорций развития производства и сбыта, повышении эффективности функционирования отраслей АПК и качества жизни сельского населения. Организационно-экономический механизм включает инструментарий, комплекс методов системы институционального управления, рычаги их осуществления, информационно-

законодательное и нормативно-правовое обеспечение регулирования и защиты экономических отношений субъектов агропродовольственного рынка.

Механизм управления организацией базируется на общих, или организационно-экономических, и частных, организационно-технических, принципах. Рыночные процессы, отличающиеся стохастическим характером протекания, вызывают, при грамотном их восприятии, организационные и иерархические изменения в работе предприятия, стимулируют совершенствование структурно-экономических взаимосвязей в системе управления организацией.

При построении «дерева целей» управления предприятием в конкретных условиях хозяйствования движущую роль играют действия, обусловленные разделением ответственности в зависимости от реализуемых функций управления. Последние, определяя задачи и содержание деятельности субъекта аграрного хозяйствования, должны иметь адекватный инструментарий ее осуществления в рамках организационного обособления.

К функциям управления, наиболее часто встречающимся в экономической литературе, относятся: планирование, организация, регулирование, координация и контроль. Классический подход функционального менеджмента по Анри Файолю показан на рисунке 1 [1].

^^"^И ЖР естеик АПК

ЖВ Ставрополья

научно-практическии журнал

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПО АНРИ ФАИОЛЮ

Функции

Предвидение и планирование как изучение будущего

Организация как материальное и кадровое структурное построение

Руководство как поддержание активности персонала

Координация как слаженная совместная работа, основанная на гармоничном объединении усилий

Контроль за соблюдением установленных правил и выполнением распоряжений

Принципы

Специализация Повышение квалификации кадров и продуктивности

Власть Право принятия управленческого решения и ответственность за его реализацию

Двусторонняя дисциплина Подчиненные должны следовать распоряжениям менеджера, обеспечивающим хорошее руководство

Единство команд

Каждый работник должен подчиняться лишь одному руководителю, чтобы не допускать конфликта при распоряжении

Единство направлений действий

Люди, занятые в одних сферах деятельности, должны иметь одинаковые цели

Подчинение индивиду альных интересов общим

Цели организации всегда первостепенны

Вознаграждение

Постоянное совершенствование системы стимулирования

Централизация или децентрализация

Выбор модели организации в зависимости от условий бизнеса и квалификации персонала

Скалярная цепочка Учет горизонтальных связей

Материальный порядок обеспечивает рациональное использование рабочего времени и материалов, социальный порядок реализуется на основе организации бизнеса и отбора персонала

Порядок

Справедливость —^ Сочетание доброты и справедливости

с сотрудниками

Стабильность пребывания в должности

Показатель успешности бизнеса зависит от времени и расходов, затраченных на обучение менеджменту

Инициатива

Предоставление возможности персоналу демонстрировать свою активность является источником силы организации

Дух корпорации

Воспитание духа нравственности у сотрудников

Рисунок 1 - Система управления предприятием по Анри Файолю

:№ 3(11), 2013!

Планирование как исходная функция управления предполагает принятие решения о том, что, как, кому и когда делать. Планирование в АПК разрабатывает задачи системы в целом и входящих в нее структурных элементов, направления и способы их решения. Текущий этап развития российской аграрной экономики актуализирует стратегическое планирование, являющееся центральным звеном стратегического управления. Остановимся на этом подробнее.

Центральными характеристиками стратегического управления являются: потенциал аграрной экономики и его конкурентные преимущества. Наиболее аргументированной нам представляется трактовка стратегического планирования профессором Э. А. Уткиным, который рассматривает его как особый вид практической деятельности, заключающийся в разработке прогнозов, проектов, программ, планов и предусматривающий обоснование таких стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечит их мобильное функционирование и адаптацию к условиям внешней среды в долгосрочной перспективе [2].

Реализация стратегии подкрепляется разработкой в рамках обозначенного горизонта тактических планов, временные отрезки которых позволяют с высокой степенью точности прогнозировать желаемые результаты. Такой подход соответствует пониманию стратегического планирования как платформы развития стратегического менеджмента и вполне согласуется с определением места функции планирования в механизме управления.

