РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ СОБСТВЕННИКА В ДОХОДАХ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ, РЕАЛИЗОВАННЫХ В ЭКСПОРТИРУЕМОЙ ПРОДУКЦИИ
Аннотация. Составной частью управления инновациями является законный учет результатов интеллектуальной деятельности, которые выступают в роли объектов управления. В статье рассмотрена разработанная автором методика определения доли собственника в доходах от использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, реализованных в экспортируемой продукции.
Ключевые слова. Единая технология, результат интеллектуальной деятельности, сложные многокомпонентные изделия, методика идентификации.
Vorobjev O.V.
METHODOLOGY OF DETERMINING OWNER'S SHARE IN EXPORT REVENUES FROM INTELLECTUAL ACTIVITY (ON THE EXAMPLE OF UNIFIED TECHNOLOGY)
Abstract. An integral part of innovation management is the lawful accounting of the results of intellectual activity, which act as management objects. The article considers the methodology developed by the author in order to determine the owner's share in revenues ^ from using the results of intellectual activity as part of a single technology implemented in exported products.
Keywords. Unified technology, results of intellectual activity, complex multi-component products, identification methods.
Важной частью управления инновациями является определение доли собственника в доходах от использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД), особенно в случаях, когда создано сложное многокомпонентное изделие (СМИ) в составе единой технологии. Более подробно теоретические вопросы связи управления инновациями и результатами интеллектуальной деятельности изложены в монографиях [1-3, 6, 12, 13].
С введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в нашей стране появился новый объект правового регулирования - единая технология (глава 77 «Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии» [5]), нормативное правовое регулирование работы с которой раскрывает ряд нормативных правовых актов [7, 9]. До недавнего времени Роспатент при подготовке и заключении лицензионных договоров с организациями-разработчиками и производителями продукции, в том числе в составе единой технологии, на право использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет государственных средств, в процессе вовлечения их в экономический и гражданско-правовой оборот, руководство-
ГРНТИ 06.81.23 © Воробьев О.В., 2017
Олег Викторович Воробьев - старший преподаватель Института международного бизнеса и права Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики. Контактные данные для связи с автором: 197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., 49 (Russia, St. Petersburg, Kronverksky av., 49). Тел.: 8 (812) 371-84-82. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 02.06.2017 г.
вался приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 марта 2008 г. № 72 «Об утверждении Порядка взимания платежей в соответствии с лицензионными договорами, заключаемыми при вовлечении в гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, и их предельных размеров» [11]. Приказ утратил силу в соответствии с [8].
Анализ показывает, что в процессе вовлечения в гражданско-правовой оборот РИД, возможны следующие ситуации:
1. При создании экспортируемого образца СМИ использованы РИД, правообладателем которых является Российская Федерация, и при этом предприятие-экспортер не участвовало в финансировании разработки. В этом случае исключительные права на РИД целиком принадлежат государству.
2. Создание экспортируемого образца СМИ осуществлялось предприятием-экспортером за свой счет. РИД, принадлежащие Российской Федерации, не использовались. В данном случае предприятию принадлежат все права на РИД.
3. Государство и предприятие-экспортер финансировали создание экспортируемого образца СМИ совместно. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 1229) можно определить, что «доходы от совместного использования РИД или средств индивидуализации распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашение между ними не предусматривает иное». В этом случае доля прав государства на РИД будет определяться договорными документами.
4. Экспортируемый образец СМИ создавался за счет средств федерального бюджета с привлечением средств предприятия-экспортера, либо предприятие использовало РИД, принадлежащие Российской Федерации, но доли правообладателей документально не оговорены.
В первых трех случаях распределение доходов от реализации между создателями регламентируется российским законодательством или договорными документами. В ситуации, когда предприятие участвовало в разработке экспортируемого образца СМИ или использовало РИД, принадлежащие Российской Федерации, для определения доли прав государства на РИД необходимо оценить вклад сторон в создание данного образца. Порядок определения доли прав, в случае использования РИД, принадлежащих государству, законодательно не регламентирован. Согласно [11] данные о доле государства в правах на РИД представляются лицензиатом с последующей экспертизой по их выявлению, проводимой ФГБУ «ФАПРИД» Роспатента.
Перечисленные обстоятельства выявили в процессе заключения лицензионных договоров и определения размеров лицензионных платежей ряд проблем, связанных с отсутствием единой методологии определения вклада разработчиков образцов СМИ в интеллектуальную составляющую экспортируемой продукции, учитывающей ее сложность и специфику создания. Тот факт, что разными предприятиями используются различные методические подходы к оценке доли государства в правах на РИД, приводил к тому, что у специалистов возникали трудности с экспертизой материалов предприятий-экспортеров и оценкой правильности расчета размера лицензионного платежа, взимаемого за предоставления права использования РИД, принадлежащих государству.
