Научная статья на тему 'К вопросу о продолжительности периода эффективной работы систем защиты от коррозии стальных корпусов вспомогательных судов'

К вопросу о продолжительности периода эффективной работы систем защиты от коррозии стальных корпусов вспомогательных судов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
119
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРОЗИЯ СТАЛЬНЫХ КОРПУСОВ СУДОВ / ЛАКОКРАСОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ / ПРОТЕКТОРНАЯ ЗАЩИТА / КОНТРОЛЬ РЕЖИМА РАБОТЫ СИСТЕМ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ / CORROSION OF STEEL HULLS / LACQUER COATING / PROTECTIVE ACTION / CONTROL OF PROTECTION SYSTEM AGAINST CORROSION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Белов Олег Александрович, Швецов Владимир Алексеевич, Арчибисов Дмитрий Александрович, Белавина Ольга Александровна

Основными средствами защиты от коррозии стальных корпусов кораблей и судов являются лакокрасочное покрытие (ЛКП) и протекторная защита (ПЗ). Контроль режима работы этих систем должен выполнять экипаж судна, однако экипажи судов и кораблей Камчатского флота этот контроль не выполняют, ссылаясь на нормативные сроки эксплуатации ЛКП (2 года) и ПЗ (2 года). Установлено, что при эксплуатации вспомогательных судов в прибрежных водах Камчатского региона в зимнее время необходим ежедневный контроль систем защиты от коррозии корпуса судна. Предложен способ контроля, применение которого на одном из вспомогательных судов Камчатского флота доказало его эффективность. Экипаж судна и судовладелец своевременно получили информацию о переходе системы ПЗ к состоянию «неработоспособное». Это позволяет своевременно организовать ремонт корпуса судна, снизить расходы на ремонт и сократить сроки его выполнения в 8-10 раз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Белов Олег Александрович, Швецов Владимир Алексеевич, Арчибисов Дмитрий Александрович, Белавина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF CORRECT FUNCTIONABILITY OF CORROSION PROTECTION SYSTEM CONCERNING SERVICE VESSEL STEEL HULL

The main protection systems against corrosion of steel hull are lacquer coating and protective action (PA). The running regime control of these systems must be performed by the crew. Nevertheless, Kamchatka fleet crews don’t perform the control alluded to rated resources for lacquer coating (2 years) and for PA (2 years). It has been found that everyday control of protection system is necessary against corrosion of vessel hull if the service vessels run in coastal waters of Kamchatka during winter. The authors have proposed the means of control which effectiveness was proved on a service vessel of Kamchatka fleet. The crew and the ship-owner opportunely got information about protection system modification in state of nonoperability. This permitted organizing maintenance of vessel hull in proper time and cutting down maintenance expenses and reducing repair period by 8-10 times.

Текст научной работы на тему «К вопросу о продолжительности периода эффективной работы систем защиты от коррозии стальных корпусов вспомогательных судов»

СУДОСТРОЕНИЕ, СУДОРЕМОНТ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ФЛОТА

DOI: 10.24143/2073-1574-2017-3-7-15 УДК 620.19:629.5.023

О. А. Белов, В. А. Швецов, Д. А. Арчибисов, О. А. Белавина

К ВОПРОСУ О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПЕРИОДА ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СИСТЕМ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ СТАЛЬНЫХ КОРПУСОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СУДОВ

Основными средствами защиты от коррозии стальных корпусов кораблей и судов являются лакокрасочное покрытие (ЛКП) и протекторная защита (ПЗ). Контроль режима работы этих систем должен выполнять экипаж судна, однако экипажи судов и кораблей Камчатского флота этот контроль не выполняют, ссылаясь на нормативные сроки эксплуатации ЛКП (2 года) и ПЗ (2 года). Установлено, что при эксплуатации вспомогательных судов в прибрежных водах Камчатского региона в зимнее время необходим ежедневный контроль систем защиты от коррозии корпуса судна. Предложен способ контроля, применение которого на одном из вспомогательных судов Камчатского флота доказало его эффективность. Экипаж судна и судовладелец своевременно получили информацию о переходе системы ПЗ к состоянию «неработоспособное». Это позволяет своевременно организовать ремонт корпуса судна, снизить расходы на ремонт и сократить сроки его выполнения в 8-10 раз.

