№ 4 (40) 2012
Е. А. Прохорова, канд. экон. наук, руководитель проектов ООО «ИБС Экспертиза», г. Москва
Разработка моделей сорсинга информационно-технологических процессов организации
Сорсинг информационных процессов все чаще становится инструментом их рациональной организации. Практический эффект, получаемый в результате такого подхода, зависит, прежде всего, от четкого представления руководителями реальных потребностей их предприятия в этой области и возможностей, предлагаемых рынком.
Введение
Вопрос «Сделать или купить» все чаще задают себе современные менеджеры в поисках эффективного и экономичного способа выполнения бизнес-процессов (в англоязычной литературе дилемма известна под названием make or buy).
Решением этой задачи может являться разработка комплексной стратегии сорсин-га тех или иных видов деятельности организации. В настоящей статье речь пойдет о сорсинге процессов, связанных с применением информационных технологий.
В общем случае под сорсингом (от англ. source — «источник») понимается процесс поиска и последующего управления источником входных ресурсов для выполнения операций [20]. Применительно к сфере информационных технологий сорсингом (далее также — ИТ-сорсинг) является привлечение поставщиков для выполнения организационных процессов, построенных на базе ИТ, а также предоставления сервисов, связанных с использованием программных приложений и инфраструктуры для достижения целей бизнеса1.
ИТ-сорсинг разделяют на инсорсинг и аутсорсинг, предусматривающие, соответственно, предоставление ИТ-услуг силами
URL: www.gartner.com.
ИТ-службы организации, в том числе выделенной в отдельное юридическое лицо, либо силами сторонней компании [5].
В последние годы рынок ИТ-аутсорсинга развивается очень динамично — в 2010 г. его рост составил 21% [4]. Рост рынка ИТ-аутсорсинга обусловлен стремлением компаний к сокращению непрофильных затрат на ИТ, повышению качества оказания ИТ-услуг за счет использования передовой экспертизы в этой области, концентрации усилий на основном бизнесе, обеспечению контролируемости затрат на ИТ, повышению гибкости в удовлетворении потребностей в ИТ [17].
Несмотря на популярность этого подхода, специалисты утверждают, что границы рынка ИТ-сорсинга крайне размыты. Много лет среди российских компаний не утихают споры, что следует включать в понятие сорсинга и какую именно деятельность следует считать «настоящим аутсорсингом». В публикациях предлагаются различные классификации видов ИТ-сорсинга, а оценки аналитических агентств в отношении объема рынка услуг ИТ-аутсорсинга существенно расходятся ввиду его терминологической неопределенности [3, 14, 15].
Для того, чтобы принять решение по поводу сорсинга каждого из видов деятельности в области ИТ и разработать соответствующую стратегию, организации необходи-
№ 4 (40) 2012
мо разобраться в многообразии предлагаемых моделей к ИТ-сорсингу.
В настоящей статье предпринята попытка с использованием технологии концептуального анализа и проектирования построить теорию, позволяющую систематизировать имеющиеся подходы к ИТ-сорсингу и, возможно, создавать новые, еще не известные современному ИТ-рынку модели сорсинга.
Существующие подходы к ИТ-сорсингу
Говоря о видах ИТ-сорсинга, большинство исследователей и менеджеров предпочитают перечислять имеющие к нему отношение виды деятельности, причем преимущественно касающиеся ИТ-аутсорсинга, избегая какой-либо классификации. Далее приведен обзор многообразных подходов к пониманию ИТ-сорсинга.
Так, в структуре рынка ИТ-аутсорсинга s выделяют: аутсорсинг поддержки ИТ-ин-jj фраструктуры, аутсорсинг центров обра-| ботки данных, аутсорсинг услуг Help desk, аутсорсинг разработки программного обес-« печения, аутсорсинг сетевых и телекомму-у никационных услуг, аутсорсинг управления приложениями, аутсорсинг управления ин-^ формационными технологиями, облачные | сервисы и иное [8].
| Некоторые исследователи ИТ-сорсинг <| рассматривают на континууме, крайними | точками которого являются выполнение ИТ-К функций собственными силами организации, ig возможно с включением в команду ИТ-спе-§ циалистов аутсорсера, и полный аутсорсинг, ji при котором внешний поставщик целиком бе-.§. рет на себя оказание тех или иных ИТ-услуг, Л например сопровождение информационной ■Е системы заказчика, help desk и др. В каче-Si стве промежуточных выступают модели, со-^ гласно которым аутсорсер предоставляет те Ц или иные услуги частично, например, разра-5 ботку, тестирование программного обеспе-| чения и др. [16].
