Научная статья на тему 'Разработка моделей сорсинга информационно-технологических процессов организации'

Разработка моделей сорсинга информационно-технологических процессов организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
731
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИТ-СОРСИНГ / МОДЕЛЬ / MODEL / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА / CONCEPTUAL SCHEMA / IT-SOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохорова Е.А.

Разработка комплексной стратегии сорсинга информационно-технологических (ИТ) процессов организации предполагает выбор наиболее подходящей модели. На сегодняшний день понятная классификация подобных моделей отсутствует, границы рынка ИТ-сорсинга крайне размыты. В статье с использованием методологии концептуального анализа и проектирования представлена концептуальная схема, позволяющая систематизировать существующие подходы к ИТ-сорсингу и порождать новые, еще не известные современному ИТ-рынку, модели сорсинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing IT sourcing models for an organization

Developing a comprehensive strategy for sourcing of information technology (IT) processes of the organization involves choosing the most suitable model. Nowadays acceptable classification of such models is absent, the IT sourcing market boundaries are very blurred. Using the methodology of conceptual analysis and design the paper presents the conceptual scheme that allows to systematize the existing approaches to IT sourcing and generate new models, yet unknown to modern IT market.

Текст научной работы на тему «Разработка моделей сорсинга информационно-технологических процессов организации»

№ 4 (40) 2012

Е. А. Прохорова, канд. экон. наук, руководитель проектов ООО «ИБС Экспертиза», г. Москва

Разработка моделей сорсинга информационно-технологических процессов организации

Сорсинг информационных процессов все чаще становится инструментом их рациональной организации. Практический эффект, получаемый в результате такого подхода, зависит, прежде всего, от четкого представления руководителями реальных потребностей их предприятия в этой области и возможностей, предлагаемых рынком.

Введение

Вопрос «Сделать или купить» все чаще задают себе современные менеджеры в поисках эффективного и экономичного способа выполнения бизнес-процессов (в англоязычной литературе дилемма известна под названием make or buy).

Решением этой задачи может являться разработка комплексной стратегии сорсин-га тех или иных видов деятельности организации. В настоящей статье речь пойдет о сорсинге процессов, связанных с применением информационных технологий.

В общем случае под сорсингом (от англ. source — «источник») понимается процесс поиска и последующего управления источником входных ресурсов для выполнения операций [20]. Применительно к сфере информационных технологий сорсингом (далее также — ИТ-сорсинг) является привлечение поставщиков для выполнения организационных процессов, построенных на базе ИТ, а также предоставления сервисов, связанных с использованием программных приложений и инфраструктуры для достижения целей бизнеса1.

ИТ-сорсинг разделяют на инсорсинг и аутсорсинг, предусматривающие, соответственно, предоставление ИТ-услуг силами

URL: www.gartner.com.

ИТ-службы организации, в том числе выделенной в отдельное юридическое лицо, либо силами сторонней компании [5].

В последние годы рынок ИТ-аутсорсинга развивается очень динамично — в 2010 г. его рост составил 21% [4]. Рост рынка ИТ-аутсорсинга обусловлен стремлением компаний к сокращению непрофильных затрат на ИТ, повышению качества оказания ИТ-услуг за счет использования передовой экспертизы в этой области, концентрации усилий на основном бизнесе, обеспечению контролируемости затрат на ИТ, повышению гибкости в удовлетворении потребностей в ИТ [17].

Несмотря на популярность этого подхода, специалисты утверждают, что границы рынка ИТ-сорсинга крайне размыты. Много лет среди российских компаний не утихают споры, что следует включать в понятие сорсинга и какую именно деятельность следует считать «настоящим аутсорсингом». В публикациях предлагаются различные классификации видов ИТ-сорсинга, а оценки аналитических агентств в отношении объема рынка услуг ИТ-аутсорсинга существенно расходятся ввиду его терминологической неопределенности [3, 14, 15].