Ключевые слова: коррозия стальных корпусов судов, лакокрасочные покрытия, протекторная защита, контроль режима работы систем защиты от коррозии.

Введение

Коррозия стальных корпусов судов является одной из главных причин износа судов, снижения их прочности и безопасности [1, 2]. Предупреждение преждевременного износа корпуса судна является повседневной задачей экипажа судна [3, 4]. Основными средствами защиты от коррозии корпусов кораблей и судов являются лакокрасочные покрытия (ЛКП) и протекторная защита (ПЗ) [5, 6]. Согласно нормативному документу (НД) минимальный срок эксплуатации ЛКП составляет 2 года, а срок службы протекторов - 4 года [6]. Обоснованность таких сроков эксплуатации систем ЛКП и ПЗ корпусов судов в северных широтах вызывает сомнение [7].

Цель исследования - оценить продолжительность периода эффективной работы систем защиты от коррозии стальных корпусов вспомогательных судов Камчатского флота.

Эксперименты и их обсуждение

Для достижения поставленной цели был выполнен следующий эксперимент. Контролировали режим работы систем ПЗ и ЛКП стального корпуса вспомогательного судна ПЖС-219, используя результаты исследований [8, 9]. На данном судне были проведены плановые ремонтные работы корпуса судна с заменой систем ПЗ и ЛКП. Судно покинуло док 16.08.2016 г. Контроль режима работы систем ПЗ и ЛКП проводили в осеннее-зимний период с 18.11.2016 г. по 15.01.2017 г. при стояночном режиме судна. Для этого измеряли в контрольных точках корпуса судна его потенциал и силу тока, набегающего на электрод сравнения [8]. Измерения проводили в 6-ти контрольных точках согласно рекомендациям [5, 10]. Схема расположения контрольных точек корпуса судна приведена на рис. 1.

Рис. 1. Схема расположения контрольных точек корпуса вспомогательного судна ПЖС-219

Измерения контролируемых параметров выполняли с помощью мультиметра ДТ-830В и переносного электрода, изготовленного студентами факультета заочного обучения Камчатского государственного технического университета способом, предложенным в работе [11] и приведенным на рис. 2.

Рис. 2. Конструкция устройства для измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов: 1 - корпус судна; 2 - фальшборт; 3 - переносной милливольтметр;

4 - прижимной контакт; 5 - токопроводящий электрод; 6 - морская вода

В каждой контрольной точке, согласно рекомендациям [6], трижды измеряли значения контролируемых параметров: потенциала - и и силы тока - I. Затем рассчитали их среднее значение ис и /с, после чего рассчитали средние значения Си = Ъис / 6 и С/ = Ъ /с / 6 для каждой серии измерений контрольных параметров. Результаты эксперимента приведены в таблице и на рис. 3, 4.

Результаты измерений контролируемых параметров системы ПЗ и ЛКП вспомогательного судна

ПЖС-219

№ п/п Дата измерения Контролируемый параметр Средние значения результатов измерений в контрольной точке №

Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Т6 Си = I Uc / 6; С, = I , / 6

1 18.11.2016 ий мВ 0,819 0,760 0,819 0,715 0,910 0,824 0,809

/с, мА 28,3 30,5 27,0 28,3 29,9 30 29,0

2 19.11.2016 ий мВ 0,819 0,800 0,819 0,700 0,910 0,824 0,812

/с, мА 26,0 27,0 24,0 26,0 27,0 28,0 26,3

Продолжение табл.

№ п/п Дата измерения Контролируемый параметр Средние значения результатов измерений в контрольной точке №

Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Т6 Си = I ис / 6; С, = I 1с / 6

