Научная статья на тему 'Модернизация машиностроения России в условиях экономических санкций: проблемы и пути решения'

Модернизация машиностроения России в условиях экономических санкций: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4511
858
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Машиностроение / модернизация / импортозамещение / санкции / инвестиции / Machine building / modernization / import substitution / sanctions / investments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муханова Ирина Владимировна

В статье проведен анализ статистических данных состояния машиностроительного комплекса России, рассмотрены ключевые проблемы его функционирования в условиях экономических санкций. Подчеркнута необходимость развития производства по инновационному пути, связанному с модернизацией машиностроительных предприятий в целях подъема уровня производительности труда, перехода к новому технологическому укладу и возможности импортозамещения. Предложены инструменты государственной поддержки процесса модернизации машиностроительных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of Russian machine-building complex in the context of economic sanctions: problems and solutions

The statistic data of the state of machine-building complex in Russia are analyzed in this article; the key issues of its functioning are discussed in the times of economic sanctions. The necessity of production development by the innovation way connected with the machine-building enterprises modernization in order to increase the level of productivity, to move to a new technological structure and to substitute import, is emphasized. The instruments of state support for the modernization of the machinebuilding enterprises are proposed.

Текст научной работы на тему «Модернизация машиностроения России в условиях экономических санкций: проблемы и пути решения»

МОДЕРНИЗАЦИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

И.В. Муханова

Актуальность проблемы модернизации промышленности в целом и машиностроения в частности связана с введением и ужесточением рядом стран экономических санкций в отношении России после присоединения Крыма в марте 2014 г. и в связи с политическим кризисом в Украине. Отечественная промышленность столкнулась с серьезными рисками остаться без западных технологий, без сотрудничества с иностранными инвесторами, с ограничениями на закупку импортной техники и комплектующих изделий. Остро проявились стратегические ошибки развития отечественной экономики, и, прежде всего, это относится к её сформировавшемуся сырьевому характеру.

Санкции коснулись машиностроительных компаний: НПО «Ижмаш», НПО «Базальт», корпорация «Уралвагонзавод», КБ приборостроения, НПО «Алмаз-Антей», концерн «Калашников», Мытищинский машиностроительный завод, Машиностроительный завод имени Калинина. Европейский союз запретил организацию долгового финансирования, на территории США заморожены активы предприятий.

Российским правительством было принято решение отказаться от импортной техники, введен режим импортозамещения, определен перечень машиностроительных товаров для государственных нужд, закупать которые позволят только у отечественных, белорусских и казахстанских производителей. В список из 66 позиций вошли автобусы, трамваи, экскаваторы, бульдозеры, грузовики для перевозки высокорадиоактивных материалов, автокраны, спецтехника для уборки улиц и машины аварийнотехнических служб. Запрет на их закупку введен для защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей.

Машиностроительный комплекс России имеет наибольшее функционально-технологическое и хозяйственное сопряжение в системе базовых отраслей экономики. Можно выделить следующие направления ускорения развития материальной базы машиностроительного комплекса и ее модернизации:

• комплексная оценка реально сохранившегося технологического потенциала и его стоимости;

• выбор возможных приоритетов целевого финансирования прорывных технологий;

• реализация долгосрочной программы подготовки высококвалифицированной рабочей силы в условиях системной модернизации производства;

34

• формирование долгосрочной научно- технической программы развития машиностроения на инновационной основе и внедрение новых технологий;

• совершенствование механизмов поиска, реализации и стимулирования использования резервов на уровне отдельных предприятий.

Таким образом, под модернизацией отечественного машиностроения необходимо понимать качественные преобразования, направленные на смену технологического уклада, обеспечивающего удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей в соответствии с новой системой ценностей и стандартов производства на основе инноваций, оптимальным образом сочетающих ресурсосбережение и уровень доходности1.