Для того, чтобы принять решение по поводу сорсинга каждого из видов деятельности в области ИТ и разработать соответствующую стратегию, организации необходи-

№ 4 (40) 2012

мо разобраться в многообразии предлагаемых моделей к ИТ-сорсингу.

В настоящей статье предпринята попытка с использованием технологии концептуального анализа и проектирования построить теорию, позволяющую систематизировать имеющиеся подходы к ИТ-сорсингу и, возможно, создавать новые, еще не известные современному ИТ-рынку модели сорсинга.

Существующие подходы к ИТ-сорсингу

Говоря о видах ИТ-сорсинга, большинство исследователей и менеджеров предпочитают перечислять имеющие к нему отношение виды деятельности, причем преимущественно касающиеся ИТ-аутсорсинга, избегая какой-либо классификации. Далее приведен обзор многообразных подходов к пониманию ИТ-сорсинга.

Так, в структуре рынка ИТ-аутсорсинга s выделяют: аутсорсинг поддержки ИТ-ин-jj фраструктуры, аутсорсинг центров обра-| ботки данных, аутсорсинг услуг Help desk, аутсорсинг разработки программного обес-« печения, аутсорсинг сетевых и телекомму-у никационных услуг, аутсорсинг управления приложениями, аутсорсинг управления ин-^ формационными технологиями, облачные | сервисы и иное [8].

| Некоторые исследователи ИТ-сорсинг <| рассматривают на континууме, крайними | точками которого являются выполнение ИТ-К функций собственными силами организации, ig возможно с включением в команду ИТ-спе-§ циалистов аутсорсера, и полный аутсорсинг, ji при котором внешний поставщик целиком бе-.§. рет на себя оказание тех или иных ИТ-услуг, Л например сопровождение информационной ■Е системы заказчика, help desk и др. В каче-Si стве промежуточных выступают модели, со-^ гласно которым аутсорсер предоставляет те Ц или иные услуги частично, например, разра-5 ботку, тестирование программного обеспе-| чения и др. [16].

^g Компания Gartner выделила восемь мо-Ц делей ИТ-сорсинга [14]. Вот некоторые £ из них:

• внутреннее обслуживание (Internal delivery) — оказание услуг внутренним подразделением организации через внутренние проекты;

• инсорсинг (Insourcing) — для оказания услуг выделяется самостоятельное подразделение с отдельным бюджетом, а его взаиморасчеты с бизнес-подразделениями за оказываемые услуги основываются на системе тарифов;

• мультисорсинг (Multisourcing), или выборочный аутсорсинг — это отдельные контракты на аутсорсинг выбранных ИТ-функций;

• совместное предприятие (JV, Joint Venture) — для оказания ИТ-услуг компанией образуется отдельная сервисная организация совместно с внешними поставщиками услуг;

• полный аутсорсинг (Full outsourcing) — ИТ-услуги оказывает один внешний поставщик на основании долговременного контракта.

Приведенные примеры показывают, что в основу выделения указанных моделей ИТ-сорсинга положены состав участвующих сторон и типы взаимоотношений между ними.

Примером другой классификации видов ИТ-сорсинга может являться следующая классификация [18]:

• управление данными — поддержка баз данных, резервирование данных, обеспечение информационной безопасности;

• управление инфраструктурой — управление сетями, системами безопасности, инфраструктурой электронной почты, системами хранения, центрами обработки данных;

• разработка и управление программными приложениями — разработка порталов, систем обработки запросов клиентов, регистрации недвижимости и иных специализированных систем;

• поддержка клиентов — услуги колл-центров для граждан.

В описываемом случае в основу группировки положены некоторые компоненты ИТ-составляющей организации, включая

№ 4 (40) 2012

данные, инфраструктуру, внешних пользователей.

