Научная статья на тему 'К вопросу выбора операторов для контроля систем защиты от коррозии судов и кораблей'

К вопросу выбора операторов для контроля систем защиты от коррозии судов и кораблей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
43
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррозия корпусов судов / протекторная защита / измерение потенциала корпуса судна / подготовка операторов. / ship hull corrosion / sacrificial protection / vessel hull potential measurement / operator training.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — В. А. Швецов, Д. П. Ястребов, Б. В. Тарабанов, А. П. Ушакевич, Г. В. Кузнецов

Эксплуатация судов и кораблей невозможна без постоянной и целенаправленной борьбы с коррозией стальных корпусов судов и кораблей. Члены экипажей судов должны контролировать эффективность работы протекторной защиты и состояние лакокрасочного покрытия. Отсутствие специальной подготовки членов экипажей приводит к невозможности выполнения требований нормативных документов по контролю эффективности работы судовых систем защиты от коррозии. Проведенные исследования показали, что только специально подготовленный оператор способен выполнять контрольные измерения потенциала корпуса судна с минимальной погрешностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — В. А. Швецов, Д. П. Ястребов, Б. В. Тарабанов, А. П. Ушакевич, Г. В. Кузнецов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPON THE CHOICE OF OPERATORS FOR MONITORING SHIPBOARD CORROSION PROTECTION SYSTEMS

Operation of ships and vesels is impossible without a constant and purposeful fight against corrosion of steel ships hulls. Crew members should monitor the sacrificial protection efficiency and the paintwork condition. The lack of special training for crew members leads to the impossibility of fulfilling the requirements of regulatory documents for monitoring the performance of shipboard corrosion protection systems. The conducted studies showed that only specially trained operator is able to perform control measurements of the ship's hull potential with minimal error.

Текст научной работы на тему «К вопросу выбора операторов для контроля систем защиты от коррозии судов и кораблей»

УДК 620.193:629.5.023

В.А. Швецов1, Д.П. Ястребов2, Б.В. Тарабанов1, А.П. Ушакевич1, Г.В. Кузнецов1, С.А. Зайцев1, А.Б. Дороганов1, О.А. Белавина1

1 Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003;

2 Научно-исследовательский геотехнологический центр ДВО РАН, Петропавловск-Камчатский, 683002 e-mail: oni@kamchatgtu.ru

К ВОПРОСУ ВЫБОРА ОПЕРАТОРОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СИСТЕМ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ СУДОВ И КОРАБЛЕЙ

Эксплуатация судов и кораблей невозможна без постоянной и целенаправленной борьбы с коррозией стальных корпусов судов и кораблей. Члены экипажей судов должны контролировать эффективность работы протекторной защиты и состояние лакокрасочного покрытия. Отсутствие специальной подготовки членов экипажей приводит к невозможности выполнения требований нормативных документов по контролю эффективности работы судовых систем защиты от коррозии. Проведенные исследования показали, что только специально подготовленный оператор способен выполнять контрольные измерения потенциала корпуса судна с минимальной погрешностью.

Ключевые слова: коррозия корпусов судов, протекторная защита, измерение потенциала корпуса судна, подготовка операторов.

V.A. Shvetsov1, D.P. Yastrebov2, B.V. Tarabanov1, A.P. Ushakevich1, G.V. Kuznetsov1, S.A. Zaitsev1, A.B. Doroganov1, O.A. Belavina1

1 Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003; 2 Scientific-Research Geotechnological Center FEB RAS, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683002 e-mail: oni@kamchatgtu.ru

UPON THE CHOICE OF OPERATORS FOR MONITORING SHIPBOARD CORROSION

PROTECTION SYSTEMS

Operation of ships and vesels is impossible without a constant and purposeful fight against corrosion of steel ships hulls. Crew members should monitor the sacrificial protection efficiency and the paintwork condition. The lack of special training for crew members leads to the impossibility of fulfilling the requirements of regulatory documents for monitoring the performance of shipboard corrosion protection systems. The conducted studies showed that only specially trained operator is able to perform control measurements of the ship's hull potential with minimal error.

Key words: ship hull corrosion, sacrificial protection, vessel hull potential measurement, operator training.

Эксплуатация судов и кораблей невозможна без постоянной и целенаправленной борьбы с коррозией стальных корпусов судов и кораблей [1]. Члены экипажей судов должны контролировать эффективность работы протекторной защиты и состояние лакокрасочного покрытия [2, 3]. Отсутствие специальной подготовки членов экипажей приводит к невозможности выполнения требований нормативных документов по контролю эффективности работы судовых систем защиты от коррозии [2, 3].

Согласно профессиональному стандарту [4] специалист по строительному контролю систем защиты от коррозии должен иметь квалификацию 4-6 уровня. Получение такой квалификации возможно при наличии у претендента среднего или высшего профессионального образования, а также стажа практической работы не менее двух лет (в случае выполнения наиболее ответственных заданий - не менее пяти лет) в области устройства и сооружения систем защиты от коррозии.

Наука, образование, инновации: пути развития

На судах и кораблях также наблюдаются проблемы, связанные с отсутствием специальной подготовки членов экипажей для контроля работоспособности систем защиты от коррозии.

В натурных экспериментах приняли участие три оператора, при этом два оператора имели специальную подготовку разного уровня, третий оператор такой подготовки не имел. Операторы измеряли потенциал корпуса судна в одной контрольной точке и выполнили 15 измерений. Затем рассчитали коэффициенты вариации результатов измерений. Результаты эксперимента приведены в таблице.

