Научная статья на тему 'Разработка методики исследования инструментов государственной финансовой поддержки предприятий несырьевого сектора экономики'

Разработка методики исследования инструментов государственной финансовой поддержки предприятий несырьевого сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСЫРЬЕВОЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / НЕСЫРЬЕВОЙ ЭКСПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ / СУБСИДИИ / NON-PRIMARY SECTOR OF THE ECONOMY / MANUFACTURING INDUSTRY / IMPORT SUBSTITUTION / NON-PRIMARY EXPORT / STATE FINANCIAL SUPPORT / SUPPORT TOOLS / SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов Валерий Васильевич, Миллер Александр Емельянович, Миллер Максим Александрович

Разработана методика исследования инструментов поддержки, включающая пять основных этапов. Актуальные инструменты государственной финансовой поддержки несырьевых организаций выявлены и сгруппированы по направленности (импортозамещение / несырьевой экспорт) и адресности (обрабатывающая промышленность / другие субъекты несырьевого сектора экономики). Определено, что большинство инструментов содействия импортозамещению и несырьевому экспорту предназначены для обрабатывающих предприятий и лишь отдельные применимы и для других отраслей несырьевого сектора. Предложены методы исследования инструментов поддержки метод анализа документов и метод экспертного опроса, позволяющие оценить как количественные, так и качественные характеристики масштабности, востребованности, а также удовлетворенности инструментами государственной финансовой поддержки несырьевого сектора экономики. Посредством использования метода конструирования понятий в рамках разработки понятийного аппарата методики предложены авторские определения понятий «несырьевой сектор экономики», «импортозамещение», «несырьевой экспорт». Разработаны методические предложения относительно обоснования решения по развитию инструментов финподдержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of methods of research for instruments of state financial support of enterprises of non-primary economy sector

The method of research of support tools, including 5 main stages, is developed. Relevant instruments of state financial support of non-primary organizations are identified and grouped by orientation (import substitution / non-primary export) and targeting (manufacturing / other subjects of the non-primary sector of the economy). It was determined that most of the tools to promote import substitution and non-primary exports are intended for manufacturing enterprises and only a few are applicable to other sectors of the non-primary sector. The methods of research of support tools a method of analysis of documents and the method of expert survey, allowing to evaluate both quantitative and qualitative characteristics of the scale, demand, and satisfaction with the instruments of state financial support of the non-primary sector of the economy. Through the use of the method of construction of concepts in the framework of the development of the conceptual apparatus of the methodology, authors propose the definitions of the concepts of "nonprimary sector of the economy", "import substitution", "non-primary export". Methodological proposals for the justification of the decision on the development of financial support instruments have been developed.

Текст научной работы на тему «Разработка методики исследования инструментов государственной финансовой поддержки предприятий несырьевого сектора экономики»

УДК 338.4 JEL: L50

DO110.25513/1812-3988.2018.4.34-43

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕСЫРЬЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

В.В. КарповаЬ, А.Е. Миллерс, М.А. Миллерас

a Омский научный центр Сибирского отделения РАН (Омск, Россия) b Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ (Омск, Россия) с Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления

24 августа 2017 г.

Дата принятия в печать

25 сентября 2018 г.

Ключевые слова

Несырьевой сектор экономики, обрабатывающая промышленность, импортозамещение, несырьевой экспорт, государственная финансовая поддержка, инструменты поддержки, субсидии

Аннотация. Разработана методика исследования инструментов поддержки, включающая пять основных этапов. Актуальные инструменты государственной финансовой поддержки несырьевых организаций выявлены и сгруппированы по направленности (импортозамещение / несырьевой экспорт) и адресности (обрабатывающая промышленность / другие субъекты несырьевого сектора экономики). Определено, что большинство инструментов содействия импортозамещению и несырьевому экспорту предназначены для обрабатывающих предприятий и лишь отдельные применимы и для других отраслей несырьевого сектора. Предложены методы исследования инструментов поддержки - метод анализа документов и метод экспертного опроса, - позволяющие оценить как количественные, так и качественные характеристики масштабности, востребованности, а также удовлетворенности инструментами государственной финансовой поддержки несырьевого сектора экономики. Посредством использования метода конструирования понятий в рамках разработки понятийного аппарата методики предложены авторские определения понятий «несырьевой сектор экономики», «импортозамещение», «несырьевой экспорт». Разработаны методические предложения относительно обоснования решения по развитию инструментов финподдержки.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2018 г.

