экономика и управление
УДК 338.5
конкурентоспособность машиностроения: реальность и перспективы
Рассматриваются проблемы повышения конкурентоспособности экономики современной России и необходимость структурных изменений, модернизации машиностроительного комплекса. отмечается, что финансовая политика государства в области машиностроения формируется с позиций бизнеса, а не с точки зрения государственного управления, что подтверждается приоритетами бюджетного финансирования различных подпрограмм машиностроительного комплекса. Анализируются возможности осуществления инновационного и энергосырьевого сценария развития машиностроительного комплекса.
Ключевые слова: конкурентоспособность; анализ проблем машиностроения в условиях кризиса; приоритеты бюджетного финансирования программ; сценарии развития экономики.
There are obvious reasons for improving the competitiveness of the modern Russian economy and for structural changes and modernization of mechanical engineering complex. Nowadays, the government financial policy in mechanical engineering primarily reflects business needs rather than state governance considerations as seen from the budgetary funding priorities for engineering complex subprograms. Both innovative and based on energy resources scenarios are analyzed.
Keywords: competitiveness; analysis of problems of mechanical engineering in crisis conditions; priorities for budgetary funded programs; scenarios for the development of the Russian economy.
Сергеев Александр Александрович
канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика организаций», декан факультета очно-заочного обучения Финансового университета E-mail: sergeev.ser4844271@ yandex.ru
конкурентоспособность России на мировом рынке
В докладе последнего Мирового экономического форума [1] отмечается, что основными проблемами экономического развития России на макроэкономическом уровне остаются коррупция, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки, которые являются одними из причин неэффективного распределения ресурсов страны
и препятствуют росту конкурентоспособности государства на мировом рынке. В настоящее время на долю машиностроения и металлообработки приходится около 20% общего объема промышленной продукции России, а годовой оборот отрасли составляет более 55 млрд долл. США (в США, Японии, Германии удельный вес — 36-45%)Ч
Факторы, мешающие России воспользоваться своими конкурентными преимуществами
Россия занимает 64-ю строчку рейтинга конкурентоспособности наряду с такими странами, как Венгрия и Шри-Ланка (табл. 1). По сравнению с предыдущим периодом позиция России улучшилась на 3 пункта, но остается низкой. Россия, конечно, имеет преимущества по сравнению с другими странами: большие запасы сырьевых ресурсов, развитый рынок энергоресурсов, развитый рынок труда и наличие высококвалифицированной рабочей силы, небольшой
1 URL: http://witace.ucoz.ru.
О
IJ
Таблица 1
Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013-2014 гг.
Экономика Индекс глобальной конкурентоспособности 2013-2014 гг. Индекс глобальной конкурентоспособности 2012-2013 гг. Изменение позиции
Страна Рейтинг Оценка Рейтинг Тренд
Швейцария 1 5.67 1 0
Сингапур 2 5.61 2 0
Финляндия 3 5.54 3 0
Германия 4 5.51 6 2
Соединенные Штаты Америки 5 5.48 7 2
Швеция 6 5.48 4 -2
Гонконг 7 5.47 9 2
Нидерланды 8 5.42 5 -3
Япония 9 5.40 10 1
Великобритания 10 5.37 8 -2
Венгрия 63 4.25 60 -3
Россия 64 4.25 67 3
Шри-Ланка 65 4.22 68 3
Источник: URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2013-14.pdf.
внешний долг и др. Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают:
• низкая эффективность работы государственных институтов (118-е место в рейтинге);
• недостаточный инновационный потенциал (78-е место);
• неэффективная антимонопольная политика (116-е место);
• неразвитость финансового рынка (121-е место);
• низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг (135-е место);
• дефицит доверия инвесторов к финансовой системе (132-е место).
Машиностроение как драйвер развития экономики
Правительства развитых стран выделяют машиностроение в качестве приоритетного направления развития. Так, США ежегодно инвестируют в научные исследования в области машиностроения в среднем 2-2,5% ВВП, а государства ЕС — 3% ВВП. Такое внимание к машиностроению неслучайно,
именно эта отрасль при опережающих темпах развития является локомотивом в распространении технологических инноваций, служит основой для развития современных подотраслевых направлений и научных изысканий, позволяет создать предпосылки для роста экономики страны в целом.
Государственное регулирование машиностроительного производства в США подразделяется на два объекта:
1) регулирование антимонопольной деятельности;
2) контроль за реализацией федеральных программ.
Государство, кроме функций контроля и регулирования, принимает непосредственное участие в проектах, имеющих прямое отношение к машиностроению, финансируя до 50% их стоимости [2]. Важнейшим направлением государственной поддержки машиностроительного комплекса США можно считать расконсервирование и адаптацию новых достижений военной и космической отраслей для нужд машиностроения. По заданию американского правительства Минобороны США сформировало
Таблица 2
Ранжирование подпрограмм по величине бюджетных ассигнований, млрд руб.
