2008 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 127
серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов
УДК 658/562:621.396:681.5
РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ВОЗДУШНОГО СУДНА ОТ УГРОЗЫ ВЗРЫВА ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА
Б.В.ЗУБКОВ, С.Е. ПРОЗОРОВ, А.Н.БОЧКАРЕВ, А.С. ЗЕНКОВ
В статье рассматриваются вопросы защиты воздушного судна от угрозы взрыва во время полета, а также необходимость скорейшего внедрения в практику новых методов и средств защиты воздушного судна от актов незаконного вмешательства, в том числе с использованием локализаторов взрыва
С развитием технического прогресса, ускоряющимся с каждым годом ритмом, современная жизнь предъявляет все более высокие требования к антитеррористической безопасности. В последние годы значительно возросла угроза совершения террористических актов на объектах мировой транспортной системы, в том числе и на объектах гражданской авиации Российской Федерации.
Одной из основных организационно-технических проблем обеспечения авиационной безопасности является защита воздушного судна и пассажиров, находящихся на борту, во время выполнения полета.
Согласно «Руководству по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», а также «Инструкции по организации и проведению контроля обеспечения авиационной безопасности в авиапредприятиях», введенной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта 15 декабря 2005 года, воздушные суда, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, должны быть оборудованы:
1) средствами защиты пилотской кабины:
• надежно запирающимися пуленепробиваемыми дверями и перегородками, изолирующими пилотскую кабину от пассажирского салона;
• специальными сигнализирующими и переговорными устройствами для связи экипажа и бортпроводников;
2) замаскированными проходами (лазами), обеспечивающими внезапный одновременный вход специальной группы в двух и более местах пассажирского салона;
3) противоугонными устройствами, исключающими несанкционированный запуск двигателей, выруливание и взлет;
4) запираемыми помещениями (багажниками) для размещения переданных пассажирами на временное хранение на период полета оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств;
5) инструктивными документами о порядке действий экипажа в случае захвата или угона ВС, производстве экипажем досмотра ВС в полете, порядке обращения с ВУ в случае их обнаружения на борту ВС, порядке закрытия двери кабины экипажа, покидания и возвращения на рабочее место в полете одного из членов экипажа.
Согласно информации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в 2006 году было пресечено более 59 тысяч попыток проноса на ВС запрещенных предметов и веществ.
При этом изъято:
• 12,8 тыс. единиц оружия;
• 9,5 тыс. шт. боеприпасов;
• 0,16 тонн взрывчатых веществ;
• 12 тонн легковоспламеняющихся веществ;
• 5,6 ядовитых, коррозирующих и других опасных веществ.
В настоящее время новой угрозой для воздушного транспорта является пронос и попадание на борт воздушного судна взрывоопасных предметов неметаллического характера, взрывчатых веществ и взрывоспособных смесей, размещаемых на теле и в одежде человека.
В связи с этой угрозой возникает необходимость в проведении комплекса мероприятий по защите воздушного судна от взрыва во время полета. Одним из направлений является оснащение ВС локализатором взрывного устройства и газоанализатором взрывчатых веществ.
Основными требованиями к взрывопоглощающему контейнеру являются:
• мобильность локализатора в пределах салона и проходов между рядами кресел;
• минимальное время приведения устройства в рабочее (боевое) состояние;
• эргономичность и легкость использования, что в условиях чрезвычайной ситуации и психофизического состояния пассажиров и экипажа немаловажно;
• наличие специального штатного места хранения локализатора на борту воздушного судна, оснащенного крепежами и защелками, а также, по возможности, обшитого дополнительным взрывопоглощающим материалом.
Внедрение средств локализации взрыва на борту воздушного судна позволит снизить негативные последствия, возникающие в результате угрозы взрыва, обусловленные:
1) возвратом воздушного судна на аэродром вылета или на запасной аэродром, что в свою очередь приводит к сбросу топлива, расходам на обеспечение полета;
2) простоем воздушного судна;
3) потерями производственного налета;
4) оказанием дополнительной помощи пассажирам, а также их размещение на время проведения оперативных мероприятий, связанных с разминированием воздушного судна; затратами на повторное оформление и прохождение процедуры регистрации и посадки пассажиров на самолет;
5) потерей доверия к перевозчику со стороны пассажиров.
Нами проведен научный обзор технических средств безопасности, которые по своим заявленным техническим характеристикам гарантируют полную изоляцию взрывного устройства на борту воздушного судна, а также его поражающее воздействие (продукты взрыва и горения), включая газообразные вещества.
Рассмотрим некоторые разработки, которые используются в настоящее время. Отечественной промышленностью выпускаются легкое и тяжелое противоосколочные одеяла на основе баллистически стойкой ткани СВМ (отечественного аналога кевлара), которые могут быть эффективно использованы для локализации действия взрывных устройств различных типов.
