Научная статья на тему 'Концептуально-понятийные основы развития аутсорсинга'

Концептуально-понятийные основы развития аутсорсинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
946
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ВИДЫ АУТСОРСИНГА / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / БИЗНЕС-ФУНК-ЦИЯ / МАТРИЦА АУТСОРСИНГА / OUTSOURCING / TYPES OF OUTSOURCING / BUSINESS PROCESS / BUSINESS FUNCTION / MATRIX OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гильмиярова Мария Рафиковна

В статье рассмотрена история возникновения понятия «аутсорсинг». При-ведены различные точки зрения авторов в отношении сущности и определения дан-ной категории. На основе наиболее часто встречающихся подходов сформулировано обобщенное авторское определение. Приведены особенности видов аутсорсинга по-средством их классификации. Систематизированы актуальные виды аутсорсинга в России и Псковской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL AND NOTIONAL BASICS OF THE DEVELOPMENT OF OUTSOURCING

The article discusses the history of the concept of «outsourcing». It shows different points of view of authors as to the nature and defnition of this category. On the basis of the most common approaches is formulated generalized author's defnition. Given the peculiarities of outsourcing by classifying them.

Текст научной работы на тему «Концептуально-понятийные основы развития аутсорсинга»

ЭКОНОМИКА. УПРАВЛЕНИЕ

УДК 334.752

М. Р. Гильмиярова

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

АУТСОРСИНГА

В статье рассмотрена история возникновения понятия «аутсорсинг». Приведены различные точки зрения авторов в отношении сущности и определения данной категории. На основе наиболее часто встречающихся подходов сформулировано обобщенное авторское определение. Приведены особенности видов аутсорсинга посредством их классификации. Систематизированы актуальные виды аутсорсинга в России и Псковской области.

Ключевые слова: аутсорсинг, виды аутсорсинга, бизнес-процесс, бизнес-функция, матрица аутсорсинга.

В современных условиях развитие рыночных отношений характеризуется высокой конкуренцией, требующей оперативного реагирования на изменения рынка, постоянного поиска новых производственных возможностей, совершенствования техники и технологий, снижения затрат и одновременного повышения качества производимой продукции и/или оказываемых услуг.

В последнем на текущий момент Послании Президента РФ В. В. Путина к Федеральному Собранию Российской Федерации указано на необходимость проведения политики импортозамещения (там, где это целесообразно и необходимо). «Программы импортозамещения должны работать на создание в России массового слоя производственных компаний, способных быть конкурентными не только внутри страны, но и на международных рынках [1]. В России уже есть такие компании. Они демонстрируют высокую эффективность, имеют экспортный потенциал, причем очень хороший потенциал. Но при этом сталкиваются с нехваткой капитала, технологий, кадров, оборудования. Нужно максимально снять все эти ограничения». Одним из вариантов устранения таких ограничений является аутсорсинг в соответствующей сфере.

Понятие аутсорсинга, англоязычного неологизма, появилось в Америке в научной литературе в 90-х годах XX века, когда широкое признание получила идея деления функций на основные и второстепенные и передачи последних специалистам в этой области. Причем сама идея аутсорсинга применялась еще в 20-ые годы XX века (за 70 лет до появления данного термина) Генри Фордом и Альфредом Слоуном, главами автомобильных гигантов. В Российской Федерации термин «аутсорсинг» стал применяться в научной литературе значительно позже, когда возникли определенные условия для применения нового подхода.

Сущность аутсорсинга можно выявить исходя из дефиниций исследуемой категории. В силу того, что определение этого понятия законодательно не закреплено, в работах экономистов, ученых и других исследователей встречаются разные точки зрения и концептуальные подходы относительно квинтэссенции аутсорсинга.

Аутсорсинг, по мнению Дж. Брайана Хейвуда, — это перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятий и всех связанных с ним активов в орга-

низацию поставщика услуг, который предлагает предоставить определенную услугу в течение определенного времени по оговоренной цене [2]. С позиции Томаса Фрид-мена, аутсорсинг — это один из десяти наиболее существенных факторов, определяющих характер развития мировой экономики на современном этапе.

