Научная статья на тему 'Различные формы взаимодействия в рамках применения модели аутсорсинга'

Различные формы взаимодействия в рамках применения модели аутсорсинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
703
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / МУЛЬТИСОРСИНГ / ИНСОРСИНГ / ПОСТАВЩИК / СЕРВИС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Ю.В.

В статье рассматриваются различные формы взаимодействия между компанией и поставщиками сервиса. Предложены модели традиционного аутсорсинга, мульти-сорсинга, инсорсинга. Выявлены основные факторы, влияющие на тип взаимодействия компании с поставщиками сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Различные формы взаимодействия в рамках применения модели аутсорсинга»

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИ АУТСОРСИНГА*

Ю. В. КУЗНЕЦОВА,

преподаватель кафедры общего и стратегического менеджмента E-mail: ulishuar@yandex.ru Нижегородский филиал Государственного университета — Высшей школы экономики

В статье рассматриваются различные формы взаимодействия между компанией и поставщиками сервиса. Предложены модели традиционного аутсорсинга, муль-тисорсинга, инсорсинга. Выявлены основные факторы, влияющие на тип взаимодействия компании с поставщиками сервиса.

Ключевые слова: аутсорсинг, мультисорсинг, инсор-синг, поставщик, сервис, конкурентоспособность.

В последние десятилетия в мировой практике все большую силу набирает такой подход к организации деятельности компании, как аутсорсинг. И это неудивительно: в современном мире глобальной конкуренции именно аутсорсинг как универсальный инструмент повышения конкурентоспособности за счет снижения издержек и рационализации производственной и управленческой деятельности выходит на первый план.

Наличие у компании долгосрочной аутсор-синговой стратегии является, по мнению ведущих аналитических агентств, необходимым условием успешного развития конкурентного бизнеса и его адаптации к стремительно меняющимся рыночным условиям.

Методика аутсорсинга, основанная на простом принципе «определи лучшего исполнителя и деле-

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского — Национальном исследовательском университете.

гируй ему полномочия» и идеально вписывающаяся в такие современные концепции управления, как TQM, Lean Production, BPR и др., наилучшим образом гармонирует с законами новой экономики, делая ставку не только на финансовый, но и на качественный результат деятельности.

В настоящее время свыше 5% компаний, входящих в список журнала «Fortune. 1 ООО ведущих компаний мира», являются в полной мере потребителями аутсорсинговых услуг. Например, две трети комплектующих и услуг, используемых корпорацией Ford заказываются у сторонних организаций (хотя изначально компания Ford стремилась к полной самостоятельности на всех стадиях производства). Всемирно известные производители компьютеров Dell и Compaq недавно перешли к стопроцентному производственному аутсорсингу, компания IKEA, не имеющая в своей структуре собственного производства, уже много лет работает с 12 500 внешними поставщиками, вынося на аутсорсинг весь производственный процесс, сбыт и логистику. Традиционные вертикально интегрированные транснациональные корпорации уходят в прошлое, уступая место международным горизонтальным сетевым структурам, а сама технология аутсорсинга становится не просто методикой управления, а отдельным самостоятельным и активно развивающимся сектором бизнеса.

Несмотря на массовость применения аутсорсинга на Западе, российские компании применяют

его достаточно ограниченно, причинои этому служит ряд факторов, таких как:

- малая степень доверия у компаний по отношению к аутсорсерам, что может быть вызвано, в том числе, предыдущим негативным опытом применения аутсорсинга;

- слабо развитая культура договорных отношений;

- проблема сохранения коммерческой тайны;

- непроработанность законодательной базы;

- высокая стоимость услуг аутсорсинга в сравнении с выполнением работ своими силами;

- отсутствие объективной информации о потенциальных аутсорсерах и профессиональных кадрах.

Одной из основных причин, препятствующих применению аутсорсинга, является сопутствующий риск. Параллельно с пониманием руководства преимуществ аутсорсинга встает вопрос о том, какие функции должны оставаться внутри организации, так как их потеря приведет к потере конкурентных преимуществ, размыванию индивидуальности, разрушению имиджа компании.