Недостатком таких одеял, ограничивающих их применение, является неудобство укладки на ВУ, расположенные вблизи вертикальных стенок, под скамейками, в углах помещения и т.п. Кроме того, существенным недостатком является возможность приведения к срабатыванию взрывателей с элементом неизвлекаемости или магнитным датчиком цели при укладке одеяла на ВУ или снятии с него.
Необходимо иметь в виду, что при взрыве под одеялом осколочных боеприпасов, например, ручных гранат типа РГО и Ф-1, имеется значительная вероятность “выдувания” и разлета в приземном слое воздуха некоторой части осколков (до 20 %).
Эти же недостатки в полной мере характерны и для распространенных за рубежом, прежде всего в Великобритании, резиновых водонаполненных матов, имеющих различные обозначения и наименования.
Из числа производимых промышленностью и прошедших сертификацию Г осстандарта контейнеров в настоящее время достаточно высокими эксплуатационными характеристиками обладают контейнеры “Плутон-1” (рис. 1) и ЭТЦ-2. Они позволяют предотвратить поражение окружающих людей и оборудования при взрыве в их рабочей камере ВОП с массой заряда ВВ до 400г. в тротиловом эквиваленте. Конструкция контейнера “Плутон-1” обеспечивает возможность неповреждающего улавливания и извлечения осколков ВОП при его взрыве в рабочей камере для их последующего исследования в экспертно-криминалистических целях.
Рис. 1. Контейнер «Плутон-1»
Контейнеры типа ЭТЦ производства НПП «Экотест» предназначены для хранения и транспортировки в основном средств детонирования - капсюлей-детонаторов и электродетонаторов. Контейнер выдерживает взрыв заряда взрывчатого вещества до 10г. в тротиловом эквиваленте, что соответствует 5-6 электродетонаторам типа ЭД №8 или ЭДП.
Масса размещаемого взрывчатого вещества (в тротиловом эквиваленте), г 10
Г абариты, длина/диаметр, мм 200/70
Диаметр загрузочного отверстия, мм 70
Длина внутренней полости, мм 76
Масса, кг, не более 2,2
Контейнер ЭТЦ-2 (рис. 2) предназначен для хранения и транспортировки взрывных устройств, в том числе и армейских боеприпасов, за исключением кумулятивных, с массой заряда взрывчатого вещества до 0,5 кг в тротиловом эквиваленте. Например, в нем можно транспортировать 8-10 гранат типа Ф-1 или 5 гранат типа РГД-5. Контейнер комплектуется тележкой для транспортировки его вручную. Контейнер снабжается специальным металлическим вкладышем для проведения многократных подрывов зарядов малой массы, например, детонаторов и запалов ручных гранат.
Достаточно привлекательной разработкой и применяемой на практике является «ПЛУТОН-1», производства «Арли Спецтехника».
Рис. 2. Контейнер «ЭТЦ-2»
Контейнер предназначен для быстрой изоляции, временного хранения и перевозки транспортными средствами (в том числе авиационными) взрывоопасных предметов: взрывных устройств, средств взрывания и неразорвавшихся боеприпасов. Контейнер может также использоваться для безопасной транспортировки к месту применения средств взрывания и других боеприпасов.
При срабатывании взрывного устройства, помещенного в контейнер, обеспечивается полная защита окружающего пространства от осколков, ударной волны, продуктов взрыва и пожара. Контейнер после взрыва остается герметичным.
Контейнер переносится одним - двумя человеками, а при транспортировке легко размещается в багажнике транспортного средства.
Масса размещаемого взрывчатого вещества (в тротиловом эквиваленте), г 400
Габариты, высота/диаметр, мм 480/254
Диаметр загрузочного отверстия, мм 120
Длина внутренней полости, мм 350
Масса, кг, не более 45
Все более широко в последнее время стали получать применение взрывозащитные контейнеры, основанные на принципе жидкостных сред. К ним относятся локализаторы взрыва типа «Фонтан» производства НПО «Специальных материалов» (рис. 3).
Рис. 3. Локализатор взрыва «Фонтан»
Локализаторы взрыва «Фонтан» представляют собой переносные многокамерные контейнеры, заполненные специальной эмульсией (газожидкостным диспергентом), по контуру которых выполнен противоосколочный экран на основе арамидных волокон. Принцип работы изделия основан на первичном гашении взрывной волны при прохождении слоя двухфазного диспер-гента, последующей диссипации энергии взрыва (за счет диспергирования эмульсии) и преобразовании ее в кинетическую энергию капель. Диспергент также подавляет термическое действие взрыва, предотвращая ожоговые поражения людей и возгорание объектов, ослабляет осколочное воздействие за счет уменьшения начальной энергии осколков, а противоосколочный экран обеспечивает дополнительное снижение осколочного потока. Поражающее действие ударной волны при взрыве заряда, накрытого изделием "Фонтан", уменьшается в 10-20 раз, а количество осколков при подрыве ручных гранат - более чем в 10 раз.