^g Компания Gartner выделила восемь мо-Ц делей ИТ-сорсинга [14]. Вот некоторые £ из них:
• внутреннее обслуживание (Internal delivery) — оказание услуг внутренним подразделением организации через внутренние проекты;
• инсорсинг (Insourcing) — для оказания услуг выделяется самостоятельное подразделение с отдельным бюджетом, а его взаиморасчеты с бизнес-подразделениями за оказываемые услуги основываются на системе тарифов;
• мультисорсинг (Multisourcing), или выборочный аутсорсинг — это отдельные контракты на аутсорсинг выбранных ИТ-функций;
• совместное предприятие (JV, Joint Venture) — для оказания ИТ-услуг компанией образуется отдельная сервисная организация совместно с внешними поставщиками услуг;
• полный аутсорсинг (Full outsourcing) — ИТ-услуги оказывает один внешний поставщик на основании долговременного контракта.
Приведенные примеры показывают, что в основу выделения указанных моделей ИТ-сорсинга положены состав участвующих сторон и типы взаимоотношений между ними.
Примером другой классификации видов ИТ-сорсинга может являться следующая классификация [18]:
• управление данными — поддержка баз данных, резервирование данных, обеспечение информационной безопасности;
• управление инфраструктурой — управление сетями, системами безопасности, инфраструктурой электронной почты, системами хранения, центрами обработки данных;
• разработка и управление программными приложениями — разработка порталов, систем обработки запросов клиентов, регистрации недвижимости и иных специализированных систем;
• поддержка клиентов — услуги колл-центров для граждан.
В описываемом случае в основу группировки положены некоторые компоненты ИТ-составляющей организации, включая
№ 4 (40) 2012
данные, инфраструктуру, внешних пользователей.
Во многих публикациях, посвященных ИТ-сорсингу, предлагается использовать сервисную модель, рассматривающую информационно-коммуникационную составляющую организации не в виде совокупности программного обеспечения и оборудования, а как набор сервисов, предоставляемых ИТ-службой организации, — например, электронные коммуникации, хранение данных, функционирование бизнес-приложения и др. На предмет выбора способа сорсинга рассматриваются отдельные ИТ-сервисы. Передача ИТ-сервиса на аутсорсинг сопровождается определением требуемого качества его предоставления, которое закрепляется в соглашении об уровне обслуживания (SLA — Service Level Agreement) [9]. Под ИТ-сорсингом в данном случае понимают выбор источников и организацию потребления заказчиком внешних и внутренних ИТ-сервисов. Сервисный подход в ИТ-сорсинге базируется на ITSM — концепции управления ИТ-инфраструктурой организации, сфокусированной на предоставлении услуг [2].
В ряде публикаций рассматривается целесообразность передачи на аутсорсинг управления ИТ организации целиком. При этом отмечается, что стратегически важно сохранить за ИТ-службой организации работы по планированию и управлению ИТ, прежде всего, по долгосрочному планированию, включая разработку ИТ-стратегии компании [10].
При решении вопроса ИТ-сорсинга рассматриваются также популярные на сегодняшний день облачные сервисы, при которых компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю через Интернет. Основными среди них являются:
• Infrastructure as a Service (IaaS) — предоставление инфраструктуры в качестве сервиса через Интернет, включая инфраструктуру центров обработки данных, сервера, системы хранения данных, сетевое оборудование и др.;
• Platform as a Service (PaaS) — предоставление в качестве сервиса через интернет-
платформы для разработки, тестирования, <§ развертывания и поддержки веб-приложе- | ний; с^
• Software as a Service (SaaS) — предос- ^ тавление через Интернет возможности использования программных приложений, размещенных на площадке вендора или провайдера услуг [19].
При использовании указанных моделей компания по сути отдает на аутсорсинг управление инфраструктурой и программным обеспечением — все это осуществляет поставщик соответствующих сервисов, к тому же исключается необходимость капитальных затрат со стороны организации.
Наконец, отдельные авторы отмечают, что поскольку сам термин «сорсинг» в переводе с английского означает использование внешнего источника, то фактически любая активность в области информационных технологий, отданная на исполнение сторонней организации, может быть названа ИТ-аутсорсингом [3].