На сегодняшний день машиностроение является одной из базовых отраслей экономики России, от уровня развития которой зависят показатели ВВП страны, производительность труда практически во всех отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства, обороноспособность государства. Количество занятых работников в машиностроении 4 млн. человек, что составляет 1/3 всех работающих в промышленности России, это говорит о социальной значимости данной отрасли. Однако в структуре промышленного производства удельный вес машиностроения составляет около 20%, что в 2 раза ниже показателей развитых стран (в Германии - 53,6%, Японии - 51,5%, Англии - 39,6%, Италии - 36,4%, Китае - 35,2%).

Выпуск машиностроительной продукции в 2013 г. в России составил 12,1 млрд. долл., в Китае - 161,4 млрд. долл., странах ЕС - 157,5 млрд. долл., США 103,0 млрд. долл., Японии - 66.2 млрд. долл., Бразилии - 14,2 млрд. долл. По данным IMF World Economic Outlook, среднегодовые темпы прироста продукции машиностроения в 2015 - 2020 гг. прогнозируются в России на уровне 2,3%, Китае - 9,0%, Индии - 8,7%, Бразилии - 5,8%, Японии - 2,6%, в странах ЕС 2,5%. Обращает на себя внимание то, что на сегодняшний день Россия серьезно отстает по общим объемам выпуска машиностроительной продукции от всех ведущих стран мира, а от стран БРИКС и по темпам прироста (таблица 1).

Таблица 1. Среднегодовые темпы прироста продукции машиностроения в ведущих странах мира, %

Страна 2000-2005 гг. 2005-2012 гг. 2012-2015 гг. 2015-2020 гг. 2020-2025 гг.

1 2 3 4 5 6

Бразилия 3,8 1,4 5,8 3,8 3,7

Китай 15,7 22,5 9,0 5,8 4,5

Индия 6,0 8,7 8,7 6,1 5,7

35

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5 6

Япония 1,4 -7,2 2,6 1,4 1,3

Россия 1,9 2,2 2,3 3,4 3,4

США 0,1 -3,7 2,3 2,4 2,2

ЕС 0,7 -0,4 2,5 1.6 1,2

Источник: IMF World Economic Outlook, Goldman Sacks, 2014.

Развитие машиностроения осложняется тем, что физический и моральный износ основных средств производства достиг в настоящее время критического уровня от 65% до 75%. Выбытие основных фондов идет с темпом 1,5-3,5% в год, в то время как годовой темп обновления технологической базы не превышает 0,1-0,5% в год, что в 2 раза ниже, чем в целом по промышленности2. В России на долю продукции машиностроительного комплекса приходится 15-20% общего объема экспорта страны (Япония -64%, США, Германия - 48%, Канада - 42%, Швеция - 44%). Удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу, составляет не более 6-8%; четвертому - около 32-34%; третьему - свыше 50%. Шестой технологический уклад, уже формирующийся в развитых странах, с активным применением биотехнологий, нано-технологий, генной инженерии, мембранных и квантовых технологий, микромеханики, термоядерной энергетики, начнет формироваться в России только к 2020 году. Доля наукоемкой продукции отечественного машиностроения сегодня не превышает 2,6%, а внедрением инноваций занимается лишь 4-5% предприятий, тогда как в Германии, США, Франции, Японии - 70%-80% предприятий3. В 2014 г. безусловными лидерами в производстве сложных и точных машин являются Япония, Германия, Италия. США занимают 7 место в мире, а Россия только 21-е место. В последние годы в суммарных расходах государства на НИОКР в обрабатывающей промышленности па долю электротехники и электроники в России приходится только 18% (во Франции - 43%, Великобритании - 40%, Германии - 29%, в Японии - 28%, США - 25%)4. Производство высокотехнологичной бытовой электроники, приборостроение и станкостроение в России находятся в зоне «некомпенсируемого технологического отставания». Стремительное разрушение современного технологического уклада означает снижение устойчивости экономического роста, закрепление отсталости российской экономики. Сложившаяся ситуация в структуре основных фондов российской экономики свидетельствует о необходимости коренной модернизации имеющихся производств и создает спрос на продукцию машиностроительного комплекса. Однако отечественное производство не в состоянии его

36

удовлетворить. Об этом свидетельствует тот факт, что сегодня 60% потребности в высокотехнологичном оборудовании и инновационных товаров удовлетворяется благодаря импорту5.

