Научная статья на тему 'Модель системы управления инновационным развитием машиностроительных предприятий на региональном уровне'

Модель системы управления инновационным развитием машиностроительных предприятий на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / REGION / MACHINE-BUILDING ENTERPRISE / THE SYSTEM OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенко Александра Николаевна

В статье рассматривается модель системы управления инновационным развитием машиностроительных предприятий на региональном уровне, определены ее основные структурные элементы. Особое внимание уделено механизму управления, который состоит из двух основных составляющих: организационно-экономического механизма и механизма управления человеческим капиталом. Последний приобретает свою актуальность при переходе машиностроительных предприятий региона и экономики в целом на инновационный путь развития, где решающее значение приобретает человек и его способность осуществлять инновации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISES ON THE REGIONAL LEVEL

The article discusses the model of the system of management of innovative development of machine-building enterprises at the regional level, determined its basic structural elements. Special attention is paid to the mechanism of management, which consists of two main components: organizational and economic mechanism and the mechanism of management of human capital. The latter acquires its relevance when moving the machine-building enterprises of the region and the whole economy to the innovative way of development, where the key role belongs to the man and his ability to innovate

Текст научной работы на тему «Модель системы управления инновационным развитием машиностроительных предприятий на региональном уровне»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕ ДПРИЯТИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ А.Н. Лысенко, ассистент

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

В статье рассматривается модель системы управления инновационным развитием машиностроительных предприятий на региональном уровне, определены ее основные структурные элементы. Особое внимание уделено механизму управления, который состоит из двух основных составляющих: организационно-экономического механизма и механизма управления человеческим капиталом. Последний приобретает свою актуальность при переходе машиностроительных предприятий региона и экономики в целом на инновационный путь развития, где решающее значение приобретает человек и его способность осуществлять инновации

Повышение эффективности управления инновационным развитием как на уровне государства, так и на уровне отдельных регионов имеет важное значение для осуществления экономических процессов в стране, в субъектах Федерации, на промышленных предприятиях и в организациях.

Рассмотрим систему управления инновационным развитием машиностроительных предприятий. В ее структуру в упрощенном виде входят два основных элемента - управляющий и управляемый, то есть субъект и объект управления.

На основе изучения теоретических основ менеджмента и регионального управления сформулировано следующее определение исследуемой категории: система управления инновационным развитием машиностроительных предприятий на региональном уровне - это сложная совокупность взаимосвязанных элементов, включающая органы управления, цели, принципы, функции, структуры, ресурсы, методы, технологии, инструменты, находящиеся в определенной последовательности, функционирующие как единое целое и формирующие механизм воздействия на машиностроительные предприятия региона в целях повышения их инновационной активности и развития человеческого капитала с инновационными характеристиками.

При этом следует отметить, что данная система управления формирует механизм управления инновационным развитием машиностроительных предприятий с учетом действия органов управления, целей, задач, функций, принципов, ресурсов, инструментов и т.д.

Модель системы управления инновационным развитием машиностроительных предприятий на региональном уровне представлена на рисунке.

В данной модели отражена зависимость процесса регионального управления также от государства, факторов внешней среды, закономерностей управления регионом. В процессе функционирования исследуемая система постоянно имеет взаимодействие с изменяющимися условиями внешней и внутренней среды, что обуславливает необходимость ее адаптивности и гибкости.

Формирование современной системы управления

инновационным развитием машиностроительных предприятий позволит регионам Российской Федерации сформировать и эффективно использовать механизм управления отраслью, повысить уровень ее развития, обеспечить рост качества жизни населения территории.

Рассматриваемый механизм управления разрабатывается и приводится в действие региональными органами власти в соответствии с политикой государства федерального и регионального уровней. Существенное влияние на процесс формирование механизма управления инновационным развитием машиностроительных предприятий оказывает промышленная, инновационная, инвестиционная, научно-техническая, кадровая политика, а также политика в сфере образования и в сфере занятости.

