Научная статья на тему 'Разработка модели оценки инновационной активности хозяйствующего субъекта'

Разработка модели оценки инновационной активности хозяйствующего субъекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МАТРИЦА / ПРЕДЕЛ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ / INNOVATION ACTIVITY / MATRIX / LIMIT OF INNOVATION ACTIVITY / ASSESSMENT MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимьев А. С., Борисов А. Н.

В статье рассматривается матрица сравнительной оценки инновационной активности хозяйствующего субъекта и инновационных запросов рынка средств пожаротушения, формирование модели комплексной оценки инновационной активности хозяйствующего субъекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL DEVELOPMENT OF ASSESSMENT OF INNOVATION ACTIVITY OF ECONOMIC SUBJECT

The article examines the matrix of comparative assessment of innovation activity of economic subject and innovation inquires of fire-extinguishing means market, model development of complex assessment of innovation activity of economic subject

Текст научной работы на тему «Разработка модели оценки инновационной активности хозяйствующего субъекта»

УДК 338.45.01

Экономика и управление

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

А.С. Ефимьев, А.Н. Борисов

В статье рассматривается матрица сравнительной оценки инновационной активности хозяйствующего субъекта и инновационных запросов рынка средств пожаротушения, формирование модели комплексной оценки инновационной активности хозяйствующего субъекта

Ключевые слова: инновационная активность, матрица, предел инновационной активности модель оценки

В современных условиях предприятия, в которых активно занимаются инновационной деятельностью, получают более высокие доходы и быстрее растут. В секторах экономики с высокой конкуренцией предприятия для выживания и роста бизнеса вынуждены искать наилучший способ удовлетворения потребностей клиентов, выводя на рынок продукты, которые представляют собой новую ценность. Ценность представляет собой характеристику продукта или услуги, определяемую его качеством и уникальностью, способностью и степенью удовлетворения

потребителя. Таким образом, инновации

становятся ключевым фактором роста, прибыльности и конкурентоспособности бизнеса [2].

Введем коэффициент инновационной

активности предприятия:

где Какт(дин) — коэффициент динамики инновационной активности хозяйствующего

субъекта;

Nное. — новое состояние измеряемой

характеристики производимого товара, оказываемой услуги, технологии или системы управления хозяйствующего субъекта;

N0^. — состояние характеристики

производимого товара, оказываемой услуги, технологии или системы управления субъекта до её изменения;

Д4™ — конкурентоспособное время, в течение которого создание инновации и её использование является актуальным.

В целях соответствия процессов развития фирмы и вносимых руководством изменений потребностям рынка необходимо проводить сравнительную оценку инновационной активности хозяйствующего субъекта и инновационных запросов рынка. Для этого предлагается использовать матрицу сравнительной оценки инновационной активности хозяйствующего

Ефимьев Алексей Сергеевич - ВГАСУ, аспирант, тел. 8-920-215-08-88

Борисов Алексей Николаевич - ВГАСУ, д-р экон. наук, профессор, тел. 8-920-229-04-41

субъекта и инновационных запросов рынка, представленную в табл. 1.

Условные обозначения:

Д^ — инновации, имеющие востребованность на рынке;

Д^ — инновации, на создание которых организация имеет все необходимые ресурсы;

Д^ —время реализации конкурентоспособных (не отстающих от потребности рынка) инноваций;

ДЪ — время, в течение которого рассматриваемая организация способна создать востребованную на рынке инновацию.

В предложенной матрице сравнительной оценки инновационной активности

хозяйствующего субъекта и инновационных запросов рынка

возможны девять различных ситуаций [1]:

1. предприятие не может предоставить рынку требуемые инновации, то есть создание инновационного продукта (услуги) невозможно;

2. предприятие способно создать иннова-

ционный продукт (услугу), но не в состоянии конкурировать с рынком по критерию времени создания продукта, так как создание

инновационного продукта (услуги) экономически не выгодно;

3.создаваемый предприятием инновационный продукт (услуга) аналогичны среднему предложению рынка, поэтому требуются дополнительные издержки на рекламную деятельность для привлечения внимания к продукту (услуге);

4. создание инновационного продукта, который может быть не востребованным и воспринятым на рынке;

5. наиболее благоприятная ситуация для создания инновационного продукта, когда время создания продукта превышает рыночное, а инновационная ценность продукта больше или равна среднерыночной;

6. создание инновационного продукта, который может быть не востребованным и воспринятым на рынке, но при этом обладающего потенциалом создания нового рынка;

7. создание продукта, который может быть скопирован и улучшен конкурентами;

8. создание инновационного продукта, который может быть не воспринят рынком;

9. создание инновационного продукта, воспринятым

который может быть не востребованным и

на рынке

Таблица 1

Матрица сравнительной оценки инновационной активности хозяйствующего субъекта и инновационных _______________________________запросов рынка средств пожаротушения__________________________________