Результаты измерений потенциала корпуса судна

№ измерения Результаты измерения потенциала Ui, мВ и их статистической обработки

первый оператор второй оператор третий оператор

Ui Ui - Ucp (Ui - Ucp)2 Ui Ui - Ucp (Ui - Ucp)2 Ui Ui - Ucp (Ui - Ucp)2

1 844 1,6 2,56 839 15,1 228,01 800 161,6 26114,56

2 844 1,6 2,56 841 17,1 292,41 700 61,6 3794,56

3 843 0,6 0,36 836 12,1 146,41 385 -253,4 64211,56

4 843 0,6 0,36 833 9,1 82,81 470 -168,4 28358,56

5 843 0,6 0,36 822 -1,9 3,61 700 61,6 3794,56

6 842 -0,4 0,16 828 4,1 16,81 800 161,6 26114,56

7 842 -0,4 0,16 824 0,1 0,01 390 -258,4 66770,56

8 842 -0,4 0,16 826 2,1 4,41 450 -188,4 35494,56

9 843 0,6 0,36 825 1,1 1,21 700 61,6 3794,56

10 843 0,6 0,36 818 -5,9 34,81 800 161,6 26114,56

11 842 -0,4 0,16 817 -6,9 47,61 390 -258,4 66770,56

12 842 -0,4 0,16 808 -15,9 252,81 450 -188,4 35494,56

13 841 -1,4 1,96 809 -14,9 222,01 845 206,6 42683,56

14 841 -1,4 1,96 822 -1,9 3,61 846 207,6 43097,76

15 841 -1,4 1,96 810 -13,9 193,21 850 211,6 44774,56

СуммаЕ 12636 0 13,60 12358 -0,5 1529,75 9576 -20,0 517383,6

Среднее значение ^ер, мВ 842,4 - - 823,9 - - 638,4 - -

Дисперсия, £2 0,971 - - 109,268 - - 36955,97 - -

Стандартное отклонение, £ 0,986 - - 10,453 - - 192,239 - -

Коэффициент вариации, V, % 0,12 - - 1,27 - - 30,11 - -

Проведенные исследования показали, что только специально подготовленный оператор способен выполнять контрольные измерения потенциала корпуса судна с минимальной погрешностью [5-8]. Присутствие в составе экипажа судна специально подготовленного оператора дает возможность своевременно установить необходимость проведения ремонтных работ системы противокоррозионной защиты судна и позволяет значительно сократить затраты и продолжительность выполнения ремонта [9-11].

Литература

1. Зобочев Ю.Е., Солинская Э.В. Защита судов от коррозии и обрастания. - М.: Транспорт, 1984. - 174 с.

2. РД 31.28.10-97. Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200049727 (дата обращения: 07.04.2017).

3. ГОСТ 26501-85. Корпуса морских судов. Общие требования к электрохимической защите. - М.: Изд-во стандартов, 1985. - 9 с.

4. Профстандарт: 16.093 Специалист по строительному контролю систем защиты от коррозии [Электронный ресурс]. - URL: http://classinform.ru/profstandarty/16.093-spetcialist-po-stroitelnomu-kontroliu-sistem-zashchity-ot-korrozii.html (дата обращения: 20.11.2018).

5. Обоснование необходимости подготовки операторов для измерения потенциала стальных корпусов судов и кораблей / В.А. Швецов, О.А. Белов, П.А. Белозёров, О.А. Белавина, В.В. Кирносенко // Вестник Камчат. гос. техн. ун-та. - 2016. - № 37. - С. 19-24.

6. Влияние квалификации оператора на результаты измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов / В.А. Швецов, П.А. Белозёров, Н.В. Адельшина, О.А. Бела-

вина, О.Е. Петренко, Д.В. Шунькин, В.В. Кирносенко // Вестник Камчат. гос. техн. ун-та. -2014. - № 30. - С. 46-54.

7. Швецов В.А, Шунькин Д.В., Белавина О.А. Обоснование необходимости подготовки операторов для контроля режима работы систем электрохимической защиты от коррозии стальных корпусов судов и кораблей / // Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, промысловое и техническое использование: Материалы Седьмой всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (22-24 марта 2016 г.). - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2016. - Ч. 1. -С.87-188.

8. К вопросу о совершенствовании подготовки операторов для контроля систем защиты от коррозии судов и кораблей / Д.В. Шунькин, С.А. Зайцев, А.Ю. Бессонов, Б.В. Тарабанов, А.П. Ушакевич, Г.В. Кузнецов, А.Б. Дороганов // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Девятой всерос. науч.-практ. конф. (22-24 мая 2018 г.). - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2018. - С. 121-124.

9. Контроль качества ремонта систем ПЗ и ЛКП на судах типа МРС / О.А. Белов, Д.П. Ястребов, В.А. Швецов, О.А. Белавина // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. (23-25 мая 2017 г.). - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2017. - С. 58-59.

10. Арчибисов Д.А., Швецов В.А. Контроль качества материалов и работ в ходе ремонта средств противокоррозионной защиты корпуса на маломерных судах // Вестник Камчат. гос. техн. ун-та. - 2018. - № 44. - С. 6-13.

11. Арчибисов Д.А., Швецов В.А., Дороганов А.Б. Верификация результатов натурных коррозионных испытаний стальных корпусов маломерных судов // Вестник Камчат. гос. техн. ун-та. -2019. - № 47. - С. 6-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.