При этом как на теоретическом уровне, так и на практике рассматриваются и применяются в механизме управления составляющие его элементы: организационный, экономический, финансовый, административный, социальный, бюджетный и другие, каждый из которых оказывает определенное воздействие на объект управления. Остановимся подробнее на анализе организационно-экономического механизма и механизма управления человеческим капиталом. Важность рассмотрения этих механизмов определяется современными тенденциями развития общества и актуальностью перехода экономики как страны в целом, так и ее регионов на инновационный путь развития, где решающее значение отводится человеку и его способности осуществлять инновации. К тому же данные механизмы управления инновационным развитием машиностроительных предприятий на региональном уровне являются недостаточно изученными.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных выше механизмов. Содержание совокупности инструментов механизмов соединяет в себе опыт отечественной и зарубежной практики управления. Частично эти инструменты используются в регионах Российской Федерации на современной этапе развития, некоторые из них успешно применяются на территории зарубежных стран, но могут быть апробированы и применены на региональном уровне России.

Государство

Региональные органы власти и управления

Факторы внешней среды

Закономерности управления регионом

Промышленная политика

Инновационная политика

Инвестиционная политика

Кадровая политика

Политика в сфере занятости

Научно-техническая политика

Политика в сфере образования

Совокупность

инструментов

воздействия

Регулирование,

координация,

финансирование

Цели и задачи управления

Функции управления

Структура управления

Ресурсы управления

Технологии управления

Методы управления

Принципы управления

Инструменты управления человеческим капиталом

Организационно -экономические инструменты управления

- формирование заказа машиностроительных предприятий на подготовку кадров;

- государственная поддержка вузов региона, реализующих заказ на подготовку кадров;

- гарантии государства по трудоустройству лучших выпускников вузов;

- создание условий для профессионального и карьерного роста лучших и перспективных работников;

- обеспечение предприятий

квалифицированными работниками.

- бюджетное финансирование;

- поддержка кредитования

- налоговые льготы;

- разработка инновационной стратегии развития машиностроения;

.- создание и развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности машиностроительных предприятий;

- методическая поддержка инновационной деятельности;

- информационная поддержка инновационной деятельности;

- нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности.

Т

Инновационные процессы на машиностроительных предприятиях региона

Обратная

связь

Развитие человеческого капитала с инновационными характеристиками

Повышение инновационной активности машиностроительных предприятий

Инновационное развитие машиностроительных предприятий

Модель системы управления инновационным развитием машиностроительных предприятий региона

ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2013. № 4 69

Организационно-экономический механизм

управления призван создавать такие экономические условия, которые будут способствовать повышению эффективности производства, развитию инновационной деятельности, стимулировать модернизацию действующих производств и т.д.

В модели представлены основные укрупненные инструменты организационно-экономического меха-

низма управления инновационным развитием машиностроительного комплекса на региональном уровне, каждый из которых состоит из более детальных инструментов. Рассмотрим их подробнее. В таблице представлены основные инструменты организационно-экономического механизма по выделенным группам.

Инструменты организационно-экономического механизма управления инновационным развитием ___________________машиностроительного комплекса на региональном уровне___________________

Инструменты Мероприятия

Бюджетное финансирование - финансирование патентования разработок, созданных за счет бюджета региона; - государственные премии на научные исследования и разработки; - гранты на научные исследования и разработки; - государственный заказ; - косвенное финансирование через государственные и негосударственные фонды.

Поддержка кредитования машиностроительных предприятий - гарантирование кредитов под инновационные проекты машиностроительным предприятиям; - страхование рисков при исполнении государственных инновационных проектов, контрактов и заказов; - кредитование машиностроительных предприятий, занимающихся инновационными разработками в рамках государственного заказа.

Налоговые льготы - освобождение от налогов части прибыли машиностроительных предприятий, которая инвестируется инновационные технологии производства; - налоговые скидки предприятиям; - вычет доли прироста всех расходов на НИОКР за последний год из суммы начисленного платежа; - предоставление беспроцентного налогового кредита на результативные НИОКР; - льготы по налогу на имущество организаций.

Создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности - формирование бизнес-инкубаторов, технопарков, ЦТТ; - формирование венчурных фондов; - формирование структур, обеспечивающих поддержку на различных стадиях инновационного процесса.

Методическая поддержка инновационной деятельности - поддержка по вопросам единства ведения инновационной деятельности; - поддержка по вопросам оценки, техники расчетов и определения эффективности проектов.