ДК>Шо ЛЫр=ЛЫо | ЛЫр<ЛЫо | ЛЫр<<ЛЫо

Дір >А1о Создание инновационного продукта или услуги компанией не представляется возможным Создание нового продукта или услуги компанией не оправдано экономической эффективностью

11 Д Ді рі і О Создание инновационного продукта или услуги грозит компании потерять свои позиции на рынке (экономически опасно)

Дір <Д1о Создание инновационного продукта или услуги экономически целесообразно и рыночно перспективно Создание инновационного продукта или услуги грозит компании потерять свои позиции на рынке (экономически опасно), но рыночно перспективно

Дір< <Д1о Создание инновационного продукта или услуги точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры нецелесообразно экономически Создание инновационного продукта или услуги грозит компании потерять свои позиции на рынке (экономически опасно), но рыночно перспективно Создание инновационного продукта или услуги точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры нецелесообразно экономически

Представим инновационную активность хозяйствующего субъекта на рынке средств пожаротушения в виде совокупности трёх

элементов, к которым относятся персонал, менеджмент, структура управления и внутренняя среда организации. Инновационность указанных трёх элементов предприятия по-разному влияют на выше предложенный обобщающий коэффициент инновационной активности хозяйствующего субъекта:

а) внутренняя среда влияет на время инновационной разработки,

б) персонал на количество предложений инновационных разработок,

в) менеджмент имеет возможность оказывать влияние на оба названных параметра.

Таким образом, обобщающий коэффициент инновационной активности хозяйствующего субъекта можно переписать в следующем виде:

где ЛНмен — количество инновационных разработок, полученное от результатов работы элемента, отвечающего за персонал,

ЛНперс — количество инновационных разработок, полученного в результате повышения эффективности работы персонала,

Л1кон — время, необходимое на создание конкурентоспособной инновации,

Л1мен — преимущество во времени, которое получается с помощью эффективной работы управленческого элемента,

Л1внс — преимущество во времени, которое получает организация полученный с помощью создания эффективной внутренней среды. Как видно из формулы, изменение работы управленческого элемента одновременно воздействует на количество инновационных разработок и на время их создания, а изменение в персонале или внутренней среде — только на один из элементов инновационной активности хозяйствующего субъекта. На практике данная зависимость подтверждается тем, что

внутренняя среда или персонал сами по себе не могут стать основой высокой и эффективной инновационной активности хозяйствующего

субъекта, в отличие от эффективной системы управления.

Рассмотрим возможные комбинации значений элементов обобщающего коэффициента

инновационной активности хозяйствующего

субъекта на рынке средств пожаротушения. Для этого необходимо проанализовать показатели инновационной активности предприятия Кпр и среднюю инновационную активность предприятий - конкурентов Крын, делящих с ним рынок, и составляющих этих показателей. Возможны четыре варианта:

1) Кпр << Крын Данная ситуация означает,

что инновационная активность предприятия низкая и гораздо меньше средней инновационной активности предприятий - конкурентов, поэтому рассматриваемого производителя можно отнести к категории нишевого производителя

2) Кпр < Крын или Кпр ~ Крын

Данное ситуация показывает, что инновационная активность рассматриваемого хозяйствующего субъекта неэффективна, и компания может путём

_ А А 1&рс А^-А^-А^

оптимизации и улучшений своей деятельности попытаться увеличить свою инновационную активность.

3) Если ЛНр < ЛНрЬШ при сопоставимых Л^ то необходимо обратить особое внимание на систему менеджмента и персонал предприятия, а при сопоставимых ЛН и Л^ > Лtрын на систему менеджмента и внутреннюю среду.

4) Кпр > Крын Инновацио нная акт ив но сть рассматриваемого хозяйствующего субъекта эффективна. Повышение инновационной активности необходимо проводить в эволюционном ключе, для закрепления своей позиции на рынке и увеличения отрыва от предприятий - конкурентов.

5) Кпр >> Крын В данном случае инновационная активность рассматриваемого хозяйствующего субъекта на рынке средств пожаротушения существенно превосходит среднюю инновационную активность производителей одного рынка, что может свидетельствовать о том, что компания предлагает продукт (услугу), в котором нет потребности на рынке. В этом случае необходимо эффективное и результативное управление и создание спроса, создания нового рынка с помощью прорывного продукта, поскольку в противном случае компания будет затрачивать неоправданно большие средства на инновационную деятельность и предлагать при этом продукт с характеристиками, которые пока ещё не востребованы на рынке.

Для разграничения этих ситуаций необходимо ввести понятие «предел инновационной активности хозяйствующего субъекта».

Предел инновационной активности хозяйствующего субъекта — это максимально возможное значение коэффициента инновационной активности предприятия.