В структурах АПК стратегическое планирование как процесс детализации стратегии в форме тактических планов в качестве приоритетной цели ставит моделирование устойчивого развития продуктовых подкомплексов на основе обеспечения адаптивности и внедрения инноваций.

Функция организации включает материальное и кадровое структурное построение АПК, его подразделений и системы субъектов управления. Руководство как поддержание активности персонала направлено на объединение, увязку, интеграцию и стимулирование деятельности субъектов агропродовольственного рынка. Эффективность этой функции в механизме управления АПК повышается посредством рациональной организации рабочих мест; оптимального использования производственных ресурсов; регулярного повышения квалификации персонала; обеспечения занятости сельского населения; практической разработки и выполнения агроэкономических программ различного уровня.

Координирование как сбалансированная работа на основе согласования усилий исполнителей заключается в построении единой стратегии действий различных служб.

Посредством контрольной функции управления осуществляется наблюдение и проверка исполнения установленных правил и распоря-

жений. Ее реализация преследуют определенные цели, среди которых: оценка эффективности принятия управленческих решений и их выполнения; выявление отклонений и разработка корректирующих мероприятий в случае необходимости.

Специфический характер АПК как субъекта управления, заключающийся в зависимости от природно-климатических условий, территориальной рассредоточенности производства, в особенностях кругооборота капитала, необходимости разрешения противоречия между рисковым характером аграрной деятельности и жизненной необходимостью продуктов его производства, ставит задачу сочетания рыночных и государственных инструментов управления и регулирования при формировании механизма хозяйствования в отрасли.

Основными задачами государственного участия в механизме управления и защиты агропродовольственных рынков являются: формирование оптимального состава субъектов международных, межрегиональных и региональных продуктовых рынков и обеспечение их функционирования как равноправных контрагентов в глобальной экономической системе; разработка эффективной системы ценообразования, обеспечивающей стимулирование устойчивого спроса на сельскохозяйственное сырье и продовольствие и поддержание равновесного предложения продуктов агропродовольственного рынка; создание инновационной инфраструктуры как платформы эффективной деятельности структур АПК [3].

Механизм управления аграрным производством нуждается в грамотной модернизации на мезоуровне с точки зрения оптимизации размеров бюджетных вливаний для нивелирования непредсказуемости влияния конъюнктуры рынка. Направляемые на поддержание уровня прибыльности сельхозтоваропроизводителей ассигнования не в полной мере способствуют достижению ими финансового благополучия и критериального уровня безопасности на рынке продовольствия в целом. Помимо прямого финансирования, государство в своем арсенале имеет и правовые инструменты регулирования продовольственного рынка, для повышения действенности которых необходимо формирование нормативно-законодательного массива документов, дифференцированных по временному признаку осуществления государственной поддержки товаропроизводителей с учетом требований ВТО.

Обеспечение расширенного воспроизводства в сложившихся условиях возможно при комплексном и гибком сочетании форм государственной поддержки производства и защиты продуктового рынка. Кроме того, актуальным на современном этапе развития аграрной экономики является внедрение и косвенных методов управления, при которых государство не вмешивается в хозяйственную и финансовую деятельность производителей.

Ежеквартальный научно-практический журнал ^^^^^^^

Муниципалитеты

Синтез и корректировка экономико-правового обеспечения управления и защиты продуктовых рынков в направлении структурного и территориального сглаживания диспропорций

Разработка и реализация региональных целевых программ по обеспечению устойчивого функционирования АПК, оптимизация трансфертов в целях повышения эффективности производства и качества продукции агропродовольственного рынка

Л

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ РЫНКИ

Субъекты хозяйствования

(производители, переработчики, посредники)

I I

I ' ■

Потребители

Обеспечение непосредственной жизнедеятельности населения и продовольственной безопасности конкретных муниципальных образований

_____________

Разработка и реализация стратегических планов развития, направленных на обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции, внедрение инноваций в производство и управление, удовлетворение потребительского спроса в качественных продуктах питания и поддержание физической доступности продовольствия

