НАУКИ О ЗЕМЛЕ
«наука. инновации. технологии», № 3, 2018
ГЕОЭКОЛОГИЯ
УДК 504.05
Бондарь Е.В., Северо-Кавказский федеральный университет Скрипчинский A.B., г. Ставрополь, Россия Седых Р. Ю. [email protected]
разработка методических приемов
оценки земельных участков сельскохозяйственного назначения с применением риск-ориентированного подхода на основе геоинформационных систем
риск-ориентированный подход позволяет значительно снизить общее количество проверок, их планирование, ранжируя по степени риска.
при разработке методических приемов оценки земельных участков учитывались критерии отнесения деятельности субъектов хозяйственной деятельности. Для выявления земельных участков использовались общедоступные данные дистанционного зондирования Земли. Сформированная база данных содержит координаты цетроидов земельных участков и категории риска. На основании созданных картографических материалов производится анализ эффективности применения риск-ориентированного подхода для оценки земельных участков сельскохозяйственного назначения.
основываясь на предлагаемой методике применения риск-ориентированного подхода земельные участки, расположенные в Ипатовском, Арзгир-ском, Благодарненском, Труновском, Александровском, Изобильненском, Георгиевском, Курском районах, а также большей части Грачевского и Ан-дроповского районах будут проверяться только по заявлениям граждан и в случае возникновения угрозы жизни и здоровью людей. Сопоставление земельных участков, подлежащих проверкам с данными административных правонарушений земельного законодательства в период с 2015 по 2017 гг. выявил муниципальные районы, где показатели правонарушений имели значения выше средекраевого, но плановые проверки земельных участков не будут проводиться. Это следующие районы - Ипатовский, Бла-годарненский и Новоселецкий. Пространственный анализ расположения земельных участков подлежащих проверкам в муниципальных районах с максимальной долей правонарушений выявил только четыре земельных участка в Туркменском районе, отсутствие проверяемых участков в западной части Кочубеевского района, северо-западной части Новоалександровского района, южной части Предгорного района и западной и южной частей Красногвардейского района.
Выводы: пространственный анализ показал слабую эффективности применения
риск-ориентированного подхода без учета региональных особенностей, возможные угрозы для устойчивого развития землепользования и охраны земель сельхозназначения Ставропольского края.
Введение:
Материалы и методы исследования:
Результаты и их обсуждение:
Ключевые слова: риск-ориентированный подход, категории риска, геоинформационные технологии, методологические приемы, землепользование, устойчивое развитие.
Bondar E.V., Skripchinskiy A.V., Sedykh R.Y.
Introduction:
North-Caucasian Federal University, Stavropol, Russia
development of methodical methods for assessing agricultural land plots using a risk-based approach based on geoinformation systems
A risk-based approach can significantly reduce the total number of inspections, their planning, ranking by the degree of risk.
Materials and methods of research:
Results and discussion:
when developing methodological methods for assessing land plots, the criteria for classifying the activities of economic entities were taken into account. To identify land plots, the publicly available remote sensing data of the Earth was used. The generated database contains the coordinates of the cetroids of the land parcels and the risk category. Based on the created cartographic materials, an analysis of the effectiveness of the application of the risk-based approach for the assessment of agricultural land is made.
Based on the proposed methodology for applying the risk-based approach, the land plots located in the Ipatovsky, Arzgirsky, Blagodnenskoye, Trunovsky, Aleksandrovsky, Izobilnensky, Georgievsky, Kursk districts, as well as most of the Grachevsky and Andropov districts, will be checked only on applications from citizens and in the event of a threat to the life and health of people. Mapping of land subject to checks with the data of administrative violations of the land legislation in the period from 2015 to 2017 has identified municipal areas, where the rates of offences had values above medium-range, but the planned inspection of land will not be carried out, namely in the following areas: Ipatovskiy, Blagodarnenskiy and Novoseletskiy. Spatial analysis of the location of land areas subject to inspections in municipal areas with the maximum share of offenses identified only four land plots in the Turkmen district, the lack of audited sites in the western part of the Kochubeevskiy district, the northwestern part of the Novoaleksandrovskiy district, the southern part of the Predgorniy district, and the western and southern parts of the Krasnogvardeyskiy district.
