Научная статья на тему 'Разработка мероприятий по защите корпусов судов от электрокоррозии на судоремонтных предприятиях'

Разработка мероприятий по защите корпусов судов от электрокоррозии на судоремонтных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электрокоррозия / контроль защищенности корпусов судов / электросварочные работы / дренажный провод / причальная стенка. / electrocorrosion / control of ship hull protection / electric welding works / drainage wire / quay wall.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — О. А. Белов, В. А. Швецов, Д. П. Ястребов, В. А. Ветров, А. Д. Щелканов

Выполнение действующих нормативных требований по защите корпуса судна от электрокоррозии вызывает значительные затруднения при выполнении судоремонтных работ и эксплуатации судна. Авторами предложены дополнительные организационно-технические мероприятия по защите корпусов судов от электрокоррозии. Приведены результаты исследований защищенности судов от электрокоррозии при выполнении судоремонтных работ, из которых следует, что от выполнения действующих жестких нормативных требований можно во многих случаях отказаться. Для этого следует усовершенствовать оперативный контроль значений переменного напряжения и плотности переменного тока в процессе выполнения электросварочных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — О. А. Белов, В. А. Швецов, Д. П. Ястребов, В. А. Ветров, А. Д. Щелканов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MEASURES FOR THE SHIP HULLS PROTECTION FROM ELECTROCORROSION AT SHIPYARDS

The fulfillment of the current regulatory requirements for the protection of the ship hull from electrocorrosion causes considerable difficulties in the performance of ship repair works and the operation of the vessel. The additional organizational and technical measures to protect ship hulls from electrocorrosion are proposed. The results of studies on the protection of ships from electrocorrosion during the performance of ship repair works are provided. It is stated that it is possible in many cases to refuse from the existing regulatory requirements. For this purpose it is necessary to improve the operational control of the AC voltage and the alternating current density during electric welding works.

Текст научной работы на тему «Разработка мероприятий по защите корпусов судов от электрокоррозии на судоремонтных предприятиях»

Международная научно-техническая конференция

УДК 620.19: 629.5.083.5

О.А. Белов1, В.А. Швецов1, Д.П. Ястребов2, В.А. Ветров1, А.Д. Щелканов1, И.И. Бондарчук1

1 Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: boa-1@mail.ru; 2 Научно-исследовательский геотехнологический центр Дальневосточного отделения Российской академии наук, Петропавловск-Камчатский, 683002 e-mail: restart1101@mail.ru

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ КОРПУСОВ СУДОВ ОТ ЭЛЕКТРОКОРРОЗИИ НА СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Выполнение действующих нормативных требований по защите корпуса судна от электрокоррозии вызывает значительные затруднения при выполнении судоремонтных работ и эксплуатации судна. Авторами предложены дополнительные организационно-технические мероприятия по защите корпусов судов от электрокоррозии. Приведены результаты исследований защищенности судов от электрокоррозии при выполнении судоремонтных работ, из которых следует, что от выполнения действующих жестких нормативных требований можно во многих случаях отказаться. Для этого следует усовершенствовать оперативный контроль значений переменного напряжения и плотности переменного тока в процессе выполнения электросварочных работ.

Ключевые слова: электрокоррозия, контроль защищенности корпусов судов, электросварочные работы, дренажный провод, причальная стенка.

O.A. Belov1, V.A. Shvetsov1, D.P. Yastrebov2, V.A. Vetrov1, A.D. Shchelkanov1, I.I. Bondarchuk1

1 Kamchatsky State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: boa-1@mail.ru;

2 Scientific-Research Geotechnological Center of the Far-Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences,

Petropavlovsk-Kamchatsky, 683002 e-mail: restart1101@mail.ru

DEVELOPMENT OF MEASURES FOR THE SHIP HULLS PROTECTION FROM ELECTROCORROSION AT SHIPYARDS

The fulfillment of the current regulatory requirements for the protection of the ship hull from electrocorrosion causes considerable difficulties in the performance of ship repair works and the operation of the vessel. The additional organizational and technical measures to protect ship hulls from electrocorrosion are proposed. The results of studies on the protection of ships from electrocorrosion during the performance of ship repair works are provided. It is stated that it is possible in many cases to refuse from the existing regulatory requirements. For this purpose it is necessary to improve the operational control of the AC voltage and the alternating current density during electric welding works.