По данным Росстата, объем инвестиций в машиностроительные предприятия в 2013 г. вышел на докризисный уровень 2008 г. и составил 71,2 млрд. рублей. Но при этом в структуре инвестиций по источникам поступления средств доминируют собственные источники предприятий -79,5%, привлеченные средства - 20,5%, из которых только 1,3% приходится на государственное финансирование. За счет собственных средств в 2014 г. осуществляли инвестиционную деятельность 78% организаций, задействовали внешние источники финансирования - 36% организаций.6 Основным источником финансового обеспечения технологического развития остаются собственные средства предприятий, достаточность которых ограничена рентабельностью действующего производства.

В таблице 2 приведены данные о рентабельности продукции, рассчитываемой как отношение финансового результата от продажи продукции к её себестоимости. Из данной таблицы видно, что инвестиции, без которых невозможно развитие, пойдут в высокодоходные добывающие отрасли, рентабельность продукции в которых более чем в три раза превышает показатель машиностроительной отрасли.

Таблица 2. Рентабельность проданных товаров, продукции в экономике России в 2003-2013 гг., %

Вид экономической деятельности 2003 г. 2005 г. 2012 г. 2013 г.

Всего в экономике, в том числе: 10,2 13,5 8,6 7,7

добыча полезных ископаемых 19,2 35,6 28,0 25,1

Обрабатывающие производства, в том числе: 12,4 15,3 10,7 9,5

производство машин и оборудования 5,8 8,2 7,0 7,5

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 8,3 8,4 8,3 8,9

производство транспортных средств и оборудования 9,8 6,9 5,3 5,8

Источник: Росстат [Электронный ресурс]: информ. аналит. материалы. -Электрон. дан. - М., сор. 1999-2014. - Режим доступа: http://www.gks.ru

37

Привлечение заёмных средств тоже представляется проблематичным, так как ставки по кредитам значительно превышают рентабельность машиностроительных производств. В среднем по машиностроительной отрасли рентабельность активов составляет 4,9%, что снижает доступность для предприятий машиностроения банковских кредитов, средневзвешенные процентные ставки по которым на срок свыше 1 года в конце 2014 г. уже составляли свыше 25%. В результате, доля кредитования предприятий машиностроительного комплекса остается крайне низкой. В таблице 3 представлены данные об объемах банковского кредитования нефинансового сектора экономики в динамике с 2009 по 2013 гг., из которых видно, что, несмотря на рост банковского финансирования машиностроительной отрасли в абсолютном выражении, в общей структуре кредитов нефинансовому сектору на долю производства машин и оборудования в 2013 году приходилось не более 2%.

Таблица 3. Кредиты российских банков нефинансовому сектору по отраслям в 2009-2013 гг., млрд. руб.,(%)

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Всего активов, млрд. руб. 28022,3 29430,0 33804,6 41627,5 49509,6

Кредиты нефинансовому сектору (в % к активам) 12509,7 (44,6) 11254,17 (38,23) 14062,9 (41,6) 17 715,3 (42,6) 19 971,4 (40,3)

Кредиты по отраслям «производство машин и оборудования» (в % к общему объему) 230,8 (1,8) 241,2 (1,9) 267,1 (1,96) 299,5 (1,7) 372,6 (1,9)

Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства (в % к общему объему) 10,3 (0,08) 13,4 (0,1) 18,7 (0,13) 21,3 (0,12) 24,7 (0,13)

Производство транспортных средств и оборудования (в % к общему объему) 324,9 (2,5) 311,3 (2,5) 313,5 (2,3) 382,1 (2,2) 493,4 (2,0)

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (в % к общему объему) 3019,4 (23,2) 2900,1 (23,4) 2965,7 (21,8) 3499,7 (20,5) 3955,9 (20,2)

Источник: Росстат [Электронный ресурс]: информ. аналит. материалы. -Электрон. дан. - М., сор. 1999- 2014. - Режим доступа: http://www.gks.ru

