Научная статья на тему 'Разработка мер по повышению устойчивости региональных бюджетов в условиях неравномерности социально-экономического развития'

Разработка мер по повышению устойчивости региональных бюджетов в условиях неравномерности социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / УСТОЙЧИВОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / STABILITY / REGIONAL BUDGET / INTERGOVERNMENTAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Развадовская Юлия Викторовна, Бечвая Мария Раджевна

В статье представлена классификация типов бюджетной устойчивости регионов, а так же меры по повышению устойчивости региональных бюджетов, которые позволят минимизировать риски неэффективного исполнения расходов федерального бюджета, повысить бюджетную устойчивость как федерального, так и региональных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Развадовская Юлия Викторовна, Бечвая Мария Раджевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development measures to improve the sustainability regional budgets in terms of uneven socio-economic development

The paper presents the classification types of fiscal stability the regions, as well as measures to improve the sustainability of regional budgets, which will minimize the risks inefficient execution of the federal budget, improve fiscal sustainability of both the federal and regional budgets.

Текст научной работы на тему «Разработка мер по повышению устойчивости региональных бюджетов в условиях неравномерности социально-экономического развития»

Разработка мер по повышению устойчивости региональных бюджетов в условиях неравномерности социально-экономического развития

Развадовская Ю.В., Бечвая М.Р.

Складывающиеся тенденции неравномерного развития обостряют проблемы перехода к устойчивому типу развития социально-экономических систем. Несмотря на то, что теория устойчивости возникла достаточно давно и проблемы устойчивого развития находят свое отражение в трудах отечественных и зарубежных экономистов, теория устойчивого развития социально-экономических находится на стадии становления.

Рассматривая регион как социально-экономическую систему с точки зрения системного подхода, можно говорить о том, что основа устойчивости заложена генетически внутри самой системы. Это обусловлено тем, что социально-экономическая система обладает множеством элементов взаимосвязанных между собой [1]. При этом каждый элемент системы, то есть регион является сложным, так как состоит из множества взаимосвязанных частей. Социально-экономические системы относятся к классу материальных систем и их устойчивость отличается от устойчивости других видов систем [2, 3]. Это связанно с тем, что связями обеспечивающими устойчивость выступают социально-экономические отношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ [4].

Особую роль при решении социально-экономических проблем играет бюджетное планирование, под которым понимается такое количество и качество ее финансовых ресурсов, которое обеспечивает возможность реализации текущих и перспективных расходов за счет осуществленного своевременного сбора собственных доходов бюджета.

Механизм регулирования бюджетной сбалансированности представляет собой набор экономических методов, приемов, нормативов,

действие которых направленно на реализацию принципов бюджетного устройства страны и обеспечение их взаимосвязи и взаимодействия [5]. Применяя определенные принципы, методы, способы формирования доходов и расходов бюджета органы государственной власти воздействуют на процессы формирования бюджетной сбалансированности [6, 7]. Посредством применения различных инструментов государство регулирует направления бюджетных потоков, формирует пропорции распределения бюджетных средств, что соответственно позволяет реализовывать управление бюджетным устройством государства.

Комплиментарно-адаптивное применение инструментов

межбюджетных отношений предполагает выделение двух потоков бюджетных ресурсов, которые можно определить как восходящий поток денежных средств, формирующий доходы государственного бюджета, и нисходящий поток, обеспечивающий дополнительные поступления централизованных финансов из федерального бюджета в бюджеты регионов. Наибольшее значение для целей управления сбалансированностью бюджетов субъектов федерации имеет нисходящий поток, который позволяет формировать дополнительные источники для субъектов с низким уровнем бюджетной устойчивости.

Посредством реализации методов бюджетного финансирования государственные органы власти осуществляют регулирование движения нисходящего потока [8, 9]. Такие методы предполагают субсидирование, оказание финансовой помощи, кредитование и гарантирование для заимствования. Управление движением финансовых потоков по уровням бюджетной системы должно обеспечить максимально возможную устойчивость бюджетного устройства, как отдельных регионов, так и государства в целом [10]. В зависимости от того каким образом сложились экономические, социальные условия, а также в зависимости от применяемой модели бюджетного регулирования складывается тип бюджетной устойчивости региона.