3 20.11.2016 ис, мВ 0,740 0,780 0,805 0,791 0,830 0,833 0,797

1с, мА 23,0 24,3 22,3 24,5 28,3 26,5 24,8

4 21.11.2016 ис, мВ 0,772 0,780 0,720 0,735 0,800 0,820 0,771

1с, мА 22,5 24,0 22,7 24,5 28,5 26,7 24,8

5 22.11.2016 ис, мВ 0,785 0,790 0,740 0,810 0,785 0,795 0,771

1с, мА 22,5 23,3 20,7 24,2 27,0 25,4 23,9

6 23.11.2016 ис, мВ 0,720 0,780 0,782 0,740 0,800 0,793 0,769

1с, мА 23,0 24,0 21,8 22,5 28,0 26,4 24,3

7 24.11.2016 ис, мВ 0,740 0,795 0,767 0,775 0,805 0,800 0,780

1с, мА 23,3 23,5 22,4 24,1 28,7 27,0 24,8

8 25.11.2016 ис, мВ 0,800 0,785 0,774 0,790 0,832 0,808 0,798

1с, мА 23,4 24,4 20,6 25,0 28,6 27,7 25,0

9 26.11.2016 ис, мВ 0,830 0,794 0,775 0,827 1,063 0,818 0,851

1с, мА 24,3 25,0 20,9 25,6 27,8 27,3 25,5

10 27.11.2016 ис, мВ 0,743 0,785 0,793 0,830 0,884 0,855 0,815

1с, мА 23,0 24,6 20,0 22,9 26,4 24,8 23,6

11 28.11.2016 ис, мВ 0,795 0,800 0,790 0,800 0,900 0,820 0,818

1с, мА 19,9 21,1 20,7 20,0 24,9 21,4 21,0

12 29.11.2016 ис, мВ 0,842 0,800 0,780 0,848 1,017 0,820 0,851

1с, мА 26,0 26,8 24,6 28,4 31,0 29,9 27,8

13 30.11.2016 ис, мВ 0,810 0,822 0,793 0,817 0,907 0,887 0,839

1с, мА 22,0 21,0 19,4 20,3 25,3 22,8 21,8

14 01.12.2016 ис, мВ 0,792 0,807 0,789 0,800 0,855 0,910 0,826

1с, мА 22,6 21,7 20,9 22,4 25,9 23,3 22,8

15 02.12.2016 ис, мВ 0,790 0,800 0,785 0,780 0,826 0,793 0,796

1с, мА 23,0 22,0 21,0 23,2 26,5 25,3 23,5

16 03.12.2016 ис, мВ 0,800 0,815 0,790 0,795 0,875 0,810 0,814

1с, мА 23,6 22,7 23,4 24,0 27,3 25,0 24,3

17 04.12.2016 ис, мВ 0,830 0,814 0,800 0,834 0,903 0,857 0,837

1с, мА 22,5 23,2 21,1 24,6 27,3 26,5 24,2

18 05.12.2016 ис, мВ 0,842 0,810 0,800 0,852 0,996 0,840 0,857

1с, мА 22,7 23,6 21,8 24,2 29,0 27,3 24,8

19 06.12.2016 ис, мВ 0,843 0,800 0,795 0,825 0,910 0,865 0,839

1с, мА 23,4 24,0 21,6 25,0 29,5 26,7 25,0

20 07.12.2016 ис, мВ 0,795 0,720 0,808 0,833 0,954 0,820 0,822

1с, мА 23,2 24,3 20,9 25,0 29,3 27,8 25,1

21 08.12.2016 ис, мВ 0,810 0,800 0,795 0,795 0,890 0,830 0,820

1с, мА 23,6 25,2 21,0 26,5 28,5 27,1 25,3

Продолжение табл.

№ п/п Дата измерения Контролируемый параметр Средние значения результатов измерений в контрольной точке №

Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Т6 Си = I Uc / 6; С, = I 1с / 6