Обеспечение платежеспособного спроса для поддержания экономической доступности продовольствия

Рисунок 2 - Модель разделения ответственности в системе управления и защиты агропродовольственного

рынка между его субъектами

Важнейшей задачей региональной социально-экономической политики выступает обеспечение физической и экономической доступности продовольствия в соответствии с медицински обоснованными нормами потребления, решение которой во многом зависит от уровня управляемости и защиты продуктовых рынков. В этой связи мы посчитали необ-

ходимым усовершенствовать существующую модель управления и защиты региональных продуктовых рынков с точки зрения сущностной структуры, для чего система представлена нами в виде функциональной двухуровневой модели (рис. 2) [4]. Отличительной особенностью разработанной модели является разделение уровней ответственности по субъектному признаку

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

:№ 3(11), 2013!

и распределение полномочии не только между органами центрального управления (федеральный, региональный, муниципальный), но и децентрализация функций управления рынком на базовый уровень (хозяйствующие субъекты, потребители).

Современную концепцию управления и защиты аграрного рынка следует также ориентировать на позитивный зарубежный опыт, используемый в развитых странах Запада и направленный на усиление социальной и экологической составляющих государственного участия, повышение доступности государственных средств для предприятий, нуждающихся в финансовом оздоровлении [5, 6]. Методы и формы воздействия государства на агропродоволь-ственный рынок используются в экономически развитых странах в зависимости от складывающейся конъюнктуры и отличаются комплексным учетом экономических и социальных проблем

фермеров, которым государство оказывает солидную финансово-кредитную поддержку.

Особое место в механизме управления отраслями сельского хозяйства отводится государственному регулированию аграрного производства, защите субъектов агропродо-вольственных и ресурсных рынков, контролю объемов производства, качества продукции, проведения природоохранных мероприятий (табл.).

Таким образом, зарубежная система государственного регулирования учитывает особое положение аграрного сектора экономики, выступающего в качестве фундамента продовольственной безопасности государства и обладающего определенным влиянием на его социально-экономическое положение.

Специфика сельскохозяйственного производства обусловливает необходимость дополнения рыночного механизма управляющими

Таблица - Зарубежный опыт государственного участия в управлении аграрным производством

Меры государственного воздействия Результат государственного воздействия

США

1) передача земли в аренду крупным фермерам повышение эффективности использования земельных ресурсов и общей экономической эффективности производства

2) применение целевых цен достижение стабильного уровня дохода сельскохозяйственного товаропроизводителя

3) создание корпорации по страхованию фермерского кредита хеджирование кредитных рисков

4) формирование системы залоговых цен страхование ценовых рисков

5) введение льготного режима налогообложения по налогу на имущество: в качестве налоговой базы используется нижний предельный размер стоимости имущества, ниже которого налогообложение не производится стимулирование расширенного воспроизводства и модернизации сельскохозяйственного производства

ЯПОНИЯ

1) снижение процентов по займам на модернизацию сельского хозяйства стимулирование технического и технологического перевооружения сельскохозяйственного производства

2) адаптивное планирование повышение действенности организационно-экономического управления субъекта аграрного хозяйствования

3) законодательное ограничение максимума землепользования по площади рациональное использование земельных ресурсов

СТРАНЫ ЕВРОСОЮЗА

1) применение погектарных субсидий в зависимости от зональности хозяйствования фермера выравнивание условий деятельности сельхозтоваропроизводителей

2) реализация ценовой политики, направленной на поддержку внутреннего рынка стимулирование объемов производства и потребления

3) установление льготного режима налогообложения по НДС для определенных групп продовольствия защита потребителей путем сглаживания подоходной дифференциации

научно-практическии журнал

региональный уровень

Министерство сельского хозяйства

районный

уровень

Комитет по сельскому хозяйству

4

I

местный уровень

Предприятие, организация

Крестьянское (фермерское) хозяйство

в Ы З О в ы

р е а к ц и я н а вызовы

Рисунок 3 - Иерархическая система управления агропромышленным комплексом на мезоуровне

воздействиями государства, участие которого в соответствующих требованиям времени формах является необходимым элементом моделей инновационного преобразования аграрной экономики. Эффективность ведения агробизнеса, устойчивость функционирования субъектов хозяйствования и способы их обеспечения должны являться предметом особого внимания государственных органов и в России.

