Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ОЦЕНКИ ИНИЦИАТИВ ПО РАЗВИТИЮ МЕТРОПОЛИТЕНОВ И ТРАМВАЙНОГО ТРАНСПОРТА'

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ОЦЕНКИ ИНИЦИАТИВ ПО РАЗВИТИЮ МЕТРОПОЛИТЕНОВ И ТРАМВАЙНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Инициатива / метрополитен / трамвайный транспорт / оценка Инициатив / нечеткие множества / Initiative / metro / tram transport / evaluation of Initiatives / fuzzy sets
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ОЦЕНКИ ИНИЦИАТИВ ПО РАЗВИТИЮ МЕТРОПОЛИТЕНОВ И ТРАМВАЙНОГО ТРАНСПОРТА»

Матанцева О.Ю.

д.э.н., к.т.н., доцент, заместитель генерального директора ОАО «НИИ автомобильного транспорта» по научной

работе

omat@niiat.ru

Белогребень А. А.

к.э.н., доцент, зав. отделом «Экономики транспорта» ОАО «НИИ автомобильного транспорта» по научной

работе

belogreben_aa@mail.ru

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ОЦЕНКИ ИНИЦИАТИВ ПО РАЗВИТИЮ МЕТРОПОЛИТЕНОВ И ТРАМВАЙНОГО ТРАНСПОРТА

Ключевые слова: Инициатива, метрополитен, трамвайный транспорт, оценка Инициатив, нечеткие множества.

Keywords: Initiative, metro, tram transport, évaluation of Initiatives, fuzzy sets.

В настоящее время основным видом перевозки пассажиров в городском сообщении являются автобусные перевозки. В ряде городов и городских агломераций отсутствуют резервы пропускной способности действующего уличного транспорта. Удовлетворение растущего спроса и обеспечение качества транспортного обслуживания, особенно в часы в пик, требует использования видов транспорта общего пользования, обладающих большей провозной способностью и скоростью сообщения. К числу таких видов транспорта относятся, прежде всего, метрополитен и трамвай.

Развитие метрополитена и трамвайного транспорта в городах Российской Федерации требует не только существенных капиталовложений в подвижной состав и в транспортную инфраструктуру, но и выделения землеотводов, соблюдения градостроительных норм и правил, взаимоувязки градостроительного и транспортного планирования, оценки текущего и перспективного транспортного спроса и др. В условиях ограниченности бюджетного финансирования, а также большого количества городских агломераций, которые по численности населения могут претендовать на реализацию подобных проектов, вопросы оценки таких Инициатив требуют систематизации всего перечня мероприятий развития метрополитена и трамвайного транспорта и выработки общих управленческих решений по оценке их эффективности, структурированию и бюджетному софинансированию. Инициатива - это инвестиционный проект развития метрополитена или трамвайного транспорта в конкретном регионе.

Значительная часть субъектов Российской Федерации имеет дефицитный консолидированный бюджет, поэтому вопрос выделения федерального финансирования на развитие метрополитенов и трамвайных систем имеет наибольшую актуальность. Высокая стоимость строительства и эксплуатации, сложные условия и особенности строительства данных систем в отдельных городах, с одной стороны, и ограниченность федеральных источников финансирования, с другой стороны, обусловливают необходимость разработки типовой обоснованной модели оценки выбора приоритетов федерального инвестирования для реализации данных объектов.

Развитие систем метрополитена и трамвайного транспорта в городах определяется генеральными планами и разрабатываемыми на их основе программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов.

Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 г. №1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов»1, а также в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации2 [4].

Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, как правило, включают десятки / сотни различных мероприятий. В силу широты охвата, очевидно, что каждое мероприятие не может быть детально проработано в рамках разработки комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа. Особенно это касается комплексных мероприятий, требующих значительных инвестиций в их

1 Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2015 г. №1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов».

2

Методические рекомендации по разработке документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации, утв. Протоколом заседания рабочей группы проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 12 августа 2019 года № ИА-63.

