Научная статья на тему 'Разработка модели оценки эффективности подготовки водителей в автошколах (на примере Севастополя)'

Разработка модели оценки эффективности подготовки водителей в автошколах (на примере Севастополя) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / УРОВЕНЬ АВАРИЙНОСТИ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ROAD SAFETY / LEVEL OF ACCIDENTS / QUALITY OF TRAINING / EFFECTIVENESS OF TRAINING / INTEGRAL INDICATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кричевец Екатерина Александровна, Кричевец Денис Сергеевич

Рассмотрена проблема высокой аварийности на автомобильном транспорте в РФ. Изучены причины, не позволяющие снизить количество ДТП и сократить показатели травматизма и смертности в происшествиях на автомобильном транспорте, в том числе и фактор качества подготовки водителей. Разработана экономико-математическая модель оценки эффективности подготовки водителей, а также произведена ее апробация на материалах официальной статистики результатов сдачи экзаменов в УГИБДД УМВД России по г. Севастополю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кричевец Екатерина Александровна, Кричевец Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a model for assessing the effectiveness of driver training in driving schools (on the example of Sevastopol)

The problem of high accident rate in road transport in the Russian Federation is considered. The reasons that do not allow to reduce the number of accidents and reduce the rates of injuries and deaths in accidents on road transport, including the factor of quality of driver training, have been studied. The economic and mathematical model of efficiency evaluation of training of drivers is developed, and also its approbation on materials of official statistics of results of examinations in State Traffic Safety Inspectorate of Regional Office of the Ministry of Internal Affairs of Russia across Sevastopol is made.

Текст научной работы на тему «Разработка модели оценки эффективности подготовки водителей в автошколах (на примере Севастополя)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 330:374

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ (НА ПРИМЕРЕ СЕВАСТОПОЛЯ)

Кричевец Екатерина Александровна, кандидат экономических наук, доцент, Севастопольский государственный университет, Севастополь, РФ Кричевец Денис Сергеевич, преподаватель, Севастопольский колледж информационных технологий и промышленности, Севастополь, РФ

Рассмотрена проблема высокой аварийности на автомобильном транспорте в РФ. Изучены причины, не позволяющие снизить количество ДТП и сократить показатели травматизма и смертности в происшествиях на автомобильном транспорте, в том числе и фактор качества подготовки водителей. Разработана экономико-математическая модель оценки эффективности подготовки водителей, а также произведена ее апробация на материалах официальной статистики результатов сдачи экзаменов в УГИБДД УМВДРоссии по г Севастополю. Ключевые слова: безопасность дорожного движения; уровень аварийности; качество подготовки водителей; эффективность подготовки водителей; интегральный показатель.

DEVELOPMENT OF A MODEL FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF DRIVER TRAINING IN DRIVING SCHOOLS (ON THE EXAMPLE OF SEVASTOPOL)

Krichevets Ekaterina Aleksandrovna, PhD (Cand. Econ. Sci.), associate professor, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia Krichevets Denis Sergeevich, educator, Sevastopol college of information technologies and industry, Sevastopol, Russia

The problem of high accident rate in road transport in the Russian Federation is considered. The reasons that do not allow to reduce the number of accidents and reduce the rates ofinjuries and deaths in accidents on road transport, including the factor of quality of driver training, have been studied. The economic and mathematical model of efficiency evaluation of training of drivers is developed, and also its approbation on materials of official statistics of results of examinations in State Traffic Safety Inspectorate of Regional Office of the Ministry of Internal Affairs of Russia across Sevastopol is made.

Keywords: road safety; level of accidents; quality of training; effectiveness of training; integral indicator

Для цитирования: Кричевец Е. А., Кричевец Д. С. Разработка модели оценки эффективности подготовки водителей в автошколах (на примере Севастополя) // Наука без границ. 2019. № 2(30). С. 5-14.

Одним из наиболее популярных направлений дополнительного образования в РФ является обучение (переподготовка, повышение квалификации) в автошколах и иных образовательных организациях, осуществляющих подготовку водителей. Это приводит к росту количества образовательных учреждений, предлагающих данный вид услуг, росту уровня конкуренции на рынке подготовки водителей. Од-

Как видно по материалам рис. 1, в последние 15 лет наблюдается стабильное сокращение числа происшествий и количества пострадавших на автомобильном транспорте. Так, общее число происшествий с 2005 по 2017 гг. сократилось на 54 000, или на 24,2%. Количество раненых и пострадавших в ДТП снизилось на 59 500 (или на 21,6%). Число погибших в происшествиях на автомобильном транспорте также сократилось - на 19 100 чел. (или на 43,8%).