Информационная и консультационная поддержка инновационной деятельности - создание базы результатов научных исследований; - поддержка по вопросам бизнес-планирования; - поддержка по вопросам взаимодействия с органами власти и организациями инфраструктуры; - представление данных по научным исследованиям и инновационным проектам.

Нормативно-правовое регулирование инновационного развития - формирование стратегий инновационного развития отрасли машиностроения; - законодательное закрепление условий для развития инновационной деятельности.

Бюджетное финансирование может быть прямым и косвенным. Прямое финансирование включает финансирование патентования разработок, созданных за счет бюджета региона, государственные премии и гранты на научные исследования и разработки, госу-

дарственный заказ и т.д. Значительная часть данных мероприятий направлена на повышение инновационной активности не только государственных предприятий, но и частных. Основным источником финансирования инновационных разработок выступает бюджет.

Финансирование патентования разработок, созданных за счет бюджет региона, позволяет государству поддержать изобретательский процесс и довести его до конца, до получения патента. Такие формы государственной поддержки как государственные премии и гранты на научные исследования и разработки являются инструментом содействия развитию инновационной деятельности в отраслях на конкурсной основе талантливых молодых ученых и специалистов. Необходимо также публиковать результаты по проведенным исследованиям с целью ознакомления с ними других специалистов данной области исследования.

Государственный заказ стимулирует инновационную деятельность машиностроительного комплекса путем создания предпосылок для создания принципиально новых товаров и технологий. В настоящее время в России государственные закупки не являются значимым инструментом стимулирования инновационной деятельности предприятий, в то время как в мировой практике закупки для государственных нужд выступают в качестве одного из основных ресурсов для создания спроса на инновации. Значимость такого подхода связана с тем, что государственный заказ для некоторых машиностроительных предприятий является главным и иногда единственным источником государственного финансирования.

Бюджетное финансирование может также производиться косвенно за счет институтов развития (Инвестиционный фонд, РФФИ, Фонд развития Инновационного центра Сколково, Российскую венчурную компанию, госкорпорации, включая Банк развития, Внешэкономбанк и другие).

В рамках формирования системы поддержки инновационной деятельности машиностроительных предприятий региона необходимо выделение в составе государственного долга субъекта Российской Федерации доли для проведения мероприятий по гарантированию кредитов и их страхованию.

Налоговые льготы являются наиболее распространенным и активным инструментом экономического воздействия на инновационное развитие любой отрасли региона и экономики в целом. С учетом современного развития общества рассмотрим наиболее применимые из них в настоящее время с целью повышения инновационной активности машиностроительных предприятий.

У машиностроительных предприятий отсутствует стимул инвестирования в инновационное развитие отрасли. Часто подобные инвестиции формируются из части прибыли, получаемой от основной деятельности. Для того чтобы у предприятия появился интерес вложения средств в новые технологии производства, необходимо освободить от налогов ту часть прибыли, которая инвестируется в новое производство. Таким образом, государство способствует научно-

техническому прогрессу, что в свою очередь дает шансы перехода машиностроительной отрасли на инновационный путь развития.

Большое распространение в качестве налоговой льготы в настоящее время получил инвестиционный налоговый кредит. В соответствии с данным законодательно закрепленным инструментом имеет место отсрочка обязательного налогового платежа на срок от одного до пяти лет [1, ст. 66]. В Российской Федерации налоговый кредит может предоставляться: при проведении организацией НИОКР или технического перевооружения собственного производства; при осуществлении организацией внедренческой и инновационной деятельности; при выполнении организацией особо важного заказа по социальноэкономическому развитию региона и т.д. [1, ст. 67]

Недостатком данного инструмента является то, что в случае неполучения положительного финансового эффекта в результате инновационной деятельности машиностроительное предприятие несет не только убытки, но и дополнительные расходы по уплате процентов на предоставленный кредит по уплате налогов.

В качестве поддержки НИОКР машиностроительными предприятиями возможно использовать такой механизм поддержки как беспроцентный налоговый кредит в случае, если НИОКР принесли положительный результат, который был обнародован (например, запатентован, опубликован в открытой печати и т.п.). Предоставление такого рода поддержки должно обеспечиваться соответствующим уточнением действующего законодательства.