38

В сложившихся условиях необходимо разрабатывать программы поддержки процесса модернизации машиностроительных предприятий со стороны государства посредством использования таких инструментов, как предоставление льгот по региональным налогам и налогу на прибыль, предоставление инвестиционно-налогового кредита предприятиям, занимающимся НИОКР и внедряющим новые технологии в производство, предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ на уплату лизинговых платежей и уплату процентов по кредитам, полученным для обновления фонда основных средств, увеличение госзаказа машиностроительной продукции для стимулирования внутреннего спроса. Согласно мировой практике эффективным инструментом государственной поддержки модернизации промышленных предприятий является введение налоговых каникул как временное частичное или полное освобождение от налогов компаний, которые должны выполнять определенные требования по уровню инновационности выпускаемой продукции и расходам на НИОКР. В Китае продолжительность налоговых каникул достигает 10 лет, во Франции - 5 лет, в Индии в особых экономических зонах - 7 лет7.

Госдума приняла законопроект «О промышленной политике в РФ», в котором разработаны меры господдержки через субсидии и налоговые льготы; государственные фонды развития промышленности; специальные инвестиционные контракты. Разработанные программы финансирования позволят российским предприятиям получать кредиты от 5-7% годовых. Эффективная банковская ставка для российских предприятий превышает 20% годовых, в то время как в США она составляет 2,5-3%, в еврозоне -3-4%. Созданный Фонд развития промышленности с первоначальным капиталом в объеме 30-50 млрд. рублей будет оказывать поддержку:

• инновационно - технологическим компаниям, у которых нехватка собственных ресурсов, а кредитные продукты недоступны или слишком дороги для длительных проектов;

• производственным компаниям средней капитализации, у которых не достаточно собственных средств на НИОКР, ТЭО, сбор исходных данных, предпроектный инжиниринг;

• компаниям, реализующим стратегические проекты;

• отраслям, стимулируемым государством к переходу на новые техно-логии8.

Финансироваться будут НИОКР, подготовка проектной документации и технического обоснования по проектам промышленного перевооружения. Предполагается, что фонд будет ориентироваться на небольшие займы, которые необходимы для начала работы в сфере среднего бизнеса, а именно, небольших производственных компаний с годовым оборотом порядка 1 млрд. рублей. Речь идет о средних проектах, которым требуется финансирование от 150 млн. рублей до 2 млрд. рублей. Фонд занял нишу поддержки именно средних производственных предприятий, поскольку

39

крупными компаниями у нас уже занимается ВЭБ, а поддержкой мелкого бизнеса - его дочерняя структура МСП Банк.

Программы финансирования Фонда развития промышленности помогут решить актуальные проблемы промышленного развития: приведут к снижению стоимости долгового финансирования для производственнотехнологических проектов, расширению спектра целевого финансирования, переходу от конкурсных процедур в пользу кредитно-инвестиционного отбора и доработки проектов.

По нашему мнению, для запуска механизма импортозамещения нужна эффективная система доступного кредитования отечественного производителя под процент, не превышающий уровень его рентабельности. Если сегодня в обрабатывающей промышленности уровень рентабельности 7-8%, а банки готовы давать кредиты под 20% (а при вновь поднятой ЦБ ставке рефинансирования до 17% это будет 30%), о росте отечественного производства можно просто забыть.

Проанализировав состояние современного машиностроения, можно сделать вывод о том, что для развития отрасли характерны ограничивающие факторы: необходимость модернизации подавляющего числа производств; нехватка инвестиций; значительная зависимость от импорта на рынке технической продукции. В условиях западных санкций в ближайшем будущем неизбежно замедление темпов развития производства, если не будут пересмотрены приоритеты экономической политики посредством реализации программы импортозамещения и модернизации промышленности, и прежде всего машиностроения, целью которой должно стать не просто расширенное производство, а преобразование его на принципиально новой технической, технологической, организационной основе.