Summary: spatial analysis showed weak effectiveness of the risk-based approach without
taking into account regional characteristics, possible threats to sustainable development of land use and protection of agricultural land in the Stavropol region.
Key words: risk-oriented approach, risk categories, geoinformation technologies, methodolo-
gical techniques, land use, sustainable development.
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Разработка методических приемов оценки земельных участков.. Бондарь Е.В., Скрипчинский А.В., Седых Р. Ю.
Введение
Термин «риск-ориентированное регулирование» ^к-basedregulatюn) используется в двух основных значениях. Во-первых, риск-ориентированное регулирование означает регулирование рисков, которым подвергается общество, включая угрозы здоровью и жизни граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде. Во-вторых, это использование систематических подходов к организации инспектирования и надзора, предназначенных для управления регуляторным риском.
Международная практика весьма однозначно свидетельствует о необходимости внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора. Так совет организации экономического сотрудничества и развития Европейского Союза в «Рекомендациях по вопросам регуляторной политики и государственного управления» определил необходимость законодательного закрепления принципов риск-ориентированного подхода: «В процессе разработки и внедрения инструментов регулирования применять, оценки рисков, контроль рисков... Регулирующие органы должны создать систему анализа и учета оценок риска, которые сопутствуют наиболее значимым предложениям в нормотворческой сфере, имеющим глубокие или новые научные аспекты». Изданный в Великобритании Кодекс работы инспекций, являющийся основополагающим документом методологического характера, определяет принцип управления рисками как принцип, в соответствии с которым регулирующие органы должны избегать введения излишнего регулирующего бремени, выбирать пропорциональные подходы к контролируемым субъектам, на основе соответствующих факторов, включая, например, размер бизнеса.
Все контролирующие ведомства в Великобритании осуществляют внедрение принципов проведения проверок, с использованием обобщенных показателей рейтинга компании и принятых критериев риска в сфере ее деятельности, что позволяет определить оптимальные рамки проведения контрольных и надзорных мероприятий.
В странах ближнего зарубежья: Украине, Республиках Казахстан, Беларусь и Армения, проводят работы в целях оптимизации планирования контрольно-надзорной деятельности. Предусмотрен переход государственного контроля на организацию и осуществление деятельности по принципам обнаружения и предупреждения риска на основе внедренной системы оценки и управления рисками с одновременным обеспечением минимизированного администрирования, прозрачности.
Мировой опыт использования риск-ориентированного подхода показывает, что его применение позволяет снизить общее количество проверок от 30 до 90%, а отдельные категории бизнеса освободить от планового контроля полностью.
Еще 25 ноября 2010 года Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Inter-Governmental Councilon Standardization, Metrology, and Certification) утверждены, разработанные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации рекомендации по межгосударственной стандартизации № 113-2010 «Оценка степени риска при планировании госнадзора». Согласно рекомендациям, под риском следует понимать - вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта хозяйственной деятельности или использования продукции жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести его последствий. Понятие «риск» нашло свое определение и в Федеральном законе № 184-ФЗ «О техническом регулировании», как «вероятность причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда».
Под оценкой степени риска понимается совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта хозяйственной деятельности, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъект хозяйственной деятельности к различным степеням риска.
Под системой оценки рисков понимается комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными на осуществление контрольных и надзорных функций государственным органом с целью планирования проверок.
Степень риска ранжируется, исходя из критериев оценки степени риска с учетом требований к организации проверок, регламентированных законодательными и нормативно-правовыми актами.
Согласно статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», применение риск-ориентированного подхода при организации государственного надзора направлено на оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного надзора, снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышение результативности своей деятельности органов государственного надзора.
Переход на новую модель контрольно-надзорной деятельности в сфере земельного надзора связан с принятием в 2007 году перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 (ред. от 22.07.2017 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Разработка методических приемов оценки земельных участков.. Бондарь Е.В., Скрипчинский А.В., Седых Р. Ю.
