Разработка модели комплексной оценки инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательской деятельности в сфере производства
С.В. Фурсов
аспирант БФУ им.И.Канта
Необходимость стратегического управления предпринимательской деятельностью определяется возрастанием роли управленческого фактора в процессе функционирования промышленных предприятий и потребностью повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства.
В современных условиях промышленного производства система управления предприятием должна адекватно и своевременно реагировать на изменения как внутренней, так и внешней среды предпринимательской деятельности. Составной частью этой системы является стратегическое управление предпринимательской деятельностью, которое представляет собой процесс принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно функционирует. С этой целью в статье конкретизирована специфика среды предпринимательской деятельности в сфере производства и понятие «стратегия предприятия», которую автор рассматривает как основную связующее звено между тем, чего предприятие хочет достичь - ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей. В исследовании определена роль стратегических решений как основы стратегического управления. Чаще всего - это решения, связанные с разработкой и внедрением инноваций, новой продукции, технологии, реструктуризацией производства, внедрением новых форм организации и оплаты труда, а также решения, связанные с изменениями организационно-правовой формы, выходом на новые рынки, диверсификацией, приобретением, слиянием или укрупнением организаций.
В статье рассмотрены важнейшие категории стратегического управления предпринимательской деятельностью, такие как миссия и цель организации, на основании которых рассмотрена логическая модель механизма стратегического управления (рис.1.) в функциональном, процессном, элементном разрезах, которые позволили сделать вывод, что стратегическое управление базируется на системном, ситуационном подходах, в которых должны быть учтены принципы и скорость развития элементов системы, а также степень влияния более крупных систем.
В статье выделены стратегические задачи субъектов предпринимательства в сфере производства в современных экономических условиях. Они нацелены на использование различных видов и форм предпринимательской деятельности. Приведена их классификация по различным признакам: виду деятельности, форме собственности, количеству
собственников, организационно-правовыми и организационно-экономическими формами и др.
Из приведенных форм в качестве ведущих автор выделяет производственное предпринимательство, как имеющее определяющее значение в оценке современного состояния и дальнейшего развития промышленного производства и повышения его эффективности.
Решение проблем стабильного развития экономики различных регионов страны и повышения благосостояния населения России во многом определяется потенциалом развития регионов, и, соответственно, состоянием и средой предпринимательской деятельности в сфере производства, которое определяется как самостоятельная инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляемая в конкурентносостязательных условиях в регионах с вовлечением специфических факторов их развития для производства различных видов промышленной продукции. Успех предпринимательской
деятельности в сфере производства зависит от эффективности организации производственных процессов, применения перспективных организационных, технологических и технических решений, использования современных методов управления на основе стратегического инструментария.
Под средой предпринимательства в сфере производства понимается определенная система экономических и социальных характеристик, свойственных конкретному производству, и факторов, влияющих на развитие субъектов предпринимательской деятельности, на потребителей и социально-инфраструктурную обустроенность соответствующих регионов и требующих принятия решений, направленных либо на их устранение, либо на приспособление к ним.
Между предпринимательством в сфере производства и его средой существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Внешняя среда предпринимательской деятельности формирует трудовой потенциал, уровень и качество жизни населения, что оказывает существенное влияние на результаты предпринимательской деятельности в сфере производства, которые, в свою очередь, формируют экономические и финансовые основы для устойчивого развития промышленных предприятий.
Выполненный анализ предпринимательской деятельности в России показал, что основными факторами, препятствующими ее развитию в сфере промышленного производства, наряду со сдерживающим воздействием государственных структур на рыночные механизмы саморегулирования, является недостаточное использование предпринимательскими структурами инструментария стратегического управления. Несовершенство механизма стратегического управления предпринимательской деятельностью в сфере производства отрицательно сказывается на организации процессов создания конкурентоспособной продукции и качественных производственных услуг, создает преграды для привлечений инвестиций в организацию производственных процессов на отечественных промышленных предприятиях.
Рассмотрены и проанализированы факторы внутренней и внешней среды предпринимательской деятельности в сфере производства, что дало возможность сделать вывод относительно разработки финансовой или инвестиционной стратегии развития предприятий в сфере производства. В статье определено, что предпринимательский успех оценивается такими финансовыми показателями как: цена предприятия, денежный поток и рыночная стоимость.
Активы предприятия, выраженные в стоимостной форме, называются его стоимостью, или его ценой. Вполне закономерно говорить, что чем выше цена субъекта предпринимательской деятельности, тем выше достигнутый предпринимательский успех.
Вторым показателем является денежный поток, показывающий величину увеличения стоимости фирмы за определенный период.
Пд = Пб-Н+А(+/-)П, (1)
где:
Пд - величина денежного потока;
Пб - прибыль до налогообложения;
Н - налоговые платежи;
А - амортизационные отчисления;
П - прочие поступления, выплаты.
