Научная статья на тему 'Разработка методологии расчета и оценка уровня налоговой нагрузки на страховую отрасль в Российской Федерации'

Разработка методологии расчета и оценка уровня налоговой нагрузки на страховую отрасль в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
603
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ МЕТОДИКА РАСЧЕТА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ / TAX BURDEN / TAX FARDEL / AN IMPROVED METHOD OF CALCULATING THE TAX BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Дарья Сергеевна

Статья посвящена совершенствованию методологии расчета и последующей оценке уровня налоговой нагрузки на страховую отрасль в Российской Федерации. В статье приведен сравнительный анализ понятий «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя», усовершенствована методология расчета показателя налоговой нагрузки, разработанная ФНС России, для страховой отрасли. На основании разработанной модели проведен расчет и анализ налоговой нагрузки финансово-хозяйственной деятельности 15 страховых организаций и общий анализ по страховой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of methodology for calculation and assessment of the level of tax burden on the insurance industry in the Russian Federation

The article is dedicated to the improvement of a methodology and subsequent assessment of the level of tax burden in the insurance field in Russian Federation. The paper presents two main points: first of all, a comparative analysis of the concepts of «tax burden» and «tax fardel»; then the Federal tax service model of calculating the tax burden level was completely changed and significantly improved. On the basis of the developed model the calculation and analysis of the tax burden level of financial and economic activities of 15 insurance companies was estimated.

Текст научной работы на тему «Разработка методологии расчета и оценка уровня налоговой нагрузки на страховую отрасль в Российской Федерации»

Новикова Д.С. Разработка методологии расчета и оценка уровня налоговой нагрузки на страховую отрасль в Российской Федерации

УДК 336.221.264

Новикова Дарья Сергеевна Novikova Darya Sergeevna

аспирант кафедры страхования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23)

graduate student of the department of insurance

Lobachevsky State university of Nizhny Novgorod (23 Gagarin av., Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: novikovadary@gmail.com

Разработка методологии расчета и оценка уровня налоговой нагрузки на страховую отрасль в Российской Федерации

Development of methodology for calculation and assessment of the level of tax burden on the insurance industry in the Russian Federation

Статья посвящена совершенствованию методологии расчета и последующей оценке уровня налоговой нагрузки на страховую отрасль в Российской Федерации. В статье приведен сравнительный анализ понятий «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя», усовершенствована методология расчета показателя налоговой нагрузки, разработанная ФНС России, для страховой отрасли. На основании разработанной модели проведен расчет и анализ налоговой нагрузки финансово-хозяйственной деятельности 15 страховых организаций и общий анализ по страховой отрасли.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, налоговое бремя, усовершенствованная методика расчета налоговой нагрузки.

The article is dedicated to the improvement of a methodology and subsequent assessment of the level of tax burden in the insurance field in Russian Federation. The paper presents two main points: first of all, a comparative analysis of the concepts of «tax burden» and «tax fardel»; then the Federal tax service model of calculating the tax burden level was completely changed and significantly improved. On the basis of the developed model the calculation and analysis of the tax burden level of financial and economic activities of 15 insurance companies was estimated.

Keywords: tax burden, tax fardel, an improved method of calculating the tax burden.

На современном этапе развития экономики Российской Федерации с учетом мировых тенденций перед страховой отраслью появляются новые цели и задачи. Для определения приоритетных направлений развития страховой деятельности и путей их реализации разработана «Стратегия развития страхового рынка до 2020 года» (далее — Стратегия) [1]. Реализация данной Стратегии позволит: активизировать государственную политику в области страхования на среднесрочную перспективу с учетом приоритетов развития национальной экономики и социальной поддержки населения; совершенствовать формы и методы страхового надзора.

Одной из составных частей финансового сектора экономики является страховой рынок, где предметом купли-продажи выступают страховые продукты. Специфичные свойства страховых продуктов определяют некоторые особенности налогообложения деятельности страхового сектора, которое осуществляется в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Различия в условиях развития секторов экономики, таких как финансовая отрасль и отрасли, ра-

ботающие на внешний рынок, проявляются также в дифференцированном уровне налоговой нагрузки (далее в тексте дано развернутое представление о понятии налоговая нагрузка). Поэтому необходима разработка методических положений для оценки налоговой нагрузки в условиях дифференцированного влияния действующего налогового законодательства на различные отрасли экономики. Проблема исчисления налоговой нагрузки включает два аспекта: внешний и внутренний (рис. 1).

