Научная статья на тему 'Разработка механизма взаимодействия вузов и машиностроительных предприятий региона в интересах инновационного развития'

Разработка механизма взаимодействия вузов и машиностроительных предприятий региона в интересах инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / РЕГИОН / REGION / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / MACHINE-BUILDING ENTERPRISE / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенко Александра Николаевна

В статье рассматриваются основные направления взаимодействия вузов и машиностроительных предприятий региона в целях эффективного использования человеческого капитала выпускников, что способствует ускоренному инновационному развитию предприятий машиностроения. Также в статье выделены основные направления развития человеческого капитала машиностроительных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лысенко Александра Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a mechanism of interaction betweem universities and machine-building enterprises for their innovative development

The article considers the necessity of interaction between universities and engineering companies in the region for the effective use of human capital graduates that promotes the accelerated innovative development of the enterprises of mechanical engineering. Also in the article the basic directions of development of the human capital of machine-building enterprises.

Текст научной работы на тему «Разработка механизма взаимодействия вузов и машиностроительных предприятий региона в интересах инновационного развития»

выращивание инноваторов

разработка механизма взаимодействия вузов

и машиностроительных предприятий региона

в интересах инновационного развития

Лысенко Александра Николаевна

ассистент кафедры «Государственное управление и финансы», Брянская государственная инженерно-технологическая академия, г. Брянск Sasha14-09@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления взаимодействия вузов и машиностроительных предприятий региона в целях эффективного использования человеческого капитала выпускников, что способствует ускоренному инновационному развитию предприятий машиностроения. Также в статье выделены основные направления развития человеческого капитала машиностроительных предприятий.

Ключевые слова: инновационное развитие, регион, машиностроительное предприятие, человеческий капитал

Возможности государства использовать в своей деятельности достижения науки и техники в настоящее время становятся определяющими на пути перехода экономики на инновационный путь развития. Увеличение объема научных исследований на машиностроительных предприятиях, дальнейшее внедрение их результатов в практическую деятельность ведет к росту спроса на квалифицированные кадры.

Потребность в специалистах-инноваторах

Во многих развитых странах мира накопление и развитие человеческого капитала давно стало важным национальным приоритетом. В связи с этим особую актуальность приобретает обеспечение машиностроительных предприятий работниками высокой квалификации в сфере инновационной деятельности, а также изучение механизма взаимодействия высших учебных заведений и машиностроительных предприятий региона в области

подготовки кадров и проведения учебной деятельности.

Квалифицированные специалисты обладают большим уровнем развития человеческого капитал в сравнении с остальными работниками, что в свою очередь приводит их к более эффективной деятельности, внедрению новых технологий, разработке новых продуктов и т.д. В настоящее время существуют следующие основные проблемы инновационного развития машиностроительных предприятий:

1) нехватка квалифицированных кадров для разработки инноваций;

2) нехватка специалистов, способных реализовать разработанные идеи;

3) недостаток персонала, способного внедрить инновации в производство.

Увеличивающаяся потребность в специалистах новых профессий с новыми знаниями тесно связана с:

• процессами модернизации в машиностроении оборудования, технологий;

• расширением номенклатуры выпускаемых товаров;

• освоением новых рынков сбыта;

• необходимостью поддержания конкурентоспособности производимой продукции и т.д. Кроме того, машиностроительным предприятиям требуются квалифицированные работники, способные обслуживать новое оборудование [1]. Сегодня машиностроительным предприятиям не только Брянской области, но и других регионов стало не выгодно содержать в своей структуре конструкторские бюро. Сначала отделы «research-and-development» сокращались, затем и вовсе исчезли. Исходя из этого, инновационный процесс в настоящее время происходит стихийно, под влиянием случайных факторов.

Даже уже разработанные инновации в машиностроительной отрасли не всегда получается реализовать на практике, т.к. персонал обладает недостаточным уровнем знаний и квалификацией для этого. Неспособность персонала внедрить инновации в производство порождает необходимость покупки оборудования за границей, но и это не является выходом из сложившейся ситуа-

во многих развитых

странах мира_

накопление_

и развитие_

человеческого_

капитала давно стало важным

национальным_

приоритетом_

щ

образование

_неспособность

персонала внедрить

_инновации

_в производство

_порождает

_необходимость

_покупки

_оборудования

_за границей

ции. Работники не всегда обладают достаточным уровнем квалификации, чтобы работать на таком оборудовании.

Процесс определения основных направлений развития человеческого капитала машиностроительного предприятия в целях развития инновационной деятельности представлены на рисунке 1.

Чем выше уровень развития человеческого капитала, тем быстрее происходит освоение работниками необходимых компетенций для практической деятельности на предприятии, а также развитие инновационной деятельности. Следовательно, для эффективной практической и инновационной деятельности нужно получить достаточную квалификацию в процессе обучения в вузе, для чего необходимо сотрудничество предприятий и учебных заведений в сфере подготовки работников.

Рис. 1. Процесс определения основных направлений развития человеческого капитала машиностроительного предприятия в целях развития инновационной деятельности

Рис. 2. Обобщенная схема процесса управления человеческим капиталом во

время обучения в вузе

Вузы и предприятия

Важным условием развития человеческого капитала и его накопления работниками машиностроительных предприятий является образование. Данный процесс будет более эффективным, если учебные заведения будут готовить выпускников в соответствии с требованиями предприятий. Это уменьшит затраты средств и времени на подготовку работников при принятии на работу [2].

