ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ОБЪЕКТОВ
Д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ гражданской авиации, член-корреспондент Академии наук авиации и воздухоплавания
Б. В.Зубков
Доцент кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ гражданской авиации
А. Н.Бочкарев
Аспирант кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ гражданской авиации
А. С. Зенков
УДК 658/562:621.396:681.5
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ
Рассматриваются технические средства и методы обеспечения транспортной и пожарной взрывобезопасности, дальнейшее внедрение которых в практику работы транспортного комплекса позволит активно противодействовать актам террора и незаконного вмешательства на объектах транспорта.
Одним из важнейших направлений защиты объектов транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в том числе пожара, является оборудование их локализаторами взрывных и зажигательных устройств (далее ВУ) в случае их возможного обнаружения. Локализаторы взрывных устройств должны быть в обязательном порядке на пунктах досмотра, а также на воздушных судах (далее ВС).
Порядок предотвращения взрыва и пожара следующий:
• при обнаружении взрывного (зажигательного) устройства (любого подозрительного предмета, не имеющего владельца) передать диспетчеру органа управления воздушным движением (далее УВД) его описание, место обнаружения и действовать в соответствии с указаниями специалистов по обезвреживанию ВУ;
• не нарушая центровки ВС, пересадить пассажиров на максимально возможное удаление от местонахождения опасного предмета (не менее 4-х рядов кресел), попросив их пристегнуть привязные ремни, привести спинки кресел в вертикальное положение и устроив завал на освободившихся местах из подручных мягких предметов. Если предполагаемое ВУ находится под салоном, находящиеся вверху кресла должны быть свободными;
• перенести из зоны размещения ВУ портативные кислородные баллоны, горючие предметы и ме-
дицинские аптечки. Подготовить к использованию средства пожаротушения;
• при возможности произвести срочную посадку, ВУ оставить на месте, предохранить от влаги, накрыв полиэтиленом, и обложить мягкими, мокрыми предметами, поглощающими взрывную волну и уменьшающими опасность возникновения пожара;
• в случае невозможности произвести срочную посадку экипаж после получения необходимых рекомендаций диспетчера органа УВД может принять решение о перемещении обнаруженного ВУ (подозрительного предмета), особенно если его местонахождение представляет реальную опасность для пассажиров и самолета. Для каждого типа ВС должен быть определен
перечень наименее опасных мест размещения ВУ в
случае его взрыва:
• определить тип ВУ во избежание срабатывания механизма взрыва на подъем и возможности его переноса в наименее опасное место;
• не касаясь опасного предмета, подвести под него нитку или тонкий твердый картон: если нитка или картон не проходит, предмет оборудован ВУ, срабатывающим на подъем. В этом случае подозрительный предмет переносить нельзя, его необходимо накрыть максимальным количеством поглощающих энергию взрыва увлажненных материалов (люди должны находиться как можно дальше от данного предмета,
34
ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2007 ТОМ 16
экипажу следует быть готовым к отказу систем управления ВС, находящихся вблизи возможного места взрыва);
• если нитка или картон свободно проходит под опасным предметом, его можно перенести в специальное место, где взрыв принесет минимальный ущерб;
• в случае установления возможности перемещения опасного предмета, не нарушая ориентации предмета относительно салона ВС, осторожно положив на платформу, как можно быстрее перенести его в наименее опасное для данного типа ВС место (к дверям и люкам);
• подготовить место возможного взрыва соответствующим образом: сделать платформу из мягких материалов до высоты середины двери, поверх положить увлажненный материал толщиной не менее 25 см, а сверху — покрытый полиэтиленом опасный предмет;
• зафиксировать данный предмет в установленном месте (липкой лентой ПХЛ-50, которая должна быть на борту ВС) и накрыть его увлажненными подручными средствами (самолетными чехлами, подушками, одеялами, предметами одежды и т.п.) слоем высотой порядка 25 см;
• заполнить отсек ВС предварительно намоченными материалами (смоченные материалы противостоят нагреванию и уменьшают риск пожара).