Представленный обзор свидетельствует о том, что, несмотря на растущую популярность ИТ-сорсинга, ни в бизнес-среде, ни среди исследователей на сегодняшний день не сформировалось общепринятого понимания сущности данной деятельности, свойственной ей терминологии, моделей предоставления услуг ИТ-сорсинга. Это затрудняет принятие организацией решений об ИТ-сорсинге тех или иных видов деятельности, разработку стратегии ИТ-сорсинга компании в целом, поиск соответствующих услуг на рынке информационных технологий. Трудности возникают также у организаций, имеющих целью предоставление услуг ИТ-сорсинга, — для них непонятен механизм определения состава возможных услуг, способа позиционирования компании на соответствующем рынке и информирования потенциальных клиентов.
В настоящей статье поставлена задача расчистки такой предметной области, как ИТ-сорсинг, с помощью технологии концептуального анализа и проектирования. Целью расчистки является построение концепции
№ 4 (40) 2012
данной области, в обобщенном виде отражающей многообразие подходов к ИТ-сор-сингу.
Концептуализация ИТ-сорсинга
Школа концептуального анализа и проектирования социально-экономических систем развивается в России уже более 40 лет. В число ее основателей и последователей входят С. П. Никаноров, З. А. Кучкаров, Н. К. Никитина, А. Г. Теслинов и др. [6, 7, 1113]. К настоящему времени по теме концептуального анализа и проектирования опубликовано более 1000 трудов, а в 1992 г. на факультете радиотехники и кибернетики Московского физико-технического института создана кафедра Концептуального анализа и проектирования, последователями школы проводятся обучающие курсы и семинары.
Технология концептуального анализа ^ и проектирования используется для по-^ строения концептуальных схем сложных, | размытых предметных областей. Математической основой этой технологии является « теория множеств Н. Бурбаки [1]. В качестве у базовых используются следующие методы
концептуализации: ^ • выдвижение гипотез относительно ба-| зисных понятий, которыми могла бы быть | выражена предметная область, связыва-<| ние их сущностными отношениями, проверке ка образующихся концептуальных структур К и их следствий на адекватность известным
феноменам данной области; § • применение для объяснения предметной области готовых конструктов — универ-.§. сальных конструкций, отражающих отдель-Л ные грани существования и эволюции объ-■Е ектов, — например, конструкты процессов, функционально-методных отношений, целе-^ направленных и целеустремленных систем, Ц открытых систем и др. 5 Для поиска моделей ИТ-сорсинга вос-
^ пользуемся первой группой методов концеп-й
^ туализации, с помощью которых произведем
Ц расчистку предметной области, построив
£ ее концептуальную схему и показав следст-
вия из нее. Выбор данного метода обусловлен низкой степенью предопределенности рассматриваемой предметной области, высокой степенью ее абстрактности и интеллектуальности, что затрудняет использование готовых конструкций для ее исследования, создает возможности для свободного вскрытия ее содержания.
В качестве предмета концептуализации выберем такой аспект указанной области, как потребности организации в ИТ-сорсинге и способы их удовлетворения. Выбор предмета связан с практической задачей разработки стратегии ИТ-сорсинга для организации, которая, по существу, должна отражать, какой способ сорсинга должен быть применен к каждому из элементов ИТ организации.