DEVELOPMENT OF METHODS OF RESEARCH FOR INSTRUMENTS OF STATE FINANCIAL SUPPORT OF ENTERPRISES OF NON-PRIMARY ECONOMY SECTOR

V.V. Karpovab, A.E. Miller0, M.A. Miller30

a Omsk scientific center of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences (Omsk, Russia) b Omsk Branch of the Finance University under the Government of the Russian Federation (Omsk, Russia) c Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Article info

Received August 24, 2017

Accepted

September 25, 2018

Keywords

Non-primary sector of the economy, manufacturing industry, import substitution, non-primary export, state financial support, support tools, subsidies

Acknowledgements. The article is of the Finance University under the

Abstract. The method of research of support tools, including 5 main stages, is developed. Relevant instruments of state financial support of non-primary organizations are identified and grouped by orientation (import substitution / non-primary export) and targeting (manufacturing / other subjects of the non-primary sector of the economy). It was determined that most of the tools to promote import substitution and non-primary exports are intended for manufacturing enterprises and only a few are applicable to other sectors of the non-primary sector. The methods of research of support tools - a method of analysis of documents and the method of expert survey, allowing to evaluate both quantitative and qualitative characteristics of the scale, demand, and satisfaction with the instruments of state financial support of the non-primary sector of the economy. Through the use of the method of construction of concepts in the framework of the development of the conceptual apparatus of the methodology, authors propose the definitions of the concepts of "non- primary sector of the economy", "import substitution", "non-primary export". Methodological proposals for the justification of the decision on the development of financial support instruments have been developed.

prepared on the results of studies carried out at the expense of budget funds on the state task Government of the Russian Federation in 2018.

© В.В. Карпов, разделы 1, 2, 5, 2018 © А.Е. Миллер, разделы 3, 4, 2018 © М.А. Миллер, разделы 2-4, 2018

1. Введение. В целях обеспечения поступательного экономического роста, повышения конкурентоспособности отечественной экономики, укрепления ее устойчивости в условиях появления кризисных явлений в мировой экономики, а также проявления внешнеэкономического давления на экономику страны, в Российской Федерации ставится задача повышения уровня импортозамещения и увеличения экспорта в обрабатывающих и других организациях несырьевого сектора.

Развитие несырьевого сектора экономики России рассматривается в качестве одного из стратегически приоритетных направлений модернизации отечественной экономики и повышения ее мировой конкурентоспособности. Особое значение имеет продолжение обоснованного импортозамещения в ключевых отраслях переработки и сферы услуг. Несмотря на определенные успехи в замещении импортных товаров отечественными аналогами, всё еще сохраняется высокий уровень зависимости от зарубежной продукции в машиностроении, радиоэлектронике, фармацевтике, ГГ-сегменте, других сферах.

Другой важный вектор в развитии несырьевого сектора экономики - наращивание экспорта. Несырьевой экспорт - один из важнейших показателей технико-технологической устойчивости любой страны в мировой экономике. Как следует из данных Всемирного банка, в общем объеме российского экспорта, к примеру, доля продукции обрабатывающих производств (в соответствии с классификацией Всемирного банка) составила в 2017 г. 22,3 %, увеличившись по сравнению с 2010 г. более чем в 1,5 раза. Однако несмотря на достигнутые успехи в этом отношении, данный российский показатель пока еще далек от значений Китая (93,8 %), США (61,8 %), Великобритании (77,2 %), Германии (84,9 %) и других стран1. Во многом высокий уровень развития экспор-тоориентированных производств связан с реализуемыми в индустриальных странах мерами государственной поддержки производства2.

В связи с этим в России в последние годы актуализировался вопрос государственной финансовой поддержки организаций несырьевого сектора, ориентированных на импортозаме-щение и несырьевой экспорт: разрабатываются новые инструменты поддержки, продлеваются ранее принятые. Одновременно с этим возникла необходимость разработки методического

инструментария для исследования применяемых мер поддержки субъектов хозяйствования, относящихся к несырьевому сектору экономики, с целью понимания их востребованности, удобства / проблем использования и последующего совершенствования требований и условий для повышения результативности импортоза-мещения и расширения несырьевого экспорта.