22 09.12.2016 ис, мВ 0,790 0,795 0,817 0,819 0,825 0,870 0,819

1с, мА 23,5 24,2 21,7 22,5 27,0 24,8 24,0

23 10.12.2016 ис, мВ 0,810 0,800 0,810 0,810 0,805 0,845 0,813

1с, мА 22,4 23,2 20,7 25,0 27,0 26,0 24,0

24 11.12.2016 ис, мВ 0,834 0,805 0,780 0,800 0,825 0,830 0,812

1с, мА 23,6 22,8 21,1 24,1 28,7 27,3 24,6

25 12.12.2016 ис, мВ 0,775 0,747 0,735 0,740 0,850 0,772 0,770

1с, мА 22,8 24,4 21,7 25,6 28,3 26,4 24,9

26 13.12.2016 ис, мВ 0,705* 0,675* 0,660* 0,690* 0,940 0,734* 0,734

1с, мА 24,5 25,5 23,0 24,0 27,0 25,8 24,8

27 14.12.2016 ис, мВ 0,718* 0,710* 0,641* 0,680* 0,775 0,730* 0,709

1с, мА 21,0 20,0 20,7 20,5 24,0 23,0 21,4

28 15.12.2016 ис, мВ 0,695* 0,673* 0,630* 0,682* 0,800 0,700* 0,697

1с, мА 21,5 21,0 20,9 22,7 26,0 23,0 22,5

29 16.12.2016 ис, мВ 0,669* 0,638* 0,610* 0,690* 0,854 0,685* 0,691

1с, мА 22,3 22,6 21,7 22,5 26,3 25,0 23,4

30 17.12.2016 ис, мВ 0,678* 0,670* 0,655* 0,718* 0,922 0,705* 0,725

1с, мА 22,9 23,0 22,5 23,8 27,0 25,5 24,1

31 18.12.2016 ис, мВ 0,660* 0,635* 0,621* 0,728* 0,955 0,690* 0,715

1с, мА 23,0 23,4 21,0 24,0 26,5 26,0 24,0

32 19.12.2016 ис, мВ 0,675* 0,655* 0,630* 0,700* 0,807 0,715* 0,697

1с, мА 23,0 23,5 21,0 24,3 28,5 27,0 24,6

33 20.12.2016 ис, мВ 0,692* 0,680* 0,635* 0,729* 0,944 0,732* 0,735

1с, мА 22,5 23,6 21,3 24,5 29,0 26,7 24,6

34 21.12.2016 ис, мВ 0,690* 0,720* 0,650* 0,732* 0,875 0,750 0,736

1с, мА 23,8 24,5 21,1 25,3 29,0 28,1 25,3

35 22.12.2016 ис, мВ 0,670* 0,680* 0,669* 0,732* 0,965 0,730* 0,741

1с, мА 23,8 25,0 21,5 26,0 28,0 27,6 25,3

36 23.12.2016 ис, мВ 0,680* 0,700* 0,652* 0,715* 0,840 0,720* 0,718

1с, мА 22,4 22,8 20,5 23,4 27,2 24,9 23,5

37 24.12.2016 ис, мВ 0,676* 0,660* 0,638* 0,660* 0,730* 0,724* 0,681

1с, мА 19,3** 19 5** 19,8** 20,0 24,8 22,0 20,9

38 25.12.2016 ис, мВ 0,690* 0,720* 0,695* 0,700* 0,785 0,821 0,735

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1с, мА 20,0 21,7 20,0 21,0 26,7 23,4 22,1

39 14.01.2017 ис, мВ 0,656* 0,697* 0,700* 0,681* 0,935 0,695* 0,727

1с, мА 19,2** 20,5 18,5** 20,2 22,2 22,2 20,5

40 15.01.2017 ис, мВ 0,670* 0,711* 0,682* 0,700* 0,765 0,797 0,721

1с, мА 19 7** 20,2 19,0** 21,3 21,7 21,4 20,6

* - Отклонение значения ис от значений, рекомендуемых Руководством по защите кораблей [5].

**- Отклонение значения 1с от значений, рекомендуемых в Руководящем документе (РД) [6] и работе [10].

ис, мВ

1,05

0,95

0,9

0,85

0,8

0,75

0,7

0,65

0,6

I \ I \

/

I \

1_V;

1

О

АЛ*

I

/ /Г

74

К

К /

/

1 V \

/

X-

/ \ / \

-А-

\

т

\

"7—/ V.-/.

К

/ V ч : V л г" \

V V • А- "V*

Л»:_г__^_< уу.>

7~

/

/

\ / \ ' 1 / V / *

I /\

1;

\ \

\ / \ /

А V '

«

I I I

I •

^Чг-

I I I

т-

VV

V

-V

-н-/1 I \

, ГТ

4 1

1 ✓

ч I

V

V,*-

-Д-"

г* I

\ а \ л

г

гт \/

V/ А • ,

V / ■ . *—/ \ /Л—/V -

\ \ • д\/ / А V' \ .••• _\ /Л /_'_^_л_

~—V/ч\/—7*

•ч , N _ "

к. * . X

ч/

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

.....Т1 ---Т2 - -ТЗ - ■ Т4 — Т5 — Тб

Количество измерений

Рис. 3. Изменение потенциала корпуса судна: Т1-Т6 - контрольные точки

у дос

о рое ние

судор

нти

с

с

й а

Л

лот а

Ic, мА

зо

Г

\

li i.i n!i

m

28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

U

/

/

\

\

YF

л_

Ml

-L

A.