Следующим показателем предпринимательского успеха является рыночная оценка стоимости фирмы. В стратегическом управлении она характеризует наиболее точное отражение реальной стоимости фирмы с учетом перспектив ее развития. Любое изменение в политической, экономической, финансовой жизни мгновенно сказывается на стоимости
фирмы и, следовательно, на величине предпринимательского успеха. Для акционерного общества он определяется по зависимости
Ор = ЕК1Р ь (2)
где:
Ор - оценка рыночная;
К1 - количество акций 1-го вида;
Р1 - рыночная стоимость 1-го вида акций.
Для определения стоимости фирмы на основе экспертного способа можно использовать выражение:
Оэ = Пд*Со, (3)
где:
Оэ - оценка экспертная;
Пд - денежный поток прогнозируемый, среднегодовой;
Со - срок окупаемости (годы) по сделкам, связанным с приобретением фирм.
Кроме того, показано, что важными составляющими результативности предпринимательской деятельности в сфере производства становится постановка системы стратегического управления на основе широкого использования стратегического инструментария.
На основе анализа современного состояния предпринимательской деятельности в сфере производства доказано, что ее состояние неразрывно связано с развитием промышленного производства. Сегодня это довольно сложный, противоречивый процесс. В объеме производства и в формировании ВВП удельный вес предпринимательства пока незначителен. Поэтому его государственная поддержка крайне необходима и будет способствовать стимулированию рыночных механизмов в эффективном использовании производственных ресурсов, оптимизации и совершенствованию производственных процессов, насыщению рынка конкурентоспособной продукцией, а также позволит закрепить положительную тенденцию, которая наметилась в его стабилизации, придать ему динамику дальнейшего развития. Следует также ориентироваться на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности в сфере производства, которая должна активизировать структурную перестройку экономики, и особенно ее управления на основе рыночных механизмов с учетом специфики рынка и социально-экономического развития страны. Поэтому повышению эффективности предпринимательской деятельности, ее роли в развитии и совершенствовании субъектов предпринимательской деятельности в сфере производства на инновационной основе должны предшествовать разработка и обоснование современного механизма стратегического управления, на основе учета факторов как внешней, так и внутренней среды.
Для придания целенаправленности проводимых на различных уровнях управления мероприятий по дальнейшему развитию субъектов предпринимательства в сфере производства и повышения его эффективности, их обоснования и последующего принятия решений необходимо использовать методы стратегического планирования, тем более что любая предпринимательская деятельность должна иметь в своей основе специально разработанный стратегический план.
Стратегическое планирование сегодня становится все актуальнее для субъекта предпринимательства в сфере производства в связи с тем, что необходимо выдержать жесткую конкуренцию, как на внутреннем, так и внешнем рынках. Это одна из основных функций управления, которая представляет собой процесс выбора цели деятельности организации и путей ее реализации. Стратегическое планирование обеспечивает основу для
принятия всех управленческих решений, определяет функции организации, мотивации и контроля, ориентируя на разработку стратегических планов, их оценку и направления дальнейшей корпоратизации производства.
В статье показано, что стратегическое планирование предпринимательской деятельности в сфере производства заключается в следующих основных мероприятиях: анализе состояния производства -его возможностей, сильных и слабых сторон (производство, технология, организационная структура, финансы, социальная сфера, экология); оценке экономической целесообразности предпринимательской деятельности (методы и формы организации);определении возможных направлений поиска и путей решения вопросов, связанных с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами; выборе и обосновании оптимального варианта предпринимательской деятельности; оформлении и согласовании стратегического плана предпринимательской деятельности.
Особое внимание в период нестабильности глобальной экономики необходимо уделять стимулированию развития малого бизнеса в сфере производства, которое содействует внедрению передовых организационных, технологических и технических решений, повышению эффективности производственных процессов. На основе анализа показателей развития малых предприятий сделан вывод, что процесс становления малого бизнеса в России проходит в условиях высокомонополизированной структуры экономики, что создает серьезные препятствия для развития малых форм предприятий в сфере промышленного производства и отрицательно сказывается на уровне качества выпускаемой промышленной продукции.
Одним из условий сбалансированности и эффективности функционирования рыночной экономики является оптимальное соотношение между количеством малых, средних и крупных предприятий. Однако, проанализированные данные, характеризующие масштабы и отдачу от малого бизнеса, позволили сделать вывод об отсутствии, на сегодняшний день, стратегической линии в отношении организации малого бизнеса и особенно управления им.
Предпринимательская деятельность направлена на создание экономических и организационных условий для производства продукции, сбыта товаров, осуществление коммерческих операций, предоставления услуг с учетом интересов производителя и потребителя с целью получения первым прибыли. Проведенные исследования показывают, что с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности необходимо рациональное сочетание рыночных методов саморегулирования и стимулирования производства с государственным регулированием, что способствует достижению стратегических экономических и социальных целей развития производства, способствует повышению эффективности его организации, рациональному использованию существующих материально-технических ресурсов, привлечению дополнительных инвестиций в сферу промышленного производства.