Таким образом, целью настоящей статьи является разработка методики исследования инструментов финансовой поддержки несырьевых отечественных организаций, нацеленных на активизацию обоснованного импортозаме-щения и расширения несырьевого экспорта.

2. Обзор литературы. Значимость несырьевого сектора экономики (обрабатывающая промышленность, ГТ-сфера, атомный комплекс и т. п.) для устойчивого развития страны, а также обоснованность финансовой поддержки данного сектора, подчеркивается в трудах как отечественных [1; 2], так и зарубежных авторов [3; 4].

Современные отечественные исследователи, анализируя процессы, происходящие в экономической жизни страны в последние годы, обращают особое внимание на необходимость активизации государственной поддержки импортозамещающих [5-7] и экспортоори-ентированных стратегий [8; 9] развития промышленного производства и высокотехнологичной сферы услуг.

Отдельные работы посвящены анализу инструментария государственной финансовой поддержки несырьевого сектора [10; 11], направленному на выявление проблематики реализации инструментов, содействующих им-портозамещению и несырьевому экспорту.

Специфика темы исследования предполагает также обзор нормативно-правовых источников, а также официальных публикаций, раскрывающих порядок применения основных инструментов государственной финансовой поддержки импортозамещения и несырьевого экспорта.

Среди актуальных инструментов финансовой поддержки в материалах двух из них есть прямое указание на цели импортозамеще-ния: займы Фонда развития промышленности (ФРП)3 и субсидии участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения4. Вместе с тем субсидии на

компенсацию части затрат на проведение НИОКР5, субсидии на уплату процентов по кредитам6, субсидии на производство и реализацию пилотных партий средств производства7, проектное финансирование8 и специальный инвестиционный контракт (СПИК)9 также рассматриваются как меры, способствующие про-мышленно-технологическому развитию предприятий, в том числе импортозамещающему10.

Инструменты субсидиарной поддержки экспорта в отечественной практике представлены такими относительно новыми мерами, как субсидии производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов11, субсидии на финансирование части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности (далее - ИС)12, субсидии на компенсацию части затрат на транспортировку продукции13. Кроме того, с целью стимулирования экспорта реализуется механизм предоставления иностранным покупателям российской высокотехнологичной продукции льготных кредитов со стороны Внешэкономбанка14 и Росэксимбанка15.

Всеми из указанных инструментов поддержки могут воспользоваться предприятия обрабатывающей промышленности, более того, большинство инструментов разработаны именно для данных получателей поддержки. Так, займы ФРП предназначены для модернизации отечественной перерабатывающей промышленности и создания новых производств; субсидии на уплату процентов по кредитам предоставляются, если в результате реализации инвестпроекта создано предприятие, относящееся к обрабатывающему производству; субсидии на производство и реализацию пилотных партий средств производства предоставляются субъектам деятельности в сфере промышленности (перерабатывающей, поскольку речь идет о создании средств производства); СПИК заключается для создания либо модернизации производства промышленной продукции; субсидии на сертификацию продукции и субсидии на транспортировку предназначены только для производителей высокотехнологичной продукции, входящей в соответствующие утвержденные перечни16.

Вместе с тем поддержка на основе проектного финансирования может предоставляться

по различным видам экономической деятельности, кроме отдельных исключающихся17. Помимо обрабатывающих производств, поддержка инвестпроектов предусмотрена также для других видов деятельности несырьевого сектора экономики, включая IT-сегмент.

Кроме того, субъекты отечественного несырьевого сектора могут воспользоваться субсидиями на регистрацию объектов ИС, предоставление которых предусмотрено для российских юридических лиц, производящих «товары, услуги, работы и технологии, в состав которых входят объекты интеллектуальной соб-ственности»18.

Таким образом, специфика рассматриваемой тематики требует актуализации методических подходов к исследованию инструментов финансовой поддержки несырьевого сектора.

3. Методы исследования. Поскольку цель статьи заключается в разработке методики исследования инструментов финансовой поддержки несырьевого сектора экономики, то следует выделить две группы методов исследования, необходимых для использования в рамках достижения указанной цели: методы для разработки методики, и методы, которые предлагается задействовать в методике.