Для достижения такой цели, по нашему мнению, важны государственные инвестиции, в частности, посредством создания специальных фондов, финансирующих высокотехнологичные предприятия машиностроительной отрасли в сфере среднего бизнеса. Необходимо также создать эффективную систему доступного кредитования отечественного производителя под процент, не превышающий уровень его рентабельности, что позволит предприятиям дополнительно привлекать финансовые ресурсы для реализации инвестиционных проектов.

Модернизация промышленности и машиностроения, в частности, - это насущная и объективная необходимость, вызванная стремлением государства поддерживать долговременную социально-экономическую стабильность, наращивать экономическую мощь, укреплять мировые позиции страны и обеспечивать экономическую безопасность.

40

Примечания

1 Дубровина Н.А. Структурные факторы динамики модернизации машиностроения России // Финансы и кредит. 2014. № 3. С. 21.

Dubrovina N.A. Strukturnye faktory dinamiki modemizacii mashinostroenija Rossii // Finansy i kredit. 2014. № 3. S.21.

2 Краснопевцева И.В. Современное состояние материально-технической базы производительности труда на российских промышленных предприятиях// Экономика и управление в машиностроении . 2012. № 6. С. 21.

Krasnopevceva I. V Sovremennoe sostojanie material'no-tehnicheskoj bazy proizvoditel'nosti truda na rossijskih promyshlennyh predprijatijah// Jekonomika i upravlenie v mashinostroenii . 2012. № 6. S. 21.

3 Росстат [Электронный ресурс]: информ. аналит. материалы. Электрон. дан. М., 2015.URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ science_and_innovations/science. Дата обращения: 20.02.2015.

Rosstat [Jelektronnyj resurs]: inform. analit. materialy. Jelektron. dan. M., 2015.URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_ innovations/science. Data obrashhenija: 20.02.2015.

4 Пушкарева М.Б. Анализ факторов, препятствующих внедрению инновационноинвестиционных проектов// Финансы и кредит-2013. № 12. С.36.

Pushkareva M.B. Analiz faktorov, prepjatstvujushhih vnedreniju innovacionno-investi-cionnyh proektov// Finansy i kredit- 2013. № 12. S.36.

5 Голов Р. С. Инновационно-синергетическое развитие промышленных организаций (теория и методология)/ Р. С Голов, А. В. Мыльник. М.: Дашков и Ко.2012. С. 243. Golov R.S. Innovacionno-sinergeticheskoe razvitie promyshlennyh organizacij (teorija i metodologija)/ R. S Golov, A. V. Myl’nik. M.: Dashkov i Ko.2012. S. 243.

6 МинпромторгРоссии [Электронный ресурс]: информ. портал. Электрон. дан. М., 2015. URL: http://minpromtorg.gov.ru . Дата обращения: 15.01.2015.

Minpromtorg Rossii [Jelektronnyj resurs]: inform. portal. Jelektron. dan. M., 2015. URL: http://minpromtorg.gov.ru . Data obrashhenija: 15.01.2015

7 Недорослев С.Г. О роли машиностроительной отрасли в инноввационном развитии России//Секция «Технологическая модернизация как общественный и политический проект». Пленарное заседание Общественной палаты РФ. 28 апреля 2010 г. http://900igr.net/prezentatsu/ekonomika/Mashinostroenie-v-Rossii/Mashi-nostroenie-v-Rossii.html

Nedoroslev S.G. O roli mashinostroitel’noj otrasli v innovvacionnom razvitii Rossii// Sekcija «Tehnologicheskaja modernizacija kak obshhestvennyj i politicheskij proekt». Plenarnoe zasedanie Obshhestvennoj palaty RF. 28 aprelja 2010 g. http://900igr.net/ prezentatsii/ekonomika/Mashinostroenie-v-Rossu/Mashinostroenie-v-Rossu.html

8 Фонд развития промышленности [Электронный ресурс]: информ. портал. Электрон. дан. М., 2015. URL: http://www.rftr.ru. Дата обращения: 05.01.2015.

Fond razvitija promyshlennosti [Jelektronnyj resurs]: inform. portal. Jelektron. dan. M., 2015. URL: http://www.rftr.ru. Data obrashhenija: 05.01.2015.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.