Рисунок 1. Характеристика аспектов налоговой нагрузки

Налоговая политика, проводимая государством, является одним из наиболее важных факторов, который влияет на развитие и отлаженность деятельности страховых организаций. Страховые организации выделяются из всего списка налогоплательщиков за счет обособления данной категории налогоплательщиков в отдельные статьи, регулирующие деятельность страхового сектора [2]. Для того чтобы лучше представлять структуру налогов платежей страховой организации, приведем состав и структуру налогов, проанализируем удельный вес налоговых поступлений от страховой деятельности в общем объеме платежей от финансового сектора.

Как видно из таблицы 1, страховые организации исчисляют и уплачивают налоги в бюджеты всех уровней. Отличительной чертой является то, что налоговой базой для исчисления налога на добавленную стоимость служит выручка от нестраховых операций, большую часть в налоговой

нагрузке страховых организаций занимает налог на прибыль. Следует отметить, что региональные налоги уплачиваются лишь в том случае, если на балансе организации имеется транспортное средство или земельный участок.

Из анализа таблицы 2 видно, что налоговые поступления от страховой деятельности в общем числе платежей, поступивших от финансовой деятельности, незначительны. В результате этого у налоговых органов могут появиться вопросы, например, о своевременности и правомерности уплаты налогов, о возможных недопоступлениях налогов от страховых организаций, в том числе о применении налоговых схем, что влечет нарушение обоюдных интересов как со стороны страхового бизнеса, так и со стороны государства.

В России Федеральная налоговая служба (далее — ФНС) приказом № ММ-3-06/333@ утвердила Концепцию системы планирования выездных

Таблица 1

Классификация налогов, уплачиваемых страховыми организациями по источнику уплаты

Виды налогов, уплачиваемых страховыми организациями

Объект (источник уплаты): Федеральный налог Региональный налог Местный налог

Выручка НДС (по нестраховым операциям) — —

Экономические ресурсы (затраты) страховые взносы; государственная пошлина; налог на операции с ценными бумагами налог на имущество; транспортный налог; налог на нужды образовательных учреждений налог на содержание объектов социально-культурной сферы; земельный налог и арендная плата на землю; налог на рекламу

Прибыль Налог на прибыль — —

Таблица 2

Начисление и поступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности (в том числе по страховой деятельности) [3]

Финансовая деятельность по периодам Начислено куплате в текущем году (тыс. руб.) Поступило платежей в бюджетную систему Российской Федерации — всего (тыс. руб.) В том числе:

Федеральные налоги и сборы, всего Из них: Региональные налоги и сборы

Налог на прибыль организаций НДС

всего в том числе в федеральный бюджет

Финансовая деятельность — всего за январь—декабрь 2010, в том числе: 308 662 846 362 682 362 329 643 066 179 018 376 37 101 545 37 940 010 29 526 137

страхование 14 972 919 25 365 444 24 222 777 9 555 340 1 395 234 1 265 541 968 826

Финансовая деятельность — всего за январь—декабрь 2011, в том числе: 309 630 986 443 281 027 405 351 657 239 412 676 57 243 896 127 175 685 18 422

страхование 13 922 420 28 410 445 27 070 336 10 227 467 1 807304 15 172926 246

Финансовая деятельность — всего за январь— июнь 2012, в том числе: 190 311 711 247 973 232 224 787 928 146 849 771 32 601 326 62 576 760 2 759

страхование 10 538 255 17 158 374 16 440 113 7978655 1 076 777 7768801 113

Новикова Д.С. Разработка методологии расчета и оценка уровня налоговой нагрузки на страховую отрасль в Российской Федерации

Новикова Д. С. Разработка методологии расчета и оценка уровня налоговой нагрузки на страховую отрасль в Российской Федерации

налоговых проверок, в соответствии с которой налоговые органы должны отбирать организации для проверок [4].Одним из ключевых критериев оценки является показатель налоговой нагрузки отдельного налогоплательщика. Для страховой отрасли этот показатель — 9%.

Для оценки средней налоговой нагрузки нами был проведен расчет налоговой нагрузки по страховой отрасли в целом. В расчете использовались поступления платежей в налоговую систему и выручка страховых организаций, рассчитанная по данным Федеральной службы государственной статистики [5]. Итоговые показатели представлены в таблице 3.

Проведенный анализ показал, что средняя налоговая нагрузка варьируется в диапазоне от 1,6% до 3,6%. Это позволяет для целей налогового контроля установить показатель налоговой нагрузки для страховых организаций в размере 3%, что, по нашему мнению, следует считать адекватной нагрузкой для страхового бизнеса. Однако в дальнейшем необходимо повышать данный показатель, для того чтобы страховые организации и страхователи- налогоплательщики отказывались от применения схем уклонения от налогообложения. Проведенный расчет не является достаточным, так как характеризует только страховой рынок в целом, а не налоговую нагрузку конкретной организации.