C указанной позиции ИТ-сорсинг раскрывается следующим образом:
• деятельность организации в области ИТ может быть представлена:
— как набор операций, включающих действия сотрудников ИТ-службы по отношению к объектам информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (ИКТ) организации, включая разработку, внедрение программного обеспечения, поставку и монтаж оборудования и иное;
— набор функций управления, выполняемых административно-управленческим персоналом организации по отношению к каждой из вышеуказанных операций и ко всем операциям вместе, включая разработку целей и планов, управление ИТ-персоналом, управление финансами и иное, в том числе совершенствование операций и самих функций управления;
• для каждой операции и функции управления должен быть решен вопрос относительно того, кто ее выполняет, — в данном случае удобно воспользоваться восемью моделями ИТ-сорсинга, предложенными компанией Gartner [14], включая оказание ИТ-услуг внутренним подразделением организации (внутреннее обслуживание / инсор-синг), сервисной компанией, совместным предприятием и др.;
№ 4 (40) 2012
Таблица 1 ig §
Базисные понятия ИТ-сорсинга <э
Базисное понятие Определение
ИКТ-объект Элемент информационно-технологической инфраструктуры организации, выделяемый с такой степенью детализации и обладающий такой целостностью (законченностью), которая требуется организации для принятия решения относительно оптимального способа выполнения над ним некоторых видов деятельности
Операция Деятельность, выполняемая над элементом ИКТ-инфраструктуры организации и направленная на его создание или обеспечение его использования бизнес-подразделениями организации
Управленческая функция Вид деятельности, выполняемый либо непосредственно над операцией, либо над ресурсом, используемым непосредственно в каждой операции, и направленный на достижение ее целей при наиболее эффективном расходовании ресурсов
Способ Организационный подход к выполнению операции над ИКТ-объектом либо управленческой функции, обозначающий, кто ее выполняет
Таблица 2
Свойства понятия «ИКТ-объект»
Свойство Определение
Физическое размещение Свойство показывает, у кого на площадке (заказчик или аутсорсер) располагается соответствующий ИКТ-объект
Принадлежность (право собственности) Свойство показывает, кто (заказчик или аутсорсер) обладает правами собственности на соответствующий ИКТ-объект (владеть, распоряжаться и пр . )
• для каждого объекта ИКТ-инфраструк-туры организации, в отношении которого решается вопрос его сорсинга, важно различать:
— физическое месторасположение — на площадке организации-заказчика или компании-аутсорсера;
— обладателя права собственности на объект — организацию-заказчика или ком-панию-аутсорсера.
В соответствии с приведенным описанием предмета концептуализации выделим базисные понятия данной области и дадим им определения (табл. 1).
Обозначим два свойства, присущие ИКТ-объектам (табл. 2).
Выделим родовые отношения на базисных понятиях (табл. 3). При постулировании родовых отношений будем налагать на них такие ограничения (аксиомы), которые отражают не фактическое состояние облас-
ти ИТ-сорсинга в некоторой абстрактной организации с присущими ей недостатками, а желаемое — такое, при котором в организации комплексно решен вопрос ИТ-сорсинга.
В атрибутивной форме концептуальная схема ИТ-сорсинга в аспекте соответствующих потребностей организации и способов их удовлетворения представлена на рис. 1.
Далее раскроем возможные следствия из построенной концептуальной схемы, иллюстрирующие ее мощность с точки зрения порождения моделей ИТ-сорсинга.
Возможные следствия из концептуальной схемы ИТ-сорсинга
В методологии концептуального анализа и проектирования использование концептуальной схемы возможно в двух направлениях:
-ч ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА
№ 4 (40) 2012 ' -
Таблица 3
Родовые отношения на базисных понятиях
1
I *
со
0 и
1
0 &
§ $
6
1
I
0 §
1
I
I
! и
1 I
I
я ¿2
Отношение Определение Пояснения
Отношение «воздействия» Отношение между понятиями «ИКТ-объ-ект» и «операция» — «каждый ИКТ-объ-ект является объектом воздействия одной или нескольких операций» Постулируется такая реальность, в которой нет «забытых» ИКТ-объектов — над каждым из них выполняется хотя бы одна операция
Отношение «выполнения 1» Отношение между парой понятий «ИКТ-объект» и «операция», связанных отношением «воздействия», и понятием «способ» — каждой такой паре соответствует один способ (их выполнения) Постулируется такая реальность, в которой для каждой операции, выполняемой в отношении каждого ИКТ-объек-та, должно быть принято решение о ее сорсинге
Отношение «обеспечения» Отношение между парой понятий «ИКТ-объект» и «операция», связанных отношением «воздействия», и понятием «управленческая функция, — выполнение каждой такой пары обеспечивается каждой управленческой функцией Постулируется такая реальность, в которой каждая управленческая функция обеспечивает выполнение каждой операции над ИКТ-объектом
Отношение «совершенствования 1» Отношение между парой понятий «ИК-Т-объект» и «операция», связанных отношением «воздействия», и понятием «управленческая функция» — некоторые управленческие функции направлены на совершенствование некоторых таких пар (операций, выполняемых над ИКТ-объектом) В такой реальности не все управленческие функции направлены на совершенствование операций над ИКТ-объектами, и не все операции подлежат совершенствованию
Отношение «совершенствования 2» Отношение на понятии «управленческая функция» — некоторые управленческие функции направлены на совершенствование некоторых управленческих функций (других) Постулируется такая реальность, в которой среди управленческих функций есть те, которые направлены на совершенствование других управленческих функций
Отношение «выполнения 2» Отношение между следующей парой: — парой понятий «ИКТ-объект» и «операция», связанных отношением «воздействия»; — понятием «управленческая функция», связанным с предшествующей парой отношением «обеспечения» или «совершенствования», в том числе понятием функции, направленной на совершенствование некоторой другой управленческой функции И — понятием «способ». При этом каждой указанной паре соответствует один способ ее выполнения Постулируется такая реальность, в которой комбинации объект / операция / обеспечивающая или совершенствующая их управленческая функция, в том числе функция, направленная на совершенствование некоторой другой функции, соответствует определенный способ ее выполнения
10
№ 4 (40) 2012
со
I §
Способ
Рис 1. Концептуальная схема ИТ-сорсинга в атрибутивной форме
• выведение новых видовых концептов-следствий как логически строгих следствий из базисных понятий и родовых отношений;
• интерпретация построенной концепции — объяснение полученных из нее видовых понятий на некоторой предметной области.