Подпрограмма Бюджетные ассигнования, млрд руб.
1. Автомобильная промышленность. 258
7. Станкоинструментальная промышленность. 17,4
9. Силовая электротехника и энергетическое машиностроение 17,2
6. Транспортное машиностроение 13,6
8. Тяжелое машиностроение 6,6
2. Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность 3,3
3. Машиностроение специализированных производств 1,1
Итого на машиностроительные подпрограммы 317
Источник: URL: http://ecotrends.ru/subscribe/1783-2013-12-24-10-11-57.
список 22 особо важных технологий, 70% которых было адаптировано, профинансировано и реализовано в машиностроении и других отраслях, что способствовало ускорению инновационного развития страны.
В Японии деятельность экономической разведки, частных лиц в области НИОКР, политика стимулирования собственных научно-исследовательских разработок одновременно по нескольким направлениям вызвали синергетический эффект развития экономики страны. Государство всесторонне способствует внедрению инноваций, предлагая выгодные кредиты на закупку новых технологий и оборудования. Налоговая политика Японии отличается тем, что вводятся целевые налоговые льготы для продвижения современных научно-технических разработок. «Японское чудо» не стало бы явью, если бы государство активно не участвовало во всех направлениях научно-технического прогресса. Активной частью государственной политики становится таможенная политика. Государство снижает ввозные пошлины на высокопроизводительные и технологически совершенные станки иностранного производства, возводит защитные барьеры в целях ограничения доступа иностранной продукции и повышения конкурентоспособности собственного производства [3]. После вступления Японии в ВТО на японский рынок вышли зарубежные компании, но страна добилась почти невозможного: эталоном конкурентоспособности технической продукции стал внутренний рынок. Японские производители устанавливают цену на свою продукцию в соответствии с ее качеством. Именно японское оборудование демонстрирует лучшие в мире показатели,
такие как эффективность, точность, надежность и качество [4].
В 1990-х гг. Германия проводила обновление в машиностроении за счет государственных средств. Этому способствовала налоговая политика. В эти годы до 90% прибыли промышленных корпораций отчислялось государству и аккумулировалось на специальных счетах для проведения реконструкции, модернизации и строительства новых, технологически совершенных предприятий. В настоящее время каждое третье промышленное предприятие Германии является инновационным. Две трети продукции машиностроения идет на экспорт.
конкурентоспособность российского машиностроения
В России государство предпринимает меры, направленные на повышение конкурентоспособности машиностроения посредством государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [5]. По нашему мнению, финансовая политика России в области машиностроения формируется с позиций бизнеса, а не с точки зрения государственного управления, что подтверждается приоритетами финансирования в машиностроении России, приведенными в табл. 2. Нетрудно заметить, что автомобильная промышленность, имея наиболее высокую величину доходности, стоит на 1-м месте.
В России преобладают третий и четвертый технологические уклады (в развитых странах доминируют пятый и шестой уклады). Основные производственные фонды на 70-80% изношены, а более 30% оборудования произведено по устаревшим технологиям.
При среднем за последние 10 лет темпе обновления 2% в год основные фонды промышленности, включая сооружения, машины и оборудование, должны работать до их замены 50 лет. Это равносильно почти полной ликвидации промышленности России2. В дополнение к низкому качеству продукция экспорта невысокотехнологична. Российские предприятия машиностроения отличаются от аналогичных предприятий США, ФРГ, Японии и других высокоразвитых стран низкой инвестиционной привлекательностью и низким уровнем деловой активности. Все это откладывает отпечаток на качестве продукции, затратах на производство и эффективность деятельности. Инновациям в этих условиях просто не находится места. Ввиду этих причин экспорт российской продукции машиностроения составляет незначительную часть в стоимости экспорта страны и отличается невысоким уровнем технологичности.
В теории конкурентных преимуществ, разработанной в исследованиях М. Портера [6], выделяются два вида конкурентного преимущества предприятия: низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация представляет собой способность предприятия обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде высокого качества товаров, товаров рыночной новизны, высокого качества послепродажного обслуживания.
В настоящее время машиностроительная отрасль имеет невысокий уровень конкурентоспособности по этим показателям как внутри России, так и на международном рынке. Причины низкой доли экспорта известны: качество продукции, экспортируемой в страны СНГ (в основном), невысокое.
По данным исследования, осуществленного в 2012 г. Институтом экономики переходного периода, известность марки (бренда) считают конкурентным преимуществом 37% предприятий на внутренних рынках (3-е место в рейтинге) и 28% — на внешних рынках (4-е место). К 2012 г. в качестве конкурентного преимущества стало чаще упоминаться лучшее качество. В машиностроении фактор лучше -го качества стал особенно заметным (2-е место в отраслевом рейтинге с 43% упоминаний).