Методы исследования для разработки методики:

1) методы описания и обобщения - выявление актуальных инструментов государственной финансовой поддержки импортозаме-щения и несырьевого экспорта для несырьевого сектора экономики, включая обрабатывающую промышленность и IT-сегмент;

2) метод конструирования понятий - разработка понятий «несырьевой сектор экономики», «импортозамещение», «несырьевой экспорт»;

3) метод логики - обоснование этапов реализации методики исследования инструментов финподдержки несырьевого сектора экономики.

Методы исследования для использования в методике:

1) метод анализа документов - анализ находящихся в свободном информационном доступе статистико-аналитических материалов по финансовой поддержке несырьевого сектора экономики;

2) экспертный опрос - опрос трех групп экспертов: субъекты несырьевого сектора экономики, профильных органов исполнительной

власти и научной среды (академической и вузовской науки), специализирующихся в области экономики и промышленного развития (см. подробнее: [12]).

Использование метода анализа документов и опросного метода позволяет, с одной стороны, проанализировать обобщенные параметры использования инструментов государственной финансовой поддержки, в том числе в динамике, чего невозможно достичь с помощью экспертного опроса, с другой стороны, дает возможность разобраться «во внутренних проблемах» реального опыта обращения за такого рода поддержкой, а также оценить удобство и реалистичность применения того или иного инструмента, что, в свою очередь, нельзя увидеть в обобщенных цифрах. Подобное взаимодополнение методов исследования позволяет повысить объективацию исследования инструментов финансовой поддержки и выявить реальные проблемные точки использования инструментов, что дает основания для принятия решения по их дальнейшему применению.

4. Результаты исследования. В разрабатываемой методике исследования инструментов финансовой поддержки импортозамеще-ния и несырьевого экспорта (далее - методика) предлагается выделить пять этапов:

1. Выявление актуальных инструментов государственной финансовой поддержки, стимулирующей инвестиции в обрабатывающую промышленность и предприятия несырьевого сектора экономики, ориентированные на им-портозамещение и несырьевой экспорт.

2. Группировка выявленных инструментов финансовой поддержки по общей направленности и адресности их предоставления.

3. Проведение исследования выявленных и сгруппированных инструментов финансовой поддержки по двум направлениям:

1) анализ использования инструментов финансовой поддержки на основе имеющихся в свободном доступе официальных статисти-ко-аналитических данных;

2) проведение экспертного опроса относительно удовлетворенности условиями предоставления и порядком получения инструментов финансовой поддержки.

4. Анализ результатов исследования востребованности инструментов финансовой поддержки обрабатывающей промышленности и предприятий несырьевого сектора экономики, включая информационный сегмент, ориенти-

рованных на импортозамещение и несырьевой экспорт.

5. Обоснование решения по развитию инструментов финансовой поддержки импорто-замещения и несырьевого экспорта.

На первом этапе использования методики обобщаются разработанные и действующие на данный момент инструменты государственной финансовой поддержки несырьевого сектора экономики страны, направленные на активизацию импортозамещения и несырьевого экспорта. В рамках разработки тестового варианта методики были выделены девять таких инструментов [12], в процессе дальнейших исследований перечень был уточнен (по одному инструменту актуализирована нормативно-правовая база, добавлены еще два дополнительных инструмента) до 11, которые указаны в примечаниях к настоящей статье.

Реализация первого этапа методики осуществляется, опираясь на сформулированные с помощью метода конструирования понятий основные определения:

• Несырьевой сектор экономики - понятие, объединяющее вторичный (обрабатывающая промышленность, а также строительство) и третичный (сектор услуг) сектора экономики.

• Импортозамещение - государственная политика по содействию организации производства отечественных товаров (оказания услуг) с целью замены ими аналогичных импортных, в том числе по причине невозможности приобретения последних и/или с целью развития собственных производственных отраслей.

• Несырьевой экспорт - направление внешнеэкономической деятельности, предусматривающее вывоз за пределы страны продукции, подвергшейся обработке (нижнего, среднего и верхнего переделов).

Второй этап реализации методики предполагает систематизацию выявленных инструментов относительно, с одной стороны, соответствия целям импортозамещения и увеличения несырьевого экспорта, с другой - применимости как для предприятий обрабатывающей промышленности, так и других организаций, относящихся к несырьевому сектору экономики, в том числе IT-компаний. В связи с этим в рамках методики предлагается следующий вариант группировки инструментов финансовой поддержки (табл. 1).