Поскольку организационно-экономический механизм управления развитием региона призван создавать и эффективно использовать природные, производственные, финансовые, трудовые ресурсы, то его действие должно быть направлено на эффективную реализацию социально-экономической политики во всех отраслях и комплексах агропродовольствен-ной системы. Приоритетное значение в условиях функционирования в формате ВТО приобретают те подсистемы, которые обеспечивают территориальную производственную специализацию и формируют конкурентные преимущества [7]. Рассмотрим механизм управления развитием отраслей агроэкономики как сложную совокупность взаимодействующих элементов: финансово-экономическое планирование, государственное регулирование, реализация стратегических инициатив. Иерархия управления агропромышленным производством на мезоуровне представлена на рисунке 3 [8]. Орган управления направляет управляющие вызовы субъекту управления и получает ответ на него. Таким образом, современный процесс управле-

ния агропромышленным производством является сложной многоуровневой иерархической системой, подверженной комплексному воздействию внешних и внутренних факторов.

При этом для устойчивого развития агропромышленного комплекса существенную роль играют инструменты и методы инновационного управления. В процессе организационной структуризации механизма необходимо учитывать приоритетные цели и задачи развития отрасли, уровни и циклы системы управления, инновационный, инвестиционный и производственный аспекты социально-экономического потенциала.

Исходя из вышесказанного, считаем возможным предложить следующую схему экономического механизма управления развитием регионального АПК (рис. 4) [2, 7, 8].

Эффективность организационно-экономического механизма управления бизнес-процессами в аграрном секторе экономики определяется целевой направленностью, наличием действенного инструментария, учетом потребностей участников рынка, оценки их интересов и социально-экономического потенциала.

Государственное экономическое регулирование аграрного сектора направлено на решение задач обеспечения продовольственной безопасности страны путем повышения эффективности и устойчивости процессов воспроизводства сельскохозяйственной продукции и подчинено следующим принципам: приоритет самофинансирования сельхозто-

в

естник АПК

Ставрополья__Экономика

№ 3(11), 2013 ■

129

Методы и средства управления

Инновационный потенциал

Стратегические цели развития

Структура агропродовольственного рынка

Г

Интересы участников агропродовольственного рынка

Рисунок 4 - Организационно-экономический механизм управления бизнес-процессами

на агропродовольственном рынке

варопроизводителей при осуществлении воспроизводства по отношению к дополнительным государственным мерам по их поддержке и регулированию; реализация программно-целевого подхода к комплексному дифференцированному применению рыночных методов, приемов и инструментов, стимулирующего товаропроизводителей к интенсификации производства и повышению его эффективности [7, 9]. Формирование конкурентных преимуществ государства учитывает приоритетные цели механизма управления и защиты агро-продовольственного рынка.

Рыночная экономика как сложная социально-экономическая система развивается по законам самоорганизации в их специфическом проявлении, что требует четкого определения зон избирательного управления с учетом оценки бизнес-среды. Особое внимание при этом следует уделять поиску областей синергетического воздействия, позволяющих синтезировать действенные рычаги механизма самоорганизации с получением эффекта мультипликации в результате взаимодействия независимых элементов системы. Это создает стимулы для развития как непосредственно управляемых, так и сопряженных с ними сфер экономической деятельности, расширения совокупного спроса и повышения деловой активности. Величина управляющего воздействия, с одной стороны, ограничена

необходимым, а с другой - возможным с точки зрения наличия ресурсов уровнем регулирования. Системный подход к исследованию механизма управления развитием региональных продуктовых рынков учитывает разнообразные ситуации, в том числе и динамического характера, в частности, такие, когда незначительные трансформации во внешней среде провоцируют скачкообразные изменения параметров состояния объекта, что побуждает управляющую подсистему вносить корректировки в траекторию развития.