Во многих публикациях, посвященных ИТ-сорсингу, предлагается использовать сервисную модель, рассматривающую информационно-коммуникационную составляющую организации не в виде совокупности программного обеспечения и оборудования, а как набор сервисов, предоставляемых ИТ-службой организации, — например, электронные коммуникации, хранение данных, функционирование бизнес-приложения и др. На предмет выбора способа сорсинга рассматриваются отдельные ИТ-сервисы. Передача ИТ-сервиса на аутсорсинг сопровождается определением требуемого качества его предоставления, которое закрепляется в соглашении об уровне обслуживания (SLA — Service Level Agreement) [9]. Под ИТ-сорсингом в данном случае понимают выбор источников и организацию потребления заказчиком внешних и внутренних ИТ-сервисов. Сервисный подход в ИТ-сорсинге базируется на ITSM — концепции управления ИТ-инфраструктурой организации, сфокусированной на предоставлении услуг [2].

В ряде публикаций рассматривается целесообразность передачи на аутсорсинг управления ИТ организации целиком. При этом отмечается, что стратегически важно сохранить за ИТ-службой организации работы по планированию и управлению ИТ, прежде всего, по долгосрочному планированию, включая разработку ИТ-стратегии компании [10].

При решении вопроса ИТ-сорсинга рассматриваются также популярные на сегодняшний день облачные сервисы, при которых компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю через Интернет. Основными среди них являются:

• Infrastructure as a Service (IaaS) — предоставление инфраструктуры в качестве сервиса через Интернет, включая инфраструктуру центров обработки данных, сервера, системы хранения данных, сетевое оборудование и др.;

• Platform as a Service (PaaS) — предоставление в качестве сервиса через интернет-

платформы для разработки, тестирования, <§ развертывания и поддержки веб-приложе- | ний; с^

• Software as a Service (SaaS) — предос- ^ тавление через Интернет возможности использования программных приложений, размещенных на площадке вендора или провайдера услуг [19].

При использовании указанных моделей компания по сути отдает на аутсорсинг управление инфраструктурой и программным обеспечением — все это осуществляет поставщик соответствующих сервисов, к тому же исключается необходимость капитальных затрат со стороны организации.

Наконец, отдельные авторы отмечают, что поскольку сам термин «сорсинг» в переводе с английского означает использование внешнего источника, то фактически любая активность в области информационных технологий, отданная на исполнение сторонней организации, может быть названа ИТ-аутсорсингом [3].

Представленный обзор свидетельствует о том, что, несмотря на растущую популярность ИТ-сорсинга, ни в бизнес-среде, ни среди исследователей на сегодняшний день не сформировалось общепринятого понимания сущности данной деятельности, свойственной ей терминологии, моделей предоставления услуг ИТ-сорсинга. Это затрудняет принятие организацией решений об ИТ-сорсинге тех или иных видов деятельности, разработку стратегии ИТ-сорсинга компании в целом, поиск соответствующих услуг на рынке информационных технологий. Трудности возникают также у организаций, имеющих целью предоставление услуг ИТ-сорсинга, — для них непонятен механизм определения состава возможных услуг, способа позиционирования компании на соответствующем рынке и информирования потенциальных клиентов.

В настоящей статье поставлена задача расчистки такой предметной области, как ИТ-сорсинг, с помощью технологии концептуального анализа и проектирования. Целью расчистки является построение концепции

№ 4 (40) 2012

данной области, в обобщенном виде отражающей многообразие подходов к ИТ-сор-сингу.

Концептуализация ИТ-сорсинга

Школа концептуального анализа и проектирования социально-экономических систем развивается в России уже более 40 лет. В число ее основателей и последователей входят С. П. Никаноров, З. А. Кучкаров, Н. К. Никитина, А. Г. Теслинов и др. [6, 7, 1113]. К настоящему времени по теме концептуального анализа и проектирования опубликовано более 1000 трудов, а в 1992 г. на факультете радиотехники и кибернетики Московского физико-технического института создана кафедра Концептуального анализа и проектирования, последователями школы проводятся обучающие курсы и семинары.