Таблица 1

Группировка инструментов государственной финансовой поддержки импортозамещения и несырьевого экспорта

Направленность инструментов финансовой поддержки Адресность инструментов финансовой поддержки

Обрабатывающая промышленность Несырьевой сектор, включая информационный сегмент (кроме обрабатывающей промышленности)

Импортозамещение • Субсидии на компенсацию НИОКР; • субсидии на уплату процентов по кредитам; • субсидирование пилотных партий; • субсидии промышленным кластерам; • проектное финансирование; • СПИК; • займы ФРП Проектное финансирование

Несырьевой экспорт • Субсидии на сертификацию продукции; • субсидии на регистрацию объектов ИС; • субсидии на транспортировку продукции; • кредитование иностранных покупателей российской продукции Субсидии на регистрацию объектов ИС

Как следует из табл. 1, выявленные 11 основных инструментов государственной финансовой поддержки импортозамещения и несырьевого экспорта рассчитаны прежде всего на поддержку развития обрабатывающей промышленности и лишь два могут применяться для поддержки и других организаций несырьевого сектора экономики, в том числе ГГ-компаний.

В рамках реализации третьего этапа предусмотрено проведение исследования масштабности использования, востребованности и удовлетворенности условиями предоставления инструментов финансовой поддержки. В целях достижения полноценности и объективизации исследования инструментов предлагается задействовать наряду с анализом статистических данных из открытых информационных материалов по финансовой поддержке импор-тозамещения и несырьевого экспорта проведение также экспертного опроса относительно удовлетворенности данными инструментами.

На данный момент не по всем инструментам имеется в свободном информационном доступе достаточный объем статистических данных. Кроме того, большинство инструментов финансовой поддержки характеризуется относительной новизной, т. е. были утверждены лишь в 2015-2017 гг. (начали применяться в 2016-2017 гг.), что пока не обеспечивает наличия соответствующей базы статистико-анали-тических материалов для оценки использования инструментов в динамике.

В связи с этим рассмотрим реализацию четвертого этапа методики на примере одного из самых информативно обеспеченных инст-

рументов системы государственной финансовой поддержки несырьевого сектора экономики - займы ФРП.

Основным показателем, исследуемым посредством использования метода анализа документов, является динамика роста объемов применения инструмента. Так, данные отчета ФРП за 2017 г. позволяют заключить, что количество профинансированных проектов ФРП в 2016 г. возросло на 40 % относительно 2015 г., в 2017 г. - на 78 %.

В свою очередь, проведенный в апреле-мае 2018 г. экспертный опрос обрабатывающих предприятий Омской области относительно займов ФРП показал, что резервы для совершенствования применяемых сейчас на практике программ ФРП эксперты видят как в плоскости повышения гибкости финансовых условий предоставления инструмента, так и в расширении простоты и удобства процедуры использования соответствующей поддержки (см.: [12]).

Заключительный, пятый этап методики связан с обоснованием решения по дальнейшему развитию инструментов финансовой поддержки. Вырабатываемые на основе проведенного анализа предложения на этот счет должны сводиться к выстраиванию приоритетности финансовых и содержательных решений по конкретному инструменту.

В табл. 2 представлены варианты финансовых и содержательных решений, а также основания для отнесения к соответствующему варианту решения, выбор которого осуществляется на основе результатов анализа документов и экспертного опроса.

Таблица 2

Варианты решений по развитию инструментов финансовой поддержки

Варианты решений по инструментам финансовой поддержки Основания для отнесения к соответствующему варианту решения

Финансовые (1) Увеличение объема финансирования инструмента Возрастающая динамика объема использования инструмента

(2) Сохранение объема финансирования инструмента на прежнем уровне Разнонаправленная динамика использования инструмента

(3) Сокращение объема финансирования инструмента Динамика сокращения объема использования инструмента

Содержательные (1) Усовершенствование инструмента Отмечаемая экспертами необходимость существенных улучшений условий и процедур предоставления инструмента

(2) Разработка нового инструмента Отмечаемая экспертами невозможность или крайняя затруднительность внесения требуемых изменений в существующий формат инструмента

(3) Исключение инструмента из системы финансовой поддержки Отмечаемый экспертами крайне низкий уровень востребованности инструмента

Соответственно, на пятом этапе методики по каждому инструменту финансовой поддержки, опираясь на материал табл. 2, осуществляется выбор приоритетного финансового и приоритетного содержательного решений по дальнейшему использованию соответствующего инструмента. При невозможности реализации высшего приоритета (статус - (1)) субъекту, принимающему решение, рекомендуется рассмотреть следующий по приоритетности вариант решения (статусы - (2), (3)).

