Научная статья на тему 'Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации ООО «ПримСервис» г. Артем'

Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации ООО «ПримСервис» г. Артем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куртукова М.А., Батурина О.А.

В современном менеджменте приобретают все большее значение мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации ООО «ПримСервис» г. Артем»

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ООО «ПРИМСЕРВИС» Г. АРТЕМ

© Куртукова М.А.* *, Батурина О.А.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

В современном менеджменте приобретают все большее значение мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия [2, с. 1].

В данном исследовании рассматриваются проблемы существующей системы мотивации персонала компании ООО «ПримСервис» и предлагаются меры по ее совершенствованию.

Мотивация - это то, что активизирует, стимулирует человека и направляет его действия к поставленной цели.

Стимул - это внешнее побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой), чаще всего материальное вознаграждение определенной формы.

Мотивация труда - это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению цели предприятия через удовлетворения их собственных потребностей [9, с. 2].

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.

В качестве объекта исследования было выбрано общество с ограниченной ответственностью ООО «ПримСервис», предприятие города Артема, Приморский край, занимающегося розничной торговлей сотовыми телефонами и подключением к операторам связи.

На основании технико -экономических показателей компании ООО «ПримСервис» и анализа прибыли можно отметить, что прибыль от продаж на предприятии увеличивалась в течении всего исследуемого периода, что видно на диаграмме, представленной на рис. 1.

* Студент кафедры Экономики и менеджмента.

* Старший преподаватель кафедры Экономики и менеджмента.

Современные тенденции развития кадрового менеджмента

37

Рис. 1. Динамика прибыли ООО «ПримСервис» за 2011-2013 г.

Анализ кадрового состава показал, что численность персонала в 2013 году уменьшилась на 4 человека, по сравнению с 2012 годом в связи с неудовлетворенностью персонала размером заработной платы.

Анализ заработной платы заработной платы персонала показал, что за отчетный период наблюдается повышение уровня среднегодовой заработной платы персонала предприятия на 12000 рублей. Среднемесячная зарплата работников повысилась за исследуемый период на 1000 рублей и составила в 2013 году 11000 рублей, что незначительно больше прожиточного минимума работающего населения.

Оценка существующей мотивации персонала в ООО «ПримСервис» была проведена с использованием теста «Удовлетворенность работой» по В.А. Розановой [3, с. 3].

По результатам исследования составлена структура мотивации работников, диаграмма которой представлена на рис. 2.

■ Неудовлетворены всеми аспектами трудовой деятельности компании

■ Не удовлетворены заработной платой и системой денежного вознаграждения

■ Удовлетворены во всем Рис. 2. Структура мотивации работников ООО «ПримСервис»

На основании проведенных исследований был рассчитан общий коэффициент удовлетворенности трудом.

Для того чтобы рассчитать индекс удовлетворенности, необходимо воспользоваться формулой:

38

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ИУ = [(+1) X N1 + (+0,5) X N2 + (0) х N3 + (-0,5) х N4 + (-1) х N5] х 100 / N (1)

где (+1), (+0,5), (0), (-0,5), (-1) Nj - число респондентов, выбравших данный вариант ответа;

N - общее число респондентов, ответивших на вопрос: N = SNj.

Результирующая шкала индекса удовлетворенности варьируется от негативного -100 - «очень плохо» до позитивного +100 - «очень хорошо»

Проводим расчет индекса для данного утверждения:

ИУ = [(+1) • 13 + (0,5) • 25 + 0 • 4 + (-0,5) • 12 + (-1) • 3] • 100 / 58 = 28,4

Общий индекс удовлетворенности трудом персонала предприятия равен 28,4, что соответствует среднему уровню удовлетворенности сотрудников работой в структуре исследуемого предприятия.

Из проведенного исследования существующей системы мотивации персонала в компании ООО ПримСервис было выявлено 3 проблемы.

1. Не эффективная оплата труда.

2. Нет морального стимулирования работников.

3. Не эффективное материальное стимулирование.

Исходя из этого, компании ПримСервис было предложено:

1. Внедрение гибкой системы оплаты труда.

2. Разработать и внедрить меры морального стимулирования работников.

3. Предложить мероприятия направленные на совершенствование материального стимулирования.

Гибкая система оплаты труда повысит материальную заинтересованность работников, повысит качество и производительность труда. При этом размер заработной платы работников будет напрямую зависеть от роста объемов реализованной продукции и услуг. В этом случае работникам кроме оклада выплачиваются ежемесячные вознаграждения в % соотношении от выручки.

В качестве моральных стимулов можно использовать:

- стимулирование свободным временем (отгулы, дополнительные выходные);

- трудовое стимулирование (возможность карьерного роста и участие в управлении предприятием).