Ввиду достаточно строгой аксиоматизации, т. е. наложения серьезных ограничений на родовые отношения между базисными понятиями в построенной концептуальной схеме, она не очень «богата» на видовые понятия. Гораздо более содержательной будет являться интерпретация. Тем не менее, в качестве примеров видовых понятий можно указать следующие:
• ИКТ-объекты, принадлежащие заказчику и размещенные на его площадке, в отношении которых выполняются некоторые операции определенным способом, — в данном случае имеются ввиду те элементы деятельности ИТ-службы заказчика, к которым применена некоторая модель сорсинга;
• управленческие функции, выполняемые некоторым способом по отношению
к операциям над ИКТ-объектами — в этом случае имеются в виду те функции по управлению ИТ-службой заказчика, к которым применена некоторая модель сорсинга;
• операции, выполняемые над ИКТ-объ-ектами, по отношению к которым не совершаются операции их совершенствования, — это «забытые» менеджерами с точки зрения их развития ИТ-операции;
• функции управления операциями над ИКТ-объектами, по отношению к которым не совершаются функции по их совершенствованию, — это «забытые» менеджерами с точки зрения их развития функции управления ИТ-операциями.
Покажем возможную интерпретацию первых двух видовых понятий на примере деятельности некоторой(типовой)организации. По сути, порождаемые смыслы будут являться моделями ИТ-сорсинга, поскольку в них отражен тот или иной способ организации исполнения соответствующих операций или функций над некоторыми ИКТ-объектами.
Для целей интерпретации зададим возможные значения, которые могут принимать базисные понятия (табл. 4).
№ 4 (40) 2012
В таблице 5 представлен ряд примеров интерпретации первого видового понятия — ИКТ-объекты, принадлежащие заказчику и размещенные на его площадке, в отношении которых выполняются некоторые операции определенным способом, — с использованием указанных возможных значений.
Примеры интерпретации второго видового понятия — управленческие функции, выполняемые некоторым способом по отношению к операциям над ИКТ-объектами, — с использованием указанных возможных значений приведены в табл. 6.
Посредством интерпретации показано, что с помощью разработанной концептуальной схемы может быть получено огромное многообразие моделей ИТ-сорсинга — как известных, так и еще не получивших своего названия. При этом выделение моделей ИТ-сорсинга подчинено строгой логике, определяемой заданными базисными понятиями, отношениями и аксиомами. Полученная концептуальная схема, по сути, выступает
в качестве структуры порождения моделей ИТ-сорсинга.
