Научная статья на тему 'Разработка инструментария укрепления продовольственной безопасности'

Разработка инструментария укрепления продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / FOOD SECURITY / AGRICULTURAL AND FOOD MARKETS / FARM POLICY / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агаркова Любовь Васильевна, Гурнович Татьяна Генриховна, Агарков Андрей Викторович

Исследование посвящено разработке методики оценки продовольственной безопасности на основе системы мониторинга уровня показателей ее состояния, что позволит создать эффективный механизм государственного регулирования и стратегического инвестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агаркова Любовь Васильевна, Гурнович Татьяна Генриховна, Агарков Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research is devoted to the development of estimation technique of food security based on monitoring system of the level of its performance, which will create an effective mechanism of state regulation and strategic investment.

Текст научной работы на тему «Разработка инструментария укрепления продовольственной безопасности»

в

естник АПК

Ставрополья Экономика

-№ 3(11), 2013 -

УДК 338.26+364.2:613.2

87

Агаркова Л. В., Гурнович Т. Г., Агарков А. В.

Agarkova L. V., Gurnovich T. G., Agarkov A. V.

РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

DEVELOPMENT OF TOOLS TO IMPROVE FOOD SECURITY

Исследование посвящено разработке методики оценки The research is devoted to the development of estimation

продовольственной безопасности на основе системы мо- technique of food security based on monitoring system of the

ниторинга уровня показателей ее состояния, что позволит level of its performance, which will create an effective mecha-

создать эффективный механизм государственного регули- nism of state regulation and strategic investment. рования и стратегического инвестирования.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, Keywords: food security, agricultural and food markets,

агропродовольственный рынок, аграрная политика, госу- farm policy, state regulation. дарственное регулирование.

Агаркова Любовь Васильевна -

доктор экономических наук, профессор кафедры

финансов, кредита и страхового дела

Ставропольский государственный

аграрный университет

Тел.: (8652) 28-63-84

Е-таИ: alv23@mail.ru

Гурнович Татьяна Генриховна -

доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента и банковского дела Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: (8652) 71-05-94 Е-т^1: gurnovich@inbox.ru

Агарков Андрей Викторович -

стажер кафедры экономики и финансов общественного сектора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Тел.: (8652) 28-63-84 Е-т^1: alv23@mail.ru

Agarkova Lubov Vasilyevna -

Doctor of Economic,

Professor of the Department of Finance, Credit and Insurance Stavropol State Agrarian University Tel.: (8652) 28-63-84 Е-mail: alv23@mail.ru

Gurnovich Tatyana Genrikhovna -

Doctor of Economic, Professor of the Department of Financial Management and Banking Business Stavropol State Agrarian University Tel.: (8652) 71-05-94 Е-mail: gurnovich@inbox.ru

Agarkov Andrey Viktorovich -

Intern of the Department of Economics

and Public Finance of the Russian Academy

of National Economy

and Public Administration

under the President of the Russian Federation

Tel.: (8652) 28-63-84

Е-mail: alv23@mail.ru

Продовольственную безопасность следует рассматривать в качестве сущностной характеристики агропро-довольственного комплекса, способной поддерживать соответствующие критерии жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение перерабатывающих отраслей экономики, реализацию государственных интересов на мировом рынке продовольствия.

Стабильность и устойчивость развития агропромышленного комплекса создает гарантированные условия для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, сдерживает дестабилизирующие факторы, что способствует саморазвитию и прогрессу агро-продовольственной сферы.

Создание благоприятного инвестиционно-инновационного климата, внедрение новых технологий в производство продовольствия, обновление и реконструкция материально-

технической базы, повышение уровня кадрового потенциала сельского хозяйства и перерабатывающей сферы - суть факторы обеспечения конкурентоспособности и расширенного воспроизводства в АПК.

Продовольственная независимость не носит абсолютного характера ввиду происходящих процессов глобализации мировой экономики и повышения степени ее открытости. Она сводится к осуществлению контроля над использованием внутренних продовольственных ресурсов и обеспечением конкурентоспособности продовольственной продукции на основе роста производства и повышения его эффективности, что способствует интеграции в мировую торговлю, кооперации и инновационному обмену.