Однако несмотря на существенное

нако совсем не все автошколы и центры подготовки водителей стремятся обеспечить высокое качество обучения, многие подходят к организации образовательного процесса довольно формально, что сказывается на уровне подготовки новых участников дорожного движения.

На рис. 1 показана динамика числа ДТП и количества пострадавших в автомобильных авариях.

улучшение основных статистических показателей, ситуация остается очень сложной. По количеству происшествий Россия остается на уровне 2000 года, а по количеству травмированных в ДТП - на уровне 1994 года. В результате анализа данных Росстата за период с января по ноябрь 2018 г. [1] нами установлено, что ежедневно на автодорогах России происходит более 450 ДТП, в которых получает травмы около 580 человек и гибнет почти 50 человек. В нашей стране уровень смертности в ДТП довольно высок - 18 человек на 100 тыс.

Рис. 1. Динамика количества происшествий, погибших и раненых на автомобильном

транспорте РФ *

* - построено авторами по данным [1; 7]

населения (в США данный показатель составляет 10 человек на 100 тыс. населения, а в Великобритании - 3 человека) [4].

Эксперты считают, что причиной сложившейся ситуации является целый комплекс факторов, к числу которых относятся:

• нарушения ПДД участниками дорожного движения (и водителями, и пешеходами), агрессивное и опасное вождение;

• плохое состояние дорог, недостаточная освещенность улиц в темное время суток, плохое техническое состояние транспортных средств,

• относительно невысокий уровень организации экстренной медицинской помощи (высокая загруженность автодорог, что мешает беспрепятственному проезду автомобилей скорой помощи; неравномерное территориальное распределение центров экстренной медицины; и т.д.) [4].

Следует отметить, что большинство специалистов наряду с перечисленными выше факторами аварийности на автодорогах РФ и смертности в ДТП в качестве одной из основных детерминант называют низкое качество обучения будущих водителей в автошколах [2]. Как показывает изучение материалов официальной статистики ГИБДД РФ [5; 6], с первого раза сдают экзамены на право управления транспортными средствами не более 30% курсантов автошкол, что, безусловно, характеризует качество обучения в автошколах как невысокое. По данным УГИБДД УМВД России по г. Севастополю, в 2017 году теоретический экзамен с первого раза сдали от 32% до 68% курсантов различных автошкол, а в 2018 - от 6% до 75%. Экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством с первого раза в 2017 году сдали от 27% до 78% выпускников автошкол Севастополя, а в 2018 - от 32% до 80%. Традиционно наибольшую сложность представляет экзамен по управле-

нию транспортным средством в условиях дорожного движения: это испытание с первого раза сдали в 2017 году 5-29%, а в 2018 - 4,7-18,4% курсантов, прошедших обучение в различных автошколах Севастополя [5, 6].

Однако не секрет, что при выборе места обучения на водителя соответствующей категории потенциальный курсант руководствуется не только статистикой успешности сдачи экзаменов, но и стоимостью обучения.

Перечисленные выше обстоятельства требуют разработки интегрального показателя эффективности подготовки водителей различными автошколами, что позволит и потенциальным курсантам, и органам ГИБДД оценить результативность их работы.

Традиционно методика исчисления интегральных показателей включает три основных этапа [3]:

1) выбор индивидуальных показателей-индикаторов, на которых будет базироваться интегральный показатель. Разрабатываемая нами модель оценки эффективности подготовки водителей в различных автошколах основывается на показателях сдачи выпускниками каждой образовательной организации с первого раза трех видов экзаменов, а также на показателе стоимости обучения в каждой организации;

2) трансформация индивидуальных показателей (это должно обеспечить их сопоставимость, ведь для исчисления интегральных показателей могут применяться частные параметры, измеряемые в различных единицах (процентах, рублях, тоннах и проч.). В нашем случае трансформация индивидуальных показателей более чем оправдана - успешность сдачи экзаменов исчисляется в процентах, а стоимость обучения - в рублях. Для трансформации индивидуальных показателей нами выбран метод «минимум - максимум» (или макс-

минный метод). Основная идея данного ного исследуемого объекта относительно

метода состоит в том, чтобы нивелировать других.