Наиболее приемлемой альтернативой инвестиционного налогового кредита можно считать инвестиционные налоговые скидки. Данный механизм налоговых льгот успешно применяется зарубежом, в таких странах как США, Канада, Великобритания и др. В данном случае налоговая льгота представляет собой вычет определенного процента из уже начисленного платежа налога, который не предполагает возвратности и платности. Таким образом, налогоплательщик одновременно с вычетом из налоговой базы расходов на НИОКР получает скидки при уплате налога на прибыль организаций. При этом размер скидки зависит от различных показателей, например, объем НИОКР, результативность и т.д. Данный инструмент должен предоставляться в соответствии с вырабатываемыми государственными программами по развитию определенных территорий и отраслей, в том числе машиностроения.

В качестве дополнительной может быть рассмотрена такая разновидность льготы, как вычет доли прироста всех расходов на НИОКР за последний год из суммы начисленного платежа. Данный инструмент позволяет машиностроительным предприятиям не снижать объемы финансирования научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В целях поддержки инновационной активности машиностроительных предприятий региона возможно введение льгот на имущество в отношении основных средств, используемых при проведении НИОКР, то есть из состава налоговой базы исключается стоимость нового введенного оборудования в течение 1 -2 лет. Период предоставления льготы может зависеть от таких факторов, как вид оборудования, объем расходов на НИОКР, прирост затрат на научные исследования и т.п. Однако, данное мероприятие требует законодательного закрепления в региональном налоговом законодательстве Российской Федерации, что позволит более точно учесть специфику отдельных производств и регионов по необходимости введения данного инструмента.

При формирования механизма, на управленческий процесс оказывает воздействие факторы внешней среды, при этом влияние может быть положительным и отрицательным. Положительное влияние осуществляется за счет имеющейся и полученной информации о прогнозах развития машиностроения региона на перспективу. Отрицательное влияние проявляется за счет изменения и искажения данных о текущем состоянии, а также в результате ошибок, неправильности и неточности имеющихся статистических данных и т.д.

Согласно принципам инновационного развития экономики, нашедшим отражение в трудах Й. Шумпетера, М. Бена, Г. Менша, стратегия инновационного развития региональной системы должна опираться на перспективное развития науки и техники. [2,3]

Именно поэтому в первую очередь необходимо разрабатывать стратегии инновационного развития отраслей промышленности, которые в дальнейшем служат основой для разработки стратегий других отраслей.

Разработка инновационной стратегии развития машиностроительной отрасли на уровне региона является элементом планирования, ведущая роль которого состоит в том, что оно предшествует осуществлению остальных функций управления, таким образом, образуя определенный порядок процесса управления.

Главной целью разработки инновационной стратегии развития машиностроения региона является повышение конкурентоспособности отрасли на базе эффективного использования имеющегося потенциала.

В таком документе определяются не только механизмы инновационного развития отрасли, модели, инструменты, приоритеты, критерии развития, но и все участники инновационных процессов, а также субъекты управления ими.

В современных условиях применительно к машиностроительной отрасли на уровне регионе инновационная стратегия должна содержать следующие основные направления:

1) интеграция вузовской и производственной науки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) формирование высокого уровня инновационных знаний и инновационной культуры в отрасли;

3) повышение уровня мотивации научных сотрудников и их коллективов;

4) стимулирование машиностроительных предприятий по разработке и освоению инноваций;

5) поддержка создание малых инновационных фирм в отрасли;

6) реклама научных разработок и инноваций в отрасли машиностроения;

7) привлечение инвестиций в отрасль на научные исследования и разработки, а также их внедрение;

8) развитие инструментов государственночастного партнерства в области инновационной деятельности машиностроительных предприятий и т.д.

Также выявлена зависимость уровня инновационной активности предприятий различных отраслей экономики региона от эффективности законодательства субъекта Российской Федерации в области инновационной деятельности. Опыт инновационного развития регионов, добившихся высоких показателей показывает, что несовершенство законодательства и нормативно-правовой поддержки снижает инновационную активность, что в итоге приводит к замедлению социально-экономического развития регионов.