Концепция риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора должна позволить сконцентрировать внимание государства на тех территориях, где есть вероятность потенциального риска нарушений земельного законодательства РФ. Одновременно существует возможность снижения административной нагрузки на добросовестных землепользователей.
Для формирования рассматриваемой системы контрольно-надзорной деятельности, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору необходимо создать базовую модель определения категории риска, основанной, на реалистичной оценке вероятности причинения вреда, тяжести последствий, анализе фактического распределения ущерба, формировании исчерпывающих реестров подконтрольных объектов с использованием ведомственных информационных систем, отнесения подконтрольных объектов к определенным категориям риска, что обеспечит доступность и понятность информации о подконтрольных объектах.
Целью работы является анализ применения риск-ориентированного подхода для оценки земельных участков сельскохозяйственного назначения Ставропольского края на основе геоинформационных технологий.
Материалы и методы исследования
В основе методов исследования лежат критерии отнесения деятельности субъектов хозяйственной деятельности к определенной категории риска (классу (категории) опасности) в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» от 02.01.2015 № 1, на основании которых выявлены земельные участки и получены их кадастровые номера. При идентификации участков использовались общедоступные данные дистанционного зондирования Земли - сервисы Google Maps, Яндекс. Карты, информационного ресурса - «Публичная кадастровая карта» (http://pkk5.rosreestr.ru/). Были получены географические координаты цетроидов земельных участков и сформирована база данных более чем по 650 участкам, которые отвечают вышеуказанным критериям. В дальнейшем на основании них были созданы точечные объекты в QGIS и ArcGIS. Для каждого земельного участка определена категория риска, исходя из «Положения о государственном земельном надзоре».
С использованием данных Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике в период с 2015 по 2017 год составлены карты на уровне административных районов, отражающих количество административных нарушений земельного законодательства. Проводился сравнительный анализ полученной информации с данными о бонитете земель на уровне административных районов Ставропольского края на основе открытых данных Агрохимцентра «Ставропольский» (http://www.stavagroland. ru/activity/soil-fertility/).
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ щ земельные участки, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу); ф мелиорируемые и мелиорированные земельные участки; ф земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более).
Рис. 1. Земельные участки средней категории риска.
Fig. 1. Plots of land of medium risk category.
Результаты и их обсуждение
Анализ пространственного распространения земельных участков, которые могут быть отнесены к средней категории риска (рис. 1) указывает на их преимущественное расположение в Буденовском и Предгорном районах. Несколько меньшее количество таких земельных участков находится в Апанасенковском, Изобильненском и Кочубеевском районах края. Преимущественно это мелиорируемые земли.
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Разработка методических приемов оценки земельных участков.. Бондарь Е.В., Скрипчинский А.В., Седых Р. Ю.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
ф земельные участки, смежные с земельными участками из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
0 земельные участки, в границах которых расположены магистральные трубопроводы;
• земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест);
0 земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест).
Рис. 2. Земельные участки умеренной категории риска.
Fig. 2. Plots of land of moderate risk category.
Пространственный анализ земельных участков, отнесенных к умеренной категории риска, позволил выявить, что большинство земельных участков являются смежными с землями промышленности и иного специального назначения и земельные участки, в пределах которых расположены магистральные трубопроводы (рис. 2). Выявленных земельных участков относящихся к категории умеренного риска на территории Ставропольского края значительно больше, нежели земельных участков, относящихся к средней категории риска.
• Земельные участки категории риска
Количество административных правонарушений □ 0 ■ 21-30
11-20 более 40
Рис. 3. Сопоставление количества административных правонару-
шений в период с 2015 по 2017 год с земельными участками категории среднего риска
Fig. 3. Comparison of the number of administrative offenses in the period from 2015 to 2017 with plots of land of the average risk category
Четкой структуры распространения не наблюдается. Необходимо отметить, что большая часть располагается в пределах Ставропольской агломерации. Территориальное распространение связано в основном с примыканием участков к автомобильным дорогам (Грачевский и Шпаковский районы), к местам добычи общераспространенных полезных ископаемых (Кочубеевс-кий и Кировский районы), и граничащих с различного рода промышленными зонами (Буденовский, Степновский и Нефтекумский районы).