разброс значений исходных параметров; Расчет величины трансформированно-

величина трансформированного показа- го показателя максминным методом осу-

теля характеризует только положение од- ществляется по формуле (1):

где Х.ТРАНСФ - величина трансформированного показателя для ьтой образовательной организации;

Х. - значение индивидуального показателя Х для ьтой образовательной организации;

Хтт - минимальное значение показателя для совокупности образовательных организаций;

Хтах - максимальное значение показателя для совокупности образовательных организаций.

На основании формулы (1) осуществляется расчет трансформированных показателей успешности сдачи трех экзаменов выпускниками каждой образовательной организации и трансформированного показателя стоимости обучения в каждой из образовательных организаций;

3) выбор метода агрегирования трансформированных индивидуальных показателей. Чаще всего применяется метод сум-

мирования, реже - метод перемножения. При суммировании трансформированные индивидуальные индикаторы могут браться как с равными весами (в случае из равной значимости), так и с разными (в случае приоритетности одних индикаторов и малозначимости других). Для расчета показателя качества подготовки водителей (Ккпв) нами для агрегирования использована формула (2):

где Х

.ТРАНСФ

экзамена;

- величина трансформированного показателя успешности сдачи .-того

Ш. - удельный вес значимости .-того экзамена в показателе качества подготовки

водителей.

Веса трансформированных индивидуальных показателей успешности сдачи трех видов экзаменов взяты равные, так как, несмотря на различную их сложность, выдача прав на управление транспортным средством осуществляется при успешной сдаче всех трех испытаний, то есть степень их важности одинакова.

По данным официальной статистики УГИБДД УМВД России по г. Севастополю, в настоящее время в городе функционирует 21 организация, осуществляющая образовательную деятельность по подготовке водителей транспортных средств. В табл. 1 показан полный перечень данных организаций г. Севастополя [5, 6].

Таблица 1

Перечень организаций, осуществляющих в г. Севастополь образовательную деятельность по подготовке водителей транспортных средств

Номер организации Наименование образовательной организации

1 Автошкола УПК «Центр»

2 АНО «Консультационно-учебный центр «Престиж»

3 АНО УЦ «АвтоДар» в г. Севастополе

4 АНПОО «Автошкола «Вектор Крым»

5 АНПОО «Городской спортивнотехнический клуб РО ДОСААФ России» г. Севастополя

6 АНПОО «АШ РО ДОСААФ России» г. Севастополя

7 ГУП г. Севастополя «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёро-ва»

8 ООО «Автолидер»

9 ООО «Автошкола «Север»

10 ООО «Городская Открытая Современная Автошкола»

11 ООО «Скай-Авто»

12 Севастопольская автошкола ГАУ РК «Крымский автомобильный учебный комбинат»

13 ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

14 ФГБВОУВО «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова» МО РФ

15 Филиал ООО «Авто +Драйв»

16 ЧП ОУ ЮАШ «Формула»

17 ЧУДПО Автошкола РОО «Севастопольский союз автомобилистов»

18 Севастопольский колледж информационных технологий и промышленности

19 ООО «Профессионал"

20 ООО «Форсаж»

21 ООО «Новые горизонты»

На основании официальных данных о результатах сдачи экзаменов выпускниками севастопольских автошкол [5, 6] и на базе сведений о стоимости обучения, полученных с официальных сайтов образовательных организаций, по

описанной выше методике нами были исчислены трансформированные показатели успешности сдачи испытаний, показатели качества подготовки водителей и трансформированные показатели стоимости обучения (табл. 2).

Таблица 2

Результаты произведенных расчетов

Номер организации Показатель качества подготовки водителей Трансформированный показатель стоимости обучения

в 2017 году в 2018 году

1 0,298 0,515 0,071

2 0,225 0,483 0,071

3 0,761 0,823 0,321

4 0,667 0,788 0,286

5 0,344 0,451 0,500

6 0,101 0,300 0,500

8 0,613 0,496 0,286

9 0,519 0,568 0,464

10 0,604 0,694 0,350

11 0,443 0,727 0,571

12 0,236 0,312 0,250

13 0,129 0,500 0,650

14 0,375 0,474 0,714

15 0,398 0,122 1,000

16 0,423 0,582 0,286

17 0,204 0,437 0,000

18 0,000 0,287 0,357

19 0,000 0,796 0,214

20 0,000 0,759 0,429

21 0,000 0,236 0,250

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образовательная организация № 7 - автошкола ГУП г. Севастополя «Севэлек-троавтотранс им. А.С. Круподёрова» - в расчетах не участвовала из-за специфики функционирования (она осуществляет подготовку водителей троллейбусов, обучение осуществляется на бесплатной основе, но обучение проходят только сотрудники данной организации и лица, по-

ступающие в нее на работу. Собственно экзамен в ГИБДД также проводится по специальной системе, поэтому получение сопоставимых результатов невозможно).