реализацию. Такими мероприятиями являются, в том числе, мероприятия (инвестиционные проекты) Инициативы по развитию метрополитена и трамвайного транспорта1.

Для оценки таких проектов была разработана «Методика оценки Инициатив по развитию метрополитенов и трамвайного транспорта с привлечением средств федерального бюджета». Результаты оценки по данной методике позволяют принимать решение о целесообразности привлечения средств федерального бюджета для финансирования Инициативы. Оценка Инициатив проводится с использованием математического аппарата нечетких множеств.

Оценка Инициатив осуществляется на основе разработанного перечня критериев, в зависимости от значения которых рассчитывается обобщающий балл, позволяющий упорядочить представленные к оценке Инициативы для дальнейшего федерального финансирования.

Параметры Инициативы оцениваются четырьмя условными группами критериев первого уровня:

1) планировочно-градостроительные;

2) технические;

3) организационные;

4) финансово-экономические.

Каждая группа критериев первого уровня включает критерии второго уровня:

Планировочно-градостроительные:

- средний индекс разнообразия землепользования по всем станциям;

- изменение доли территории города/агломерации обеспеченного доступом к пассажирскому транспорту общего пользования в соответствии со стандартом транспортного обслуживания населения или аналогичного документа, регламентирующего качество транспортного обслуживания;

- изменение доли числа мест приложения труда и мест обучения в городе/агломерации, расположенных в пешеходной доступности от остановочных пунктов;

- наличие регулярно функционирующих крупных (якорных) объектов и их количество.

Технические критерии:

- индекс обособленности путей;

- наличие резерва провозной возможности проекта Инициативы;

- индекс загруженности линии;

- соответствие предложений Инициативы целям развития транспортной системы, заложенных в утвержденных документах планирования.

Организационные критерии:

- удельный годовой объем перевозок на 1 км участка линии движения;

- максимальный часовой пассажиропоток на наиболее нагруженном перегоне в одном направлении;

- индекс интермодальности (интегрированности);

- индекс средневзвешенной криволинейности.

Финансово-экономические критерии:

- процентиль общего объема требуемых федеральных инвестиций ;

- доля федерального финансирования в общей структуре инвестиций для реализации Инициативы;

- процентиль соотношения стоимостной величины эффектов от реализации Инициативы к величине требуемо -го объема федерального финансирования

- доля субсидий из местного/регионального бюджета в общей сумме эксплуатационных расходов по обслуживанию линии.

Поскольку каждый критерий оценки имеет разную степень важности при оценке качества, степень влияния на результат оценки должна быть разной, и каждому фактору был присвоен разный вес. Чем больше вес определенного оценочного индекса, тем выше степень его значимости при влиянии на фактор высшего уровня или основную цель (если это фактор первого уровня).

Определение признаков-весов критериев оценки Инициатив проводится методом парных сравнений.

Веса критериев первого уровня приняты на следующем уровне:

Планировочно-градостроительные - 0,16776;

Технические критерии - 0,22010;

Организационные критерии - 0,18232;

Финансово-экономические критерии - 0,42982.

Расчет нечеткой комплексной оценки для критериев первого уровня осуществляется следующим образом:

ГВЦ

В = \¥ахД =

В2

вз

= В1 , В2 , В3 , В4 , В5 (1),

где:

X

1 Матанцева О.Ю. Методологические принципы обеспечения финансовой устойчивости на основе оценки стоимости автотранспортного бизнеса: монография. - М., 2004. - 192 с.; Матанцева О.Ю. Оценка бизнеса при решении конкретных отраслевых задач // Вопросы оценки. 2000. - № 4. - С. 2-6.

WA - вектор весов критериев первого уровня, WA= { WAi, WA2, WA3, WA4}.

Числовые значение этого вектора устанавливаются исходя из указанных выше весов критериев первого уровня: WA= {0,16776, 0,22010, 0,18232, 0,42982}.