Если в 2006 г. более низкие цены считали своим конкурентным преимуществом на внешних рынках 59% организаций, в 2012 г.—только 41%3.
2 И^: http://riskprom.ru.
3 И^: http://biz-books.biz.
Важным показателем, определяющим конкурентоспособность машиностроения, является его доля в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности, которая дает представление о степени развитости этой отрасли в экономике страны. Практически все страны первой десятки международного рейтинга конкурентоспособности имеют долю машиностроения в общей стоимости продукции, превышающую 25%, например ФРГ и Швейцария — 38%, Япония — 37%; США — 36%.
В развивающихся быстрыми темпами Китае, Индии, Бразилии этот показатель достигает только 25%. В то же время справедливо будет отметить, что такие государства с неразвитым машиностроением, как Новая Зеландия и Австралия, имеют также 20%-ную долю машиностроения в общей стоимости обрабатывающей промышленности. Доля машиностроения в общей стоимости обрабатывающей промышленности в России находится на том же уровне (20-25%).
Доля машиностроения в стоимости экспорта страны отражает степень вовлечения национальной отрасли в международное разделение труда, уровень востребованности продукции на мировом рынке, связанный прежде всего с ее качеством. По экспорту машиностроение в России занимает 2-е место после ТЭК. Эта отрасль дает 15% экспорта России4. По данным Института проблем естественных монополий, 40% ВВП России создается за счет экспорта сырья. Машиностроение, электроника и другие высокотехнологичные отрасли формируют 7-8% отечественного ВВП. Экспорт высокотехнологичной продукции составляет всего 2,3% промышленного экспорта России. Для сравнения: в США этот показатель равен 32,9%, в Китае — 32,8%. Удельный вес России в глобальном экспорте наукоемкой продукции не превышает 0,3%. На долю отечественного станкостроения приходится не более 1% станков, закупаемых российским бизнесом5.
Общий экспорт машиностроительной продукции в высокоразвитых странах, например Японии, составляет 64%, США, ФРГ, Швеции, Канаде — более 40%. Неплохих показателей достигли и быстро развивающиеся индустриальные страны Азии — 30-0%. У стран, находящихся во второй половине рейтинга (см. табл. 1) этот показатель невысокий. Единственный показатель, по которому Россия немного уступает США, — это экспорт на мировом рынке вооружения — 23% (США — 32%).
4 И^: http://newsruss.ru.
5 И^: http://newsland.com.
Пути повышения
конкурентоспособности российского машиностроения
Среди причин, мешающих повышать конкурентоспособность российского машиностроения и промышленности в целом, можно назвать:
• структурные диспропорции;
• высокую степень износа основных фондов;
• низкую восприимчивость к внедрению инноваций;
• технологическое отставание в ряде отраслей;
• низкую производительность труда;
• высокую материало- и энергоемкость;
• отсутствие современного оборудования для выпуска инновационной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции;
• низкую долю продукции с высокой долей добавленной стоимости;
• недостаточные кадровое обеспечение и финансово-экономические возможности.
Сложившаяся ситуация — это результат невмешательства государства в экономику машиностроения. Большинство экспертов высказываются о том, что государству нужно стимулировать развитие машиностроения налоговой политикой, определением перечня новейших технологий двойного назначения, которые должны быть разморожены. По мнению экспертов, государственное регулирование должно затрагивать все стороны экономической жизни предприятий и быть нацеленным на стимулирование развития и потребления новых технологических продуктов.
В табл. 3 представлены некоторые показатели работы машиностроения и металлообработки за предыдущие годы и сделан прогноз на 2014 г.
Несмотря на увеличение численности промыш-ленно-производственного персонала, объем производства растет незначительно, а в 2013 г. рост и вовсе остановился. Это свидетельствует о снижении производительности труда, повышении затрат и уменьшении эффективности производства, которое происходит в том числе и по причине неэффективного государственного управления: современная концепция налогообложения отрицает необходимость введения льгот для определенных секторов экономики. Профессор Й. Ланг в проекте Кодекса налоговых законов для государств Центральной и Восточной Европы выражает свою концепцию таким образом: «налоговые привилегии усугубляют налогообложение для тех, кто не попадает в число льготников, активизируют их сопротивление налогам и дают
повод к новым привилегиям. А уж коль взошли семена налоговых привилегий, то освободиться от них возможности почти не представляется» [7].