По оценке западных исследователей, существуют два основных качественных критерия, определяющих возможность аутсорсинга отдельных функций или бизнес-процессов: близость к основной деятельности организации и уровень ноу-хау [7]. Предварительная систематизация всех функций с учетом этих двух критериев позволяет установить для них очередность вынесения за пределы собственной организации, как это показано на рис. 1. Поля 1, 2, 3 условно обозначают степень риска, с которой связана возможная передача этих функций аутсорсеру. В поле 3 сгруппированы функции, обеспечивающие производство продуктов/ услуг, в поле 1 — вспомогательные функции, формирующие, кроме того, производственную и социальную инфраструктуру компании. Составляющие поля 3 могут быть переданы аутсорсеру в первую очередь, при этом компания вправе ожидать снижения расходов, связанных с реализацией этих

функций, что отвечает и интересам клиентов. Передача аутсорсеру функций, сгруппированных в поле 1, приведет к изменению структуры компании.

Несмотря на то, что изначально понятие аутсорсинга было неразрывно связано с 1Т-сферой, в настоящее время само это понятие трансформировалось, а сфера его применения значительно расширилась.

Существует множество определений аутсорсинга. Например, в современных экономических словарях аутсорсинг (от англ. outsourcing (outer source using) — использование внешнего источника/ресурса) определяется как передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия с целью повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции преимущественно за счет более дешевой рабочей силы у подрядчика.

Другие источники трактуют аутсорсинг как:

- приобретение существенного количества промежуточных компонентов у внешних поставщиков [5];

- практику заключения контрактов с внешними субподрядчиками на выполнение производственных работ, в частности, с иностранными компаниями или компаниями, не являющимися членами профсоюзов [6];

- работу, выполняемую для компании людьми, которые не принадлежат к числу ее постоянных служащих [4].

Рис. 1. Графическое представление степени риска передачи на аутсорсинг отдельных функций организации (поля 1—3 обозначают степень риска)

Из приведенных определений видно, что обывательское восприятие этого явления весьма расплывчато и имеет очень большой разброс значений, варьируясь от использования работников, не организованных в профсоюзы, до приобретения неких деталей у сторонних поставщиков.

Обращаясь к глубинным исследованиям этого понятия, можно найти различные трактовки. Например, Д. Б. Хейвуд определяет аутсорсинг как «перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ними активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене» [1].

Руководитель по связям с клиентами в одной из ведущих американских компаний — поставщиков аутсорсинговых услуг Ж.-Л. Бравар и консультант по вопросам разработки гибких стратегических подходов к организации бизнеса Р. Морган определяют аутсорсинг как «обусловленное договором использование материальных средств, имущества и знаний третьего лица с гарантированным уровнем их качества, гибкости и ценности стоимостных критериев и оценок для предоставления услуг, ранее оказываемых внутренними силами компании с возможным переходом существующего персонала к поставщику услуг и/или трансформация/обновление процессов и технологий, поддерживающих бизнес» [2].

Немало авторов определяет аутсорсинг как некий инструмент, позволяющий эффективно распределять ресурсы и сокращать издержки.

Объединяя перечисленные определения, можно утверждать, что аутсорсинг — это часть управленческой стратегии компании при передачи работ и услуг стороннему исполнителю, основанная на фундаментальном принципе разделения труда, организованная в виде устойчивого бизнес-процесса и направленная на повышение эффективности компании и снижение издержек. При этом принципиальное отличие от других форм контрактного сотрудничества заключается в наличии ответственности со стороны исполнителя за выполнение переданных на сторону работ и услуг, а также в наличии постоянной основы этого сотрудничества.

На протяжении двух последних десятилетий развиваются три основных вида аутсорсинга: аутсорсинг информационных технологий, аутсорсинг бизнес-процессов и аутсорсинг управления знаниями.

