Научная статья на тему 'Разработка методики оценки системы управления территориальным пожарно-спасательным гарнизоном'

Разработка методики оценки системы управления территориальным пожарно-спасательным гарнизоном Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка методики оценки системы управления территориальным пожарно-спасательным гарнизоном»

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫМ ГАРНИЗОНОМ

С.Н. Коричев, заместитель начальника, 1 отряд ФПС по Вологодской области, г. Вологда А.О. Семенов, доцент, к.т.н., доцент, Д.Н. Костылев, начальник кафедры Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

г. Иваново

На данный момент законодательством выстроена система управления силами и средствами тушения пожаров и проведения АСР на территории субъектов РФ, фундаментом которой являются пожарно-спасательные гарнизоны.

Одной из основных задач гарнизона является создание единой системы управления силами и средствами пожарно-спасательного гарнизона [2].

В условиях совершенствующегося законодательства на сегодняшний день эта задача получила более широкое значение:

- в связи с тем что, «при тушении пожаров и проведении аварийно -спасательных работ силами подразделений пожарной охраны, привлеченными силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводятся необходимые действия для обеспечения безопасности людей, спасения имущества» [1], система управления должна включать в себя и управление силами и средствами РСЧС которые в гарнизон не входят;

- «информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях» [1], что ставит вопрос о порядке работы с местными пожарно -спасательными гарнизонами, и в том числе несколькими местными пожарно-спасательными гарнизонами одновременно;

- система управления непосредственно зависит от количества звеньев в цепи прохождения команд, но существующие условия не дают чётких требований создания местных пожарно-спасательных гарнизонов;

- управление силами и средствами на пожаре при работе нескольких караулов разных подразделений, также возложено на старшее должностное лицо местного (территориального) пожарно-спасательного гарнизона [3], одной из обязанностей руководителя тушения пожара является организация связи в зоне пожара с участниками тушения пожара и привлеченными к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ силами [1], что говорит о неразрывной связи технической стороны вопроса и единой системы управления в целом.

Все субъекты РФ обладают своими особенностями: климатическими, территориальными, социальными, экономическими и т.п. в связи с чем системы управления имея одни нормативные требования на практике существенно различаются. Так как количественный и качественный показатель сил и средств пожарно-спасательных гарнизонов связан с экономическим положением субъекта РФ, то начальник территориального пожарно-спасательного гарнизона должен

иметь возможность объективно оценивать систему управления подразделениями.

В этих условиях возникает необходимость разработки методики оценки системы управления пожарно-спасательным гарнизоном. Методика, являясь научным аргументом, должна оказать помощь начальнику территориального пожарно-спасательного гарнизона правильно расставить приоритеты руководства субъекта РФ с учётом всех особенностей территории.

Предмет исследования системы управления территориального пожарно -спасательного гарнизона составляют закономерности и принципы управления, системы, организационные формы и методы управления.

Эффективность управления силами и средствами зависит, прежде всего, от того, насколько структура системы управления силами и средствами на пожаре, организация и методы управленческой деятельности РТП соответствуют закономерностям, объективно действующим в сфере управления и определяющим его функционирование и развитие.

Познание закономерностей управления силами и средствами на пожаре является основой систематизации знаний об управлении, развития теории в этой области и выработки рекомендаций для практики тушения пожаров. На основе закономерностей вырабатывается методология исследования процессов управления, формулируются принципы управления, которые в виде правил и рекомендаций отражают отдельные стороны и требования этих законов [4].

В целях систематизации и унификации требований к организации управления пожарно-спасательными гарнизонами необходимо сформировать единую методику исследования оптимального соотношения всех элементов системы управления.

Исследование системы управления необходимо начинать с изучения территориального пожарно-спасательного гарнизона в целях построения структурной схемы его управления. Хотя элементы схемы и являются фактически стандартными для всех пожарно-спасательных гарнизонов, но характеристика их штатов, технических возможностей, территориального расположения являются особенными. Механизмы действия закономерностей, формы их проявления и практическое использование являются индивидуальными для субъектов ввиду их различий. В ходе составления структурной схемы управления гарнизоном, производится распределение всех управляющих элементов соответственно существующей иерархической структуре, и указываются все возможные варианты их взаимодействия. Соответственно объективное исследование гарнизона должно содержать все элементы системы, как управляющие, так и управляемые. Где главным звеном управления является начальник территориального пожарно-спасательного гарнизона, а конечным (управляемым) звеном - пожарный.

В предлагаемой методике оценки системы управления территориальным пожарно-спасательным гарнизоном не рассматриваются вопросы: творческого процесса управления, организационных форм работы, методических приемов непосредственного решения задач управления, а также субъективных качеств должностных лиц органов управления, так как данные факторы обладают высоким уровнем не постоянства и влияют на систему не значительно.

Чем качественнее методический подход и выше научная обоснованность

организации системы управления, тем эффективнее управление. Наличие методики позволит использовать её как инструмент анализа и поддержки принятия решения по совершенствованию системы, а принципы её системного и числового подхода являются первым этапом к разработке программных продуктов.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2. Приказ МЧС России от 05.05.2008 № 240 (ред. от 29.07.2014) «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

3. Приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. № 156 «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».

4. Теребнев В.В., Богданов А.Е., Семенов А.О., Тараканов Д.В. Принятие решений при управлении силами и средствами на пожаре. - Екатеринбург: ООО «Издательство «Калан», 2012. - 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.