При перемещении ВУ (опасного предмета) следует выполнять некоторые правила:
• нельзя открывать ВУ;
• осмотреть, не закреплено ли ВУ, к примеру, ниткой или другим способом за детали интерьера салона;
• перемещать ВУ осторожно, не меняя ориентации, в которой оно было обнаружено;
• размещать ВУ в той же ориентации в подготовленном месте, обложенном вокруг, как указано выше, и по возможности закрепить, исключив его смещение в полете или при торможении и посадке ВС;
• по мере возможности отключить не являющиеся важными линии электропитания в зоне размещения ВУ;
• спинки кресел и столики привести в вертикальное положение, рекомендовать пассажирам пристегнуть ремни и наклонить голову к коленям;
• в случае обнаружения зажигательного устройства действовать в той же последовательности и в соответствии с правилами обеспечения пожарной безопасности, не допуская при тушении легковоспламеняющихся жидкостей применения нештатных средств пожаротушения;
• как можно быстрее произвести посадку ВС и организовать аварийную эвакуацию пассажиров, избегая при этом пользования выходами вблизи места нахождения опасного предмета. По окончании эвакуации экипажу покинуть ВС. Обезвреживание взрывных и зажигательных устройств производится после посадки ВС и эвакуации пассажиров специалистами группы по ликвидации угрозы взрыва;
• в случае, если местонахождение взрывного (зажигательного) устройства обнаружить в полете не удалось, обеспечить экстренную посадку ВС на ближайшем приемлемом аэродроме с последующей срочной эвакуацией пассажиров. При обнаружении ВУ нельзя перерезать или отключать какие-либо провода. Любая попытка проникновения внутрь запечатанного ВУ без консультации со специалистами и использования рентгеновского оборудования может привести к взрыву.
Рекомендуется также обкладывать взрывное устройство пакетами с соком, которые выполняют функцию экрана, а также снижают разлет осколков и вероятность возгорания.
Наименее опасными местами для размещения взрывного устройства на воздушном судне являются места в центральной части открываемых проемов, которые могут быть разрушены без причинения повреждений конструкционным элементам ВС (районы служебных дверей, грузовых и аварийных люков), если специально не указано конкретное место для данного воздушного судна. С целью уменьшения возможности вылета больших осколков за пределы воздушного судна каждая из дверей, используемая в качестве "наименее опасного места размещения взрывного устройства", должна оставаться закрытой, если не определено иначе.
Рассмотрим некоторые проблемные вопросы: 1. При нахождении воздушного судна в полете на эшелоне найденное взрывное устройство предлагается покрыть полиэтиленом и обложить увлажненными подушками, одеялами, предметами одежды и другими взрывопоглощающими материалами.
Данная рекомендация относится к разряду тех, выполнение которых может привести к несанкционированному срабатыванию целого ряда довольно распространенных в последнее время взрывных устройств, а именно — противопехотных фугасных мин с нажимным датчиком цели типа ПМН, ПФМ-1, ПМД-6. Такая мина, будучи приведенной из транспортировочного положения в боевое, срабатывает при воздействии на нее нажимного усилия 100 гс и более и не срабатывает при отсутствии такого воздействия. При применении на борту воздушного судна предлагаемого в проекте средства защиты от угрозы взрыва исключается необходи-
мость накрывать взрывное устройство смоченным материалом и, как следствие, исключается вероятность нажимного воздействия.
2. В "Руководстве по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" предлагается "продумать вопрос о перемещении взрывного устройства в наименее опасное место размещения взрывного устройства на борту воздушного судна в соответствии с руководствами эксплуатации конкретных типов самолетов". В действительности, на всех типах воздушных судов рекомендуется в большинстве случаев располагать взрывное устройство у входной двери, вплотную к ее обшивке. Такая схема размещения продиктована мыслью, что после взрыва произойдет быстрое разрушение двери и сброс избыточного давления через образовавшуюся пробоину. Однако движение тел под воздействием взрывных нагрузок начинается не в проходящей ударной волне, а в волне разгрузки, которая возникает в материале преграды только после выхода ударной волны на ее свободную поверхность. При этом реальное заметное движение входной двери начнется тогда, когда воздушная ударная волна и осколки уже преодолеют значительное расстояние по салону с нанесением соответствующего поражающего воздействия (или за счет множественных отражений). При таком движении в первую очередь поражающему воздействию будут подвергнуты наиболее уязвимые объекты, например человек, контузия которого наступает при действии избыточного давления во фронте ударной волны 0,1 атм и более. К тому же двери представляют собой довольно толстостенную многослойную конструкцию.