Для обеспечения наглядности результатов проведенного исследования построим диаграмму в системе координат «Стоимость обучения - Качество подготовки водителей», как это показано на рис. 2.

нПпя

в-,9 !М Е 4,1 и \ 0,1 ч в.! К 4,1 4

* ^

1** 11»

1 ! *

фй

и ¡1 и

4 1 4 1 ^ в * й Си } А и:ч»ггь р 3 й 4

Рис. 2. Позиционирование образовательных организаций на плоскости «Стоимость обучения - Качество подготовки водителей»

Очевидно, что образовательные организации, расположенные в верхней части диаграммы обеспечивают более высокое качество подготовки водителей по сравнению с теми, которые расположены в нижней части. Соответственно, образовательные организации, расположенные в правой части диаграммы, осуществляют обучение по более высокой стоимости по сравнению с теми автошколами, которые расположены в левой части плоскости. То

есть наибольшая эффективность обучения обеспечивается теми организациями, которые располагаются в верхнем левом квадранте диаграммы, а наименьшая - в правом нижнем.

Для обеспечения более однозначной оценки эффективности подготовки водителей различными образовательными организациями мы предлагаем производит расчет специфического параметра, который исчисляется по формуле (3):

где К ЭПВ . - показатель эффективности подготовки водителей 1-той образовательной организацией;

Ки ' и /— и

КПВ . - показатель качества подготовки водителей 1-той образовательной организацией;

Х стоим ТРАНСФ . - трансформированный показатель стоимости обучения в 1-той образовательной организацией.

Исчисление данного интегрального показателя позволит однозначно оценить качество подготовки курсантов той или иной образовательной органи-

зацией. В табл. 3 приведены результаты исчисления интегрального показателя эффективности подготовки водителей.

Таблица 3

Интегральный показатель качества подготовки водителей образовательными

организациями г. Севастополя

Номер образовательной Интегральный показатель качества подготовки водителей Рейтинг образовательной организации (наилучший - 1, наихудший - 21)

организации в 2017 году в 2018 году в 2017 году в 2018 году

1 4,171 7,204 1 1

2 3,145 6,764 2 2

3 2,367 2,559 3 5

4 2,333 2,758 4 4

5 0,689 0,902 11 14

6 0,203 0,600 14 18

8 2,147 1,736 5 9

9 1,118 1,224 8 12

10 1,727 1,984 6 7

11 0,775 1,272 10 10

12 0,944 1,249 9 11

13 0,198 0,769 15 16

14 0,524 0,663 12 17

15 0,398 0,122 13 19

16 1,482 2,037 7 6

17 0,000 0,000 16 20

18 0,000 0,804 16 15

19 0,000 3,714 16 3

20 0,000 1,771 16 8

21 0,000 0,942 16 13

На основании сведений, содержащихся в табл. 3 можно сделать вывод, что в течение 2017-2018 гг. наибольшую эффективность обучения обеспечивает Автошкола

УПК «Центр», а второе место принадлежит АНО «Консультационно-учебный центр «Престиж».

В результате проведенного в данной

статье исследования нами разработана модель оценки эффективности подготовки водителей образовательными организациями, которая базируется на официальных

данных ГИБДД об уровне успешности сдачи экзаменов и на сведениях о стоимости обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аварийность на транспорте. Число происшествий, погибших и раненых на транспорте (в январе-ноябре 2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/

2. Автошколы должны повысить качество подготовки водителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://a.mospravda.ru/life/article/avtoshkoli_doljni_povisit_kachestvo_ podgotovki_voditelei/

3. Васильева Л. В. Анализ методических подходов к построению интегральных экономических показателей [Электронный ресурс] // Экономические исследования и разработки. - 2018. -№ 12. - Режим доступа: http://edrj.ru/wp-content/uploads/2017/12/ВАСИЛЬЕВА-ЛБ.pdf