По отношению к предприятию можно выделить два важных предела инновационной активности:

а) внутренний предел инновационной активности хозяйствующего субъекта (обозначим Ьпр ) — это предел инновационной активности хозяйствующего субъекта, то есть максимально возможное значение инновационной ценности создаваемого продукта (услуги), которые может предложить рынку изучаемое предприятие;

6) внешний предел инновационной активности хозяйствующего субъекта (обозначим Ьрын) — это предел инновационной активности внешней среды предприятия, то есть максимальная инновационная ценность продукта, который будет воспринят рынком.

Тогда ситуация создания инновационного продукта или продукта с завышенными характеристиками, который не востребован на рынке, будет описываться неравенством: Крын <Ьрын <<Кпр. В данном случае хозяйствующему субъекту необходимо снижать инновационную ценность продукции или переходить на инновации другого масштаба (с локального уровня на

национальный), сходного с инновационностью продукта.

Ситуация создания нового рынка описывается следующим неравенством:

0~Крын <Ьрын ~Кпр. В данном случае уровень инновационной активности хозяйствующего субъекта задаёт уровень инновационной активности создаваемого рынка нового продукта (услуги), и, чем выше этот уровень, тем сложнее предприятиям - конкурентам захватить его долю и тем дольше у них займёт процесс входа на новый рынок.

Ситуация неоправданных расходов на ведение инновационной деятельности описывается неравенством: Кпр<<Крын <Ьрын ^Цф. В данном

случае предприятию необходимо пересмотреть расходы на инновационную деятельность, определив бюджеты схожих по уровню и масштабу продуктов, определить причины разницы в расходах на их производство, изучить практики предприятий - конкурентов и оптимизировать свои бизнес-процессы или, в противном случае,

прекратить выпуск продукта.

Резюмируя вышесказанное, необходимо

отметить, что в управлении инновационной деятельностью хозяйствующего субъекта на рынке средств пожаротушения следующими основными моментами являются:

1. оценка отношения собственной

инновационной активности и активности

предприятий - конкурентов,

2. внешний предел инновационной активности рынка средств пожаротушения,

3. постоянный анализ расходов и доходов от реализации инновационного проекта на предприятии.

Так как инновационная деятельность имеет комплексный характер, то и оцениваться она должна комплексно. В связи с этим предлагается использовать модель оценки инновационной активности хозяйствующего субъекта, отвечающую следующим принципам:

1. достоверность, то есть выводы, должны строиться на основе полного использования всех доступных источников информации, проверенных и детально изученных данных;

2. количественная оценка, предполагающая раскрытие факторов, которые влияют на уровень показателей инновационной активности хозяйствующего субъекта, определения круга показателей, которые позволяют получить количественную оценку этого процесса, на основе полученных данных обеспечить чёткость разрабатываемых рекомендаций по улучшению инновационной деятельности хозяйствующих субъектов;

3. научной обоснованности, означает, что все выводы должны быть научно аргументированы;

4. системности, то есть оценка должна проводиться по заранее подготовленной программе, со строго определённой

периодичностью, устанавливаемой в зависимости от содержания и цели оценки;

5. доступности, которая предполагает простоту и логичность методики, рекомендуемой к использованию при оценке инновационной деятельности хозяйствующего субъекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечисленные принципы находят своё отражение в поэтапной модели комплексной оценки инновационной активности, которая представлена в таблице 2.

Литература

1. Баранчеев, В.П. Управление инновациями: учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Издательство Юрайт, 2011

2. Крюкова, Т.М. Значение инновационной

деятельности в развитии предприятий / Т.М. Крюкова // Сборник материалов Международной научнопрактической конференции«Современные аспекты экономики, менеджмента и инноваций» 11.09.2008 года, Н.Новгород. - С. 269-271

Таблица 2

Поэтапная модель комплексной оценки инновационной активности хозяйствующего субъекта

Этан Наименование этапа

1 Оценка финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта

2 Оценка инновационного потенциала хозяйствующего субъекта

3 Оценка внедрения и коммерциализации инноваций хозяйствующего субъекта

4 Оценки инновационной активности хозяйствующего субъекта

З Заключительный: подготовка заключения об инновационной деятельности и степени инновационной активности хозяйствующего субъекта

б Постзаключительный: прогнозирование и выработка стратегии инновационного развития хозяйствующего субъекта

BopoHe^CKHH rocygapcTBeHHbin apxnTeKrypHO -crponTe^bHbin yHHBepcrneT

MODEL DEVELOPMENT OF ASSESSMENT OF INNOVATION ACTIVITY OF ECONOMIC

SUBJECT

A.S. Efimyev, A.N. Borisov

The article examines the matrix of comparative assessment of innovation activity of economic subject and innovation inquires of fire-extinguishing means market, model development of complex assessment of innovation activity of economic subject

Key words: innovation activity, matrix, limit of innovation activity, assessment model

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.