Критерий налоговой нагрузки наименее публичен. Налоговую нагрузку ФНС определяет как сумму уплаченных налогов (по данным ФНС России, показатель является налоговой тайной) к выручке организаций от реализации (отражается в отчетах о прибылях и убытках (форма № 2 — страховщик)) по следующей формуле:

Нал.нагрузка= —

где:

ЕТ — сумма уплаченных налогов;

ТЯ — выручка организаций от реализации.

ФНС России был проведен анализ величины налоговой нагрузки по всем видам экономической деятельности за исключением финансового сектора экономики, в который входят банковские и страховые услуги. Для оценки эффективности современного режима налогообложения страховых организаций необходим расчет налоговой нагрузки. При проведении расчетов для страховых организаций с использованием метода ФНС [3] встает проблема определения выручки от реализации страховых услуг.

Учитывая особенности и современный уровень развития страхового сектора, а также международные стандарты финансового учета, предлагается следующая классификация внешних денежных притоков (таблица 4).

В рамках данной статьи нас будет интересовать выручка от текущей оперативной страховой деятельности. Анализ позволяет определить адекватность притока денежных средств принимаемым на себя обязательствам,оценить темпы развития отдельных видов страхования и на этой основе разработать стратегию развития страховой организации. Текущая страховая деятельность включает: страховые взносы, убытки, доходы, расходы и другие потоки денежных средств, связанные с операциями страхования, сострахования и перестрахования. Доход, поступающий в виде страховых премий (платежей),является источником формирования страховых резервов и прибыли.

Таблица 3

Расчет налоговой нагрузки для страховых организаций за 2004—2010 гг.

Л

I

I

03

о.

УО

о

о

о 0 ><

с \о 2 £

1=

со

сс

о

СІ

2004

1063

5 258

329 059

291 162

16 285

21 611

1,6

2005

983

12 505

349 336

295 713

19 790

33 832

3,6

2006

921

18 462

509 700

454 263

24 233

31 203

3,6

2007

849

21 792

706 262

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

657 013

24 897

24 351

3,1

2008

777

22 641

1 001 432

954 754

25 300

21 378

2,26

2009

693

21 978

1 024 043

977 892

23 700

22 451

2,25

2010

625

25 365

1 092 147

1 044 150

24 648

23 349

2,32

3

4

5

6

7

8

5

Таблица 4

Характеристика денежных притоков страховой организации

Денежные притоки страховой организации

Текущая страховая деятельность Инвестиционная деятельность Финансовая деятельность

выручка по операциям страхования и сострахования; выручка от операций перестрахования; дивиденды к получению (доходы от инвестиций); прочие доходы выручка от реализации основных средств; продажа ценных бумаг; прочие доходы привлечение заемных средств; привлечение средств путем выпуска акций; дивиденды и проценты к получению; финансовые вложения компаньонов; прочие доходы

Выручка от реализации страховых услуг состоит из доходов, полученных:

— в виде премий по договорам страхования жизни и страхования иного, чем страхование жизни;

— от перестраховщиков в страховых выплатах;

— от инвестиций (под доходом от инвестиций понимаются все доходы, полученные от размещения временно свободных средств страховщиков, размещенных либо в ценных бумагах, либо на депозитных счетах в банках).

Представим это в виде формулы:

TR = Ins. Prem. + Part Reins. + Bonus + Invest.

где:

TR — выручка от реализации страховых услуг;

Ins.Prem. — премии (взносы), полученные от операций по страхованию иному, чем страхование жизни;

PartReins. — доля перестраховщика в выплатах по договорам иным, чем страхование жизни;

Bonus— вознаграждения и тантьемы по договорам перестрахования от операций по страхованию иному, чем страхование жизни;

Invest. — доходы по инвестициям.

Для того чтобы в дальнейшем проводимые расчеты наилучшим образом отражали фактическую сложившуюся на рынке страховых услуг ситуацию, необходимо усовершенствовать формулу для расчета налоговой нагрузки с учетом специфики формирования выручки от страховой деятельности:

Нал. нагрузка =

где:

ZT — общая сумма уплаченных налогов;

TR ins. — выручка от страховой деятельности.

По усовершенствованной методике расчета налоговой нагрузки нами был проведен анализ показателей налоговой нагрузки на страховые организации. Для расчета налоговой нагрузки выбраны 15 страховых организаций, результаты отражены в таблице 5.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности данных страховых организаций за 2010—2012 годы показывает, что налоговая нагрузка в среднем не превысила 3,5%, а у некоторых страховых организаций — нескольких сотых процента, что является подтверждением нашего вывода по отрасли в целом.