На воздушном судне вероятность использования взрывного устройства большой массы во много раз ниже, чем малого. Таким образом, при использовании буровой шашки ТНТ массой 75 г при полете на малых высотах, определенных "Руководством..." для условий появления угрозы взрыва, наиболее вероятным результатом будет деформация и заклинивание двери с невозможностью ее дальнейшего использования для эвакуации людей.
При использовании предлагаемого устройства место расположения взрывного устройства не препятствует эвакуации, а его поражающее воздействие от ударной волны исключается.
3. В условиях прямого контакта поролоновых подушек и ковровых дорожек, даже пропитанных водой, с высокотемпературными продуктами детонации и горения возможно возгорание или тление материалов с выделением токсичных веществ. При этом шансы на спасение людей резко падают.
Взрывное устройство может содержать химическую начинку как поражающий элемент. Защиту от нее не могут обеспечить подручные материалы.
Нами проведен обзор технических средств, которые по своим заявленным техническим характеристикам гарантируют полную изоляцию взрывного устройства, а также его поражающего воздействия (продуктов взрыва и горения), включая газообразные вещества.
В настоящее время на рынке средств безопасности представлен достаточно широкий выбор средств локализации и снижения поражающих воздействий взрывного устройства. Рассмотрим некоторые разработки, которые применяются в настоящее время.
Отечественной промышленностью выпускаются легкое и тяжелое противоосколочные одеяла (рис. 1) на основе баллистически стойкой ткани СВМ (отечественного аналога кевлара), которые могут быть эффективно использованы для локализации действия взрыва как осколочных, так и фугасных боеприпасов различных типов. Недостатком таких одеял, ограничивающим их применение, является неудобство укладки на ВУ, расположенные вблизи вертикальных стенок, под скамейками, в углах помещения и т.п. Кроме того, существенным недостатком является и возможность приведения к срабатыванию взрывателей с элементом неиз-влекаемости или магнитным датчиком цели при укладке одеяла на ВУ или снятии с него.
Необходимо иметь в виду, что при взрыве под одеялом осколочных боеприпасов, например ручных гранат типа РГО и Ф-1, имеется значительная вероятность "выдувания" и разлета в приземном слое воздуха некоторой части осколков (до 20%).
Эти же недостатки в полной мере характерны и для распространенных за рубежом, прежде всего в Великобритании, резиновых водонаполненных матов, имеющих различные обозначения и наименования.
Рис. 1. Противоосколоч-ное одеяло
Рис. 2. Контейнер ЭТЦ-1 производства НПП "Экотест"
Из числа производимых промышленностью и прошедших сертификацию Госстандарта контейнеров в настоящее время достаточно высокими эксплуатационными характеристиками обладают контейнеры "Плутон-1" и ЭТЦ-2. Они позволяют предотвратить поражение окружающих людей и оборудования при взрыве в их рабочей камере ВОП с массой заряда ВВ до 400 г в тротиловом эквиваленте. Конструкция контейнера "Плутон-1" обеспечивает возможность неповреждающего улавливания и извлечения осколков ВОП при его взрыве в рабочей камере для их последующего исследования в экспертно-криминалистических целях.
Контейнер ЭТЦ-1 (рис. 2) предназначен для хранения и транспортировки в основном средств детонирования — капсюлей-детонаторов и электродетонаторов. Контейнер выдерживает взрыв заряда взрывчатого вещества до 10гв тротиловом эквиваленте, что соответствует 5-6 электродетонаторам типа ЭД № 8 или ЭДП.