Таким образом, существующая настройка и структура организационно-экономического механизма управления в АПК в целом способствуют формированию благоприятного инвестиционного климата и рациональному использованию ресурсных возможностей системы. Механизм направлен на эффективную реализацию социально-экономической политики в отраслях и комплексах аграрной сферы, что, в свою очередь, требует постоянной корректировки основных тактических задач, касающихся совершенствования правовой системы регулирования аграрных отношений, оптимизации режимов налогообложения, внедрения механизма регулирования инвестиций, улучшения конкурентной рыночной среды, содействия занятости сельского населения и модернизации инфраструктуры.

Литература

1. Fayol H. General and Industrial Management, Pitman, 1949 / Translated by Constance Storrs from original Administration Industrielle et Generale, 1916.

References

1. Fayol H. General and Industrial Management, Pitman, 1949 / Translated by Constance Storrs from original Administration Industrielle et Generale, 1916.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

2. Стратегическое планирование / под ред. Э. А. Уткина. М. : Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭКМОС», 2004. 478 с.

3. Агаркова Л. В., Гурнович Т. Г, Берула-ва О. С. Обеспечение устойчивости воспроизводственного процесса в растениеводстве // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2010. № 2. С. 126-130.

4. Левин С. Л. Экономические инструменты регулирования рынка зерна в политике обеспечения продовольственной безопасности России : дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2013. 378 с.

5. Агаркова Л. В., Чернышов П. Г Государственное регулирование как основа формирования конкурентного зернового сегмента агропродовольственного рынка // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». Майкоп : Изд-во АГУ, 2012. Вып. 4 (111). С. 173-179.

6. Тлишева Н. А. Государственное регулирование воспроизводственных процессов в аграрном секторе экономики : дис. . канд. экон. наук. Краснодар, 2013. 212 с.

7. Чернышов П. Г. Организационно-экономический механизм управления бизнес-процессами в аграрном секторе экономики : материалы Международной НПК «Аграрная наука, творчество, рост». Т. 1. Перспективы развития учетно-аналитической работы на предприятиях различных отраслей экономики. Ч. 2. Ставрополь : АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2013. 292 с. С. 142-151.

8. Амандурдыев Х. Д., Гурнович Т. Г. Совершенствование механизма управления агропромышленным комплексом. Ставрополь : Ставролит, 2011. 140 с.

9. Агаркова Л. В., Гурнович Т. Г., Безлеп-ко А. С. Проблемы обеспечения устойчивого развития аграрной сферы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». Майкоп : Изд-во АГУ. 2011. № 3. С. 100-104.

2. Strategic planning / Edited by Utkin E. A. M: Association of Authors and Publishers «TANDEM». Publishers «Ekmos». 2004. 478 p.

3. Agarkova L. V., Gurnovich T. G., Berulava O. S. Ensuring the sustainability of the reproductive process in plant growing // Bulletin of Adyghe State University. Series «Economy». Maikop: ASU publishing house., 2010. № 2. P. 126-130.

4. Levin S. L. Economic instruments grain market regulation policy to ensure food security in Russia: Doctor thesis in Economics. Science. St. Petersburg., 2013. 378 p.

5. Agarkova L. V., Chernyshov P. G. State regulation as a basis of competitive agrofood segment of the grain market // Bulletin of Adyghe State University. Series «Economy». Maikop: ASU publishing house. № 4. P. 173180.

6. Tlisheva N. A. State regulation of reproduction processes in the agricultural sector: Ph.D. thesis in Economics. Krasnodar, 2013. 212 p.

7. Chernyshov P.G. Organizational economic mechanism of business processes management in the agricultural sector: materials of the International SPC «Agricultural science, creativity, growth» V.1. Prospects for the development of accounting and analytical work in different branches of the economy. Part 2. Stavropol Agrus Stavropol State Agrarian University Press, 2013. 292 p. P. 142-151.

8. Amandurdyev H. D., Gurnovich T. G. Improving the management of agribusiness mechanism. Stavropol: Stavrolit, 2011. 140 p.

9. Agarkova L. V., Gurnovich T. G., Bezlep-ko A. S. Problems of sustainable development of the agrarian sector // Bulletin of Adyghe State University. Series «Economy». Maikop: ASU publishing house, 2011. № 3. P. 100-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.