Итак, на основе изложенного материала можно сделать следующие выводы:

— критерий налоговой нагрузки, установленный ФНС России в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, существенно завышен, в этой связи предлагается пересмотреть данный показатель и понизить пороговое значение с 9% до 2, -2,5%;

— позволяет приблизиться к нахождению баланса между интересами государства и налоговыми возможностями страховых организаций, что в итоге окажет положительное влияние на страховые интересы граждан;

— величина налоговой нагрузки должна иметь максимальные и минимальные значения и применяться, например, в зависимости от суммы уплаченных налогов страховой организации (крупные, средние и прочие) и в то же время обеспечивать стабильные поступления доходов в бюджет.

Примечания

1. Окончательный проект нормативного правового акта для утверждения Президиумом ВСС — Стратегия развития рынка страхования на период до 2020 года (версия для заседания Президиума ВСС 24.10.2012).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства. 2000. № 32, ст. 3340.

3. URL: http://www.nalog.ru/

4. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Документы и комментарии. 2007. № 12.

5. URL: http://www.gks.ru/

Notes

1. The final draft normative legal act for the approval of the Bureau of the BCC — The development strategy of the insurance market in the period up to 2020 (the version for the meeting of the Presidium of the BCC 24.10.2012).

2. Tax code of the Russian Federation. The second part of August 5, 2000 № 117-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2000. № 32, art. 3340.

3. URL: http://www.nalog.ru/

4. Order of the Federal tax service of Russia on 30 May 2007 № MM-3-06/333@ «On approval of the concept planning field tax audits» // Documents and comments. 2007. № 12.

5. URL: http://www.gks.ru/

Новикова Д.С. Разработка методологии расчета и оценка уровня налоговой нагрузки на страховую отрасль в Российской Федерации

Новикова Д. С. Разработка методологии расчета и оценка уровня налоговой нагрузки на страховую отрасль в Российской Федерации

Таблица 5

Расчет налоговой нагрузки страховых организаций по усовершенствованной методике ФНС России

№ п/п Наименование страховой организации 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Общая сумма уплаченных налогов в бюджет (тыс. руб.) Выручка от страховой деятельности (тыс. руб.) Нало- говая на- грузка (%) Общая сумма уплаченных налогов в бюджет (тыс. руб.) Выручка от страховой деятельности (тыс. руб.) Налоговая нагрузка (%) Общая сумма уплаченных налогов в бюджет (тыс. руб.) Выручка от страховой деятельности (тыс. руб.) Нало- говая на- грузка (%)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

БИН страхование (Первая страховая компания) 33 807 2 726 842 1,2 44 298 3 539 261 1,3 104 731 2 519 270 4,2

ОАО «САК «Энергогарант»» 53 363 3 559 513 1,5 105 317 4 444 996 2,4 90 933 4 260 530 2,1

ОАО «СК Оранта» 17 708 3 504638 0,5 25 096 4358852 0,6 31 141 3 262048 1,0

ООО «Группа Ренессанс» 62 832 7 799 899 0,8 147 735 12 701 836 1,2 121 143 10 087 101 1,2

ОАО «СО ЖАСО» 195 967 6 911 979 2,8 188 408 9176695 2,1 123 979 9 425 080 1,3

ОАО «Альфастрахование» 56 870 9 901 432 0,6 341 420 15 871 877 2,2 211 639 16 369 785 1,3

ООО «СК «Согаз-Жизнь»» 19 995 4 539 878 0,4 35 184 2 494 773 1,4 64 055 1 368044 4,7

ОСАО «Россия» 24 722 8041085 0,3 56 554 8 339 895 0,7 37 949 4 939 393 0,8

ОАО «Росгосстрах» 76 443 3 345339 2,3 47 817 3 148 473 1,5 50 972 4832487 1,1

ЗАО «МАКС» 161 578 6 547240 2,5 159 626 6 733 003 2,4 116 056 6413131 1,8

ООО СК «Цюрих» 45 685 8 124 179 0,6 39 900 10 569 790 0,4 43 331 6 547 453 0,7

СОАО «Русский Страховой Центр» 35 064 1 285 694 2,7 63 654 1 667091 3,8 39 635 1 906 353 2,1

ООО СК «Согласие» 31 319 7070072 0,4 68 244 9 176 242 0,7 41 196 8 257 373 0,5

ООО СК «Отечество» 4 235 600 967 0,7 3 782 601 534 0,6 3 256 551 783 0,6

15 Средняя налоговая нагрузка 1,2 2,5 3,4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.