Важно отметить, что земельные участки, расположенные в Ипатовс-ком, Арзгирском, Благодарненском, Труновском, Александровском, Изобиль-ненском, Георгиевском, Курском районах, а также большей части Грачевского
НАукИ о ЗЕмлЕ
Разработка методических приемов оценки земельных участков..
Бондарь Е.В., Скрипчинский А.В., Седых Р. Ю.
и Андроповского районах избегут плановых проверок и будут проверяться только по заявлениям граждан и в случае возникновения угрозы жизни и здоровью граждан.
Сопоставив полученные данные о земельных участках, к которым будет приковано внимание Россельхознадзора в соответствии с риск-ориентированным подходом и данными административных правонарушений земельного законодательства в период с 2015 по 2017 года были выявлены следующие факты (рис. 3).
Ранжированные уровни количества административных правонарушений позволяют выявить административные районы Ставропольского края, где за рассматриваемый период чаще всего были зафиксированы административные правонарушения. Среднее количество правонарушений за изученный промежуток времени составляет порядка 20-30 случаев. К районам, с уровнем «выше среднего» по степени нарушений относятся: Ипатовский, Туркменский, Новоалександровский, Кочубеевский, Красногвардейский, Благодарненский и Предгорный районы. Только в пяти из них предполагаются плановые проверки отдельных земельных участков раз в три года, тогда как в остальных будут проводиться мероприятия государственного надзора, за исключением плановых проверок. Несмотря на факты, указывающие, что землепользование в ряде районов края ведется с нарушением земельного законодательства на уровне «выше среднего», в случае использования методики риск-ориентированного подхода как единой для Россельхознадзора будут исключены плановые проверки на данных территориях, что может усугубить и без того сложную ситуацию.
Сопоставление земельных участков отнесенных к категории умеренного риска со случаями нарушения земельного законодательства позволяет заключить, что преимущественно такие земельные участки располагаются в районах с «низким уровнем» нарушений земельного законодательства. Из районов с показателями нарушений выше среднего активно будут проверяться земельные участки в Кочубеевском и Новоалександровском районах (фрагментарно), несколько меньше - в Красногвардейском районе (рис. 4). Значительная часть земельных участков, которые будут проверяться, в соответствии с риск - ориентированным подходом, один раз в течение пяти лет, располагается в районах с уровнем административных правонарушений Земельного законодательства РФ «средний» и «ниже среднего».
Таким образом, пространственный анализ земельных участков подлежащих плановым проверкам при использовании риск-ориентированного подхода не соотносится с реальными фактами нарушений земельного законодательства в Ставропольском крае. Проведение плановых проверок земельных участков на основе риск-ориентированного подхода ставит под угрозу выполнение «Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Пра-
• Земельные участки категории умеренного риска
Количество административных правонарушений □ 0 ■ 21-30
11-20 более 40
Рис. 4. Сопоставление количества административных правонару-
шений в период с 2015 по 2017 год с земельными участками категории умеренного риска.
Fig. 4. Comparison of the number of administrative offenses in the period from 2015 to 2017 with plots of land of the moderate risk category.
вительства Ставропольского края от 15 июля 2009 года № 221-рп, где задача повышения плодородия почв и сохранения земель сельскохозяйственного назначения определена как приоритетная, первого уровня, кроме того такой подход противоречит закону Ставропольского края от 15 мая 2006 года № 31-Кз «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае».
Сопоставление данных балла бонитета сельскохозяйственных угодий со средними показателями площадей земель, где были зафиксированы нарушения за исследуемый временной период и площадями земель с различными
НАукИ о ЗЕмлЕ
Разработка методических приемов оценки земельных участков..
Бондарь Е.В., Скрипчинский А.В., Седых Р. Ю.