Анализ ситуации на рынке товаров и услуг позволил сделать вывод о том, что становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в условиях производства в России будет идти путем создания значительного числа малых и средних предприятий, а также крупных корпоративных хозяйственных систем, которые выполняют роль экономического и научно-технической интегратора. Малые предприятия не требуют больших капиталовложений и способны быстро и мобильно реагировать на изменения макросреды. Их становление должно способствовать росту занятости, рациональному использованию труда в производстве, расширению ассортимента товаров и услуг, активизации предпринимательской деятельности. Поэтому предлагается создавать коммерческие структуры, которые способны взять на себя, наряду с финансовоэкономическими функциями, информативные, консультационные, создать фонды финансовой помощи новым предприятиям, учитывать опыт развитых стран по ускорению решения организационных и регистрационных вопросов. Особенно важным в этом процессе является анализ конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков и механизм диагностики целей конкурента. Для этого отдельные подразделения производственного и сбытового направлений производства должны иметь целевую ориентацию по условиям возможной его диверсификации в перспективе.
В рыночной системе хозяйствования основным показателем и основным результатом деятельности предприятия является прибыль. Для определения и последующего управления этим показателем на основе учета расходов и доходов, проведения непрерывного мониторинга, как этого требует стратегическое управление предпринимательской деятельностью, необходимы новые подходы по совершенствованию самой системы управления на основе повышения качества контрольно-аналитической работы. С этой целью в статье рекомендуется использовать контроллинг, который выступает центральным звеном механизма стратегического управления.
В статье показано, что активизация предпринимательской деятельности в значительной степени определяется уровнем управления производством, а также усилением контроля за хозяйственной и финансовой деятельностью субъектов хозяйствования и созданием мощного сектора малого предпринимательства в крупных городах. С этой целью в проводимом исследовании разработаны элементы механизма использования инструментария контроллинга управления стратегическими инвестиционными процессами в сфере производства. Система контроллинга инвестиций в процесс промышленного производства является инструментом стратегического управления предпринимательской деятельностью в сфере производства и по своему содержанию ориентирована на длительную перспективу. В течение всего срока осуществления инвестиционного проекта в производственной сфере она адаптируется к изменениям условий внутренней и внешней среды предпринимательской деятельности. Практическую реализацию вышеуказанного механизма предложено осуществить на основе механизма использования инструментария контроллинга, который включает в себя методы стратегического и оперативной диагностики, позволяющие оценить эффективность стратегии производства, понять стратегическую позицию предприятия в каждом из направлений его деятельности, оценить сильные и слабые стороны, как субъекта производства, так и субъектов рынка).
В статье диагностика текущего состояния предприятий посредством SWOT-анализа позволяет автору выстроить архитектуру системы контроллинга.
Оценку степени неопределенности в процессе определения обоснованной ставки доходности инвестиций предложено осуществить на основе классической модели оценки капитальных активов CAPM (Capital Assent Pricing Model).
В рамках инвестиционного анализа целесообразно определить количество денежных средств. В связи с этим необходимо определить направления их использования и источники их поступления. Это позволит рассчитать разницу между денежными поступлениями и прибылью.
С целью повышения уровня управления инвестиционным проектом, автором предложены методические подходы для определения инвестиционной привлекательности на основе ее оценки путем анализа финансово-экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности в сфере производства и последующего формирования прогнозного баланса относительно целесообразности вложения средств.
Отдельным пунктом оcущеcтвления пpоцедуp по убавлению инвестиционным пpоектом является оценка инвестиционной пpивлекательноcти cубъекта хозяйствования. В cлучае поcледовательного оcущеcтвления pанее опиcанных пpоцедуp подобная оценка не станет тpудоемкой, следует лишь только cгpуппиpовать и пpоанализиpовать показатели комплексной оценки инвестиционного потенциала предприятия.
Инвестиционная привлекательность определяется следующими показателями:
- относительными - доходность акций по сравнению с облигациями, валютой и депозитными вкладами;
- факторными - потоки доходов, выплата дивидендов, отношение цены акции к чистой прибыли, отношение чистого дохода на акцию к дивидендам на акцию, т.е. коэффициент покрытия.
В статье оценим финансовые позиции предприятия и определим возможность инвестиционных вложений для ОАО «Эталон», связанного с производством высокотехнологичной продукции.
Снижение эффективности использования производственного потенциала является следствием значительного сокращения объемов выпуска и реализации продукции, производимой ОАО «Эталон».