Существует несколько модификаций данного изделия.
«Фонтан-1М»
Масса размещаемого взрывчатого вещества (в тротиловом эквиваленте), г 400
Г абариты, длина/диаметр, мм 180/550
Диаметр загрузочного отверстия, мм 300
Длина внутренней полости, мм 100
Масса, кг, не более 22
«Фонтан-ЗМ»
Масса размещаемого взрывчатого вещества (в тротиловом эквиваленте), г 1000
Г абариты, длина/диаметр, мм 400/750
Диаметр загрузочного отверстия, мм 420
Длина внутренней полости, мм 300
Масса, кг, не более 55
Также существуют модификации контейнерного и модульного типов.
Контейнерного типа применяются для экстренной переноски взрывного устройства, модульного - для локализации взрывного устройства достаточно большой мощности без перемещения. Примерами модульных «Фонтанов» являются «Фонтан-5000» и «Фонтан-2» (рис. 4).
Также совсем недавно были проведены испытания новой разработки «Фонтан-ЗМК».
Масса размещаемого взрывчатого вещества (в тротиловом эквиваленте), г 500
Габариты, мм 780x780x490
Размеры внутренней полости, мм 280x280x220
Размеры крышки, мм 490x490x270
Масса, кг, не более 90
Рис. 4. Изделие модульного типа
Изделие подвешивается к потолку третьего грузового отсека в специальной конструкции из такелажных строп и дюралевой рамы (рис. 5).
Рис. 5. Схема размещения изделия на самолете
При выбранной схеме установки локализатора взрыва на борту самолета Ил-96-300 наибольшее избыточное давление ударной волны при взрыве ТНТ массой 0,5 кг наблюдается в грузовом отсеке непосредственно под локализатором, которое составляет 25-35 кПа вблизи пола отсека.
В пассажирском салоне избыточное давление на расстоянии около 2-х метров от центра взрыва не превышает 5 кПа.
||Н ціннішім
П»||
Масса заряда - 500г ТИТ
.(-Л —Я I
Рис. 6. Зоны фугасного поражения при взрыве открытого заряда ТНТ и локализованного устройством "Фонтан 3МК"
На воздушном судне более вероятно применение взрывного устройства маленькой массы, чем большой.
«Фонтан-ЗМК» снижает поражающее действие взрыва. А именно поражающее действие ударной волны при взрыве заряда, накрытого изделием "Фонтан", уменьшается в 10-20 раз, а количество осколков при подрыве ручных гранат - более чем в 10 раз.
Взрывозащитный контейнер ЭТЦ-2 гарантирует полную защиту от всех поражающих факторов взрывного устройства мощностью 400 грамм в тротиловом эквиваленте для человека, находящегося в непосредственной близости от него. К тому же устройство исключает прорыв газообразных продуктов горения, образующихся при взрыве, что немаловажно в ограниченном объеме салона самолета. Это говорит о герметичности контейнера, что может служить основа-
нием для его двойного использования в случае обнаружения баллона с отравляющим веществом или же если взрывное устройство содержит поражающие элементы химического типа.
Таким образом, широкое использование комплекса технических средств обеспечения авиационной безопасности, в том числе локализаторов ВУ на борту ВС позволит успешно противостоять актам террора и незаконного вмешательства, что обеспечит стабильную и эффективную работу воздушного транспорта в современных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Руководство ИКАО по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (Doc 8973), 6-е издание, ИКАО, 2002 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
DEVELOPMENT OF METHODS AND MEANS OF PROTECTION OF AN AIR VESSEL FROM
THREAT OF EXPLOSION
Zubkov B.V., Prozorov S. E., Bochkarev A.N., Zenkov A.S.
Questions of protection of an air vessel, and also necessity of development and introduction of new organizational actions, methods and means of protection of an air vessel from the certificates of illegal intervention connected with application of an explosive onboard.
Сведения об авторах
Зубков Борис Васильевич, 1940г.р., окончил КИИГА ( 1966), член -корреспондент Академии наук авиации и воздухоплавания, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ ГА, автор более 120 научных работ, область научных интересов -вопросы обеспечения безопасности полетов и жизнедеятельности, авиационной безопасности.
Прозоров Сергей Евгеньевич, 1941г.р., окончил КИИГА (1965), кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ ГА, автор более 60 научных работ, область научных интересов - авиационная безопасность и безопасность полетов.
Бочкарев Александр Николаевич, 1956г.р., окончил УСИ (1979), курсы офицерского состава (1980), доцент кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ ГА, автор 70 научных работ, область научных интересов - проблемы обеспечения авиационной безопасности и жизнедеятельности.
Зенков Александр Сергеевич, 1985г.р, окончил МГТУ ГА (2006), аспирант кафедры БП и ЖД МГТУ ГА, область научных интересов - проблемы обеспечения авиационной безопасности и жизнедеятельности.