В качестве улучшения материального стимулирования:

- компенсация услуг сотовой связи

- оплата дополнительных выходных.

Эффективность предложенных мероприятий. Предложенные меры по совершенствованию методов мотивации труда могут дать рост производительности труда. Предполагается, что реализация всех мероприятий позволит увеличить среднегодовую выручку на - 30 %.

Современные тенденции развития кадрового менеджмента

39

Только за счет внедрения мероприятий будет получен объем дополнительной прибыли, рассчитанный по формуле 2.

AV = (г • 0,1) • (b • 0,3) • 3, (2)

где r - численность работников;

0,1 - планируемое снижение текучести кадров;

b - выработка одного работника за месяц, рублях;

0. 3.- доля увеличение выработки за счет снижения текучести кадров;

3 - количество месяцев, в течение которых работник невольно снижает производительность труда на 30 % [5, с. 58]

AV = (58 • 0,1) • (4655,2 • 0,3) • 3 = 24300,1 тыс. руб.

Таким образом, за счет внедрения предложенных мероприятий объем дополнительных услуг увеличится на 24300,1 тыс. рублей.

На основании произведенных расчетов можно судить о положительном влиянии предложенных мероприятий на экономические показатели предприятия. Оценка эффективности предложенных мероприятий показала, что предложенные меры по совершенствованию методов мотивации труда могут дать прирост его производительности. Исходя из этого, ожидаемое увеличение объема товарооборота - 24300,1 тысяч рублей.

Полученные выводы доказывают, что для человека важна интересная работа, перспективы предприятия, возможность самореализации, а оплата и условия труда вторичны.

Создание эффективной системы мотивации на предприятии позволит решить ряд вытекающих проблем: стабилизировать кадровый состав компании, повысить результативность работы, удержать ценных для компании работников и облегчить увольнение неценного работника.

Поэтому создание эффективной системы мотивации на предприятии и организация постоянного слежения за уровнем мотивации отдельных работников может превратить систему мотивации в одно из приоритетных и действующих орудий управления персоналом.

В целом можно сделать вывод, что внедрение предложенных мероприятий позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда и эффективность всей системы управления компанией.

Список литературы:

1. Боковня А.Е. Мотивация - основа управления человеческими ресурсами: (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании) / А.Е. Боковня. -М.: ИНФРА-М, 2011. - 141 с.

2. Дырин С. Управление персоналом: от кадрового подхода - к многоаспектному / С. Дырин // Кадровик. - 2010. - № 9. - С. 5-10.

40

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

3. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности: учебное пособие / В.А. Розанова. - М., 2010. - 225 с.

4. Виноградова А.М. Мотивация оплаты труда / А.М. Виноградова // А-Содружество. - 2010. - № 4. - С. 270.

5. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 616 с.

6. Жуков Л.И. Справочное пособие по труду и зарплате / Л.И. Жуков, В.В. Горшков. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 266 с.

7. Зайцева Т.В. Заработная плата: расчет и учет / Т.В. Зайцева. - М.: Альфа-Пресс, 2011. - 224 с.

8. Ковалев Г. Как выбрать схему оплаты труда / Г. Ковалев, Е. Аксенова // Справочник по управлению персоналом. - 2010. - № 6. - С. 4-7.

9. Карсетская Е. Положение об оплате труда / Е. Карсетская, И. Михайлов, М. Мошкович, Е. Шершнева // Экономико-правовой бюллетень. - 2009. -№ 3. - С. 61-63.

10. Ковязина Н.З. Заработная плата на предприятии / Н.З. Ковязина. -СПб.: ПИТЕР, 2010. - 258 с.

11. Липатова Л. Оплата труда на российских предприятиях / Л. Липатова // Экономист. - 2010. - № 3. - С. 72-77.

ВНУТРЕННИЙ маркетинг как инструмент МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА

© Махортова А.В.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Рассмотрены основные аспекты повышения мотивации труда персона на современных предприятиях. Выявлены основные недостатки системы управления мотивацией персонала, принятой на отечественных предприятиях. Рассмотрен механизм функционирования внутреннего маркетинга в процессе повышения мотивации и организации персонала на формирование базы уникальных интеллектуальных активов предприятия, способных повысить его конкурентные преимущества на современном рынке.

Ключевые слова персонал, мотивация, производительность труда, внутренний маркетинг, информационно-интеллектуальные ресурсы, интеллектуальные активы, конкурентоспособность.

На сегодняшний день одной из важнейших задач, стоящих перед российской экономикой является повышение эффективности, производитель-

Магистрант кафедры Мировой экономики и менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.