Как показали наши исследования [1, 2, 3, 4], к внутренним угрозам продовольственной безопасности России относятся: несоответствие потребления продовольствия населением физиологическим нормам; значительная

Ж™1^™^..» *>естеик АПК

ЖВ Ставрополья

научно-практическии журнал

дифференциация доходов населения; высокий уровень бедности; низкое качество жизни; значительная дифференциация по уровню жизни; технико-технологическая отсталость ресурсно-производственного потенциала агропромышленного комплекса; необходимость повышения конкурентоспособности отечественного продовольствия. Среди внешних угроз отмечаем продовольственную импортозависимость страны. В этой связи возникает необходимость выявления резервов и систематизации факторов повышения конкурентоспособности продовольственных товаров в условиях открытой экономики и устойчивости отечественной агропродовольственной системы, и, в конечном итоге, формирования системы обеспечения продовольственной безопасности государства.

По результатам исследования ресурсного потенциала агропродовольственной системы Ставропольского края нами выявлены основные проблемы [1,2], сдерживающие ее устойчивое развитие и поддержание безопасного уровня конкурентоспособности и потребления. В экономике Ставропольского края агропромышленный комплекс играет определяющую роль ввиду аграрной ориентации края. Материально-техническая база сельского хозяйства России и региона морально устаревает, физически изнашивается и сокращается. В этой связи, а также в связи с действием объективных факторов, характеризующих продовольственный рынок, в частности сезонность и неравномерность распределения сельскохозяйственной продукции, возникает необходимость формирования и поддержки резервов мощностей производства и переработки в целях компенсации потерь от их недостаточного использования в неблагоприятные годы за счет эффективной переработки сырья в урожайные годы. Перерабатывающие мощности пищевой промышленности целесообразно ориентировать на максимальные урожаи. На наш взгляд, кооперация, специализация и интеграция на основе формирования кластерных структур являются действенными инструментами обеспечения продовольственной безопасности отраслей и подкомплексов агросистемы. В частности, актуализируется рационализация территориально-продуктовых схем размещения оптовых баз, складов, хранилищ, элеваторов в направлении взаимодействия субъектов интеграции.

В этой связи оптимальной альтернативой и локомотивом развития региональных агроэко-номик является обоснование вектора создания кластерных объединений посредством идентификации определяющих связей в агропродо-вольственных системах.

Кластерный подход, на наш взгляд, является институциональным императивом укрепления продовольственной безопасности на базе создания прочных интеграционных взаимосвязей и использования концептуальных прин-

ципов инновационной агропромышленной политики в целях формирования конкурентных преимуществ в условиях повышения уровня открытости экономики. Роль государства в кластерном развитии состоит в обеспечении благоприятных условий для функционирования предприятий-интеграторов. К стимулирующим факторам, на наш взгляд, в первую очередь, следует отнести инвестиции на цели внедрения прогрессивных технологий и формирование инновационного ядра кластера, что позволит наладить выпуск конкурентоспособной продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. Оценка конкурентоспособности продовольственной сферы экономики включает в себя группы характеристик социально-экономического, инновационного, инвестиционного, институционального и внешнеторгового потенциала, обеспечивающих согласованность устойчивого развития в направлениях соответствия сырья и производственных мощностей потребностям и современным требованиям научно-технического прогресса.

Выявленные тенденции и закономерности интеграционного управления системой резервов обеспечения конкурентоспособности предприятий продовольственного комплекса способствуют снижению негативных колебаний рыночной конъюнктуры и обеспечению сбалансированного функционирования экономических субъектов в условиях открытой экономики и усугубления угроз.

Как показывают подтвержденные мировым опытом исследования, обеспечение продовольственной безопасности гарантирует независимость государства, выступает фактором повышения стабильности в обществе, достижения целей социально-экономического развития. Укрепление продовольственной безопасности, на наш взгляд, представляет собой совокупность социально-экономических процессов структуризации и интеграции, обусловленных эффективными инвестиционными вложениями в новые экономичные и технологии и производства.

В соответствии с целевой программой по преодолению бедности в Ставропольском крае предусмотрены мероприятия по усилению адресности государственной социальной помощи остро нуждающимся жителям края. В качестве индикатора бедности можно использовать показатели потребительских расходов и их структуры. Эти показатели достаточно хорошо отражают фактический уровень жизни тех или иных групп домохозяйств. Исходя из этого подхода, бедным может считаться гражданин или домохозяйство, в структуре расходов которого превалирует доля расходов на товары первой необходимости в целом и, в первую очередь, на продовольствие. Помощь малообеспеченным гражданам осуществляется через государственную систему социальной защиты. Распространенной формой государственной

в

:№ 3(11), 2013!