\

/

\

-L—V

\

T\

V

26

\ V\ x \ \\ •

»\\ \-a

/

/

/• N N.\

\ \\ i

/

w дх

• * r¿3 i| /

fí y-il

/

/

/ /

\

Л \ / / \ Л

Л

/ \ \ L-^i-

y

I

/чJr

/

\

\ \ \ \

\

4

A

/ \ \ / l / \\ W \

/ уЛ\ \ y \

§

л

í 1

1

SS

24

■ I

' V\ \ \

' a

ч\

/ ^ - "' /\i ./ . V i .1 1

/ ./ - i\ / V / M

/

i* • \ /

/

/

• N

l V l.| > ,

:M :—7—r-x

V \ ¿til / /,-'-. x .

\\ ;¡? »Й- /-• '>' / i> 1} it.

/

Лд_

t-

l

22

\ : \ i / \ . /

\ / V / * •: ' \ >.......

\4 ,-v

v' .....

_\/ t

•i \ :

V \ /

ífi

' V. /

л » - ...

/ • г/ ч ' ' /Л

%. . \»•

\

Vv, \ /• \

\\ ; / \\ W * ' i

T

20

w \l

.1/

* \

\ — —

lili

1/7

/i /

V

г';-i / i/

. I.

\ l \ ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

v V 4V

18

W i

V/

\\

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 15 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

^ - - - - - -■:" - ■ ' — : ^ Количество

измерений

Рис. 4. Изменение силы тока, набегающего на электрод сравнения: Т1-Т6 - контрольные точки

Из результатов выполненных исследований следует:

- в период с 18.11.2016 г. по 12.12.2016 г. потенциал корпуса судна соответствовал требованиям НД [12], т. к. Uc > 750 мВ;

- с 13.12.2016 г. техническое состояние системы ПЗ на исследуемом судне относится к виду «неработоспособное» [13], т. к. Uc < 750 мВ;

- результаты измерения силы тока, характеризующие состояние ЛКП, можно считать однородными [14], т. е. техническое состояние ЛКП в контролируемый период не претерпело значительных изменений.

Полученные результаты можно объяснить следующим образом. При перемещении судна по акватории в зимний период оно потеряло отдельные протекторы вследствие трения, возникающего между корпусом и льдинами, поэтому потенциал корпуса судна значительно снизился. Большую часть времени судно находилось у причальной стенки, поэтому износ ЛКП незначителен.

Заключение

Продолжительность периода эффективной работы систем ПЗ и ЛКП необходимо устанавливать в процессе эксплуатации судна. Эта характеристика может значительно отклоняться от значения, регламентируемого НД [6] при эксплуатации судов в северных широтах.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Марткович А. М. Борьба с коррозией корпуса судна. М.: Морской транспорт, 1955. 170 с.

2. Зобочев Ю. Е., Солинская Э. В. Защита судов от коррозии и обрастания. М.: Транспорт, 1984. 174 с.

3. Максимаджи А. И., Беленький Л. М., Бринер А. С. Оценка технического состояния корпусов морских судов. Л.: Судостроение, 1982. 156 с.

4. Коробцов И. М. Техническое обслуживание и ремонт флота. М.: Транспорт, 1975. 195 с.

5. Руководство по защите корпусов надводных кораблей ВМФ от коррозии и обрастания. М: Воен. изд-во, 2002. 350 с.

6. РД 31.28.10-97. Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200049727 (дата обращения: 07.04.2017).

7. Швецов В. А., Белов О. А., Белозёров П. А., Белавина О. А., Кирносенко В. В. Обоснование необходимости подготовки операторов для измерения потенциала стальных корпусов судов и кораблей // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2016. Вып. 37. С. 19-24.

8. Пат. РФ № 2589246. Способ контроля режима работы протекторной защиты стальных корпусов кораблей и судов / Швецов В. А., Адельшина Н. В., Белозеров П. А., Коростылев Д. В., Белавина О. А.; опубл. 10.07.2016.

9. Швецов В. А., Белозёров П. А., Адельшина Н. В., Белавина О. А., Петренко О. Е., Шунькин Д. В., Кирносенко В. В. Влияние квалификации оператора на результаты измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2014. Вып. 30. С. 46-54.