категориями риска, выявляет ряд муниципальных районов, где не планируется проведение плановых проверок, а отмечается балл бонитета выше сред-некраевого (табл. 1). Это Александровский, Георгиевский, Изобильненский, Ипатовский, Новоселицкий и Труновский административные районы. Во всех этих районах активно развито сельское хозяйство, доля сельскохозяйственных угодий составляет в среднем более 75% от площадей этой группы районов. Стоит выделить Георгиевский, Изобильненский и Ипатовский районы, где площадь земель, с выявленными нарушениями выше среднекраевого показателя. Сельхозпроизводители в Курском, Благодарненском и Арзгирс-ком районах фактически не будут подвергнуты плановым проверкам, в соответствии с внедряемой методикой риск-ориентированного подхода, а балл бонитета этих сельскохозяйственных угодий ниже среднекраевого показателя.
Таким образом, не во всех муниципальных районах, где были зафиксированы нарушения земельного законодательства, будут проводиться плановые проверки сельхозпроизводителей. Большинство же этих районов имеет балл бонитета сельскохозяйственных угодий выше среднекраевого.
Выводы
1. Созданная геобаза данных земельных участков подлежащих проверке на основе риск-ориентированного подхода позволила провести их пространственный анализ, на уровне районов Ставропольского края.
2. Сельскохозяйственные угодья в Александровском, Арзгир-ском, Благодарненском, Ипатовском, Курском, Новоселиц-ком и Труновском районах в перспективе будут проверяться только в случае возникновения угрозы жизни и здоровью граждан. Во всех этих муниципальных районах активно развито сельское хозяйство, а для отдельных районов свойственно активное недропользование. При этом подходе возможны потери устойчивости использования и сохранения ресурсной базы в частности земельных, почвенных ресурсов.
3. Земли сельскохозяйственного назначения неоднородны по качеству почв и ландшафтным характеристикам, агроклиматическим и почвенным условиям, местоположению, удаленности от объектов инженерной, транспортной и производственной инфраструктуры. Несомненно «кадастровое» соседство и смежность земельных участков сельскохозяйственного назначения несет в себе потенциальную опасность причинения вреда почве как природному объекту ресурсу и связано с возможностью возникновения правонарушений,
Таблица 1. ПЛОЩАДИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ С ВЫЯВЛЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ,
РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ РИСКА И БОНИТЕТОМ ЗЕМЕЛЬ ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ РАЙОНАМ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Table 1. Areas of land with identified violations, different risk categories and land quality in the municipal districts of the Stavro pol region
Названия муниципальных районов / Names of municipal districts Площадь з/у с нарушениями среднее, га/ disturbances in the area, ha площадь з/у с разными категориями рисков, га/ area with risk categories Бонитет сельскохозяйственных угодий / Bonitet agricultural land
Александровский 24 52
Андроповский 132 1774 42
Апанасенковский 80 3394 23
Арзгирский 12 29
Благодарненский 38 40
Будённовский 73 10673 40
Георгиевский 82 55
Грачёвский 104 2447 48
Изобильненский 54 59
Ипатовский 91 42
Кировский 50 4599 55
Кочубеевский 76 6990 49
Красногвардейский 83 765 58
Курский 51 33
Левокумский 19 14985 24
Минераловодский 21 2827 51
Нефтекумский 17 32028 19
Новоалександровский 104 1290 74
Новоселицкий 39 50
Петровский 66 161 48
Предгорный 49 5524 68
Советский 38 10671 43
Степновский 18 2553 36
Труновский 26 56
Туркменский 56 267 30
Шпаковский 4 3997 46
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Разработка методических приемов оценки земельных участков.. Бондарь Е.В., Скрипчинский А.В., Седых Р. Ю.
связанных с порчей земель и повреждением плодородного слоя. Критерий целесообразен для зон городских агломераций, железнодорожных путей, автомобильных дорог и технически связанных с ними сооружений и не логичен для районов с низко развитой инфраструктурой, в этой связи целесообразно большее внимание уделять данному критерию для определения категории риска в промышленных районах.