Заключение
Предложенный в статье подход к выделению моделей ИТ-сорсинга, построенный на базе методологии концептуального анализа и проектирования, позволяет преодолеть сложившуюся в данной области неопределенность, и многообразие подходов к ИТ-сорсингу отразить посредством одной концептуальной схемы, которая позволила показать распространенные на сегодняшний день модели ИТ-сорсинга, например, разработку информационных систем или поставку заказчику оборудования и его монтаж, сопровождение программного обеспечения заказчика, предоставление заказчику инфраструктуры по модели IaaS, предоставление программных сервисов по модели SaaS. Схема также позволяет выявить нераспространенные на современном рынке модели, например, разра-
Таблица 4
Значения базисных понятий на примере деятельности (типовой) организации
Базисное понятие Значения
ИКТ-объект • Программное обеспечение (ПО) . • Оборудование
Операция • Проектирование, разработка, внедрение (применяется в основном к программному обеспечению) • Доставка, монтаж, пуско-наладка (применяется в основном к оборудованию) . • Сопровождение (сервисное обслуживание) . • Управление разработкой / внедрением / поставкой / монтажом / сопровождением . • Все операции (применительно либо к программному обеспечению, либо к оборудованию сюда включены все соответствующие операции из вышеперечисленных)
Управленческая функция • Общее управление, включая постановку целей, задач, разработку ИТ-стратегии и др . • Управление финансами для ИТ. • Управление ИТ-персоналом . • Совершенствование операции • Совершенствование управленческой функции
Способ • ИТ-служба заказчика. • Аутсорсер
1
I *
со
0 и
1
0 &
§ $
6
1
I
0 §
1
I
I
! и
1 I
£ I
я ¿2
№ 4 (40) 2012
Таблица 5 § §
Примеры интерпретации видового понятия «ИКТ-объекты, о
в отношении которых выполняются некоторые операции определенным способом» ^
ИКТ-объект Физическое размещение Принадлежность Операция Способ Описание понятия
Программное обеспечение или оборудование Заказчик Заказчик Все операции ИТ-служба заказчика Типичная «инсорсинговая» модель, согласно которой все ИТ-операции выполняются внутренней ИТ-службой заказчика
Программное обеспечение Заказчик Заказчик Проектирование, разработка, внедрение Аутсорсер Модель выполнения внешней компанией на контрактной основе проекта по разработке и внедрению программного обеспечения у заказчика
Оборудование Заказчик Заказчик Доставка, монтаж, пуско-наладка Аутсорсер Модель выполнения внешней компанией на контрактной основе проекта по поставке и установке оборудования у заказчика
Программное обеспечение Заказчик Заказчик Сопровождение Аутсор-сер Модель выполнения работ по сопровождению программного обеспечения заказчика внешней компанией . Для типовых (коробочных) программных продуктов данная модель может быть вполне подходящей . Для информационных систем, являющихся собственной разработкой, применение такой модели может привести к потере стратегических преимуществ, которые с ней связаны, к возникновению зависимости от аутсорсера, снижению качества обслуживания системы ввиду отсутствия у аутсорсера специальных знаний, которые для этого требуются
Оборудование Аутсорсер Аутсор-сер Все операции Аутсор-сер Модель может являться примером модели IaaS (инфраструктура как сервис), согласно которой заказчик удаленно использует инфраструктуру компании-аутсорсера и выполняет функции по монтажу и обслуживанию оборудования
Программное обеспечение Аутсорсер Аутсор-сер Все операции Аутсор-сер Модель может являться примером модели SaaS (программное обеспечение как услуга), согласно которой заказчик за абонентскую плату удаленно использует программное обеспечение, принадлежащее компании-поставщику
13
№ 4 (40) 2012
Окончание табл. 5
ИКТ-объект Физическое размещение Принадлежность Операция Способ Описание понятия
Программное обеспечение и оборудование Заказчик Заказчик Управление разработкой, внедрением, поставкой, монтажом Аутсор-сер Модель так называемого «проектного офиса» — временной структуры, создаваемой из сотрудников компании-аутсорсера, работающей как правило на территории заказчика и управляющей проектом по разработке программного обеспечения и установке оборудования в рамках создания информационной системы
Программное обеспечение Аутсорсер Заказчик Разработка, внедрение, сопровождение Аутсор-сер Модель, при которой аутсорсер в интересах заказчика разрабатывает и внедряет программное обеспечение на своих мощностях, а в дальнейшем предоставляет его в использование
1
I *
Таблица 6
Примеры интерпретации видового понятия «Управленческие функции, выполняемые некоторым способом по отношению к операциям над ИКТ-объектами»
ИКТ-объект Физическое размещение Принадлежность Операция Способ (выполнения операции) Управленческая функция Способ (выполнения функции) Описание понятия
Программное обеспечение и оборудование Заказчик Заказчик Все операции ИТ-служба заказчика Разработка ИТ-стратегии Аутсор-сер Модель, при которой ИТ-стратегию организации разрабатывает внешняя организация-аутсорсер
Программное обеспечение или оборудование Заказчик Заказчик Все операции ИТ-служба заказчика Совер-шенст-вование управления ИТ-персоналом Аутсор-сер Модель привлечения организации-аутсорсера на оказание услуг разработки стратегии управления ИТ-персоналом либо реорганизации ИТ-службы заказчика
Программное обеспечение или оборудование Заказчик Заказчик Все операции ИТ-служба заказчика Совер-шенст-вование операций Аутсор-сер Модель привлечения организации-аутсорсера на оказание услуг по совершенствованию ИТ-операций заказчика, например, внедрению
14
№ 4 (40) 2012
ботку аутсорсером программного приложения в интересах заказчика, внедрение на своих мощностях и предоставление его в пользование.