Экономика

89

поддержки населения являются государственные пособия семьям, имеющим детей.

Таким образом, эффективная интеграция агропродовольственного комплекса в национальное хозяйство должна базироваться на оптимизации соотношений между потребительским спросом и объемом производимой продукции, а также межотраслевыми затратами. В свою очередь, потребительский спрос зависит от изменения среднедушевого реального дохода населения с учетом его реальных расходов, определяемых в значительной степени угрозой голодания, безопасным уровнем калорийности, потребления питательных веществ, долей продуктов питания и в том числе относительно эластичных продуктов питания в душевых потребительских расходах. Природа возникновения элементов системы продовольственной безопасности включает в себя социально-демографическую и экологическую составляющие, инвестиционную привлекательность объекта, его интеграционную способность и инновационную восприимчивость.

Растущие требования по ускорению научно-технического прогресса, обусловленные инновационными аспектами социально-экономического развития агропродовольственной системы, усиление влияния государства в обеспечении продовольственной безопасности страны предполагают необходимость формирования адекватного хозяйственного механизма, основанного на принципах проблемно-ориентированного управления. Одна из основных его задач состоит в реструктуризации сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий с целью повышения конкурентоспособности продовольствия в условиях открытой экономики и экономного, эффективного использования природно-климатического потенциала.

Переход от реактивного стиля управления к активному предотвращает проявление на практике противоречий и дисбаланса, поскольку его реализация основана на научном прогнозировании и мониторинге уровня продовольственной безопасности региональной агросистемы.

Инновационно-инвестиционная стратегия обеспечения продовольственной безопасности предполагает комплексное применение наукоемких резервов в органи-заци онно-управленческой, социально-экономической и технико-экологической сферах деятельности предприятий и должна, на наш взгляд, включать следующие основные направления развития: модернизацию производственного потенциала предприятий продовольственного комплекса, а также систем снабжения сельскохозяйственным сырьем и сбыта готовой продукции; институциональное обеспечение поддержки и кооперирования сельхозтоваропроизводителей, в том числе малых инновационных предприятий и венчурного бизнеса; ориентацию на повышение конкурен-

тоспособности и импортозамещение, интеграцию и привлечение иностранного капитала; обеспечение социально-экологической безопасности; совершенствование нормативно-законодательной базы; организацию управления проектами, проведения их экспертизы, отбора и утверждения; финансовое, научное, кадровое, информационно-консультативное и аутсорсинговое обеспечение.

Решающую роль в осуществлении мер продовольственной безопасности при инновационно-инвестиционной модернизации играет государство. Механизм государственного управления научно-инновационным потенциалом агропродовольственного рынка предполагает поддержку прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских исследований, направленных на устойчивое расширение производства и обеспечение конкурентных преимуществ.

Важным условием повышения конкурентоспособности отечественного продовольствия и, как следствие, уровня продовольственной безопасности в целом является адаптивность региональных пропорций агропродоволь-ственных систем к открытости экономики. Для определения перспектив развития предприятий в условиях вхождения России в мировое сообщество необходима комплексная оценка их внешнеэкономических связей на основе структурной организации параметров по следующим группам мероприятий: целевые, организационные, информационные, аналитические и результативные.

Предлагаемый методический подход призван решить конкретные задачи: определение стратегических целей, выбор тактических приемов реализации мероприятий в сфере внешнеэкономической деятельности предприятий агропродовольственной системы с учетом согласованности действий между микро-, мезо- и макроуровнями; оценка адаптивных способностей, потенциала внешнеэкономических связей и уровня их использования субъектами рынка; разработка, мониторинг и корректировка программ экспортных поставок и импортозаме-щения, привлечения иностранного капитала и технологий в агропродовольственную систему; осуществление агропромышленной кластеризации и координации действий во внешнеэкономической сфере [1, 2].

Обозначенные задачи позволяют считать данный подход универсальным инструментом управления продовольственной безопасностью и делают его применимым при разработке стратегии внешнеэкономического развития интегрированных комплексов.

Методика оценки продовольственной безопасности (рис. 1) позволит создать эффективную систему мониторинга уровня показателей ее состояния с целью разработки механизма государственного регулирования и стратегического инвестирования.