Разработками инноваций на предприятиях занимается персонал, обладающий определенным уровнем развития человеческого капитала, который с точки зрения качественных параметров может обеспечить развитие не только отдельного предприятия, но и всей отрасли в целом. Это определяет необходимость выделения в системе управления инновационным развитием машиностроительных предприятий региона блока инструментов, направленных на повышение уровня развития человеческого капитала работников.

Таким образом, предстоит переориентировать систему образования на подготовку специалистов, проявляющих свои способности как в научной, так и практической деятельности машиностроительных предприятий.

Главным инструментом при этом является дуальная подготовка специалистов - сочетание обучения и подготовки в образовательных учебных заведениях и на производстве.

Объектом в системе управления инновационным развитием машиностроительных предприятий региона являются инновационные процессы, протекающие на предприятиях отрасли. В результате воздействия механизма управления на объект, изменяются его характеристики, то есть повышается уровень развития человеческого капитала с инновационными характеристиками и увеличивается инновационная активность машиностроительных предприятий, что в ко-

нечном итоге повышает уровень их инновационного развития.

Результаты функционирования системы управления инновационным развитием машиностроительных предприятий на основе эффективного использования человеческого капитала:

- модернизация системы высшего образования;

- повышение уровня интеллектуализации молодежи;

- снижение затрат предприятий на переобучение и доучивание персонала;

- снижение дефицита высококвалифицированных кадров;

- развитие института гражданского общества;

- создание условий для ускоренного инновационного развития экономики региона и страны в целом;

- снижение убыточности машиностроительных предприятий в виду отсутствия квалифицированного потенциала;

- повышение инновационной активности на машиностроительных предприятиях;

- формирование целостного процесса от разра-

ботки инновации до ее внедрения;

- повышение престижности профессий на машиностроительных предприятиях

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Справочная Правовая Система «Консультант Плюс» I ЗАО «Консультант Плюс». -(Дата обращения: 12.09.2013).

2. Шумпетер, Й. Теория экономического развития [Текст]; пер.с нем. I Й. Шумпетер. - М.: Прогресс, 19S2. 455 с.

3. Martin Ben. Foresight in Science and Technology II Technology Analysis and Strategic Management, vol. 7 № 2, 1995 .с. 139-168.

^ 8-953-282-93-25

E-mail: Sasha14-09@mail.ru

Ключевые слова: инновационное развитие, регион, машиностроительное предприятие, система управления.

КНИЖНАЯ ПОЛКА ОРГАНИЗАТОРА

1. Гончаров, В. Н. Организация системы государственного стимулирования экономических процессов в регионе и стране [Текст]: монография / В. Н. Гончаров, А. Е. Пожидаев, С. В. Захаров, П. С. Петренко, М. Н. Шевченко. - Новочеркасск: Лик, 2012. - 168 с.

2. Гончаров, В. Н. Организация системы управления эффективным развитием инновационного потенциала системообразующих предприятий региона (сценарный подход) [Текст]: монография / В. Н. Гончаров, Е. В. Гончаров, Д. В. Солоха, В. А. Георгиев, О. В. Белякова. - Донецк: СПД Куприянов В.С., 2013. - 620 с.

3. Гончаров, В. Н. Государственная инновационная политика развития научно-технических систем [Текст]: монография / В. Н. Гончаров, И. В. Моргачев. - Луганск: Изд-во «Ноулидж», 2013. - 372 с.

4. Поважный, О. С. Формирование организационно-экономического механизма государственного стимулирования стратегического развития предприятий региона и страны [Текст]: монография / О. С. Поважный, В. Н. Гончаров, А. Е. Пожидаев, О. В. Россошанская, М. Н. Шевченко, А. М. Зинченко. - Луганск: Изд-во «Ноулидж», 2012. - 143 с.

5. Гончаров, В. Н. Формирование ресурсного потенциала предприятия на основе кластерной региональной модели [Текст]: монография / В. Н. Гончаров, Я. О. Ковальчук, Т. Г. Вяткина, П. С. Вяткин. - Черкассы: издатель Чабаненко Ю.А., 2013. - 260 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.