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что сложное финансовоэкономическое положение ОАО «Эталон» накладывает серьезные ограничения на возможность проведения им активной эмиссионной политики в целях привлечения инвестиций в производство. В этой связи возможность свободного размещения акций и долговых обязательств на рынке ценных бумаг в ближайшей перспективе маловероятна.
Подобные аналитические исследования вооружают информацией, абсолютно достоверными сведениями потенциальных инвесторов, существенно ограничивая их риск от возможных вложений, а для руководителей предприятия это является руководством к действию по разработке комплекса мер, направленных на стабилизацию финансового состояния и обеспечение инвестиционной привлекательности.
Не менее значимым инструментом контроллинга инвестиций является перспективное финансовое планирование в целом и прогнозный баланс в частности, построение которого призвано определить целесообразность и объемы инвестиционных вложений в предприятие.
Для этого необходимо по предприятию, потенциальному инвестополучателю, определить состав и структуру оборотных средств и их динамику, скорость обращения капитала, вложенного в текущие активы, и скорость обращения его элементов, состояние собственного капитала и его возможное изменение к концу прогнозируемого периода, состав и пропорции обязательств предприятия, средний период их погашения.
Для составления прогнозного баланса необходимо систематически накапливать информацию о положении и работе предприятия за прошедший период с тем, чтобы выявить тенденции развития.
При проведении контроллинговых исследований инвестиционных проектов необходимо также учитывать, что каждый инвестиционный проект интересует предприятие не сам по себе, а в комплексе с остальными (возможными). Поэтому в рамках контроллинга инвестиций важным становится вопрос о методике формирования портфеля и адекватной оценке инвестиционных качеств ценных бумаг, которую можно осуществить как посредством фундаментального, так и технического анализа.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов процедура формирования инвестиционного портфеля может выглядеть следующим образом:
1. Утверждаются все варианты инвестиционных проектов (приносящих и не приносящих денежный доход).
2. Прогнозируется прибыль от неизбежных (т.е. уже принятых инвестиционных проектов).
3. Рассчитывается капитал, оставшийся после реализации шагов 1-2 - это та сумма, которую предприятие может вложить в приносящие прибыль инвестиционные проекты.
4. Определяется минимально приемлемая доходность оставшейся части инвестиционного портфеля и максимально приемлемый риск.
5. Анализируются приемлемые альтернативы (прибыльные инвестиционные проекты).
6. Из приемлемых альтернатив по критерию максимизации доходности всего портфеля с учетом ограничений на ресурсы и риск выбираются инвестиционные проекты. Если сделать это не представляется возможным, следует вернуться на предыдущие этапы с тем, чтобы пересмотреть планы проектов, требуемую доходность и т.д.
Введение подобной процедуры в модель «инвест-контроллинга» целесообразно в том случае, если анализируемый субъект испытывает недостаток в финансовых ресурсах, что вполне типично для отечественных предпринимательских структур, и средств на выгодные инвестиционные проекты не хватает, а привлечь их путем получения кредитов,
займов или с помощью выпуска ценных бумаг нельзя.
Также не менее значимой процедурой предложенной модели является мониторинг инвестиционного портфеля, который представляет собой разработанный организацией механизм непрерывного наблюдения за ликвидностью, доходностью и безопасностью входящих в него составляющих (финансовых инструментов) в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. Основными целями разработки системы мониторинга являются:
- постоянный контроль за движением рыночной стоимости ценных бумаг и
отклонением ее от среднерыночного курса;
- анализ причин, вызвавших эти отклонения;
- разработка мер по соответствующей корректировке состава и структуры
портфеля и вывода из него неэффективных фондовых инструментов;
- формирование нового портфеля, отвечающего инвестиционной направленности владельца.
В этих целях используются различные методы анализа за состоянием фондового рынка и инвестиционных качеств ценных бумаг отдельных эмитентов, такие, например, как фундаментальный анализ и технический анализ.
Фундаментальный оправдывает себя при длительной работе с крупными компаниями и при ориентации на среднесрочные и долгосрочные инвестиции.
Приемы технического анализа более оперативны и основаны на информации о динамике биржевых курсов акций, что достаточно для принятия управленческого решения.
Но в условиях недостаточного развития рынка ценных бумаг в России предпочтительным является все же фундаментальный анализ. Он включает три уровня задач:
- изучение общей экономической ситуации в регионе (стране);
- анализ отдельных сегментов рынка ценных бумаг;
- изучение финансового состояния отдельных компаний-эмитентов.
Эта информация постоянно циркулирует в предложенной модели на каждом этапе функционирования механизма контроллинга инвестиционных проектов.
Литература
1. Бородин А. И. Управление стратегическим потенциалом предприятия: Монография. — Изд-во LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.KG, Germany, 2011. — 177с.
2. Бородин А.И., Катков Е.В. Организация обеспечения процессов инновационного развития предприятий // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. - 2010. - №4 (34). - С. 85-95.