В связи с этим, была поставлена задача разработки комплексной методики, позволяющей осуществлять ориентировочную оценку доли государства в правах на РИД в ходе осуществления экспортных поставок образцов СМИ в рамках сотрудничества с зарубежными странами. А в случае привлечения к проведению оценки дополнительных экспертов и документации по анализируемому объекту, дающей возможность осуществлять расчет величины платежей, взимаемых в соответствии с лицензионными договорами, заключаемыми при вовлечении в гражданско-правовой оборот РИД военного, специального и двойного назначения.
Применяемые предприятиями методики оценки прав на РИД, используемые при производстве экспортных образцов СМИ, в основном базируются на изучении степени преемственности научно-технических решений в экспортируемом образце по сравнению с отечественным образцом-аналогом. Результаты анализа рассматриваются при установлении прав (в отношении определенных нематериальных объектов), принадлежащих Российской Федерации, предприятию и третьим лицам. При совместном правообладании в отношении нематериальных объектов, либо их совокупностей, что встречается в большинстве практических случаев, устанавливаются доли прав указанных правообладателей. Основные недостатки существующих подходов к определению вклада сторон в создание экспортных образцов СМИ в составе единой технологии представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные недостатки существующих подходов к определению вклада сторон в создание экспортных образцов СМИ
Подходы к определению вклада сторон Основные положения Недостатки
На основе подсчета числа листов технической документации, приведенных к формату А4 Предполагает сравнение проекта-преемника с проектом-прототипом по числу листов технической документации Формальный подход, поскольку разные листы могут содержать различное количество РИД. Помимо этого, наполняемость каждого листа может различаться
По стоимости разработки Предполагает сравнение проекта-преемника с проектом-прототипом по стоимостным показателям Сложность сопоставления ценовых показателей советского (нерыночного) и современного (рыночного) периодов. Отсутствие необходимых исходных данных
По объему трудозатрат на разработку документации Предполагает сравнение проекта-преемника с проектом-прототипом по объему трудозатрат Сложность сопоставления трудозатрат советского и современного периодов в связи с совершенствованием средств производства (оргтехника, программное обеспечение, персональные компьютеры и т.д.)
По объему информации в байтах, содержащейся в одном листе документации, переведенной в электронную форму Предполагает сравнение проекта-преемника с проектом-прототипом по количеству байтов информации, содержащейся в электронном документе Формальный подход, поскольку разные листы электронного документа могут содержать различное количество РИД. Необходим единый стандарт программного обеспечения, применяемого для обработки всей документации
Анализируя приведенные подходы, можно сделать вывод, что наиболее объективно оценить долю участников экспорта позволяет подход, использующий стоимостные показатели разработки РИД, предполагающий сравнение экспортного образца с образцом-аналогом, созданным для российского заказчика по стоимостным показателям, характеризующим суммарные затраты на разработку сравниваемых образцов. Однако, при проведении практических расчетов с использованием стоимостного метода, затруднительно, а в ряде случаев - невозможно получить необходимые исходные данные. В настоящее время отсутствует достоверная информация о затратах на разработку образцов СМИ, созданных в 70-х и 80-х годах прошлого века, на уровне составных частей. Помимо этого, большую сложность представляет процесс сопоставления ценовых показателей советского (нерыночного) и современного (рыночного) периодов.
В связи с этим, была разработана методика оценки доли государства в правах на РИД, основанная на применении экспертных методов, предполагающих декомпозицию и сравнение экспортного образца и его образца-аналога на основе интуитивно-логического анализа. Использование для проведения оценки экспертных методов не требует большого объема исходных данных и затрат времени на их подготовку, что позволяет осуществлять расчет доли прав на РИД с приемлемой точностью и в сжатые сроки. Основным недостатком рассматриваемой методики является то, что предлагаемые для проведения оценки доли государства в правах на РИД в составе единой технологии показатели не позволяют в явном виде учитывать то обстоятельство, что на экспортируемый образец СМИ в составе единой технологии могут быть оформлены охранные документы, правообладателями которых может являться как государство, так и третьи лица.