Жан-Луи Бравар в соавторстве с Робертом Морганом определили аутсорсинг как использование материальных средств, имущества и знаний третьего лица с гарантированным уровнем качества, гибкости и ценности стоимостных критериев и оценок для предоставления услуг, которые ранее предоставлялись за счет внутренних сил компании, с возможным переходом имеющегося персонала поставщика услуг и (или) трансформацией (обновлением) процессов или технологий, поддерживающих бизнес [3]. И все условия оговаривались контрактом.

Согласно, например, современному экономическому словарю Райзберга Б. А., Лозовского Л. Ш., Стародубцевой Е. Б., аутсорсинг — это передача традиционных не ключевых функций организации (таких как бухгалтерский учет или рекламная деятельность для машиностроительной компании) внешними исполнителями — высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы, субподрядчикам, аутсор-серами.

Айвазян З. С. трактует аутсорсинг как передачу определенных вспомогательных функций третьему лицу, которое специализируется в определенной области. Лазарев А. М. — как делегирование прав на предоставление непрофильных услуг сторонним компаниям. Согласно работе Михайлова Д. М., аутсорсинг — это процесс передачи стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании. Подрядчик адаптирует свои универсальные средства и знания с потребностями бизнеса конкретного заказчика и использует их в интересах заказчика за плату, которая определена стоимостью услуг, а не долей в прибыли.

В исследовании Календжяна С. О. аутсорсинг рассматривается как отказ от собственного бизнес-процесса в течение оговоренного в договоре срока и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой компании.

Ивлев А. Г. рассматривает аутсорсинг как организационное решение, которое оптимизирует конфигурацию бизнес-системы, исходя из параметров «качество-затраты-владения». С его позиции, аутсорсинг — это заимствование на стороне.

Аутсорсинг Аникина Б. А. — это выполнение отдельных функций (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и др.) или бизнес-процессов (организационных, финансово-экономических, производственно-технологических, маркетинговых) внешней организацией, обладающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочных отношений [4].

Выделяется отдельно Пособие для профсоюзных активистов (IUF 2006), в котором аутсорсинг рассматривается как вид «неустойчивой занятости», характерной чертой которой часто является дискриминация: работник с неустойчивой занятостью выполняет ту же работу, что и постоянный, но получает за нее меньшую плату и меньше нематериальных льгот или не получает льгот вообще. Кроме того, «аутсорсинг — это сложный процесс. Его негативные последствия не всегда очевидны с самого начала. А когда они становятся явными, как правило, процесс уже зашел слишком далеко». Авторами Пособия приведены аргументы, которые могут приводить руководители, прибегая к аутсорсингу, такие как «это не имеет отношения к основной деятельности», «мы не хотим нанимать неквалифицированный персонал»

и прочие, и которые рассматриваются с негативной стороны. С этим, вместе с тем, нельзя согласиться. И в противовес можно поставить основной принцип аутсорсинга, который затрагивают в той или иной степени вышеперечисленные определения (за исключением последнего) — «Оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».

Таким образом, можно систематизировать представление о наиболее часто встречающихся подходах к определению аутсорсинга и свести его к следующему: «Аутсорсинг — это комплексное понятие и стратегическое коммерческое решение, направленное на целенаправленную реструктуризацию предприятия с передачей отдельных функций, бизнес-процессов и, соответственно, полномочий, ответственности и рисков внешним компетентным исполнителям на договорных началах».

Если говорить о России, то первыми аутсорсинговыми компаниями были охранные предприятия. С помощью них многие организации смогли осуществлять надежную защиту своего бизнеса, но не тратить большие средства на содержание рабочей силы по трудовым договорам в сфере охраны. Позже в нашей стране актуализировался маркетинг и начал стремительно развиваться, но в связи с тем, что настоящих профессионалов маркетинга в первое время было не так уж и много, было выгоднее обратиться за помощью в специализированную компанию, чем найти и содержать в штате высокооплачиваемого специалиста. Когда в середине 2000-ых произошел подъем в развитии компьютерных сетей и интернета в России, зародилась интернет-торговля, как следствие стали активно появляться аутсорсинговые фирмы, занимающиеся предоставлением хостингов, а также работой по продвижению и улучшению сайтов.