На примере уже указанных в рамках рассмотрения четвертого этапа методики результатов исследования займов ФРП следует, что приоритетным финансовым решением для данного инструмента предлагается «увеличение объема финансирования» (основание: возрастающая динамика объема использования инструмента), а приоритетным содержательным -«усовершенствование инструмента» (основание: отмечаемая экспертами необходимость существенных улучшений условий и процедур предоставления займов ФРП).

5. Заключение. Методика исследования инструментов государственной финансовой поддержки импортозамещающей и экспортно-ориентирующей направленности несырьевого сектора российской экономики предназначена для проведения периодичной оценки количественных и качественных параметров, характеризующих востребованность и удовлетворенность условиями и процедурой предоставления инструментов финансовой поддержки.

Отслеживание и анализ подобных параметров необходимы для выработки мер по совершенствованию соответствующих инструментов финансовой поддержки для достижения основной цели - содействия повышению уровня импортозамещения и объема несырьевого экспорта страны.

Разработанная методика исследования инструментов имеет в этом плане следующие преимущества и ограничения, выявленные в процессе исследования:

• Выявлены и сгруппированы основные, актуальные инструменты государственной финансовой поддержки несырьевого сектора экономики, ориентированного на импортозаме-щение и экспорт.

• Предложено использовать в рамках методики методы анализа документов и экспертного опроса. Полученная в результате использования метода анализа документов количественная информация позволяет оценить общий объем субсидирования в интересах поддержки импортозамещения и несырьевого экспорта, однако не дает ответа на вопросы о препятствиях, с которыми сталкиваются желающие воспользоваться инструментом субъекты хозяйствования, о том, какие инструменты являются для них приоритетными и требуют расширения использования и упрощения получения, о необходимых им дополнительных видах и формах помощи и т. п. Ответы на подобные вопросы можно получить опросным методом, привлекая экспертов из производственной и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

научной среды, а также специалистов профильных органов исполнительной власти. При этом качество подбора экспертов, масштаб их привлечения и другие элементы использования опросного метода требуют дальнейшего совершенствования по мере апробации методики и анализа полученного опыта.

• Не по всем инструментам поддержки доступна достоверная информация о количественных характеристиках поддержки.

• Значительная часть инструментов финансовой поддержки является относительно новой, они реализуются 1-2 года, что объективно не позволяет сделать ретроспективный анализ, проследить в динамике их использование, что, в свою очередь, не дает возможности отследить корреляцию между применением инструментов государственной финансовой поддержки и изменением национальных показателей по импортозамещению и несырьевому экспорту.

• При апробации тестового варианта методики (на примере Омской области) наблюдался значительный объем отказов от участия в экспертном опросе со стороны экспертов - представителей обрабатывающих предприятий.

Таким образом, разработанная методика является первичным, базовым шаблоном для текущего исследования инструментов государственной финансовой поддержки импортоза-мещения и экспорта для несырьевого сектора экономики, включая обрабатывающую промышленность и IT-сферу. Дальнейшее совершенствование представленной методики, на наш взгляд, целесообразно по мере анализа опыта ее апробации и совершенствования полевых методов исследования, накопления статистических данных по инструментам поддержки как минимум в 2-3-летнем временном лаге, а также повышения открытости информационных материалов по данной тематике.

Примечания

1 World Development Indicators: Structure of marchandise exports // The World Bank. URL: http:// wdi.worldbank.org/table.

2 См., напр.: China promises better financial support for manufacturing upgrade // Shanghai Daily. March 28, 2017. URL: https://www.shine.cn/archive/ business/China-promises-better-financial-support-for-manufacturing-upgrade/shdaily.shtml; The Automotive Industry in Germany: Industry overview / GTAI. URL: http://www.gtai.de/GTAI/Content/EN/Invest/_SharedDo cs/Down l oads/GTAI/Industry-overviews/indu stry-overvi ew-a utomotive-industry-en.

3 Отчет Фонда развития промышленности за 2017 г. // Фонд развития промышленности: офиц. сайт. URL: http://frprf.ru/download/godovoy-otchyet-fonda-za-2017-god.pdf.