С учетом изменений нормативной правовой базы, регламентирующей порядок расчета величины лицензионных платежей за предоставление права использования РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации, в разрабатываемой методике вместо коэффициента «доля государства в правах на РИД» необходимо использовать коэффициент «доля Российской Федерации в доходах, получаемых от использования РИД». Исходя из анализа, доля государства в доходах, получаемых от использования РИД, понятие более широкое, чем доля государства в правах на РИД. Доля государства в доходах не обязательно должна быть привязана к долям правообладателей. Помимо этого, в последнее время набирают силу противники взимания лицензионных платежей, считая их нецелесообразными и негативно сказывающимися на инновационном процессе в стране.
Для ослабления их позиций необходимо, чтобы в формуле расчета доли государства в доходах фигурировали коэффициенты, стимулирующие предприятия, например: создавать новое без привлечения бюджетных средств; обеспечивать правовую охрану созданных РИД вне зависимости от того -предприятие или государство будет являться их правообладателем. Помимо этого, расчет доли государства в доходах не должен быть трудоемким, чтобы взимание платежей не потеряло свою экономическую целесообразность. В связи с этим, предлагается в состав показателей, характеризующих долю Российской Федерации в доходах, получаемых от использования РИД, включить следующие: коэффициент преемственности составных частей образца СМИ; коэффициент правовой защищенности составных частей образца СМИ; корректирующий временной коэффициент. Перечень показателей, характеризующих долю Российской Федерации в доходах, получаемых от использования РИД, их сущность и обозначение приведены в таблице 2.
Таблица 2
Перечень показателей, характеризующих долю Российской Федерации в доходах, получаемых от использования РИД
Наименование показателя Сущность показателя
Коэффициент преемственности составных частей образца - кПР Характеризует насколько экспортируемый образец конструктивно отличается от его образца-аналога, созданного по заказу Российской Федерации. Отражает вклад предприятия в интеллектуальную составляющую экспортируемого образца и стимулирует предприятие создавать новые РИД, а также самостоятельно совершенствовать производимую продукцию. Изменяется в диапазоне от 0 до 1
Коэффициента правовой защищенности составных частей образца - гПЗ Характеризует степень защиты экспортируемого образца свидетельствами и патентами, выданными Роспатентом или зарубежными патентными ведомствами. Стимулирует предприятия оформлять охранные документы на разрабатываемую продукцию, как в случае если правообладателем является само предприятие, так и в случае если правообладателем является государство. Изменяется в диапазоне от 0 до 1
Корректирующий временной коэффициент - нер Отражает во сколько раз время разработки экспортируемой продукции (в месяцах) отличается от времени разработки образца-аналога. Коэффициент корректирует изменение уровня развития техники за время, прошедшее с момента разработки образца-аналога до времени его модернизации предприятием с целью экспорта за рубеж. Изменяется в диапазоне от 0 до 1
В структуру методики предлагается включить следующие разделы: область применения; термины и определения; исходные данные; порядок расчета доли государства в доходах от использования РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации; сбор и обобщение результатов оценки доли государства в доходах от использования РИД.
В разделе «Область применения» раскрывается назначение разработанной методики. Методика предназначена для определения доли государства в доходах от использования РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации.
В разделе «Термины и определения» приводятся основные понятия и определения рассматриваемой предметной области, используемые в методике, а также ссылки на нормативные документы в которых они фигурируют.
Раздел «Исходные данные» включает в себя две группы материалов.
Первая группа содержит материалы, представляемые в соответствии с приказом Роспатента от 10 декабря 2012 г. № 157 [10]:
1) копии учредительных документов и документов о государственной регистрации организации;
2) копия договора комиссии с государственным посредником и выписка из контракта государственного посредника с иностранным заказчиком с указанием: названия, номера и даты контракта, страны и организации импортера, наименования работ (услуг), общей стоимости контракта, сроков и графика этапов работ, условий оплаты работ, а также положений, касающихся определения условий использования РИД, передаваемых иностранным заказчикам, и (или) обеспечения их правовой охраны, с иностранным заказчиком;
3) форма 1 по учету РИД, использованных при производстве поставляемой продукции военного, специального и двойного назначения, утвержденная совместным приказом Минюста России и Минпромнауки России от 17 июля 2003 г. № 173/178 (при наличии);
4) копия решения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в соответствии с которым организации - разработчики и производители участвуют в выполнении контракта на ее поставку (при наличии);
5) копии охранных документов (патентов, свидетельств и др.) (при наличии);
6) копии актов обязательной и (или) инициативной инвентаризации (при наличии);
7) сведения о НИОКР, результатом проведения которых явилось создание СМИ;
8) сведения о результатах НИОКР, полученных за счет средств федерального бюджета, которые могут быть использованы при выполнении НИОКР, предлагаемых для проведения в интересах иностранных заказчиков.