Особую актуальность в Псковской области операции аутсорсинга приобрели в области предоставления бухгалтерских услуг (бухгалтерский аутсорсинг — как правило, предоставляется аудиторскими и консалтинговыми фирмами), производства продукции (производственный аутсорсинг — как правило, предоставляется компаниями, имеющими конкурентоспособное оборудование и персонал, имеющий высочайший уровень профессиональной подготовки), ^-аутсоргинг (как правило, предоставляется провайдерами и программистами — создание сайтов; разработка и сопровождение программного оборудования; обслуживание техники и настройка периферии и др.) и поддержания конкурентоспособности за счет инновационной составляющей деятельности предприятия (инновационный аутсорсинг — как правило, предоставляется малыми инновационными предприятиями, созданными на базе ВУЗов и имеющими квалифицированные научные кадры).

На рисунке 1 представлено ранжирование видов аутсорсинга, применяемых в России, на основе информации рейтинговых агентств.

Важное место в теории аутсорсинга занимает вопрос его классификации, под которой подразумевается группировка по определенным критериям и признакам. Анализ [5] направлений использования аутсорсинга позволил нам выделить шесть основных критериальных подходов к классификации аутсорсинга (см. рис. 2), что имеет также практическую значимость.

Информационные технологии, таким образом, включают в себя компьютерное оборудование, программное обеспечение, онлайн сервисы и сопутствующие услуги. Использование информационных технологий позволяет увеличить эффективность работы сотрудников и всей компании в целом. Фактически, любая современная

компания или частный предприниматель в той или иной степени использует 1Т-технологии или пользуется услугами 1Т-провайдеров.

Физич е екая охр ана Тр анспорт, логистика Сфера обслуживания Юридич е ско е ос е спеч ение д еяг е льно сти Под о ор, о оу ч ение пер с она ла II инфр а структур а Бухгалтер с кий учет Выполнение отдельных производственных функций

С а11-центры

Бизне с-пл анир ование и оптимизация пр оце с с об Экономическая и информационная Безопасность Документальный кадровый учет Инновацио иная д еяг ельно сть

0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 30,00%

59,00% 3% '% |%

40,00% 33,00% 0%

Рис. 1. Рейтинг популярности видов аутсорсинга в РФ

Рис. 2. Признаки классификации аутсорсинга

Для города Псков к услугам по 1Т-аутсорсингу в основном прибегают с целью автоматизации и сопровождения бухгалтерского учета. Анализ рынка предоставления услуг в области области информационных технологий выявил лишь несколько компа-ний-аутсорсеров, таких как: «Весь Учет», «АкаденияПроф-ИТ», внедренческий центр «Пилигрим», «Инфоком», «ИТ Нова», «Шафран», «СЕТЬ. РУ», «Банктехсервис», «Центр-Сервис» и «Админ-Проф» (слоган последнего 1Т-аутсорсера гласит: «Выбрав нашу компанию Ваша «головная боль» становится нашей проблемой, ведь мы берем на себя решение всех задач, связанных с управлением информационными технологиями Вашей организации», тем самым подчеркивая сущность понятия аутсорсинг).

Практически все компании, как правило, начинают использование схемы аутсорсинга в самую первую очередь с 1Т-аутсорсинга, лишь только затем плавно, не торопясь переходя к остальным видам современного аутсорсинга.

2) Аутсорсинг бизнес-процессов. Данный вид аутсорсинга дифференцируется в зависимости от сущности этих бизнес-процессов на:

- бухгалтерский аутсорсинг;

- управление персоналом (кадровый аутсорсинг);

- маркетинговый аутсорсинг;

- юридический аутсорсинг;

- аутсорсинг внутреннего аудита;

- производственный аутсорсинг (как основного, так и вспомогательного производства, когда компания отдает часть существующей цепочки производственных процессов или целиком весь цикл производства сторонней специализированной компании);

- инновационный аутсорсинг.

Аутсорсинг бизнес-процессов подразумевает передачу специализированной компании каких-либо определенных процессов, которые не являются для компании ведущими в основной деятельности.

При этом последние 2 вида аутсорсинга бизнес-процессов позволяют компании, во-первых, сосредоточиться на разработке совершенно новых продуктов и услуг для обеспечения конкурентного преимущества, и. во-вторых, увеличить гибкость производства — осуществление перестройки производственного процесса и дивер-сифицикации выпускаемой продукции.