Масса размещаемого взрывчатого вещества
(в тротиловом эквиваленте), г...................................10
Габаритные размеры, мм:
длина....................................................................200
диаметр..................................................................70
Диаметр загрузочного отверстия, мм ......................70
Длина внутренней полости, мм ................................76
Масса, кг, не более.....................................................2,2
Контейнер ЭТЦ-2 (рис. 3) предназначен для хранения и транспортировки взрывных устройств, в том числе армейских боеприпасов, за исключением кумулятивных, с массой заряда взрывчатого вещества до 0,5 кг в тротиловом эквиваленте. Например, в нем можно транспортировать 8-10 гранат типа Ф-1 или 5 гранат типа РГД-5. Контейнер комплектуется тележкой для транспортировки его вручную по лестницам, эскалаторам. Он может быть размещен в багажнике любого легкового автомобиля. Контейнер снабжается специальным металлическим вкладышем для проведения многократных
Рис. 3. Контейнер ЭТЦ-2 производства НПП "Экотест"
подрывов зарядов малой массы, например детонаторов и запалов ручных гранат.
Контейнеры гарантируют полное отсутствие бризантного, фугасного и осколочного воздействия на лиц, находящихся в непосредственной близости от контейнеров, при взрыве в них взрывных устройств или взрывчатых веществ различной массы в любой осколочной оболочке. Корпуса контейнеров обеспечивают также полное отсутствие прорыва газообразных продуктов, образующихся при взрыве.
Масса размещаемого взрывчатого вещества
(в тротиловом эквиваленте), г ................................400
Габаритные размеры, мм:
длина....................................................................615
диаметр................................................................412
Диаметр загрузочного отверстия, мм ....................163
Длина внутренней полости, мм ..............................400
Масса, кг, не более......................................................70
Контейнеры ЭТЦ-3 (рис. 4) и ЭТЦ-3М предназначены в основном для хранения взрывных устройств или подозрительных предметов в стационарных условиях, аэропортах, на станциях метрополитена, вокзалах и других объектах транспортного комплекса. В этих контейнерах можно располагать взрывные устройства соответственно с массой
Рис. 4. Контейнер ЭТЦ-3 производства НПП "Экотест"
заряда взрывчатого вещества до 0,85 и 1,5 кг в тро-тиловом эквиваленте с любой осколочной оболочкой. Контейнер ЭТЦ-3М комплектуется подъемно-транспортной тележкой для загрузки его в транспортное средство.
Масса размещаемого взрывчатого вещества
(втротиловом эквиваленте), г ................................850
Габаритные размеры, мм:
длина..................................................................1000
диаметр................................................................640
Габариты загрузочного отверстия, мм ..........180x390
Длина внутренней полости, мм ..............................500
Масса, кг, не более............................................170-320
Однако устройства данного типа выпускаются не только НПП "Экотест". Достаточно привлекательной разработкой и применяемой на практике является "Плутон-1" производства "Арли Спецтехника" (рис. 5).
Контейнер предназначен для быстрой изоляции, временного хранения и перевозки транспортными средствами (в том числе авиационными) взрывоопасных предметов — взрывных устройств, средств взрывания и неразорвавшихся боеприпасов. Контейнер может также использоваться для безопасной транспортировки к месту применения средств взрывания и других боеприпасов.
При срабатывании взрывного устройства, помещенного в контейнер, обеспечивается полная защита окружающего пространства от осколков, ударной волны, продуктов взрыва и пожара. Контейнер после взрыва остается герметичным.
Контейнер переносится 1-2 человеками, а при транспортировке легко размещается в багажнике или на сиденьи легкового автомобиля.
Масса размещаемого взрывчатого вещества (в троти-
ловом эквиваленте), г..............................................400
Габаритные размеры, мм:
высота..................................................................480
диаметр................................................................254
Диаметр загрузочного отверстия, мм ....................120
Длина внутренней полости, мм ..............................350
Масса, кг, не более......................................................45
Рис. 5. Контейнер "Плутон-1"
Рис. 6. Локализатор взрывного воздействия "Фонтан-3"
Все более широко в последнее время стали применяться взрывозащитные контейнеры, основанные на принципе жидкостных сред. К таковым относятся локализаторы взрыва типа "Фонтан" производства НПО "Специальных материалов" (рис. 6).