4 Постановление Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 41 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения».

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1312 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов».

6 Постановление Правительства РФ от 3 января 2014 г. № 3 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности».

7 Постановление Правительства РФ от 25 мая

2017 г. № 634 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям».

8 Постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».

9 Постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 г. № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности».

10 Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2017 г. и основных результатах деятельности за 2016 г. // Минпромторг России: офиц. сайт. URL: http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!doklad_o_ce-lyah_i_zadachah_minpromtorga_rossii_na_2017_god_ i_osnovnyh_rezultatah_deyatelnosti_za_2016_g; Доклад о целях и задачах Минпромторга России на

2018 г. и основных результатах деятельности за 2017 г. // Минпромторг России: офиц. сайт. URL: http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!doklad_o_celyah_i_za-dachah_minpromtorga_rossii_na_2018_god_i_osnov-nyh_rezultata h_deyatel nosti_za_2017_g od.

11 Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2016 г. № 1388 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов».

12 Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2016 г. № 1368 «О предоставлении субсидий

российским производителям на финансирование части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности».

13 Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2017 г. № 496 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции».

14 Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2012 г. № 1302 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на возмещение части затрат, связанных

с поддержкой производства высокотехнологичной продукции».

15 Постановление Правительства РФ от 8 июня 2015 г. № 566 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета Государственному специализированному Российскому экспортно-импортному банку (акционерное общество) в целях компенсации недополученных доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции».

16 По приведенной выше нормативно-правовой базе соответствующих инструментов.

17 Пункт 20 Программы поддержки инвестпро-ектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования.

8 Пункт 1 Правил предоставления субсидий российским производителям на финансирование части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности.

Литература

1. Абалкин Л. И. Логика экономического роста. - М. : Ин-т экономики РАН, 2002. - 228 с.

2. Куприянова Л. М. Развитие потенциала несырьевого сектора экономики России // Мир новой экономики. - 2014. - № 2. - С. 6-12.

3. Райнерт Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. - М. : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2017. - 384 с.

4. Kregel J. Economic development and financial instability. - AnthemPress, 2014. - 376 p.

5. Мешечкина Р. П. Реализация в России стратегии импортозамещения в условиях действия санкционной политики экономически развитых стран // Вестн. Белгор. ун-та кооперации, экономики права. - 2015. - № 4. - С. 47-52.

6. Анимица Е. Г., Анимица П. Е., Глумов А. А. Импортозамещение в промышленном производстве региона: концептуально-теоретические и прикладные аспекты // Экономика региона. -2015. - № 3. - С. 160-172. - DOI: 10.17059/2015-3-14.

7. Комков Н. И., Бондарева Н. Н. Импортозамещающая стратегия РФ как фактор развития в условиях глобальных вызовов 2017-2019 гг. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). -

2017. - Т. 8, № 4. - С. 640-656. - DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.4.640-656.

8. Якушев Н. О. Специфика российского несырьевого экспорта // Концепт. - 2018. - № 6. -С. 162-166. - DOI: 10.24422/MCIT0.2018.6.14509. - URL : http://e-koncept.ru/2018/184029.htm.

9. Ковалева Е. Н., Оганова А. А. Несырьевой неэнергетический экспорт России макро- и ме-зоуровня: основные тенденции развития и направления поддержки // Науч. журн. НИУ ИТМО. Сер. «Экономика и экологический менеджмент». - 2018. - № 2. - С. 36-45.

10. Вертакова Ю. В., Плотникова Н. А., Плотников В. А. Промышленная политика России: направленность и инструментарий // Науч. тр. Вол. экон. о-ва России. - 2017. - Т. 207. - С. 151167.

11. Кадеева З. К. Государственная поддержка приоритетных отраслей промышленности в современных условиях // Управление устойчивым развитием. - 2016. - № 4. - С. 33-37.

12. Карпов В. В., Миллер А. Е., Миллер М. А. Исследование инструментов государственной финансовой поддержки промышленных предприятий // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». -

2018. - № 3 (63). - С. 195-203. - DOI: 10.25513/1812-3988.2018.3.195-203.

References

1. Abalkin L.I. Logika ekonomicheskogo rosta [Logic of economic growth], Moscow, Institute of Economics of the RAS publ., 2002, 228 p. (in Russian).