3) Аутсорсинг в сфере услуг. Данный вид аутсорсинга дифференцируется в зависимости от сущности потребляемых услуг на:

- логистический (транспортный) аутсорсинг;

- аутсорсинг в сфере рекламы;

- аутсорсинг в сфере общественного питания;

- аутсорсинг в сфере услуг связи (почтовые, курьерские и телекоммуникационные);

- информационный аутсорсинг;

- аутсорсинг в сфере складирования;

- аутсорсинг в сфере охранной деятельности.

Аутсорсинг сферы услуг рассматривается либо как делегирование внешней специализированной организации (аутсорсеру) функций обслуживания конечных потребителей, ранее выполнявшихся специальными службами, отделами, подразделениями организации (удовлетворение потребностей рынка), либо как приобретение услуг специализированных организаций-аутсорсеров по реализации функций, ранее выполнявшихся организацией-клиентом самостоятельно (удовлетворение внутренних потребностей организации-клиента), и это будет являться, таким образом, одним из направлений аутсорсинга бизнес-процессов.

II. В зависимости от формы аутсорсинга выделяют:

1) Полный (максимальный) аутсорсинг. При нем фирма передает сторонней специализированной компании выполнение каких-либо операций.

Целью полного аутсорсинга является сокращение уровней управления, упрощение внутренних процессов планирования, сокращение затрат, в том числе управленческих. Переход к полному производственному или инновационному аутсорсингу — одна из современных тенденций в производстве высокотехнологичной продукции в условиях импортозамещения.

2) Частичный (выборочный) аутсорсинг. Фирма передает только часть своих определенных задач, к примеру аутсорсинг учета расчетов с персоналом, а ведение бухгалтерского учета в целом остается по-прежнему внутренним делом.

Целью частичного аутсорсинга является желание организации-клиента сохранить влияние на планирование, управление и контроль, сосредоточить в своих руках передовые технологии. Использование частичного аутсорсинга является одним из методов распространения прогрессивных технологий, стандартов качества и концепций современного менеджмента. Отношения в рамках частичного аутсорсинга отличаются большей гибкостью, позволяют без значительного ущерба для клиента изменять характер и содержание конкретных заданий.

Ниже схематично представлено, какую форму аутсорсинга предпочтительнее выбрать организации или отказаться от аутсорсинга, выполняя все функции и бизнес-процессы самостоятельно (инсорсинг) с учетом потребностей организации (стратегический важности) и внутренних ресурсов, необходимых для выполнения тех или иных функций (см. рис. 3).

Высокий Уровень стратегической важности бизнес-функции

Низкий

2. Частичный аутсорсинг 3. Инсорсинг

1. Полный аутсорсинг 4. Частичный аутсорсинг

Качество выполняемой бизнес-функции и Высокие обеспеченность ресурсами

Рис. 3. Матрица форм аутсорсинга

III. В зависимости от отраслевой принадлежности деятельности организации:

1) промышленный аутсорсинг;

2) инновационный аутсорсинг;

3) строительный аутсорсинг;

4) торговый аутсорсинг;

5) туристический аутсорсинг;

6) транспортный аутсорсинг;

7) банковский аутсорсинг.

Промышленный аутсорсинг подразумевает передачу на внешнее управление либо части производственной цепи, либо всего производственного цикла. Аналогичным образом происходит при инновационном и строительном аутсорсинге, когда предполагается передача либо части, либо всего процесса. Практические направления строительного аутсорсинга на разных этапах производственной деятельности — это: обоснование технического задания строительного проекта; закупки компонентов и сбыт готовой продукции — система логистики; производство; управление поставками; внедрение новых изделий; дистрибуция продукции, внешняя логистика; послепродажное обслуживание; обоснование размещения заказов на строительство, отделку, дизайн. Инновационный аутсорсинг предполагает передачу функций, связанных с развитием инноваций, сторонним организациям, тем самым снижая не-

обходимость инвестирования в поддержку второстепенных функций и в развитие направлений, не обеспечивающих основную долю прибыли компании. Аутсорсинг дает возможность использовать в торговле современные системы, технологии и высококвалифицированные профессиональные ресурсы. В услуги туристической фир-мы-аутсорсера включаются:подбор и оформление различных вариантов отдыха — экскурсионные туры, круизы, санаторно-курортное лечение, бронирование номеров в отелях, гостиницах, санаториях, домах отдыха, заказ и оформление авиационных, железнодорожных, автобусных и других билетов, оформление туристической страховки, обеспечение туристическими sim-картами и проч.