Аутсорсинг информационных технологий (1ТО) — это передача специализированной компании полностью или частично функций, связанных с

информационными технологиями. К таким функциям относятся:

- обслуживание сетевой структуры;

- проектирование и планирование автоматизированных бизнес-систем с последующими постоянным развитием и сопровождением;

- системная интеграция;

- размещение корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний;

- создание и поддержка публичных ^'еЬ-серве-ров;

- управление информационными системами;

- приобретение в лизинг компьютерного оборудования.

Аутсорсинг бизнес-процессов (ВРО) — использование внешних ресурсов и опыта, налаженной инфраструктуры поставщика услуг для организации и обеспечения собственных специфических функций, сокращения затрат и повышения эффективности бизнеса.

Всю деятельность компании можно разделить на две группы процессов:

- основные или первичные, которые нацелены на создание конкурентного преимущества (физическое создание продукта, маркетинг, доставка потребителям, послепродажное обслуживание);

- вспомогательные, которые обеспечивают деятельность компании (общий менеджмент, правовая, финансовая, кадровая деятельность и пр.). Важнейшими для компании являются первичные

виды деятельности. Именно они, по мнению М. Портера, формируютцепочки ценности [3], в нихзарож-даются конкурентные преимущества, которые можно поддержать и усилить или, напротив, ослабить изменениями во вспомогательных видахдеятельности.

В общем случае часть из указанных видов деятельности (рис. 2) находится под управлением бизнеса. Другая часть принадлежит среде (системе ценностей), в контексте которой существует бизнес, и не управляется им.

Компания может создавать свое конкурентное преимущество за счет оптимизации или координации связей между звеньями цепочки ценности за пределами своего бизнеса. Аутсорсинг является инструментом такой оптимизации и координации.

Наряду с перечисленными основными и вспомогательными процессами след ует выделить в отдельную группу процессы, которые требуют глубокого изучения или серьезной аналитической обработки данных, формирования и управления базами знаний, которые в последующем могут использоваться, в том числе и

Омепечгинг Произвшсгво Марк? пш 1! Поглепргм nifl

ПОСТ1£Ок сыры продукции сбит ООС.ТТЛЗ!В1|Ше

HtpDimitli ИЛП OCIIODIItlt 0НИ1« Щ»и(ССк П(П0Щ| UfflllSCTI

С »банке Логнстмм Кцры 06yi<HHi Бухучет Пршави

леэтгльцоетъ

Пронайдеры он зи ее-про ii pctoi; (BPOJ

ИТ-стрннс-npOBliUffHJ r I I'O)

Рис. 2. Структура аутсорсинга различных процессов

для поддержки принятия решений. Аутсорсинг этих процессов принято называть аутсорсингом управления знаниями (КРО), который сейчас только начинает получать распространение на территории США.

В соответствии с объемом применения аутсорсинг можно разделить на переходный, избирательный и полный.

Переходный аутсорсинг — временное применение аутсорсинга в течение переходного периода.

Избирательный аутсорсинг — часть бизнес-функции передается на аутсорсинг.

Полный аутсорсинг — бизнес-функция передается на аутсорсинг полностью.

Классификация форм и видов аутсорсинга не является в настоящее время устоявшейся, так как партнерские отношения в рамках конкретных соглашений об аутсорсинге могут иметь значительные различия. Форма партнерских взаимоотношений выбирается заказчиком и зависит от желания и возможности контролировать и координировать выполнение работы аутсорсером.

Можно выделить следующие типы взаимоотношений:

- традиционный (traditional) — сервис компании обеспечивает один поставщик услуг;

- косорсинг (co-sourcing) — два поставщика услуг совместно предоставляют сервис одному клиенту;

- мультисорсинг (multi-sourcing) — несколько поставщиков услуг совместно предоставляют сервис одному клиенту;

- альянс (alliance) — несколько поставщиков услуг

сотрудничают для предоставления сервиса одному или более клиентам;

- совместное предприятие (joint venture) — несколько поставщиков услуг объединяются в совместное предприятие для предоставления сервиса одному или более клиентам;

- инсорсинг (insourcing) — внутри компании выбираются подразделения, которые конкурируют с внешними поставщиками за право предоставления сервиса этой компании.