Key words: electrocorrosion, control of ship hull protection, electric welding works, drainage wire, quay wall.

Защита корпусов судов от электрокоррозии является актуальной задачей [1, 2]. Мероприятия по защите судов от электрокоррозии подробно рассмотрены в работе [1]. Однако на практике эти организационно-технические мероприятия часто не выполняются, что обусловлено отсутствием нужного количества дренажных проводов необходимого сечения, а также отсутствием возможности размещать суда по причальной стенке на необходимом расстоянии друг от друга [1].

Поэтому необходимо разрабатывать дополнительные мероприятия по защите корпусов от электрокоррозии. Авторы считают, что для соблюдения необходимых требований работы [1] к защищенности корпусов судов от электрокоррозии, в первую очередь нужно усовершенствовать контроль защищенности корпусов от электрокоррозии [2]. Это подтверждается результата-

Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития

ми следующего эксперимента. На судне "МНП-90" проекта "Морской несамоходный плашкоут", выполняли коррозионные натурные исследования по методике [1, 3-5]. Измерения контролируемых параметров (и ж, шБ и I ж , шЛ), выполняли в шести контрольных точках. Расположение контрольных точек приведено на рисунке.

Контролируемые параметры измерялись сначала при отсутствии сварочных работ на судне, а затем при выполнении электросварочных работ на судне. Результаты измерений приведены в таблице.

Результаты измерений параметров в контрольных точках

Номер контрольной точки U и , mB I и, mA

Без сварки При проведении сварочных работ Без сварки При проведении сварочных работ

1 2,1; 2,2; 2,2 8,5; 8,7; 9,4 0,08; 0,06; 0,07 0,48; 0,47; 0,47

2 4,1; 4,1; 4,1 15; 14,6; 13,9 0,12; 0,15; 0,13 0,58; 0,61; 0,62

3 1,4; 1,4; 1,4 6; 6,6; 6,3; 6,8 0,05; 0,04; 0,04 0,30; 0,28; 0,30

4 0,5; 0,6; 0,5 1,8; 2; 1,6; 1,9 0,02; 0,03; 0,01 0,09; 0,08; 0,10

5 5,4; 5,5; 5,5 17,2; 16,9; 16,6 0,12; 0,23; 0,19 0,68; 0,70; 0,72

6 3,7; 3,7; 3,7 11; 11,2; 10,9 0,16; 0,16; 0,16 0,56; 0,52; 0,53

Из результатов выполненных исследований, приведенных в таблице, следует что измеряемые параметры, характеризующие защищенность корпуса судна от электрокоррозии, не превышает допустимых значений [1]. Таким образом, от выполнения жестких требований нормативного документа [1] при проведении электросварочных работ на судне можно отказаться, если организовать оперативный контроль значений переменного напряжения и плотности переменного тока в шести контрольных точках в процессе выполнения электросварочных работ.

Литература

1. Руководство по защите корпусов надводных кораблей от коррозии и обрастания. РЗК-НК-01. 2001. - С. 258

2. Контроль систем протекторной защиты стальных судов и кораблей: Монография / В.А. Швецов, О.А Белов, П.А. Белозеров, Д.В. Шунькин. - КамчатГТУ, 2016. - С. 109.

3. Внедрение усовершенствованного способа контроля систем протекторной защиты стальных корпусов судов камчатского флота / О.А. Белов, В.А. Швецов, Д.П. Ястребов, О.А. Бе-лавина, Д.В. Шунькин // Вестник Камчатского государственного технического университета. -2017. - № 39. - С. 6-11.

4. Обоснование возможности исключения внешнего осмотра систем протекторной защиты стальных корпусов судов / В.А. Швецов, О.А. Белов, О.А. Белавина, Д.П. Ястребов // Вестник АГТУ. Серия: Морская техника и технология. - 2017. - № 1. - С. 29-38.

5. Обоснование оптимальной периодичности контроля работы протекторной защиты стальных корпусов судов / О.А. Белов, В.А. Швецов, Д.П. Ястребов // Эксплуатация морского транспорта. - 2017. - № 1(82). - С. 41-48.

/

5 4 1

3 м 8 м 9 м 2м

Расположение контрольных точек на судне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.