Вторая группа включает дополнительную информацию об экспортируемой СМИ, необходимую для проведения расчета:
1) паспорт экспортного облика (состав экспортируемого СМИ и схема деления, оформленная с учетом ГОСТ 2.711-8; комплект поставки; основные отличия экспортируемого СМИ от аналогичной продукции (прототипа), созданного (создаваемого) в интересах российского заказчика) [4]. Если в паспорте экспортного облика отсутствует информация об образце-аналоге или возникли сомнения в правильности его выбора, за образец-аналог принимается наиболее близкий по технической сущности образец СМИ, созданный или создаваемый в интересах российского заказчика;
2) перечень структурных функционально-технологических схем (СФТС) типовых образцов СМИ;
3) комплект технической документации на экспортируемое СМИ и ее образец-аналог (в случае если расчет по методике осуществляется предприятием-экспортером).
Раздел «Порядок расчета доли государства в доходах от использования РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации» раскрывает последовательность проведения оценки, которая включает следующие этапы.
1. Декомпозиция анализируемого образца на составные части. На данном этапе осуществляется разбиение анализируемого образца на основные функциональные подсистемы (элементы), а также выделение составных частей каждой подсистемы. В целом для проведения расчета по методике достаточно двух уровней декомпозиции. В случае необходимости, в зависимости от исходных данных и предмета экспертизы, декомпозиция анализируемого образца может иметь 3 и более уровней декомпозиции. При отсутствии в паспорте экспортного облика информации о структуре анализируемого образца, для его декомпозиции используются структурные функционально-технологические схемы (СФТС) типовых образцов.
2. Определение долей подсистем в образце. Определение долей подсистем в образце производится по критерию функциональности и предполагает определение основных целевых задач образца и сопоставление подсистем образца с целевыми задачами, в решении которых они участвуют.
3. Определение коэффициента преемственности составных частей образца.
4. Определение коэффициента правовой защищенности составных частей образца.
5. Определение корректирующего временного коэффициента.
6. Итоговый расчет доли государства в доходах от использования РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации.
Раздел «Сбор и обобщение результатов оценки» раскрывает порядок обобщения результатов проведенного расчета и формирования заключения о значении доли государства в доходах от использования РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации.
Таким образом, нами была разработана и описана в статье методика определения доли собственника в доходах от использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, реализованных в экспортируемой продукции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев А.А., Аркин П.А. и др. Инновационные процессы управления конкурентоспособностью. СПб.: СПб НИУ ИТМО, 2013. 80 с.
2. Алексеев А.А., Аркин П.А. и др. Методология моделирования инновационного процесса на базе теории систем и теории сетей. СПб.: СПб НИУ ИТМО, 2013. 212 с.
3. Алексеев А.А., Аркин П.А. и др. Инновационное развитие промышленного комплекса: методология управления. СПб.: СПб НИУ ИТМО, 2013. 191 с.
4. ГОСТ 2.711. Схема деления изделия на составные части: Постановление Государственного комитета СССР по стандартам от 23 июня 1982 г. № 2485.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ: офиц. текст 01.01.2017 // Парламентская газета. № 214-215. 21.12.2006.
6. Евстафьев В.Ф., Наумов А.В., Хитрова Л.Н. Управление правами на результаты научно-технической деятельности. М.: ПАТЕНТ, 2008. 255 с.
7. О передаче прав на единые технологии: Федеральный закон от 25.12.2008 № 284-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6239.
8. О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Минюста России от 05.08.2013 № 138 // Российская газета. № 187. 23.08.2013.
9. О порядке управления правами на единые технологии, принадлежащими Российской Федерации (вместе с «Правилами управления правами на единые технологии, принадлежащими Российской Федерации»): Постановление Правительства РФ от 22.12.2010 № 1089 // Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. № 1. Ст. 229.
10. Об утверждении порядка взимания лицензионных платежей за предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, их предельных размеров, сроков уплаты, а также оснований для освобождения от уплаты платежей, уменьшения их размеров или возврата: Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 10.12.2012 № 157 // Российская газета. № 96. 07.05.2013.
11. Об утверждении Порядка взимания платежей в соответствии с лицензионными договорами, заключаемыми при вовлечении в гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, и их предельных размеров: Приказ Минюста РФ от 21.03.2008 № 72 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 16. 21.04.2008.
12. Степанов В.В. Правовая охрана технологий. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. 106 с.
13. Шаламов А.С. Интегрированная логистическая поддержка наукоемкой продукции. М.: Университетская книга, 2008. 464 с.