90

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

В

Рис. 1. Методика оценки уровня продовольственной безопасности

При этом формируемая государственная политика обеспечения безопасности аг-ропродовольственного рынка базируется на выявленных инновационных приоритетах в соответствии с пороговыми критериями продовольственной безопасности и включает: обеспечение должной законодательной базы инвестиционной деятельности; создание инвестиционной инфраструктуры и информационных баз данных; эффективные схемы продвижения и реализации инвестиционных проектов; использование прогрессивных технологий и материально-технического обеспечения производства, переработки и распределения сельскохозяйственного сырья и продовольствия; совершенствование системы подготовки и переподготовки менеджеров

различных иерархий, специалистов и работников продовольственной сферы.

На рисунке 2 представлена система формирования государственной политики обеспечения продовольственной безопасности. Модернизационный этап государственной политики является переходным между восстановительным и инновационно-инвестиционным типами экономического развития. Приоритеты государственного регулирования в обеспечении продовольственной безопасности, на наш взгляд, предполагают институциональное развитие агропродовольственной сферы, инновационно-техническое перевооружение, реконструкцию и реструктуризацию, ресурсное обеспечение. К институциональным изменениям, формирующим условия для

ЗАДАЧИ

выход на мировой рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

обеспечение населения качественным продовольствием; устойчивое развитие предприятий агропродовольственной системы

ПУТИ РЕШЕНИЯ

обеспечение конкурентных преимуществ отечественного продовольствия на внутреннем и мировом рынках; модернизация и реструктуризация предприятий агропродовольственной системы;

разработка и реализация государственных целевых программ поддержки агропродовольственного рынка; совершенствование механизма долгосрочного кредитования сельхозтоваропроизводителей; развитие рынка агроинноваций

Формирование ядра агропродовольственного рынка на основе определения приоритетов устойчивого развития производства и повышения конкурентоспособности отечественной продовольственной продукции

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Государственное регулирование агропродовольственного рынка

Определение секторов агропродовольственной системы, подлежащих модернизации и реструктуризации

_

Институциональное развитие

ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

I). Ресурсное обеспечение

Инновационно-технологическое перевооружение, реконструкция и реструктуризация

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ правотворческая правоприменительная правоохранительная организационная

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ

I

ПРЯМАЯ БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды

КОСВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ценовое вмешательство на рынке продовольствия компенсация издержек сельхозпроизводителей содействие развитию рынка

содействие развитию производственной инфраструктуры

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ

I - ~

МОДЕРНИЗАЦИЯ АПК

Формирование системы государственных (региональных) институтов, банков развития, фонда поддержки отечественного экспорта, агентства по страхованию инвестиций

I) ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

СТРУКТУРНАЯ

Приоритетное развитие экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей; интеграция; диверсификация, кластеризация

Развитие инновационной деятельности в сфере производства, маркетинга и управления; организационно-технологическая, экономическая и эксплуатационная подготовка производства; ориентация на производство экологически чистой продукции

Рис. 2. Формирование государственной политики обеспечения продовольственной безопасности на основе концепции модернизации АПК

СО

Ж™1^™^..» *>естеик АПК

ЖВ Ставрополья

научно-практическии журнал

модернизации АПК, относятся изменения макроэкономических условий функционирования агропродовольственного рынка, в том числе и нормативно-правового характера, субъектного состава системы управления, стимулирующих рычагов и инструментов. Инновационные сдвиги направлены на получение социально-экономического эффекта за счет грамотного использования интеллектуального потенциала. В результате фундаментальных и прикладных научных исследований создаются высокие технологии и наукоемкая продукция, обеспечивается на этой основе устойчивый рост объемов производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Выявление основных рычагов воздействия позволяет воздействовать на индикаторы производства, разрабатывать и апробировать пилотные проекты для их последующего широкого внедрения [1, 3].

Роль государства в осуществлении стратегии модернизации трудно переоценить, поскольку ограниченность организационных и финансовых технологий роста в условиях рецессии снижает возможности перехода к инновационному этапу развития, а снять эти ограничения в состоянии только государство. Институционально-правовое обеспечение деловой активности в продовольственной сфере направлено на рост стоимости активов субъектов хозяйствования, структурную оптимизацию экономики за счет снижения сырьевой ориентации, диверсификации и увеличения доли инновационных отраслей или отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью как катализаторов экономического развития.