При этом процесс формирования необходимого уровня развития человеческого капитала для разработки инноваций в вузе обобщенно представлен на рисунке 2. На входе отражен первоначальный уровень человеческого капитала, а на выходе из системы - конечный результат его формирования - инновационный человеческий капитал.

Процесс формирования человеческого капитала в интересах инновационного развития машиностроительного предприятия не должен происходить стихийно, следовательно, им необходимо управлять. В результате управления формируется основа для инновационного развития. В настоящее время отсутствует механизм взаимодействия

чем выше уровень развития

человеческого_

капитала, тем быстрее происходит освоение

работниками_

необходимых компетенций

повышение квалификации работниками машиностроительных предприятий;

преподавание сотрудников предприятия в вузах; создание МИП при вузах; целевая подготовка специалистов в области инновационной деятельности для машиностроительных предприятий.

прохождение практик на машиностроительных предприятиях студентами вузов;

участие студентов в опытах, экспериментах на предприятии;

стажировка преподавателей вуза на машиностроительных предприятиях с целью знакомства с имеющимися передовыми и инновационными технологиями.

Результат

Развитие инновационного человеческого капитала

Идея

Инновационный продукт

Фундаментальные исследования Прикладные исследования

Ученые, инженерно-технические работники вузов

Опытно-конструкторские разработки Эксперимент

Ученые совместно с

работниками машиностроительных предприятий

Жизненный цикл инновационного продукта (внедрение на рынок, рост, замедление роста, спад)

Работники машиностроительных предприятий

Рис. 3. Механизм взаимодействия между вузами и машиностроительными предприятиями в интересах инновационного развития

в процессе от разработки инноваций (вузы, НИИ и т.д.) до конечного внедрения (машиностроительные предприятия). Для решения этой проблемы государству необходимо способствовать укреплению взаимоотношений между вузами и машиностроительными предприятиями, которые строятся по следующим основным направлениям:

• прохождение производственных и преддипломных практик на машиностроительных предприятиях студентами вуза с целью знакомства с имеющимися инновационными и передовыми технологиями;

• периодическое прохождение курсов повышения квалификации работниками машиностроительных предприятий в вузах;

• участие студентов в опытах, исследованиях на предприятии;

• стажировка преподавателей вуза на машиностроительных предприятиях с целью знакомства с имеющимися инновационными и передовыми технологиями;

• преподавательская деятельность сотрудников машиностроительного предприятия в вузах;

• создание малых инновационных предприятий при вузах и другие.

Механизм взаимодействия между вузами и машиностроительными предприятиями в процессе разработки инноваций представлен на рисунке 3. Представленный механизм взаимодействия вузов и машиностроительных предприятий в интересах инновационного развития способствует не только появлению инновационных продуктов, но и более быстрому развитию человеческого капитала, т.е. его перехода от потенциального и реального уровня к инновационному. Таким образом, за период обучения в вузе студент получает не только знания по специальности, но и практический опыт применения передовых и инновационных технологий на предприятии, что сокращает период его подготовки к деятельности на машиностроительном предприятии и разработке инноваций.

важным условием_

развития_

человеческого_

капитала и_

его накопления

работниками_

машиностроительных

предприятий_

является образование

Что сдерживает абитуриентов

Сегодня основным фактором, сдерживающим подготовку кадров для промышленных предпри-

ятий, является нежелание абитуриентов поступать на технические специальности в вузы. Это связано с рядом факторов:

• низкий уровень оплаты труда будущих специалистов;

• сложность работы;

• невостребованность на рынке труда;

• низкий уровень полученных знаний в школе по физико-математическим предметам;

• необходимость усилий и понимания в процессе обучения.

Для привлечения абитуриентов на технические специальности в вузы Министерство образования и науки Российской Федерации на 2014 г. обозначило следующие направления. Во-первых, увеличение мест в магистратуре и прикладном бакалавриате и сокращение мест по невостребованным на рынке труда направлениям подготовки. Во-вторых, перенос акцента на те направления подготовки, которые отвечают государственным приоритетам. В-третьих, учет при распределении бюджетных мест уровня минимальных проходных баллов, устанавливаемых вузами для приема студентов [4].

Вывод

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, именно высококвалифицированный персонал на современном этапе развития общества позволяет машиностроительным предприятиям занимать ведущие позиции на рынке. Высокий уровень образования работников способствует ускоренному решению задач, быстрой адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, активной инновационной деятельности, продуктивной работе и т.д.

Наилучших результатов при получении образования можно достичь при взаимодействии вузов и машиностроительных предприятий региона. Данный механизм способствует не только получению высокой квалификации работниками, но и переходу на инновационный путь развития экономики региона.

Литература

1. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нрав-

ственной экономике [Текст]. В 5 т. - Т.3. - М.: Научный эксперт, 2008. - 648 с.

2. Зубарев В. Инновациям необходимо сообщество людей, аккумулирующих нематериальный капитал страны [Текст] // Российская Бизнес-газета -Инновации. - №798 (16) . - 17.05.2011 г.

3. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? [Текст] -Воронеж: ЦИРЭ, 2005.

4. Официальный сайт Министерства образования и науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/пресс-центр/3бб3.

Alexandra N. Lysenko

Teaching Assistant of the Chair of State management and Finances, Bryansk State Academy of Engineering and Technology, Bryansk

Development of a mechanism of interaction between universities and engineering companies in the region for innovation-driven growth

Abstract

This article discusses the main directions of interaction between universities and engineering companies in the region in order to effectively use the human capital of graduates that promotes the accelerated development of the innovation-driven growth of engineering companies. The article also highlights the main directions of development of the human capital of engineering companies.

Keywords: innovation-driven growth, region, engineering company, human capital

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.