2. Kupriyanova L.M. Development of non-commodity sector of the Russian economy. The world of new economy, 2014, no. 2, pp. 6-12. (in Russian).

3. Reinert E. How Rich Countries got Rich... And Why Poor Countries Stay Poor, Moscow, HSE publ., 2017, 384 p. (in Russian).

4. Kregel J. Economic development and financial instability, AnthemPress, 2014, 376 p.

5. Meshechkina R.P. Imports Substitution Strategy Implementation in Russia in the Conditions of Sanctions Policy by Economically Developed States. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 2015, no. 4, pp. 47-52. (in Russian).

6. Animitsa Ye.G., Animitsa P.Ye., Glumov A.A. Import Substitution in Regional Industrial Production: Theoretical and Practical Aspects. Economy of Region, 2015, no. 3, pp. 160-172. DOI: 10.17059/2015-3-14. (in Russian).

7. Komkov N.I., Bondareva N.N. Import substitution in Russia as development factor in global challenges period of 2017-2019. MIR (Modernization. Innovation. Research), 2017, Vol. 8, no. 4, pp. 640-656. DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.4.640-656. (in Russian).

8. Yakushev N. Specificity of Russian non-primary exports. Koncept, 2018, no. 6, pp. 162-166, available at: http://e-koncept.ru/2018/184029.htm. DOI: 10.24422/MCIT0.2018.6.14509. (in Russian).

9. Kovaleva E.N., Oganova A.A. Non-primary non-energy exports of Russia in macro-and meso-level: main trends and directions for state support. Scientific journal NRUITMO. Series "Economics and Environmental Management", 2018, no. 2, pp. 36-45. (in Russian).

10. Vertakova Yu.V., Plotnikova N.A., Plotnikov V.A. Industrial Policy of Russia: its Direction and Instruments. Scientific Works of the Free Economic Society of Russia, 2017, Vol. 207, pp. 151-167. (in Russian).

11. Kadeeva Z.K. Government support for priority sectors of industry in contemporary conditions. Managing Sustainable Development, 2016, no. 4 (05), pp. 33-37. (in Russian).

12. Karpov V.V., Miller A.E., Miller M.A. Study of instruments of state financial support for industrial enterprises. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 3 (63), pp. 195-203. DOI: 10.25513/1812-3988.2018.3.195-203. (in Russian).

Сведения об авторах

Карпов Валерий Васильевич - д-р экон. наук, профессор, a председатель, b профессор кафедры «Финансы и кредит»

a Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, пр. Маркса, 15

b Адрес для корреспонденции: 644099, Россия, Омск,

ул. Партизанская, 6

E-mail: Karpov-V51@yandex.ru

Миллер Александр Емельянович - д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и финансовой политики

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск,

пр. Мира, 55а

E-mail: aem55@yandex.ru

Миллер Максим Александрович - д-р экон. наук, a заместитель председателя по научной работе, c профессор кафедры экономики и управления человеческими ресурсами

a Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, пр. Маркса, 15

c Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск,

пр. Мира, 55а

E-mail: millerma@yandex.ru

About the authors

Karpov Valery Vasilievich - Doctor of Economic sciences, Professor, a Chairman, b Professor of the Department of Finance and Credit

a Postal address: 15, Marksa pr., Omsk, 644024, Russia b Postal address: 6, Partizanskaya ul., Omsk, 644099, Russia

E-mail: Karpov-V51@yandex.ru

Miller Alexander Emelianovich - Doctor of Economic sciences, Professor, Head of the Department of Economy and Financial Policy

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: aem55@yandex.ru

Miller Maxim Alexandrovich - Doctor of Economic sciences, a deputy Chairman on scientific work, c Professor of the Department of Economy and Human Resources Management

a Postal address: 15, Marksa pr., Omsk, 644024, Russia c Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: millerma@yandex.ru

Для цитирования

Карпов В. В., Миллер А. Е., Миллер М. А. Разработка методики исследования инструментов государственной финансовой поддержки предприятий несырьевого сектора экономики // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2018. - № 4 (64). - С. 34-43. - 001: 10.25513/1812-3988.2018.4.34-43.

For citations

Karpov V.V., Miller A.E., Miller M.A. Development of methods of research for instruments of state financial support of enterprises of non-primary economy sector. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 4 (64), pp. 34-43. DOI: 10.25513/1812-3988.2018.4.34-43. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.