Концептуальная схема может использоваться при выборе методов сорсинга по отношению к тем или иным элементам программного обеспечения или оборудования организации, в том числе при разработке комплексной стратегии ИТ-сорсинга компании. Она также может применяться при формировании портфеля услуг в области ИТ-сорсинга организациями, выступающими в роли ИТ-аутсорсеров.
В 2011 году автор настоящей статьи участвовала в проекте по разработке концепции ИТ-сорсинга для одного федерального ведомства, эксплуатирующего крупную информационную систему, для сопровождения которой ежегодно проводятся многомиллионные тендеры, при этом сама ИТ-служба ведомства крайне небольшая. В рамках данной работы и состоялась разработка приведенной в статье концептуальной схемы. На ее основе удалось выявить и систематизировать все элементы ИТ-составляющей ведомства — начиная от управления ИТ и заканчивая сервисным обслуживанием персональных компьютеров, межсетевых экранов и т. п. — и предложить адекватные методы сорсинга. Ключевыми рекомендациями стали: переход на инсорсин-говую модель в обслуживании специально разработанных приложений и сохранение модели аутсорсинга только для сопровождения типовых систем (например, бухгалтерия), а также сетевой и вычислительной инфраструктуры.
Список литературы
1. Бурбаки Н. Теория множеств. М.: Мир, 1965. — 456 с.
2. Дубова Н. Сервисы по-взрослому // Открытые системы. 2010. № 5.
3. Ершова Э. Ставка на ИТ-аутсорсинг оказалась преждевременной? // Cnews Аналитика. 2007.
4. Зырянов М. Аутсорсинг всходит на российской почве // Открытые системы. 29.04.2011.
5. Инсорсинг vs аутсорсинг // Компания. 24.10.2011. § № 39 (676). |
6. Кучкаров З. А. Методы концептуального анализа с^
и синтеза в теоретическом исследовании и про- ^
/ ^
ектировании социально-экономических систем / Курс лекций. В 2 т. Т. 1. М.: Концепт, 2005. — 252 с.
7. Кучкаров З. А. Методы концептуального анализа и синтеза в теоретическом исследовании и проектировании социально-экономических систем / Курс лекций. В 2 т. Т. 2. М.: Концепт, 2005. — 260 с.
8. Лапинский И. Российский рынок ИТ-аутсорсинга в цифрах // PCWEEK. 04.05.2011.
9. Лебедев Я. Аутсорсинг ИТ-сервисов // Сетевой. № 2. 06.02.2004.
10. Михайлов А. Стратегические управление ИТ: оргструктура ИТ службы и сорсинг // CIO. 06.2011.
11. Системное управление — проблемы и решения: сборник статей. Вып. 12. М.: Концепт, 2001. — 128 с.
12. Теслинов А. Г. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. СПб.: Питер, 2009. — 288 с.
13. Теслинов А. Г. Концептуальное проектирование сложных решений. СПб.: Питер, 2009. — 288 с.
14. Харатишвили Д. Рынок ИТ-аутсорсинга — что считаем? // Компьютер пресс. 2008. № 4.
15. Харатишвили Д. ИТ-услуги — как их подсчитать? // Компьютер пресс. 2007. № 8.
16. Blansett T. et. al., Plan to Win. Bridge the Gap between IT Sourcing Strategy and Execution. URL: www.booz.com.
17. DharS, Balakrishnan B. Risks, Benefits, and Challenges in Global IT Outsourcing: Perspectives and Practices // Journal of Global Information Management. 2006. Vol. 14, Issue: 3, Publisher: IGI Global. P. 39-69.
18. Government Sector Outsourcing: Transforming Public Service with Outsourced IT Services. Tho-lons, March 2010.
19. Gray M. Cloud Computing: Demystifying IaaS, PaaS and SaaS // SPS Commerce, Special to ZDNet. 21.10.2010.
20. Mol M. Outsourcing, supplier relations and internationalisation: global sourcing strategy as a Chinese puzzle. 2001.