R - многоуровневая нечеткая оценка, R = (R1, R2, R3, R4);

В1 - нечеткая комплексная оценка для критериев второго уровня.

Многоуровневая нечеткая оценка определяется путем построения нечеткой оценочной матрицы, которая состоит из результатов оценки каждого критерия. Построение осуществляется с нижнего уровня, первоначально выполняется нечеткая оценка нижнего уровня, а затем она накладывается на высокий уровень, чтобы завершить нечеткую оценку высокого уровня и вычислить окончательный результат.

jlljlljn -iM

— [^ii r^iar^ija.^n] —

нц нзз каа м "^во 12 jrl 1 jl: -г 12

■la.jia.jiajia.jia iiн за Kaa i

■^ii ii^ rfga iiflfl

(2),

где:

dll, ¿22 , ¿зз , ¿44 , ¿55 - числовые оценки качественных оценок критериев.

Аналогичным образом определяются R2, R3, R4.

В целях получения оценок критериев, являющихся качественными компонентами оценки Инициатив, к количественным характеристикам критериям (удельным весам критериев) добавляются переменные, выраженные в лингвистической форме. Это последовательные индикаторы, которые определяют уровень оценки как «отлично, хорошо, средне, плохо, и очень плохо», что означает, что оценка качества каждого из критериев делится на эти пять уровней (У:, У2, Уз, У, У5,).

Для каждого уровня критерия устанавливаются оценки, позволяющие связать количественные и качественные показатели. Оценки, установленные в виде качественных параметров, переводят в числовые оценки. Данный перевод осуществляется путем установления очевидного соответствия: У5 _ Очень хорошо - 5; У4 -Хорошо - 4; У3 _ Средне - 3; У2 - Плохо - 2 ; У! - Очень плохо - 1.

Основой определения оценок (У1, У2, У3, У4, У5,) для каждого критерия является предварительно составленная таблица с оценками изменения параметра, устанавливающего возможные значения критерия. Затем определяется вес каждой из оценок в их сумме: 5+4+3+2+1=15; 5/15 =0,33; 4/15=0,27; 3/15=0,2; 2/15=0,13; 1/15=0,07. Сумма весов составляет единицу: 0,33+0,27+0,2+0,13+0,07=1.

В случае отсутствия величины критерия, попадающей в один из рассматриваемых интервалов параметра, на пересечении строки с этим интервалом и столбцом с оценкой У1, соответствующим интервалу параметра, проставляется 0. Значение оценки, замененное нулем, перераспределяется пропорционально значению оценки в оставшихся заполненными клетках. Должно быть выполнено условие: сумма всех оставшихся оценок должна быть равна единице.

Для построения матрицы числовых оценок качественных критериев устанавливается следующее обозначение полученных оценок: пересечение первой строки и первого столбца - ¿ц , пересечение второй строки и второго столбца - ¿22, пересечение третьей строки и третьего столбца - ¿33 , пересечение четвертой строки и четвертого столбца -¿44 , пересечение пятой строки и пятого столбца - ¿55 .

Числовая оценка проводится по каждому из критериев первого и второго уровня. Значения параметров выбираются из нормативных актов, методических документов и результатов исследований, мониторинга, обследований пассажиропотоков, проведенных ранее. В случае отсутствия значений параметров по какому-либо критерию в перечисленных источниках информации проводится экспертная оценка критерия, по результатам которой заполняется таблица

В качестве примера рассмотрим оценки для следующих критериев второго уровня:

- Индекс обособленности путей;

- Индекс загруженности линии;

- Доля субсидий из местного/регионального бюджета в общей сумме эксплуатационных расходов по обслуживанию линии.