10. Белозёров П. А., Швецов В. А., Белавина О. А., Шунькин Д. В., Коростылев Д. В., Пахомов В. А., Малиновский С. А. Обоснование способа выбора контрольных точек для измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2014. Вып. 28. С. 6-11.

11. Швецов В. А., Белозёров П. А., Коростылев Д. В., Пахомов В. А., Малиновский С. А., Белавина О. А., Адельшина Н. В. Испытание устройства для измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов // Наука, образование, инновации: пути развития: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (Петропавловск-Камчатский, 21-24 апреля 2015 г.). Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2015. С. 164-166.

12. ГОСТ 9.056-75. Стальные корпуса кораблей и судов. Общие требования к электрохимической защите при долговременном стояночном режиме. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200015017 (дата обращения: 20.07.2015).

13. ГОСТ 20911-89. Техническая диагностика. Термины и определения. URL: StandartGost.ru>g/ (дата обращения: 08.09.2016).

14. Смагунова А. Н., Шмелева Е. И., Швецов В. А. Алгоритмы оперативного и статического контроля качества работы аналитической лаборатории. Новосибирск: Наука, 2008. 60 с.

Статья поступила в редакцию 10.04.2017

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Белов Олег Александрович — Россия, 683003, Петропавловск-Камчатский; Камчатский государственный технический университет; канд. техн. наук; зав. кафедрой электро- и радиооборудования судов; [email protected].

Швецов Владимир Алексеевич - Россия, 683003, Петропавловск-Камчатский; Камчатский государственный технический университет; д-р хим. наук, доцент; профессор кафедры электро- и радиооборудования судов; [email protected].

Арчибисов Дмитрий Александрович - Россия, 683031, Петропавловск-Камчатский; Камчатская дирекция по техническому обеспечению надзора на море; зам. директора; [email protected].

Белавина Ольга Александровна - Россия, 683003, Петропавловск-Камчатский; Камчатский государственный технический университет; специалист по научно-технической информации отдела науки и инноваций; [email protected].

O. A. Belov, V. A. Shvetsov, D. A. Archibisov, O. A. Belavina

TO THE QUESTION OF CORRECT FUNCTIONABILITY OF CORROSION PROTECTION SYSTEM CONCERNING SERVICE VESSEL STEEL HULL

Abstract. The main protection systems against corrosion of steel hull are lacquer coating and protective action (PA). The running regime control of these systems must be performed by the crew. Nevertheless, Kamchatka fleet crews don't perform the control alluded to rated resources for lacquer coating (2 years) and for PA (2 years). It has been found that everyday control of protection system is necessary against corrosion of vessel hull if the service vessels run in coastal waters of Kamchatka during winter. The authors have proposed the means of control which effectiveness was proved on a service vessel of Kamchatka fleet. The crew and the ship-owner opportunely got information about protection system modification in state of nonoperability. This permitted organizing maintenance of vessel hull in proper time and cutting down maintenance expenses and reducing repair period by 8-10 times.

Key words: corrosion of steel hulls, lacquer coating, protective action, control of protection system against corrosion.

REFERENCES

1. Martkovich A. M. Bor'ba s korroziei korpusa sudna [Combatting corrosion of the ship hull]. Moscow, Morskoi transport Publ., 1955. 170 p.

2. Zobochev Iu. E., Solinskaia E. V. Zashchita sudov ot korrozii i obrastaniia [Ship protection against corrosion and fouling]. Moscow, Transport Publ., 1984. 174 p.

3. Maksimadzhi A. I., Belen'kii L. M., Briner A. S. Otsenka tekhnicheskogo sostoianiia korpusov morskikh sudov [Technical reconnaissance of sea-going ship hulls]. Leningrad, Sudostroenie Publ., 1982. 156 p.

4. Korobtsov I. M. Tekhnicheskoe obsluzhivanie i remont flota [Fleet maintenance and repair]. Moscow, Transport Publ, 1975. 195 p.

5. Rukovodstvo po zashchite korpusov nadvodnykh korablei VMF ot korrozii i obrastaniia [Manual on surface navy ship protection against corrosion and fouling]. Moscow, Voennoe izdatel'stvo, 2002. 350 p.