Локализаторы взрыва "Фонтан" представляют собой переносные многокамерные контейнеры, заполненные специальной эмульсией (газожидкостным диспергентом), по контуру которых выполнен противоосколочный экран на основе арамидных волокон. Принцип работы изделия основан на первичном гашении взрывной волны при прохождении слоя двухфазного диспергента, последующей диссипации энергии взрыва (за счет диспергирования эмульсии) и преобразовании ее в кинетическую энергию капель. Диспергент подавляет также термическое действие взрыва, предотвращая ожоговые поражения людей и возгорание объектов, ослабляет осколочное воздействие за счет уменьшения начальной энергии осколков, а противоосколочный экран обеспечивает дополнительное снижение осколочного потока. Поражающее действие ударной волны при взрыве заряда, накрытого изделием "Фонтан", уменьшается в 10-20 раз, а количество осколков при подрыве ручных гранат — более чем в 10 раз.
Существует несколько модификаций данного изделия:
Фонтан-1М Фонтан-3М
Масса размещаемого взрывча- 400 1000
того вещества (в тротиловом
эквиваленте), г............................
Габаритные размеры, мм:
длина......................................... 180 400
диаметр..................................... 550 750
Диаметр загрузочного отвер- 300 420
стия, мм .......................................
Длина внутренней полости, мм 100 300
Масса, кг, не более...................... 22 55
Существуют также модификации контейнерного и модульного типа.
Крышка
Оболочка, не образующая вторичных осколков
Релаксационнаяъ среда
Полость
Заряд ВВ
Рис. 7. Конструкция "Фонтан-3МК"
Рис. 8. Расположение устройства "Фонтан-ЗМК" во время испытаний на полигоне НПО "Специальных материалов"
Контейнерный тип применяется для экстренной переноски взрывного устройства, модульный — для локализации взрывного устройства достаточно большой мощности без перемещения. Примерами модульных "Фонтанов" являются "Фонтан-5000" и "Фонтан-2" (Модульный).
Совсем недавно были проведены испытания новой разработки "Фонтан-ЗМК" (рис. 7). Данный вариант контейнерного типа был опробован на Ил-96-300. Два таких устройства были включены также в комплектацию двух самолетов, поставляемых на Кубу. Рассмотрим подробнее данное устройство.
Масса размещаемого взрывчатого вещества
(в тротиловом эквиваленте), г.................................500
Габаритные размеры, мм ........................780x780x490
Размеры внутренней полости, мм..........280x280x220
Размеры крышки, мм ..............................490x490x270
Масса, кг, не более......................................................90
Изделие подвешивается к потолку третьего грузового отсека в специальной конструкции из такелажных строп и дюралевой рамы.
При выбранной схеме установки локализатора взрыва на борту самолета Ил-96-300 (рис. 8) наибольшее избыточное давление ударной волны при взрыве ТНТ массой 0,5 кг наблюдается в грузовом отсеке непосредственно под локализатором (рис. 9) и составляет 25-35 кПа вблизи пола отсека. В пассажирском салоне избыточное давление нарасстоя-нии около 2мот центра взрыва не превышает 5 кПа.
На воздушном судне более вероятно применение взрывного устройства маленькой массы, нежели большой.
Фонтан-ЗМК снижает поражающее действие взрыва, а именно поражающее действие ударной
Рис. 9. Зоны фугасного поражения при взрыве открытого заряда ТНТ и локализованного устройством "Фонтан ЗМК"
волны при взрыве заряда, накрытого изделием "Фонтан", уменьшается в 10-20 раз, а количество осколков при подрыве ручных гранат — более чем в 10 раз.
Взрывозащитный контейнер ЭТЦ-2 гарантирует полную защиту от всех поражающих факторов взрывного устройства мощностью 400 г в тротило-вом эквиваленте для человека, находящегося в непосредственной близости от него. К тому же устройство исключает прорыв газообразных продуктов горения, образующихся при взрыве, что немаловажно в ограниченном объеме салона самолета. Это говорит о герметичности контейнера, что может служить основанием для его двойного использования — в случае обнаружения баллона с отравляющим веществом или же если взрывное устройство содержит поражающие элементы химического типа.
Таким образом, широкое использование комплекса технических средств обеспечения транспортной безопасности, в том числе локализаторов поражающего воздействия взрывного устройства, позволит успешно противостоять актам террора и незаконного вмешательства, что обеспечит стабильную и эффективную работу транспортного комплекса в современных условиях.
Поступила в редакцию 06.09.07.