Технология концептуального анализа ^ и проектирования используется для по-^ строения концептуальных схем сложных, | размытых предметных областей. Математической основой этой технологии является « теория множеств Н. Бурбаки [1]. В качестве у базовых используются следующие методы

концептуализации: ^ • выдвижение гипотез относительно ба-| зисных понятий, которыми могла бы быть | выражена предметная область, связыва-<| ние их сущностными отношениями, проверке ка образующихся концептуальных структур К и их следствий на адекватность известным

феноменам данной области; § • применение для объяснения предметной области готовых конструктов — универ-.§. сальных конструкций, отражающих отдель-Л ные грани существования и эволюции объ-■Е ектов, — например, конструкты процессов, функционально-методных отношений, целе-^ направленных и целеустремленных систем, Ц открытых систем и др. 5 Для поиска моделей ИТ-сорсинга вос-

^ пользуемся первой группой методов концеп-й

^ туализации, с помощью которых произведем

Ц расчистку предметной области, построив

£ ее концептуальную схему и показав следст-

вия из нее. Выбор данного метода обусловлен низкой степенью предопределенности рассматриваемой предметной области, высокой степенью ее абстрактности и интеллектуальности, что затрудняет использование готовых конструкций для ее исследования, создает возможности для свободного вскрытия ее содержания.

В качестве предмета концептуализации выберем такой аспект указанной области, как потребности организации в ИТ-сорсинге и способы их удовлетворения. Выбор предмета связан с практической задачей разработки стратегии ИТ-сорсинга для организации, которая, по существу, должна отражать, какой способ сорсинга должен быть применен к каждому из элементов ИТ организации.

C указанной позиции ИТ-сорсинг раскрывается следующим образом:

• деятельность организации в области ИТ может быть представлена:

— как набор операций, включающих действия сотрудников ИТ-службы по отношению к объектам информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (ИКТ) организации, включая разработку, внедрение программного обеспечения, поставку и монтаж оборудования и иное;

— набор функций управления, выполняемых административно-управленческим персоналом организации по отношению к каждой из вышеуказанных операций и ко всем операциям вместе, включая разработку целей и планов, управление ИТ-персоналом, управление финансами и иное, в том числе совершенствование операций и самих функций управления;

• для каждой операции и функции управления должен быть решен вопрос относительно того, кто ее выполняет, — в данном случае удобно воспользоваться восемью моделями ИТ-сорсинга, предложенными компанией Gartner [14], включая оказание ИТ-услуг внутренним подразделением организации (внутреннее обслуживание / инсор-синг), сервисной компанией, совместным предприятием и др.;

№ 4 (40) 2012

Таблица 1 ig §

Базисные понятия ИТ-сорсинга <э

Базисное понятие Определение

ИКТ-объект Элемент информационно-технологической инфраструктуры организации, выделяемый с такой степенью детализации и обладающий такой целостностью (законченностью), которая требуется организации для принятия решения относительно оптимального способа выполнения над ним некоторых видов деятельности

Операция Деятельность, выполняемая над элементом ИКТ-инфраструктуры организации и направленная на его создание или обеспечение его использования бизнес-подразделениями организации

Управленческая функция Вид деятельности, выполняемый либо непосредственно над операцией, либо над ресурсом, используемым непосредственно в каждой операции, и направленный на достижение ее целей при наиболее эффективном расходовании ресурсов

Способ Организационный подход к выполнению операции над ИКТ-объектом либо управленческой функции, обозначающий, кто ее выполняет

Таблица 2

Свойства понятия «ИКТ-объект»

Свойство Определение

Физическое размещение Свойство показывает, у кого на площадке (заказчик или аутсорсер) располагается соответствующий ИКТ-объект

Принадлежность (право собственности) Свойство показывает, кто (заказчик или аутсорсер) обладает правами собственности на соответствующий ИКТ-объект (владеть, распоряжаться и пр . )

• для каждого объекта ИКТ-инфраструк-туры организации, в отношении которого решается вопрос его сорсинга, важно различать:

— физическое месторасположение — на площадке организации-заказчика или компании-аутсорсера;

— обладателя права собственности на объект — организацию-заказчика или ком-панию-аутсорсера.

В соответствии с приведенным описанием предмета концептуализации выделим базисные понятия данной области и дадим им определения (табл. 1).