6. RD 31.28.10-97. Kompleksnye metody zashchity sudovykh konstruktsii ot korrozii [Complex protective means against ship structures corrosion]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200049727 (accessed: 07.04.2017).

7. Shvetsov V. A., Belov O. A., Belozerov P. A., Belavina O. A., Kirnosenko V. V. Obosnovanie ne-obkhodimosti podgotovki operatorov dlia izmereniia potentsiala stal'nykh korpusov sudov i korablei [Grounds for operators' training in order to assess the potential of steel hulls of vessels and ships]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2016, iss. 37, pp. 19-24.

8. Shvetsov V. A., Adel'shina N. V., Belozerov P. A., Korostylev D. V., Belavina O. A. Sposob kontrolia rezhima raboty protektornoi zashchity stal'nykh korpusov korablei i sudov [Control means of protector protection of the steel hulls of ships and vessels]. Patent RF No. 2589246, 10.07.2016.

9. Shvetsov V. A., Belozerov P. A., Adel'shina N. V., Belavina O. A., Petrenko O. E., Shun'kin D. V., Kirnosenko V. V. Vliianie kvalifikatsii operatora na rezul'taty izmereniia zashchitnogo potentsiala stal'nykh korpusov korablei i sudov [The influence of the operator's qualification on the results of measuring protective potential of steel hulls of ships and vessels]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2014, iss. 30, pp. 46-54.

10. Belozerov P. A., Shvetsov V. A., Belavina O. A., Shun'kin D. V., Korostylev D. V., Pakhomov V. A., Malinovskii S. A. Obosnovanie sposoba vybora kontrol'nykh tochek dlia izmereniia zashchitnogo potentsiala stal'nykh korpusov korablei i sudov [Foundation for selecting control points for measuring protective potential of steel hulls of ships and vessels]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2014, iss. 28, pp. 6-11.

11. Shvetsov V. A., Belozerov P. A., Korostylev D. V., Pakhomov V. A., Malinovskii S. A., Belavina O. A., Adel'shina N. V. Ispytanie ustroistva dlia izmereniia zashchitnogo potentsiala stal'nykh korpusov korablei i sudov [Testing the device measuring protective potential of steel hulls of ships and vessels ]. Nauka, obrazovanie, inno-vatsii: puti razvitiia: materialy VI Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Petropavlovsk-Kamchatskii, 21-24 aprelia 2015 g.). Petropavlovsk-Kamchatsky, KamchatGTU, 2015. Pp. 164-166.

12. GOST 9.056-75. Stal'nye korpusa korablei i sudov. Obshchie trebovaniia k elektrokhimicheskoi zash-chite pri dolgovremennom stoianochnom rezhime [GOST 9.056-75. Steel hulls of ships and vessels]. Available at: http: //docs.cntd.ru/document/1200015017 (accessed: 20.07.2015).

13. GOST 20911-89. Tekhnicheskaia diagnostika. Terminy i opredeleniia [GOST 20911-89. Technical diagnostics. Terms and definitions]. Available at: StandartGost.ru>g/ (accessed: 08.09.2016).

14. Smagunova A. N., Shmeleva E. I., Shvetsov V. A. Algoritmy operativnogo i staticheskogo kontrolia kachestva raboty analiticheskoi laboratorii [Algorithms of operational and static quality control of the Analytical Laboratory's work]. Novosibirsk, Nauka Publ., 2008. 60 p.

The article submitted to the editors 10.04.2017

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Belov Oleg Aleksandrovich - Russia, 683003, Petropavlovsk-Kamchatsky; Kamchatka State Technical University; Candidate of Technical Sciences; Head of the Department of Electrical and Radio Equipment of Ships; [email protected].

Shvetsov Vladimir Alekseevich - Russia, 683003, Petropavlovsk-Kamchatsky; Kamchatka State Technical University; Doctor of Chemical Sciences; Assistant Professor; Professor of the Department of Electrical and Radio Equipment of Ships; [email protected].

Archibisov Dmitry Aleksandrovich - Russia, 683003, Petropavlovsk-Kamchatsky; Kamchatka's Directorate for Technical Supply of Sea Supervision; Deputy Director; [email protected].

Belavina Olga Aleksandrovna - Russia, 683003, Petropavlovsk-Kamchatsky; Kamchatka State Technical University; Science and Innovation Department; Specialist in Technical and Scientific Information of Science and Innovation Department; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.