Первое направление решения большинства проблем машиностроительного комплекса — развитие внутреннего рынка продукции машиностроения. Объем заказов определяет степень зависимости предприятий машиностроения. Расширение и развитие внутреннего рынка должны сгладить проблемы, вызванные существованием естественных монополий, и повысить конкурентоспособность машиностроительного комплекса.
Второе направление решения проблем машиностроения — проведение технологической модернизации предприятий машиностроительного комплекса:
• внедрение новых технологий, способствующих повышению конкурентоспособности машин и оборудования;
• повышение финансовой устойчивости машиностроительных предприятий путем их объединения в крупные корпорации и холдинги;
• улучшение рентабельности предприятий посредством оптимизации структуры производства благодаря использованию программного управления и роботизированных линий;
• увеличение темпов обновления и ввод более совершенных основных фондов за счет инвестиций, государственного финансирования и частного капитала;
• создание федеральных научных центров современных технологий.
Третье направление решения проблем — совершенствование финансирования современного машиностроения:
• льготное кредитование производителя, направляющего инвестиции в развитие и модернизацию производства 80% и более прибыли и 100% амортизационных отчислений;
• освобождение от налогообложения реинвести-рованой величины прибыли;
• стимулирование инвестиционной активности посредством предоставления льгот по налогам на землю, а также таможенных льгот на ввозимое технологически современное оборудование и технику;
• финансирование инновационной деятельности за счет льгот по НДС, налогу на имущество, а также таможенных льгот на вывозимую за рубеж инновационную продукцию.
По оценкам экспертов, существуют два пути развития машиностроительного комплекса: инновационный и энергосырьевой. При условии реализации
* http://revolution.allbest.ru.
Источник: Кисельников Е.А. Статистика машиностроения: основные показатели эффективности функционирования (часть 1) // Основы ЭУП. 2013. № 2 (8). URL: http://revolution.allbest.ru/economy/00278229_0.html.
Таблица 3
основные показатели работы машиностроения и металлообработки*
Показатель 1998 1999 2000 2001 2002 2014
Число действующих предприятий (на конец года), тыс. 57,8 56,6 54,7 51,8 45,4 58,3
Объем промышленной продукции, млрд руб. 257 513 780 1015 1126 1350
Индекс промышленного производства в процентах к предыдущему году 91 117 120 107 102 100,3
Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, тыс. человек 3969 3840 3845 3618 3495 5730
Сальдированный финансовый результат, млрд руб. 10492 43217 61670 69431 50766 40567
Уровень рентабельности продукции, % 10,3 18,4 14,1 14,5 12,7 6-8
инновационного сценария развития предполагается разработка и производство продукции с улучшенными параметрами качества с одновременным замещением импортных машин и технологий. По различным оценкам, стоимость производства должна возрасти до 14 805 млрд руб. в 2025 г. Объемы производства машиностроительного комплекса в ценах 2007 г., в рамках инновационного сценария с оценкой «полного» влияния технологической модернизации за период 2010-2025 гг. вырастут в 3,3 раза [8].
Согласно энергосырьевому сценарию должна произойти полная модернизация отрасли. До 2015 г. текущий спрос на продукцию машиностроения будет удовлетворяться за счет технологий предыдущего поколения и импортозамещения, затем — благодаря частичной замене импортных технологий на отечественные. Для энергосырьевого сценария в условиях учета «полного» влияния технологической модернизации объемы производства машиностроительного комплекса прогнозируются в размере 9623 млрд руб. в 2025 г. [8, с.385].
Таким образом, вероятность достижения постав -ленных целей в полном объеме с учетом положительных и отрицательных тенденций и при соответствующем финансировании научных разработок в области нового оборудования, по нашему мнению, невелика. Можно сделать вывод о том, что реализация сценария инновационного развития в полной мере не представляется возможной. В то же время в машиностроительном комплексе есть потенциал, который должен быть реализован.
литература
1. The Global Competitiveness Report 2013-2014). URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Globa lCompetitivenessReport_2013-14.pdfo
2. Сметана В.В. Развитие станкостроения в США. URL: http://www.mashportal.ru/machinery_ world-23905.aspx.
3. Сметана В.В. Развитие станкоинструменталь-ной отрасли Японии в послевоенное время. URL: http://www.mashportal.ru/machinery_ world-22915.aspx.
4. Сметана В.В. Опыт развития станкоинстру-ментальной отрасли в Германии. URL: http:// www.mashportal.ru/machinery_world-22915. aspx.
5. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Официальный портал Минпромторга России. URL: http://www. minpromtorg.gov.ru.
6. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2011. 454 с.
7. Ланг Й. Проект кодекса налоговых законов для государств Центральной и Восточной Европы / пер. с нем. Бонн: Федеральное министерство финансов, 1993. 464 с.
8. Прогноз научно-технического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. URL: http://refdb.ru/look/1384005-pall. html.