Обозначим два свойства, присущие ИКТ-объектам (табл. 2).

Выделим родовые отношения на базисных понятиях (табл. 3). При постулировании родовых отношений будем налагать на них такие ограничения (аксиомы), которые отражают не фактическое состояние облас-

ти ИТ-сорсинга в некоторой абстрактной организации с присущими ей недостатками, а желаемое — такое, при котором в организации комплексно решен вопрос ИТ-сорсинга.

В атрибутивной форме концептуальная схема ИТ-сорсинга в аспекте соответствующих потребностей организации и способов их удовлетворения представлена на рис. 1.

Далее раскроем возможные следствия из построенной концептуальной схемы, иллюстрирующие ее мощность с точки зрения порождения моделей ИТ-сорсинга.

Возможные следствия из концептуальной схемы ИТ-сорсинга

В методологии концептуального анализа и проектирования использование концептуальной схемы возможно в двух направлениях:

-ч ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

№ 4 (40) 2012 ' -

Таблица 3

Родовые отношения на базисных понятиях

1

I *

со

0 и

1

0 &

§ $

6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

I

0 §

1

I

I

! и

1 I

I

я ¿2

Отношение Определение Пояснения

Отношение «воздействия» Отношение между понятиями «ИКТ-объ-ект» и «операция» — «каждый ИКТ-объ-ект является объектом воздействия одной или нескольких операций» Постулируется такая реальность, в которой нет «забытых» ИКТ-объектов — над каждым из них выполняется хотя бы одна операция

Отношение «выполнения 1» Отношение между парой понятий «ИКТ-объект» и «операция», связанных отношением «воздействия», и понятием «способ» — каждой такой паре соответствует один способ (их выполнения) Постулируется такая реальность, в которой для каждой операции, выполняемой в отношении каждого ИКТ-объек-та, должно быть принято решение о ее сорсинге

Отношение «обеспечения» Отношение между парой понятий «ИКТ-объект» и «операция», связанных отношением «воздействия», и понятием «управленческая функция, — выполнение каждой такой пары обеспечивается каждой управленческой функцией Постулируется такая реальность, в которой каждая управленческая функция обеспечивает выполнение каждой операции над ИКТ-объектом

Отношение «совершенствования 1» Отношение между парой понятий «ИК-Т-объект» и «операция», связанных отношением «воздействия», и понятием «управленческая функция» — некоторые управленческие функции направлены на совершенствование некоторых таких пар (операций, выполняемых над ИКТ-объектом) В такой реальности не все управленческие функции направлены на совершенствование операций над ИКТ-объектами, и не все операции подлежат совершенствованию

Отношение «совершенствования 2» Отношение на понятии «управленческая функция» — некоторые управленческие функции направлены на совершенствование некоторых управленческих функций (других) Постулируется такая реальность, в которой среди управленческих функций есть те, которые направлены на совершенствование других управленческих функций

Отношение «выполнения 2» Отношение между следующей парой: — парой понятий «ИКТ-объект» и «операция», связанных отношением «воздействия»; — понятием «управленческая функция», связанным с предшествующей парой отношением «обеспечения» или «совершенствования», в том числе понятием функции, направленной на совершенствование некоторой другой управленческой функции И — понятием «способ». При этом каждой указанной паре соответствует один способ ее выполнения Постулируется такая реальность, в которой комбинации объект / операция / обеспечивающая или совершенствующая их управленческая функция, в том числе функция, направленная на совершенствование некоторой другой функции, соответствует определенный способ ее выполнения

10

№ 4 (40) 2012

со

I §

Способ

Рис 1. Концептуальная схема ИТ-сорсинга в атрибутивной форме

• выведение новых видовых концептов-следствий как логически строгих следствий из базисных понятий и родовых отношений;

• интерпретация построенной концепции — объяснение полученных из нее видовых понятий на некоторой предметной области.