Таблицы для этих критериев имеют следующий вид:

Таблица 1

Оценка индекса обособленности путей

Параметр V1 V2 V3 V4 V5

F; < 0,6 X

0,6 < F;< 0,7 X

0,7 < F;< 0,8 X

0,8 < F;< 0,9 X

0,9 < F; X

Таблица 2

Оценка индекса загруженности линии

Параметр V: V2 Vз V4 V5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ > 1,5 X

1,5 < Е1< 1,2 X

1,2 < Е1< 1,0 X

1,0 < Е1< 0,8 X

0,8 > Е1 X

Таблица 3

Оценка доли субсидий из местного/регионального бюджета в общей сумме эксплуатационных

расходов по обслуживанию линии

Параметр Vl V; Vз V4 V5

^ > 40% X

30% < Е1< 40% X

20% < Е1< 30% X

10% < Е1< 20% X

10% > Е1 X

При подаче Инициативы на рассмотрение разработчики проставляют численные оценки по разработанному проекту по развитию метрополитена и трамвайного транспорта исходя из существующих или прогнозируемых значений.

По таблицам, построенным для каждого критерия, строится нечеткий вектор оценки степени значимости каждого критерия.

Каждому из критериев первого уровня соответствуют по четыре критерия второго уровня, соответствующие нечеткие векторы для этих критериев будут иметь следующий вид:

Для Бц , Рп, р!з, Б]4 соответственно:

¿¡.с.

11 V, I г « V, К,

(3).

Расчет нечеткой комплексной оценки для критериев второго уровня (В1,В2,В3,В4) осуществляется следующим образом:

В1= Ку= = 1 X WA

1 X ^^^ ^^А

¿П ) ("1 X ^+ WA21 X

X

WA

№ап х ^ + \у . 2| \VA3I х +

И

В5

+ W,

^ +

(4).

А31

X

Х X +\¥А41Х(^)=В1ьВ2ЬВзьВ4

Аналогичным образом определяются В2, В3, В4.

Определение вектора весов для критериев второго уровня осуществляется на основе матрицы парных сравнений для критериев второго уровня.

А! =

а^иаа "аа

(5).

По построенной матрице индексов оценки А1 производится расчет сумм элементов по каждому столбцу и строится матрица весов элементов аналогично расчетам для критерия первого уровня:

Расчет весов элементов матрицы осуществляется путем деления каждого элемента столбца на сумму каждого столбца:

ой/ Сумма 1 столбца; Вц = а^/ Сумма 1 столбца; а^/ Сумма 1 столбца; н^ =и.^^ / Сумма

1 столбца;

Расчет остальных элементов осуществляется аналогичным образом. По результатам расчетов получается матрица весов элементов N1:

(6).

Расчет вектора весов осуществляется путем расчета каждого элемента вектора как среднего арифметического по каждой строке матрицы весов:

(ИЙ+ , ий)/4= 1 (7),

(8).

X

(я ЛА

(9).

4 \\ (10).

Вектора весов для критериев второго порядка имеют следующий вид:

{ ^^лп, ^^лзъ } = {0,23555, 0,33823, 0,22027, 0,20595}; { ^^л22, ^^лз2, WA42} = {0,20182, 0,09693, 0,17695, 0,52430}; { Wлlз, ^^л23, Wлзз, ^^лз4} = {0,40496, 0,33982, 0,14408, 0,11115}; ^^л4= { ^^л14, ^^л24, ^^лз4, Wл44} = {0,21826, 0,27145, 0,32747, 0,18282}. Максимальная оценка проекта Инициативы составляет 100 баллов, при этом оценки критериев первого уровня будут следующими: Ут = {19;38;57;76;95}. Обобщающий балл проекта Инициативы определяется следующим обра-

У = В х Ут =(В1 , В2 , Вз , В4 , В5)

где:

В - нечеткая комплексная оценка критериев первого уровня; Ут - числовая (количественная) оценка критериев первого уровня.

(11),

Расчет контрольных примеров показал, что чем больше критериев имеют значение соответствующее более высокой оценке, тем выше максимальная оценка проекта Инициативы. На основе полученной оценки принимается решение о целесообразности рассмотрения Инициативы и разработке полного пакета документов, включая технико-экономическое обоснование.

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.