4. Масса земельных участков, в границах которых расположены магистральные трубопроводы, находятся в районах с достаточно высокой сельскохозяйственной нагрузкой Изо-бильненском, Кочубеевском, Андроповском, Минераловод-ском, Георгиевском. Особое внимание стоит уделить восточным районам, где степень устойчивости ландшафтов снижена.
5. Необходимо в качестве критерия в риск-ориентированном подходе применить показатель повышенной кадастровой стоимости, поскольку средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения напрямую зависят от интегрального показателя плодородия почвы (разновидности или группы почв) -относительной величины совокупного влияния признаков и свойств почвы на продуктивность (урожайность) сельскохозяйственных угодий с данным почвенным покровом, измеряемой в баллах бонитета, а также интегральным показателем местоположения объекта оценки - величины эквивалентного расстояния в километрах до пунктов реализации сельскохозяйственной продукции и баз снабжения материально-техническими ресурсами.
Библиографический список
1. Публичная кадастровая карта [Электронный ресурс] - Режим доступа: [https://pkk5.rosreestr.ru] на 16.05.2018.
2. Плодородие почв [Электронный ресурс] - Режим доступа: [http://www.stavagroland.ru/activity/soil-fertility/] на 21.05.2018.
3. Statutory Code of Practice for Regulators [Электронный ресурс] - Режим доступа: [http://www.compliance-exchange.com/ governance/library / regulatorscompliancecode2007.pdf] на 16.05. 2018.
4. Risk Based Regulation London School of Economics and Political Science [Электронный ресурс] - Режим доступа: [http://regulato-ryreform.com/wp-content/uploads/2015/02/0ECD-Risk-and-Regu-latory-Policy-2010.pdf] на 16.05.2018.
Рукопичь поступила в редакцию: 16.07.2018, принята к публикации 26.08.2018
References
1. Public cadastral map [Electronic resource] - access Mode: [https:// pkk5.rosreestr.ru ] on 16.05.2018.
2. Soil fertility [Electronic resource] - access Mode: [http://www. stavagroland.ru/activity/soil-fertility/ ] on 21.05.2018.
3. Statutory Code of Practice for Regulators [Electronic resource] -access Mode: [http://www.compliance-exchange.com/governance/ library/regulatorscompliancecode2007.pdf] on 21.05.2018.
4. Risk Based Regulation London School of Economics and Political Science [Electronic resource] - access Mode: [http:// regulatoryreform.com/wp-content/uploads/2015/02/0ECD-Risk-and-Regulatory-Policy-2010.pdf] on 21.05.2018.
Об авторах
Бондарь Елена Васильевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и природопользования Северо-Кавказского федерального университета. Scopus ID: 0, Researcher ID: S-2072-2018. Телефон:8(928)911-2081 E-mail: [email protected]
Скрипчинский Андрей Владимирович, кандидат географических наук, доцент кафедры социально-экономической географии, геоинформатики и туризма, института математики и естественных наук, Северо-Кавказского федерального университета. Scopus ID: 0, Researcher ID: S-1669-2018. Телефон 8905-412-07-22, E-mail: [email protected]
Седых Роман Юрьевич, магистр экологии и природопользования Scopus ID: 0, Researcher ID: S-1722-2018. Телефон +7(918)881-1404 E-mail: [email protected]
About the authors
Bondar Elena Vasilievna, candidate of biological Sciences, associate Professor, Department of ecology and nature management, North Caucasian Federal University. Stavropol. Scopus ID: 0, Researcher ID: S-2072-2018. Phone: 8(928)911-20-81 E-mail: [email protected].
Skripchinskiy Andrey Vladimirovich Ph.D of Geographical Sciences, associate Professor. Assistant Professor of social and economic geography, geo-Informatics and tourism, North-Caucasus Federal University, Stavropol. Scopus ID: 0, Researcher ID: S-1669-2018. Tel.: 89054120722, E-mail: [email protected]
Sedykh Roman Yurievich, master ecology and environmental management. Scopus ID: 0, Researcher ID: S-1722-2018. Phone: +7(918)881-1404, Email: [email protected].