Ввиду достаточно строгой аксиоматизации, т. е. наложения серьезных ограничений на родовые отношения между базисными понятиями в построенной концептуальной схеме, она не очень «богата» на видовые понятия. Гораздо более содержательной будет являться интерпретация. Тем не менее, в качестве примеров видовых понятий можно указать следующие:

• ИКТ-объекты, принадлежащие заказчику и размещенные на его площадке, в отношении которых выполняются некоторые операции определенным способом, — в данном случае имеются ввиду те элементы деятельности ИТ-службы заказчика, к которым применена некоторая модель сорсинга;

• управленческие функции, выполняемые некоторым способом по отношению

к операциям над ИКТ-объектами — в этом случае имеются в виду те функции по управлению ИТ-службой заказчика, к которым применена некоторая модель сорсинга;

• операции, выполняемые над ИКТ-объ-ектами, по отношению к которым не совершаются операции их совершенствования, — это «забытые» менеджерами с точки зрения их развития ИТ-операции;

• функции управления операциями над ИКТ-объектами, по отношению к которым не совершаются функции по их совершенствованию, — это «забытые» менеджерами с точки зрения их развития функции управления ИТ-операциями.

Покажем возможную интерпретацию первых двух видовых понятий на примере деятельности некоторой(типовой)организации. По сути, порождаемые смыслы будут являться моделями ИТ-сорсинга, поскольку в них отражен тот или иной способ организации исполнения соответствующих операций или функций над некоторыми ИКТ-объектами.

Для целей интерпретации зададим возможные значения, которые могут принимать базисные понятия (табл. 4).

№ 4 (40) 2012

В таблице 5 представлен ряд примеров интерпретации первого видового понятия — ИКТ-объекты, принадлежащие заказчику и размещенные на его площадке, в отношении которых выполняются некоторые операции определенным способом, — с использованием указанных возможных значений.

Примеры интерпретации второго видового понятия — управленческие функции, выполняемые некоторым способом по отношению к операциям над ИКТ-объектами, — с использованием указанных возможных значений приведены в табл. 6.

Посредством интерпретации показано, что с помощью разработанной концептуальной схемы может быть получено огромное многообразие моделей ИТ-сорсинга — как известных, так и еще не получивших своего названия. При этом выделение моделей ИТ-сорсинга подчинено строгой логике, определяемой заданными базисными понятиями, отношениями и аксиомами. Полученная концептуальная схема, по сути, выступает

в качестве структуры порождения моделей ИТ-сорсинга.

Заключение

Предложенный в статье подход к выделению моделей ИТ-сорсинга, построенный на базе методологии концептуального анализа и проектирования, позволяет преодолеть сложившуюся в данной области неопределенность, и многообразие подходов к ИТ-сорсингу отразить посредством одной концептуальной схемы, которая позволила показать распространенные на сегодняшний день модели ИТ-сорсинга, например, разработку информационных систем или поставку заказчику оборудования и его монтаж, сопровождение программного обеспечения заказчика, предоставление заказчику инфраструктуры по модели IaaS, предоставление программных сервисов по модели SaaS. Схема также позволяет выявить нераспространенные на современном рынке модели, например, разра-

Таблица 4

Значения базисных понятий на примере деятельности (типовой) организации

Базисное понятие Значения

ИКТ-объект • Программное обеспечение (ПО) . • Оборудование

Операция • Проектирование, разработка, внедрение (применяется в основном к программному обеспечению) • Доставка, монтаж, пуско-наладка (применяется в основном к оборудованию) . • Сопровождение (сервисное обслуживание) . • Управление разработкой / внедрением / поставкой / монтажом / сопровождением . • Все операции (применительно либо к программному обеспечению, либо к оборудованию сюда включены все соответствующие операции из вышеперечисленных)

Управленческая функция • Общее управление, включая постановку целей, задач, разработку ИТ-стратегии и др . • Управление финансами для ИТ. • Управление ИТ-персоналом . • Совершенствование операции • Совершенствование управленческой функции