Участие государства в этом процессе реализуется различными методами - от традиционных инструментов регулирования до внедрения инновационных методов стимулирования институционального развития. Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему в формах субвенций, дотаций, субсидий, кредитов, ссуд.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, субвенция представляет собой фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция используется в течение оговоренного срока для выполнения конкретных целей. Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов [5].

К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозтоваропроизводителей путем прямых государственных компенсаций; платежи при

ущербе от природных катаклизмов и реализации прочих рисков. К числу мер косвенного государственного регулирования АПК относятся: ценовое вмешательство посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот, тарифов, налогов на экспорт и импорт продовольствия; компенсационные выплаты по издержкам на приобретение средств производства; содействие развитию рынка и производственной инфраструктуры, предусматривающее выделение субсидий на разработку и реализацию целевых комплексных программ, строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивацию земель, содействие созданию фермерских ассоциаций [4].

Бюджетный кредит как форма финансирования бюджетных расходов предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда предоставляется другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года [5].

Формы государственного регулирования выражают действия государственных органов по обеспечению деятельности сельскохозяйственных организаций, оптимизации их структуры. Формы деятельности органов государственного регулирования взаимозависимы и предполагают системный подход к их использованию. Правотворческая деятельность - это деятельность уполномоченных органов государства, законодательной и исполнительной власти по изданию соответствующих правовых актов относительно сельскохозяйственной деятельности. Сущность правоприменительной деятельности заключается в реализации в конкретных условиях государственной политики с помощью соответствующих способов. Цель организационных действий государства на агропродоволь-ственном рынке состоит в обеспечении эффективной деятельности сельского хозяйства и связанных с ним отраслей.

Таким образом, государственная политика обеспечения безопасности агропродо-вольственного рынка должна базироваться на выявленных инновационных приоритетах в соответствии с пороговыми критериями продовольственной безопасности и включает: обеспечение должной законодательной базы инвестиционной деятельности; создание инвестиционной инфраструктуры и информационных баз данных; эффективные схемы продвижения и реализации инвестиционных проектов; использование прогрессивных технологий и материально-технического обеспечения производства, переработки и распределения сельскохозяйственного сырья и продовольствия; совершенствование системы подготовки и переподготовки менеджеров различных иерархий, специалистов и работников продовольственной сферы.

в

:№ 3(11), 2013!

Экономика

Литература

1. Агарков А. В. Экономическая безопасность: продовольственный аспект. Ставрополь : Ставролит, 2012. 160 с.

2. Агаркова Л. В., Гурнович Т. Г., Безлеп-ко А. С. Проблемы обеспечения устойчивого развития аграрной сферы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». Майкоп : Изд-во АГУ, 2011. № 3. С. 100-104.

3. Агаркова Л. В., Гурнович Т. Г., Берула-ва О. С. Обеспечение устойчивости воспроизводственного процесса в растениеводстве // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2010. № 2. С. 126-130.

4. Агаркова Л. В., Чернышов П. Г. Государственное регулирование как основа формирования конкурентного зернового сегмента агропродовольственного рынка // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. Майкоп : Изд-во АГУ, 2012. № 4. С. 173-180.

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 31 июля 1999 г. №145. М. : Издательство НОРМА, 2008. 160 с.

93

References

1. Agarkov A. V. Economic security: the food aspect. Stavropol : Stavrolit, 2012. 160 p.

2. Agarkova L. V., Gurnovich T. G., Bezlep-ko A. S. Problems of sustainable development of the agrarian sector // Bulletin of Adyghe State University. Series «Economy». Maikop : ASU publishing house, 2011. № 3. P. 100-104.

3. Agarkova L. V., Gurnovich T. G., Berulava O. S. Ensuring the sustainability of the reproductive process in plant growing // Bulletin of Adyghe State University. Series «Economy». Maikop : ASU publishing house, 2010. № 2. P. 126-130.

4. Agarkova L. V., Chernyshov P. G. State regulation as a basis of competitive agri-food segment of the grain market // Bulletin of Adyghe State University. Series «Economy». Maikop : ASU publishing house. № 4. P. 173180.

5. The Budget Code of the Russian Federation: the Federal Law of 31 July 1999 № 145. Moscow : Publishing Norma, 2008. 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.