IV. В зависимости от области применения аутсорсинга:

1) профессиональный аутсорсинг;

2) финансовый аутсорсинг;

3) административный аутсорсинг;

4) географический аутсорсинг;

5) производственный аутсорсинг;

6) технологический аутсорсинг.

В силу специализации аутсорсера на определенных направлениях профессиональный аутсорсинг имеет в своем распоряжении более квалифицированных специалистов, чем клиент; производственный и технологический — когда поставщик услуг располагает необходимым производственными возможностями в требуемом заказчику объеме. При финансовом и административном аутсорсинге аутсорсер рассматривается как внешний управляющий проектом, что позволяет ускорить его выполнение и улучшить качество, в определенных случаях снизить стоимость, а также уменьшить влияние заинтересованных лиц внутри самой компании-потребителя. Географический аутсорсинг характеризуется актуальностью в различных географических регионах в силу климатических, экономических, политических и социальных условий.

V. В зависимости от характера взаимного участия в уставном капитале.

1) аутсорсинг, оказываемый головной организации;

2) аутсорсинг, оказываемый совместной компании;

3) аутсорсинг, оказываемый дочерней организации.

В компаниях, имеющих холдинговую (корпоративную) структуру аутсорсинг может существовать в форме делегирования функций управления дочерней фирмой специализированной компании. Такая практика получила широкое распространение в международном бизнесе. Эти функции выполняют секретарские компании. Они способны производить не только рутинные операции, но и полноценно управлять дочерней компанией. Это явление получило название «дистантное управление».

VI. В зависимости от времени исполнения услуг аутсорсинга:

1) долгосрочный аутсорсинг;

2) срочный (разовый) аутсорсинг;

3) сезонный аутсорсинг.

При долгосрочном аутсорсинге контракты заключаются на длительный срок (более 5 лет). При срочном — экстренные услуги оказываются однократно через интернет или по телефону. А последний, сезонный аутсорсинг обусловлен климатическими колебаниями и на практике используется в организации работ в компаниях строительной индустрии, туристического бизнеса, легкой промышленности.

В рамках проведенного исследования рассмотренные вопросы, связанные с сущностью аутсорсинга, его разновидностями, подчеркивают многогранный и сложный характер данной категории, а также актуализируют задачи дальнейших изысканий в данном направлении, в частности уточнения понятия, систематизации признакового пространства для корректного определения категории «аутсорсинг», определения преимуществ и недостатков аутсорсинга, его эффективности (как экономической, так и любой другой). Решение данных задач позволит сформировать в последующем более четкие практико-ориентированные методики оценки целесообразности аутсорсинга, особенно в период кризиса, особо остро возникает необходимость рационального использования ресурсов.

Литература

1. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г.

2. Хейвуд Дж. Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бравар Ж.-Л., Морган Р. Эффективный аутсорсинг. Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений. М.: Баланс Бизнес Букс, 2007. 475 с.

4. Аникин Б. А., Рудая И. Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологиименеджмента: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. 320 с.

5. Крамских А. С., Овчинникова И. В., Останина Е. В., Симонян С. Р. Бухгалтерский аутсорсинг в России // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 1 (107). С. 146-150.

Об авторе

Гильмиярова Мария Рафиковна — аспирант, ассистент кафедры учета, анализа и налогообложения, финансово-экономический факультет, Псковский государственный университет, Псков, Россия. E-mail: buh-gmr@yandex.ru

M. R. Gilmiyarova

CONCEPTUAL AND NOTIONAL BASICS OF THE DEVELOPMENT

OF OUTSOURCING

The article discusses the history of the concept of «outsourcing». It shows different points of view of authors as to the nature and definition of this category. On the basis of the most common approaches is formulated generalized author's definition. Given the peculiarities of outsourcing by classifying them.

Key words: outsourcing, types of outsourcing, business process, business function, matrix outsourcing.

About the author

Gilmiyarova Maria Rafikovna, PostgraduateStudent, Assistant Professor of the Accounting, Analysis and Taxation Department, Financial and Economic Faculty, Pskov State University, Pskov, Russia. E-mail: buh-gmr@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.