4. Демкин А. Снижение смертности в ДТП: чем на самом деле нужно заняться [Электронный ресурс] // За рулем. - 2015. - 15 октября. - Режим доступа: https://www.zr.ru/content/ articles/820937-snizhenie-smertnosti-pri-dtp-v-rossii-chem-na-samom-dele-nuzhno-zanyatsya/

5. Оценка результатов сдачи экзаменов кандидатами в водители, прошедшими профессиональное обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке (переподготовке, повышению квалификации) водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, в городе Севастополе за 12 месяцев 2018 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://гибдд.рф/upload/site92/report/publication/ file/rezultaty_sdachi_ekzamenov_za_12_mesyacev_2018_goda.pdf

6. Оценка результатов сдачи экзаменов кандидатами в водители, прошедшими профессиональное обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке (переподготовке, повышению квалификации) водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, в городе Севастополе в 2017 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://гибдд.рф/upload/site92/report/publication/file/ocenka_ rezultaty_sdachi_ekzamenov_2017_sevastopol.pdf

7. Транспорт. Число происшествий и численность пострадавших в происшествиях с подвижным составом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_11/ Main.htm

REFERENCES

1. Avarijnost' na transporte. Chislo proisshestvij, pogibshih i ranenyh na transporte (v yanvare-noyabre 2018) [The accident rate in transport. The number of accidents, dead and wounded in transport (January-November 2018)]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/

2. Avtoshkoly dolzhny povysit' kachestvo podgotovki voditelej [Driving schools should improve the quality of driver training]. Available at: http://a.mospravda.ru/life/article/avtoshkoli_doljni_ povisit_kachestvo_podgotovki_voditelei/

3. Vasil'eva L. V. Analiz metodicheskih podhodov k postroeniyu integral'nyh ehkonomicheskih pokazatelej [Analysis of methodological approaches to the construction of integrated economic indicators] // Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki, 2018, no. 12. Available at: http://edrj.ru/ wp-content/uploads/2017/12/VASIL'EVA-L.V.pdf

4. Demkin A. Snizhenie smertnosti v DTP: chem na samom dele nuzhno zanyat'sya [Reducing mortality in road accidents: what you really need to do] // Za rulem, 2015, 15 oktyabrya. Available at: https://www.zr.ru/content/articles/820937-snizhenie-smertnosti-pri-dtp-v-rossii-chem-na-

samom-dele-nuzhno-zanyatsya/

5. Ocenka rezul'tatov sdachi ehkzamenov kandidatami v voditeli, proshedshimi professional'noe obuchenie v organizaciyah, osushchestvlyayushchih obrazovatel'nuyu deyatel'nost' po podgotovke (perepodgotovke, povysheniyu kvalifikacii) voditelej transportnyh sredstv sootvetstvuyushchih kategorij i podkategorij, v gorode Sevastopole za 12 mesyacev 2018 goda [Assessment of results of examinations by the candidates for drivers who have passed professional training in the organizations performing educational activity on preparation (retraining, advanced training) of vehicle drivers of the corresponding categories and subcategories, in the city of Sevastopol for 12 months of 2018]. Available at: https://gibdd.rf/upload/site92/report/publication/file/rezultaty_ sdachi_ekzamenov_za_12_mesyacev_2018_goda.pdf

6. Ocenka rezul'tatov sdachi ehkzamenov kandidatami v voditeli, proshedshimi professional'noe obuchenie v organizaciyah, osushchestvlyayushchih obrazovatel'nuyu deyatel'nost' po podgotovke (perepodgotovke, povysheniyu kvalifikacii) voditelej transportnyh sredstv sootvetstvuyushchih kategorij i podkategorij, v gorode Sevastopole v 2017 godu [Assessment of results of examinations candidates in the drivers who have passed professional training in the organizations performing educational activity on preparation (retraining, advanced training) of vehicle drivers of the corresponding categories and subcategories, in the city of Sevastopol in 2017]. Available at: https://gibdd.rf/upload/site92/report/publication/file/ocenka_rezultaty_sdachi_ekzamenov_2017_ sevastopol.pdf

7. Transport. Chislo proisshestvij i chislennost' postradavshih v proisshestviyah s podvizhnym sostavom [Transport. Number of accidents and number of casualties in rolling stock accidents]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_11/Main.htm

Материал поступил в редакцию 13.02.2019 © Кричевец Е. А., Кричевец Д. С., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.