Традиционная форма взаимоотношений характерна для ранних стадий применения аутсорсинга. Модель этого режима представлена на рис. 3

В случае инсорсинга предлагается выделить в структуре организации бизнес-подразделения — центры прибыли, которые создают конечный продукт для потребителя и формируют его наиболее значимую потребительскую ценность, и сервисные подразделения — центры затрат, которые обеспечивают организацию управления персоналом, создают и поддерживают инфраструктуру, через которую осуществляются продажи, дистрибуция, сопровождают производственные мощности, осуществляют учет и контроль по требованию государства и регуляторов рынка. Сервисное подразделение обеспечивает сервис другим подразделениям компании. Модель этого взаимодействия представлена на рис. 4

Компании постоянно ищут пути наиболее эффективного взаимодействия. Накопив негативный опыт работы в традиционном режиме с одним поставщиком, увеличивающим зависимость бизнеса от него, компании переходят к мультисорсингу. Следует отметить сложность управления в этом

Рис. 3. Модель традиционного аутсорсинга

Рис. 4. Модель инсорсинга

Данные od шменмлш но фмнйсгн

К 0njt3 hitjj- üjta i4jti

Мошгтсрнш реэулыатоь paüüihi

Ссрвнс \

Ссраж .V

Псцгтпкпгн!. 1

L I о п шрп. \

Рис. 5. Модель мультисорсинга

режиме. На рис. 5 представлена возможная модель мультисорсинга.

Практика применения различных моделей аутсорсинга крайне противоречива и имеет в каждом конкретном случае свои достоинства и недостатки. Основные факторы, влияющие на тип взаимодействия компании с аутсорсерами, мож-

но разделить на четыре группы факторов:

- финансовые (стоимость сервиса, стабильность цен, возможность сокращения затрат, использование активов,рентабельность активов, рентабельность инвестиций, генерация дополнительных ресурсов, возможность дополнительной прибыли);

- стратегические (содействие применяемой модели в достижении цели, в инновационное™ продукции компании, в оптимизации бизнес-процессов, сокращении рисков);

- практические (уровень сервиса, качество работы, гибкость провайдера/провайдеров, форма доставки сервиса);

- факторы взаимоотношений (уровень доверия, частота и качество коммуникаций, степень взаимопонимания, качество совместного урегулирования проблем и конфликтов, уровень взаимных обязательств).

В результате анализа приведенных факторов для каждой из моделей взаимодействия (см. рис. 3—5) может быть выбрана оптимальная по отношению к конкретной компании. Стоящий перед компанией вопрос об использовании или отказе от любой из моделей содержит необходимость не только выбора оптимального формата взаимодействия с поставщиками или внутренними подразделениями, предоставляющими сервис, но и качественного управления этими отношениями, которое может усилить конкурентные преимущества компании или ослабить их.

ГТосивппгк 1

PiipaöoTKi, г CMiptMSO ил с пи с,

vupac.ieHnc серЕкс^ш

Уцршлыше уровнем уедут

Список литературы

1. Аксенов Е., Альтшулер И. Аутсорсинг: 10 заповедей и 21 инструмент. СПб: Питер, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бравар Ж.-Л., Морган Р. Эффективный аутсорсинг. Понимание, планирование и использование успешныхаутсорсинговых отношений / пер. с англ. М.: Баланс Бизнес Букс, 2007.

3. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М: Вильяме, 2006.

4. URL: http://www.bloomberg.com.

5. URL: http://www.investwords.com.

6. URL: http://www.webster.com.

7. M/b'rcfewi^.Outsourcing-Projekteerfolgreichrealisieren.Stuttgart, 1999.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебРЪЯ WWP/tlzmcM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.