Таблица 1. Комплементарно-адаптивное сочетание мер бюджетных отношений в отношении регионов с различными типами устойчивости

Тип региона Меры

1 Регионы абсолютно устойчивые Разработка регионами новых инвестиционных проектов для поддержания действующего типа устойчивости региона.

2 Регионы устойчивые Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере горизонтальных межбюджетных отношений. Повышение результативности использования капитальных расходов регионального бюджета. Внедрение методики факторного анализа устойчивости бюджета.

3 Регионы нормально устойчивые Разработка мер стимулирования собираемости налогов и развития предпринимательской деятельности на территории региона. Совершенствование системы финансового контроля. Оптимизация расходной базы бюджета региона

4 Регионы относительно устойчивые Изменение системы пополнения доходной части бюджета посредством замены различных форм бюджетных трансфертов дополнительными нормативами от налогов.

5 Регионы неустойчивые Изменение принципов расходования финансовых ресурсов. Разработка нормативов планирования и софинансирования расходов бюджета субъекта.

6 Регионы абсолютно неустойчивые Разработка бюджетного менеджмента, применение системы территориального выравнивания. Совершенствование политики в области доходов бюджета субъекта. Повышение бюджетной ответственности субъектов.

В целях сохранения определенного уровня государственных расходов и сохранения сбережений бюджетов субъектов необходимо обеспечить финансирование условно финансируемых расходов: в случае невыполнения плановых показателей по доходам - за счет корректировки гарантированного трансферта в сторону увеличения; в случае выполнения плановых показателей по доходам - за счет нефтяных доходов федерального бюджета. Либо использовать следующий механизм: в случае невыполнения плановых показателей по доходам, в первую очередь, сокращать условно финансируемые расходы; если сокращение условно финансируемых расходов не покрывает падение доходов, образовавшейся дефицит в связи с финансированием утвержденных расходов, которые уже распределены, покрывать за счет увеличения гарантированного трансферта из федерального фонда.

При этом корректировка размера гарантированного трансферта на следующий год должна происходить в плановом периоде, а не в отчетном финансовом году. Таким образом, будет обеспечена стабильность расходов государственного бюджета, что позволит минимизировать риски неэффективного исполнения расходов федерального бюджета, повысить бюджетную устойчивость как федерального, так и региональных бюджетов.

Исследование выполнено в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 г.г.; проект «Методология моделирования межбюджетных отношений в системе социально-экономического развития региона» №14.А18.21.0701.

Литература

1. Бечвая М.Р. Тенденции развития бюджетного сектора в социальной сфере региона [Текст] // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. - № 6 (143). - С. 113-119. - Яз. рус.

2. Шахмурзов А.М. Повышение конкурентоспособности российских регионов как стратегический фактор социально-экономического развития [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №3. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2012/1032 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. R. J. Stillman Public administration: Concepts and cases [Text]: Monograph // 8th ed., Boston: Houghton Mifflin Company, 2004. - p.241. - Яз. англ.

4. Антонов Д.В. Обеспечение устойчивости социально-экономического развития региона [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2010, №3. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2010/227 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

5. Бечвая М.Р., Развадоская Ю.В. Императивы государственной антикризисной политики в системе регулирования межбюджетных отношений: мировой и отечественный опыт [Текст] // Вестник ЮжноРоссийского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки, 2012. - № 6. - С. 181-190. - Яз. рус.

6. Кадочников П., Синильников-Мурылев С., Трунин И. Система федеральной финансовой поддержки регионов России и ее влияние на налоговую и бюджетную политику субъектов Федерации [Текст]: Монография / П. Кадочников, С. Синильников-Мурылев, И. Трунин- М.: Исследовательский институт, 2002. - 131 с. - Яз. рус.

7. P.A. Copley The association between municipal disclosure practices and audit quality [Text] // Journal of Accounting and Public Policy, 1991. - no. 10. -pp. 245-266. - Яз. англ.

8. Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление [Текст]: Учебное пособие / В. Г. Игнатов, В. В. Рудой. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 416 с. -Яз. рус.

9. E. Caperchione Local Government Accounting System Reform in Italy: A Critical Analysis [Text] // Journal of Public Budgeting, Accounting and Financial Management, 2003. - vol. 15, no. 1. - pp. 110-45. - Яз. англ.

10. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: Учебник для вузов / Л.Н. Павлова, А.М. Бабич — М.: ЮНИТИ, 2002. — 687 с. - Яз. рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.