Способ • ИТ-служба заказчика. • Аутсорсер

1

I *

со

0 и

1

0 &

§ $

6

1

I

0 §

1

I

I

! и

1 I

£ I

я ¿2

№ 4 (40) 2012

Таблица 5 § §

Примеры интерпретации видового понятия «ИКТ-объекты, о

в отношении которых выполняются некоторые операции определенным способом» ^

ИКТ-объект Физическое размещение Принадлежность Операция Способ Описание понятия

Программное обеспечение или оборудование Заказчик Заказчик Все операции ИТ-служба заказчика Типичная «инсорсинговая» модель, согласно которой все ИТ-операции выполняются внутренней ИТ-службой заказчика

Программное обеспечение Заказчик Заказчик Проектирование, разработка, внедрение Аутсорсер Модель выполнения внешней компанией на контрактной основе проекта по разработке и внедрению программного обеспечения у заказчика

Оборудование Заказчик Заказчик Доставка, монтаж, пуско-наладка Аутсорсер Модель выполнения внешней компанией на контрактной основе проекта по поставке и установке оборудования у заказчика

Программное обеспечение Заказчик Заказчик Сопровождение Аутсор-сер Модель выполнения работ по сопровождению программного обеспечения заказчика внешней компанией . Для типовых (коробочных) программных продуктов данная модель может быть вполне подходящей . Для информационных систем, являющихся собственной разработкой, применение такой модели может привести к потере стратегических преимуществ, которые с ней связаны, к возникновению зависимости от аутсорсера, снижению качества обслуживания системы ввиду отсутствия у аутсорсера специальных знаний, которые для этого требуются

Оборудование Аутсорсер Аутсор-сер Все операции Аутсор-сер Модель может являться примером модели IaaS (инфраструктура как сервис), согласно которой заказчик удаленно использует инфраструктуру компании-аутсорсера и выполняет функции по монтажу и обслуживанию оборудования

Программное обеспечение Аутсорсер Аутсор-сер Все операции Аутсор-сер Модель может являться примером модели SaaS (программное обеспечение как услуга), согласно которой заказчик за абонентскую плату удаленно использует программное обеспечение, принадлежащее компании-поставщику

13

№ 4 (40) 2012

Окончание табл. 5

ИКТ-объект Физическое размещение Принадлежность Операция Способ Описание понятия

Программное обеспечение и оборудование Заказчик Заказчик Управление разработкой, внедрением, поставкой, монтажом Аутсор-сер Модель так называемого «проектного офиса» — временной структуры, создаваемой из сотрудников компании-аутсорсера, работающей как правило на территории заказчика и управляющей проектом по разработке программного обеспечения и установке оборудования в рамках создания информационной системы

Программное обеспечение Аутсорсер Заказчик Разработка, внедрение, сопровождение Аутсор-сер Модель, при которой аутсорсер в интересах заказчика разрабатывает и внедряет программное обеспечение на своих мощностях, а в дальнейшем предоставляет его в использование

1

I *

Таблица 6

Примеры интерпретации видового понятия «Управленческие функции, выполняемые некоторым способом по отношению к операциям над ИКТ-объектами»

ИКТ-объект Физическое размещение Принадлежность Операция Способ (выполнения операции) Управленческая функция Способ (выполнения функции) Описание понятия

Программное обеспечение и оборудование Заказчик Заказчик Все операции ИТ-служба заказчика Разработка ИТ-стратегии Аутсор-сер Модель, при которой ИТ-стратегию организации разрабатывает внешняя организация-аутсорсер

Программное обеспечение или оборудование Заказчик Заказчик Все операции ИТ-служба заказчика Совер-шенст-вование управления ИТ-персоналом Аутсор-сер Модель привлечения организации-аутсорсера на оказание услуг разработки стратегии управления ИТ-персоналом либо реорганизации ИТ-службы заказчика

Программное обеспечение или оборудование Заказчик Заказчик Все операции ИТ-служба заказчика Совер-шенст-вование операций Аутсор-сер Модель привлечения организации-аутсорсера на оказание услуг по совершенствованию ИТ-операций заказчика, например, внедрению

14

№ 4 (40) 2012

ботку аутсорсером программного приложения в интересах заказчика, внедрение на своих мощностях и предоставление его в пользование.

Концептуальная схема может использоваться при выборе методов сорсинга по отношению к тем или иным элементам программного обеспечения или оборудования организации, в том числе при разработке комплексной стратегии ИТ-сорсинга компании. Она также может применяться при формировании портфеля услуг в области ИТ-сорсинга организациями, выступающими в роли ИТ-аутсорсеров.

В 2011 году автор настоящей статьи участвовала в проекте по разработке концепции ИТ-сорсинга для одного федерального ведомства, эксплуатирующего крупную информационную систему, для сопровождения которой ежегодно проводятся многомиллионные тендеры, при этом сама ИТ-служба ведомства крайне небольшая. В рамках данной работы и состоялась разработка приведенной в статье концептуальной схемы. На ее основе удалось выявить и систематизировать все элементы ИТ-составляющей ведомства — начиная от управления ИТ и заканчивая сервисным обслуживанием персональных компьютеров, межсетевых экранов и т. п. — и предложить адекватные методы сорсинга. Ключевыми рекомендациями стали: переход на инсорсин-говую модель в обслуживании специально разработанных приложений и сохранение модели аутсорсинга только для сопровождения типовых систем (например, бухгалтерия), а также сетевой и вычислительной инфраструктуры.

Список литературы

1. Бурбаки Н. Теория множеств. М.: Мир, 1965. — 456 с.

2. Дубова Н. Сервисы по-взрослому // Открытые системы. 2010. № 5.

3. Ершова Э. Ставка на ИТ-аутсорсинг оказалась преждевременной? // Cnews Аналитика. 2007.

4. Зырянов М. Аутсорсинг всходит на российской почве // Открытые системы. 29.04.2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Инсорсинг vs аутсорсинг // Компания. 24.10.2011. § № 39 (676). |

6. Кучкаров З. А. Методы концептуального анализа с^

и синтеза в теоретическом исследовании и про- ^

/ ^

ектировании социально-экономических систем / Курс лекций. В 2 т. Т. 1. М.: Концепт, 2005. — 252 с.

7. Кучкаров З. А. Методы концептуального анализа и синтеза в теоретическом исследовании и проектировании социально-экономических систем / Курс лекций. В 2 т. Т. 2. М.: Концепт, 2005. — 260 с.

8. Лапинский И. Российский рынок ИТ-аутсорсинга в цифрах // PCWEEK. 04.05.2011.

9. Лебедев Я. Аутсорсинг ИТ-сервисов // Сетевой. № 2. 06.02.2004.

10. Михайлов А. Стратегические управление ИТ: оргструктура ИТ службы и сорсинг // CIO. 06.2011.

11. Системное управление — проблемы и решения: сборник статей. Вып. 12. М.: Концепт, 2001. — 128 с.

12. Теслинов А. Г. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. СПб.: Питер, 2009. — 288 с.

13. Теслинов А. Г. Концептуальное проектирование сложных решений. СПб.: Питер, 2009. — 288 с.

14. Харатишвили Д. Рынок ИТ-аутсорсинга — что считаем? // Компьютер пресс. 2008. № 4.

15. Харатишвили Д. ИТ-услуги — как их подсчитать? // Компьютер пресс. 2007. № 8.

16. Blansett T. et. al., Plan to Win. Bridge the Gap between IT Sourcing Strategy and Execution. URL: www.booz.com.

17. DharS, Balakrishnan B. Risks, Benefits, and Challenges in Global IT Outsourcing: Perspectives and Practices // Journal of Global Information Management. 2006. Vol. 14, Issue: 3, Publisher: IGI Global. P. 39-69.

18. Government Sector Outsourcing: Transforming Public Service with Outsourced IT Services. Tho-lons, March 2010.

19. Gray M. Cloud Computing: Demystifying IaaS, PaaS and SaaS // SPS Commerce, Special to ZDNet. 21.10.2010.

20. Mol M. Outsourcing, supplier relations and internationalisation: global sourcing strategy as a Chinese puzzle. 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.